Каршеринг если разбил машину
Что нужно знать при ДТП на каршеринговом автомобиле
Да, с одной стороны это удобно: не надо платить за страховку, парковку и тратиться на техническое обслуживание автомобиля. Но есть и минусы: начиная с психологического дискомфорта, который в нынешние дни связан еще и со страхом заразиться, и заканчивая тем, что траты, связанные с ДТП, в случае каршерингового автомобиля оказываются значительно выше в сравнении с личным автомобилем.
Поговорим о том, какие затраты несет автомобилист, если он попал в аварию на автомобиле из сервиса каршеринга.
Обычно компании, которые предоставляют услуги каршеринга, используют специфичный договор страхования. Да, он страхует водителя по всем рискам КАСКО и ОСАГО, но при этом используется поминутная тарификациях. В этом случае автомобилист платит только за то время, которое он проводит за рулем каршерингового автомобиля.
Если водитель решил воспользоваться услугами каршеринга и попал в аварию, в результате которой автомобиль получил незначительные повреждения, он будет должен оплатить весь восстановительный ремонт в размере фактически причиненного ущерба.
Когда в результате аварии автомобиль понес более значительный ущерб, водителю придется выплатить установленную сумму за франшизу, а остаток покроет страховая компания.
Если каршеринговый автомобиль попал в аварию не по вине водителя, и если виновник был установлен, то такой ущерб пользователь сервиса не обязан возмещать. В этом случае водитель каршеринговой машины должен не нарушать порядок оформления ДТП, не покидать место аварии до прибытия сотрудников ГИБДД и правильно оформить все необходимые документы. Оставаться на месте аварии важно, в противном случае, вне зависимости от того, кто виновен в ДТП, именно пользователю каршерингового автомобиля придется выплачивать сумму ущерба.
ДТП на каршеринге: Что вас ждёт?
Каршеровод Александр Юрпалов попал в ДТП на Делимобиле и рассказал, что ждет виновника аварии, а чего бояться не стоит.
Доброго времени суток, друзья!
Хочу поделиться своим опытом попадания в ДТП на Делимобиле. Многие скажут, что подобный текст уже есть на ТШ, однако мне этот пост на многие вопросы не ответил, да и время идёт, многое меняется. Желаю, чтобы никому из вас не пригодилась информация из данного поста, однако кому-то точно пригодится. В данном посте рассматривается вариант, где вы являетесь виновником, всё описано с этой точки зрения.
Контекст ситуации
Ехал утром на учёбу на VW Polo по Шоссе Энтузиастов аккуратно, никому не мешал. Решил пропустить мадам на Kia перед собой, но не успел я набрать дистанцию – она по тормозам, и столкновение. ГИБДД признаёт меня виновным, оно и неудивительно.
Так как это моё первое ДТП в жизни – сразу паника, что да как, откуда брать деньги на оплату, может быть, не оформлять, а просто купить в магазине косметики лак и подкрасить (да-да, были и такие мысли), сердце колотится и так далее. Думаю, для каждого ДТП – это состояние стресса.
1. Включите аварийку, поставьте знак аварийной остановки в 15 метрах от автомобиля (да-да, 15 метров, а не четыре шага от машины).
2. Проверьте, есть ли пострадавшие. Это очень важно: автомобиль – источник повышенной опасности, вы, как водители, ответственны за здоровье и жизни окружающих Вас людей.
Если есть:
• Вызывайте скорую помощь
• Окажите первую помощь
• Позвоните в каршеринговую компанию
3. Визуально оцените ущерб. Когда у нас произошло столкновение, для меня было открытием, что грязь с её машины перешла на мою. Казалось сначала, что там прямо ужас, но после того, как полил водичкой и протёр тряпкой, картина стала очевиднее и приятнее.
4. Пусть вторая сторона звонит в полицию (если что – номер 112), вы же звоните в каршеринговую компанию и рассказывайте ситуацию. Первым делом у вас спросят, нужна ли скорая. Если что, они помогут ее вызвать. Дальнейший план действий они вам расскажут. Не бойтесь звонить им, они ваши лучшие друзья на данный момент. Если нужно, довольно оперативно может подъехать человек и помочь вам в этой ситуации (но это не у всех). Сообщив им, вы автоматически снижаете уровень своей материальной ответственности перед компанией до 30 тысяч рублей в моём случае (если не было серьёзного нарушения, таких как выезд на встречку, управление в состоянии алкогольного опьянения и т. д.) и до 0 рублей перед второй стороной ДТП, так как есть ОСАГО.
5. Сделайте много фотографий. Со всех ракурсов. И повреждения тоже. И повреждения второй стороны ДТП тоже. И номера автомобилей чтобы было видно. И протоколы все, которые у вас в руках остаются. Я фотографировал своё объяснение случившегося. У меня с этого ДТП получилось 12-16 фотографий.
Что вас ждёт на этом этапе? Приедут полицейские. Одним глазом посмотрят, что да как тут, вынесут решение, оформят бумаги, потом отпустят. В течение всего этого времени вам поступит несколько звонков от каршеринговой компании, они вас во всём сориентируют.
В течение 10 дней можно обжаловать постановление. В случае, если вы на 100% уверены, что были правы, и знаете, что сможете это доказать, жалобу надо подать в течение 10 дней с момента ДТП, документы с самого ДТП каршеринговая компания вам предоставит. Если этого не происходит, постановление вступает в силу и компания начинает действовать.
Всё, что вы можете в этой ситуации, — это оплатить штраф от гаишников и просто ждать, откладывая деньги на возмещение. Лично для меня это стало последним пинком, и я нашёл себе работу (год искал, найти не мог, а тут за две недели устроился).
Из повреждений в моём случае
У меня вмятина на бампере плюс царапина на месте вмятины.
У мадам – маленькая трещинка на пластмаске катафота и какие-то царапины, но мне всё еще кажется, что это не от меня.
Вроде мелочи, но страх был большой. Сейчас говорю конкретно за Делимобиль. В интернете есть таблица штрафов за повреждённые элементы.
Сразу вас успокою: если вы не скрылись с места ДТП, сообщили компании о ДТП, не нарушали грубо правила и т. д. – это вас, скорее всего, не коснётся. Это стоимость новых элементов (как мне объяснили по горячей линии). Ваша ответственность не превышает 30 тысяч в случае простой машины (а-ля солярис, поло и прочие) и 50 тысяч в случае более экзотической (БМВ, кашкай, смарт и т. д.). Можете ориентироваться примерно на эти деньги.
Важно понять
• Если вы поцарапали бампер, вам не нужно будет платить этот штраф, если вы об этом сообщите
• Если вы разбили в труху бампер, скорее всего, придётся заплатить за новый
• Не забываем про работы, такие как установка, снятие, покраска и так далее — это доп. стоимость
• В общей сложности, если правила сервиса не нарушены грубо, ваша ответственность не превысит 30 000 или 50 000 рублей в зависимости от машины
Что, когда и как?
В ДТП я попал 12.09, все счета были оплачены 21.11, то есть прошло два с небольшим месяца. Заплатил я 3913 рублей. Списание для меня было неожиданным: уведомление о списании прилетело в 16:00 и благополучно улетело в СПАМ, в 16:00:06 было произведено списание денежных средств.
Сразу предупреждаю, организация, принимающая платёж, которая отображается у вас в банковском оповещении об оплате, называется не как обычно — «Делимобиль», а «DM REFAUND». Не пугайтесь, это они. Но на всякий пожарный позвоните и уточните, они ли это и за что это списание.
Ваше последнее действие перед успокоением души вашей: напишите им на электронную почту с электронного адреса, который вы указывали при регистрации. Попросите счёт-фактуру о проведении ремонтных работ и подтверждение о том, что компания к вам не имеет никаких претензий и за ДТП вы расплатились в полном объёме. Это письмо они будут делать дней пять, по итогу они пришлют нечто следующее:
Из сметы можно понять, что во время ремонта автомобилю произвели ремонт еще нескольких кузовных элементов, которые были повреждены не во время ДТП, соответственно, и цена выше.
Чего не нужно бояться:
• Штрафа за простой автомобиля, штрафа из таблички из договора (вас не коснётся, если вы не нарушали грубо условия договора)
• Официального оформления ДТП, сообщения в каршеринговую компанию о ДТП
• Списания денежных средств через день, неделю и 10 дней: у вас будет время подготовиться к оплате
• Штрафов в миллиард рублей: максимальная ответственность прописана в договоре и при бронировании автомобиля (если кликнете на тариф)
Чего следует ожидать:
• Неопределённости: каршеринговая компания будет до последнего молчать, никто не скажет вам практически ни слова о вашей примерной ответственности, когда ждать списания и так далее
• Списания через два месяца (плюс-минус километр)
• Блокировки: у многих после ДТП компании блокируют их аккаунт до оплаты
Помните, я описал случай, который справедлив для большинства ДТП с участием каршеринга, однако бывают исключения из правил, где случаются и судебные тяжбы, и бумажная волокита, и прочая ерунда.
Я вам желаю, чтобы информация из этого поста вам никогда не пригодилась. Удачных дорог.
P. S. Если есть вопросы – отвечу в комментариях.
Сколько стоит попасть в ДТП на каршеринге и как можно сэкономить, если это случилось
Жители крупных российских городов ежемесячно совершают 3 миллиона поездок на каршеринге. Плюсы: не нужно переживать за бензин, мойку, страховку и содержание автомобиля и платить за парковку. При этом траты в случае ДТП существенно выше, чем при происшествии с личным автомобилем, — и это главный минус.
Мы проанализировали договоры популярных сервисов для аренды автомобилей и готовы рассказать, сколько стоит попасть в ДТП на машине из каршеринга и как заплатить меньше, если была авария.
Как работает страховка в каршеринге
Водители арендуют такие авто для быстрых поездок по городу. Стоимость аренды — от 3 до 50 рублей за минуту. Автомобили для коротких поездок, где ты платишь за время не располагают к медленному и спокойному вождению. Риск попасть в ДТП выше, чем за рулем собственного автомобиля.
Чтобы пользователю не пришлось выплачивать полную стоимость автомобиля в случае ДТП, каршеринговые сервисы используют поминутную страховку. По такому договору водитель застрахован по всем рискам каско и ОСАГО, но платит только за время, в котором управляет автомобилем.
В случае аварии, если повреждений немного, пользователь оплачивает весь ремонт. При более серьёзных авариях водитель платит фиксированную сумму за франшизу, остальное покроет страховая компания. У разных каршеринговых компаний эта сумма разная.
👉Яндекс-Драйв. Для любой машины автопарка Яндекс-Драйва это 30 000 рублей.
Если машина получила меньше повреждений — пользователь заплатит меньше.
👉YouDrive. По умолчанию в машинах этого сервиса нет каско. Опцию нужно подключать в приложении перед поездкой, при этом тарифы аренды повысятся на рубль для Smart и Skoda, и на два рубля для более дорогих моделей. Если случится ДТП, пользователь должен будет выплатить только 15 000 рублей, — остальным ущербом займётся страховая.
👉Белка-кар. В приложении Белка-кар нет опции каско, — все автомобили уже застрахованы, подключать что-то отдельно не нужно. Если при ДТП сумма ущерба превышает 30 000 рублей, пользователь платит дополнительный процент от общей суммы.
«Если водитель не виноват», он ничего не платит. Главное — не уезжать с места ДТП до прибытия сотрудников ГИБДД и не ошибиться при оформлении документов.
Водитель скрылся с места ДТП. Независимо от того, виноват водитель или нет, если он скрылся, по правилам он платит штраф и возмещает весь ущерб. Страховая в таком случае ничем не сможет помочь.
Ущерб меньше 30 000 рублей. Пользователь возмещает его в полном размере.
Ущерб больше 30 000 рублей. Пользователь выплачивает эту сумму полностью и иногда фиксированный процент от общей суммы ущерба. Остальное покрывает страховая компания.
В разных компаниях сумма франшизы разная. У Яндекс-Драйва это 30 000 рублей, а YouDrive — 15 000 тысяч рублей. Эта цифра также зависит и от стоимости аренды: чем дороже плата за минуту, тем ниже порог.
Как заплатить меньше, если случилась авария
По нашим данным, 70% пользователей каршерингов владеют личными автомобилями. Они разбираются в нюансах эксплуатации и ответственно подходят к вождению. Поэтому мы запустили услугу «Отмены франшизы каршеринга».
Вот как она работает: водитель оформляет каско на личный автомобиль в «Ренессанс страхование». Если во время использования каршеринга он попадает в ДТП, мы полностью покрываем расходы на оплату ущерба до 50 000 рублей.
Опция «Отмена франшизы каршеринга» стоит 1700 рублей и доступна при покупке каско на нашем сайте.
На сайте можно оформить каско с франшизой на личный автомобиль. Франшиза — простой способ сэкономить на покупке полиса. Есть разные условия и тарифы: в каких-то франшиза применяется не с первого страхового события, в каких-то страховка покрывает только большие риски — угон или уничтожение автомобиля.
«За полцены». В стоимость входит угон, ущерб, полная гибель автомобиля, франшиза 75 000 рублей и больше ничего. Зато и стоимость меньше стандартного каско ровно в половину. Такой полис можно показать в банке как страховое обеспечение при покупке автомобиля в кредит.
«Стандарт». Помимо угона, ущерба и полной гибели автомобиля в тариф входят базовые опции:
— Эвакуация автомобиля,
— Ремонт техцентре,
— Замена стеклянных элементов без справок 1 раз.
— Франшиза на 10 000 рублей.
«С ограничением пробега». Все те же условия, что и в стандарте, но дешевле. Годовой пробег ограничен в 12 000 километров — мы устанавливаем в автомобиль телематическое устройство, которое будет отслеживает пробег и присылает отчет вам на мобильный телефон.
«С отменой франшизы каршеринга». Тот тариф, про который мы говорили в начале статьи. Все условия, франшиза 15 000 рублей, есть возможность отменить франшизу каршеринга и вызвать автоконсьержа в Москве.
«С арендой». Входят полностью все страховые риски, франшиза — 20 000 рублей. Если автомобиль попадает в ДТП или ломается, то можно арендовать подменный на время ремонта. Личную машину из сервиса привезёт автоконсьерж.
«Для кредитных автомобилей». Условия аналогичны предыдущим, но франшиза меньше — 10 000 рублей.
Наша страница на DRIVE2:
Комментарии 455
А какой смысл читать договор, если всё равно соглашаться, что бы пользоваться?
То есть мало того, что головная боль от поминутной аренды, так ещё и фотосессии не забыть по полной провести. А не то… — комфортным такое может быть только с украденным аккаунтом, где вину в случае чего спишут на кого-то другого. Да и то — очень относительным.
Я не знаю, конечно, как за границей с этим обстоит, но подозреваю, что там страхование нормально работает и не выставляет людей должниками. В той же Франции, слышал, люди на СВОИХ авто паркуются, расталкивая друг друга бамперами! Можете себе представить подобное у нас? — сколько визгу, крику и геморроя у людей будет…
А причина этого, я подозреваю в том, что мы на фоне французов — как бы это помягче сказать — что-то вроде бомжей, для которых машина это вся жизнь, причём единственная — если судить по тому как мы над ней трясёмся. Но трясемся-то трясемся, а даже осаго и то норовим неоформить. Про каско я уже молчу. А как вам, например, французский ценник на осаго… в 10 раз выше? Что, дорого? Значит, вы — автобомж, как, наверное, 99 процентов автовладельцев в России, для которых машина не просто средство передвижения, а фетиш и продолжение… хм… — в общем, не будем продолжать. Достаточно сказать, что произойдёт если вас кто-то случайно заденет на парковке и, не заметив, удалится. Так вы будете громко возмущаться и скорее всего добьётесь лишения прав за оставление места страшного ДТП, так ведь? — разумеется, если вычислите негодяя. А француз даже не поймёт про какое ДТП вы там лепечете. Ибо у них там цивилизация.
Ну а у нас… каршеринг — такой же людоедский как и все остальное. Увы.
Ладно, за часть слов первых извини, а так все же сервис хороший и интересный, жаль что народ у нас не готов еще к этому зачастую, нет культуры вождения, уважения к другим (по свински парковаться) и прочие нюансы.((
Ну если это личная «боль» и такое было то я искренне сочувствую, дело то не в карщеринге, а в том что люди быдло зачастую, и не думают где и как припарковаться, а ездить все учатся когда то, кто на своей, кто на чужой, тут не кто не застрахован и уехать мог любой…
это было месяца 4 назад, прораб просил сфоткать
Что делать, если попал в ДТП на каршеринге
Авария на арендованной машине — страшный сон водителя. Процедура оформления ДТП с каршеринговым автомобилем сильно отличается от обычной: пользователю придется выполнить несколько обязательных действий, быть готовым к большим денежным штрафам в случае, если в аварии виноват он сам, и помнить, что с ним могут вообще разорвать договор.
После аварии нужно включить аварийную сигнализацию, выставить знак и вызвать сотрудников ГИБДД. Следом — звоните оператору и сообщайте о происшествии, указав точный адрес аварии и видимые повреждения автомобиля. Сотрудник компании может попросить фотографии и уточнит дальнейший порядок действий. Идентифицировать клиента оператор может по номеру телефона, а в случае, когда звонок производится не с привязанного телефона, нужно будет назвать номер договора. Представитель оператора отключит машину от системы и объяснит, что делать дальше.
После оформления ДТП — снова свяжитесь с оператором и выполните его указания. Есть автомобиль на ходу, оператор попросит припарковать его в ближайшем разрешенном месте. Если машина не может ехать, придется ее эвакуировать на стоянку оператора, причем делать это нужно будет за свой счет. В дальнейшем эти расходы будут компенсированы, если арендатор не виноват в ДТП.
Даже при малозначительных повреждениях обойтись оформлением европротокола не получится. Все операторы требуют полноценного набора бумаг. От сотрудников ДПС нужно получить:
1) Протокол об административном нарушении (либо его копию, если виновной является иная сторона);
2) Определение, которое теперь выдают вместо справки о ДТП. Эта бумага должна описывать полученные повреждения, содержать информацию о дате, времени, месте и участниках происшествия, местах их проживания, информацию о водительских удостоверениях и сведения о состоянии опьянения.
Оба документа придется отвезти в офис оператора в ближайшие дни, причем некоторые компании ограничивают сроки подачи документов одним рабочим днем. Кроме того, в офисе оператора придется заполнить заявление о страховом случае и приложить его к остальным документам о ДТП.
Если арендатор попал в ДТП не по своей вине, то никаких штрафов на него наложено не будет. Более того, оператор компенсирует время, которое арендатор потратил на оформление всех бумаг.
В случае вины арендатора ему придется полностью компенсировать ущерб пострадавшей стороне, а вот финансовая ответственность перед оператором прописана в договоре — так что внимательно изучайте его перед тем, как подписать. Все операторы имеют лимиты на сумму выплат, которые зависят от используемых тарифов и суммы фактического ущерба. Взыскать полный ущерб оператор может только при невыполнении требований по оформлению ДТП, а также при управлении машиной каршеринга в состоянии опьянения. В последнем случае на водителя наложат дополнительный штраф.
Пользователи «Яндекс.Драйв» возмещают 30 000 руб., либо меньше, если сумма ущерба не превышает этот лимит. Штрафы оператора «Делимобиль» зависят от тарифа. При базовом тарифе оператор спишет до 30 000 руб., при использовании тарифа «Сказка» с виновника ДТП денег не возьмут вовсе. Расценки принадлежащего «Делимобилю» каршеринга Anytime зависят от автомобиля и доходят до 95 000 рублей.
Каршерингу Belka придется заплатить не более 30 000 руб. при ущербе до 100 000 руб., либо 30 000 руб. плюс 15% размера ущерба при более крупном. При использовании премиальной линейки BelkaBlack лимит штрафа увеличивается до 50 000 руб., а граница ущерба — до 150 000 рублей. Наконец, подключенная услуга «Расширенное каско» ограничивает штраф размером 15 000 рублей.
Оператор Youdrive списывает 50 000 руб. при повреждениях на сумму до 70 000 руб., но возвращает разницу, если стоимость ремонта оказалась ниже. Более крупный ущерб штрафуется суммой 50 000 руб. плюс 25% размера ущерба. При использовании опции «ограничение ответственности» штраф не превысит 15 000 рублей.
Для пьяных водителей законом предусмотрено наказание в виде штрафа 30 000 руб. и лишения прав на срок от полутора до двух лет. Помимо этого, все операторы каршеринга также налагают свои собственные штрафы за попадание в ДТП в состоянии опьянения. Размеры штрафов варьируются от 50 000 до 250 000 рублей. Например, «Делимобиль» и Anytime спишут c пьяного водителя 100 000 руб., Belka и BelkaBlack оштрафуют на 50 000 или 150 000 руб. соответственно, а «Яндекс.Драйв» предусматривает штраф в размере 100 000 руб., причем отдельно оговаривается, что если это привело к эвакуации автомобиля, то придется заплатить еще 50 000 рублей.
Точно такие же санкции применяются к тем, кто отказался от медицинского освидетельствования либо передал управление кому-то еще. Пьяному водителю придется возмещать ущерб в полном объеме, а не в соответствии с имеющимися ограничениями. Наконец, в большинстве случаев таких водителей вносят в черный список, и пользоваться сервисом в дальнейшем они не могут.
Теоретически автомобиль с мелкими повреждениями можно припарковать и закрыть, но оператор все равно узнает о происшествии либо по срабатыванию датчиков системы телематического контроля, либо от следующего клиента, который осмотрит машину перед началом аренды. На детальное разбирательство потребуется некоторое время, но виновник в любом случае будет установлен, оштрафован и отключен от системы. С него же будут списаны все убытки.
Для того чтобы восстановить договор, потребуется как минимум объяснить оператору причины такого поведения (например, арендатор не заметил повреждений или имел в момент аварии обстоятельства непреодолимой силы) и быстро оплатить возникшие задолженности по штрафам и повреждениям. Но никакой гарантии того, что оператор захочет восстановить договор, нет.
Мужчина арендовал автомобиль и дал его своей знакомой, а теперь должен оплатить ремонт
Одному мужчине из Белгорода понадобился автомобиль. Своей машины у него не было, поэтому он обратился в прокат: подписал договор, оплатил аренду — 2600 Р в сутки — и получил в свое распоряжение Фольксваген Поло на два дня.
Компания направила мужчине претензию с требованием возместить причиненный ущерб. Но мужчина и ее оставил без ответа. Тогда прокатчик пошел в суд с требованием взыскать с арендатора эту сумму. К стоимости ремонта он прибавил 24 528 Р неустойки, 6000 Р расходов на оценку, 1036,07 Р почтовых расходов и 4413 Р госпошлины.
Аргументы сторон
Прокатчик. Мы дали этому мужчине в аренду автомобиль без повреждений, а получили разбитый. Ремонт автомобиля стоит 123 тысячи рублей, и мы не хотим платить эти деньги из своего кармана.
Мы заключили с этим мужчиной договор, по которому он должен был лично управлять автомобилем и вернуть нам его в том же виде, в каком получил. И он должен сам отвечать за нанесенный ущерб, кто бы ни сидел за рулем этой машины в момент аварии.
Пусть суд взыщет с него все расходы на ремонт Фольксвагена, неустойку, почтовые и судебные расходы.
Что сказали суды
Этот мужчина взял автомобиль в аренду и посадил за руль другого человека. Под управлением этого человека автомобиль попал в аварию и получил повреждения, что подтверждается извещением о ДТП.
Любой вред, который причинен человеку, компании или их имуществу, должен быть возмещен. Обычно вред возмещает тот, кто его причинил, но бывают случаи, когда отвечает не причинитель вреда. Например, если вред причинен автомобилем. Автомобиль — это источник повышенной опасности, и его владелец, как правило, отвечает за причиненный вред независимо от того, был он в этот момент за рулем или спал дома.
На момент ДТП этот мужчина считался владельцем автомобиля на основании договора аренды. Несмотря на то, что ДТП совершила другая женщина, отвечать все равно ему. Условия договора аренды это подтверждают. Там прямо написано, что в случае нарушения условий договора за причиненный ущерб отвечает арендатор.
Независимый оценщик посчитал стоимость ремонта — 123 539 Р без учета износа. Это значит, что эксперт учитывал новые детали — несмотря на то, что автомобиль не новый и детали в нем изношены. Так можно. Даже если стоимость автомобиля после ремонта увеличится по сравнению с его стоимостью до повреждения, в пользу пострадавшего можно взыскать стоимость ремонта без учета износа.
Если бы мужчина доказал, что существует другой разумный и распространенный способ отремонтировать автомобиль, то мы бы рассмотрели эти доводы. Но он не представил никаких доказательств, не принес другой отчет оценщика и вообще не пришел в суд. Поэтому принимаем представленный отчет как верный.
В договоре аренды предусмотрена неустойка за то, что арендатор не компенсировал причиненные убытки добровольно. Ее мы тоже взыскиваем полностью.
Мужчина не согласился с решением суда и пошел его оспаривать.
Этот мужчина не согласен с оценкой стоимости ремонта автомобиля. Он считает, что только суд может назначить экспертизу и оценить ущерб, а заключение какой-то непонятной оценочной компании нельзя считать независимым. Также он настаивает на том, что оплачивать ущерб должна страховая компания.
С тем, что он говорит об оценщике, мы точно не согласны. Надо было ходатайствовать о назначении судебной автотехнической экспертизы, а мужчина этого не сделал, поэтому суд правильно принял отчет, представленный истцом.
Спорный Фольксваген Поло не был застрахован. Компания сама нарушила договор, сэкономила на каско и теперь хочет взыскать полную сумму с арендатора автомобиля.
На этот раз с решением не согласился прокатчик автомобиля. Так дело дошло до Верховного суда.
Апелляционный суд ошибся. В договоре четко написано, что страхование распространяется только на арендатора и водителей, указанных в договоре. Если за руль допускают других лиц, ответственность за любой причиненный ущерб ложится на арендатора.
Это значит, что, раз мужчина отдал автомобиль постороннему человеку, ответственность за причиненный ущерб возлагается только на него самого. Каско в этом случае на него не распространяется.
То есть факт наличия или отсутствия каско в этом деле значения не имеет. Если бы мужчина сам попал в ДТП — тогда да, заплатил бы только 30 тысяч. Или если бы эту женщину вписали в договор. Но в этом деле ответчик без согласования с арендодателем допустил до управления автомобилем другое лицо, поэтому страховка ему бы в любом случае не помогла.
Решение суда апелляционной инстанции отменяем. Изучите дело еще раз с учетом наших замечаний.
Давайте еще раз посмотрим на договор аренды. В нем написано, что арендатор обязан вернуть автомобиль в том же состоянии, в каком его принял.
По договору аренды все эти условия распространяются на арендатора, который указан в приложении к договору и лично управляет автомобилем. Если к управлению автомобилем он без согласования допустит кого-либо еще, тогда он сам будет отвечать за любой ущерб и возмещать его в полном объеме.
В этом деле автомобиль не был застрахован по каско.
Мужчина, который взял автомобиль в аренду, не опровергает того, что без согласования с арендодателем передал право управления автомобилем женщине, а та не справилась с управлением и попала в ДТП.
Что в итоге
Мужчина, взявший в аренду автомобиль, остался должен арендодателю почти 160 тысяч рублей за причиненный ущерб, хотя сам даже не был за рулем.
Трудно сказать, почему такое произошло. То ли мужчина увидел в договоре слово «каско» и дальше читать не стал, то ли халатно отнесся к своим обязанностям. В итоге за двое суток проката ему придется заплатить 165 тысяч рублей.
Какие выводы можно сделать из этой истории
Многие пользуются каршерингом очень легкомысленно: дают машину друзьям, нарушают ПДД, распоряжаются автомобилем как хотят. Кажется, что все убытки включены в стоимость аренды, а если что — страховая заплатит. Но это не так.
По закону человек, который берет в прокат автомобиль, во время действия договора аренды обязан:
В договоре аренды авто могут быть прописаны и другие условия. Не относитесь к договору формально, внимательно прочитайте его, прежде чем подписать. Подчеркните непонятные условия и уточните их смысл у компании-прокатчика.
В договоре не бывает неважных пунктов, поэтому не подписывайте его, пока не поймете все условия. В противном случае за пару дней аренды можно заплатить половину стоимости автомобиля, как мужчина из этой истории.