Какие методы и типы оборудования используют для мойки автомобилей
Виды и особенности автомобильных моек
Немногие автомобилисты знают, какой вид мойки подходит для определенного автомобиля, степени загрязнения и прочих обстоятельств. Во многом это связано с недостатком времени – ведь обычно решение принимается в пользу ближайшей мойки — и этот выбор не всегда оказывается лучшим.
Как можно помыть автомобиль?
Итак, существуют три основных вида автомобильной мойки – бесконтактный, ручной и портальный. Первые два – наиболее распространены в нашей стране, третий же встречается редко, и большинство автомобилистов знают о нем только из американских и европейских фильмов.
В России ручные мойки встречаются буквально на каждой улице, а вот в Европе о «ручном труде» давно забыли
Самый традиционный вариант мойки – это ручная. Старые добрые ведра, губки, шланг и моющие средства. Интересно, что в России такие мойки встречаются буквально на каждой улице, а вот в Европе о «ручном труде» давно забыли. Из-за простоты процесса и высокой конкуренции, именно этот тип моей – самый дешевый. Тут не нужно специальное оборудование, а от сотрудников не требуются особые навыки, и потому среди автомобилистов сложилось довольно устойчивое негативное мнение об этом виде автомоек.
Второй вид – это бесконтактная мойка, ей обычно отдают предпочтение владельцы более дорогих автомобилей. Такие салоны имеют специальное оборудование, а мойка транспортного средства осуществляется под высоким давлением. При помощи распылителя на кузов равномерно наносятся моющие компоненты, после чего они смываются струями воды, льющейся из шлангов. Разумеется, стоимость оборудования, а также квалифицированные работники, которые обслуживают это оборудование, несколько поднимают стоимость услуги.
Еще один вид – это портальная мойка. Она представляет собой бокс, в котором установлен моечный аппарат. При этом автомобиль фиксируется на специальной платформе, а сам аппарат движется, осуществляя мойку и сушку.
Редкие автомобилисты, которые ни разу не пользовались портальной мойкой, рискнут отдать свой автомобиль на «растерзание» этому зарубежному «зверю»
Иногда встречаются варианты (и именно их чаще всего показывают в кино), когда автомобиль устанавливается на движущуюся платформу, которая провозит его сквозь ряды всевозможных щеток, валиков и «душей». В Европе и Соединенных Штатах такие «роботизированные» мойки – не редкость (такая мойка обходится даже дешевле ручной), в Москве же их единицы. Непопулярность этого вида оправдывается тем, что он требует специализированного крупногабаритного и дорогостоящего оборудования, которое нужно закупать за рубежом. К тому же, немногие автомобилисты, которые ни разу не пользовались подобным «порталом», рискнуть отдать свой автомобиль на «растерзание» этому зарубежному «зверю».
Существует и так называемая сухая мойка, котрая также практически не известна российским втомобилистам. Суть такого способа заключается в отсутствии воды — вместо нее специальные салфетки, которыми одновременно удаляется грязь и полируется кузов.
Плюсы и минусы различных моек
Разумеется, у каждого вида мойки существуют свои преимущества и недостатки. Начнем по порядку. Ручная мойка, как уже говорилось выше – наиболее бюджетный вариант, к тому же, ее не нужно особо искать – они есть повсеместно. Но у монеты есть и обратная сторона – обычно на подобных мойках работают неподготовленные мастера, которые из-за своего непрофессионализма могут повредить кузов автомобиля, оставить на нем царапины и сколы.
К тому же, зачастую в подобных салонах используются самые дешевые моющие средства, которые также могут повредить лакокрасочное покрытие автомобиля. К плюсам же этого вида можно отнести всевозможные дополнительные услуги – поверхностную мойку, чистку салона, ковриков, обработку кресел пылесосом, и прочие. Они предлагаются как в комплексе, так и по отдельности.
Что касается бесконтактной мойки, то она считается наиболее быстрой, а также щадящей по отношению к кузову. Тут автомобиль не натирают губками и щетками, которые могут повредить поверхность кузова — чистка осуществляется исключительно напором воды. Но в этом же кроется и главный недостаток – мойка такого вида не способна очистить сильные загрязнения – например, бензиновые пятна рядом с люком бензобака или скопления пыли под ручками дверей.
Преимущества портальной мойки – это качественно выполненная работа, а также большой выбор программ, вроде мойки пеной или предварительной мойки под высоким давлением, воскования, антикоррозийной обработки и пр. К недостаткам же относится большая вероятность повреждения «торчащих» деталей – зеркал, антенн и двориков. Правда, уровень «прижима» роботизированных щеток отслеживается электроникой.
Итак, у автомобилиста есть выбор, который он может сделать в пользу дешевой и разнообразной ручной мойки, или, при небольших загрязнениях и ограниченном времени, – в пользу бесконтактной. Кроме того, он может найти в городе мойку портального типа, но при этом нужно помнить о ее недостатках и предварительно сложить зеркала, убрать дворники и антенну.
Оборудование для Автомойки
Автомойка, как бизнес, невероятно популярна сегодня. Машин много, а в суровых российских климатических и дорожных условиях мыть их приходится часто. Чтобы автомойка бесперебойно работала и окупилась в короткий срок, расходы на ее открытие нужно внимательно просчитать. Так, оборудование для автомойки – одна из главных статей бюджета, от него зависит работа предприятия в целом.
Все оборудование, необходимое для начала работы автомойки, можно условно поделить на 4 большие группы:
Торговое оборудование
Торговое оборудование для автомойки – это кассовый аппарат, терминал для безналичной оплаты, денежный ящик, сканер штрих-кода, прилавки.
Согласно 54 ФЗ онлайн-касса обязательна для автомойки, так как этот бизнес относится к сфере услуг. При выборе онлайн-кассы следует обратить внимание на следующие моменты:
Стоимость ККМ нового образца различна и варьируется в пределах от 20 000 до 75 000 рублей.
Эквайринговые терминалы (аппараты для оплаты банковскими картами) сегодня скорее необходимость, чем роскошь. Большое количество клиентов в наши дни предпочитают расплачиваться пластиковой картой, потому без такого терминала активно развивающейся автомойке не обойтись. Средняя стоимость эквайрингового терминала 17 000 – 25 000 рублей.
Сканер штрих-кода необходим, если помимо услуг по мытью машин, на автомойке планируется продавать какой-либо товар. Например, автомобильную косметику, щетки для мытья окон, салфетки, освежители воздуха для автомобиля.
Сканер позволяет экономить время обслуживания клиентов, так как он считывает всю информацию о товаре, кассир лишь озвучивает стоимость клиенту.
Денежный ящик – еще один атрибут, без которого невозможна полноценная работа автомойки. Денежный ящик должен быть надежным, удобным в использовании и идеально подходить кассовому оборудованию.
Прилавок для администратора мойки необходим, чтобы расположить кассовый аппарат, дополнительные товары, выставленные на продажу. Самым удобным является прилавок-витрина с остеклением снизу.
Офисное оборудование
Автомойка – это не только работа мойщиков и администраторов, принимающих оплату. Это еще и офисная работа, для которой также необходимо соответствующее оборудование. Для нормального функционирования автомойки необходимы:
Также не стоит забывать, что в офисе обязательно понадобятся канцелярские товары: карандаши и ручки, дыроколы и степлеры, скрепки и зажимы, бумага, папки, калькуляторы и многое другое.
Технологическое оборудование
По виду обслуживающего оборудования автомойки условно можно поделить на 3 большие группы:
Автоматические мойки
В нашей стране автоматические мойки встречаются гораздо реже ручных. И это не удивительно. Автоматическая мойка – дело хлопотное и затратное, в ее работе есть несколько существенных минусов:
Несмотря на эти очевидные минусы, автоматическую мойку не стоит списывать со счетов. Ведь плюсы в ее установке также значительны:
На сегодняшний день на рынке популярны автоматические мойки Aquarama.
Автоматическая мойка
Автоматическая мойка
Мойки, оборудованные аппаратами высокого давления
Аппараты высокого давления (АВД) очень популярны в нашей стране из-за их небольшой стоимости. Преимуществом пользуются так называемые бесконтактные мойки, где мытье машины происходит с помощью чистящих средств (специальной пены). Пена удаляет любые загрязнения с машины, колес и не причиняет вреда покрытию. Средняя скорость мытья машины в бесконтактной мойке 8-10 минут.
Аппараты высокого давления имеют разные характеристики. Так, существуют аппараты как с подогревом, так и без функции подогрева воды. То, какой аппарат выбрать, зависит от индивидуальных предпочтений владельца бизнеса. Стоит лишь отметить, что аппаратом с подогревом легче отмыть двигатель и колесные диски, также им не сложно отбить наледь и очистить авто от снега.
Если вы планируете открыть автомойку на 4 и более постов, то рекомендуется приобрести несколько аппаратов без подогрева и один с подогревом.
Также стоит определить перед покупкой, какой класс АВД вам необходим. Сделать это несложно, достаточно распланировать, какой объем машин вы планируете обслуживать ежесуточно:
У АВД, как и у автоматизированных моек, существуют свои недостатки:
Но, несмотря на эти недостатки, аппараты высокого давления имеют ряд неоспоримых преимуществ:
Количество аппаратов высокого давления зависит от количества моечных постов, которыми бизнесмен планирует оснастить автомойку. Многие начинающие предприниматели, пытаясь сэкономить, ставят по одному аппарату на 2 поста. Так делать крайне не рекомендуется. Если аппарат сломался, то и убытки от простоя сразу двух постов будут выше. Оптимальный вариант – установить на каждый пост по аппарату.
При выборе АВД для бесконтактной мойки, выбор стоит остановить на таких производителях, как Karcher, Lavor Pro, Nifisk, Portotehnika.
Мойка, оборудованная аппаратом высокого давления
Мойка, оборудованная аппаратом высокого давления
Мойка самообслуживания
Мойка самообслуживания – интересная находка для бизнесмена, который желает сделать услуги максимально доступными для населения. Для такой автомойки не придется нанимать штат мойщиков, а значит, стоимость услуг будет относительно низкой.
Но к открытию такой мойки также нужно отнестись максимально серьезно: составить бизнес-план, проект мойки, запланировать покупку необходимого оборудования.
Чтобы на автомойке не было очередей, а число клиентов при этом росло, рекомендуется открывать площадку на 5-6 постов.
Стандартный набор оборудования включает в себя:
Оборудование для мойки самообслуживания на 5-6 постов обойдется бизнесмену примерно в 6 миллионов рублей. Наиболее популярно оборудование европейского производства, в частности, итальянской компании Aquarama.
Мойка самообслуживания
Мойка самообслуживания
Обслуживающее оборудование
Для работы автомойки также понадобятся пенообразователи, пылесос, компрессор, очистные сооружения.
Пенообразователи
Также в качестве пенообразователя используют генераторы, для работы которых необходим компрессор, подающий сжатый воздух.
Чтобы определиться, какой пенообразователь подойдет именно для вашего бизнеса, стоит учесть следующий фактор: насадка достаточно бюджетное приобретение, но химических чистящих средств для ее работы тратится в разы больше, чем при использовании пеногенератора.
Пеногенератор
Пылесосы
Еще одно необходимое приобретение – пылесос и химчистка. Если сравнивать химчистку салона и обычную мойку, то более дорогой является именно первая процедура. Поэтому экономить на пылесосах для уборки салона не стоит.
Для автомойки необходимы пылесосы 2 типов: для влажной и сухой уборки. Чтобы очистить обивку салона, необходим также моющий пылесос, который не только очищает сиденья от пыли, но и устраняет въевшиеся застарелые пятна.
Для автомоек наиболее востребованы пылесосы фирмы Karcher.
Пылесос для уборки салона
Компрессор
Автомойке также нужен компрессор, который будет генерировать сжатый воздух. Специалисты рекомендуют выбирать компрессоры европейского производства. Отлично зарекомендовали себя модели Tornado24, Fiac Cosmos 50, Remeza C6 4/C-50.J1047B.
Для стандартной автомойки идеально подойдет винтовой компрессор объемом 50-100 л, мощность которого будет не менее 900 л/мин.
Компрессор
Очистные сооружения
Очистные сооружения – оборудование, без которого открытие мойки может оказаться под угрозой. Надзорные органы, в частности, санэпидстанция, не выдают разрешение на открытие автомойки без наличия на ее территории очистных сооружений.
К тому же экономия при использовании очистных сооружений очень существенна. Судите сами. На мытье одной машины уходит в среднем до 1000 литров воды в час. Если использовать воду единожды, то платежи за ее потребление будут космическими. Установка системы очистки позволяет покупать лишь 15% необходимой воды, остальное количество используется повторно после фильтрации.
Принцип действия этого оборудования довольно прост. Использованная в процессе мойки вода, которая содержит грязь, нефтепродукты, остатки средств для очистки, помещается в специальный резервуар и отстаивается. Когда загрязняющие частицы переходят в осадок, вода очищается фильтрами. Далее очищенная вода может использоваться повторно.
На рынке представлены различные очистные сооружения. Из европейских производителей зарекомендовали себя очистные сооружения Karcher HDR555 и Karhcer HDR777. Среди отечественного оборудования стоит отметить агрегаты следующих производителей: Фламинго, Арос, Скат.
Очистные сооружения
Аксессуары для автомойки
Чтобы повысить производительность автомойки, стоит также подумать об аксессуарах, которые позволяют ускорить процесс мойки, сделать его более качественным, правильно организовать пространство помещения. Так, необходимо приобрести:
От того, насколько серьезно бизнесмен подойдет к выбору оборудования, зависит успешное развитие автомойки в целом. Качественное оборудование сделает автомойку стабильным и прибыльным бизнесом, тогда как неудачный выбор чреват простоями в работе и лишними тратами на ремонт.
Занятие 12 Оборудование для уборочных и моечных работ.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Занятие 12 Оборудование для уборочных и моечных работ.
12.1. Типы оборудования Уборочно-моечное оборудование делится на: оборудование для уборочных работ и санитарной обработки кузова автомобиля; оборудование для мойки автомобилей; оборудование для обдува и сушки автомобилей после мойки; вспомогательное оборудование, предназначенное для регенирирования использованной воды в условиях производства.
Уборка салона автобуса пылесосом
12.3. Оборудование для мойки автомобилей (табл.12.1). Оборудование для мойки автомобилей подразделяется на общее и специальное. К общему оборудованию относят: площадки различного типа канавы, эстакады подъемники. Посты разделяются водонепроницаемой перегородкой. Дверной проем может иметь гибкую завесу для автоматического ограждения моечной камеры после въезда и выезда автомобиля.
Рис. 5.1. Классификация уборочно-моечного оборудования
Канава для мойки автомобилей с очисткой использованной воды
Специальное оборудование разделяется в зависимости от способа мойки и типа автомобиля. Мойка может быть: ручной (шланговой), механизированной, автоматизированной комбинированной. 12.4. Ручное оборудование для шланговой мойки автомобилей. Оборудование для шланговой мойки состоит из системы труб, по которым подается вода под давлением 0,2. 0,4 МПа, с присоединенными к ним шлангами с брандспойтами. Установки для ручной мойки могут быть передвижными и стационарными.
Передвижное моечное оборудование — установка, предназначенная для мойки автомобилей из шланга веерной струей высокого давления. Передвижная моечная установка выполнена в виде тележки с рукояткой, на которой смонтированы 4-цилиндровый плунжерный насос, шланг с одним моечным пистолетом для регулирования подачи воды и формы струи и канистра для моющей жидкости и полировочного состава.
Передвижная моечная установка
Стационарное моечное оборудование — установка для шланговой мойки, состоящая из кожуха, внутри которого размещаются бак для воды и водяной насос высокого давления, раздаточных шлангов, снабженных моечными пистолетами с регулируемыми распылителями. В бак вода поступает из водопровода под давлением от 0,15 до 0,35 МПа. Максимальное рабочее давление воды — 2,2 МПа. Производительность установки при работе одним пистолетом — 13,5 л/мин, двумя — 24 л/мин. Мощность электродвигателя — 1,5 кВт при частоте вращения 1400 мин-1.
Стационарная моечная установка
Ручная шланговая мойка автомобиля
Ориентировочный расход воды на ручную мойку одного автомобиля при высоком давлении для легковых и грузовых автомобилей составляет 150. 200 л и автобусов — 300. 400 л. 12.5. Механизированное оборудование для мойки автомобилей подразделяется на: струйное, щеточное струйно-щеточное оборудование.
Струйное оборудование (без механического контакта с очищаемыми поверхностями автомобиля) применяют для мойки автомобилей со сложной конфигурацией. Струйные установки для мойки легковых автомобилей выполняются с качающейся аркой или в виде передвигающегося по рельсам портала. По внутреннему периметру арки (портала) расположены сопла, через которые подается вода или мыльный раствор. Полный цикл мойки одного автомобиля составляет 6. 10 мин. Недостатками этих установок являются большой расход воды (до 3000 л на автомобиль).
Струйные установки для бесконтактной мойки легковых автомобилей
Видео Бесконтактная мойка автомобиля Смотреть
Щеточное оборудование (механически контактные установки) применяют для мойки легковых автомобилей, автобусов, автофургонов, а также (значительно реже) грузовых автомобилей, имеющих обтекаемые формы. Преимуществами щеточных моечных установок являются улучшение качества мойки, существенное сокращение времени мойки (в 2—3 раза по сравнению со струйными моечными установками), уменьшение расхода воды и моющих веществ. К недостаткам следует отнести сложность конструкции, возможность повреждения лакокрасочного покрытия автомобилей при мойке, неуниверсальносгь.
Щеточная моющая установка
В щеточных установках применяют два или четыре вертикальных вращающихся щеточных барабана для мойки бортов, укрепленных на поворотных рычагах, и один горизонтальный для мойки крыши. Диаметр цилиндрической щетки (в рабочем состоянии) составляет 0,7. 1,0 м, а частота ее вращения — 150. 200 мин-1. Различают ротационные и плоские щетки. Ротационные щетки подразделяются на пневматические, щетки с пластмассовым щетиноносителем, щетки с использованием в качестве вала металлического гибкого проволочного троса либо гибкого троса из полимерных материалов, щетки с различной длиной нитей. Материалом для щеток служат капроновые нити или другой синтетический материал.
Оборудование щеточной мойки
Производительность моечных установок на сквозных постах или поточных линиях составляет до 60 автобусов в час при расходе воды 100. 150 л, а моющей жидкости — 0,05. 6,1 л на автобус (без учета расхода воды на мойку нижней части). Щеточные установки могут быть проездными и передвижными. В первом случае автомобили перемещаются своим ходом или конвейером относительно щеток, вращающихся на неподвижных опорах (высокая производительность 30. 40 авт./ч), а во втором — вся установка перемещается относительно неподвижно стоящего автомобиля (до 20 авт./ч).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Уборочно-моечное оборудование делится на:
Номер материала: ДБ-1037225
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Классификация оборудования для мойки автомобилей
По функциональному назначению оборудование для мойки подвижного состава подразделяется соответственно на: установки для мойки легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автобусов.
По степени специализации это оборудование подразделяется на:
· узкоспециализированное (мойка только низа автомобиля, только дисков колес и т.д.),
· специализированное (мойка легковых автомобилей и автобусов; внутренняя мойка автоцистерн и автофургонов и т.д.),
· универсальное (мойка легковых, грузовых автомобилей, автобусов, автопоездов и т.д.).
По степени подвижности различают: стационарное, мобильное оборудование. В первом случае неподвижной является моечная установка, во втором — автомобиль.
Стационарные моечные установки имеют большую пропускную способность. В этом случае автомобиль перемещается с помощью конвейера (наиболее предпочтительный вариант) или своим ходом (нежелательный вариант).
Мобильные моечные установки используются при небольшой моечной программе. При этом наибольшей степенью мобильности обладают моечные установки на самоходном шасси (преимущественно на шасси автомобиля), которые, выполняя моечную операцию, движутся вокруг автомобиля.
К моечному относится оборудование, обеспечивающее удаление загрязнений с наружных поверхностей автомобилей, нанесение защитных материалов на лакокрасочные покрытия и сушку автомобилей. В настоящее время производители моечного оборудования предлагают установки для мойки автомобилей двух классов:
· шланговые стационарные и передвижные установки высокого давления;
· стационарные автоматизированные установки.
Шланговые моечные установки высокого давления относятся к установкам бесконтактной мойки.
Процесс мойки кузова автомобиля разделяется на два этапа. На первом этапе с помощью моечной установки на автомобиль под небольшим давлением распыляющей струей наносится моющий раствор из специального резервуара, подсоединенного к моющему пистолету. В качестве моющего раствора используются водные растворы поверхностно-активных веществ (мыльная пена). На втором этапе производится смыв загрязнений. Смыв загрязнений с автомобиля осуществляется за счет кинетической энергии водяной струи, подаваемой из сопла ручного пистолета под средним (до 8 МПа) или большим давлением (до 12—16 МПа).
Шланговые моечные установки высокого давления выпускаются в стационарном и передвижном исполнении. Первые имеют большую производительность насосной станции и рассчитаны на одновременную работу до четырех моечных постов, вторые, в подавляющем большинстве своем, комплектуются одним моечным пистолетом. И те, и другие подсоединяются к водопроводной сети предприятия, однако передвижные установки малой производительности могут работать и от любого водяного резервуара, имеющего емкость, достаточную для помывки объекта.
Стационарные шланговые установки рассчитаны на подачу холодной, горячей воды или пароводяной смеси. Передвижные установки выпускаются в двух модификациях — без подогрева воды или с устройством для подогрева воды.
Стационарное автоматизированное моечное оборудование позволяет осуществлять мойку верхних, боковых и торцевых частей кузова автомобиля, днища кузова, арок и дисков колес, сушку кузова и нанесение на него защитного воскового покрытия. Фирмы — производители оборудования предлагают различные варианты комплектации рабочих органов установок и программы их функционирования (так называемые «опции»), позволяющие выполнять различные виды обработки автомобиля в зависимости от выбранной программы. Как правило, предлагаемые к продаже установки имеют от 6 до 12 технологических программ.
Стационарное автоматизированное моечное оборудование выпускается двух типов — портальное и туннельное. Основное принципиальное отличие этих типов конструкций заключается в следующем.
В портальных моечных установках все рабочие органы, осуществляющие обработку автомобиля, смонтированы на одном или двух подвижных порталах, выполненных в виде П-образных рам (отсюда и название «портал»). Портал как бы охватывает автомобиль с трех сторон. В процессе обработки автомобиль остается неподвижным, а портал или два портала синхронно перемещаются по направляющим рельсам вперед и назад, совершая несколько циклов движения (рисунок 2.1). Портал представляет собой П-образную арку, в которую заезжает машина, а арка движется вдоль автомобиля и моет его
Портальные установки, в силу особенностей своей конструкции, не моют днище кузова. Для устранения этого недостатка некоторые фирмы предлагают комплектовать портальную установку специальной моечной установкой для днища кузова.
Портальные установки должны монтироваться в специально оборудованном помещении с размерами по длине не менее 12 м и имеющем отдельную защищенную от водных брызг кабину оператора.
Рисунок 2.1. Портальная мойка
Туннельные мойки представляют собой набор моечных установок, скомпонованных в автоматическую линию (рисунок 2.2). В процессе обработки автомобиль, перемещаясь внутри туннеля, последовательно проходит все технологические стадии. Передвижение автомобиля может осуществляться принудительно, с помощью тягового конвейера или своим ходом. Обработка отдельных частей автомобиля (верха и низа кузова, колесных арок и дисков колес) и выполнение различных видов обработки (мойка, сушка, нанесение воскового покрытия и др.) осуществляются на разных позициях линии.
Рисунок 2.2. Туннельная мойка
Туннельные мойки могут монтироваться как в производственном корпусе ПТС, так и на территории в специальном легком корпусе, который может поставляться вместе с установкой.
Управление туннельной установкой может осуществляться как оператором, так и в режиме самообслуживания. В последнем случае включение установки происходит от контакта автомобиля с флажком системы автоматического запуска.
Как портальные, так и туннельные моечные установки могут быть щеточными, струйными и струйно-щеточными.
Рассмотрим портальные моечные установки.
Щеточные установки. Наибольшее распространение среди щеточных установок нашли конструкции одно портальные трехщеточные, реже встречаются пятищеточные установки.
Рабочий процесс мойки автомобиля состоит из нескольких последовательных стадий — смачивание кузова и нанесение на него моющего раствора под незначительным давлением, удаление загрязнений вращающимися щетками с одновременным поливом кузова водой, ополаскивание кузова чистой водой под незначительным давлением, сушка вымытых поверхностей горячим воздухом, нанесение воскового состава.
Для выполнения этих операций в установке имеются: смачивающая рамка, вертикальные щетки (две в трехщеточной установке и четыре в пятищеточной), горизонтальная щетка, ополаскивающая рамка, калориферы (Калорифер представляет собой теплообменник, его основная функция – нагрев воздуха в различных системах вентиляции, воздушного отопления и сушилках. Название происходит от сочетания двух слов на латыни CALOR – тепло и FERO – несу), вентиляторы, рамка с форсунками для нанесения воскового состава.
Параметры щеток: диаметр щетки — 1,0—1,5 м, толщина волоса — 0,5—0,8 мм; материал — капроновая нить с распушенным концом. Вращение щеток со скоростью 150—175 мин-1 обеспечивает электродвигатель с редуктором.
Для эффективного удаления загрязнений с поверхности кузова и предотвращения порчи его лакокрасочного покрытия усилие прижатия щеток к поверхности должно быть в пределах 40—80 Н. В разных моделях установок для этого используются различные механизмы.
Так, для прижатия к кузову вертикальных щеток применяются механизмы с противовесами, пружинами, пневматическими цилиндрами и гравитационные, так называемая «качающаяся свеча» (рисунок 2.3).
Усилие прижатия к кузову горизонтальной щетки обеспечивается за счет применения противовесов, уравновешивающих вес щетки, электродвигателя и редуктора, и пневматического механизма, перемещающего щетку в вертикальном направлении
Рисунок 2.3.- Механизмы прижатия к кузову вертикальных щеток: а — с помощью противовесов; б — за счет силы тяжести; в — с помощью пружины; г — с помощью пневмоцилиндров
Рама портала выполняется из стали, оцинкованной с применением метода горячей гальванизации. Движение портала осуществляется за счет электромеханического привода, установленного в одной из стоек. Все механизмы установки имеют брызгозащиту.
Струйные установки — однопортальные. Щетки в этих установках отсутствуют. Обработка ведется моющим раствором и чистой водой, подаваемыми под большим давлением через коллектор с форсунками на автомобиль. Часть форсунок закреплена на неподвижном коллекторе, другая часть находится на качающемся, вращающемся или имеющем два вида движения коллекторе. В остальном конструкция струйной моечной установки аналогична конструкции щеточной установки.
Установки струйно-щеточные представляют собой комбинацию струйной и щеточной установок. Они могут быть как одно-, так и двухпортальными. В первом случае дополнительно к щеточным механизмам добавлен коллектор с форсунками высокого давления. Питание этого коллектора осуществляется от отдельного водяного насоса высокого давления. Во втором случае на одном портале располагаются механизмы струйной установки, на втором — щеточной.
Туннельные установки. Конструктивно моечные установки, включенные в туннельную линию, аналогичны моечным механизмам портальных установок. Исключение составляют устройства для мойки дисков колес и днища автомобиля.
Для мойки дисков колес в большинстве туннельных установок применяются щеточные механизмы двух типов. В первом типе используются вращающиеся торцовые щетки, которые прижимаются к дискам при помощи консольных рычажных механизмов с пневматическим приводом. Во втором типе применяются горизонтальные щетки большого диаметра, ось которых расположена параллельно оси автомобиля. Этими щетками моются не только диски колес, но и пороги кузова.
Мойка днища кузова и арок колес производится с помощью струйных установок, смонтированных в приямках. Эти установки имеют коллектор с форсунками и механизм его движения. Обычно коллектор совершает качательное или возвратно-поступательное движение.