Какое напряжение подается на свечи зажигания автомобиля
Система зажигания автомобиля.
Основное назначение системы зажигания автомобиля является подача искрового разряда на свечи зажигания в определённый такт работы бензинового двигателя. Для дизельных двигателей под зажиганием понимают момент впрыска топлива в такт сжатия. В некоторых моделях автомобилей система зажигания, а именно ее импульсы подаются на блок управления погружным топливным насосом. Систему зажигания, по мере своего развития, можно разделить на три типа. Контактная система зажигания, импульсы у которой создаются во время работы контактов на разрыв. Бесконтактная система зажигания, управляющие импульсы создаются электронным транзисторным управляющим устройством – коммутатором, (хотя правильно его назвать генератором импульсов). Микропроцессорная система зажигания — это электронное устройство, которое управляет моментом зажигания, а также другими системами автомобиля. Для двухтактных двигателей, без внешнего источника питания используются системы зажигания типа магнето. Основана на принципе создания ЭДС при вращении постоянного магнита в катушке зажигания по заднему фронту импульса.
✔ Устройство системы зажигания
Все вышеперечисленные виды систем зажигания похожи между собой, отличаются только методом создания управляющего импульса. Так в систему зажигания входят:
1.Источник питания для системы зажигания, это аккумуляторная батарея (в момент запуска двигателя), и генератор (во время работы двигателя).
2.Выключатель зажигания – это механическое или электрическое контактное устройство подачи напряжения на систему зажигания, или по-другому – замок зажигания. Как правило, выполняет две функции: подачи напряжения на бортовую сеть и систему зажигания, подачи напряжения на втягивающее реле стартера автомобиля.
3.Накопитель энергии – узел предназначенный для накопления, преобразования энергии достаточной для возникновения электрического разряда между электродами свечи зажигания. Условно накопители энергии можно разделить на индуктивный и емкостный.
• Простейший индуктивный накопитель – это катушка зажигания, которая представляет собой автотрансформатор, первичная обмотка у него подключается к плюсовому полюсу и через устройство разрыва к минусовому. Во время работы устройства разрыва, например кулачков зажигания, в первичной обмотке возникает напряжение самоиндукции. Во вторичной обмотке образуется повышенное напряжение, достаточное для пробоя воздушного зазора свечи.
• Емкостный накопитель представляет собой емкость, которая заряжается повышенным напряжением и в нужный момент отдает свою энергию на свечу зажигания
4.Свечи зажигания, представляют собой устройство с двумя электродами находящимися друг от друга на расстоянии 0,15-0,25 мм. Представляет собой фарфоровый изолятор, насаженный на металлическую резьбу, в центре находится центральный проводник, который служит электродом, вторым электродом является резьба.
5.Система распределения зажигания предназначена для подачи в нужный момент энергии от накопителя к свечам зажигания. В состав системы входят распределитель, и(или) коммутатор, блок управления системой зажигания.
• Распределитель зажигания (трамблёр) – устройство распределения высокого напряжения по проводам, ведущим к свечам цилиндров. Обычно в распределителе собран и кулачковый механизм. Распределение зажигания может быть механическим и статическим. Механический распределитель представляет собой вал, который приводится в действие от двигателя и при помощи «бегунка» распределяет напряжение по высоковольтным проводам. Статическое распределение зажигания подразумевает под собой отсутствие вращающихся деталей. При таком варианте катушка зажигания присоединятся непосредственно к свече, а управление происходит от блока управления зажиганием. Если, например, двигатель автомобиля имеет четыре цилиндра, то и катушек будет четыре. Высоковольтные провода в данной системе отсутствуют.
• Коммутатор – электронное устройство для генерации импульсов управления катушкой зажигания, включается в цепь питания первичной обмотки катушки и по сигналу от блока управления разрывает питание, в результате чего возникает напряжение самоиндукции.
• Блок управления системой зажигания – микропроцессорное устройство, которое определяет момент подачи импульса в катушку зажигания, в зависимости от данных датчиков положения коленвала, лямбда-зондов, температурных датчиков и датчика положения распредвала.
6.Высоковольтный провод — это одножильный провод с повышенной изоляцией. Внутренний проводник может иметь форму спирали, для исключения помех в радиодиапазоне.
✔ Принцип работы системы зажигания
Рассмотрим принцип действия классической системы зажигания. При вращении вала привода трамблёра в действие приводятся кулачки, которые «разрывают» подаваемые на первичную обмотку автотрансформатора (бобину) 12 вольт. При пропадании напряжения на трансформаторе, в обмотке появляется ЭДС самоиндукции, соответственно на вторичной обмотке возникает напряжение порядка 30000 вольт. Высокое напряжение подается в распределитель зажигания (бегунок), который вращаясь попеременно подает напряжение на свечи в зависимости от такта работы двигателя внутреннего сгорания. Высокого напряжения достаточно для пробоя искровым разрядом воздушного зазора между электродами свечи зажигания.
Опережение зажигания нужно для более полного сгорания топливной смеси. Из-за того, что топливо сгорает не сразу, поджечь его необходимо немного раньше, до прихода в ВМТ. Момент подачи искры должен быть точно отрегулирован, потому что в ином случае (раннее или позднее зажигание) двигатель потеряет свою мощность, возможна повышенная детонация.
Система зажигания и все о ней
Систему зажигания, которая обеспечивает работу двигателя, придется рассмотреть в этом разделе, хотя она и является составной частью «Электрооборудования автомобиля».
Когда мы с вами изучали рабочий цикл двигателя, то было отмечено, что в самом конце такта сжатия, рабочую смесь необходимо поджечь. А это означает, что между электродами свечи должна проскочить высоковольтная искра.
Система зажигания предназначена для создания тока высокого напряжения и распределения его по свечам цилиндров. Импульс тока высокого напряжения подается на свечи в строго определенный момент времени, который меняется в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки на двигатель.
В настоящее время на автомобилях может устанавливаться контактная система зажигания или бесконтактная электронная система.
🔎 Контактная система зажигания.
🔎 Контактная система зажигания состоит из:
• катушки зажигания,
• прерывателя тока низкого напряжения,
• распределителя тока высокого напряжения
вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания,
• свечей зажигания,
• проводов низкого и высокого напряжения,
• включателя зажигания.
🔎 Крышка распределителя и распределитель (ротор) тока высокого напряжения предназначены для распределения тока высокого напряжения по свечам цилиндров двигателя.
После того, как в катушке зажигания образовался ток высокого напряжения, он попадает (по высоковольтному проводу) на центральный контакт крышки распределителя, а затем через подпружиненный контактный уголек на пластину ротора. Во время вращения ротора ток «соскакивает» с его пластины, через небольшой воздушный зазор, на боковые контакты крышки. Далее, через высоковольтные провода, импульс тока высокого напряжения попадает к свечам зажигания.
Боковые контакты крышки распределителя пронумерованы и соединены (высоковольтными проводами) со свечами цилиндров в строго определенной последовательности.
Таким образом устанавливается «порядок работы цилиндров», который выражается рядом цифр. Как правило, для четырехцилиндровых двигателей, применяется последовательность: 1 – 3 – 4 – 2. Это означает, что после воспламенения рабочей смеси в первом цилиндре, следующий «взрыв» произойдет в третьем, потом в четвертом и, наконец, во втором цилиндре. Такой порядок работы цилиндров установлен для равномерного распределения нагрузки на коленчатый вал двигателя.
Подача высокого напряжения на электроды свечи зажигания должна происходить в конце такта сжатия, когда поршень не доходит до верхней мертвой точки примерно 4О — 6О, измеряя по углу поворота коленчатого вала. Этот угол называют углом опережения зажигания.
Необходимость опережения момента зажигания горючей смеси обусловлена тем, что поршень движется в цилиндре с огромной скоростью. Если смесь поджечь несколько позже, то расширяющиеся газы не будут успевать делать свою основную работу, то есть давить на поршень в должной степени. Хотя горючая смесь и сгорает в течение 0,001 – 0,002 секунды, поджигать ее надо до подхода поршня к верхней мертвой точке. Тогда в начале и середине рабочего хода поршень будет испытывать необходимое давление газов, а двигатель будет обладать той мощностью, которая требуется для движения автомобиля.
Первоначальный угол опережения зажигания выставляется и корректируется с помощью поворота корпуса прерывателя-распределителя. Тем самым мы выбираем момент размыкания контактов прерывателя, приближая их или наоборот, удаляя от набегающего кулачка приводного валика прерывателя-распределителя.
Однако, в зависимости от режима работы двигателя, условия процесса сгорания рабочей смеси в цилиндрах постоянно меняются. Поэтому для обеспечения оптимальных условий, необходимо постоянно менять и указанный выше угол (4О – 6О ). Это обеспечивают центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания.
🔎 Центробежный регулятор опережения зажигания предназначен для изменения момента возникновения искры между электродами свечей зажигания, в зависимости от скорости вращения коленчатого вала двигателя.
При увеличении оборотов коленчатого вала двигателя, поршни в цилиндрах увеличивают скорость своего возвратно-поступательного движения. В тоже время скорость сгорания рабочей смеси остается практически неизменной. Это означает, что для обеспечения нормального рабочего процесса в цилиндре, смесь необходимо поджигать чуть раньше. Для этого искра между электродами свечи должна проскочить раньше, а это возможно лишь в том случае, если контакты прерывателя разомкнутся тоже раньше. Вот это и должен обеспечить центробежный регулятор опережения зажигания
🔎 Вакуумный регулятор опережения зажигания предназначен для изменения момента возникновения искры между электродами свечей зажигания, в зависимости от нагрузки на двигатель.
На одной и той же частоте вращения коленчатого вала двигателя, положение дроссельной заслонки (педали газа) может быть различным. Это означает, что в цилиндрах будет образовываться смесь различного состава. А скорость сгорания рабочей смеси как раз и зависит от ее состава.
При полностью открытой дроссельной заслонке (педаль газа «в полу») смесь сгорает быстрее, и поджигать ее можно и нужно попозже. То есть угол опережения зажигания надо уменьшать.
И наоборот, когда дроссельная заслонка прикрыта, скорость сгорания рабочей смеси падает, поэтому угол опережения зажигания должен быть увеличен.
🔎 Основные неисправности контактной системы зажигания.
❌ Отсутствует искра между электродами свечей из-за обрыва или плохого контакта проводов в цепи низкого напряжения, обгорания контактов прерывателя или отсутствия зазора между ними, «пробоя» конденсатора. Также искра может отсутствовать при неисправности катушки зажигания, крышки распределителя, ротора, высоковольтных проводов или самой свечи.
Для устранения этой неисправности необходимо последовательно проверить цепи низкого и высокого напряжения. Зазор в контактах прерывателя следует отрегулировать, а неработоспособные элементы системы зажигания заменить.
❌ Двигатель работает с перебоями и (или) не развивает полной мощности из-за неисправной свечи зажигания, нарушения величины зазора в контактах прерывателя или между электродами свечей, повреждении ротора или крышки распределителя, а также при неправильной установке начального угла опережения зажигания.
Для устранения неисправности необходимо восстановить нормальные зазоры в контактах прерывателя и между электродами свечей, выставить начальный угол опережения зажигания в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, ну а неисправные детали следует поменять на новые.
🔎 Электронная бесконтактная система зажигания.
Преимущество электронной бесконтактной системы зажигания заключается в возможности увеличения подаваемого напряжения на электроды свечи (увеличение «мощности» искры). Это означает, что улучшается процесс воспламенения рабочей смеси. Тем самым облегчается запуск холодного двигателя, повышается устойчивость его работы на всех режимах. И это имеет особое значение для наших суровых зимних месяцев.
Немаловажным фактом является то, что при использовании электронной бесконтактной системы зажигания, двигатель становится более экономичным.
Как и у своего «младшего брата» (контактного и не электронного), у бесконтактной системы есть цепи низкого и высокого напряжения. Цепи высокого напряжения у них практически ничем не отличаются. А вот в цепи низкого напряжения, бесконтактная система в отличие от своего контактного предшественника, использует электронные устройства – коммутатор и датчик-распределитель (датчик Холла)
🔎 Электронная бесконтактная система зажигания включает в себя следующие узлы:
• источники электрического тока,
• катушку зажигания,
• датчик — распределитель,
• коммутатор,
• свечи зажигания,
• провода высокого и низкого напряжения,
• выключатель зажигания.
🔎 Основные неисправности электронной бесконтактной системы зажигания.
❌ Если «заглох» и не хочет заводиться двигатель с электронной бесконтактной системой зажигания, то в первую очередь стоит проверить… подачу бензина. Может быть, к вашей радости, причина была именно в этом. Если же с бензином все в порядке, а искры на свече нет, то у вас есть три варианта решения проблемы.
Начнем с третьего – надо хлопнуть дверцей машины, сказать нехорошие слова и опоздать на работу, добираясь туда на общественном транспорте.
Первый вариант предполагает попытку проверить на практике мнение о том, что «электроника – наука о контактах». Открываем капот и проверяем, зачищаем, подергиваем и подпихиваем на свои места все провода и проводочки, которые попадаются под руку. Если до этих судорожных телодвижений где-то были ненадежные электрические соединения, то двигатель заведется. А если нет, то остается еще и второй вариант.
❌ Для возможности воплощения в жизнь второго варианта, вам следует быть запасливым водителем. Из резерва необходимых вещей, которые вы возите с собой в машине, в первую очередь надо взять запасной коммутатор и заменить им прежний. Как правило, после этой процедуры двигатель оживает. Если же он все еще не хочет запускаться, то имеет смысл, последовательно меняя на новые, проверить крышку распределителя, ротор, бесконтактный датчик и катушку зажигания. В процессе этой «меняльной» процедуры двигатель все-таки заведется, а позже дома, вместе со специалистом вы сможете разобраться, какой конкретно узел вышел из строя и почему.
❌ Из опыта эксплуатации машины в наших условиях могу сказать, что большая часть проблем, возникающих в системе зажигания, связана с «чистотой» родных дорог. Зимой жидкая «каша» из грязного снега и солевого раствора лезет во все щели и разъедает все, что только можно. А летом вездесущая пыль, в которую в частности превращается зимняя «соленая каша», забивается еще глубже и весьма тлетворно влияет на все электрические соединения.
🔎 Эксплуатация системы зажигания.
При нормальной эксплуатации автомобиля и периодическом его обслуживании система зажигания не доставляет водителю больших хлопот. Однако некоторые «нерадивые» водители вообще забывают о том, что кроме пепельницы и магнитолы в автомобиле есть еще и многострадальный двигатель, и в частности его система зажигания.
Наступает момент и машина «говорит» вам о том, что у нее тоже есть нервы и предел терпения. Двигатель начинает фыркать и дымить, глохнуть и не заводиться. Это могут быть крупные поломки или мелкие неисправности в системах и механизмах двигателя, но, как правило, проблема кроется всего лишь в нарушенных регулировках и соединениях.
Так как мы уже знаем, что «электроника – наука о контактах», то в первую очередь необходимо следить за чистотой и надежностью электрических соединений. Поэтому при эксплуатации автомобиля иногда приходится зачищать клеммы проводов и штекерные разъемы.
Периодически следует контролировать зазор в контактах прерывателя (рис. 19) и при необходимости его регулировать. Если зазор в контактах прерывателя больше нормы (0,35 — 0,45 мм), то наблюдается неустойчивая работа двигателя на больших оборотах. Если меньше — неустойчивая работа на оборотах холостого хода. Все это происходит по причине того, что нарушенный зазор изменяет время замкнутого состояния контактов. А это уже влияет и на мощность искры, проскакивающей между электродами свечи, и на сам момент ее возникновения в цилиндре (опережение зажигания).
К сожалению, качество нашего бензина оставляет желать лучшего. Поэтому, если сегодня вы заправили свой автомобиль плохим бензином, то в следующий раз он может быть еще хуже. Естественно это не может не влиять на качество приготавливаемой карбюратором горючей смеси и процесс ее сгорания в цилиндре. В таких случаях, чтобы двигатель безотказно продолжал выполнять свою работу, необходимо подстраивать систему зажигания под сегодняшний бензин.
Если первоначальный угол опережения зажигания не соответствует оптимальному, то можно наблюдать и ощущать следующие явления.
🔎 Угол опережения зажигания слишком велик (раннее зажигание):
• затрудненный запуск холодного двигателя,
• «хлопки» в карбюраторе (обычно хорошо слышны из-под капота при попытках запуска двигателя),
• потеря мощности двигателя (машина плохо «тянет»),
• перерасход топлива,
• перегрев двигателя (индикатор температуры охлаждающей жидкости активно стремится к красному сектору),
• повышенное содержание вредных выбросов в выхлопных газах.
🔎 Угол опережения зажигания меньше нормы (позднее зажигание):
• «выстрелы» в глушителе,
• потеря мощности двигателя,
• перерасход топлива,
• перегрев двигателя.
Короче говоря, при неправильно выставленном зажигании двигатель хочет «умереть», а машина не хочет ехать. Перечень вышеописанных «кошмаров» можно было бы и продолжить, но надеюсь и этого достаточно для того, чтобы вы поняли, что двигатель и его системы требуют периодических регулировок. А кто будет этим заниматься, зависит от вас. Можно самостоятельно овладеть некоторыми навыками в не очень трудоемких и не очень сложных операциях по регулировкам. Или можно обращаться к специалисту, которому вы будете доверять свою «ласточку».
Система зажигания автомобиля: разбираемся в тонкостях
Продолжаем разбираться во всех тонкостях работы системы зажигания автомобиля. Сегодня задаем вопросы Илье Мигушину – техническому эксперту NGK Spark Plugs (Eurasia) – одного из ведущих мировых производителей технической керамики в автомобильной промышленности.
Группа компаний NGK SPARK PLUGS Group включает в себя два крупных подразделения, занимающихся производством автомобильных компонентов и технической керамики. В ассортимент деталей для автомобилей входят все компоненты системы зажигания и датчики. Подразделение «NTK — техническая керамика» предлагает высококачественные изделия из керамики, включая полупроводниковые приборы, тонкокерамические изделия, режущие инструменты для разных отраслей промышленности.
К слову, порядка 60% автомобилей, сошедших с конвейеров в Европе, оснащены компонентами зажигания этого бренда, поэтому разговор с самого начала обещал стать интересным.
— Илья, есть такой популярный миф, что старые чешские или немецкие свечи служат годами. А все эксперты в один голос говорят о том, что 10–15 тысяч — и замена… Это действительно так или надо подождать?
— Нет, ждать не нужно. Если, конечно, вы в скором времени не планируете менять катушку зажигания или ремонтировать двигатель. Начинается все с того, что с каждым следующим километром сверх нормы вы потихонечку платите заправке: 1,5-2% и так далее… При передвижении в городском цикле и стоянии в пробках это не так заметно, но будьте уверены, что процесс уже запущен. За следующие 10–15 тысяч километров может набежать внушительная сумма, на которую можно было бы купить оригинальный комплект шикарных иридиевых свечей и забыть об этой проблеме на следующие 100–120 тысяч километров пробега.
Что происходит со свечами в течение времени? Банально изнашивается электрод свечи и увеличивается зазор. Чем больше зазор, тем сложнее катушке пробивать его для обеспечения достаточной мощности искры, которая должна эффективно воспламенять топливовоздушную смесь.
Существует, конечно, дедовский способ – выкрутить свечу зажигания и уменьшить зазор вручную. Но это, так скажем, старая школа. Да и лучше от этого свеча точно не станет. К тому же нужно помнить о том, что свечу крайне нежелательно устанавливать повторно (к этому вопросу чуть позже мы вернемся – по регламенту свечу можно устанавливать только 1 раз).
Вы только представьте, какие сверхнагрузки испытывает свеча зажигания: высокое напряжение до 30 000В, давление в цилиндрах может доходить до 50 атмосфер в момент воспламенения топливовоздушной смеси, постоянные циклы нагрева и охлаждения. Температура выхлопных газов после воспламенения доходит до 2 500 градусов, а если свечу заливает маслом, то температура может быть много выше. Помимо всего этого, электроды подвергаются коррозии под воздействием продуктов сгорания: фосфора, свинца, серы. А вы говорите – надежные старые. Чудес не бывает.
— Значит, если я, например, планирую в своей «Хонде» померить компрессию.
— То готовьтесь сразу ставить новые свечи! Потому что сплющивается уплотнительное кольцо. Каждая последующая установка свечи приводит к тому, что мы начинаем ее затягивать все сильнее и сильнее. Перетяжка свечи чревата деформацией металлического корпуса, нарушением зоны отвода тепла у свечи, что в будущем грозит дорогостоящим ремонтом мотора. Поэтому эту процедуру необходимо осуществлять динамометрическим ключом и в строгом соответствии с техническими требованиями.
— Вы серьёзно? Какой-то миллиметр уплотнительного кольца может влиять на всё это?
— Еще как влияет. Сильно перетянутая свеча имеет толщину кольца 1 мм. Если сильнее начнёте давить – просто отломается резьба. А при правильном монтаже толщина кольца должна быть 1,3 мм.
— Выходит, открутить свечи и посмотреть, как там сгорает топливная смесь, не вариант?
— Абсолютно! Свечи не обслуживаются. Это не прихоть производителя – даже по регламенту таможенного союза, который, к слову, опирается на советские стандарты, говорится ясно: свечи зажигания не обслуживаются. С 1989 года как минимум. Свечи устанавливаются один раз и через 20 тысяч километров, если мы говорим про дешевые никелевые свечи, выбрасываются.
— Хорошо. Но все же будем реалистами. Количество человек, которые зажимают свечи динамометрическим ключом, можно пересчитать по пальцам. Даже на сервисных центрах это редкость…
— Вот поэтому к нам и приходят рекламации время от времени. А вообще кто-то по наитию не перетягивает, кто-то знает о том, что у нас на коробке со свечой написано, на сколько оборотов свечу надо закрутить вручную, а на сколько градусов потом докрутить ключом. Хотя если свеча с конической посадкой, то здесь справедливости ради стоит отметить, что за 10 лет своей работы я еще не видел ни одного случая её поломки от закручивания. Тут сложно переусердствовать. Усердствуют, как правило, там, где есть уплотнительное кольцо и… ломают. Но вот мой вам совет: если вдруг свеча зажигания никак не поддаётся выкручиванию, скорее всего, к ней хорошенько приложились, когда закручивали. Силой здесь можно только навредить и поломать свечу, оставив часть в свечном колодце. Для начала заведите автомобиль и прогрейте двигатель, затем нанесите проникающую смазку и спустя некоторое время пробуйте аккуратно откручивать.
Чтобы не раздувать тему, рекомендую зайти в соответствующий раздел на сайте и самостоятельно ознакомиться с инструкцией по монтажу свечей зажигания.
— По поводу сгорания масла. Буквально недавно услышал о том, что если маслосъёмные колпачки уже просят замены или колечки подзалегли, то есть риск прогорания клапанов или детонации в двигателе. Как тут замешаны свечи зажигания?
— Попадание масла в цилиндры — это не просто неприятный запах или сизый дым из трубы. Процесс сгорания топливной смеси трансформируется – становится другим. Температура сгорания масла выше температуры сгорания топливной смеси. Соответственно, свеча зажигания не успевает отводить тепло и начинает раскаляться. В этом случае воспламенение топливовоздушной смеси происходит не от искры. Этот процесс называется калильное воспламенение, и он крайне опасен для двигателя. Просто представьте, как поршень движется в верхнюю точку, в которой должно произойти воспламенение смеси.
Двигатель кушает масло? Возможно, пора заменить сальники клапанов (они же маслосъёмные колпачки). Но если проблему долго не решать, то очень скоро вам грозит капитальный ремонт. Понимая эти процессы, в следующий раз вы уже не будете надеяться на чудо присадки. Само не пройдёт.
К слову, калильное зажигание (детонация) может наступать не только из-за попадания масла на свечу. Причиной может быть перегрев двигателя вследствие масляного голодания или неисправности в системе охлаждения, неправильно подобранные свечи (слишком горячие), чрезвычайно раннее зажигание, обеднённая топливовоздушная смесь, плохой бензин. В любом случае симптом этот тревожный и говорит о том, что необходимо срочно разбираться в причинах.
— Тогда поговорим о неправильно подобранных свечах. Есть универсальные свечи. Это вообще зло или решение? Бывает же так, что финансы не позволяют поставить оригинальные свечи, идешь на рынок, тебе там советуют ноу нэйм производителя — и ставишь его как временные. И, как говорится, ничто не бывает так постоянно, как то, что поставлено временно.
— Начнем с универсальности. В двигателе должна быть свеча с зазором 0,7 мм, вы покупаете универсальную свечу с зазором 0,75 мм. При прочих равных — чуть больший расход топлива, увеличенная нагрузка на катушку зажигания, чуть смещённый угол опережения зажигания. На длинной дистанции цифры расходов могут показаться не такими уж и радужными, но в повседневной эксплуатации большой разницы вы можете и не ощутить. Что касается качества производства, то любая свеча изнашивается. Насколько интенсивно этот процесс будет происходить — зависит от качества материалов, использующихся для изготовления центрального электрода (помним, что износ увеличивает зазор, зазор ведет к повышенному расходу топлива и износу катушки зажигания, неправильному сгоранию топливовоздушной смеси и, как следствие, – выходу из строя двигателя); изолятор, выполненный из некачественной керамики (пористая, с вкраплениями), приводит к электрическим потерям.
Основное, что отличает хорошую свечу от плохой, — это материалы, которые используются для изолятора, для центральных электродов. Надежность всех соединений, попадание свечи в нужные допуски по уровню сопротивления, качество металлического корпуса (например, чтобы после того, как свеча отработала, ее можно было гарантированно выкрутить, не сломав её). К сожалению, все эти моменты не учитываются, если принимать во внимание только цену и наличие свечи в магазине.
— Что значит токопотери?
— Назначение изолятора – довести электричество (искру) до зазора без потери мощности. Если изолятор будет плохо справляться со своей работой или его не будет вообще, у нас электричество, которое создается катушкой зажигания, электрический импульс сразу уйдет на массу и в зазоре не будет ничего. Задача изолятора — предотвратить утекание электричества на массу (на головку блока цилиндров). Если изолятор не справляется со своей задачей, то на зазоре, где должна быть красивая жирная синяя искра, динамометрические пропуски, что приводит к некорректной работе мотора. По-простому — двигатель троит/детонирует/теряет мощность.
— Это правда, что из-за поддельной или поломанной свечи может выйти из строя мотор?
— А как понять, какие свечи действительно рекомендуемые? Поясню: как правило, выбор заключается в том, что мы приходим в магазин или на сайт продавца автозапчастей и вынуждены полагаться на тот подборщик, которым он пользуется.
— Давайте я перефразирую. Ваш вопрос: какие свечи лучше? Мне не хотелось бы затрагивать тему конкурентов. Каждый сам для себя определяет, какому производителю стоит доверять. Что касается NGK, то мы производим автокомпоненты зажигания для каждого конкретного двигателя, тогда как большинство производителей предлагает универсальные решения. Об универсальности мы уже говорили – каждый сделает свои выводы сам. Более половины автомобилей, сходящих с конвейеров в Европе, оснащены компонентами зажигания NGK/NTK, что касается оставшейся части, то мы и в этом вопросе подходим максимально скрупулёзно, стараясь выпускать полный аналог штатной свечи, установленной в заводской комплектации.
— Среди владельцев авто, оснащенных газовым оборудованием, существует такой ритуал: нужно прийти на рынок, взять несколько комплектов свечей зажигания, поехать на СТО, оборудованную стендом для проверки свечи зажигания, выбрать или собрать из нескольких комплектов вместе с мастером тот, в котором все свечи рабочие.
— Как вы думаете, может ли производитель свечей с таким процентом брака или некондиционного товара хоть сколько-нибудь проработать на рынке? У производителей премиальных марок, в число которых входит и NGK/NTK, все свечи проходят контроль на заводской линии. В NGK процент брака ничтожен, может быть, 1 свеча на миллион, и в этом случае она будет тщательно исследована под микроскопом для выяснения причин неисправности. Поэтому этот ритуал абсолютно бесполезен.
Раз уж речь зашла о газовом оборудовании, то здесь важно понимать, что газ горит при большей температуре, а двигатель должен иметь возможность работать на обоих видах топлива: на газе, когда тепла выделяется больше, и на бензине, когда тепла выделяется меньше. Газовоздушную смесь гораздо сложнее пробить искрой для её воспламенения. Поэтому для катушки будет хорошо, если электрод будет тонким, а зазор поменьше. В этом случае на кончике тонкого электрода быстрее достигается необходимая концентрация электронов для пробоя искры. Т. е. искра проскакивает легче. Вот эти два фактора нужно совмещать, а не бегать по СТО с абсолютно бессмысленными замерами работы свечи при высоком давлении. Ещё раз подчеркну: нужно использовать свечи с меньшим зазором, по-возможности — с платиновыми или иридиевыми наконечниками.
И второй момент: надо использовать свечи либо специализированные газовые, которые в настоящий момент производит только NGK, либо, как компромиссный вариант, более холодные, для того чтобы избежать их перегрева при работе на газе.
Если вы не знаете, как определить холодную или горячую свечу, совет прежний — обратитесь к сайту. В соответствующем разделе вы найдете полную информацию.
— Обладают ли сотрудники СТО достаточным объёмом компетенций, чтобы определить работоспособность свечи?
— Методов, как и оборудования для проверки, достаточно. Классический способ — это когда в специальный стенд устанавливается свеча, в камеру накачивается давление, аналогичное тому, которое создается поршнем в цилиндре. Здесь нужно отметить один очень важный момент, который часто упускают из вида: давление, при котором надо делать проверку, не должно превышать 8 атмосфер. Связано это с тем, что искра, которая должна проскакивать между электродами, подается в цилиндр не в момент максимального сжатия, когда поршень подошел к верхней мертвой точке, а за некоторое время до этого. Потому что сам по себе процесс окисления углеводородов, содержащихся в бензине, кислородом, который содержится в воздухе, — это химическая реакция, для полного завершения которой нужно время, т. е. имеет место некая продолжительность в доли секунды, в течение которой должны завершиться все химические процессы, чтобы вся топливовоздушная смесь могла максимально эффективно воспламениться и полностью сгореть с минимальным количеством вредных выбросов в выхлопные газы, с выделением тепла и энергии, толкающей поршень вниз. Т. е. в момент подачи искры максимальное давление в цилиндре ещё не достигнуто. Так называемый угол опережения зажигания. Именно поэтому свечу необходимо проверять при 8 атмосферах.
— В новых автомобилях по регламенту в сервисных центрах осуществляют замену свечей зажигания каждые 10–15 тыс. км?
— Скорее всего, заводом-изготовителем будут установлены иридиевые или платиновые свечи, у которых длительность пробега может варьироваться от 60 до 120 тыс. км пробега.
— Посмотрим на рынок подержанных автомобилей. При покупке бэушки существует общепринятое правило: менять масло, ремень ГРМ, охлаждающую жидкость, фильтры. Про зажигание задумываются разве только при наличии сбоев в работе двигателя. Плохие провода зажигания – хорошие свечи, старые свечи – новая катушка зажигания. На что стоит обратить внимание?
— У каждого элемента зажигания есть свой срок службы. Катушки зажигания, как и кислородные датчики, меняют тогда, когда они выйдут из строя, чего не скажешь про свечи зажигания – мы уже с вами знаем, что это расходник и меняется он по достижении необходимого пробега. Помним: даже если в двигатель поступает идеальная топливовоздушная смесь и с компрессией все в порядке, двигатель не заведётся или будет работать с перебоями без надёжного искрообразования. Вряд ли перед продажей кто-нибудь поставит вам новые оригинальные платиновые или иридиевые свечи. Выкрутили свечу – все равно по регламенту её требуется заменить. Поэтому совет такой: любите свой автомобиль – поставьте сразу надёжные свечи, подходящие для вашего двигателя, и будьте уверены в том, что никаких сюрпризов с запуском и работой двигателя по их вине не произойдёт. Соответственно, если установка новых свечей не решила проблему правильной работы двигателя – нужно копать глубже и разбираться в причинах. Т. е. алгоритм может быть такой: сначала меняем свечи – не помогло – меняем провода – дальше катушку зажигания и только после этого лезем в двигатель.
Не лишним будет внимательно осмотреть старые свечи, т. к. по внешнему виду отработавшей свечи можно определить направление, в котором стоит искать причину неисправности или некорректной работы двигателя.
В online энциклопедии вы можете посмотреть фото с примерами поломок для самостоятельной диагностики.
Кстати, в отличие от катушки зажигания, провода имеют ресурс пробега, равный свечам с иридиевыми и платиновыми наконечниками. Провода с медной жилой служат порядка 80 000 км, с индуктивным сопротивлением и с углеродной жилой — 60 000 км. Соответственно, их меняем каждые три замены никелевой свечи или каждую замену платиновой. В реальности это, конечно, не происходит. Все, как правило, заканчивается следующей фразой: «Походит ещё».
— Есть такой лайфхак популярный: если в автомобиле используются провода зажигания, их нужно обмазать силиконом. Говорят, это должно существенно продлить их срок службы. Есть в этом рациональное зерно?
— Это не лишено смысла. Давайте проанализируем, как это происходит. Разрушающее воздействие на провода оказывают пары бензина, пары масла, высокая температура, постоянный нагрев и охлаждение. Если мы нанесем дополнительный слой силикона, то таким образом сможем улучшить защиту жилы, ведь сама по себе она не разрушается. Медная проводка в доме служит 70 лет и столько же может прослужить в автомобиле, если исключить все негативные факторы. Неисправность появляется тогда, когда теряется эластичность внешней оболочки, появляются микротрещины, начинаются пробои тока, следовательно, на свечу не подаётся достаточное напряжение. Это значит, что искра будет слабой и воспламенение топливовоздушной смеси будет осуществляться неправильно, что опять же приведет к некорректной работе двигателя, закоксовке свечного наконечника, далее — перегреву свечи (и со всеми вытекающими последствиями, о которых уже говорилось).
Что касается катушек зажигания, тут подход немного другой. В современных автомобилях катушки устанавливаются сразу на свече. Это серьёзным образом продлевает срок службы катушки зажигания и снижает потери напряжения, т. к. ток подаётся напрямую на свечу. В среднем пробег варьируется в диапазоне 160 000 км. Долговечность катушки, которая установлена сразу в блоке, намного выше той, которая установлена под капотом и соединяется со свечами проводами зажигания. Главная причина выхода из строя катушек — это перегрев. Наиболее частая причина перегрева – это увеличенный зазор вследствие износа свечи; катушка вынуждена создавать большее напряжение для того, чтобы пробить искру и воспламенить топливовоздушную смесь…
— Т. е. можно говорить о том, что своевременная замена свечи зажигания — это ещё и существенное продление срока службы катушки зажигания?
— Безусловно! У нас даже есть отдельный блок в обучении дилеров, посвященный этой теме. Так вот, когда катушка установлена отдельно, она больше подвержена перегреву, плюс ко всему на неё сильнее передаются вибрации и она чаще выходит из строя. Поэтому срок службы такой катушки значительно меньше и составляет порядка 120 000 км. Тут, кстати, интересный момент: современные свечи с иридиевыми наконечниками выхаживают по 100–120 тыс. км, возникает вопрос: стоит ли менять и катушку зажигания? В европейских странах вам ответят: разумеется да, т. к. стоимость сервиса гораздо выше, чем у нас, и дешевле провести замену сразу, чем потом повторно приезжать. В автомобилях, где конструктивная особенность вызывает сложности с заменой, единственно правильным решением будет следовать опыту Европы и простому знанию ориентировочных пробегов свечей зажигания и катушки. Там, где замена не представляет сложности, каждый должен решать сам. В любом случае затягивание с заменой уверенности в автомобиле вам не прибавит.
Понятно, что все это индивидуально и упирается, как правило, в бюджет. Важно понимать, что, как и свечи зажигания, катушки имеют приблизительно равную величину пробега. Это как лампочка накаливания. Поменяли в люстре сразу все лампы, как только перегорела одна, – ждите – вскоре за ней последуют и остальные. К слову, то же самое касается и свечей накаливания.
— В завершении нашего интервью хотелось бы расставить главные акценты на том, что должен помнить каждый владелец автомобиля, когда речь заходит о системах зажигания.
— Пожалуй, главное знание заключается в том, что не стоит недооценивать роль в автомобиле такой маленькой запчасти, как свеча зажигания. Также не следует игнорировать требования производителя автомобиля и технический регламент (составляет не компания NGK) о том, какого типа свечу необходимо устанавливать и как часто производить замену.
Своевременная замена свечей и правильный монтаж позволяют избегать многих проблем, связанных с повышенным расходом топлива, выходом из строя катушек зажигания, поломкой двигателя.
Не стоит экономить на покупке свечей зажигания с иридиевыми или платиновыми наконечниками. Чем реже вы вмешиваетесь в работу двигателя – тем лучше для вас и для вашего автомобиля.