Классификация и общее устройство автомобилей лекция

Лекция 1

Тема лекции

Общее устройство автомобиля и двигателя

План лекции

1.1 Определение понятия «автомобиль»

1.2 Определение понятия «пожарный автомобиль»

1.3 Определение понятия «аварийно-спасательный автомобиль»

1.4 Определение понятия «базовое шасси»

1.5 Задачи курса «Базовое шасси пожарных и аварийно-спасательных автомобилей»

1.6 Общее устройство автомобиля

1.7 Автомобильные двигатели. Назначение, классификация

1.8 Общее устройство двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Литература, интернет-источники

1. Автомобиль: Основы конструкции : Учебник для вузов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» / Н.Н. Вишняков, В.К. Вахламов, А.Н. Нарбут и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1986. – 304 с.

2. Устройство автомобиля : Учебник для учащихся автотранспортных техникумов / Е.В. Михайловский, К.Б. Серебряков, Е.Я. Тур. – 6-е изд., стереотип. – М.: Машиностроение, 1987. – 352 с.

3. Пожарная техника : Учебник / Под ред. М.Д. Безбородько. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2004. – 550 с.

Содержание лекции

1.1 Определение понятия «автомобиль»

Автомобиль (от греческого autos – «сам» и латинского mobilis – «подвижный») – самоходная транспортная машина, приводимая в движение установленным на нем двигателем.

Любой автомобиль состоит из трех основных частей :

По назначению автомобили подразделяют на:

3) специальные – не выполняют транспортную работу. Оборудованы специальными приспособлениями, устройствами, механизмами. Могут иметь специальные кузова.

Пожарные и аварийно-спасательные автомобили относятся к специальным автомобилям.

1.2 Определение понятия «пожарный автомобиль»

Согласно ГОСТ Р 53248-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Номенклатура показателей:

Основные пожарные автомобили (ПА):

1) перевозят личный состава к месту вызова,

2) перевозят огнетушащее вещество (или может подавать огнетушащее вещество в зону пожара из других источников);

3) перевозят пожарное оборудование;

4) подают огнетушащее вещество в зону пожара.

Специальные пожарные автомобили – пожарные автомобили, предназначенные для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре (какой-либо из пунктов 1), 2), 3), 4) не выполняется). Это автолестницы и коленчатые подъемники, рукавные автомобили, автомобили ГДЗС и т.д.

1.3 Определение понятия «аварийно-спасательный автомобиль»

Согласно ГОСТ Р 53248-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Номенклатура показателей:

1.4 Определение понятия «базовое шасси»

Согласно ГОСТ Р 12.2.144-2005 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний:

« Базовое шассиавтомобильное шасси, специально изготовленное либо серийно выпускаемое , предназначенное для размещения на нем салона для личного состава боевого расчета и пожарной надстройки».

Согласно НПБ 312-2003 Техника пожарная. Аварийно-спасательный автомобиль. Общие технические требования. Методы испытаний:

« Базовое шасси АСАсерийно выпускаемое автомобильное шасси, с доработкой кузова (салона) в целях приспособления его для выполнения специальных работ».

АСА (по НПБ 312-2003) создаются на шасси грузовых автомобилей, грузоподъемностью от 2 до 12 т, а также на базе автобусов.

1.5 Задачи курса «Базовое шасси пожарных и аварийно-спасательных автомобилей»

Пожарные и аварийно-спасательные автомобили могут выпускаться в разных вариантах конструктивного исполнения:

1. Применение стандартных (серийных) шасси с наиболее подходящими для эксплуатации характеристиками в зависимости от назначения, условий применения (мощность двигателя, колесная формула, грузоподъемность).

2. Выполнение модернизации стандартных шасси с учетом специфики эксплуатации ПА (установка более мощного двигателя, изменение передаточных чисел трансмиссии, усиление подвески и т.п.).

3. Изготовление для ПА специального шасси. ПА, изготовленные на специальном шасси имеют более высокие эксплуатационные свойства, по сравнению с аналогами на базовых шасси.

Третий вариант – более перспективный, однако требует больших затрат. Поэтому большинство отечественных ПА выполняются по первому (реже – второму) варианту конструктивного исполнения.

Необходимо изучить их общее устройство, а также назначение, основы конструкции и принцип действия отдельных агрегатов, узлов, механизмов и систем базовых автомобилей.

Все зарубежные ПА создаются на базе национальных, региональных (евронормы) международных (ИСО) стандартов и норм.

Для создания ПА на зарубежных предприятиях (фирмах) используются современные специальные шасси с более высоким уровнем энергообеспечения и безопасности.

Наметилась тенденция к созданию многоцелевых пожарно-спасательных автомобилей с расширенным спектром функций, а также ПА первой помощи (автомобилей быстрого реагирования с набором функциональных контейнеров).

Студентам необходимо освоить навыки анализа различных конструктивных схем, знать основные тенденции развития конструкции автомобиля.

1.6 Общее устройство автомобиля

Автомобиль состоит из отдельных деталей, узлов, механизмов, агрегатов и систем.

Механизм – устройство, предназначенное для преобразования движения и скорости.

Агрегат – соединение нескольких устройств в одно целое.

Система – совокупность отдельных частей, связанных общей функцией (например, системы питания, охлаждения, смазки и т. д.).

Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, кузова и шасси.

Двигатель – источник энергии.

Шасси объединяет трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления.

Кузов, устанавливаемый на шасси, предназначен для размещения водителя и пассажиров в легковом автомобиле и груза в грузовом. Кузов грузового автомобиля состоит из платформы для груза, кабины водителя, капота, закрывающего двигатель, и оперения. В данной дисциплине кузов не изучается.

Ходовая часть состоит из рамы, на которой установлен кузов и все механизмы автомобиля, подвески (рессоры и амортизаторы), передних и задних мостов и колес. Крутящий момент, подводимый от двигателя через трансмиссию к ведущим колесам, вызывает противодействие дороги, которое выражается силой реакции, приложенной к ведущим колесам и направленной в сторону движения автомобиля. Силы реакции передаются на ведущий мост, а от него через рессоры на раму автомобиля и толкают ее вперед. Рама в свою очередь передает эти силы через передние рессоры на передний мост и к передним колесам, вызывая поступательное движение автомобиля.

Трансмиссия (см. рисунок) передает крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам автомобиля и изменяет величину и направление этого момента. В трансмиссию входят следующие механизмы: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси. Последние три механизма составляют ведущий (обычно задний) мост.

Источник

Устройство автомобиля для сдающих экзамены в ГИБДД и начинающих водителей

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция

Несмотря на то что в автошколах немало внимания уделяется вопросам технического устройства автомобиля, полученных знаний хватает далеко не всем новичкам. Данная книга призвана восполнить этот пробел. Она поможет вам в короткие сроки разобраться в том, что представляет собой современный автомобиль, из каких узлов и агрегатов он состоит, почему при наличии определенных неисправностей машину нельзя эксплуатировать и т. д. Легкий и доступный стиль изложения и большое количество цветных иллюстраций способствуют быстрому усвоению предлагаемого материала даже теми, кто до настоящего момента никогда не имел дела с автомобилем. Книга рекомендована журналом «Автомир» и интернет-порталом www.avtotut.ru.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Устройство автомобиля для сдающих экзамены в ГИБДД и начинающих водителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Общее устройство автомобиля

К транспортным средствам категории «В»

относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг

с количеством сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более восьми.

Любой легковой автомобиль состоит из следующих элементов (рис. 1.1):

Двигатель — это «сердце» машины. Он сжигает топливо и преобразует тепловую энергию в механическую: заставляет вращаться коленчатый вал, затем вращение через трансмиссию передается на колеса (составляющую ходовой части).

Так машина приводится в движение.

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция

Общий вид легкового автомобиля: 1 — фара; 2 — вентилятор системы охлаждения двигателя; 3 — радиатор системы охлаждения двигателя; 4 — распределитель зажигания; 5 — двигатель; 6 — аккумуляторная батарея; 7 — катушка зажигания; 8 — воздушный фильтр; 9 — телескопическая амортизаторная стойка передней подвески; 10 — бачок омывателя ветрового стекла; 11 — коробка передач; 12 — ручка стеклоподъемника; 13 — внутренняя ручка двери; 14 — рычаг задней подвески; 15 — элемент обогрева заднего стекла; 16 — основной глушитель; 17 — задний амортизатор; 18 — задний тормоз; 19 — балка задней подвески; 20 — поперечная штанга задней подвески; 21 — топливный бак; 22 — рычаг стояночной тормозной системы; 23 — дополнительный глушитель; 24 — вакуумный усилитель тормозной системы; 25 — вал привода передних колес; 26 — передний тормоз; 27 — штанга стабилизатора передней подвески

Во время движения водитель управляет автомобилем с помощью рулевого колеса и педалей, представляющих собой механизмы управления. Он включает свет фар и указатели поворотов, то есть пользуется электрооборудованием.

При этом водитель пристегнут ремнем безопасности, ему тепло (работает обогреватель) — задействовано дополнительное оборудование.

Кузов среднестатистического легкового автомобиля состоит из моторного отсека (там находится двигатель), пассажирского салона и багажного отделения. Он же является несущей конструкцией для узлов и агрегатов автомобиля.

Современные автомобили можно классифицировать по нескольким признакам: по типу кузова, типу и рабочему объему двигателя, типу привода колес и габаритным размерам.

Кузова современных легковых автомобилей разнообразны и многофункциональны, хотя, конечно, их основное предназначение — перевозка пассажиров и небольшой поклажи.

В зависимости от формы кузова и количества посадочных мест легковые автомобили делятся на следующие типы.

Седан — машина с двумя, четырьмя или даже шестью боковыми дверями. Характерные черты — моторный отсек и багажное отделение у седанов вынесены наружу, то есть изолированы от салона (рис. 1.2). Седаны, имеющие шесть боковых дверей и перегородку, отделяющую водительскую секцию салона от пассажирской, называют лимузинами.

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция

Рис. 1.2. Седан — самый распространенный тип кузова

Купе — двухдверный кузов с одним или двумя рядами полноразмерных или укороченных сидений (есть варианты, в которых задние сиденья — детские) (рис. 1.3).

Универсал — автомобиль с дверью в задней стенке кузова. Отличается от остальных типов тем, что имеет постоянный грузовой отсек, не отделяющийся от пассажирского стационарной перегородкой (рис. 1.4).

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция

Рис. 1.4. Универсалы любят дачники и путешественники

Хетчбэк — гибрид седана и универсала.

В наше время довольно популярный тип кузова. Как и в универсале, в хетчбэке задний ряд сидений складывается (рис. 1.5).

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция

Вагон — он же мини-вэн. Характерные признаки — моторный отсек и багажное отделение не выступают за пределы кузова (рис. 1.6).

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция

Рис. 1.6. Мини-вэн удобен для семейных поездок

Кабриолет — автомобиль со складывающимся верхом и опускающимися боковыми стеклами окон (рис. 1.7).

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция

Джип — все более популярный тип кузова: вытянутый вверх хетчбэк (рис. 1.8).

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция

Пикап — закрытая кабина (одно — или двухрядная) и открытая платформа для грузов с откидным задним бортом (может иметь мягкий или жесткий верх) (рис. 1.9).

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция

Рис. 1.9. Пикап удобен при перевозке грузов

Большинство современных автомобилей оснащено двигателями, работающими на бензине или на дизельном топливе. Следовательно, по типу двигателя автомобили делятся на бензиновые и дизельные.

По рабочему объему двигателей машины классифицируются следующим образом:

особо малый класс (так называемые малолитражки) — до 1,1 литра;

малый класс — от 1,1 до 1,8 литра;

средний класс — от 1,8 до 3,5 литра;

большой класс — 3,5 литра и более.

В зависимости от того, на какую колесную ось (переднюю или заднюю) передается крутящий момент от двигателя, автомобили делятся на заднеприводные, переднеприводные и полноприводные.

Заднеприводные — автомобили, у которых крутящий момент от двигателя передается на задние колеса (рис. 1.10).

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция

Рис. 1.10. Заднеприводной автомобиль

Движение происходит по толкательному принципу: задние (ведущие) колеса толкают вперед автомобиль, а передние (ведомые) служат для изменения направления движения.

Переднеприводные — автомобили, в которых крутящий момент от двигателя передается на передние колеса, которые тащат за собой всю машину и служат для изменения направления движения (рис. 1.11).

Кстати, переднеприводной автомобиль более устойчив на дороге.

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция

Полноприводные — автомобили, в которых крутящий момент передается и на передние, и на задние колеса одновременно (рис. 1.12).

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция

Рис. 1.12. Полноприводной автомобиль: а — с раздаточной коробкой; б — с полным приводом, подключаемым автоматически; в — с постоянным полным приводом

В современной автомобильной промышленности различают шесть европейских классов в зависимости от габаритных размеров автомобиля. Классы обозначаются буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E, S (или F) (рис. 1.13).

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция

Рис. 1.13. Классификация автомобилей по габаритным размерам

А — мини-класс. Характеризуется длиной не более 3,6 м и шириной до 1,6 м. Такие автомобили могут быть как трех-, так и пятидверными.

В — малый класс. Длина кузова — от 3,6 до 3,9 м, ширина — от 1,5 до 1,7 м.

С — низший средний класс (в народе — гольф-класс или компакт-класс). Длина таких машин — от 3,9 до 4,4 м, ширина — от 1,6 до 1,75 м.

D — средний класс. К этой категории относятся автомобили длиной от 4,4 до 4,7 м и шириной от 1,7 до 1,8 м.

Е — высший средний класс, или бизнескласс. Это кузова от 4,6 до 4,8 м в длину и более 1,7 м в ширину.

S (F) — класс люкс (представительский класс). Автомобили длиной свыше 4,8 м и шириной более 1,7 м.

Источник

Тема 1. Классификация и общее устройство автомобиля

Устройство автомобилей

Курс лекции

Разработал: преподаватель Абрамова О.Н.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………………….3
1. Тема 1. Классификация и общее устройство автомобилей……………………………….7
1.1. Классификация автомобилей……………………………………………………………..…….7
1.2. Общее устройство автомобилей……………………………………………………….……10
2. Тема 2. Двигатель……………………………………………………………………….……13
2.1. Классификация, общее устройство и принцип работы двигателя…………………….……13
2.2. Кривошипно – шатунный механизм……………………………………………………..……21
2.3. Механизм газораспределения…………………………………………………………………27
2.4. Система охлаждения двигателя………………………………………………………….……32
2.5. Система смазки двигателя………………………………………………………………..……36
3. Тема 3. Система питания двигателей………………………………………………….……44
3.1. Система питания бензиновых двигателей……………………………………………….……44
3.2. Система питания дизельных двигателей………………………………………………………73
3.3. Система питания двигателя газом………………………………………………………..……89
4. Тема 4. Электрооборудование автомобилей………………………………………….……94
4.1. Основные сведения по электротехнике………………………………………………….……94
4.2. Источники тока…………………………………………………………………………….……98
4.3. Потребители тока………………………………………………………………………….…..107
5. Тема 5. Трансмиссия автомобиля…………………………………………………………..128
5.1. Общие сведения о трансмиссии………………………………………………………….…..128
5.2. Типы трансмиссий……………………………………………………………………………..129
5.3. Сцепление…………………………………………………………………………………..…..131
5.4. Коробки переключения передач……………………………………………………….…..137
5.5. Карданная передача……………………………………………………………………….…..161
5.6. Ведущие мосты…………………………………………………………………………….…..162
6. Тема 6. Ходовая часть автомобиля………………………………………………………..173
6.1. Несущая система…………………………………………………………………………..…..173
6.2. Мосты и подвески автомобилей………………………………………………………….…..175
6.3. Амортизаторы……………………………………………………………………………..…..190
6.4. Установка передних колес автомобилей……………………………………………….…..192
6.5. Колеса грузовых и легковых автомобилей…………………………………………….…..193
7. Тема 7. Кузов автомобиля…………………………………………………………….…..199
7.1. Кузов грузового автомобиля……………………………………………………………..…..199
7.2. Кузов автобуса…………………………………………………………………………….…..202
7.3. Кузов легкового автомобиля……………………………………………………………..…..204
7.4. Вентиляция и отопление кузова………………………………………………………….…..208
7.5. Конструктивные мероприятия, обеспечивающие безопасность…………………….…..209
8. Тема 8. Системы управления…………………………………………………………..…..210
8.1. Рулевое управление……………………………………………………………………….…..210
8.2. Тормозная система………………………………………………………………………..…..224
Список литературы………………………………………………………………………………..243

Введение

Человек очень быстро осознал, что его собственной силы (мощности) не хватает для выполнения очень многих задач, стоящих на его жизненном пути. Поэтому человечество стало использовать различные природные источники энергии, прежде всего, энергию ветра, энергию движущейся воды или энергию домашних животных. Всадник всегда передвигался быстрее пешего, а на повозке, запряжённой домашним животным, удавалось перевозить тяжёлые грузы на значительные, для того времени, расстояния.

Паровой двигатель был первой машиной, давшей человечеству механическую энергию, прямо не зависящую от природы. Паровой двигатель резко ускорил развитие промышленности, и именно он стал катализатором машинной революции, и что очень важно, он позволил создать надёжную транспортную систему, систему железных дорог. Железнодорожный транспорт позволил перевозить на большие расстояния большие объёмы грузов, с необходимой экономической целесообразностью, позволившей ускорить развитие промышленности. По железной дороге перевозились не только грузы, но и большое количество пассажиров, с необходимыми условиями комфорта.

Естественно пытливые умы изобретателей пытались применить паровые двигатели на самодвижущихся экипажах, предназначенных для движения по простым дорогам. Но этому мешал один из врождённых недостатков парового двигателя, который был менее заметен на железных дорогах, а, именно, большой вес, как самого двигателя, так и воды с топливом, которые необходимо было возить для обеспечения работы двигателя.

С появлением паровой машины (2-я половина 18 в.) создание самодвижущихся повозок быстро продвинулось вперёд. В 1769—70 во Франции Ж. Кюньо построил первый паровой автомобиль, предназначенный для перевозки пушек.

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекцияРис. 1.1 Автомобиль Кюньо

Техническое совершенство паровых машин быстро прогрессировало, мощней и надежнее становились стационарные паровые машины (двигатели), мощней, легче и, можно сказать, красивей становились паровозы, но паровой двигатель имел врождённые недостатки.

· разработка конструкции автомобиля

· постройка образца и испытания его на публике

Благодаря всем этим условиям, Бенц официально считается изобретателем автомобиля. Творение Бенца представляло собой трехколесный самодвижущийся экипаж, рассчитанный на двух человек и оборудованный четырехтактным бензиновым мотором с водяным охлаждением

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекцияРис. 1.2 Автомобиль Бенца

Примерно в это же время другой немецкий изобретатель Готлиб Даймлер также сконструировал экипаж с бензиновым мотором. Его двигатель был более совершенным, его компоновка практически не изменилась до сих пор (впрыск в цилиндр бензино-воздушной смеси, воспламенение ее от электрической искры, размещение коленчатого вала и цилиндра в одном блоке). Двигатель Даймлера сочетал в себе достижения металлургии, химии (топливо), электротехники того времени. Готлиб Даймлер заслуженно считается «отцом» автомобильного двигателя.

В 1897 году немецкий инженер Рудольф Дизель спроектировал и изготовил ДВС с самовоспламенением топлива в цилиндре двигателя. Двигатели Дизеля начали широко применяться только в тридцатые годы 20 века, когда развитие техники и технологии позволили создать топливный насос высокого давления (ТНВД).

В СССР дизельный двигатель был установлен на танк Т-34, которой считается лучшим танком Второй мировой войны.

И Даймлер, и Дизель при проектировании своих двигателей использовали разработки немецкого инженера Николауса Августа Отто. Именно он создал теорию 4-х тактного двигателя и построил действующую модель, однако его двигатель был громоздкий и использоваться мог только как стационарный.

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекцияРис. 1.3. Четырехтактный двигатель Отто

Первые двигатели и Даймлера и Дизеля были одноцилиндровыми, малой мощности. В дальнейшем, для увеличения мощности стали делать многоцилиндровые двигатели, с расположением цилиндров или в ряд (рядные) или V-образно.

Массовый выпуск при такой организации производства был ограничен. Владельцами автомобилей были только состоятельные люди. Для массового выпуска автомобилей необходимо было снизить трудоемкость изготовления всех деталей и узлов, поэтому в США Генри Форд (знаменитый конструктор и промышленник) в 1914 г. построил завод с поточным производством. Каждая операция детали производилась на отдельных станках различными работниками. Сборка узлов и автомобиля в целом производилась на конвейере, где каждый рабочий выполнял отдельные операции, после чего конвейер перемещался, позволяя производить последующие операции другим работникам.

Производительность труда при поточном производстве и конвейерной сборке увеличивалась в десятки раз, что позволяло увеличивать выпуск и снижать стоимость автомобиля. Автомобиль становился доступен не только богатым, но и людям со средним достатком.

Появление надежных мощных компактных двигателей вызвало рост авиации. В то же время совершенствование конструкций автомобилей и двигателей ставило новые задачи перед металлургией, химией, электротехникой, станкостроением. Другими словами, бурный рост автостроения ускорял развитие этих отраслей производства.

Производство автомобилей в России началось в 1908 г. со сборки машин на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в Риге. Было выпущено примерно 800 машин, т.ч. и грузовые. В 1916 г. состоялась закладка завода Автомобильного Московского Общества (АМО), где с 1917 г. по 1919 г. собирались автомобили Ф-15 по итальянской лицензии. С 1919 г. по 1923 г. завод выполнял в основном ремонт автомобилей. 1 ноября 1924 г. был собран первый советский грузовик АМО-Ф-15. Именно 1924 год считается годом начала развития отечественного автомобилестроения. В развитии отечественной автомобильной промышленности можно выделить
несколько основных этапов:

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекцияРис. 1.4. Первый советский грузовик

1 этап: 1924—1930 гг. — мелкосерийное производство автомобилей на заводе АМО (в настоящее время АМО ЗИЛ).
В 1925 г. начал выпуск грузовых автомобилей Ярославский автомобильный завод.
В 1930 г. пущен в строй Московский завод малолитражных автомобилей, принято решение о строительстве в Нижнем Новгороде автомобильного завода мощностью 100 тыс. автомобилей в год.
2 этап: 1931—1946 гг. — основными задачами стали создание материальной базы для массового производства автомобилей и обеспечение заводов высококвалифицированными кадрами.
В 1931 г. начата реконструкция завода АМО для массового
производства грузовиков конвейерным способом.
В 1932 г. построен Горьковский автомобильный завод, начался серийный выпуск грузовиков ГАЗ-АА. В этот период начал выпуск большегрузных автомобилей Ярославский автомобильный завод, Московский завод малолитражных автомобилей освоил производство легковых автомобилей КИМ-10. В середине 30-х годов СССР занимало первое место в Европе и второе в мире по выпуску грузовых транспортных средств.
В 1944 г. построен завод на Урале, начат выпуск грузовых автомобилей ЗИС-5В. 3 этап: 1947—1958 гг. — разработаны и поставлены на производство автомобили новых конструкций: грузовые большой грузоподъемности, тягачи, автомобили-самосвалы, специализированные (пожарные, санитарные и др.). Вступили в строй новые автомобильные и автобусные заводы в городах Минск, Павлово, Кутаиси, Кременчуг и Львов. Расширился типаж грузовых и легковых автомобилей и автобусов.
4 этап: 1959—1965 гг. — увеличивается число выпускаемых автомобилей, повышается их качество. Происходит специализация и кооперирование заводов по выпуску автомобилей. Так, Ярославский автомобильный завод (ныне ЯМЗ) становится заводом по выпуску дизелей, а производство автомобилей передается на новый завод в г. Кременчуг. Производство карьерных самосвалов грузоподъемностью выше 25 т, изготовляемых на Минском автомобильном заводе, передано Белорусскому автомобильному заводу в г. Жодино.
5 этап: 1966—1970 гг. — реконструкция и техническое перевооружение заводов ГАЗ, ЗИЛ, АЗЛК, МАЗ, БелАЗ и др. Вступили в строй Ижевский автомобильный завод по производству автомобилей «Москвич»-408 и Волжский автомобильный завод в г. Тольятти.
6 этап: 1971—1980 гг. — интенсивное развитие автомобилестроения. В 1975 г.
было выпущено 1 964 000 автомобилей. 16 марта 1976 г. в г. Набережные
Челны был выпушен первый автомобиль КамАЗ-5320. В декабре 1976 г.
автомобильная промышленность СССР преодолела двухмиллионный рубеж,
выпустив 2 025 000 автомобилей за год. Переход на новые экономические отношения затормозил развитие отечественного автомобилестроения.

Тема 1. Классификация и общее устройство автомобиля

Классификация автомобилей

Автомобиль – это самоходное средство, приводимое в движение собственным двигателем и предназначенное для перевозки грузов, людей или выполнения специальных операций.

Автомобили подразделяют на:

· грузовые (грузовики, тягачи, прицепы, полуприцепы),

· пассажирские: легковые (вместимостью до 8 чел, включая водителя) и автобусы (вместимостью более 8 чел.),

· специальные (служат для специальных работ и имеют соответствующее оборудование или специальные кузова – автокраны, пожарные, санитарные и т.д.)

Грузовые автомобили

Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Смотреть картинку Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Картинка про Классификация и общее устройство автомобилей лекция. Фото Классификация и общее устройство автомобилей лекция

Маркировка грузовых автомобилей: Каждой модели базового грузового автомобиля присваивается индекс, состоящий из 4 цифр.

1 цифра – класс автомобиля по полной массе:

Полная масса, тдо 1,21,2 – 2,02,0 – 8,08,0 – 14,014,0 – 20,020,0 – 40,0Св. 40,0
Класс1234567

В случае, если базовая модель автомобиля была преобразована (модифицирована), то может вводиться 5 цифра (не обязательная), означающая порядковый номер модификации. Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода – изготовителя.

Число ведущих колес автомобиля характеризуется колесной формулой. Например, формула 4 х 2 означает, что общее число колес – 4, ведущих – 2.

Формула 6 х 4 означает, что общее число колес – 6, ведущих – 4. При этом спаренные колеса, устанавливаемые с каждой стороны на задней и средней осях грузовых машин, считаются как одно колесо.

Формула 6 х 6 означает, что общее число колес – 6, ведущих – 6. Т.е. автомобиль является полноприводным (высокая проходимость).

Пассажирские автомобили

Пассажирские автомобили подразделяются на легковые (вместимостью до 8 чел, включая водителя) и автобусы (вместимостью более 8 чел.).

Автобусы различают по таким признакам как: назначение и емкость.

По своему назначению различают:

Городские автобусы по емкости делятся на:

Для перевозки туристов используют малые и средние городские автобусы. Автобусы междугородные имеют среднюю вместимость. Туристические и междугородные автобусы отличаются повышенным комфортом и безопасностью.

Легковые автомобили классифицируются по следующим признакам:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *