Какой должна быть продолжительность холостого хода предохранительного тормоза подъемной машины
Подземные подъемные машины и проходческие лебедки
Людские и грузолюдские подъемные установки должны иметь электрический привод. Асинхронный привод с реостатным управлением должен быть снабжен системой динамического торможения. Система динамического торможения в случае нарушения ее схемы должна действовать на предохранительный тормоз. Лебедки, используемые для спуска и подъема людей в клетях и вагонетках в наклонных и вертикальных выработках, должны отвечать всем требованиям, которые предъявляются к подъемным машинам.
В случае прохождения вертикальных стволов, шурфов, скважин для навешивания проходческого оборудования и осуществления спускоподъемных операций с разным оборудованием и материалами должны применяться проходческие лебедки, отвечающие требованиям действующих стандартов, «Правил технической эксплуатации проходческих лебедок и подвесного оборудования», утвержденных Минуглепромом СССР 07.05.84, и данных Правил. Подъемные машины и лебедки должны быть оборудованы аппаратом (индикатором), указывающим машинисту положение сосудов в стволе. При работе подъемной машины на прохождении или углублении ствола на реборду барабана должно наноситься обозначение положения верхнего среза раструба проходческого подвесного помоста. На лебедках, предназначенных для подвешивания оборудования, во время проходки вертикальных стволов индикатор глубины не требуется. В каждой подъемной машине в лебедке должно быть механическое, рабочее и предохранительное торможение с независимым друг от друга включением привода, действующего на орган намотки. В проходческих лебедках и лебедках для спасательных лестниц (скорость движения конечного груза соответственно не более 0,2 и 0,35 м/с) должны быть маневровые тормоза на валу двигателя или промежуточном валу, предохранительный тормоз, стопорное устройство на барабане (храповой удерживатель и устройство блокировки, препятствующие пуску электродвигателя в направлении спуска груза при включенном предохранительном тормозе и стопорном устройстве). В заторможенном (неподвижном) состоянии подъемной машины (лебедки) отношения величин моментов, создающихся предохранительным тормозом.
Значение коэффициента К для промежуточных углов наклона, не указанных в таблице, определяется путем линейной интерполяции. Для выработок с переменными углами наклона тормозной момент должен рассчитываться для каждого участка пути с постоянным углом наклона и приниматься по наибольшему из полученных значений. Рабочий тормоз в неподвижном состоянии подъемной машины должен обеспечивать получение момента, не меньше создаваемого предохранительным тормозом. Рабочий тормоз для машин со.шкивами трения (пружинно-пневматическим с грузовой частью привода тормоза) может создавать момент меньше создаваемого предохранительным тормозом, но не меньше двукратного по отношению к статическому моменту. При перестановке барабанов тормозное устройство, как при предохранительном, так и при рабочем торможении должно развивать на заклиненном барабане момент, равняющийся не менее 1,2 статического момента, создаваемого массой пустого сосуда и массой главного и уравновешивающего канатов. При расцепке барабанов переставной барабан (переставная часть разрезного барабана) должен быть заторможен стопорным устройством, обеспечивающим не менее чем трехкратный максимальный статический момент. При перестановке барабана и передвижении сосуда пребывание людей в сосуде и в стволе не допускается.
Время срабатывания тормоза независимо от типа привода не должно превышать 0,8 с. Для подъемных машин со шкивами трений, оборудованных системами выборочного или автоматически регулируемого предохранительного торможения, это требование распространяется только на режим спуска груза (противовесы). Для проходческих лебедок длительность холостого хода не должна превышать 1,5 с. Одноконцевые подъемные установи! в наклонных выработках, на которых регулированием тормозной системы не удается предотвратить накатывание вагонеток на канат при предохранительном торможении, должны иметь специальное устройство. Это устройство должно управлять предохранительным тормозом во время его включения и предотвращать накатывание в режиме подъема, а также обеспечивать в момент остановки барабана машины тормозной момент величиной не менее предусмотренной пунктом 4.9.5 «Правил безопасности в угольных шахтах». Время срабатывания предохранительного тормоза при этом может превышать 0,8 с.
Под холостым ходом тормоза подразумевается время, проходящее с момента разрыва цепи защиты до момента появления усилия в исполнительном органе тормоза. Под временем срабатывания тормоза следует понимать время, проходящее с момента разрыва цепи защиты до момента появления тормозного усилия, которое равняется величине статического. После замены элементов тормозной системы (тормозные колодки, тяги, цилиндры и др.) и изменений конечной нагрузки необходимо проводить испытания тормозной системы специализированной наладочной организацией. Результаты испытания оформляются актом согласно требований «Правил безопасности в угольных шахтах».
На вертикальных и наклонных (на реконструируемых или строящихся шахтах) поверхностных грузо-людских и людских подъемах намотка канатов на барабаны машин должна быть однослойной. На подъемных машинах грузовых вертикальных подъемов, установленных на поверхности подъемов фланговых и вентиляционных стволов, предназначенных для перевозки людей в аварийных случаях, людских и грузо-людских подъемов в подземных выработках с углом наклона от 30° до 60° разрешается двухслойная намотка канатов на барабаны.
Трехслойная намотка разрешается на всех других эксплуатационных подъемах и при прохождении вертикальных и наклонных выработок. На аварийно-ремонтных и вспомогательных грузовых подъемных установках (породные отвалы, подъемы грузов на эстакады и др.), а также на проходческих (скорость не выше 0,4 м/с) лебедках и лебедках для спасательных лестниц (скорость до 0,35 м/с) разрешается многослойная намотка. При наличии более одного слоя намотки канатов на барабаны необходимо придерживаться следующих условий:
На действующих наклонных подъемных установках при дорабатывании горизонтов разрешается по согласованию с территориальным органом Госнадзорохрантруда Украины превышение указанного числа слоев на один при условии выполнения требований подпунктов «а» и «б» данного пункта и при наличии устройства для плавного перехода каната с одного слоя на другой, а при четырехслойной намотке каната на барабан, кроме того, при наличии защиты, препятствующей работе подъема при намотке каната на пятый слой.
На проходческих лебедках, имеющих скорость не выше 0,4 м/с, разрешается иметь высоту реборды над верхним слоем намотки не менее 1,5 диаметра каната. Футеровка барабанов должна иметь нарезанные канавки независимо от числа слоев намотки каната. Наличие футеровки и нарезанных канавок на барабанах проходческих лебедок (скорость не выше 0,2 м/с) и лебедок для спасательных лестниц (скорость до 0,35 м/с) не обязательна.
Проходческие лебедки, используемые для навешивания помостов, опалубки, направляющих канатов, а также лебедки для наращивания технологических трубопроводов, установки тюбингов и элементов армирования должны быть оборудованы приборами контроля натяжения канатов.
nataliyatovmach.pro
Тормозные устройства, требования предъявляемые к ним.
Тормозные устройства и основные требования предъявляемые к их конструкции
Все шахтные подъемные машины и лебедки снабжаются тормозными устройствами. В процессе эксплуатации подъемных установок тормозные устройства выполняют различные функции. В случае работы подъемной установки в режиме торможения ( на окружности барабана движущие усилия отрицательны) тормозные устройства выполняют функции органа управления подъемных машин. Поглощая излишнюю кинетическую энергию движущихся частей системы. При этом поглощение изменений кинетической энергии за счет работы трения тормозным устройством должно производиться таким образом, чтобы был выполнен заданный режим управления подъемной машиной, а это требует от тормозного устройства обеспечения плавного регулирования тормозного момента в широких пределах. В период между подъемами тормоз удерживает от вращения движущий орган подъемной установки. В случае отклонения условий работы машины от нормальных тормозное устройство выполняет функции защиты, производя остановку машины и тем самым предохраняя ее от возможных аварий.
Указанные функции выполняют главные тормоза, которые в соответствии с назначением разделяются на рабочий (маневровый) и предохранительный (аварийный) тормоза.
Требования предъявляемые к тормозным устройствам
Для обеспечения надежной и безаварийной работы подъемной установки необходимо, чтобы тормозные устройства удовлетворяли следующим специальным требованиям.
1. Каждое тормозное устройство должно создавать рабочее и предохранительное торможение подъемной машины с независимым друг от другв способами их включения.
2. Сложение тормозных усилий, создаваемых при рабочем и предохранительном торможении, не допускается.
3. Предохранительное торможение должно включаться как автоматически при каждом срабатывании защитных устройств или снятии напряжения, так и машинистом, причем включение предохранительного тормоза должно сопровождаться автоматическим отключением энергии, питающей подъемные электродвигатели.
4. Начавшееся предохранительное торможение должно продолжаться до полной остановки подъемной машины и может быть прекращено только машинистом подъема после затормаживания машины рабочим тормозом.
5. Система управления тормозным устройством должна выполняться таким образом, чтобы при всех возможных ее повреждениях наступало надежное торможение подъемной машины.
6. Привод и система управления тормозным устройством должны иметь блокировки, исключающие возможность растормаживания машины при нарушении нормального состояния или выходе из строя любого элемента тормозной системы.
7. Продолжительность холостого хода предохранительного тормоза действующих подъемных машин должна быть не более:
8.Время срабатывания предохранительного тормоза (с учетом времени холостого хода) не должно превышать 0,8 с.
9. В период предохранительного торможения вертикального подъема должно обеспечиваться замедление системы не ниже 1,5 м/с 2 при спуске и не более 5 м/с 2 при подъеме расчетного груза; кроме того, замедление, создаваемое как рабочим, так и предохранительным тормозами, не должно превышать предела, обусловленного скольжением каната в системах подъема со шкивами трения. Для наклонного подъема величины замедлений при предохранительном торможении, как при подъеме, так и при спуске груза не должно выходить за пределы указанные выше. При этом не должно быть ослабления каната и набегания на него поднимающегося сосуда.
10.Коэффициент статической надежности тормоза при предохранительном торможении, представляющий собой отношение максимального тормозного момента, развиваемого предохранительным тормозом, к максимальному статическому моменту, создаваемому массой опускаемого расчетного груза, должен быть не менее трех для вертикального подъема и наклонного при угле наклона выработки 30 0 и более. Для наклонных подъемов с углом наклона выработки до 300 эта величина должна соответствовать требованиям изложенным в ПБ [13].
11. Для двухбарабанных подъемных машин с разрезным барабаном коэффициент статической надежности предохранительного и рабочего тормозов при перестановке барабанов и обрыве одного из канатов должен быть не менее 1,2. Коэффициент статической надежности при перестановке представляет собой отношение тормозного момента, создаваемого на одном тормозном ободе, к максимальному статическому моменту, создаваемому массой порожнего подъемного сосуда или противовеса и каната на одном барабане (части барабана), а коэффициент статической надежности при обрыве каната- отношение тормозного момента, создаваемого на обоих тормозных ободах, к максимальному статическому моменту в одноконцевом режиме.
Основными элементами любого механического тормоза являются исполнительный орган и тормозной привод.
Исполнительным органом тормоза называется та его часть которая непосредственно воздействует на движущуюся систему установки. Тормозным приводом называется устройство, создающее внешнее усилие, необходимое для торможение.
В каждой подъемной машине, кроме тормозного, предусматривается еще и стопорное устройство, основным назначением которого является удерживание от вращения движущих органов в случае ремонта тормозной системы.
Согласно правил необходимо, чтобы каждая подъемная машина имела рабочее и предохранительное торможение с независимым друг от друга включением.
Время с момента включения предохранительного торможения до возникновения тормозного момента, называется холостым ходом тормоза, не должно превышать 0,5 сек.
Наиболее ответственным элементом тормоза, требующим постоянного и внимательного наблюдения, являются тормозные колодки, которые чаще других элементов тормоза изнашиваются и подлежат замене. Поэтому к фрикционным материалам, из которых изготовляются тормозные колодки, предъявляются высокие требования: высокая износоустойчивость; неабразивность; способность противостоять высоким температурам (200-250 0 ) в течении длительных промежутков времени без потери тормозных качеств; Нечувствительность к воздействию воды и масла; хорошая обрабатываемость и высокая прочность; высокое значение коэффициента трения.
Тормозные колодки изготавливают из:
Тормозные ободья и шкивы изготовляются из чугуна или стали.
С точки зрения тормозных качеств наиболее приемлемым металлом для тормозных ободьев и шкивов является чугун, но эксплуатационные недостатки (опасность разрыва центробежными силами при больших скоростях, раскалывание при сильном охлаждении и при ударах) ограничивают возможность его применения.
Продолжительность холостого хода предохранительного тормоза действующих подъемных машин действующих подъемных машин не должна превышать 0,5 сек. при пневматическом приводе тормоза, и 0,6 при гидравлическом;
Для вновь создаваемых конструкций тормозных устройств продолжительность холостого хода должна быть не более 0,3 сек., а для проходческих лебедок – 1,5 сек.
Время срабатывания предохранительного тормоза (с учетом времени холостого хода) не должно превышать 0,8 сек.
Продолжительность холостого хода тормоза – это время, протекающее с момента разрыва цепи защиты до момента появления усилий в исполнительном органе тормоза.
Тормозные устройства подъемных машин
Требования ПБ к тормозным устройствам
В каждой подъемной машине и лебедке должны быть механическое рабочее и предохранительное торможение с независимым друг от друга включением привода, воздействующее на орган навивки.
В заторможенном (неподвижном) состоянии подъемной машины (лебедки) отношения величин моментов, создаваемых предохранительным тормозом к статическим моментам должны быть не менее приведенных в таблице 4.5.
Угол наклона, град. | до 20 | 25 | 30 и более |
к=мторм./мстат. | 2,1 | 2,6 | 3,0 |
Значение коэффициента К для промежуточных углов наклона, не указанных в таблице 4.5, определяется путем линейной интерполяции.
Для выработок с переменными углами наклона тормозной момент должен рассчитываться для каждого из участков пути с постоянным углом наклона и приниматься по наибольшему из полученных значений.
Рабочий тормоз в неподвижном состоянии подъемной машины должен обеспечивать получение момента, не менее создаваемого предохранительным тормозом. Рабочий тормоз для машин со шкивами трения (пружинно-пневматическим с грузовой частью привода тормоза) может создавать момент меньший, чем тот, что создается предохранительным тормозом, но не менее двукратного относительно статического момента.
При перестановке барабанов тормозное устройство, как при предохранительном, так и при рабочем торможении должно развивать на заклиненном барабане момент, равный не менее 1,2 статического момента, создаваемого массой порожнего сосуда и массой головного и уравновешивающего канатов. При расцеплении барабанов переставной барабан (переставная часть разрезного барабана) должен быть заторможен стопорным устройством, обеспечивающим не менее чем трехкратный максимальный статический момент. При перестановке барабана и перемещении сосуда пребывание людей в сосуде и стволе не допускается.
Продолжительность холостого хода предохранительного тормоза действующих подъемных машин не должна превышать:
Время срабатывания тормоза, независимо от типа привода тормоза, не должно превышать 0,8 секунд. Для подъемных машин со шкивами трения, оснащенных системами избирательного или автоматически регулируемого предохранительного торможения, это требование распространяется только на режим спуска груза (противовеса).
Под холостым ходом тормоза подразумевается время, протекающее с момента разрыва цепи защиты до момента появления усилия в исполнительном органе тормоза.
Под временем срабатывания тормоза следует понимать время, протекающее с момента разрыва цепи защиты до момента появления тормозного усилия, равного по величине статическому.
После замены элементов тормозной системы (тормозные колодки, тяги, цилиндры и др.) и изменений концевой нагрузки необходимо производить испытания тормозной системы специализированной наладочной организацией. Результаты испытания оформляются актом.
Общие сведения
Тормозное устройство – одно из самых сложных и ответственных устройств подъемной машины, посредством которого выполняется заданный закон движения сосудов в стволе, к тому же являющейся конечным звеном защиты подъемной установки в аварийных ситуациях. К нему предъявляют повышенные требования, так как от его совершенства зависят надежность и безопасность работы всей подъемной установки.
Рабочее и предохранительное торможение имеют различные приводы, но общий исполнительный орган.
Исполнительным органом называется та часть тормозного устройства, которая непосредственно воздействует на тормозной обод или тормозные диски вращающихся барабанов или шкивов трения подъемной машины. Приводом тормоза называется устройство, создающее внешнее усилие, необходимое для привода в действие исполнительного механизма.
Страница 12: Правила безопасности при строительстве подземных гидротехнических сооружений (32104)
§ 370. Продолжительность холостого хода предохранительного тормоза для подъемных машин и лебедок не должна превышать 0,5 с, а для проходческих лебедок 1,5 с.
Время срабатывания предохранительного тормоза (с учетом времени холостого хода) не должно превышать 0,8 с. Под холостым ходом тормоза подразумевается время, протекающее с момента включения предохранительного тормоза до прикосновения колодок к ободу.
Под временем срабатывания тормоза следует понимать время, протекающее с момента включения предохранительного тормоза до нарастания тормозного момента, равного по величине статическому.
При работе как предохранительного, так и рабочего тормоза не должно наблюдаться заметных колебаний в рычажной системе тормоза.
§ 371. Каждая подъемная установка должна иметь исправно действующие:
а) скоростемер — самопишущий указатель скорости движения машины (для машин со скоростью свыше 3 м/с);
б) вольтметр и амперметр;
в) манометры, показывающие давление сжатого воздуха или масла в тормозной системе.
§ 372. В проходческих грузовых лебедках и лебедках для спасательных лестниц должны быть предусмотрены: один маневровый тормоз на валу двигателя или на промежуточном валу, один предохранительный тормоз на барабане и один храповой останов.
§ 373. Ручные лебедки для спуска в шахту насосов и другого оборудования должны быть снабжены тормозом, стопорным храповым устройством и сдвоенной зубчатой передачей.
§ 374. Не реже одного раза в 6 мес каждая подъемная установка должна быть подвергнута всестороннему контрольному испытанию комиссией в составе главного инженера спецуправления, главного механика и энергетика спецуправления и механика участка.
Объем и содержание проверки определяются «Инструкцией по техническому осмотру и испытанию эксплуатационных и проходческих подъемных установок».
Результаты проверок оформляются актом с указанием обнаруженных недостатков, неисправностей, необходимых мероприятий и сроков их выполнения. Этим же актом устанавливается режим работы установки.
Один раз в год специализированная бригада должна производить ревизию и наладку подъемной установки в объеме, предусмотренном «Инструкцией по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок».
§ 375. При каждой подъемной установке должны находиться следующие документы:
б) детальная схема тормозного устройства;
в) коммутационная схема;
г) инструкция по монтажу, уходу и эксплуатации;
д) прошнурованные книги: «Книга записи осмотра подъемной установки»; «Книга записи осмотра подъемных канатов и их расхода»; «Книга приема и сдачи смен машинистами подъемной установки».
Схема тормозного устройства, исполнительная коммутационная схема, схема парашютных устройств с контролируемыми размерами и инструкциями для машиниста должны быть вывешены в машинном помещении в рамках под стеклом.
Примечание Для проходческих лебедок одинакового типа и грузоподъемности, расположенных в одном стволе, может быть, одна схема коммутации, схема тормозной системы, инструкция и «Книга записи осмотра проходческих лебедок и их канатов».
Канаты и прицепные устройства
§ 376. Для шахтных подъемных установок должны применяться стальные канаты, отвечающие по качеству, конструкции и свивке ГОСТ или техническим условиям, согласованным с МакНИИ.
§ 377. Канаты для подъемных установок всех систем должны иметь при навеске запас прочности не ниже;
а) 9-кратного для людских и аварийно-ремонтных подъемных установок,
б) 7,5-кратного для грузо-людских подъемных установок;
в) 6,5-кратного для подъемных установок, предназначенных только для спуска и подъема грузов;
г) 5-кратного для отбойных канатов и канатных проводников проходческих подъемных установок;
д) 6-кратного для передвижных подъемных установок, канатных проводников эксплуатационных шахт и спасательных лестниц.
§ 378. Все подъемные канаты шахтных подъемов, за исключением канатов только для грузовых наклонных подъемов с уклоном менее 30°, должны быть перед навеской испытаны на канатно-испытательных станциях, за-регистрированных в МакНИИ или ВостНИИ.
О результатах испытаний должно иметься соответствующее свидетельство.
Резервный испытанный канат перед навеской может вторично не испытываться, если срок хранения его не превышает 12 мес.
§ 379. Подъемные канаты грузо-людских подъемных установок должны повторно испытываться через каждые 6 мес, считая со дня их навески. Первое повторное испытание подъемных канатов исключительно грузовых подъемных установок, а также канатов для подвески полков и спасательных лестниц допускается производить через 12 мес, считая со дня их навески, а затем через каждые 6 мес.
§ 380. Для испытания каната отрезается конец его длиной не менее 1,5 м. Для повторных испытаний каната отрезается кусок ею длиной 1,5 м над последним жимком запанцировки.
§ 381. Каждый образец каната, направляемый на испытание, должен быть снабжен копией заводского акта-сертификата, заверенной администрацией строительства, и дощечкой или металлическим ярлыком, прикрепленным к канату проволокой.
На ярлыке должны быть ясно указаны: наименование строительства, номер и назначение подъема, правый или левый канат, диаметр каната, ГОСТ, дата навески, отрубки и отправки на испытание.
Оба конца каждого образца каната должны быть надежно обвязаны проволокой.
Канатно-испытательные станции (лаборатории) должны наносить на ярлык номер свидетельства испытываемого каната.
Свидетельство об испытании каната сохраняетсй на строительстве в течение всего срока службы каната.
§ 382. Каждая проволока вновь навешиваемого каната должна быть испытана на разрыв и перегиб в соответствии с действующими ГОСТами.
Канаты, служащие для людских и грузо-людских подъемов, должны быть изготовлены из проволоки марки В, а для грузовых подъемов, нижних уравновешивающих канатов, канатов для подвески полков и прочего оборудования — не ниж& марки 1.
При повторных испытаниях канатов нормы гибкости проволок допускается принимать по нижележащей группе (канаты марки В испытываются по марке I, канаты марки I — по марке II).
В качестве канатных проводников и отбойных канатов эксплуатационных шахт должны применяться канаты закрытой конструкции, имеющие в наружном слое проволоки фасонного профиля высотой не менее 5 мм. Для этих целей допускается применение круглопрядных нераскручивающихся однослойных канатов крестовой свивки с металлическим сердечником и диаметром наружных проволок не менее 2 мм. Рекомендуется применение оцинкованных канатов. В качестве канатных проводников проходческих подъемов должны применяться такие же однослойные круглопрядные канаты как с металлическим, так и с органическим сердечником, а также многопрядные канаты, имеющие наружные проволоки диаметром не менее 1,5 мм.
В качестве тормозных для парашютов должны применяться канаты, предусмотренные заводской инструкцией.
§ 383. Канат должен быть забракован, если в нем при испытании перед навеской суммарное число проволок, не выдержавших испытания на перегиб и разрыв, составляет:
а) 6% Для подъема и спуска людей;
б) 10% для подъема и спуска грузов.
§ 384. Запас прочности каната определяется как отношение суммарного разрывного усилия всех проволок каната к расчетной статической нагрузке. Проволоки, не выдержавшие испытания на разрыв или перегиб, в расчет суммарного разрывного усилия каната не принимаются.
Расчетная статическая нагрузка подъемного каната вертикальных стволов складывается из веса клети или скипа с прицепным устройством, веса максимального груза, веса каната длиной от точки схода его со шкива до точки прикрепления к клети и скипу, находящихся на приемной площадке нижнего горизонта.
При подъеме по наклонным выработкам статическая нагрузка рассчитывается таким же образом, как и для вертикальных выработок, но с учетом наибольшего угла наклона выработки и сопротивления движению вагонеток.
Расчетная статическая нагрузка проводниковых и отбойных канатов складывается из веса натяжного груза, приходящегося на один канат, и собственного веса каната.
§ 385. Канат должен быть снят и заменен другим, если при повторном испытании:
а) запас его прочности окажется ниже 7-кратного для людских и аварийно-ремонтных подъемов; 6-кратного для грузолюдских подъемов; 5-кратного для грузовых, передвижных подъемов, подвески полков и спасательных лестниц;
б) суммарная площадь проволок, не выдержавших испытания на разрыв и перегиб достигает 25% общей площади поперечного сечения всех проволок каната.
На канаты вертикальных стволов глубиной более 600 м, рассчитанные по переменному запасу прочности, распространяется только требование пункта «б».
§ 386. Запрещается на людских, грузо-людских и на грузовых подъемах навешивать или использовать канаты с порванными прядями, счаленные, получившие за время работы утонение более 10% от первоначального диаметра каната при навеске, с узлами «жучками» и другими повреждениями.
§ 387. При хранении (до навески) канаты надо промазывать специальной бескислотной смазкой и сохранять в сухом закрытом помещении с деревянным полом или настилом.
§ 388. Каждый подъемный канат ежесуточно должен подвергаться тщательному осмотру при скорости движения не более 0,3 м/с, при этом определяется общее число обрътвов проволок по всей длине кана’та.
Один раз в неделю в присутствии главного механика спецуправления или механика участка должен производиться дополнительный осмотр каната. При дополнительном осмотре подсчитывается число обрывов проволок на одном шаге свивки в наиболее поврежденных местах. Если число обрывов проволоки на одном шаге свивки каната превышает- 2% общего числа проволок каната, то положение этого участка (шага) на канате отмечается в «Книге записи осмотра подъемных канатов и их расхода». Этот участок каната должен подвергаться особенно тщательному осмотру дежурными электрослесарями и механиком объекта (участка). Если число оборванных проволок подъемного каната достигнет на шаге свивки 5% в месте крепления его к коушу прицепного устройства, то разрешается конец каната с оборванными проволоками отрубить и снова закрепить канат к коушу.
Если при осмотре каната окажется, что на каком-либо участке, равном шагу его свивки, число оборванных проволок достигает 5% полного их числа в подъемном канате, то канат должен быть заменен другим.
Проводниковые канаты должны осматриваться еженедельно, а отбойные канаты — не реже двух раз в месяц. Канат закрытой конструкции подлежит замене, если на 100 м длины каната обнаружено два обрыва наружных проволок или износ проволок достигает 50% их высоты; круглопрядный канат подлежит замене, если на участке, равном шагу свивки, число оборванных наружных проволок достигает 10% общего числа прово-лок каната или износ наружных проволок достигает половины их диаметра. Если при обрыве наружные проволоки в канате закрытой конструкции выходят из замка, то их необходимо запаять. Предельный срок службы прядевых канатов — 4 года, канатов закрытой конструкции—15 лег.
Контроль за натяжением и защитой канатов проходческих лебедок от перегрузок или напуска каната должен осуществляться с помощью приборов или защиты* введенной в схему управления электродвигателей лебедок.
§ 390. Один раз в месяц необходимо производить детальный осмотр каната; при этом поверхность каната должна быть очищена от корок затвердевшей смазки и внимательно осмотрены места, в которых скорее всего можно ожидать повреждения (под коушем, жим-ками и др.) и имеется наибольшее число оборванных проволок. Эти места осматриваются при неподвижном канате.
Торчащие концы оборванных проволок следует коротко откусывать.
§ 393. На каждую подъемную установку для спуска и подъема людей необходимо иметь испытанный и годный для навески запасный канат и комплект прицепного устройства. Для проходческих подъемных установок при наличии на стволе более одного подъема это требование не обязательно.
§ 394. Соединение каната с подъемным сосудом (прицепное устройство) следует осуществлять посредством коуша. Загнутый верхний конец каната должен огибать коуш и прикрепляться выше петли к самому канату стальными хомутами (жимками). Расстояние между осями жимков должно составлять 200— 300 мм из расчета не менее 5 жимков на зачалку каната.
§ 395. Клеть для людских и грузо-людских подъемов должна иметь двойную независимую подвеску. Если в качестве рабочей применяется только одна подвеска, то должна предусматриваться вторая — предохранительная. Предохранительная подвеска может быть выполнена цепями. Конструкция цепей должна исключать возможность возникновения «жучков».
Запрещается применение цепей, изготовленных посредством кузнечной сварки или ручной электросварки.
Новые типы прицепных устройств должны согласовываться с МакНИИ или ВостНИИ.
§ 396. Каждая подвеска прицепного устройства, предназначенного для подъема и спуска людей, а также прицепное устройство бадьи должны изготовляться с 13-кратным запасом прочности по отношению к максимальной статической нагрузке; прицепные устройства грузового подъема, а также прицепные устройства полков, опалубок, насосов, трубопроводов и другого оборудования должны рассчитываться с 10-кратным запасом прочности.