Какой авто имеет преимущество
ВС объяснил, кто обладает преимуществом на дороге
Время от времени автолюбители оспаривают начисленные им штрафы, пытаясь доказать свою невиновность. Особо принципиальные доходят до Верховного Суда и, как оказывается, не зря.
Фабула дела
Гражданин признан виновным по части 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения) и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 500 рублей.
Согласно материалам дела, гражданин во время поворота налево на прилегающую территорию создал помеху другому транспортному средству, водитель которого осуществлял обгон по встречной полосе, что стало причиной столкновения двух автомобилей.
Инспектор ДПС, прибывший на место ДТП, оформил постановление, обвинив Заявителя в непредоставлении преимущества на дороге. Не согласившись с обвинением, мужчина направился в суд.
Краевой суд признал мужчину виновным. Данную позицию поддержали апелляционная и кассационная инстанции.
Позиция Верховного суда
Верховный Суд, рассматривая жалобу, напомнил, что согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. При этом подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.
Признавая Заявителя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.14 Кодекса РФ КоАП, должностное лицо ДПС ГИБДД и судебные инстанции исходили из того, что им было нарушено требование Правил дорожного движения, а именно, управляя транспортным средством он, препятствовал обгону посредством совершения поворота налево на прилегающую территорию.
При этом мужчина, пытаясь добиться правосудия, последовательно указывал на то, что Правила дорожного движения он не нарушал, а напротив второй участник ДТП двигался с нарушением требований Правил дорожного движения по полосе встречного движения, в связи с чем преимущественного права проезда не имел. Это подтверждается текстом протокола, в котором зафиксировано нарушение, допущенное вторым водителем, а также видеозаписью ДТП.
Также Верховный Суд сослался на Пленум ВС РФ №20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при квалификации действий водителя по части 2 статьи 12.13 или части 3 статьи 12.14 КоАП необходимо учитывать, что преимущественным признается право на первоочередное движение транспортного средства в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения, которые не должны начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить участников движения, имеющих по отношению к ним преимущество, изменить направление движения или скорость.
Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.
Таким образом, ВС РФ постановил отменить принятые решения и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
1.7. Общие положения. Преимущество в движении
Огромное число ДТП (дорожно-транспортных происшествий) связано с тем, что кто-то кому-то не уступил дорогу. Другими словами, кто-то не предоставил кому-то преимущественное право на движение, предписанное Правилами.
Давайте попробуем разобрать блок понятий, связанных с наличием и отсутствием преимущества в движении.
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Это одно из центральных понятий в ПДД. Обладание преимуществом (или приоритетом) означает, что данный участник дорожного движения имеет право на то, чтобы первым выполнить намеченное – например, двигаться в интересующем его направлении в прежнем скоростном режиме. Другие же участники движения обязаны уважать его преимущественное право и уступать дорогу.
Зададимся конкретными примерами приоритетности.
Например, преимуществом пользуются пешеходы, переходящие проезжую часть по пешеходному переходу.
Преимуществом пользуется спецавтомобиль с включенными проблесковыми маячками синего (или синего и красного) цвета и включенным специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемые им транспортные средства (например, в составе организованной транспортной колонны).
Весьма распространенным случаем преимущества (приоритета) является движение по главной дороге.
«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
Попробуем упростить данное – весьма емкое – определение.
Итак, главная дорога, движение по которой предоставляет преимущество водителю транспортного средства, бывает трех видов.
Двигаясь по данным дорожным знакам, водитель будет пользоваться преимуществом перед теми транспортными средствами, которые находятся на второстепенной дороге.
2. Главной дорогой (при отсутствии указанных ранее знаков) будет дорога с твердым покрытием (асфальт, бетон, бутовый камень, брусчатка и пр.) по отношению к грунтовой дороге. Соответственно, грунтовая дорога будет второстепенной дорогой, по отношению к главной, которая обладает твердым покрытием.
Кстати, даже если на второстепенной дороге перед перекрестком есть небольшой участок с твердым покрытием (как видно на рисунке выше), — все равно, — это второстепенная дорога. А участок с твердым покрытием сделан специально для того, чтобы не нарушать Правил и обеспечить максимальную безопасность движения.
Помните, есть общее требование ПДД – не загрязнять покрытие дорог. Так вот, заасфальтированное «ушко» перед перекрестком – это способ избежать загрязнения проезжей части кусками грязи и глины, которая обязательно налипнет в непогоду на колеса выезжающей на перекресток машины.
На этих «ушках» водители должны останавливаться и очищать поверхности своих колес от грязи и глины, которым не место на дороге.
3. Главной дорогой признается любая дорога по отношению к выезду с прилегающей территории (дворов, жилых массивов, АЗС и пр.).
Все просто. Выезжая с прилегающей территории, водитель попадает на главную дорогу. Однако здесь есть одно большое «НО»…
В данное положение ПДД закралась неточность. Дело в том, что, как мы выяснили ранее, прилегающая территория не является дорогой, а выезды с нее не считаются перекрестками. Да и 8 раздел Правил обязывает водителя выезжающего с прилегающей территории уступать дорогу всем транспортным средствам и пешеходам, которые по ней двигаются.
Однако эта неточность играет в пользу безопасности дорожного движения. Поэтому простим ее, позиционировав следующий принцип: выезжая с прилегающей территории, водитель выезжает на главную дорогу. А посему — должен уступить дорогу.
И последнее. Важно помнить, что принцип «главности» дороги распространяется только на транспортные средства и не касается пешеходов. Взаимоотношения пешеходов и водителей регулируются специальными нормами ПДД.
УСТУПИТЬ ДОРОГУ (НЕ СОЗДАВАТЬ ПОМЕХ)
Говоря о преимуществе, не следует забывать о том, что есть и оборотная сторона медали – отсутствие преимущества (приоритета).
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Согласитесь, достаточно сложное определение. Попробуем его упростить.
Главный смысл требования уступить дорогу – это не создать помех для движения тем участникам, которые в настоящий момент пользуются преимуществом (приоритетом).
Помехи могут выражаться в необходимости изменить: а) скорость движения; б) направления движения.
И чтобы выполнить требование «несоздания помех», необходимо сделать все возможное (отказаться от начала, возобновления или продолжения движения).
Очень часто понятие «Уступить дорогу (не создавать помех)» связано с действием одноименного дорожного знака «Уступите дорогу» (2.4).
Давайте обратимся к конкретному примеру.
Анализ дорожной ситуации позволяем сделать нам следующий вывод: мы находимся перед перекрестком на второстепенной дороге. И наша обязанность – уступить дорогу легковому автомобилю, двигающемуся по главной дороге.
Следовательно, мы должны воздержаться от любых действий, которые заставят водителя «легковушки» испытать помехи (изменять направление или скорость своего движения).
В то же самое время понятие «Уступить дорогу (не создавать помех)» – весьма коварное. Некоторые водители полагают, что по требованию уступить дорогу следует обязательно остановиться. Это неправильно. Если нам некому уступать дорогу, то и останавливаться не следует.
И еще один существенный момент. Бывают случаи, когда мы должны уступить дорогу, но своими действиями не создадим помех приоритетному участнику движения. В этом случае мы можем продолжить движение, ибо выполним требования о «несоздании помех».
Вот с последним положением попробуем разобраться более детально.
Судя по дорожному знаку, мы обязаны уступить дорогу грузовому автомобилю, находящемуся на главной дороге. Однако траектории движения наших транспортных средств на перекрестке не пересекаются.
Поэтому мы, поворачивая направо, не создадим помех грузовику, осуществляющему левый поворот. Следовательно, в данной ситуации мы имеем право начать движение, но, только убедившись, что не создаем помех грузовому автомобилю.
ПРАВИЛО «ПРАВОЙ РУКИ»
Скажем честно, в ПДД нет такого понятия. Оно – продукт обыденного языка инструкторов, водителей и инспекторов ГИБДД. Однако правило «правой руки» — это универсальный принцип ПДД, который так же касается проблемы приоритетности в движении. Именно поэтому мы своим волевым решением вводим такое понятие в наше изложение (не ждать же комментирования раздела 8 ПДД).
Суть правила «правой руки» раскрыта в пункте 8.9 ПДД.
«8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».
Итак, представим себе такую ситуацию: мы подъехали к перекрестку и не можем определить, кому принадлежит преимущественное право на движение, а кто, соответственно, обязан уступить дорогу.
В этом случае вступает в действие универсальное правило «правой руки»: водитель, у которого есть помеха справа, должен этой помехе уступить дорогу. Иными словами, на представленном выше рисунке мы должны уступить дорогу помехе справа – грузовому автомобилю.
А вот на следующем рисунке – обратная ситуация.
Поворачивая налево, мы не имеем помехи справа в лице грузового автомобиля. А вот грузовой автомобиль, напротив, испытывает помеху справа от нас. Следовательно, он и уступит нам дорогу.
Или вот еще один пример.
Мы выезжаем с места парковки (стоянки) одновременно с другим автомобилем. И первым в этом случае проедем отнюдь не мы. А причина – в правиле «правой руки»: мы имеем помеху справа в лице отъезжающего вместе с нами автомобиля. Мы должны уступить ему дорогу.
И последние. Правило «правой руки» действует только тогда, когда очередность проезда не оговорена Правилами.
В этом случае правило «правой руки» не действует, потому что Правила оговаривают очередность проезда в ситуации, представленной на рисунке.
Подведем общий итог по шестому блоку понятий ПДД, связанных с преимуществом в движении. Вопросы приоритета или отсутствия преимущества играют принципиальное значение в обеспечении безопасности движения. Уважение чужого права на первоочередное движение – это залог безаварийной езды.
Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.
Инструкция: какие машины с пробегом стоит покупать при разных бюджетах
Даже бюджетные марки авто стоят сегодня достаточно дорого. Чтобы не влезать в большие долги или уложиться в сумму, которую удалось накопить самостоятельно, можно купить машину на вторичном рынке. Рассказываем, как выбирать авто с пробегом с разным бюджетом на руках.
Мы изучили цены на авто на вторичном рынке и составили список наиболее выгодных для приобретения моделей с точки зрения таких параметров, как:
Бюджет покупки — 100 000 ₽
Большинство автомобилей в этой ценовой категории — это модели отечественного производства. Они стоят дёшево, потому что далеки от современных стандартов оснащения автомобилей, да и возраст их может составлять более 25 лет. Также стоит обратить внимание на модели южнокорейского подразделения GM — Daewoo.
ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2107
Конструктивно эти автомобили практически не отличаются друг от друга. Они подойдут в качестве первого авто или рабочего варианта (например, при строительстве дачного дома). Из-за возраста эти машины требуют постоянного мелкого ремонта. Все операции обходятся дёшево, но отнимают время.
ВАЗ-2109, Лада 2110, Лада 2111, Лада 2114
Наследники «классики» АвтоВАЗа отличаются более современным дизайном, а также передним приводом. Они также не могут похвастаться хорошим оснащением, но их проще найти в более-менее хорошем состоянии. Это и является их главным преимуществом перед классической линейкой.
Городская малолитражка от корейской компании может стать отличным транспортным средством для тех, кто регулярно передвигается в городе. С таким автомобилем вы вряд ли будете испытывать трудности с парковкой. Также небольшой по объёму двигатель имеет низкий расход топлива. Запчасти и расходники обходятся не дороже, чем в случае с отечественными моделями.
Преимущества покупки этих авто:
На что обратить внимание:
Бюджет покупки — 300 000 ₽
С таким бюджетом вы можете рассмотреть большее количество моделей. Стоит обратить внимание на относительно свежие бюджетные модели европейских концернов или возрастные японские автомобили.
Renault Logan (первое поколение, рестайлинг)
Этот автомобиль французского концерна способен выхаживать десятки тысяч километров без серьёзного ремонта. Также машина неприхотлива в обслуживании. Так как модель достаточно современная, некоторые модификации имеют на борту неплохое оснащение — кондиционер, антиблокировочная система (ABS), подушки безопасности и аудиосистему. Но, безусловно, речь идёт не о базовых комплектациях модели.
Компактный хэтчбек отлично подходит для поездок в городских условиях. Содержание такой машины обходится не очень дорого. Отметим и достаточно высокую надёжность основных агрегатов (двигатель, коробка передач). Hyundai Getz станет удачным выбором, если вы приобретаете первый автомобиль.
Nissan Almera Classic
Ещё один довольно неприхотливый в обслуживании автомобиль. Раньше его можно было часто встретить в такси, что говорит о надёжности машины — в таких службах нет места моделям, постоянно простаивающим в сервисах. Автомобиль адаптирован к 92 бензину. Запчасти и расходники обходятся недорого. А так как модель лишена сложных вспомогательных систем, то для её качественного ремонта и обслуживания не нужно искать профильные техцентры — с работами справятся практически на любой СТО.
Преимущества покупки этих авто:
На что обратить внимание:
Бюджет покупки — 500 000 ₽
Это сумма уже даёт большое пространство для манёвра. Выбор уже не ограничивается только возрастными моделями или автомобилями в минимальной комплектации. Отметим, что полмиллиона — это входной порог для некоторых представителей премиального сегмента. За эти деньги вы можете купить не беспроблемный, но живой экземпляр. Однако он, конечно же, со временем будет требовать достаточно серьёзных вложений.
Hyundai Solaris (первое поколение)
Solaris стал настоящим бестселлером в России. Он экономичен, достаточно дёшев в обслуживании и надёжен. Его часто используют в такси и каршеринге. Эти службы сосредоточены на заработке, поэтому не станут выбирать в автопарк капризную модель.
KIA Rio (третье поколение)
Это красивая модель. По сравнению с Solaris, у него выше уровень оснащения. Например, несложно найти автомобиль с кондиционером, АКПП, подогревом сидений и рулевого колеса. Автомобили комплектуются одинаковыми агрегатами, так что можно говорить о надёжности Rio. Он также активно используется в такси. Одинакова и стоимость содержания этих машин — даже оригинальные запчасти и расходники стоят не слишком дорого.
Volkswagen Polo Sedan
Этот автомобиль не уступает по популярности вышеописанным южнокорейским моделям. Он оснащён достаточно простыми и проверенными временем агрегатами, а также предлагает большое количество опций. Покупка такой машины станет достаточно прагматичным решением. Если подобрать модель, не работавшую в такси, вам будет обеспечена беспроблемная эксплуатация в течение десятка тысяч километров. Отметим и наличие большого числа профильных сервисов, которые позволят решить сложные задачи дешевле, чем это сделают официалы.
Компактный кроссовер неприхотлив в обслуживании. Серьёзных затрат не потребуют ни регламентные работы, ни ремонт. Преимуществом использования в российских условиях является достаточно большой дорожный просвет и полный привод (за указанную сумму на вторичном рынке можно подобрать полноприводную модификацию в хорошем состоянии).
Преимущества покупки этих авто:
На что обратить внимание:
Бюджет покупки — 700 000 ₽
Имея такой бюджет, многие автомобилисты (особенно молодые) присматривают модели премиального сегмента. Но более прагматичным решением станет покупка представителей С или D-класса. Помимо неплохого оснащения, эти машины имеют вместительный салон и багажник, что позволит не только с комфортом перемещаться по городу, но и выезжать на природу. Также эти автомобили могут стать семейным транспортным средством.
Skoda Octavia (A5/A7)
Этот автомобиль ценится за свою многофункциональность. Удобные конфигурации кузова — лифтбек и универсал — позволяют перевозить габаритные грузы. Отметим и фирменную фольксвагеновскую эргономику — за рулём не устаешь даже после многочасовой езды. Обслуживание модели обходится недорого — на рынке есть много качественных неоригинальных расходников и запчастей. Советуем выбирать машину с атмосферным мотором и механической КПП (чуть менее надёжен классический автомат). А вот ранних версий с фирменным роботом DSG (Direkt Schalt Getrieb, название роботизированнй коробки передач разработки Volkswagen Group.) лучше избегать.
Модель южнокорейского концерна привлекает молодых водителей своим дизайном. Однако автомобиль подойдёт и для более зрелого покупателя — например, если речь идёт о версии универсал. Ceed достаточно недорогой в обслуживании, а также довольно надёжен, что подтверждается его наличием в таксопарках. Для передвижения в городе и даже на трассе его запаса мощности вполне хватает.
KIA Sportage (SL, третье поколение)
Этот кроссовер очень популярен в нашей стране. Он сочетает в себе выразительный дизайн, неплохой уровень оснащения и систему полного привода, которая позволяет чувствовать себя уверенно в любую погоду. Оригинальные расходники и технические жидкости стоят не слишком дорого. Его основные агрегаты — двигатель и коробка передач — имеют высокую надёжность.
Преимущества покупки этих авто:
На что обратить внимание:
Бюджет покупки — 1 000 000 ₽
Это солидная сумма для покупки автомобиля на вторичном рынке. Имея такой бюджет, можно присмотреться даже к подержанным представителям S-класса. Но лучше приобретать машину, которая не только отвечает всем современным требованием, но и имеет высокую ликвидность на вторичном рынке. После двух-трёх лет эксплуатации её можно будет быстро и выгодно продать. Также есть возможность приобрести совсем свежий бюджетный автомобиль. Он несколько потеряет в цене, однако износ его узлов (систем и механизмов) будет минимальным.
Toyota Camry (XV40/XV50)
Эта модель японского концерна высоко ценится за свою надёжность. Автомобиль способен проехать не одну сотню тысяч километров без серьёзного ремонта. Также эти машины очень медленно теряют в цене, поэтому их покупка выгодна. При этом качественное обслуживание машины обходится не очень дорого. Автомобили имеют на борту современное оснащение, которое обеспечивает комфорт и безопасность передвижения.
Volkswagen Tiguan (первое поколение)
Кроссовер от немецкой компании пользуется большой популярностью. Конечно, на рынке встречаются предложения и по более низкой цене, но лучше не рисковать, а рассмотреть рестайлинговую модель (обновлённую внешне и технически). Откажитесь от бензиновых турбомоторов объёмом 1,4 литра, из-за низкого качества горючего в нашей стране они часто доставляют проблемы. Хорошим вариантом станет дизельный автомобиль. При ответственном подходе к обслуживанию он способен бесперебойно работать на протяжении десятков тысяч километров.
За миллион можно приобрести такой автомобиль с небольшим пробегом, 2-литровым мотором и полным приводом. Это будет хорошим выбором, если вы ищете кроссовер. Creta в обслуживании обходится достаточно недорого — на рынке представлено немало качественных неоригинальных запчастей и расходников. Также для ремонта не придётся искать профильные сервисы, потому что в автомобиле нет сверхсложных систем. Необходимые работы смогут выполнить и в рядовом мультибрендовом техцентре.
Бюджет покупки — 1 500 000 ₽
Такой бюджет позволяет рассматривать покупку премиальных моделей в хорошем состоянии. Только помните, что их обслуживание и ремонт будут стоить дорого. Поэтому целесообразнее предпочесть всё-таки более бюджетный, но надёжный автомобиль. Правда, уровень надёжности будет зависеть не от конкретных систем, а от их количества. По этой причине усложняется диагностика автомобиля и поиск неполадок.
Mitsubishi Pajero IV
Эта модель имеет внушительные габариты и высоко ценится водителями за свои внедорожные качества. Такой автомобиль стоит покупать, если вы часто выезжаете на природу или в деревню, где качество дорог оставляет желать лучшего. Конечно, Pajero отлично подходит и на роль семейного транспортного средства — он имеет просторный салон и вместительный багажник. Также даже модели с большим пробегом не донимают владельца постоянными поломками.
Компактный кроссовер от японского концерна имеет современное оснащение, а также комплектуется проверенными агрегатами. Конечно, серьёзное бездорожье ему не по плечу, но автомобиль позволяет чувствовать себя уверенно на дороге вне зависимости от погодных условий. Эти модели достаточно требовательны к обслуживанию, но выбор качественных расходников обеспечит беспроблемную эксплуатацию в течение десятков тысяч километров. В дальнейшем Mazda CX-5 можно будет быстро и выгодно продать.
При выборе Optima вы сможете приобрести достаточно свежую машину с современным дизайном и неплохим уровнем оснащения, а также мощным мотором. При этом её содержание обходится дешевле, чем в случае с представителями продукции так называемой большой немецкой тройки — Audi, BMW, Mercedes-Benz.
Преимущества покупки этих авто (в рамках бюджета 1 – 1,5 миллиона):
На что обратить внимание: