Классификация ксеноновых ламп для авто
В море света: разбираемся в типах ксеноновых ламп
Если вы решили установить в свой автомобиль ксеноновые источники света и уже запланировали визит в спеццентр, то для полноценного диалога с тамошними мастерами неплохо было бы, как говорится, изучить матчасть. Конечно, обо всех новинках и предложениях по установке вам расскажут на месте, но определиться с типами ламп, их возможностями и характеристиками лучше самостоятельно. И вот вам небольшой “ликбез”.
Ксенон — это безопасность
Почему, практически всем, без исключения, нравится ксеноновый свет в качестве головного в автомобиле? Опять же, абсолютное большинство сразу скажет: “Да потому что красиво!”. И лишь после ночных поездок с использованием ксеноновой оптики наверняка добавит: “О, так это еще и значительно повышает безопасность!”. И этот аспект, который многим изначально не очевиден, и должен ставиться во главу угла при принятии решения об установке комплекта в автомобиль. Вы инвестируете в свою безопасность, прежде всего. И лишь во-вторую очередь — в улучшение внешнего вида.
Так в чем фишка, почему ксеноновые фары лучше галогенок, и за счет чего достигается такое яркое свечение?
Разряд высокой интенсивности
По своей конструкции ксеноновые фары довольно просты — в колбу закачивается смесь инертных газов, включая ксенон. Причем, каждый производитель старается создать свой “коктейль”. При подаче тока высокого напряжения на электроды в начальный момент образуется разряд высокой интенсивности — запускается процесс ионизации частиц газов в колбе и формирование газоразрядной дуги. Свечение этой дуги мы и видим в качестве света ксеноновых фар нашего автомобиля.
Интенсивность светового потока характеризуется такой величиной как цветовая температура, измеряемая в Кельвинах (К). Применительно к существующим и используемым в автомобильной оптике ксеноновым фарам, этот параметр может рассказать и о их функциональных характеристиках, и о вариантах использования.
Например, ксеноновые лампы с температурой свечения 3200-3500 К дают желтый свет, очень похожий на свет галогеновых ламп. Такой вид отлично подойдет для противотуманной оптики.
Для головного освещения используют лампы с температурой свечения 4200-4500 К. Собственно, именно они и излучают этот красивый нейтрально-белый свет, который нравится подавляющему числу автомобилистов. Такая интенсивность не дает цветового искажения освещаемых фарами предметов, световой поток имеет максимальную плотность и минимальное рассеивание.
Вдобавок, можем сказать, что практически весь “заводской” ксенон идет именно с такой цветовой температурой. А во многих странах оптика с температурой более 5000 К попросту запрещена.
Конструкции ксеноновых фар
В самом простом виде рабочий модуль ксеноновой фары состоит непосредственно из лампы с газами и подключенным к ней блоком розжига:
Такой комплект чаще всего и устанавливают в штатную оптику.
Для получения концентрированного и направленного светового потока ксеноновые лампы устанавливают в корпус с линзой:
Причем, подобные конструкции давно уже не удел лишь заводской установки — во многих наших спеццентрах можно обзавестись подобным модулем. Впрочем, как и биксеноновыми линзами — в такой оптике предусмотрен механизм переключения с ближнего света на дальний при помощи специальной “шторки”:
Виды ксеноновых ламп по типу цоколя
Тем, кто в вопросе хочет разобраться досконально, нелишним будет узнать и о видах самих ксеноновых ламп. На практике применяются лампы с двумя типами цоколей — тип H и тип D.
Первые имеют широкий спектр цветовых температур от 3000 до 8000 К и, соответственно, широкий диапазон применения.
Н1 — универсальная лампа, яркость в 2,5-3,5 раза больше галогенок, при этом на столько же меньше потребляет энергии. Применяется и для ближнего света, и для дальнего, и в противотуманки их ставят.
Н3 — самые маленькие лампы, отлично подходят для противотуманок, дают насыщенный желтый свет с голубым отливом
H4 — лампы, используемые в конструкциях фар с комбинированным светом (ближний\дальний).
Н9 — такие лампы используют немецкие производители для комплектации фар дальнего света. Дают бело-синий свет
Что касается ламп с цоколем типа D, то они предназначены исключительно для ближнего света. На производстве этих ламп специализируются ведущие мировые бренды — Osram и Phillips. Цветовая температура — 4300 К.
Что касается технологических особенностей линейки ламп типа D, то здесь особое внимание уделяется и устойчивой работе в условиях перепадов температур (D2S), и нанесению специальных покрытий, устраняющих паразитное свечение (D1R). Безусловно, сделан акцент на экологичность (D4S), экономичность и максимально долгий срок службы.
Вся правда о ксеноне
Ксенон, в качестве источника света, стал массово использоваться в автомобиле (в заводской комплектации) еще с конца 90х годов, а начиная с 2002-2003 г. на рынке начали появляться разнообразные комплекты для модернизации штатных систем использующих галогеновые лампы под установку ксеноновых ламп. Сегодня в продаже можно найти ксеноновое оборудование любого качества и ценового диапазона для установки абсолютно в любое транспортное средство не только в качестве источника головного или противотуманного света, но и для установки в фонари заднего хода, подсветки салона и пр. Тем не менее до сих пор бытует множество неверных суждений о свойствах и возможностях ксенонового оборудования. В этой статье мы постараемся развеять большинство из них, или же наоборот подтвердить.
Миф первый: ксенон можно устанавливать только в линзованную оптику.
Сначала хотелось бы разделить оптические элементы головных фар на два вида: рефлекторная оптика и оптика с применением линз (линзованная оптика). В рефлекторной оптике формирование светового пучка происходит за счет отражения света от внутренней поверхности фары (отражатель), который рассчитан таким образом, чтобы по возможности равномерно освещать пространство впереди автомобиля, избегая при этом засветки в области глаз водителя встречного автомобиля. В ввиду особенностей «работы» такого отражателя и с учетом его сложной формы обусловленной дизайном фар автомобиля получить четкую свето-теневую границу практически невозможно, однако у рефлекторной оптики есть и свои плюсы — за счет своей сложной формы она позволяет осветить намного большее пространство впереди автомобиля, особенно в режиме дальнего света. В линзованной оптике световой поток формируется так же с помощью параболического отражателя внутри светового элемента и далее фокусируется и распределяется с помощью линзы. Если линза предназначена для формирования пучка ближнего света, ограничение светового потока производится за счет установки специальной перегородки-ограничителя внутри элемента, между отражателем и самой линзой, тем самым достигается четкое «срезание» светового пучка и отличное формирование свето-теневой границы. Однако у линзованной оптики есть и свой минус, связанный с оптическими свойствами самой линзы, который особенно проявляется так же в режиме дальнего света — это ширина светового пучка и его дальность. Поэтому в большинстве автомобилей с раздельной оптикой (отдельно ближний и отдельно дальний свет) для дальнего света используется именно рефлекторный отражатель, а для формирования светового пучка в дополнительной оптике дальнего света, особенно используемой для установки на внедорожники, раллийные автомобили, а так же в прожекторах, применяется только рефлекторный тип отражателя.
Теперь о мифе — для примера хотелось бы привести два вида оригинальных ксеноновых ламп производства Philips — D2S и D2R. Эти две лампы имеют одинаковую форму и разъем, однако первая предназначена для установки именно в линзованную оптику заводской комплектации, а вторая — как раз в рефлекторную (к примеру, на автомобили Lexus GS300). Таким образом, мы видим, что ксенон устанавливается, причем в заводской комплектации, в том числе и в фары с рефлекторным отражателем. А существование этого мифа в первую очередь связано с тем, что фара далеко не каждого автомобиля, в которой используется рефлекторный отражатель, допускает установку ксеноновых ламп, не превышая при этом допустимый порог засветки в соответствующих зонах. Поскольку световой поток ксеноновой лампы значительно выше чем у галогеновой, количество света в точках зоны глаз водителя встречного авто начинает превышать допустимый параметр, тогда как галогеновая лампа позволяет уложиться в нормы. В линзованной оптике происходит четкое формирование светового пучка, тем самым, исключая паразитку засветку. К тому же большую роль играет качество используемых ксеноновых ламп — зачастую дешевые комплекты ввиду несоблюдения стандартов при изготовлении не обеспечивают правильное попадание в фокус при установке в фару (положение газового разряда в колбе ксеноновой лампы относительно отражателя не совпадает с правильным, по сравнению с нормальной галогеновой лампой).
Исходя из всего вышесказанного, теоретически миф разрушен, однако на практике установка ксеноновых ламп в фары с рефлекторным отражателем на некоторых автомобилях в ввиду их конструктивных особенностей может привести к ослеплению водителей встречного транспорта. Поэтому мы настоятельно рекомендуем каждому, кто желает заменить штатные источники света на ксеноновые, подходить разумно к этому решению, выбирая оптимальный вариант (благо сейчас доступны не только всевозможные варианты ксеноновых ламп под любой цоколь, но и универсальные модули ксеноновых и биксеноновых линз для установки в любые типы фар головного света), обязательно регулировать фары после установки и уважать других участников движения.
Миф второй: установка ксенона должна сопровождаться обязательной установкой автокорректора и омывателя фар.
Как известно практически все автомобили с ксеноном в заводской комплектации снабжены омывателем фар и автокорректором. Автокорректор необходим для того, чтобы колебания кузова на неровностях дорожного покрытия, не приводили к ослеплению водителей встречных авто из-за «моргания» фар в такт перемещения автомобиля относительно дороги. Скорость срабатывания автокорректора достаточно высока, что позволяет сглаживать даже резкие перемещения кузова (наверняка многие обращали внимание на немного запоздалое следование светового пучка на автомобилях со штатно установленным ксеноновым оборудованием при проезде неровностей), однако у автокорректора есть определенное ограничение по углу регулировки, поэтому при значительных перемещениях кузова автомобиля относительно дорожного полотна, автокорректор не в силах его полностью сгладить.
Омыватель фар довольно полезная опция, устанавливаемо штатно, или как дополнительная опция на многие автомобили, не только имеющие в списке заводской комплектации ксенон. Однозначно, грязь на стекле фары, мешает правильному рассеиванию света, ухудшает его интенсивность, а так же может привести к ослеплению водителей встречных автомобилей. Данная опция на наш взгляд является достаточно полезной, однако актуальность ее использования на наших дорогах ввиду «национальных особенностей и бед» и вездесущей грязи «заклеивающей» авто от бампера до бампера, остается спорной.
Наше мнение — данные опции являются полезным дополнением любого автомобиля, не только с ксеноновым светом, однако их обязательное использование является спорным.
Миф третий: биксенон «круче» просто ксенона.
Старое заблуждение — разница ксенона и биксенона заключается только в использовании различных ламп. Ксенон, или моноксенон, используется в фарах предназначенных для формирования пучка ближнего или дальнего света, в зависимости от типа отражателя. Биксенон — это лампа, заменяющая галогеновые лампы с двумя нитями накала, которая используется для формирования и ближнего и дальнего света в одной фаре и одной лампой. Смена режимов производится с помощью изменения фокусного расстояния газового разряда относительно отражателя, рассчитанного таким образом, что в зависимости от положения газового пучка (или нити накала в галогеновой лампе) меняется направление светового пучка. В галогеновых лампах применены две нити накала, работающие попеременно, в ксеноновой лампе одна колба двигается относительно своей оси при помощи привода (в основном электромагнита).
Таким образом разница между комплектом биксенона и ксенона состоит только в разнице ламп и дополнительном комплекте реле и модуля управления переключением с ближнего на дальний свет. блоки розжига одинаковы, как и мощность и яркость светового потока.
Миф четвертый: модный «синеватый» ксенон лучше всего светит.
Самое большое заблуждение, распространяемое в том числе и многочисленными сайтами, предлагающими ксеноновое оборудование. Если не брать в расчет личностные предпочтения, являющиеся сугубо индивидуальными, относительно того какой цвет ксенона визуально более предпочтителен, а рассматривать реальную яркость и интенсивность светового потока, то самым ярким является ксенон (да и любой источник света) с температурой 4300К, световой поток которого у 35W ксеноновых ламп может составлять до 3200 люмен. Чем выше или ниже световая температура, тем меньше интенсивность светового излучения. Именно из-за этого, оригинальный ксенон, устанавливаемый на авто в заводской комплектации имеет световую температуру 4200-4300К.
На наш взгляд оптимальным является установка ламп с температурой 4300К (теплый белый, немного с желтым оттенком) или 5000К (холодный белый).
Миф пятый: ксенон светит ярче, дальше и дольше служит.
Наверняка Вы часто встречали на многих сайтах, да и просто слышали от продавцов, 100% убеждение в том, что поставив ксенон, Вы решите все проблемы с освещением дороги и избавитесь от необходимости в периодической замене ламп. А что же на самом деле?
Яркость излучаемого светового потока ксеноновой лампы 35W составляет 2500-3200 люмен (в зависимости от цветовой температуры и производителя колбы), яркость светового потока галогеновой лампы 55W составляет 1500-2000 люмен (в зависимости от производителя и применения технологий повышающих мощность излучения, таких как Night Breaker от Osram или BlueVision от Philips). Таким образом выбирая ксеноновую лампу с температурой 4300-5000К Вы получаете примерно в полтора раза большую интенсивность светового потока по сравнению с галогеном, по цвету максимально приближенному к дневному, одновременно с меньшим потреблением и нагрузкой на бортовую сеть. Срок службы ксеноновой лампы при правильной эксплуатации и работоспособности оборудования составляет не менее 2000 часов, галогеновой лампы — примерно 400-500 часов. Интенсивность светового потока ксенона на протяжении практически всего срока службы не изменяется («старение» газа начинается примерно после 2500 часов работы), у галогеновой лампы ввиду естественного старения и утончения нити накаливания интенсивность излучения начинает снижаться практически сразу, поскольку она сильно подвержена воздействиям перепада температур и вибрациям.
Учитывая все вышеизложенное, при грамотной установки качественного ксенонового оборудования соответствующего именно Вашему типу фар головного света, Вы получаете значительное увеличение светового потока, обеспечивающее большую безопасность при движении в темное время суток, не ослепляя водителей встречных авто, одновременно со значительным увеличением интервала замены источника света.
Все, что нужно знать о ксеноновых лампах
Нынче, ксеноновые лампы – это одни из самых популярных типов источников света для использования в головной оптике транспортных средств. Однако необходимо знать, что это такое, какими параметрами обладает, и почему же на сегодня является лучшим оборудованием для повышения безопасности на дороге при непогоде и в ночь.
Ксеноновые лампы – что это?
Ксеноновые лампы – это газоразрядные источники света, которые ставятся в головную оптику автомобиля, и обеспечивают качественное, насыщенное и мощное освещение. С появлением таких ламп в 1992 году, по статистике стало происходить до 50% меньше аварий по причине плохой видимости на дороге, как в ночь, так и при непогоде.
Таким образом, в связи с обеспечением лучшей видимости для водителей на дороге, ксенон получает все большее распространение.
Отметим, что ксеноновые лампы – это не все составляющие данного типа освещения. Такие источники света нуждаются в дополнительном оборудовании, таком как: блоки розжига, омыватели и автокорректоры фар и, возможно, биксеноновые линзы, в зависимости от типа монтажного цоколя прибора и его назначения.
Главные особенности, преимущества ксеноновых ламп
Главная особенность ксеноновых ламп – высокая яркость, которая и влияет на положительный выбор водителей во всем мире в пользу этого типа освещения для головной оптики собственных транспортных средств.
Основные преимущества ксеноновых ламп:
Меньшее потребление
энергии
Устойчивость к
вибрациям
Классификация
ксеноновых ламп
Ксеноновые лампы имеют множество видов, о которых вы, как водитель, обязательно должны знать, поскольку рано или поздно приходит момент, когда необходимо произвести замену лампы.
I. По типу производства.
Оригинальные – ксеноновые лампочки, которые устанавливают на автомобили с завода производителя. Они отличаются высоким качеством, надежностью и стабильностью работы, а также длительным эксплуатационным периодом. Имеют цоколя: D1S/R, D2S/R, D3S/R, D4S/R, D5S, D8S.
Универсальные – ксеноновые лампочки, которые устанавливаются на галогеновую автомобильную оптику, при ее переоборудовании на данный тип освещения. Они менее практичны и производительны, чем предыдущий тип, но все же пользуются большей популярностью в силу невысокой стоимости и распространенности. Имеют цоколя: Н1/Н7/Н4/Н3/Н9/Н10/Н11/Н8/Н27 и НВ3/НВ4/НВ1/НВ5.
II. По типу конструкции.
Моно-ксенон – это лампочки, имеющие неподвижную колбу. Они обеспечивают исключительно один режим света – или ближний, или дальний. Такими лампами могут быть как оригинальные, так и универсальные типы источников света.
Биксенон – это лампочки, которые имеют подвижную колбу и специальную шторку. По принципу магнитно-резонансной работы они обеспечивают и ближний, и дальний луч света. Когда вы переключаете режимы, магнит опускает или же поднимает лампу, что и гарантирует выдачу того или иного типа света. Обычно, биксеноновые лампы универсальны, поскольку оригинальные не имеют такого принципа работы.
III. По типу монтажа (касается только оригинальных ламп).
В прожекторную/линзованную или же адаптированную оптику – это лампочки, которые имеют цоколь с пометкой S. Их устанавливают исключительно в линзу.
В рефлекторную или же стандартную оптику – это лампочки, которые имеют цоколь с пометкой R. Устанавливаются в простую оптику автомобилей с качественным отражателем. Имеют специальное антибликовое покрытие на колбе лампы, исключающее неправильное рассеивание света, следовательно, и засветы.
IV. По типу необходимости дополнительного оборудования.
1. Нуждаются в дополнительном оборудовании – это все оригинальные или же универсальные лампы.
2. Не нуждаются в дополнительном оборудовании.
В настоящее время есть уникальные оригинальные ксеноновые лампы с цоколем D5S и D8S, отличающееся в плане эксплуатации, необходимости дополнительного оборудования от всех существующих раннее.
Ксеноновые лампочки с цоколем D5S от компании Philips – это оригинальные уникальные источники света, которые не нуждаются в таком дополнительном оборудовании, как блоки розжига (вынесен под колбу лампы в металлический корпус, является встроенным), омывателях и автокорректоре фар (благодаря специфической работе).
ОДНАКО! Такие ксеноновые оригинальные лампочки устанавливают в линзованную оптику автомобилей, следовательно им необходима биксеноновая или же моно-линза.
Ксеноновые лампочки с цоколем D8S от компании Osram – не нуждаются в омывателях и автокорректорах фар. ОДНАКО! Для таких ламп обязательно необходимы блоки розжига, а также они ставятся исключительно в прожекторную оптику автомобилей, то есть нужна линза.
Производители ксеноновых ламп
Как уже отмечалось, ксеноновые лампы отличаются по производителям – оригинальным и универсальным.
Основные производители оригинальных ксеноновых ламп и модели
Производитель | Страна производства | Модели |
Philips | Германия | Standart, Vision +30%, X-Treme Vision +50%, BlueVision Ultra |
Osram | Германия | Xenarc/Original, Cool Blue Intense, Night Breaker, Xenarc Silverstar |
Основными производителями универсальных ксеноновых ламп является китайские кампании Galaxy, Contrast, Infolight, Prolumen, Hid, Tesla, Sho-me, Cyclon и IL Trade.
Внимание!
Некоторые параметры оригинальных и универсальных ламп отличаются. Это говорит о том, что именно оригинальные лампы являются самыми лучшими источниками для оборудования головной оптики автомобилей.
Основные параметры ксеноновых лампочек
Ксеноновые лампы многим отличаются от привычного галогена, который длительное время был единственным типом света для оборудования головной оптики автомобилей.Повышенная популярность на ксенон оправдана его высокими параметрами, которые привлекают все большее количество водителей на покупку именно данного типа освещения.
Характеристики ксеноновых ламп
Вопрос-ответ про ксеноновые лампы
В чем отличие цоколей оригинальных ламп D1/2/3/4?
Влияет ли цветовая температура на яркость источника?
Немного. Чем выше цветовая температура источника, тем менее ярким будет казаться свет.
Во время включения ксеноновая лампа светит голубым?
Все ксеноновые лампы, вне зависимости от их цветности, изначально, при включении имеют не характерный для них голубой оттенок, но постепенно разжигаясь, они приобретают нормальную свою цветность.
Почему рекомендуется производить замену сразу двух источников света, даже если вторая рабочая?
Дело в разнице цветового спектра. Со временем, даже новые ксеноновые лампочки, примерно через 200-500 часов изменяют свою цветность в сторону более белого или же голубоватого света. Поэтому, если вы замените одну лампу, то даже визуально будет видна разница в цвете, что приведет к понижению видимости.
Что может влиять на снижение срока эксплуатации ксеноновых ламп?
Несмотря на высокое качество ксеноновых ламп, есть некоторые факторы, которые могут кардинально влиять на снижение эксплуатационного периода:
Могут ли быть опасными ксеноновые лампы?
Внутри колбы лампы в процессе работы образуется очень высокое давление. Если же лампа дефективная, или же на стекле появились микротрещины – то это может привести к разрыву колбы, соответственно, все осколки разлетятся по сторонам. Также, в лампочках содержится ртуть, которая может при распространении быть очень опасной. Следовательно, если вы заметили дефекты лампы, то не стоит ее устанавливать. Все ксеноновые источники света обязательно должны быть установлены в предназначенное для них место – фары, и только в них их можно активизировать.
Есть ли недостатки ксеноновых ламп?
Несомненно. Ксеноновые лампы также имеют некоторые недостатки – это слишком высокая цена, обязательное приобретение дополнительного оборудования, а при неправильной установке – они могут ослеплять водителей встречного транспорта.
Как сильно нагревается ксеноновая лампа при работе?
Ксеноновые источники света, в отличие от галогеновых, не характеризуются высокой температурой нагрева. В ксеноновых лампах на тепло уходит всего 10%, в то же время как в галогеновых этот показатель достигает до 40%.
Таким образом, ксеноновая лампочка практически не нагревается, следовательно, ее использование допускается и в пластиковых фарах.
Яркий свет ксенона не слепит, отражаясь от снега и дождя?
При непогоде, а именно в снег, дождь или туман – свет ксеноновых ламп не создает «световую стену».
Если же вы приобрели ксеноновые лампы с цветовой температурой 4300 К или 5000 К, то такие источники с легкостью пробивают дождь, туман, снег и хорошо освещают дорожное полотно. Ксеноновые лампы с цветовой температурой 6000 К также отличаются неплохой способностью пробивать непогоду, но все же не так эффективны, как предыдущие.
Какую цветность ламп лучше выбирать?
Рекомендуется использовать ксеноновые источники с цветовой температурой 4300 К. Это идеальная лампочка с теплым бело-желтоватым светом, которая эффективна как в ночь, так и при плохих метеорологических условиях. Лампа с такой цветностью отлично пробивает дождь, туман и снег, при этом не отражается и не кристаллизируется от капель влаги.
Советы водителям
Ксеноновое освещение – лучший тип света для головной оптики автомобилей в силу разных причин: