Какие приборы применяются при обслуживании электрооборудования автомобилей
какие приборы применяются при обслуживании электрооборудования автомобилей
Какое нужно оборудование для электротехнического участка?
Для восстановления исправной работы электрооборудования в автомобиле можно провести регулировочные работы. Если же такие манипуляции не помогли, нужно переходить к ремонту оборудования.
Технологический процесс ремонта электрооборудования
В обобщенном виде технологический процесс ремонта любого электрического оборудования автомобиля ведется в следующем порядке:
По такой схеме работают соответствующие специализированные цеха на большинстве АТП.
Оснащение электротехнического участка
Успешный ремонт электрооборудования имеет в своей основе качественное оснащение участка и мастерство, профессионализм тех, кто производит ремонтные работы. Важен каждый этап выполнения работ.
Для разборки агрегата, как правило, нужны гаечные ключи (8, 10, 13, 14 мм), сменные головки на 10 мм и 14 мм. И, конечно же, отвертка 4,5 мм. После разборки элементы нужно очистить. Для этого детали либо отправляются в специальные моечные машины, либо очищаются от грязи, нагара и накипи механическим путем. Для этого нужны металлические щетки и скребки. После очистки и промывки детали сушат обдувом сжатым воздухом.
Для дефектовки электроэлементов чаще всего нужны контрольно-измерительные стенды для проверки электрооборудования видов Э-242, Э-236. Также нужны стенды с подводом электропитания и с интегрированной лампой для проверки на обрыв витков мотора.
Для сборки нужны специальные оправки и стенд для сборки (чаще всего используют стенды собственного изготовления). И плюс те же инструменты, при помощи которых проводилась разборка агрегата. Сборка ведется строго по чертежу исходника.
Дополнительно электротехнический участок должен быть оборудован шкафами и стеллажами для хранения инструментов и оборудования.
Все, чем оснащен ремонтный цех АТП, должно соответствовать требованиям безопасности при эксплуатации. Данные требования регламентированы соответствующими ГОСТами. При выборе оборудования и инструментов фабричного производства нужно запрашивать сертификаты на каждую позицию. Это избавит в дальнейшем от возможных проблем.
Оборудование для контроля, обслуживания и ремонта электрооборудования и системы пуска двигателя
К числу наиболее часто встречающихся относятся неисправности электрооборудования, поэтому на АТП придается большое значение своевременному выявлению и устранению неисправностей, качественному выполнению работ по ТО и ремонту электрооборудования.
Большинство операций по ТО и ТР электрооборудования автомобилей выполняется с использованием специального технологического оборудования.
При ТО-1 широко используется комплекты приборов, приспособлений и инструмента для ТО аккумуляторных батарей. В их состав входят нагрузочная вилка, денсиметр, термометры, приспособления, инструмент и прочие принадлежности (всего 15 наименований). С их помощью можно выполнить такие технологические операции, как проверка состояния и степени заряженности батарей, определение плотности и температуры электролита, проверка и доведение до нормы уровня электролита, съем и очистка наконечников аккумуляторных проводов, очистка штырей и межэлементных соединений от окислов и ряд других.
При ТО-2 необходимо использовать различные анализаторы, предназначенный для проверки технического состояния карбюраторных двигателей автомобилей. На экране осциллографа или цифровом дисплее, включенных в состав анализатора, можно наблюдать несколько видов осциллограмм: четыре осциллограммы первичной и вторичной цепей зажигания с наложением и разверткой всех цилиндров по вертикали, осциллограмму вторичной цепи зажигания с разверткой всех цилиндров по горизонтали и осциллограмму работы генератора переменного тока.
Прибор позволяет измерять такие параметры, как напряжение, угол замкнутого состояния контактов прерывателя-распределителя, угол опережения зажигания и др.
Для ТО аккумуляторных батарей используются передвижная установка для ускоренного заряда аккумуляторных батарей (емкостью до 190 А • ч) и специальные комплекты приборов, приспособлений и инструмента.
Для производства электротехнических работ непосредственно на автомобиле предназначены комплекты инструмента, включающий в себя большое число наименований. В состав его входят специальные инструменты для проведения крепежных работ, щуп для проверки и регулировки зазора между электродами свечей, отвертки, четыре открытых двухсторонних гаечных ключа размерами от 7Х8 до 14Х17 мм, пять торцовых ключей размерами от 9 до 14 мм с шарнирной и Г-образной рукоятками к ним и т. д. Общая масса комплекта 3,4 кг.
На электротехническом участке АТП большинство работ выполняются на стационарных контрольно-испытательных стендах различных моделей. Эти стенды служат для проверки и регулировки 12- и 24-вольтового электрооборудования автомобилей (генераторов, стартеров, реле-регуляторов и др.), измерения электрического сопротивления цепей, проверки состояния изоляции. При этом характеристики электрооборудования снимаются при воспроизведении на стендах различных эксплуатационных режимов.,
Используется также приборы переносного типа для проверки автомобильного электрооборудования (аккумуляторных батарей, генераторов постоянного и переменного тока мощностью до 350 Вт, реле-регуляторов, стартеров мощностью до 5 кВт, прерывателей-распределителей, катушек зажигания) и цепей высокого напряжения на состояние изоляции.
Для проверки якорей всех автомобильных генераторов, стартеров и электродвигателей постоянного тока предназначены переносные индукционные приборы, представляющие собой настольную установку имеющую дроссель, измерительную цепь и контактные устройства.
Приборы определяют величину электромагнитной индукции (возникает в секциях обмотки якоря под действием магнитного потока, создаваемого дросселем), регистрируемой индикаторным прибором.
Кроме перечисленного технологического оборудования, используются: стенды для проверки аппаратов системы зажигания; комплекты для очистки и проверки свечей зажигания; комплекты инструмента для ТО и ремонта электрооборудования; прессы механического типа для снятия с валов якорей крышек и подшипников; ванны для мойки деталей и другое оборудование.
В аккумуляторном цехе для проверки ТО и ремонта аккумуляторных батарей используются дистилляторы различных моделей, нагрузочные вилки, денсиметры аккумуляторные, выпрямители различных моделей и др.
В холодное время года большой проблемой является пуск двигателя перед выездом автомобилей на линию. Для выполнения этой операции серийно выпускаются универсальные передвижные электронные установки и аккумуляторные тележки. Первая из них представляет собой электросиловой агрегат с системой управления. Установка подключается к сети трехфазного переменного тока напряжением 380 В для питания понижающего трансформатора и параллельно аккумуляторной батареи автомобиля для питания стартеров мощностью. до 3,5 и 8 кВт соответственно при 12- и 24-вольтовом электрооборудовании. Основными узлами аккумуляторной тележки являются аккумуляторные батареи 6ТСТ-132ЭМС и устройство для их заряда в составе понижающего трансформатора и выпрямителя. Батареи тележки присоединяются непосредственно к стартеру, параллельно аккумуляторной батарее автомобиля.
Приборы электрооборудования
Современная бытовая техника ежедневно окружает нас и создает комфортные условия для проживания в доме. К таким приборам относятся: системы охлаждения воздуха, пылесосы, посудомоечная и стиральная машины, другие электронные помощники по быту.
Кроме бытовых электрических приборов мы каждый день сталкиваемся с приборами электрооборудования в производственных помещениях, в собственном автомобиле.
Регулярная эксплуатация приборов электрооборудования будет эффективной, когда ответственные лица за их работу будут своевременно проводить диагностику и ремонт электроприборов.
Устройства и приборы для проверки и диагностики электрооборудования
Диагностика электрического оборудования во всех сферах деятельности человека (производство, быт, автомобиль), это необходимость и мера безопасности.
От исправности электрооборудования в работе устройств и механизмов зависят производственные процессы, но в основном, это безопасность для жизни человека.
Высоковольтные подстанции, КТП, электрооборудование производственных цехов подвергаются периодической диагностике, главным параметром безопасности является состоянии изоляции приборов и кабелей. Сопротивление изоляции может на момент диагностики показать, насколько состарилось электрооборудование, какие меры надо своевременно принимать.
Проведение периодической диагностики электрооборудования авто необходимо выполнять из-за фактора безопасной езды, так как в пути в процессе движения электрооборудование современного автомобиля кроме обеспечения необходимых для работы авто характеристик обеспечивает безопасность водителя и пассажиров в дороге.
Приборы для проверки электрооборудования автомобилей
Система электрооборудования автомобиля и схемы электрических соединений обеспечивают работу автомобиля, с помощью электрики проводится пуск мотора, зажигаются фары, обеспечивается комфорт в салоне машины.
Схема электрооборудования автомобиля в стандартном варианте состоит из следующих элементов:
Кроме указанной схемы в работе электрики связаны много датчиков и приборов, коммутационные блоки, моторчики, другое электрическое оборудование.
Все электрические приборы можно проверить специальным инструментом в процессе диагностики авто, а именно:
Электрооборудование бытовых приборов
Безопасность человека при работе с электрооборудованием бытовых устройств и механизмов обеспечивается периодическими тестами, которые включают проверку электрической проводки в квартире, доме.
Используя основной параметр для безопасной эксплуатации электрического бытового оборудования (сопротивление изоляции), можно сделать вывод о его состоянии, изоляция проверяется приборами: омметром или мегомметром.
К бытовым электрическим приборам относятся многие устройства нас окружающие, это:
Приборы контроля электрооборудования
В производственных цехах, на подстанциях рабочее состояние электрооборудования контролируется специальными приборами и вспомогательной аппаратурой, которая подразделяется на контрольно-измерительную и испытательную аппаратуру.
Контрольными приборами для измерения силы тока являются амперметры, включаются в схему электрооборудования, а действующее напряжение контролируется вольтметром.
Промышленность предлагает для эффективной эксплуатации и правильной наладки электрооборудования, следующие приборы:
Современные дефектоскопы могут без снятия напряжения контролировать состояние изоляторов работающих под высоким напряжением.
Применяя компенсационный способ контроля можно следить за исправностью высоковольтных вводов в производственные цеха и подстанции, для этих целей используются приборы, выпускаемые в Чебоксарах, это: КИВ 1, КИВ 2, КИВ 3, КИВ 500Р которые контролируют параметры и сигнализируют оператору об их нарушении.
Приборы для испытания электрооборудования
Сложное электрооборудование испытывается и диагностируется современными приборами и устройствами, это:
Специалистами проводится испытание электрической проводки специальным оборудованием в зданиях, а также проверяются силовые трансформаторы. Выезжают мобильные лаборатории для проведения испытаний кабельных линий и электрооборудования.
Электрическое оборудование испытывают по следующим параметрам:
Когда обнаруживаются, по какому-то пункту дефекты, их устраняют и электрооборудование испытывается снова по всем параметрам, а своевременный электрический аудит на предприятии оборудования дает возможность руководству принять необходимые меры, не допустить аварийной ситуации.
Ремонт и ТО приборов электрооборудования
Техническое обслуживание электрооборудования включает проверку и ремонт приборов, которые контролируют его работу.
Задача проведенного ТО – это продление эксплуатационных характеристик электрического оборудования и приборов его обслуживающих.
Обслуживание приборов оборудования бывает плановое и производственное, а именно:
В процессе проведения ТО рабочий персонал определяет возможность возникновения неисправностей из-за отказов работать изношенных элементов оборудования и приборов.
Найти неисправности в процессе ТО на простых механизмах труда для электрика не составит, а для поиска неисправностей сложного электрического оборудования специалистами составляется алгоритм действий и последовательность всех операций.
Для реализации поиска неисправностей используются три способа:
Для того чтобы определить неисправность в сложном электрооборудовании, специалистами строится функциональная модель этого устройства, составляют список вероятностных неисправностей оборудования.
Созданная матрица должна иметь следующий вид: в верхней части располагаются неисправности по основным признакам неправильной работы механизмов или оборудования, далее построчно указывают причины отказов электрооборудования из-за сработавшихся отдельных элементов, указывается время, потраченное на выяснение и проверку элемента. Полученный алгоритм значительно снижает время на поиск неисправностей в процессе ТО на сложном электрооборудовании.
Производители и поставщики приборов для проверки и диагностики электрооборудования
Качество приборов выполняющих измерительные и контрольные функции в работе электрооборудования, это основной показатель, от него зависит длительность работы оборудования и сложных технологических процессов.
Производителей приборов можно классифицировать по вектору применения диагностических устройств (стендов), для какой сферы применения электрооборудования они изготавливаются.
На рынке поставщиков и производителей приборов для диагностики и проверки электрооборудования в России значимые позиции занимают следующие компании, это:
Российская компания из города Мытищи Московской области организованной в 2001 году, ООО «Новосистемс». На рынке компания стала известна, благодаря своим поставкам радиоизмерительного оборудования.
Специалисты компании ориентируются на новые методики проведения испытательных и измерительных работ с электрооборудованием. Каталог компании предлагает покупателям приборы КИП, контрольные приборы (сигнализаторы, функциональные генераторы, оптические тестеры, другие приборы), автотрансформаторы и испытательные аппараты.
Компания «Электронмаш» СПб, город Санкт-Петербург в России предлагает электрооборудование известных мировых производителей приборов таких, как:
Польская компания Сонэл имеет собственное представительство в России с 1999 года. Все электрооборудование имеет международные сертификаты качества. Каждый этап производства контролируются.
Сонэл работает с такими известными компаниями, как: Газпром, Мосэнерго, Ростет.
Предприятие производит:
Словенская компания Метрел изготавливает приборы и реализует их в России через свое представительство в следующих областях:
Иркутская компания ПромАвто предлагает стенд СКИФ 1-05А, который предназначен для комплексного определения состояния электрического оборудования автомобилей генераторов и стартеров.
Изготовители приборов электрического контроля электрооборудования особое внимание удлиняют качеству и надежности выпускаемой продукции.
Больше о приборах для проверки и диагностики электрооборудования можно узнать на выставке «Электро».
Приборы и стенды для проверки электрооборудования автомобилей
Все выпускаемые отечественной промышленностью контрольно-испытательные стенды и приборы можно разделить на две группы:
стационарные стенды, служащие для проверки и регулировки приборов электрооборудования
приборы для проверки и регулировки электрооборудования непосредственно на автомобиле.
предназначен для проверки 12- и 24-вольтового автотракторного электрооборудования с отрицательной полярностью «массы». На стенде испытывают: генераторы постоянного и переменного тока мощностью до 2 кВт на холостом ходу, при Номинальной нагрузке и в режиме двигателя; все элементы реле-регулятора, стартеры мощностью до 11 кВт на холостом ходу и в режиме полного торможения; состояние изоляции проверяемого электрооборудования; резисторы с сопротивлением от 0 до 200 Ом.
Конструкция стенда предусматривает воспроизведение рабочих режимов проверяемого электрооборудования и одновременно контроль за их работой при помощи измерительных приборов.
Привод стенда осуществляется через клиноременную передачу (вариатор) от асинхронного электродвигателя мощностью 4,5 кВт при 2800 об/мин.
Зажим стенда позволяет крепить проверяемые генераторы и стартеры с диаметром корпуса до 240 мм.
В электрическую схему стенда входят: вольтметр, амперметр, омметр, тахометр, нагрузочный и регулировочный реостаты, переключатели и выключатели, а также различные сигнальные устройства.
Для проверки электрооборудования непосредственно на автомобиле выпускается переносной прибор Э-214 (рис. 32, а).
Прибор позволяет проверять аккумуляторные батареи, стартеры мощностью до 1,5 кВт, генераторы постоянного и переменного тока мощностью до 350 Вт, реле-регуляторы, прерыватели-распределители, конденсаторы, катушки зажигания, состояние изоляции цепей высокого напряжения.
Питается прибор от автомобильной аккумуляторной батареи напряжением 12 или 24 В.
Проверку работы системы зажигания удобно производить непосредственно на автомобиле с использованием осциллографа.
Осциллограф Э-206 (рис. 32, б) предназначен для визуального наблюдения электрических процессов в системе зажигания автомобиля, а также для измерения вторичных напряжений и углов замкнутого состояния контактов прерывателя. Прибор позволяет наблюдать на экране осциллограммы первичного и вторичного напряжения на свечах зажигания всех цилиндров в наложенном виде, а также осциллограммы вторичного напряжения на искровых свечах всех цилиндров последовательно.
Сравнение типовой осциллограммы с кривой, наблюдаемой на экране осциллографа, дает возможность быстро определить общее состояние системы зажигания и неисправности отдельных элементов системы.
Контрольно-измерительные приборы проверяют на переносном приборе Э-204, спидометры и тахометры проверяют на специальных контрольных стендах.
Электротехнические работы
Электротехнические работы состоят в проверке и ремонте приборов электрооборудования автомобилей. Приборы и агрегаты электрооборудования, неисправности которых не могли быть устранены на постах технического обслуживания, очищают от пыли и грязи, осматривают и испытывают на специальных установках. Подлежащие ремонту приборы и агрегаты разбирают на детали и узлы, промывают в керосине или бензине, просушивают и в зависимости от состояния заменяют или ремонтируют.
При таких неисправностях генератора или стартера, как задиры на внутренней поверхности полюсных сердечников, повреждение изоляции катушек обмоток возбуждения, замыкание их витков между собой или на массу корпуса, определяют места неисправностей и производят соответствующий ремонт или замену. При задирах на внутренней поверхности полюсных сердечников их заменяют новыми.
Рис. Прибор ППЯ-5 для проверки якорей генераторв и стартеров
Катушки обмоток возбуждения и обмоток якоря проверяют на приборе ППЯ-5 при помощи щупов и контрольной лампы. Прибор представляет собой трансформатор с незамкнутым магнитным сердечником. Вторичной обмоткой трансформатора служит обмотка испытуемого якоря.
Рис. Проверка замыканий обмоток якоря и пластин коллетора на «массу»
Например, для проверки замыкания обмотки якоря на массу якорь укладывают на призмы сердечника трансформатора прибора ППЯ-5, включают прибор и одним из щупов прикасаются к сердечнику якоря, а другим — поочередно к пластинам коллектора. При наличии замыкания загорается контрольная лампочка на приборе.
На этом же приборе определяют место замыкания и короткое замыкание витков секции. При межвитковом замыкании в обмотке ее заменяют. Погнутость вала якоря проверяют в центрах и правят на прессе.
При наличии царапин и рисок на коллекторе его протачивают на станке, после чего на этом же станке углубляют изоляцию между пластинами коллектора фрезерованием.
Рис. Станок для фрезерования и обточки коллекторов
Указанную операцию можно производить также на настольном токарном станке и при помощи специальной ножовки.
Собранные и отремонтированные агрегаты испытывают на стендах (например модели 2214-ГАРО) или переносных приборах. Помимо специального оборудования и приборов, рабочие места должны быть оснащены слесарным оборудованием. В электроцехе должны быть общая вентиляция и местные отсосы над ванной для мойки деталей. Примерная планировка цеха с расстановкой оборудования показана на рисунке:
Рис. План электроцеха:
I — отделение ремонта, сборки, испытания и регулировки; II разборочно-моечное отделение;
1 — умывальники: 2 — шкаф для одежды; 3 — шкаф для ирнборов; 4 — ванна для пропитки якорей и катушек; 5 — сушильный шкаф; 6 — станок для проточки коллекторов; 7 — стенд для проверки системы зажигания; 8 — сверлильный станок; 9 — настольное точило; 10 — выпрямитель; 11 — распределительный щит; 12 — электромонтажный верстак; 13 — канцелярский стол; 14 — стул: 15 — слесарный верстак; 16 — пресс для снятия башмаков генератора; 17 — секционный стеллаж; 18 — универсальный контрольно-испытательный стенд для проверки генераторов и стартеров; 19 — прибор для проверки свечей зажигания; 20 — верстачный пресс; 21 — стол; 22 — ванна для мойки деталей, 23 — ящик для сбора отходов; 24 — верстак для хранения ремонтируемых агрегатов
Электрооборудование автомобиля: приборы освещения,сигнализация,система пуска двигателя,контрольно измерительные приборы.
Современный автомобиль имеет сложную электронную «начинку», которая называется одним общим словом «электрооборудование». Электрооборудование транспортного средства— это его осветительные приборы, механизм запуска двигателя, охрана машины, отопитель и кондиционер и др. Электричество вырабатывается из источников (аккумулятор и генератор) и передается потребителям.
Потребителями тока в системе электрооборудования легковой машины являются: система пуска двигателя, система зажигания автомобиля, система освещения и сигнализации, контрольно-измерительные приборы и дополнительное оборудование, которое у каждого автомобиля может отличаться.
Напомним лишь, что для работы двигателя внутреннего сгорания необходима свеча зажигания, дающая электрическую искру, от которой воспламеняется рабочая смесь в цилиндре (в дизельных двигателях используются свечи накаливания). А появляется эта искра благодаря наличию в автомобиле системы электрооборудования. С остальными потребителями электричества мы познакомимся в данной главе. Другими словами, далее мы узнаем о том, как возникает и используется электрическая энергия современного автомобиля.
ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА
Электрический ток в автомобиле вырабатывается из двух источников: аккумуляторная батарея (аккумулятор) и генератор.
Задача аккумулятора (рис. 4.1) — обеспечить электричеством соответствующее оборудование автомобиля при выключенном моторе, а также при работе двигателя на небольших оборотах. Аккумулятор обычно находится в моторном отсеке на специальной металлической полке, но в некоторых моделях автомобилей он может устанавливаться и в салоне.
Аккумулятор имеет «плюс» и «минус» на соответствующих полюсах. Минусовой полюс соединен с кузовом автомобиля и обеспечивает, как говорят водители, «выход на массу». Плюсовая клемма соединена с электрической цепью автомобиля, по которой и передается электричество.
Аккумуляторная батарея включает в себя шесть отдельных аккумуляторов, находящихся в одном корпусе и последовательно соединенных между собой в единую электрическую сеть. В каждом аккумуляторе протекают электрохимические процессы, в результате которых получается ток напряжением 2 вольта. Нетрудно посчитать, что в общей сложности на полюсах аккумуляторной батареи образуется постоянный ток напряжением 12 вольт (шесть аккумуляторов по два вольта каждый).
Аккумуляторная батарея имеет маркировку установленного образца. Например, маркировка 6СТ-60А расшифровывается так:
□ 6 — количество аккумуляторов в аккумуляторной батарее (для всех легковых автомобилей эта цифра неизменна);
□ СТ — тип аккумуляторной батареи, в данном случае — стартерная, позволяющая запускать двигатель с помощью мощного потребителя электроэнергии (стартера);
□ 60 — емкость аккумуляторной батареи, которая измеряется в ампер-часах (в рассматриваемом примере — 60 ампер-часов);
□ А — обозначение материала, из которого изготовлен корпус аккумуляторной батареи (в рассматриваемом примере — полипропилен).
Чем больше мощности требуется для запуска двигателя, тем большей емкостью должна обладать аккумуляторная батарея. Для стандартных советских «Жигулей» использовались батареи емкостью 55 ампер-часов. А вот для запуска дизельных двигателей такого аккумулятора может не хватить — им необходимо хотя бы 60–65 ампер-часов.
Обычно новый аккумулятор служит в течение 6–7 лет. После этого он подлежит замене, хотя иногда можно продлить срок его службы путем периодической подзарядки с помощью специального зарядного устройства.
Генератор (рис. 4.2) представляет собой источник электрического тока, обеспечивающий электричеством всех потребителей при работе двигателя на больших и средних оборотах. Кроме этого, важнейшей функцией генератора является подзарядка аккумуляторной батареи (тоже при работающем двигателе). Без генератора новый аккумулятор очень быстро разрядится и его использование станет невозможным.
В электрическую цепь автомобиля генератор подключается параллельно аккумуляторной батарее. Следовательно, снабжать потребителей электрическим током и заряжать аккумулятор он будет только тогда, когда напряжение, которое он вырабатывает, будет больше напряжения, выдаваемого аккумуляторной батареей. Это происходит тогда, когда мотор автомобиля работает на оборотах выше холостых: ведь напряжение электрического тока, который производится генератором, напрямую зависит от скорости вращения ротора генератора, имеющего привод от двигателя.
Следует отметить, что иногда напряжение вырабатываемого генератором электрического тока может быть больше, чем необходимо. Для предотвращения такой ситуации в автомобиле используется специальный прибор, который называется регулятор напряжения. Этот прибор функционирует в паре с генератором, ограничивая напряжение производимого им тока и регулирование его в районе 13,6-14,2 вольта. Регулятор напряжения может быть вмонтирован в генератор, а может располагаться в моторном отсеке отдельно от генератора.
Для крепления генератора на двигателе имеется специально предназначенный кронштейн. Генератор имеет привод от коленчатого вала двигателя посредством ременной передачи. На многих машинах с помощью одного ремня создается привод от коленвала на генератор, постоянно работающий вентилятор и на водяной насос (помпу), т. е. все эти агрегаты работают как бы в одной связке, хотя и выполняют совершенно разные функции. Однако это не обязательно — часто генератор имеет отдельный приводной ремень. В любом случае, нужно периодически проверять натяжение ремня и при необходимости регулировать его путем отклонения корпуса генератора. Помните, что недостаточно натянутый ремень, во-первых, издает при работе неприятные свистящие и скрипящие звуки, а во-вторых — быстро выходит из строя.
На панели приборов любого автомобиля обязательно имеется красная лампочка заряда аккумуляторной батареи. Она всегда загорается при включении зажигания и гаснет после запуска двигателя. Если же при работающем двигателе лампочка не погасла — это свидетельствует о проблемах в системе электропитания (вероятно, вышел из строя генератор).
ПРИБОРЫ ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ
Приборы освещения предназначены для обозначения габаритов транспортного средства при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, а также для освещения дороги и внутренних помещений автомобиля (моторный отсек, салон, багажник). Приборами освещения являются фары (блок-фары), лампы освещения номерного знака, лампы освещения салона, лампа освещения багажника, лампа освещения моторного отсека (подкапотного пространства) и задние фонари.
Блок-фара (рис. 4.3) состоит из корпуса, рассеивателя и отражателя. Внутри корпуса находится лампа, вставленная в гнездо, которая может работать в двух режимах: ближний свет фар и дальний свет фар. Ближний или дальний свет включается с помощью находящегося в салоне переключателя. Также внутри блок-фары имеется лампочка габаритного огня, которая предназначена для обозначения габаритов автомобиля при наличии такой необходимости (для включения габаритов также имеется тумблер).
Современные блок-фары часто содержат также лампочку указателя поворота, но она может располагаться и отдельно — здесь все зависит от конкретной модели автомобиля.
Задние фонари (рис. 4.4) в современных машинах также, как правило, выполняются в одном корпусе.
Задний фонарь включает в себя:
□ лампы стоп-сигналов (включаются автоматически при нажатии водителем педали тормоза, и выключаются при отпущенной педали);
□ лампы заднего хода (загораются автоматически при включении водителем задней передачи, и гаснут при ее выключении);
Указатели поворотов водитель включает и выключает с помощью специального переключателя, который обычно находится на рулевой колонке. Все одновременно указатели поворотов работают при включении водителем аварийной сигнализации (для этого предназначена специальная кнопка). Порядок применения аварийной световой сигнализации регламентируется действующими ПДД.
Звуковой сигнал — это прибор сигнализации, предназначенный для звукового оповещения других участников дорожного движения о грозящей опасности. Он приводится в действие нажатием специальной кнопки или клавиши, расположенной, как правило, на рулевом колесе. Порядок применения звукового сигнала прописан в ПДД.
СИСТЕМА ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ
Для включения двигателя предназначена система пуска двигателя, состоящая из замка зажигания, стартера с тяговым реле, механизма привода стартера и реле включения стартера.
Запуск двигателя осуществляется с помощью стартера (рис. 4.5).
Этот прибор представляет собой электрический двигатель постоянного тока. Когда водитель поворачивает в замке зажигания ключ в положение «Запуск», то электрический ток через реле подается от аккумуляторной батареи на обмотки стартера. В результате срабатывает тяговое реле, специальная шестерня стартера входит в зацепление с маховиком двигателя и проворачивает его. Поскольку зажигание уже включено, то двигатель заводится и начинает работать.
Отметим, что стартер используется исключительно для запуска двигателя; все остальное время этот прибор «отдыхает». Процесс работы стартера можно условно разделить на три ключевых этапа.
Вначале специальная шестерня, расположенная на валу якоря стартера, входит в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя (это возможно благодаря механизму привода). Визуально это можно представить следующим образом: возьмите две шестерни, одна из которых будет иллюстрировать зубчатый венец маховика, а другая — шестерню стартера, и введите их в зацепление. Если провернуть «шестерню стартера», то непременно провернется и «зубчатый венец маховика».
Далее вал стартера вместе с шестерней, зацепившейся с маховиком, начинает вращаться, в результате чего маховик проворачивается, а следовательно — проворачивается и коленчатый вал двигателя, после чего тот запускается.
Затем, когда водитель завел двигатель и отпустил ключ в замке зажигания, выключив стартер (ключ в положении «Запуск» можно удержать только силой, поскольку он автоматически возвращается обратно), шестерня стартера выходит из зацепления в сторону (зубья шестерни останутся на том же уровне, но только в стороне). В таком положении она находится все время, когда двигатель работает или выключен, и входит в зацепление с маховиком только тогда, когда водитель повернет ключ зажигания в положение «Запуск».
Помни об этом.
Сразу после запуска двигателя необходимо выключить стартер, отпустив ключ в замке зажигания. Принудительное удержание ключа при работающем двигателе в положении «Запуск» может быстро вывести стартер из строя: тяжелый вращающийся венец маховика как минимум просто «перемелет» шестерню стартера. Не исключено, что стартер получит и другие повреждения (сгорит тяговое реле и др.). По этой же причине ни в коем случае нельзя включать стартер при работающем двигателе.
При правильном использовании стартер является довольно надежным прибором, который может служить на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
Для оперативного информирования водителя о состоянии важных узлов и агрегатов автомобиля, текущем скоростном режиме, наличии топлива, количестве пройденного пути и прочих важных факторах в автомобиле предназначены контрольно-измерительные приборы (сокращенно КИП). КИП располагаются в месте, удобном для взгляда водителя, а именно — на панели приборов (приборном щитке), находящейся сразу за рулевым колесом (рис. 4.6).
Типичная панель приборов содержит контрольные лампы, одометр (счетчик пробега, причем отдельно для общего и суточного пробега), датчик температуры охлаждающей жидкости, спидометр, датчик уровня топлива и указатель оборотов работы двигателя (тахометр). Также панель приборов может включать в себя и другие КИП — это зависит от модели автомобиля.
Это должен знать каждый.
Для всех КИП действует общее правило: при работающем моторе ни в коем случае не допускается свечение любой красной лампочки (индикатора) либо нахождение стрелки любого указателя в красном секторе. Такие показания КИП информируют водителя о наличии серьезных неполадок в соответствующем агрегате, и до их устранения эксплуатировать автомобиль нельзя.
Контрольные лампы предоставляют водителю сведения о текущем состоянии систем, узлов и агрегатов. В частности при включении зажигания загораются красные лампы зарядки аккумулятора и давления масла — они должны погаснуть после запуска двигателя. Если автомобиль стоит на «ручнике», то на панели приборов при включенном зажигании будет гореть соответствующая красная лампочка, которая погаснет только после отключения стояночной тормозной системы.
При включении ближнего или дальнего света фар на приборном щитке зажигаются лампы, соответственно, зеленого и синего цветов. Когда водитель включает указатель поворота или «аварийку», на панели приборов начинает мигать соответствующий индикатор, что сопровождается характерными звуковыми щелчками.
Тахометр (рис. 4.7) показывает, какое количество оборотов в минуту совершает коленвал двигателя при текущем режиме работы. Обычно оно измеряется в тысячах, поэтому циферблат содержит цифры 1, 2, 3 и т. д., и когда стрелка указывает на какую-то цифру, следует умножать ее на 1000.
Датчик уровня топлива (рис. 4.8) информирует водителя о количестве топлива, имеющегося в топливном баке в данный момент. Когда топлива остается слишком мало, стрелка приближается к красному сектору, а во многих машинах при этом дополнительно загорается соответствующая лампа (иногда она выглядит как бензоколонка). Не стоит игнорировать тревожные показания датчика — в противном случае вы рискуете заглохнуть на дороге из-за отсутствия топлива в топливном баке.
Одометр показывает количество пройденных автомобилем километров, причем в современных машинах отдельные счетчики предназначены для общего и для суточного (или за любой произвольный интервал времени) пробега.
Спидометр (рис. 4.9) — это прибор, который информирует водителя о текущем скоростном режиме (попросту говоря, с какой скоростью в данный момент движется автомобиль). Показания данного прибора исключительно важны для выбора правильной скорости и для предотвращения нарушения скоростного режима, установленного на данном участке дороги действующими Правилами дорожного движения.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (см. рис. 4.8) информирует водителя о том, нормально ли функционирует система охлаждения двигателя. Ранее мы уже говорили, что рабочая температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах 80–90 градусов по Цельсию. Если стрелка датчика перешла в красный сектор — значит, температура жидкости приближается к 100 градусам либо уже достигла ее. В такой ситуации следует немедленно выключить мотор и дать ему остыть.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО АВТОМОБИЛЯ
Дополнительное оборудование автомобиля предназначено, в основном, для улучшения комфортности и удобства поездки, а также для обеспечения необходимых условий движения. Среди наиболее распространенных видов дополнительного оборудования можно отметить: отопитель салона, кондиционер, магнитолу, стеклоочиститель и стеклоомыватель, устройства подогрева стекол, зеркал и сидений, электрические подъемники стекол и сидений, электрический корректор фар, очиститель и омыватель фар, холодильник, систему спутниковой сигнализации и др.
Отопитель салона по-простому называется «печка», без него в большинстве российских регионов можно эксплуатировать автомобиль не более трех-четырех месяцев (иначе можно просто замерзнуть). Также отопитель применяется для обдува стекол, устраняя появившийся на них конденсат (так называемое «запотевание»). Когда перегревается двигатель автомобиля, иногда помогает включение печки на полную мощность.
Стеклоочиститель и стеклоомыватель обеспечивают видимость во время движения в дождь или снегопад, а также при езде по грязным дорогам.
Учтите.
ПДД запрещают эксплуатацию транспортного средства, если у него не работают конструктивно предусмотренные стеклоочистители и стеклоомыватели.
Системой подогрева стекол и зеркал оборудованы далеко не все машины (это не касается заднего стекла — оно у всех современных автомобилей имеет подогрев). Эти устройства помогают быстро удалить лед и снег со стекол и зеркал автомобиля. Система подогрева сидений также имеется далеко не у всех машин, но если она есть, то зимой садиться в холодную машину будет намного приятнее.
Также популярным устройством является кондиционер. В жаркую погоду этот прибор способен превратить утомительную езду в машине под палящим солнцем в настоящее удовольствие. Особую важность наличие кондиционера имеет для людей, которые склонны к укачиванию при езде в автомобиле (например, пожилые люди или дети). С другой стороны, пользоваться кондиционером следует с осторожностью, поскольку велик риск простудиться.
Электрический корректор фар (рис. 4.11) имеют многие современные иномарки. Этот прибор позволяет водителю со своего места подкорректировать направление света фар — повыше или пониже.
Очиститель и омыватель фар не являются устройствами, которыми должен быть оборудован каждый современный автомобиль (в отличие от очистителя и омывателя ветрового стекла). Но при движении по грязным дорогам эти устройства очень удобны, поскольку позволяют очистить фары от грязи прямо во время движения.