Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Устройство холодильной машины

В современном мире холодильное оборудование используется повсеместно и играет, определенно, очень важную роль в жизни человека. Оно применяется не только для охлаждения продуктов питания и повышения их срока хранения. Например, по такому же принципу работают кондиционеры и сложные сплит-системы, которые занимаются охлаждением или нагревом воздуха (воды).

Чтобы разбираться в работе охлаждающего оборудования, достаточно только понять принцип функционирования. А заключается он не в охлаждении, как может показаться на первый взгляд, а в отводе тепла. Если говорить о холодильнике, то с помощью перекачиваемой охлаждающей жидкости и компрессора, удается отводить тепло из шкафа в окружающее пространство. В случае с кондиционером, по такому же принципу излишнее тепло из комнаты или нескольких помещений удаляется во внешнюю среду (для этого и предусмотрен внешний блок).

В классическом устройстве холодильного оборудования специальная жидкость забирает тепло от продуктов, воздуха или жидкостей. При этом, она закипает, переходя в газообразное состояние. Компрессор отвечает за то, чтобы перекачать газ из охлаждаемого участка в ту часть оборудования, где газ отдаст свое тепло и постепенно снова превратится в жидкость. Весь цикл повторяется постоянно на протяжении всего времени работы.

Когда же достигается заданная температура в помещении или холодильнике, то специальное реле отключает компрессор. По мере роста температуры, датчик снова подает сигнал на включение и процесс повторяется.

Основными конструктивными элементами можно назвать:

У современных устройств присутствует дополнительное оборудование. Например, в обязательном порядке используются датчики и другие измерительные приборы, которые фиксируют температурные показатели хладагента, окружающей среды и внутри охлаждаемого шкафа/помещения. На профессиональных устройствах обычно реализована возможность наблюдения за количеством хладагента, посредством установки специальных смотровых стекол.

Чтобы понять мощность и возможности холодильного оборудования, применяются общепринятые единицы измерения. Коэффициент, показывающий количество отводимого тепла за потраченную единицу энергии, позволяет точнее подобрать именно то устройство, которое нужно в конкретных условиях.

Хладагент

В разное время в качестве хладагента могли использоваться разные вещества. Главное качество, которым должно было обладать такое вещество – максимально низкая температура закипания (а в этом процессе обязательно забирается тепло).

Для этого в системах могли применяться различные углеводородные соединения с содержанием хлора, фтора, брома. Нередко встречался аммиак, углекислый газ, пропан или даже обычный воздух.

Сегодня чаще всего в бытовых и промышленных системах используется фреон разного класса (по количество содержащихся примесей и общей экологичности):

Всего известно более 40 разных видов фреонов. Не все они используются для сплит-систем. Они также нашли свое применение в бытовой сфере: при производстве аэрозолей, растворителей, теплоизоляционных материалов. Такие вещества применяются для систем пожаротушения (например, на кораблях и подводных лодках, на энергетических предприятиях).

Терморегулирующий вентиль (ТРВ)

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Терморегулирующий вентиль является важной составляющей частью холодильного оборудования. В предыдущих поколениях он чаще всего представлял собой устройство, расположенное перед испарителем, которое наполнялось таким же хладагентом, что и основная система, но не соединялся с ней. При нагревании хладагента в ТРВ, он расширялся, переходил в газообразное состояние, и закрывал дроссель, ведущий в испаритель. По мере охлаждения хладагента в нем, дроссельное отверстие открывалось, и циркуляция жидкости в основной системе начиналась опять.

Таким образом, с помощью естественного физического процесса (а значит, максимально надежного) регулировался процесс циркуляции хладагента в холодильной камере или кондиционере.

На современном оборудовании ТРВ встречается реже. Все чаще ему на замену пришли электронные датчики, которые точно считывают температуру проходящего хладагента и передают информацию на центральный процессор. Там данные обрабатываются, и формируется команда на закрытие или открытие дросселя. Плюсом современных систем можно назвать то, что они позволяют тонко задавать параметры охлаждения, вплоть до десятых долей градусов. Минусы тоже очевидны: устройство стало намного более сложным, а значит, дорогостоящим и трудным в плане ремонта.

Смотровое стекло

Смотровое стекло в холодильной камере встречается не так уж часто. Обычно это устройство – прерогатива дорогого оборудования. Основное его назначение заключается в визуальном определении количества хладагента и его качеств (цвет, вязкость), а также для оценки количества влаги в системе (в большинстве случаев определяется по цвету специального индикатора).

Чаще всего окошко для визуального осмотра располагают на части трубопровода рядом с накопителем.

Для оценки состояния хладагента не обязательно быть экспертом. К примеру, свидетельством явных проблем в оборудовании можно назвать появление пузырьков воздуха, существенное изменение цвета. Для этого там располагают специальные цветовые датчики, которые меняют свой цвет, реагируя на перемены в характеристиках хладагента.

Самые крупные холодильные установки нередко обладают даже несколькими участками, оборудованными смотровыми стеклами. Это позволяет наиболее точно определить состояние цепи в большой схеме и намного проще проводить процедуру технического обслуживания специалистам.

Фильтр-осушитель

Еще один достаточно важный конструктивный элемент холодильной установки – фильтр-осушитель. Его основная задача заключается в удалении лишней влаги из хладагента, а также других загрязнений в системе, которые могут существенно снижать общий срок эксплуатации всего оборудования.

Внутреннее устройство фильтра-осушителя достаточно простое. Прибор представляет собой трубку, которая на разных моделях может иметь существенно разный диаметр и длину. Устанавливается устройство чаще всего в части трубы перед или после конденсатора.

Внутри фильтр представляет собой две сетки для фильтрации, установленные с одного и второго края. Между сетками заливается фильтрующая часть-адсорбер.

В зависимости от дороговизны оборудования, на него могут устанавливаться одноразовые фильтры (дешевле) или многоразовые (дороже). Отличие в том, что одноразовые ставятся на заводе и не допускают возможность перезарядить фильтрующий элемент.

Ресивер

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Ресивер встречается в том или ином виде на любом холодильном оборудовании. Он представляет собой тяжелый металлический бак, в котором накапливается жидкий хладагент перед тем, как подаваться в испаритель.

Подсоединяются ресиверы к общей системе и герметично припаиваются к трубкам, по которым курсирует охлаждающая жидкость.

Регулятор давления

Автоматический клапан, который отвечает за регулирование давления в холодильной системе необходим для того, чтобы в зависимости от внешних условий распределять нагрузку на испаритель. В нем так же, как и в ТРВ используется перекрывающая тарелка, которая, реагируя на повышение давления в системе открывается, чтобы сбросить его или, наоборот, остается в прежнем положении. Все зависит от команд системы.

В кондиционерах и холодильниках разделяю регуляторы низкого и высокого давления. Прессостаты или регуляторы низкого давления чаще всего применяются сразу после испарителя и тем больше открывают дроссель, чем больше закипает хладагент. Таким образом, циркуляция повышается в том случае, если нужно быстрее охлаждать.

Маноконтроллеры – это регуляторы высокого давления. Они применяются в системах с воздушным охлаждением и их основное назначение заключается в том, чтобы обеспечивать оптимальную циркуляцию охлаждаемого хладагента в зависимости от тех условий воздушной среды, где он переходит в жидкое состояние. Иными словами, дроссель открывается тем больше, чем жарче во внешней среде.

Для выбора подходящего компрессорного агрегата переходите по данной ссылке.

Источник

Как работает холодильное оборудование?

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Содержание

Содержание

Вы никогда не задумывались, почему в холодильнике — холодно, и что общего у морозильного шкафа и кондиционера? В этом материале разбираемся, как работает холодильное оборудование.

Замечали, что, когда вы выходите из душа, вам всегда прохладно? Дело в том, что влага при испарении поглощает тепло. А при конденсации, наоборот, тепло выделяется. На этих явлениях и основан принцип действия паровых компрессорных холодильных машин– в них по замкнутому кругу двигается специальная жидкость (хладагент). Хладагент испаряется в испарителе и конденсируется в конденсаторе. При этом испаритель охлаждается, а конденсатор греется.

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Чтобы хладагент испарялся и конденсировался в нужных местах, в холодильном контуре должны присутствовать еще два элемента – компрессор и дросселирующее устройство.

Компрессор сжимает газообразный хладагент в конденсаторе, где он под действием высокого давления переходит в жидкую форму, выделяя тепло. А дросселирующее устройство (капиллярная трубка или терморегулирующий вентиль) затрудняет движение хладагента и поддерживает высокое давление в конденсаторе. После дросселя давление в контуре намного ниже, и попавший туда хладагент начинает испаряться внутри испарителя, поглощая тепло. Далее он, уже в газообразном виде, снова попадает в компрессор, и цикл повторяется.

Многие холодильные установки комплектуются дополнительными элементами.

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Фильтр-осушитель устанавливается перед дросселирующим устройством. Его задачей является извлечение из хладагента воды и механических частиц. При его отсутствии капилляр может засориться или замерзнуть.

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Терморегулятор (термостат) выключает компрессор при достижении необходимой температуры.

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Ресивер повышает эффективность холодильной установки. Без терморегулирущего вентиля (с капиллярной трубкой) скорость выработки холода является постоянной. И, если она будет слишком большой, компрессор будет часто включаться–выключаться, а если слишком маленькой — охлаждение будет идти слишком долго. Использование ТРВ позволяет изменять скорость охлаждения в больших пределах, но требует наличия ресивера для компенсирования колебаний расхода хладагента.

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Различные датчики температуры и давления, управляемые электроникой регуляторы давления и клапаны используются для повышения эффективности устройства и поддержания специфических режимов работы.

Из холода в жар

Чаще всего холодильная машина используется именно для охлаждения — испаритель расположен в охлаждаемом объеме, а конденсатор вынесен в окружающую среду. Так работают кондиционеры, холодильники и морозильники. Но холодильный контур не только поглощает тепло на испарителе, но и выделяет его на конденсаторе. Нельзя ли использовать холодильную машину «наоборот» — для обогрева, расположив конденсатор в обогреваемом помещении, а испаритель вынеся наружу?

Еще как можно. Холодильная машина использует электроэнергию не для непосредственного нагрева (как ТЭН), а для переноса тепла, поэтому эффективность ее выше, чем у обычного электронагревателя. Многие современные кондиционеры могут работать «наоборот», используя теплообменник внутреннего блока как конденсатор, а теплообменник внешнего блока – как испаритель. В таком режиме на 1 кВт потребленной мощности кондиционер может произвести 2–6 кВт тепла. Греть комнату кондиционером может быть значительно выгоднее, чем электрообогревателем!

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

В местах с более холодным климатом в последнее время все большую популярность получают тепловые насосы – паровые компрессорные холодильные машины, у которых испаритель помещен под землю на глубину, большую глубины промерзания. Поскольку там всегда сохраняется положительная температура, эффективность теплового насоса не зависит от времени года. Такие устройства намного экономичнее электрических обогревателей и могут использоваться для отопления жилища круглый год при любой температуре. К сожалению, высокая стоимость тепловых насосов пока препятствует их популярности.

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Виды компрессоров

Поршневые компрессоры устанавливаются в основном в холодильниках и морозильниках. В большинстве моделей поршень приводится в движение обычным электродвигателем, двигающим поршень через шатунно-кривошипный, кулачковый или кулисный механизм.

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Существуют также электромагнитные (линейные) поршневые компрессоры. В них цилиндр расположен внутри катушки, создающей электромагнитное поле, которое приводит в движение поршень.

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Поршневые компрессоры способны создавать высокое давление, обеспечивая большой перепад температур на испарителе и конденсаторе. Кроме того, обычный поршневой компрессор имеет достаточно простую конструкцию, не требующую высокой точности изготовления деталей, соответственно стоят они недорого. Однако недостатков у поршневых компрессоров тоже хватает:

Поэтому поршневой компрессор можно повторно запускать только через несколько минут после остановки, когда давление в системе выровняется. Защитой от повторного пуска снабжены далеко не все модели, поэтому холодильное оборудование рекомендуется подключать через реле времени с задержкой включения в 5–10 минут.

Ротационные компрессоры (иногда называемые роторными) создают давление за счет изменяющегося зазора между вращающимся ротором и корпусом компрессора.

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Существуют различные модификации этого вида компрессоров — с эксцентричным ротором, с подвижными лепестками, с качающимся ротором, спиральный и т. п.

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Все они обладают небольшими габаритами, низким уровнем шума и увеличенным ресурсом за счет снижения количества подвижных деталей. К недостаткам этого вида можно отнести сложность изготовления (ротор и корпус должны быть изготовлены с высокой точностью) и низкое максимальное давление. Такие компрессоры чаще используются в климатической технике, для которой не требуется создавать очень низкую температуру.

Ротационными и поршневыми список компрессоров не исчерпывается — существуют еще центробежные, винтовые, кулачковые и другие. Но в бытовой технике они используются реже.

Вне зависимости от вида компрессор может быть неинверторным (стандартным) или инверторным. У обычных компрессоров скорость вращения двигателя постоянна, для поддержания заданной температуры он периодически включается и выключается. В инверторных компрессорах двигатель подключен через частотный преобразователь (инвертор), с помощью изменения частоты напряжения меняющий скорость вращения электродвигателя. Такой компрессор поддерживает заданную температуру выставлением нужной скорости вращения. Инверторные компрессоры дороже, но экономичнее, эффективнее и имеют больший ресурс.

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Типы хладагентов

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Чем ниже температура кипения хладагента, тем более низкую температуру можно получить на испарителе холодильной машины. Однако, понизить температуру в морозильнике, просто поменяв фреон на более «холодный», скорее всего, не выйдет — хладагенты с низкой температурой кипения требуют большего давления для конденсации. Компрессор, рассчитанный на фреон с высокой температурой кипения, просто не сможет создать такое давление. Поэтому при замене хладагента следует придерживаться рекомендаций из инструкции, и не заправлять хладагент с характеристиками, сильно отличающимися от рекомендованных.

В бытовых устройствах чаще всего используются следующие хладагенты:

Фреон R22 (хладон 22, хлордифторметан) до недавних пор часто использовался в холодильных и морозильных установках. Обладает достаточно низкой температурой кипения (-40,8°С), при утечке возможна дозаправка системы. Однако из-за вреда, наносимого окружающей среде (разрушение озонового слоя) R22 в последнее время используется редко, а во многих странах вообще запрещен.

R600a (изобутан) все чаще используется в холодильной технике вместо менее экологичного R134. Его преимуществами являются низкое давление конденсации и высокая удельная теплота парообразования – холодильники, использующие этот фреон, дешевле и экономичнее. Однако из-за высокой температуры кипения (-12°С) заправленную им технику нельзя использовать на улице при отрицательных температурах.

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Следует также помнить о том, что каждый тип фреона требует использования определенного вида масла для смазки деталей компрессора. Обычно тип (а иногда и марка масла) приводятся в сопроводительной документации к фреону. Использование других масел может привести к поломке компрессора.

Как видно, ничего сложного в холодильной технике нет, а понимание принципов ее работы может значительно продлить жизнь технике, позволить сэкономить на электроэнергии и уберечь от неправильных действий, могущих привести к поломке прибора.

Источник

Принципы работы холодильной машины

Основные понятия, связанные с работой холодильной машины

Охлаждение в кондиционерах производится за счет поглощения тепла при кипении жидкости. Когда мы говорим о кипящей жидкости, мы, естественно, думаем, что она горячая. Однако это не совсем верно.

Во-первых, температура кипения жидкости зависит от давления окружающей среды. Чем выше давление, тем выше температура кипения, и наоборот: чем ниже давление, тем ниже температура кипения. При нормальном атмосферном давлении, равном 760 мм рт.ст. (1 атм), вода кипит при плюс 100°С, но если давление пониженное, как например в горах на высоте 7000-8000 м, вода начнет кипеть уже при температуре плюс 40-60°С.

Во-вторых, при одинаковых условиях разные жидкости имеют различные температуры кипения.

Например, хладагент R-410А, широко используемый в холодильной технике, при нормальном атмосферном давлении имеет температуру кипения – 51°С.

Если жидкий хладагент находится в открытом сосуде, то есть при атмосферном давлении и температуре окружающей среды, то он немедленно вскипает, поглощая при этом большое количество тепла из окружающей среды или любого материала, с которым находится в контакте. В холодильной машине хладагент кипит не в открытом сосуде, а в специальном теплообменнике, называемом испарителем. При этом кипящий в трубках испарителя хладагент активно поглощает тепло от воздушного потока, омывающего наружную, как правило, оребренную поверхность трубок.

Рассмотрим процесс конденсации паров жидкости на примере хладагента R-410А. Температура конденсации паров хладагента, так же, как и температура кипения, зависит от давления и температуры окружающей среды. Чем выше давление и температура, тем выше температура конденсации. Так, например, конденсация паров хладагента R-410А при давлении 23,5 bar начинается уже при температуре плюс 40°С. Процесс конденсации паров хладагента, как и любой другой жидкости, сопровождается выделением большого количества тепла в окружающую среду или, применительно к холодильной машине, передачей этого тепла потоку воздуха или жидкости в специальном теплообменнике, называемом конденсатором.

Естественно, чтобы процесс кипения хладагента в испарителе и охлаждения воздуха, а также процесс конденсации и отвод тепла в конденсаторе были непрерывными, необходимо постоянно “подливать” в испаритель жидкий хладагент, а в конденсатор постоянно подавать пары хладагента. Такой непрерывный процесс (цикл) осуществляется в холодильной машине.

Наиболее обширный класс холодильных машин базируется на компрессионном цикле охлаждения, основными конструктивными элементами которого являются компрессор, испаритель, конденсатор и регулятор потока (капиллярная трубка, ТРВ, ЭРВ), соединенные трубопроводами и представляющие собой замкнутую систему, в которой циркуляцию хладагента (фреона) осуществляет компрессор. Кроме обеспечения циркуляции, компрессор поддерживает в конденсаторе (на линии нагнетания) высокое давление порядка 23,5 bar.

Теперь, когда рассмотрены основные понятия, связанные с работой холодильной машины, перейдем к более подробному рассмотрению схемы компрессионного цикла охлаждения, конструктивному исполнению и функциональному назначению отдельных узлов и элементов.

Схема компрессионного цикла охлаждения

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Рис. 1. Схема компрессионного цикла охлаждения

Кондиционер – это та же холодильная машина, предназначенная для тепловой обработки воздушного потока. Кроме того, кондиционер обладает существенно большими возможностями, более сложной конструкцией и многочисленными дополнительными опциями. Обработка воздуха предполагает придание ему определенных кондиций, таких как температура и влажность, а также направление движения и подвижность (скорость движения). Остановимся на принципе работы и физических процессах, происходящих в холодильной машине (кондиционере). Охлаждение в кондиционере обеспечивается непрерывной циркуляцией, кипением и конденсацией хладагента в замкнутой системе. Кипение хладагента происходит при низком давлении и низкой температуре, а конденсация – при высоком давлении и высокой температуре. Принципиальная схема компрессионного цикла охлаждения показана на рис. 1.

Начнем рассмотрение работы цикла с выхода испарителя (участок 1-1). Здесь хладагент находится в парообразном состоянии с низким давлением и температурой.

Парообразный хладагент всасывается компрессором, который повышает его давление до 23,5 bar и температуру до плюс 70-90°С (участок 2-2).

Далее в конденсаторе горячий парообразный хладагент охлаждается и конденсируется, то есть переходит в жидкую фазу. Конденсатор может быть либо с воздушным, либо с водяным охлаждением в зависимости от типа холодильной системы.

На выходе из конденсатора (точка 3) хладагент находится в жидком состоянии при высоком давлении. Размеры конденсатора выбираются таким образом, чтобы газ (хладагент) полностью сконденсировался внутри конденсатора. Поэтому температура жидкости на выходе из конденсатора оказывается несколько ниже температуры конденсации. Переохлаждение в конденсаторах с воздушным охлаждением обычно составляет примерно плюс 4-7°С.

При этом температура конденсации примерно на 10-20°С выше температуры атмосферного воздуха.

Затем хладагент в жидкой фазе при высокой температуре и давлении поступает в регулятор потока, где давление смеси резко уменьшается (примерно в три раза), часть жидкости при этом может испариться, переходя в парообразную фазу. Таким образом, в испаритель попадает смесь пара и жидкости (точка 4).

Парожидкостной хладагент кипит в испарителе, отбирая тепло от окружающего воздуха, и вновь переходит в парообразное состояние.

Размеры испарителя выбираются таким образом, чтобы жидкость полностью испарилась внутри испарителя. Поэтому температура пара на выходе из испарителя оказывается выше температуры кипения, происходит так называемый перегрев хладагента в испарителе. В этом случае даже самые маленькие капельки хладагента испаряются и в компрессор не попадает жидкость. Следует отметить, что в случае попадания жидкого хладагента в компрессор, так называемого “гидравлического удара”, возможны повреждения и поломки клапанов и других деталей компрессора.

Перегретый пар выходит из испарителя (точка 1), и цикл возобновляется.

Таким образом, хладагент постоянно циркулирует по замкнутому контуру, меняя свое агрегатное состояние с жидкого на парообразное и наоборот.

Все компрессионные циклы холодильных машин включают два определенных уровня давления. Граница между ними проходит через нагнетательный клапан на выходе компрессора с одной стороны и выход из регулятора потока (из капиллярной трубки, ТРВ, ЭРВ) с другой стороны.

Нагнетательный клапан компрессора и выходное отверстие регулятора потока являются разделительными точками между сторонами высокого и низкого давлений в холодильной машине.

На стороне высокого давления находятся все элементы, работающие при давлении конденсации.

На стороне низкого давления находятся все элементы, работающие при давлении испарения.

Несмотря на то, что существует много типов компрессионных холодильных машин, принципиальная схема цикла в них практически одинакова.

Теоретический и реальный цикл охлаждения.

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Риc. 2. Диаграмма давления и теплосодержания

Цикл охлаждения можно представить графически в виде диаграммы зависимости абсолютного давления и теплосодержания (энтальпии). На диаграмме (рис. 2) представлена характерная кривая отображающая процесс насыщения хладагента.

Левая часть кривой соответствует состоянию насыщенной жидкости, правая часть – состоянию насыщенного пара. Две кривые соединяются в центре в так называемой “критической точке”, где хладагент может находиться как в жидком, так и в парообразном состоянии. Зоны слева и справа от кривой соответствуют переохлажденной жидкости и перегретому пару. Внутри кривой линии помещается зона, соответствующая состоянию смеси жидкости и пара.

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Рис. 3. Изображение теоретического цикла сжатия на диаграмме «Давление и теплосодержание»

Рассмотрим схему теоретического (идеального) цикла охлаждения с тем, чтобы лучше понять действующие факторы (рис. 3).

Рассмотрим наиболее характерные процессы, происходящие в компрессионном цикле охлаждения.

Сжатие пара в компрессоре.

Холодный парообразный насыщенный хладагент поступает в компрессор (точка С`). В процессе сжатия повышаются его давление и температура (точка D). Теплосодержание также повышается на величину, определяемую отрезком НС`-HD, то есть проекцией линии C`-D на горизонтальную ось.

Конденсация.

В конце цикла сжатия (точка D) горячий пар поступает в конденсатор, где начинается его конденсация и переход из состояния горячего пара в состояние горячей жидкости. Этот переход в новое состояние происходит при неизменных давлении и температуре. Следует отметить, что, хотя температура смеси остается практически неизменной, теплосодержание уменьшается за счет отвода тепла от конденсатора и превращения пара в жидкость, поэтому он отображается на диаграмме в виде прямой, параллельной горизонтальной оси.

Процесс в конденсаторе происходит в три стадии: снятие перегрева ( D-E ), собственно конденсация (Е-А) и переохлаждение жидкости (А-А`).

Рассмотрим кратко каждый этап.

Снятие перегрева ( D-E ).

Это первая фаза, происходящая в конденсаторе, и в течение ее температура охлаждаемого пара снижается до температуры насыщения или конденсации. На этом этапе происходит лишь отъем излишнего тепла и не происходит изменение агрегатного состояния хладагента.

На этом участке снимается примерно 10-20% общего теплосъема в конденсаторе.

Конденсация (Е-А).

Температура конденсации охлаждаемого пара и образующейся жидкости сохраняется постоянной на протяжении всей этой фазы. Происходит изменение агрегатного состояния хладагента с переходом насыщенного пара в состояние насыщенной жидкости. На этом участке снимается 60-80% теплосъема.

Переохлаждение жидкости (А-А`).

На этой фазе хладагент, находящийся в жидком состоянии, подвергается дальнейшему охлаждению, в результате чего его температура понижается. Получается переохлажденная жидкость (по отношению к состоянию насыщенной жидкости) без изменения агрегатного состояния.

Переохлаждение хладагента дает значительные энергетические преимущества: при нормальном функционировании понижение температуры хладагента на один градус соответствует повышению мощности холодильной машины примерно на 1% при том же уровне энергопотребления.

Количество тепла, выделяемого в конденсаторе.

Участок D-A` соответствует изменению теплосодержания хладагента в конденсаторе и характеризует количество тепла, выделяемого в конденсаторе.

Регулятор потока (А`-B).

Переохлажденная жидкость с параметрами в точке А` поступает на регулятор потока (капиллярную трубку или терморегулирующий расширительный клапан), где происходит резкое снижение давления. Если давление за регулятором потока становится достаточно низким, то кипение хладагента может происходить непосредственно за регулятором, достигая параметров точки В.

Испарение жидкости в испарителе (В-C).

Смесь жидкости и пара (точка В) поступает в испаритель, где она поглощает тепло от окружающей среды (потока воздуха) и переходит полностью в парообразное состояние (точка С). Процесс идет при постоянной температуре, но с увеличением теплосодержания.

Как уже говорилось выше, парообразный хладагент несколько перегревается на выходе испарителя. Главная задача фазы перегрева (С-С`) – обеспечение полного испарения остающихся капель жидкости, чтобы в компрессор поступал только парообразный хладагент. Для этого требуется повышение площади теплообменной поверхности испарителя на 2-3% на каждые 0,5°С перегрева. Поскольку обычно перегрев соответствуют 5-8°С, то увеличение площади поверхности испарителя может составлять около 20%, что безусловно оправдано, так как увеличивает эффективность охлаждения.

Количество тепла, поглощаемого испарителем.

Участок HB-НС` соответствует изменению теплосодержания хладагента в испарителе и характеризует количество тепла, поглощаемого испарителем.

Реальный цикл охлаждения.

Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Смотреть картинку Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Картинка про Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента. Фото Какой элемент холодильной машины обеспечивает циркуляцию хладагента

Рис. 4. Изображение цикла реального сжатия на диаграмме «Давление-теплосодержание»
C`L: потеря давления при всасывании
MD: потеря давления при выходе
HDHC`: теоретический термический эквивалент сжатия
HD`HC`: реальный термический эквивалент сжатия
C`D: теоретическое сжатие
LM: реальное сжатие

В действительности в результате потерь давления, возникающих на линии всасывания и нагнетания, а также в клапанах компрессора, цикл охлаждения отображается на диаграмме несколько иным образом (рис. 4).

Из-за потерь давления на входе (участок C`-L) компрессор должен производить всасывание при давлении ниже давления испарения.

С другой стороны, из-за потерь давления на выходе (участок М-D`), компрессор должен сжимать парообразный хладагент до давлений выше давления конденсации.

Необходимость компенсации потерь увеличивает работу сжатия и снижает эффективность цикла.

Помимо потерь давления в трубопроводах и клапанах, на отклонение реального цикла от теоретического влияют также потери в процессе сжатия.

Во-первых, процесс сжатия в компрессоре отличается от адиабатического, поэтому реальная работа сжатия оказывается выше теоретической, что также ведет к энергетическим потерям.

Во-вторых, в компрессоре имеются чисто механические потери, приводящие к увеличению потребной мощности электродвигателя компрессора и увеличению работы сжатия.

В третьих, из-за того, что давление в цилиндре компрессора в конце цикла всасывания всегда ниже давления пара перед компрессором (давления испарения), также уменьшается производительность компрессора. Кроме того, в компрессоре всегда имеется объем, не участвующий в процессе сжатия, например, объем под головкой цилиндра.

Оценка эффективности цикла охлаждения

Эффективность цикла охлаждения обычно оценивается коэффициентом полезного действия или коэффициентом термической (термодинамической) эффективности.

Коэффициент эффективности может быть вычислен как соотношение изменения теплосодержания хладагента в испарителе (НС-НВ) к изменению теплосодержания хладагента в процессе сжатия (НD-НС).

Фактически он представляет собой соотношение холодильной мощности и электрической мощности, потребляемой компрессором.

Причем он не является показателем производительности холодильной машины, а представляет собой сравнительный параметр при оценке эффективности процесса передачи энергии. Так, например, если холодильная машина имеет коэффициент термической эффективности, равный 2,5, то это означает, что на каждую единицу электроэнергии, потребляемую холодильной машиной, производится 2,5 единицы холода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *