Какие преимущества дает автомобилю двускатная ошиновка
Что такое ошиновка?
Ошиновка – это процесс установки шин на ось грузового автомобиля с соблюдением заводских рекомендаций.
В зависимости от предназначения спецтехники отличают односкатный и двухскатный способ. Первый предполагает монтаж по одному баллону с каждой стороны, второй допускает установку сразу двух покрышек на одну ось грузовика с обеих сторон. Каждый метод имеет преимущества, а также рассчитан на разные условия эксплуатации.
Виды ошиновки и сверхширокие шины
Проходимость спецтехники, грузовых машин и автоцистерн можно значительно улучшить. Для этого автопроизводители используют спаренные колеса и односкатные модели, которые подбираются с учетом грузоподъемности, используются в зависимости от погодных условий или типа покрытия. Главное их отличие высота профиля, способная влиять на качество передвижения даже в условиях бездорожья.
В отличие от двухскатных шин, односкатная покрышка увеличивает проходимость тягача или самосвала по рыхлому снегу, каналам и болотистым местностям, обеспечивает устойчивость на нестабильных покрытиях не меньшую, чем гусеничные системы. Поскольку односкатные шины предполагают установку дисков с большим диаметром, помимо маневренности транспортного средства, увеличивается и клиренс. Особенность, отличающая разные виды ошиновки, позволяет использовать автомобиль с односкатным комплектом там, где двускатные колеса не справляются с нагрузками.
Двускатные колеса подходят для езды по трассе и грунтовой дороге, устанавливаются на тяжеловесные машины. В отличие от односкатных моделей, сдвоенные шины чувствуют себя не так уверенно на бездорожье. Они предназначены для увеличения площади пятна контакта с дорогой и уменьшения давления внутри шины при высокой грузоподъемности. Благодаря их свойствам грузовому транспорту легче передвигаться, техника не утопает в грунте даже при большом весе груза.
Односкатная ошиновка
Однорядные автопокрышки имеют большой диаметр и увеличенную ширину, что положительно сказывается на пятне контакта. Шины этого класса могут менять внутреннее давление в зависимости от дорожных условий, подстраиваться под тип покрытия. Здесь можно в несколько раз увеличивать грузоподъемность колес при снижении скорости передвижения. При повышении давления на более чем 10 бар, они выдерживают нагрузку, которая увеличилась до 2.5 раз.
При ошиновке автопокрышек следует учитывать размер и тип диска. Они могут быть любой прочности, иметь разборный обод и разную радиальность. Учитывайте, что чем больше диаметр, тем шире беговая дорожка колеса. При ошиновке грузовика односкатными колесами:
Двускатная ошиновка
В случае установки двух шин на одну ось грузовой машины с каждой стороны, удается снизить давление на дорогу, благодаря увеличенному пятну контакта обеспечивается хорошая управляемость. В зависимости от модели двухскатных колес повышаются показатели грузоподъемности машины. Недостатком метода отметим большой вес двухскатного комплекта и его высокую стоимость. Он используется на стандартных тягачах с полуприцепом или самосвалах.
Независимо от заводской ошиновки автомобиля, большинство машин допускает установку как двухскатных колес на заднюю тележку, так и односкатных шин. Такая особенность позволяет использовать любую технологию в зависимости от климата и состояния дороги. При сезонной смене колес, владельцы могут устанавливать парные шины для езды летом или одиночные модели для поездок зимой. Такой подход к ошиновке снизит расходы на топливо и увеличит проходимость в условиях сильного бездорожья.
Для чего на грузовые авто устанавливают двойные колеса вместо одинарных?
Многие автомобилисты обращали внимание на то, что у грузовиков и некоторых автобусов на задней оси стоят двойные колёса. Для сравнения: на отечественной «ГАЗели» стоят 6 колес, а на «Volkswagen Transporter» всего 4. Почему?
Отчасти это сделано для того, чтобы повысить грузоподъёмность или уменьшить давление на дорогу, что позволит улучшить проходимость. Но, с другой стороны, можно поставить вместо двух колес одно, но с более широкой поверхностью. Тем более, одна покрышка, даже более широкая, будет выгоднее по цене, чем два колеса. А, по словам финансистов, цена колес — это около 10 процентов в стоимости автомобиля. Значит, если поставить два колеса, машина станет дороже. Кроме того, одна покрышка легче, чем двойные колеса, а значит даже более широкое колесо могло бы улучшить динамику машины и комфорт при управлении.
Если говорить о грузоподъёмности, спаренные колёса находятся в более выигрышном положении, но дорога для проявления этого должна быть ровной. А бывает так, что грузовик наезжает на препятствие, одно колесо вывешивается, нагрузка идет на другое. Это может вызвать повреждение шины, и в итоге машина потеряет управление. Кстати, на колесе всегда указывают, что допустимая нагрузка на резину, если установлены спаренные колёса, меньше, чем на одиночное.
Как говорят автоэксперты, спаренные колеса — это технологии прошлого, а для модернизации нужны существенные финансовые вливания, вот некоторые производители и оставляют все как есть, без изменений. Так проще, чем вносить дорогостоящие изменения в конструкцию.
Двойные колеса устанавливали потому, что раньше были диагональные шины (а не радиальные, как сейчас), которые отличались дешевизной, меньшим ресурсом и грузоподъёмностью. Именно поэтому сейчас их практически не ставят на автомобили. Тогда альтернативы не было, поэтому и устанавливали двойные колеса, чтобы решить проблему грузоподъёмности.
При использовании любых материалов необходима активная ссылка на DriveNN
Виды ошиновки и сверх широкие шины
При выборе варианта ошиновки грузоподъёмность транспортно средства, остаётся неизменной, выбор использования того или иного варианта остается исключительно за владельцем, однако прислушиваться к советам профессионалов и практиков, рекомендуется.
Однозначного ответа, какая ошиновка лучше, а какая хуже нет, каждый случай надо рассматривать отдельно, и понимать выполняемые задачи, условия эксплуатации, конструктивные особенности той или иной модели шин.
ПРИМЕРЫ
УМЕНЬШАЕМ
ПОВЫЫШАЕМ
При переходе на односкатную ошиновку, уменьшается колея, а значит:
УВЕЛИЧИВАЕТСЯ
УМЕНЬШАЕМ
ОДНОСКАТНАЯ ОШИНОВКА
Вариант установки по одному колесу на ось с каждой стороны грузовика.
ПЛЮСЫ
ДВУХ СКАТНАЯ ОШИНОВКА
Вариант установки двух колёс на одну ось грузового транспорта с каждой стороны.
ПЛЮСЫ
ПЕРЕХОД НА ОДНОСКАТНУЮ ОШИНОВКУ
КАМАЗ, МАЗ, УРАЛ, ИВЕКО, СКАНИЯ, ВОЛЬВО, КИТАЙСКИХ ГРУЗОВИКОВ для экономии средств при замене шин, подходит только для варианта с шинами размера 425/85 R21 шина типа Кама 1260.
Существует два основных варианта перехода на двухскатную ошиновку:
ВАРИАНТ 1
Шины и диски в размере 20
Диск: 10.00х20 Шины: 14.00R20, 395/85R20;
Диск: 11,25х20 Шины: 16.00R20
ОТЛИЧИЕ
ВАРИАНТ 2
Шины и диски в размере 21 (533)
Диск: 12.00х21 (310-533) Шины 425/85R21
Диск: 17.00х21 (440-533) Шины 1300х530-533
ОТЛИЧИЕ
СВЕРХ-ШИРОКИЕ ШИНЫ
Стандартные тягачи с полуприцепом или самосвалы обычно используют на ведущих осях два колеса в спарке, которые значительно тяжелее и дороже, а так же усложняют обслуживание. Для решения данной задачи компания GoodYear представила «сверх-широкие», одиночные шины Super Single, которые заменяют спаренные шины и диски.
Перевод грузовых автомобилей с двухскатной ошиновки на односкатную.
В данной статье мы рассмотрим перевод грузовых автомобилей с двухскатной ошиновки на односкатную. Перевод автомобиля проводят с целью:
-улучшения проходимости и вездеходных качеств;
— улучшения манёвренности грузового транспорта, в том числе при передвижении по местности без дорожного покрытия;
— увеличения давление на грунт, следовательно, гарантирует более качественное сцепление колёс с дорожным покрытием.
-для экономии денег при замене резины, что подходит только для варианта с шинами размера 425/85 R21 шина типа Кама 1260.
Существует два основных варианта перехода на двухскатную ошиновку:
1. Использование резины и дисков R20. В этом случае есть возможность установки резины следующих типоразмеров:
— 14.00 R20 или 395/85 R20 с использованием диска 10.00-20;
— 16.00 R20 с использованием диска 11,25-20.
2. Использование резины и дисков R21. В этом случае есть возможность установки резины следующих типоразмеров:
— 425/85 R21 шина типа Кама 1260 с использованием диска 310-533;
— шины размеров 1350х550-533, 1300х530-533 с использованием диска 440-533.
Ниже рассмотрим оба варианта.
Второй вариант, с использованием диска 310-533, от первого отличается более высокой стоимостью диска, разница в цене около 2500р., но шины размера 425/85 R21 шина типа Кама 1260, гораздо дешевле чем шины 14.00 R20 и 16.00 R20. Наряду с этим шины размера 425/85 R21 типа Кама 1260 отличаются более низкой грузоподъемностью чем шины 14.00 R20 и 16.00 R20 и даже чем двухскатный вариант. Существует вариант установки дисков размера 440-533 с шинами 1350х550-533, 1300х530-533, в этом случае можно обеспечить грузоподъемность 6500кг на колесо, аналогичную с шинами размера 16.00 R20. Мы можем предложить диски для следующих автомобилей:
4+2: зачем машине два лишних колеса
Строго говоря, кто сказал, что четыре – это оптимальное число? Колеса, расставленные по углам
автомобиля – суть самое универсальное решение, так или иначе подходящее для любой
ситуации. Два (или четыре) двигают, два (или, опять же, четыре) обеспечивают процесс руления.
Но история мирового автопрома знает немало случаев, когда для разных (чаще всего
специфических) целей особо залихватские конструкторы пристраивали легковушке лишнюю пару
колес. И они явно не были «пятым колесом в телеге».
Автоспорт
Шесть колес не обязательно ведь должны располагаться на трех осях, верно? Еще в начале
прошлого века установкой четырех скатов на заднюю ось некоторые разработчики тогдашних
трековых суперкаров пытались решить проблемы сцепления с покрытием, обеспечить моторам
возможность реализовать свою мощь. Например, известнейший историк Лев Шугуров вспоминает
уникальный аппарат Vauxhall Villiers Special, который при помощи четырех колес на ведущей оси и
250-сильного мотора в 1929 году на одной из европейских трасс проявил себя весьма эффектно. В
1935 году тот же способ помог создателю знаменитой Blue Bird Малькольму Кэмпбеллу
разогнаться до 485 км/ч, что было признано мировым рекордом скорости. Строил подобные
болиды и Фердинанд Порше. Но на извилистых дорожках тех времен, трассах, где разгон и
торможение беспорядочно чередовались друг с другом, двускатные колеса на ведущих осях
только ухудшали поведение спорткара.
Поэтому «шестиколесные» идеологи решили разнести четыре задних колеса на две оси. Первым
эту попытку сделал конструктор Indy 500 Пэт Клэнси, выставив в 1948 году на старт трехосный
болид имени самого себя. Предполагалось, что четыре ведущих колеса улучшат устойчивость
спорткара на скоростном овале, и какое-то время это даже работало – Pat Clancy Spl показывал в
целом неплохие результаты. Однако, постоянные проблемы с карданными передачами привели к
отказу от этой идеи. Тем не менее, через какое-то время шестиколесную концепцию
реанимировали, и именно эта попытка спровоцировала появление на свет самого, пожалуй,
известного болида с тремя осями.
В 1975 году на трассы «королевских гонок» выехал болид Tyrrell P34. Его конструктор и большой
поклонник аэродинамических решений Дерек Гарднер решил, что предельно компактные
передние колеса – это оптимальное решение, так как их легко можно укрыть передним
антикрылом. Однако, придуманные им 10-дюймовые шины вдвоем просто не справлялись с
нагрузкой, поэтому Гарднер и пошел на экстравагантный шаг, удвоив количество передних колес.
Болид Tyrrell практически сразу после начала полноценных выступлений показал, что
неожиданные решения приводят к неожиданным результатам: подиумы последовали один за
другим. Однако, конструкция передней подвески с четырьмя управляемыми колесами оказалась
чересчур сложной, техники команды были просто замордованы тяжелыми пит-стопами, а
компания Pirelli, делавшая 10-дюймовые шины специально для британцев, однажды просто
отказалась продолжать участвовать в проекте. Поговаривают, что сделала она это под давлением
соперников Tyrrell из Ferrari и Mclaren.
Однако, сами итальянцы из Ferrari параллельно начали работу над собственным шестиколесным
болидом. По слухам, они решили обратиться к опыту начала века и использовать сдвоенные
колеса на ведущей оси. Практически в то же время еще один шестиколесный проект – на этот раз
с двумя ведущими осями сзади – начали реализовывать британцы из команды March. Ни тот, ни
другой по разным причинам так и не вышли на старт. Та же самая судьба постигла и проект
команды Williams, начатый в 1981 году, но в этом случае хорошо известно, почему. В 1982 году по
соображениям безопасности чиновники FISA просто запретили появление шестиколесных
болидов на трассе – по соображениям безопасности.
Бездорожье
В этой сфере автомобилей с четырьмя управляемыми передними колесами вы не встретите: две
задних оси призваны обеспечивать шестиколесным внедорожникам сумасшедшую тягу,
превращая их в настоящих монстров. Без сомнения, самым известным проектом среди
внедорожников сейчас считается феерический Mercedes-Benz G 63 AMG 6×6, но и до, и после него
сон разума мирового автопрома рождал подобных чудовищ.
Вот, скажем, шестиколесная версия культового внедорожника Toyota Land Cruiser 70, которую
начали строить в Австралии задолго до появления знаменитого «Мерседеса». Придумали ее в
ателье Multidrive Technology в качестве рабочей лошадки и создали на этой основе множество
«спецтехнических» вариантов. А пару лет назад ателье NSV из Эмиратов придумало изготавливать
при помощи австралийцев особо роскошный (но более доступный, чем мюнхенский) вариант
шестиколесной “семидесятки» для арабских пустынь.
Или, например, знаменитая Toyota Hilux, которую спроектировали спецы из исландского ателье
Arctic Trucks. Нет, это не тот «Хайлакс», на котором штурмовали Северный полюс ребята из Top
Gear – тот был двухосным. Однако, шестиколесные решения для пикапа у исландцев не только
имеются, но и пользуются повышенной популярностью среди тех, кому не просто бездорожье
преодолеть, а переместить некий весомый груз там, где о дорогах вообще никогда не слышали. И
не умереть при этом в процессе поиска в заполярной тундре топливного фильтра или чего там
обычно ищут к дизелям. К слову, такие пикапы собирают и в России – у Arctic Trucks есть
подразделение в Красноярске. И собирают, и продают. Если есть желание стать владельцем
шестиколесного автомобиля, то это самый простой вариант.
А вообще, безусловно, появление Mercedes-Benz G 63 AMG 6×6 спровоцировало настоящий бум
популярности трехосных машин, и свои проекты представляло в свое время практически каждое
ателье, имеющее хоть какой-нибудь опыт механического тюнинга. Наибольшую известность
заслужил не лишенный изящества пикап Land Rover Defender от британцев индийского
происхождения из ателье Kahn, но аналогичными монстрами баловались, к примеру, китайцы из
G. Patton, взявшие за основу для своего чудовища Jeep Wrangler Unlimited, или даже собаку
съевшие на высочайших скоростях американцы из Hennessey, которые пристроили лишнюю пару
колес популярному пикапу Ford F-150 Raptor. Общих веяний не избежали даже румыны из Dacia,
которые не смогли-таки удержаться от строительства шестиколесного «Дастера»…
Дороги общего пользования
Достоинства трехосной формулы применительно к легковому автомобилю бледнеют перед
сложностью конструкции и, как следствие, дороговизной и ненадежностью. Ни один уважающий
себя производитель не станет связываться с подобным непредсказуемым проектом, хотя, по
мнению некоторых дизайнеров, в сегменте суперкаров эдакое сумасбродное решение вполне
способно себя оправдать. Тут тебе и небольшой тираж, и дикий ценник, и снисходительное
отношение к моторесурсу.
Возможно, эти обстоятельства спровоцировали Ферруччо Ковини на создание своего проекта
шестиколесного суперкара с четырьмя передними колесами. Но на самом деле итальянцы
подглядели эту идею у вышеупомянутых ребят из команды Tyrrell, ибо задуман Covini C6W был
еще в семидесятых. Достаточно уточнить, что итальянцы сохранили принципиальную схему:
четыре передних колеса заметно меньше по размеру, чем два ведущих задних. Ковини решил, что
сможет реализовать на дорогах общего пользования то, что проектировали «Тиррелы» —
улучшенную управляемость, повышенную курсовую устойчивость, более эффективное
торможение и тому подобное. Правда, начать серийное производство обещали еще в 2004 году,
убив на разработку больше трех десятков лет. Вы что-нибудь слышали об этом суперкаре? Вот то-
то же.
Примерно в то же время – в конце семидесятых годов прошлого века – один из самых известных
дизайнеров этого времени (известных своим отвязанным подходом к работе) Фрэнко Сбарро
соорудил собственный шестиколесник. Его Sbarro Function Car вполне может считаться одним из
первых функциональных образцов в стиле «офис на колесах», но довольно корявый универсал,
построенный Сбарро, популярности не снискал. По одной из версий, его разрабатывали по заказу
швейцарской часовой компании TAG Heuer, которая тогда подумывала об инвестициях в
автопром. По другой – дизайнер работал по личному заказу саудовского бизнесмена Джозефа
Аджаджа. Ирония состоит в том, что Аджадж в это время как раз и владел компанией TAG Heuer.
Базой для «функционального автомобиля» стал Cadillac Eldorado, которому ушлый швейцарец с
итальянскими корнями добавил два метра длины. Не сработало. Но Фрэнко смог-таки соорудить
сразу после этого еще один трехосный автомобиль – на этот раз эксклюзивный полноприводный
внедорожник Windhawk, причем непосредственно для большого любителя комфортабельной
охоты Халида ибн Абдул-Азиза Аль Сауда, занимавшего тогда должность короля Саудовской
Аравии. Ни больше, ни меньше.
Еще один пример из той же эпохи – Citroen CX Loadrunner, построенный инженером Пьером
Тиссье по совершенно иной концепции. Достаточно упомянуть, что спаренными были задние оси,
а ведущей – передняя. Идеей Тиссье было снабдить вполне комфортабельный и просторный
автомобиль повышенными возможностями грузоперевозки (отсюда и название). Идею оценили,
и Loadrunner использовался не только как машина доставки, но и как спецтранспорт: на нем
возили срочные грузы, почту и даже больных. Просуществовала компания Тиссье до 2007 года.
Вообще же, к идее трехосных легковушек время от времени возвращаются и вполне именитые
производители, которые, впрочем, опираются на имидж шестиколесников, созданный разнокалиберными внедорожниками. Даже тот же Citroen однажды показал концептуальный
шестиколесный пикап, что уж говорить о прочих. Но ярче всех выступили, без сомнения, фрики из Rinspeed при поддержке Smart. Жаль, искренне жаль, что это всего лишь концепт…