Каркас на авто можно или нет
Разъяснения по новым правилам тюнинга автомобилей с 1 февраля 2021 года
С 1 февраля 2021 года в России вступила в силу новая редакция постановления правительства №413 о правилах внесений изменений в конструкцию транспортных средств. Новые правила коснулась не только тюнинга автомобилей, но и обычных вещей, как фаркопы, багажники на крышу, ГБО и т.д. Журнал «За Рулем» дали разъяснения новым правилам с адвокатом Коллегии адвокатов «Инконсалт» Михаилом Тарасовым. Сайт Лада.Онлайн уточнил, как новые правила скажутся на установку оригинальных аксессуаров LADA.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
Речь идет не о запрете, а о необходимости регистрировать все изменения в конструкции автомобиля по-новому. Без одобрения лабораториями и регистрации все изменения будут считаться незаконными.
С 1 февраля начали действовать новые нормы внесения изменений в конструкцию автомобилей и других транспортных средств.
С 1 июля 2021 года станут законными методы экспертизы и испытаний, прописанные в ГОСТе 33670–2015.
Таким образом, до 1 июля 2021 года нет никаких методик для определения безопасности внесенных изменений. Это означает, что у контролирующих и надзорных органов до 1 июля нет нормативной и методологической основы для принятия решения об отказе выдачи разрешения о регистрации изменений в конструкцию автомобилей.
КАКОЙ ТЮНИНГ И ДОРАБОТКА ЯВЛЯЮТСЯ НЕЗАКОННЫМИ?
Незаконным считается то, что есть в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Штрафы за нарушение этих требований составляют 500-800 рублей. В случае повторного нарушения 5000 рублей и возможно лишение водительских прав на срок 1–3 месяца. Если выявленные инспектором неисправности не будут устранены в течение 10 дней, регистрация транспортного средства прекращается.
КАКОЙ ТЮНИНГ И ДОРАБОТКИ МОГУТ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ
Испытывать и регистрировать придется всё, что считается компонентом автомобиля. Это:
подвеска и любые ее компоненты
рулевое управление и рулевое колесо
сиденья водителя и пассажиров
внешняя световая оптика, включая подсветку номерных знаков
бамперы
выхлопная система и ее компоненты, кроме декоративных насадок на патрубки
ксеноновые лампы
галогеновые лампы накаливания нестандартного света
любые спойлеры
нестандартные пороги
нестандартные колесные арки
подкрылки
дополнительное внешнее освещение
багажник на крыше
колесные проставки
газобаллонное оборудование
«кенгурятники»
лайтбоксы на крыше
мониторы для трансляции рекламы
«плавники»
фаркопы
лебедки
тюнинг двигателя (чип-тюнинг, расточка и прочие доработки)
колесные диски (должны соответствовать типоразмерам, заявленным автопроизводителем именно для этой модели)
Легальность изменений конструкции ТС с 1 июля будут оценивать в соответствии с ГОСТ 33670–2015.
РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ ТЮНИНГА
Разъяснения от «За Рулем» по отдельным доработкам/тюнингу:
Про размер колес: Информация о том, какой размер колес можно использовать содержится в руководстве по эксплуатации и документах, оформляемых при сертификации автомобиля перед началом продаж в стране — ОТТС (Одобрение типа транспортного средства) и СБКТС (Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства). Более подробные разъяснения.
Про багажник на крыше: Запрет касается только самодельных багажников. К владельцам автомобилей с багажниками заводскими, серийного производства, сертифицированными производителями, вопросов не будет. Тем более это быстросъемная конструкция, а не переоборудование автомобиля.
Про ТСУ (фаркоп): Это тоже быстросъемная конструкция. К ним предъявляются определенные требования, но если изделие заводское и сертифицированное, претензий к владельцу автомобиля быть не должно. Более подробные разъяснения.
Про светодиодную подсветку номерных знаков. Пункт 3.4 запрещает установку рассеивателей и ламп, не соответствующих типу данного светового прибора. Так что, если производитель предписал использовать в подсветке номера, например, лампы накаливания W5W 12V 5W, другие ставить нельзя.
Про установку сидений от другого автомобиля: Зависит от того, какой автомобиль и какие сиденья. Такая замена может считаться переоборудованием, но вы имеете на нее право, если предоставите документы о безопасности сидений и возможности их установки на ваш автомобиль. Работы должны быть выполнены в специализированной мастерской (автосервисе) и зарегистрированы в ГИБДД.
Про запаску снаружи: В ГОСТ 33670–2015 есть пункт А.26.10, указывающий, что запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных изготовителем.
Про нештатный глушитель (паук и пр.): ГОСТ 33670–2015 (п. А. 23.2) указывает, что не допускается внесение изменений в конструкцию системы выпуска отработавших газов. Также регламентируются предельные уровни шума выпуска двигателей ТС, а машины с «прямотоками», как правило, очень громкие.
Про чип-тюнинг двигателя: Прямого запрета на него по-прежнему нет. Главное, чтобы блоки электронного управления двигателем не имели видимых повреждений и содержание вредных выбросов в выхлопных газах не превышало норму.
Про брызговики, которых нет с завода: Перечень неисправностей запрещает эксплуатацию, если на автомобиле отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики. Но если присутствуют не предусмотренные — это не нарушение. Во всяком случае, не прямое. Вряд ли инспекторы будут канителиться с вами по такому сомнительному поводу.
Про нештатную магнитолу (Teyes и пр.): Конструкцию автомобиля нештатное головное устройство не меняет (если вы не переделали полностью систему электропитания).
Про нештатный руль (спортивный и пр.): В Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, тип рулевого колеса не регламентируется, в отличие от люфтов, перемещения узлов и деталей, резьбовых соединений, наличия или отсутствия усилителей рулевого управления или рулевых демпферов, устройства фиксации рулевой колонки. Так же как и в ГОСТ 33670–2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». Там записано, что рулевое колесо не должно захватывать часть одежды или ювелирные украшения водителя, крепежные болты руля к ступице не должны выступать, можно использовать руль с металлическими спицами (закругленными) — и это всё.
Однако при этом в Перечне есть пункт 7.18, который гласит, что эксплуатация может быть запрещена, если «в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации». И этот пункт для гаишников — на все случаи жизни. Впрочем, они должны еще доказать, что вы действительно внесли изменения в конструкцию транспортного средства.
Про установку ГБО: Как и раньше переделку придется регистрировать в ГИБДД (через экспертизу в НАМИ или в других экспертных компаниях).
Про ветровики (боковые дефлекторы): Устанавливать можно. Но, по ГОСТ 33670–2015 (А.16.6), они должны быть не загнуты к кузову так, что их края не могут соприкоснуться с шаром диаметром 100 мм (представьте большой елочный шар), и имеют радиус закругления кромок не меньше 1 мм. Сложно? Это не ваша проблема, а экспертов, если им вдруг придется доказывать нелегальность ваших дефлекторов.
Про накладки на кузов (мухобойка и пр.): Прямого запрета на использование накладок, дефлекторов и тому подобного нет, однако в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, есть тот самый универсальный пункт 7.18 о внесении изменений в конструкцию. У инспектора возникли претензии? Предложите ему объяснить, где он видит изменения конструкции, и показать документ, в котором содержится запрет на такие аксессуары. В любом случае, прежде чем ставить что-то нештатное на автомобиль, нужно тысячу раз подумать: а действительно ли оно нужно, и проверить это «что-то» на отсутствие нарушений по Перечню и ГОСТу. Без «мухобойки» уж точно можно обойтись: пользы от нее никакой, а красота сомнительная.
Официальные разъяснения от ГИБДД:
Лифт подвески. Проставки для увеличения дорожного просвета являются компонентами транспортного средства, их установка возможна при условии, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Тягово-сцепное устройство (фаркоп). Устанавливаемые на транспортные средства компоненты, в том числе тягово-сцепное устройство, должны соответствовать требованиям технического регламента, в том числе в отношении маркировки. Установка ТСУ на транспортное средство в случае, если в одобрении типа транспортного средства указано, что «буксировка прицепа не предусмотрена», является недопустимым внесением изменений в конструкцию ТС.
Лебедка и холодильно-обогревательное оборудование. Установка лебедок и холодильно-обогревательного оборудования является внесением изменений в конструкцию транспортного средства. Возможность данной установки и соответствие данного оборудования другим техническим регламентам рассматриваются аккредитованной испытательной лабораторией в соответствии с действующим порядком внесения изменений в конструкцию ТС. Для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства (ССКТС) требованиям безопасности заявитель должен предоставить документацию, подтверждающую соответствие усовершенствованного транспортного средства требованиям безопасности.
Колеса большего радиуса. При установке на транспортное средство колес размерности, не предусмотренной заводом-изготовителем, безопасность транспортного средства должна быть подтверждена протоколом испытаний на устойчивость, тормозные характеристики и показания спидометра. Шины, устанавливаемые на транспортное средство, должны соответствовать категории скорости, указанной в «Одобрении типа транспортного средства».
Переоборудование под перевозку грузов. При внесении изменений в конструкцию ТС, связанных с установкой самосвальных и бортовых кузовов, цистерн, тента, необходимо предоставление документации, подтверждающей соответствие транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Легкосъемные компоненты. Установка на транспортное средство легкосъемных компонентов, таких как крышка грузового отсека для пикапа, багажник на крышу автомобиля, не требует получения ССКТС в случае, если данные компоненты являются легкосъемными, установлены в соответствии с инструкцией по установке или эксплуатации компонента и возможность их использования отражена в эксплуатационной документации транспортного средства.
Ответ ГУ МВД (подробней):
Тюнинг обвес. Чтобы законно ездить на автомобиле с тюнинг обвесом нужно получить решение о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства в ГИБДД. Чтобы перерегистрация прошла успешно нужно иметь на руках декларацию о соответствии от производителя тюнинг обвеса.
ЧТО ОДОБРЕНО К УСТАНОВКЕ ПО ОТТС
Одобрение типа транспортного средства — свидетельство, подтверждающее соответствие автомобиля определенным требованиям ТРТС 018/2011, устанавливающего на территории стран ЕАЭС стандарты относительно всех колесных транспортных средств.
Номер ОТТС указан в ПТС вашего автомобиля:
Найти ОТТС можно на сайте gost.ru, используя форму поиска. Для поиска достаточно указать первые пять символов VIN номера, а затем звездочку (XTAGF*).
Наиболее важная информация находится в конце документа, где указывается допустимые шины и оборудование транспортного средства:
Разъяснения по новым правилам тюнинга автомобилей с 1 февраля 2021 года
КАСАЕТСЯ ЛИ ЭТО ОРИГИНАЛЬНЫХ АКСЕССУАРОВ?
Сайт Лада.Онлайн обратился на АВТОВАЗ с вопросом «При установке оригинальных аксессуаров LADA будут ли у владельца проблемы с ГИБДД?». Нам ответили так:
Установка дополнительного оборудования, в том числе аксессуаров, на автомобиль является изменением конструкции, так как они не входят в штатную (стандартную) комплектацию автомобиля и подлежат регистрации в органах ГИБДД.
Оригинальный аксессуар или нет, значения не имеет, все равно его придется регистрировать в органах ГИБДД. В первом случае это будет сделать проще, т.к. оригинальные аксессуары соответствуют высоким требованиям марки и всем стандартам безопасности.
Однако в комплекте с оригинальным аксессуаром нет никаких сертификатов или подобных документов, подтверждающих его оригинальность. Поэтому, как вы будете доказывать инспектору, что на вашей машине установлен именно оригинальный аксессуар — неизвестно.
МОЖЕТ ЛИ ИНСПЕКТОР НА ДОРОГЕ ОШТРАФОВАТЬ ЗА ТЮНИНГ?
В случае остановки и проверки на дороге каждому автовладельцу важно понимать, что в зависимости от объемов проведенных работ, соответствие автомобиля требованиям ГОСТов и техрегламента может проверяться и устанавливаться как на дороге самими сотрудниками ГИБДД (с применением оборудования, которым может являться рулетка, угломер, прибор для проверки эффективности работы тормозной системы в дорожных условиях, штангенциркуль с линейкой), так и путем принудительного препровождения автомобиля в стационарные пункты проверки — там автомобиль пройдет испытания на универсальных роликовых и площадочных стендах.
При попытке привлечения до 1 июля 2021 года к административной ответственности за нарушения требований постановления правительства РФ №413 без проведения специальных, предусмотренных ГОСТом 33670–2015 экспертиз и испытаний для оценки соответствия, необходимо обжаловать решения ГИБДД в прокуратуре и в суде.
советует адвокат.
Возить с собой сертификаты на багажники и фаркопы и предъявлять их сотрудникам ГИБДД вы не обязаны, но на всякий случай…
Про каркасы безопасности.
Ребят, озадачился вопросом каркаса, начал лазить искать и инфу и наткнулся на такую штуку:
Перед установкой каркаса безопасности необходимо написать заявление в ГИБДД, получить разрешение, предоставить а/м для осмотра.
После установки каркаса безопасности в ГИБДД предоставляются следующие документы: 1.Заявление на установку, 2.Заявление — декларация (с описанием переделок)3.Сертификат на каркас безопасности, 4.Лицензия изготовителя каркаса безопасности.(копия) 5. Копия омологации
После получения Свидетельства об установки нестандартного оборудовани вносите каркас в ПТС.
Поясните плиз, относится ли это к тренировачным каркасам и возникнут ли проблемы с незарегистрированным каркасом в случае ДТП?
Метки: каркас безопасности, регистрация
Комментарии 46
Три раза про трубы написал…
И еще используются трубы толщиной 2.5 мм радиус на ваше усмотрение.
Каркас, каркас, каркас…
1. Жесткость кузова, идеальный вариант для обеспечения жесткости кузова при гигантских нагрузках, Дрифт, ралли. 6ть точек крепления к кузову. (В моем случае дрифт)
2. Безопасность. Каркас защищает от переворотов и проминания крыши с дальнейшим переломом шеи и т.д. Помогает при фронтальном ударе и перелома ног, таза и т.д. Обязательное использование ковша, с развитой боковой поддержкой, если для города, регистрировать лучше для себя чтобы все права были на вашей стороне, но не обязательно. На треке Шлем и пятиточечные ремни.
Используются трубы 2.5 мм и радиус на ваше усмотрение.
Используются трубы 2.5 мм толщиной, радиус на ваше усмотрение.
Обязательно: Если вы участвуете в гонках, или собираетесь, то обязательно каркас должен быть вварной и не просто дядей «Толей» из соседних гаражей за бутылку водки, а профессиональными механиками с трубогибом и сваркой. И одобрение FIA соответствующей омологацией автоспорта, ну это уже совсем идеал.
P.S. Если едите куда нибудь с о своей девочкой, настоятельно скажите ей чтобы пристегнула 5ти точечный ремень…а то у знакомого подруга сказала, «я не буду пристегивать, я как будто парашут одеваю»… :)))
Просто лучше потом поставить Garrett или GReddy, чем отдавать денежку на пластику носа своей подружке))
gsi_rally
gsi_rally
Сегодня поговорим о каркасах. Каркас безопасности – самый главный элемент доработки спортивного автомобиля. Каркас выполняет одновременно две функции: обеспечение безопасности экипажа и значительное усиление кузова автомобиля, прямо влияющее на его управляемость. Поехали!
Установка каркаса безопасности – главное требование ФИА применяемое к спортивным автомобилям. При возникновении нестандартных ситуаций, это главное средство защиты экипажа. С нагрузками, действующими на автомобиль при переворотах или столкновениях, не справятся никакие другие усиления кузова. Главное назначение каркаса в сохранении внутри автомобиля жизненного пространства для экипажа во время аварии.
Каркас безопасности весит примерно 40-50 кг. В районе дверей на трубы крепят дополнительную защиту из поролона или вспененной изоляции для дополнительной безопасности и комфорта при посадке в автомобиль. К трубам каркаса часто крепят переговорку, камеры, штурманский свет, знаки аварийной остановки, аптечки и прочую мелочь.
Но что делать, если необходимо установить каркас безопасности в автомобиль, у которого никогда не было омологации? Тут на помощь приходит Приложение J к техническому регламенту FIA. Изготовленный в соответствии с этими требованиями каркас подходит для любого автомобиля и для любого соревнования. В приложении J оговорены все нюансы, необходимые для изготовления «правильного» каркаса – параметры стали, из которой должны быть изготовлены трубы, их диаметр, конфигурация, количество, варианты крепления и т. д.
Каркас безопасности, находящийся в вашем автомобиле, должен иметь сертификат: документ, выдаваемый производителем или изготовителем каркаса. Он содержит идентификационные данные автомобиля, на который установлен данный каркас, собственный номер и сведения об омологации. Сертификат предъявляется на ТИ. Кроме того, на каркасе должна быть закреплена специальная табличка, содержащая номер каркаса, наименование производителя и номер омологации.
Вы можете купить уже готовый автомобиль, с установленным каркасом (убедившись, что он подходит по требованиям) или “построить” его самостоятельно, если вы профессиональный сварщик, знаете, где купить необходимый материал и с пространственным воображением у вас все в порядке. Но мы советуем обратиться к профессионалам.
Машину, с установленным новым каркасом, лучше всего заранее показать главному техническому комиссару вашего региона, чтобы исключить сюрпризы на технической инспекции.
Удачи!
Каркас на авто можно или нет
Dash bar – поперечная труба под панелью приборов
Увеличивает жёсткость и прочность каркаса при боковых ударах.
Door X bars – Х-образные усилители дверного проёма
Значительно увеличивает прочность и жёсткость дверного проёма при боковых ударах
Front cross – переднее перекрестие труб
Обеспечивает прочность в поперечном направлении силовой схемы
Hoop to A pillar tube – усилитель задней стойки и крыши
Предназначен для поддержки дуги на уровне крыши.
Hoop cross – Х-образная растяжка средней стойки
Обеспечивает прочность и жёсткость каркаса при опрокидывании на крышу.
Lower rear stay – растяжка от основания средней дуги до задней части кузова
Образует гипотенузу треугольника, обеспечивает большую жёсткость и прочность задней части кузова
Mid rear stay – растяжки от средней дуги до задней части кузова
Добавляет прочность задней части каркаса, обеспечивает защиту от боковых ударов.
Rear brace – задний
Обеспечивает большую прочность кузова и распределяет нагрузку от подвески на основания каркаса, может быть использован для крепления ремней безопасности.
Rear X – задняя Х-образная растяжка
Обеспечивает большую прочность задней части каркаса в отличие от диагональной растяжки. Обеспечивает распределение нагрузки от подвески на каркас безопасности (уменьшая нагрузку на кузов в целом). Увеличивает прочность.
Roof cross or roof ‘V’ – скрещенные или сваренные V-образно трубы у задней дуги
Увеличивает жёсткость каркаса и безопасность людей при опрокидывании на крышу.
Screen pillar support – поддержка трубы над лобовым стеклом
Важный элемент для салонов автомобилей последних лет с большим наклоном лобовых стёкол – обеспечивает поддержку в центре передней части крыши.
Seat harness tubes – труба для крепления ремней безопасности
Обеспечивает меньшую длину ремней безопасности и служит для них опорой. Задаёт оптимальные углы при натяжении ремней.
Single roof diagonal – диагональный усилитель крыши
Облегчённый вариант усилителя, обеспечивающий меньшую прочность и жёсткость каркаса.
Triangulation tubes in front – Треугольник из труб спереди каркаса
Обеспечивает распределение нагрузки от подвески на каркас безопасности (уменьшая нагрузку на кузов в целом). Обеспечивают защиту ног водителя и штурмана. Также обеспечивает защиту от боковых ударов и увеличивает нагрузку на дуги каркаса.
Tunnel brace – Кронштейн крепления каркаса с туннелем
Обеспечивает защиту от боковых ударов и поддержку основной дуги в случае переворота на крышу автомобиля. Уменьшает нагрузку на каркас распределяя её на кузов.
Каркас безопасности: клетка для водителя. Часть 1
Среди украинских «уличных гонщиков» новое поветрие – устанавливать в обычные «гражданские» машины спортивные каркасы безопасности.
Ход мысли прямолинеен, как тяга Панара: если тяжелейшие аварии в гонках чемпионата мира по ралли заканчиваются для экипажей, как правило, легким испугом, то и рисковому стритрейсеру вваренная в салон «клетка» несомненно поможет. Что это – реальная забота о безопасности или просто дань моде? С помощью экспертов из двух украинских гоночных ателье, «Evo Racing» (Днепропетровск) и «Sportcar» (Одесса), мы сделали попытку разобраться, чем хороша и чем плоха клетка для водителя.
Библия для сварщика
Что такое «каркас» или «клетка безопасности»? Это замкнутая конструкция из металлических труб, которые особым образом размещены и закреплены в кузове боевого автомобиля. В принципе, все каркасы можно разделить на две группы по типу их крепления к кузову – болтовые и сварные. Болтовые каркасы доживают свой век: сегодня их использование запрещено в большинстве гоночных серий, проходящих по эгидой Автомобильной Федерации Украины. Даже спортсмены-дрифтеры, чья дисциплина больше напоминает эффектное шоу, нежели автомобильный спорт, постепенно отказываются от болтовых каркасов в пользу более прочных и безопасных сварных.
Каркас безопасности может быть серийным или «индивидуальным». В первом случае речь идет о конструкциях, которые изначально прописаны в омологационной карте конкретной модели (если омологация на данный автомобиль вообще когда-либо оформлялась). Начиная с 50-х годов прошлого века, когда FIA ввела понятие омологации, любой спортивный автомобиль имеет четкое описание всех ключевых узлов – в том числе, и каркаса. Омологационная документация позволяет крупным «гоночным» фирмам (таким, как, например, Sparco или OMP) выпускать стандартные кит-комплекты – омологированные наборы труб, готовые к установке на конкретную машину.
Если же появилось желание установить каркас безопасности в автомобиль, у которого никогда не было омологации (к примеру, в Таврию или Славуту), то единственной «библией» для изготовителя и установщика каркаса безопасности становится хорошо известное в спортивной среде Приложение Джей (Appendix J) к техническому регламенту FIA. Данный документ исчерпывающим образом оговаривает все нюансы «каркасостроения» – параметры стали, из которой должны быть изготовлены трубы, их диаметр, конфигурацию, количество, варианты крепления и так далее. Причем терминов «боевой каркас», «тренировочный каркас» или «любительский какас» не существует – Приложение Джей не дает поблажек никому. Важно и то, что этот документ является универсальным руководством для всех дисциплин автомобильного спорта. Соответственно, изготовленный в соответствии с этими требованиями каркас подходит для любого автомобиля и для любого соревнования – вне зависимости от регламента, количества членов экипажа и типа покрытия, на котором проводится гонка.
Формулировки, содержащиеся в Приложении Джей, меняются достаточно часто (до двух раз в год), поскольку работа по повышению пассивной безопасности спортсменов ведется Федерацией непрерывно. Специальные комитеты FIA систематически изучают все аварии, произошедшие в гонках всех дисциплин, и на основании полученных данных вводят новые требования к конструкциям всех систем безопасности – в том числе применительно к каркасам. Поэтому каркас безопасности, построенный и установленный согласно самым свежим требованиям Приложения Джей, априори будет надежнее и безопаснее, чем стандартный каркас, прописанный в карте омологации данного автомобиля в момент его рождения.
«Гражданка» – не поле боя
Главная задача каркаса – обеспечить безопасность водителя (или экипажа) при ударе автомобиля о препятствие, опрокидывании или в случае столкновении с другим автомобилем. С этой целью, согласно последним требованиям FIA, четыре угловые точки крепления каркаса непременно должны быть «завязаны» на верхние точки крепления подвески («стаканы»). Выходит, что теперь каркас становится уже не просто вваренной в салон автомобиля клеткой, но и важным несущим элементом кузова, существенно повышающим его жесткость. Как следствие, помимо своей основной функции (обеспечивать защиту) каркас начинает выполнять и другие задачи – улучшает управляемость автомобиля и его устойчивость в поворотах. Не об этом ли мечтают горячие головы, с которых мы начали свой рассказ?
К сожалению, в эйфории «улучшайзинга» гонщики-энтузиасты напрочь забывают о других мерах безопасности. Ведь то, что хорошо на перекрытой для движения трассе, совершенно недопустимо использовать на дорогах общего пользования.
Если стоит задача построить спорткар для участия в каких-либо официальных соревнованиях, то у желающего «закаркасить» свой автомобиль есть масса вариантов.
Варианты эти простираются от покупки готового «серийного» каркаса до собственноручного изготовления «клетки» чуть ли не «на коленке». Как водится, последний вариант при кажущейся дешевизне имеет ряд существенных недостатков – и чтобы учесть все нюансы, необходимо понять механизм постройки спортивного автомобиля.
Экономь, но осторожно
Все начинается «с бумаги». Перво-наперво гонщик (или нанятый инженер) должен составить так называемое «техническое описание» машины. Оно должно включать в себя общие параметры будущей конструкции: на базе какого серийного автомобиля будет построен спорткар, а также какие узлы и агрегаты планируется в него установить. Естественно, важнейшее место в этом перечне займет каркас безопасности: нужно заранее указать, где и кем будет произведен этот каркас, а также где и кем он будет установлен.
Когда описание составлено, оно попадает в технический комитет ФАУ, который уполномочен одобрить постройку данной машины или запретить ее (других «разрешительных» органов нет). Намерение оснастить машину каркасом безопасности, изготовленным самостоятельно, вызовет пристальное внимание как технического комитета, так и комитета безопасности – как минимум, придется убедить профильные комитеты в квалификации сварщика, собирающегося изготовить и установить каркас согласно требованиям уже упоминавшегося Приложения Джей.
И, наконец, самое главное: изготовленный «самопалом» каркас безопасности –как бы качественно он ни был установлен – годится разве что для участия в национальных соревнованиях, проводимых под эгидой ФАУ. Почему?
Для участия в международном соревновании соответствующую омологацию должен иметь не только сам автомобиль, но и все, что в нем находится, включая амуницию каждого члена экипажа – вплоть до белья и носков. Это касается и каркаса безопасности, причем сертифицированным должен быть и его установщик – ателье, имеющее соответствующую квалификацию, подтвержденную FIA. До недавнего времени таких сертифицированных установщиков во всей Украине было два – киевское ателье AT-Rally и днепропетровское Evo Racing. Если внимательно посмотреть на автомобили, построенные в Украине и стартующие на международном уровне, то окажется, что все каркасы в них установлены кем-то из этой пары. Так, каркасы на машинах Александра Салюка, Алексея Тамразова, Игоря Чаповского были установлены в AT-Rally, а вот автомобили Валерия Разумовского, Юрия Шаповалова, Тараса Кравченко, Виталия Пушкаря, Юрия Кочмара в разное время были «закаркашены» в команде МСК, которая пару лет назад трансформировалась в ателье Evo Racing.
Впрочем, рынок не стоит на месте, и постепенно число сертифицированных установщиков каркасов безопасности будет расти. Не так давно в этот процесс подключилась киевская «конюшня» Ascania Racing – c 2011 года во все новые автомобили, построенные командой, каркасы устанавливаются командой самостоятельно. Кроме того, по имеющейся у нас информации, соответствующую международную сертификацию на установку каркасов планирует получить одесское ателье Sportcar.