Какой автомобиль считается брошенным в подмосковье постановление
Двор захламлен старыми автомобилями
Живу в многоквартирном доме. У нас во дворе много «автохлама» — машин, которые никто не использует. Эти машины годами стоят на одном и том же месте. Они грязные, ржавые, с каким-то барахлом внутри и спущенными колесами. Еще и место парковочное занимают. Как от них избавиться?
Любой автохлам — это чья-то собственность. Чужую собственность просто так взять и увезти на свалку не получится: для этого нужно основание. Еще в местных законах должно быть написано, как обращаются с такими машинами, возможно ли их утилизировать.
Но ситуация в вашем случае не безнадежная. Очищать дворы от автохлама должны местные власти.
Откуда берутся брошенные автомобили
Бывает, автомобиль становится не нужен владельцу. Например, у него такая неисправность, при которой дешевле купить новую машину, чем чинить старую. Или модель давно сняли с производства. Тогда любая серьезная неисправность ставит автомобиль на стоянку практически навечно: запчасти уже не выпускают и приобрести их нельзя ни за какие деньги.
Такую машину можно отвезти на свалку и сдать на металлолом. Но услуги эвакуатора могут стоить довольно много. Поэтому чаще всего машины откатывают в соседний двор и снимают номера. Что происходит с машиной дальше — владельцам неважно.
Второй вид брошенных машин — это те, что владельцу нужны. Например, хозяин использует машину на стоянке как склад. Или человек в длительной командировке или вообще в тюрьме, поэтому никак не использует автомобиль. Если после возвращения владелец не найдет его, он может заявить об угоне. Когда выяснится, что автомобиль увезли представители администрации, владелец машины может подать на них иск в суд.
Поэтому местные власти не любят убирать со дворов такие автомобили. Машина может выглядеть как хлам, но, если ее уберут без разрешения владельца, он может потребовать компенсацию. Власти об этом знают и по собственной инициативе брошенные машины обычно не трогают.
Как найти основания в законе
Единого закона о борьбе с автохламом в РФ не существует. Это проблема местных властей. Они сами должны принимать нормативные акты о том, как убирать автохлам со двора, какая организация этим должна заниматься и как потом распоряжаться такими автомобилями. В Москве, например, все вопросы с брошенными автомобилями регулируются специальным постановлением Правительства Москвы.
В Санкт-Петербурге владельца брошенного автомобиля могут еще и оштрафовать на сумму от 3000 до 5000 рублей.
Но в некоторых регионах нет законов, которые позволяют убрать бесхозный автомобиль. Например, в Башкортостане летом 2019 года такой закон в некоторых муниципалитетах республики находился только в стадии разработки. А в Екатеринбурге брошенный автомобиль можно эвакуировать, только если он нарушает правила остановки или стоянки. В таком случае, чтобы машину признали бесхозной, придется обращаться в суд — а это сложно и затратно и по деньгам, и по времени.
Бесхозными признают вещь, собственник которой неизвестен или отказался от права собственности на нее. Обычно такого собственника сначала нужно попытаться найти и узнать его мнение. Но, если хозяин автомобиля извещен о возможной эвакуации и ничего не делает, автомобиль эвакуируют и без разрешения собственника.
Вот пример: в Москве управа Даниловского района обнаружила на своей территории брошенный автомобиль. На нем разместили уведомление о том, что автомобиль могут эвакуировать, если хозяйка не будет его правильно содержать. В мае 2016 года его эвакуировали на специальную автостоянку, но владелица за ним не явилась.
В ноябре того же года управа обратилась в суд с иском. Она попросила признать автомобиль бесхозным и перевести его в городскую собственность. Суд согласился с мнением управы. Хозяйку известили об эвакуации автомобиля надлежащим образом, но она ничего не сделала, чтобы вернуть его. Значит, она отказалась по собственной воле от права владения. Машину признали собственностью столичных властей, а как с ней поступили дальше — неизвестно. Возможно, просто сдали на свалку.
Что делать вам
Не во всех населенных пунктах есть правила эвакуации брошенных автомобилей. Списка городов, где таких правил нет, тоже не существует. Я рекомендую сначала направить запрос в местную администрацию. В нем задайте вопрос: есть ли у местных властей нормативный акт, по которому эвакуируют брошенный во дворе автотранспорт. Вам должны ответить в течение 30 дней.
Если такой регламент есть, действуйте по нему. Мы не знаем, в каком городе вы живете, поэтому расскажем о регламенте Москвы. В других городах порядок и сроки могут быть другими, но в целом механизм будет схожий.
Сначала сообщите в городскую администрацию о брошенном автомобиле. Сделать это нужно заказным письмом или через форму подачи обращений через интернет на сайте местной администрации. Устные обращения к чиновникам не работают, а письменные обращения они обязаны регистрировать и как-то реагировать на них.
Единый портал для обращений есть не везде. Если его нет, отправьте заказное письмо с уведомлением о вручении. Отправить запрос администрации можно и по электронной почте. Адреса есть на сайтах всех муниципальных образований.
Напишите, где находится брошенный автомобиль. Укажите его марку, цвет, опишите техническое состояние — например, колеса спущены, а кузов местами насквозь проржавел. Если на автомобиле сохранились госномера, укажите их. Если нет, напишите об этом. А еще добавьте, что автомобиль занимает парковочное место, захламляет двор и владелец несколько лет его не использует. По возможности прикрепите фотографии.
Когда письмо получат, в администрации должны будут создать комиссию. Представители администрации изучат и опишут брошенный автомобиль. Через ГИБДД попробуют установить владельца и постараются связаться с ним, уведомив его заказным письмом. А еще разместят информацию о нем в печатных изданиях. Транспортное средство переместят на специальную автостоянку для временного хранения, а информацию о месте его хранения передадут в ГИБДД.
Если собственник не объявится или его не найдут, через три месяца автомобиль утилизируют.
Если в вашем городе нет регламента, по которому эвакуируют бесхозный автомобиль, сразу обращаетесь в суд с иском.
В иске просите признать автомобиль бесхозным и передать его в вашу собственность. Если выиграете, сможете сдать машину на свалку и немного на этом заработать. Главное — не трогайте автомобиль до того, как решение суда вступит в законную силу.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
022-13 «О порядке выявления, учета, временного перемещения на специально отведенную стоянку, хранения и утилизации бесхозяйных и брошенных транспортных средств»
Тематика: Транспортная инфраструктура, связь, информатизация
Субъект права законодательной инициативы: Комитет по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации
Стадия рассмотрения: Отозван
Проект закона ОТОЗВАН 27.06.2013 Комитетом по вопросам трансопртной инфраструктуры, связи и информатизации
Закон Московской области
«О порядке выявления, учета, временного перемещения на специально отведенную стоянку, хранения и утилизации бесхозяйных и брошенных транспортных средств»
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Статья 2. Правовая основа выявления, учета, временного перемещения на специально отведенную стоянку, хранения и утилизацию бесхозяйных и брошенных транспортных средств
Правовую основу выявления, учета, временного перемещения, хранения и утилизацию бесхозяйных и брошенных транспортных средств составляют Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Московской области.
Статья 3. Основные понятия
В целях настоящего Закона применяются следующие понятия:
Статья 4. Выявление, учет и временное перемещение брошенных и бесхозяйных транспортных средств
2. Выявлению и учету подлежат транспортные средства, расположенные на территории городских поселений, городских округов, муниципальных районов Московской области и имеющие признаки бесхозяйных или брошенных, а именно:
— находящиеся в аварийном или разукомплектованном состоянии;
— являющиеся очагом навала мусора;
— создающие помехи дорожному движению, работе уборочной и специальной техники, либо расположенные на газонах, детских площадках, в непосредственной близости от жилых домов, площадок с контейнерами или бункерами для сбора мусора, на городских коммуникациях, при этом длительное время неиспользуемые по прямому назначению.
3. Основаниями для учета транспортного средства как бесхозяйного или брошенного являются:
— акты осмотра брошенных (бесхозяйных) транспортных средств, составленные по результатам обследования территории;
— предписания должностных лиц Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области (далее – Госадмтехнадзор Московской области);
— представления органов государственного пожарного надзора, правоохранительных органов;
— личные заявления собственников транспортных средств, в том числе письменные отказы собственников транспортных средств от прав на них;
— заявления жителей, эксплуатационных, коммунальных и дорожных служб и иных предприятий городских поселений, городских округов, муниципальных районов Московской области.
4. Учет транспортных средств, имеющих признаки бесхозяйных или брошенных, производится уполномоченной организацией в журнале учета брошенных (бесхозяйных) транспортных средств.
5. Выявление владельцев бесхозяйных или брошенных транспортных средств
1. После получения сведений о нахождении на территории городских поселений, городских округов, муниципальных районов Московской области транспортных средств, имеющих признаки бесхозяйных или брошенных, и постановки их на учет уполномоченной организацией принимаются меры к их идентификации, установлению собственников, места регистрации транспортного средства и проживания собственников.
2. После выявления владельца транспортного средства уполномоченная организация направляет ему извещение заказным письмом с уведомлением о вручении, содержащее требование в течение десяти дней с момента получения извещения выполнить одно из следующих действий:
а) своими силами и за свой счет эвакуировать или утилизировать транспортное средство в случае прекращения его эксплуатации;
б) переместить транспортное средство в предназначенное для его хранения место;
в) написать заявление об отказе от прав собственности на транспортное средство.
В извещении владелец транспортного средства предупреждается, что транспортное средство может быть обращено в муниципальную собственность согласно статье 226 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также владелец транспортного средства предупреждается о возможности временного перемещения транспортного средства на специально отведенную стоянку до вынесения судебного решения в случае невыполнения вышеуказанных действий в течение десятидневного срока с момента получения извещения.
В случае невозможности выявления владельца транспортного средства после принятия всех необходимых мер извещение размещается на транспортном средстве на срок не менее десяти дней.
3. В случае невыполнения в указанный срок владельцем транспортного средства требований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, а также по истечении десяти дней с момента размещения извещения на транспортном средстве, владельца которого не удалось установить, уполномоченной организацией составляется акт.
Транспортное средство, на котором отсутствует государственный регистрационный знак, номера шасси, кузова, двигателя и по внешнему виду эксплуатироваться не может (металлолом), вывозится как бытовой мусор по истечении десяти дней после размещения объявления на транспортном средстве.
6. Перемещение транспортного средства и его хранение
1. На основании акта, составленного уполномоченной организацией, транспортное средство подлежит временному перемещению на хранение на специально отведенную стоянку транспортных средств до решения суда о признании имущества бесхозяйным.
2. Информация о нахождении данного транспортного средства на специально отведенной стоянки после его перемещения публикуется уполномоченной организацией в средствах массовой информации и на официальных сайтах администраций городского поселения, городского округа, муниципального района Московской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение пяти дней после его перемещения.
3. Срок хранения транспортного средства составляет три месяца.
4. Собранные материалы на транспортное средство с признаками бесхозяйного имущества в течение десяти календарных дней с момента принятия на хранение транспортного средства направляются уполномоченной организацией в суд с заявлением о признании в установленном порядке транспортного средства бесхозяйным.
5. После перемещения транспортного средства на специально отведенную стоянку производится оценка его стоимости с учетом его марки, года выпуска, рыночной стоимости, технического состояния и комплектности экспертом (оценщиком), привлекаемым на договорной основе в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В случае если стоимость транспортного средства составит менее 5 МРОТ и если транспортное средство до его перемещения на специально отведенную стоянку находилось на земельном участке, собственником которого является городское поселение, городской округ, муниципальный район Московской области, транспортное средство может быть обращено в муниципальную собственность в соответствии со статьей 226 Гражданского кодекса Российской Федерации.
6. Возврат транспортного средства его владельцу (правообладателю) производится на основании заявления при предъявлении им документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования или распоряжения транспортным средством с возмещением стоимости расходов в бюджет городского поселения, городского округа, муниципального района Московской области связанных с выявлением, учетом, временным перемещением, хранением.
7. Утилизация транспортных средств
1. Транспортные средства, признанные судом бесхозяйными, находящиеся в состоянии, не подлежащем восстановлению, утилизируются в порядке установленном органом местного самоуправления.
2. Утилизация транспортных средств производится уполномоченной организацией после вступления в законную силу решения суда о признании соответствующего имущества бесхозяйным, о признании права на соответствующее имущество вследствие приобретательной давности, на основании заявления собственника об отказе от права собственности на транспортное средство, а также в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 6 настоящего Закона.
3. Транспортное средство, подлежащее утилизации, должно быть снято с регистрационного учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Рассмотрение проекта закона Московской области в первом чтении:
Постановление Московской областной Думы (одобрить проект закона).
Одобренный проект закона.
Рассмотрение проекта закона Московской области во втором чтении:
Постановление Московской областной Думы (принять за основу проект закона).
Проект закона, принятый за основу.
Подписание Закона Московской области:
Опубликование Закона Московской области:
Подписанный Закон Московской области.
Брошенный автомобиль на придомовой территории
Для того чтобы сообщить о брошенном транспортном средстве в Москве, необходимо обратиться в управу района, где автомобиль был обнаружен. Если брошенный автомобиль обнаружен в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы, обращаться следует в префектуру Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.
В соответствии с п. 2.2 постановления Правительства Москвы от 23.09.2014 № 569-ПП «О Порядке выявления, перемещения, временного хранения и утилизации брошенных, в том числе разукомплектованных, транспортных средств в городе Москве» после получения сведений о брошенном или разукомплектованном автомобиле управа района города Москвы в течение трех календарных дней осуществляет комиссионное обследование транспортного средства, по результатам которого составляется акт.
Далее управа района города Москвы должна принять необходимые меры по установлению собственника брошенного транспортного средства, направив запрос в с УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве.
По результатам данных мероприятий брошенное транспортное средство может быть перемещено на специализированную стоянку.
В Московской области обращение о брошенном автомобиле направляется в администрацию муниципального образования.
Порядок разработан в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» и устанавливает правила организации выявления, перемещения, временного хранения и утилизации брошенных, в том числе разукомплектованных, транспортных средств на территории городского округа Мытищи, создающих помехи движению специального транспорта в жилых зонах, работе инженерных и коммунальных служб, угрозу пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, отрицательно влияющих на внешний вид территории городского округа Мытищи.
Под брошенными транспортными средствами понимаются транспортные средства, оставленные владельцем с целью отказа от права собственности на них или по другим причинам, или собственник которых не известен, находящиеся на газоне, тротуаре, на внутридворовых территориях, на проезжей части дорог, без движения в течение продолжительного периода времени и (или) имеющие признаки брошенных, а именно: аварийные, механически поврежденные транспортные средства либо частично или полностью разукомплектованные, непригодные к эксплуатации, создающие помехи в организации благоустройства (п. 1.2 Порядка).
Под бесхозяйными транспортными средствами понимаются транспортные средства, которые не имеют собственника, или собственник которых не известен либо от права собственности на которые собственник отказался (п. 1.3 Порядка).
Под разукомплектованными транспортными средствами признаются транспортные средства, у которых отсутствует один из конструктивных элементов (дверь, колесо, стекло, капот, крышка багажника, крыша, крыло, шасси, двигатель и т.д.) (п. 1.4 Порядка).
Отсутствие дороги на улице
Проживаем в сельской местности, по улице проходит грунтовая дорога без покрытия. Каждую весну и осень она становится непригодной для проезда, что создает угрозу жизни и здоровью жителей улицы. Все попытки договориться или заставить власти сделать дорогу (хотя бы отсыпать щебнем) заканчиваются тем, что власти ссылаются на то, что дорога относится к 5-й категории и не подразумевает ремонта и твердого покрытия, а только грейдирование. Как можно добиться ремонта дороги?
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
— приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
— приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
— соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно п. 4 ст. 6 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:
— принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
— участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района;
— ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление указанных полномочий на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
— принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
— ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий;
— участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Таким образом, обеспечение проведения мероприятий, направленных на безопасность дорожного движения на дорогах местного значения, к которым относятся и грунтовые дороги сельского поселения, возлагается на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся данные дороги.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 1245-ст, устанавливает сроки проведения мероприятий по устранению дефектов дорожного покрытия, в том числе для дорог 5-й категории.
Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приняты письмом Росавтодора от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) содержат основные положения по организации и выполнению работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, искусственных сооружений и элементов их инженерного обустройства, обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с приказом Минтранспорта России от 16.11.2012 N 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» установлен состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог. Классификация предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного проихзводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Таким образом, для решения вашей проблемы необходимо направить письменный запрос в местную администрацию с требованием приведения дорожного покрытия дороги в надлежащее состояние, обеспечивающее безопасность дорожного движения. Желательно предварительно заказать проведение независимой экспертизы дорожного покрытия.
В случае получения отказа его можно обжаловать в порядке ч. 1 статьи 218 КАС РФ.