Какие требования предъявляются к автомобилям цистернам
Какие требования предъявляются к автомобилям цистернам
1.18. Требования к транспортным средствам
для перевозки нефтепродуктов
1.18.1. Автоцистерны не должны устанавливаться на транспортных средствах с двигателем, работающем на газе.
1.18.2. Конструкция автоцистерны должна обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала. В эксплуатационной документации должны быть приведены сведения о мерах взрыво-пожаробезопасности при эксплуатации, по предупреждению и способах тушения пожара, по безопасному проведению работ внутри цистерны, регулированию и ремонту автоцистерны.
1.18.3. Оборудование и органы управления системы, предназначенные для заправки техники фильтрованным нефтепродуктом с одновременным измерением выданного объема, должны располагаться в специальном технологическом отсеке, стенки которого должны быть выполнены из негорючих материалов и иметь предел огнестойкости не менее 0,5 часов. При торцевом расположении отсека (сзади цистерны) предел огнестойкости не менее 0,5 часов обеспечивают только для стенки, расположенной со стороны цистерны. В качестве стенки может быть днище цистерны.
1.18.4. Защита от накопления статического электричества
1.18.4.1. Во избежание накопления статического электричества оборудование автоцистерн изготавливают из материалов, имеющих удельное объемное электрическое сопротивление не более 105 Ом-м.
1.18.4.2. Защита от статического электричества транспортных средств должна соответствовать требованиям правил защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
1.18.4.3. Металлическое и электропроводное неметаллическое оборудование, трубопроводы автоцистерны должны иметь на всем протяжении непрерывную электрическую цепь относительно болта заземления. Сопротивление отдельных участков цепи должно быть не более 10 Ом. При измерении сопротивления цепи рукава должны быть подстыкованы и находиться в развернутом виде.
1.18.4.4. Если на автоцистерне применены антистатические рукава, то методика проверки сопротивления цепи должна соответствовать методике, установленной в технической документации на рукава конкретного типа. Сопротивление цепи в этом случае не должно быть более допустимого по технической документации на рукав конкретного типа.
1.18.4.5. Сопротивление заземляющего устройства автоцистерны совместно с контуром заземления должно быть не более 100 Ом.
1.18.5. Топливный бак автоцистерны должен быть оборудован щитками со стороны передней и задней стенок и со стороны днища. Расстояние от топливного бака до щитков должно быть не менее 20 мм. При этом в случае утечки топлива из бака щитки не должны препятствовать проливу топлива непосредственно на землю.
(см. текст в предыдущей редакции)
1.18.7. Автоцистерна должна иметь два порошковых огнетушителя вместимостью не менее 5 л каждый.
Прицеп-цистерна и полуприцеп-цистерна должны иметь один порошковый огнетушитель вместимостью не менее 5 л.
1.18.8. По требованию потребителя (заказчика) транспортное средство должно быть оснащено модульной установкой пожаротушения двигателя базового автомобиля, оборудованной дистанционным управлением привода запуска. Огнетушащие вещества не должны попадать в кабину водителя при работе модульной установки пожаротушения.
1.18.9. На автоцистерне должны быть предусмотрены места для размещения двух знаков «Опасность», знака «Ограничение скорости», мигающего фонаря красного цвета или знака аварийной остановки, кошмы, емкости для песка массой не менее 25 кг.
1.18.10. На боковых сторонах и сзади автоцистерна должна иметь надпись «Огнеопасно». Цвет надписи должен обеспечивать ее четкую видимость.
1.18.11. Автоцистерна должна быть оборудована проблесковым маячком оранжевого цвета.
1.18.12. Электропроводка, находящаяся в зоне цистерны и отсека с технологическим оборудованием, а также соприкасающаяся с ними, должна быть смонтирована в оболочке, обеспечивающей ее защиту от повреждений и попадания перевозимого нефтепродукта.
Электропроводка должна быть проложена в местах, защищенных от механических воздействий. Места подсоединения проводов должны быть закрыты.
1.18.13. Электрооборудование, устанавливаемое в отсеке технологического оборудования и органов управления этим оборудованием, должно быть взрывозащищенным, а электропроводка должна быть уложена в металлической оболочке, или должны быть предусмотрены меры по изоляции электрооборудования от контакта с технологическим оборудованием.
1.18.14. На автоцистерне должна быть табличка с предупреждающей надписью: «При наполнении (опорожнении) топливом автоцистерна должна быть заземлена».
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 N 706)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.18.15. Конструкция автоцистерны должна предусматривать на случай опрокидывания защиту ее оборудования от повреждения, при котором может произойти поступление нефтепродукта или его паров в окружающую среду.
1.18.16. Автоцистерна должна быть оборудована донным клапаном с возможностью управления им снаружи цистерны.
(см. текст в предыдущей редакции)
1.18.16.2. Управление донным клапаном должно иметь конструкцию, предотвращающую любое случайное открывание при ударе или непредвиденном действии. Донный клапан должен оставаться в закрытом состоянии при повреждении внешнего управления.
1.18.16.3. Во избежание потери содержимого цистерны при повреждении внешних приспособлений для загрузки и разгрузки донный клапан и место его расположения должны быть защищены от опасности быть сбитыми при внешнем воздействии или иметь конструкцию, выдерживающую это воздействие.
1.18.17. Узлы ограничителя наполнения, расположенные внутри цистерны, должны быть искробезопасными.
1.18.18. Требования к дыхательным устройствам
1.18.18.1. Подвижные детали дыхательных устройств должны быть изготовлены из материалов, не вызывающих образование искр при механических ударах и транспортной тряске, или должны иметь соответствующее покрытие.
1.18.18.2. Дыхательные устройства должны быть оборудованы огневыми предохранителями или фильтрами, выполняющими функции пылеулавливателя и огневого предохранителя.
1.18.18.3. Конструкцией дыхательного устройства должна быть обеспечена интенсивность налива (слива) нефтепродуктов в цистерны в соответствии с таблицей 1.18.1.
Статьи
Требования к автоцистернам для перевозки нефтепродуктов
Автоцистерна представляет собой грузовой автомобиль, имеющий специальную емкость для перевозки, как правило, жидких веществ. Нефтепродукты относятся к опасным грузам, потому к транспортным средствам, перевозящим их, выдвигаются особые требования по безопасности. Все продукты нефтепереработки можно разделить на несколько категорий:
Виды автоцистерн, перевозящих нефтепродукты
Длинномеры, предназначенные для транспортировки нефтепродуктов, можно разделить на 2 вида:
В любом случае автоцистерны должны оснащаться всеми необходимыми средствами обеспечения безопасности. Это объясняется тем, что данный груз относится к числу взрывоопасных. Одна цистерна может использоваться для транспортировки нескольких нефтепродуктов. Это обеспечивается за счет наличия внутри нее отдельных отсеков.
Характеристики
Различное предназначение автоцистерн требует наличия определенных технических характеристик. В их число входят такие параметры:
Бензовозы могут использоваться для транспортировки не только светлых, но и темных нефтепродуктов, например, битума. Но при этом после каждой такой перевозки внутренности цистерны необходимо обработать горячим паром. Обычный бензовоз отличается от заправщика тем, что в последнем имеются раздаточный кран и сливной насос. Также часто такие транспортные средства комплектуются приборами учета топлива.
Обычно габаритные размеры автоцистерны составляют 9×2,5×4 м. Внутри она может быть разделена на несколько отсеков. В таком случае каждый из них оснащается собственным сливом, чтобы не допустить смешение разных нефтепродуктов.
Транспорт для особых условий перевозки
Чтобы транспортировать нефтепродукты в условиях бездорожья, используют более мощные автомобили, к которым присоединяют 3-осные прицепы. Такие транспортные средства оснащаются специальными шинами и дополнительными габаритными сигналами. Также обязательно имеются запасные колеса.
Цистерны-прицепы имеют определенные конструктивные особенности:
Другие особенности автоцистерн
Каждая автоцистерна должна выдерживать определенное давление. Его значение устанавливается правилами безопасности. В бензовозе должна быть обеспечена возможность забора проб жидкости для определения ее качества и соответствия стандартам. Чтобы произвести слив нефтепродукта из цистерны, она должна обеспечивать автоматическое нагнетание во внутреннем пространстве.
Требования к транспортировке
Транспортное средство, предназначенное для перевозки нефтепродуктов, должно соответствовать целому ряду требований. Также определенные условия выдвигаются и к водителю. Общие требования безопасности включают в себя:
Автоцистерны для транспортировки нефтепродуктов могут комплектоваться оборудованием для заправки техники, электронной пломбировкой, оборудованием для нижнего налива и т. д.
Виды автоцистерн для перевозки жидких грузов
Перевозка жидкостей весьма специфический и востребованный вид грузоперевозок. Ежедневно таким образом транспортируются миллионы тонн молока и масла, топлива и жидких химических веществ, питьевой воды и воды технического назначения.
Существует множество классификаций автоцистерн:
Независимо от формы, объема и материала автоцистерн, основной классификацией являются конструкционные требования к перевозимым жидкостям.
Вода технического назначения
Самый простой вид автоцистерн – цистерны для перевозки непитьевой воды. Требования к таким цистернам минимальны, поскольку эта жидкость не представляет экологических и химических угроз в случае разлива и некритична к загрязнениям в процессе транспортировки.
Необходимые требования к корпусу такой цистерны – герметичность, наличие наливной горловины и сливного патрубка.
Такие цистерны зачастую используются для мытья дорог, пожаротушения, откачки канализационных стоков. В зависимости от требований могут оснащаться насосным оборудованием и системой подогрева для перевозок при отрицательных температурах.
Если предполагается перевозка неполной цистерны, последняя должна быть оснащена системой волногашения.
Питьевая вода
При перевозках питьевой воды к стеклопластиковым автоцистернам предъявляются дополнительные требования. Материал корпуса не должен загрязнять воду и должен быть сертифицирован для контактов с пищевыми продуктами. Как правило, для изготовления таких цистерн применяют нержавеющую сталь специальной марки, стеклопластик, изготовленный из специфических смол или внутренние покрытия, обеспечивающие защиту воды от контакта с жестким корпусом автоцистерны.
В конструкции таких цистерн также имеются специфические отличия. Герметичный люк должен быть оснащен специальным воздушным фильтром для того, чтобы загрязнения из воздуха не попадали в цистерну при сливе воды. Вся запорная и сливная арматура также должна соответствовать требованиям контакта с пищевыми продуктами.
Пищевые продукты
Это широкий класс веществ. Жидкие пищевые продукты транспортируются для дальнейшей переработки в качестве ингредиентов, для фасовки и т.д. Это может быть молоко, подсолнечное масло, вино или соки.
Наиболее важным показателем для пищевых продуктов является срок и условия хранения. Такие цистерны должны на всем протяжении пути должны обеспечивать требуемый для пищевого продукта температурный режим. Охлаждение или подогрев продуктов обеспечивается изотермическим корпусом цистерны и системой терморегуляции. Изотермический корпус представляет собой многослойную конструкцию, состоящую из жесткого наружного корпуса, обеспечивающего механическую устойчивость в внешним нагрузкам, слоя утеплителя или полости для подачи охлажденного воздуха, внутреннего корпуса, изготовленного из материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами.
Топливные цистерны
Большая часть перевозимых жидкостей – топливо. В основном, это топливо для автозаправок и заправки самолетов. Бензин и дизельное топливо, как легко горючий материал, представляющий серьезную экологическую опасность при разливах, требует дополнительных мер безопасности во время транспортировки. Конструкция топливных должна соответствовать требованиям законодательства в части правил перевозки ГСМ (особо опасных грузов).
Особые требования предъявляются к герметичности, электрооборудованию и защите от статического электричества.
Внутренняя конструкция должна содержать перегородки, препятствующие волнообразованию при поворотах и торможениях, цистерна должна быть оснащена нижним узлом слива и наполнения, защищенным от несанкционированного проникновения. Все технические требования, предъявляемые к бензовозам, должны соответствовать ГОСТу 1510-84.
Химические грузы
О широкий класс перевозимых жидкостей. К ним относятся химические реагенты для обработки автодорог, жидкости с кислотной и щелочной средой, ядовитые вещества.
Особые требования в таких химстойких емкостях применяются к материалу или внутреннему покрытию корпуса, которое должно быть инертно по отношению к перевозимому веществу.
Разлив химических веществ особенно опасен для окружающей среды и часто смертельно опасен для людей. Запорная наливная и сливная арматура должна быть надежно защищена, а конструкция цистерны должна обеспечивать герметичность даже в случаях автомобильных аварий. Часто в качестве материала цистерны применяют особо прочные сплавы с содержанием молибдена. Конструкция таких цистерн строго регламентируется национальными и международными нормами безопасности.
Сжиженный газ и газ под давлением
Особый вид цистерн, предназначенный для перевозки жидких сред под давлением. Основной особенностью таких цистерн является жесткий корпус и двухслойная внутренняя оболочка. Пространство между слоями заполняется специальным негорючим материалом.
Часто для перевозки таких грузов автотранспортом используется специальная конструкция – танк контейнер. Она представляет собой емкость, заключенную в стальной каркас, обеспечивающий необходимую жесткость конструкции. Такой способ перевозки не требует использования сливной арматуры при смене транспорта и при погрузочно- разгрузочных работах.
В настоящее время, для всех видов цистерн применяют композитные материалы. Обладая конструкционной прочностью, они могут обеспечивать инертность к широкому спектру химических веществ и безопасность при контакте с пищевыми продуктами. Компания «Флотенк» имеет многолетний опыт в изготовлении таких цистерн, а качество продукции подтверждено сертификатами.
Какие требования предъявляются к автомобилям цистернам
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ЗАПРАВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ
Road vehicles for transportation and fueling of petroleum products. Technical requirements
Дата введения 2017-04-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 «Дорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2016 г. N 657-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33666-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2020 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
Стандарт не распространяется на автоцистерны, предназначенные для транспортирования сжатых и сжиженных газов и специальных жидкостей, и автотопливозаправщики для наземного обслуживания летательных аппаратов (самолетов и вертолетов) и водного транспорта, а также на передвижные автозаправочные станции для розничной торговли нефтепродуктами.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 8.600-2011 Государственная система обеспечения единства измерений. Автоцистерны для жидких нефтепродуктов. Методика поверки
ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования
ГОСТ 12971-67 Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 19034-82 Трубки из поливинилхлоридного пластиката. Технические условия
ГОСТ 20772-81 Устройства присоединительные для технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов. Типы. Основные параметры и размеры. Общие технические требования
ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры
ГОСТ 23544-84 Жгуты проводов для автотракторного электрооборудования. Общие технические условия
ГОСТ 25560-82 Устройства дыхательные цистерн для нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 26098-84 Нефтепродукты. Термины и определения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 клапан донный: Запорная арматура с дистанционным управлением, устанавливаемая в цистерне в ее нижней части и предназначенная для перекрытия выхода нефтепродукта из цистерны.
3.2 нефтепродукты: Жидкие нефтяные топлива и масла по ГОСТ 26098.
3.3 цистерна: Резервуар (емкость) для помещения нефтепродукта.
3.4 давление расчетное: Теоретическое давление, равное испытательному давлению и предназначенное для определения толщины стенок цистерны.
3.5 давление испытательное: Наибольшее фактическое давление при испытании цистерны.
3.6 давление наполнения: Наибольшее давление в цистерне при наполнении ее нефтепродуктом закрытым способом.
3.7 давление опорожнения: Наибольшее вакуумметрическое давление в цистерне при опорожнении ее закрытым способом.
3.8 давление рабочее максимальное: Наибольшее из двух значений:
— максимально допустимое давление наполнения;
— давление насыщенного пара при максимальной температуре плюс 50°С, которому цистерна подвергается под воздействием содержимого нефтепродукта.
3.9 антиблокировочное устройство: Элемент системы рабочего тормоза, который во время торможения автоматически регулирует степень скольжения одного или нескольких колес транспортного средства в направлении его (их) вращения.
3.10 закрытый способ наполнения: Способ наполнения, при котором контакт топлива с атмосферой допускается только через огнепреградитель.
3.11 предел огнестойкости стенок технологического отсека: Показатель огнестойкости, определяемый временем от начала огневого испытания при стандартном температурном режиме до потери ограждающих функций (целостности и теплоизолирующей способности) стенок.
4 Типы и основные параметры
4.1 По назначению автоцистерны подразделяют на транспортные и заправочные. Транспортные и заправочные автоцистерны подразделяют на классификационные группы в соответствии с таблицей 1.
Какие требования предъявляются к автомобилям цистернам
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПИЩЕВЫХ ЖИДКОСТЕЙ
Технические требования и методы испытаний
Automobile vehicles for transportation of food liquids. Technical requirements and test methods
Дата введения 2017-04-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 «Дорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 мая 2016 г. N 317-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 9218-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.
1 Область применения
Требования в соответствии с перечислением б) 3.5, 3.6, 3.8, 6.11 распространяются только на цистерны, служащие транспортными мерами.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 8.404-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Автоцистерны для пищевых жидкостей. Методы и средства поверки
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации
ГОСТ 9.401-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов
ГОСТ 12.2.124-2013 Система стандартов безопасности труда. Оборудование продовольственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 9392-89 Уровни рамные и брусковые. Технические условия
ГОСТ 12971-67 Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры
ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия
ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 15151-69 Машины, приборы и другие технические изделия для районов с тропическим климатом. Общие технические условия
ГОСТ 26582-85 Машины и оборудование продовольственные. Общие технические условия
ГОСТ 28338-89 Соединения трубопроводов и арматура. Номинальные диаметры. Ряды
3 Технические требования
3.1 Цистерны изготовляют следующих исполнений:
В зависимости от назначения цистерны изготовляют с теплоизоляцией и без теплоизоляции.
3.2 Цистерны изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке, и ГОСТ 26582. Цистерны, предназначенные для эксплуатации в районах с тропическим климатом, кроме того, должны соответствовать требованиям ГОСТ 15151.
3.3 Требования к климатическим исполнениям цистерн должны быть установлены в технических условиях (ТУ) на конкретные изделия в соответствии с ГОСТ 15150.
В зависимости от назначения и для удобства в эксплуатации цистерны могут состоять из отдельных секций.
3.5 Конструкция цистерны должна обеспечивать:
а) герметичность и прочность секций;
б) полное опорожнение цистерны самотеком на площадке, отклонение от горизонтали которой не более 10 мм на 1 м длины;
в) предотвращение загрязнения пищевой жидкости газами, жидкими и твердыми веществами при наполнении, транспортировании и опорожнении цистерн;
г) предупреждение скопления воздуха в секциях;
д) исключение преднамеренного слива и налива жидкости без нарушения установленных пломб;
е) заполнение жидкостью без вспенивания или с незначительным пенообразованием, не влияющим на учет заполняемого продукта;
ж) исключение гидравлических ударов при транспортировании;
и) мойку внутренних поверхностей струйной промывкой под напором или иным механизированным способом.
На территории Российской Федерации действуют правила [1], [2].
3.7 Отклонения вместимости цистерн исполнений А и В от проектной вместимости не должны превышать: