Какие машины придумали русские изобретатели

Есть чем гордиться: что наши придумали и изобрели для автопрома

Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть фото Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть картинку Какие машины придумали русские изобретатели. Картинка про Какие машины придумали русские изобретатели. Фото Какие машины придумали русские изобретатели

Советские автомобильные инновации и гениальные изобретатели из царской России – Matador.tech собрал достижения наших соотечественников, которые используются в автомобилестроении и по сей день. А таких, уж поверьте, немало.

Царская Россия закупала, Советский Союз производил по образу и подобию, нещадно копируя, а Россия современная, которая уже Российская Федерация, и вовсе ни на что не способна. Так, кажется, считает каждая кухня, лестничный пролет или гаражный кооператив? Деление на черное и белое – «наше всё» на геннетическом уровне, а патриотизм, в правильном понимании этого термина, сегодня не в моде. Впрочем, беда эта кроется, как обычно, в незнании истории своей же страны.

Изобретатели дореволюционной России

Сварка

Современный автомобиль родился таким не сразу и прошел долгий путь от телеги и кареты до Lamborghini Urus. Эпоха сменялась эпохой, а люди на конвейере – роботами. Но одна операция из года в год остается неизменной: сварка. Чтобы собрать из кучи железа остов машины и навесить на него десятки кузовных элементов, требуется сделать тысячи касаний сварочным аппаратом.

Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть фото Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть картинку Какие машины придумали русские изобретатели. Картинка про Какие машины придумали русские изобретатели. Фото Какие машины придумали русские изобретатели

Так вот, сварку придумали наши с вами соотечественники.

В 1802 году Василий Владимирович Петров, русский физик-экспериментатор и электротехник-самоучка, который, к слову, впоследствии станет основоположником всей российской и советской электротехники, открыл само явление вольтовой электрической дуги. Через год ученый опубликовал трактат, в котором описал применения своего детища в электросварке, пайке металлов и освещении.

Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть фото Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть картинку Какие машины придумали русские изобретатели. Картинка про Какие машины придумали русские изобретатели. Фото Какие машины придумали русские изобретатели

Спустя восемьдесят лет уже другой русский инженер, Николай Николаевич Бенардос, применив открытие Петрова на практике, изобрел сварку в нашем сегодняшнем понимании этого процесса, используя в качестве электрода угольный столбик.

Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть фото Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть картинку Какие машины придумали русские изобретатели. Картинка про Какие машины придумали русские изобретатели. Фото Какие машины придумали русские изобретатели

В 1888 году уже Николай Гаврилович Славянов первым в мире применил электродуговую сварку электродом. Кстати, сварку металлов под водой – все же следят за постройкой многострадального трубопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря – изобрели уже в СССР. Первым в мире это сделал Константин Константинович Хренов в 1932 году.

Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть фото Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть картинку Какие машины придумали русские изобретатели. Картинка про Какие машины придумали русские изобретатели. Фото Какие машины придумали русские изобретатели

Идем дальше. Свет нужен любому автомобилю, как снаружи, так и внутри. Поэтому самая обыкновенная лампочка, сияющая теплым, «ламповым» светом, до сих пор является верным спутником любого четырехколесного. Верите в диоды и ксенон? Ну так загляните в дополнительный стоп-сигнал или в поворотник – там стоит все та же лампа накаливания, изобретение которой приписывают то Томасу Эдисону, то Николе Тесла. Байка, конечно, красивая, но история не терпит сослагательных наклонений: Эдисон разработал «коммерчески успешный вариант лампочки накаливания», а Тесла просто работал на Эдисона, причем по совсем другим проектам, и был своим шефом красиво обведен вокруг пальца.

4 апреля 2020, 00:52

Лампа накаливания – продукт совместных трудов. Немец Гебель догадался откачать из стеклянной «груши» воздух, австро-венгры Юст и Ханаман смогли сделать более-менее рабочий прототип. Но гениальное решение, которое лежит в основе каждой лампочки и сегодня – использования вольфрамовой нити в качестве ключевого элемента светильника – принадлежит русскому электротехнику Александру Николаевичу Лодыгину из Липецкого уезда Тамбовской губернии. Его лампочку, к слову, можно увидеть в московском Политехе. Он же, кстати, первым придумал и сконструировал индукционную печь, в которых и сегодня плавят металл по всему белому свету, и первый в мире электрический обогреватель.

Электромобиль

Это была великая эпоха электричества, и мир буквально каждый день делал все новые и новые открытия. Так что Илон «наше все» Маск немного запоздал с появлением в эфире. Те дифирамбы, которые сегодня поют американцу, назвавшему автомобильный бренд именем легендарного серба, вполне заслуживал другой ученый, который первым сумел сделать не самодвижущуюся тележку, а полноценный автомобиль и даже автобус на электродвигателе. Имя ему – Ипполит Владимирович Романов. В 1899 году он построил первый электромобиль, который носил миловидное имя «Кукушка», а в 1902 году – уже двадцатиместный автобус для обслуживания гостиниц. Не все знают, что электричество в автомобиле появилось раньше двигателя внутреннего сгорания.

Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть фото Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть картинку Какие машины придумали русские изобретатели. Картинка про Какие машины придумали русские изобретатели. Фото Какие машины придумали русские изобретатели

Кожзам

Но и это далеко не финал. Креслами из натуральной кожи сегодня могут похвастаться только парни из Rolls-Royce да счастливые обладатели лимитированной версии УАЗ «Патриот». Вернее Patriot, в честь американской ракеты, видимо. Все остальные разыскивают чарующие достоинства экокожи или искусственной кожи. Дерматина в простонародье. Первым, кому в голову пришла гениальная мысль, сделать плотный, износостойкий и водоотталкивающий материал на основе хлопчатобумажной материи стал генерал-майор Михаил Поморцев. В 1903 году он пропитал парусину коктейлем из яичного желтка, парафина и канифоли, получив материю невиданной прочности, да еще и непроницаемую для воды. Так появилась кирза – первая искусственная кожа, которая сталарешением для глобальной обувной проблемы российской, а потом и советской армии. Кстати, само слово «кирза», которое часто расшифровывают как «Кировский завод», где производили ту самую обувь, изначально появилось от названия грубого и очень прочного сукна, из которого шили солдатские шинели. Сами же солдаты называли кирзу «чертовой кожей» за невиданную прочность и «носкость».

В тридцатых уже советские ученые научились использовать для пропитки сапог искусственный каучук, создав те кирзовые сапоги, которые мы знаем и сегодня, а уже после окончания Войны, на базе решения Михаила Поморцева начали делать прочный и стойкий материал, который в Советском Союзе любовно назвали дерматином – «хэбэшечка» с нитроцеллюлозным покрытием. Название, к слову, произошло от греческого «кожаный», а не от того, что все подумали. Хотя качество самого материала, безусловно, было посредственное.

Советская эпоха

Начало XX века накрыло шквалом войн и кровопролития, а все силы были задействованы в военно-промышленном комплексе. Лучшие умы Европы и Российской империи собрались в Соединенных Штатах – наиболее спокойной и гостеприимной гавани тех лет, чтобы создавать новые произведении инженерного искусства. А всем остальным приходилось кланяться и платить за лицензии.

Молодое Советское государство договорилось со стариком Генри, чтобы «Голубой овал» дал технологии, которые и легли в основу Горьковского автомобильного завода. Германия вынужденно – в качестве контрибуции – передала наработки и часть оборудования наследников Адама Опеля, а Тольятти не только назвали в честь партийного лидера Пальмиро, но и возник город благодаря итальянцам.

Смазка

Впрочем, все эти машины в наших условиях эксплуатации не могли прожить долго: отсутствие инструмента и навыков обслуживания, кошмарные погодные условия и тяжелейшие задачи, что ставились перед техникой. В конце концов, недостаток асфальта – наша историческая проблема. Поэтому перед советскими учеными всегда стояла задача создания «автохимии», позволяющей вытянуть из железа чуть больше полезного. А порой и не чуть.

Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть фото Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть картинку Какие машины придумали русские изобретатели. Картинка про Какие машины придумали русские изобретатели. Фото Какие машины придумали русские изобретатели

Для увеличения срока службы узлов и агрегатов в Центральном институте авиационных топлив и масел была разработана ЦИАТИМ-201 – одна из первых антифрикционных литиевых смазок. Состояла она из маловязкого нефтяного масла, антиокислительных присадок и литиевого мыла, позволяла здорово повысить ресурс различных, особенно малонагруженных, сочленений и подшипников. Недостатков ЦИАТИМ-201 тоже было немало – она гигроскопична, быстро набирает воду и непригодна к использованию в открытых узлах, но низкая цена и доступность эти минусы быстро перекрыли. Правильно, смазку стали класть чаще и гуще.

Впрочем, ЦИАТИМ-201 была только первой ласточкой. Вслед за ней появилась куда более интересная 221-я смазка, а потом и легенда всего отечественного автопрома – Литол. Эту густую жижу знают все опытные автолюбители, а ее именем до сих пор называют все смазки для подшипников, шарниров, опор и прочих элементов автомобиля. Именно Литолом консервировали автомобили и боролись с ржавчиной, пока в научных институтах Москвы и Вильнюса не появилась легенда отечественной гаражной самодеятельности – МОВИЛЬ, названный так в честь Москвы и Вильнюса одновременно. Любили в Советском Союзе аббревиатуры.

Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть фото Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть картинку Какие машины придумали русские изобретатели. Картинка про Какие машины придумали русские изобретатели. Фото Какие машины придумали русские изобретатели

Мовиль – это консервирующее металл средство, которым заливали днище и пороги всех без разбора «Москвичей» и «Жигулей» страны. Оригинальный состав был следующим: олифа – вонючая и ныне не применяющаяся, но вызывающая помимо аллергии жуткую ностальгию смола – нескольких сложнопроизносимых и столь же сложных к пониманию продуктов нефтепераработки, антикоррозийный компонент и растворитель. Всем этим богатством наполнялись полости и ниши «Жигуля», промазывались стойки и рамки дверей да окон, пол багажника. Мовиль, несомненно, имел и некий магический элемент в составе, потому что автомобиль продолжал гнить и с ним, но автовладельцы верили в волшебство и не переставали наносить эту сомнительную хотя бы с визуальной точки зрения «жижу». Выглядело ужасно, но машина была защищена. По крайней мере морально.

Полироль

Однако внешний вид транспортного средства все же волновал отечественных водителей, поэтому царапины и прочие следы эксплуатации принято было с кузова выводить, а многочисленные хромированные детали – полировать. Для этих целей использовали пасту ГОИ – Государственного Оптического Института, которая имела четыре градации: первая была самой мелкой, а четвертая – самой грубой соответственно. Различались они не только составом, но и оттенком зеленого, так что узнать «фракцию» можно было на глаз.

Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть фото Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть картинку Какие машины придумали русские изобретатели. Картинка про Какие машины придумали русские изобретатели. Фото Какие машины придумали русские изобретатели

Пасту ГОИ разработала группа советских ученых в 1931-1933 году для полировки и щлифовки металлов, сплавов, пластмасс и полимеров, а также стекол. Одним словом, для самостоятельного детейлинга автомобиля.

Источник

23 русских изобретения, без которых нельзя представить современный мир

Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть фото Какие машины придумали русские изобретатели. Смотреть картинку Какие машины придумали русские изобретатели. Картинка про Какие машины придумали русские изобретатели. Фото Какие машины придумали русские изобретатели

1. Электромобиль

Современный мир сложно представить без машин. Конечно, к изобретению этого транспорта приложил руку не один ум, а к усовершенствованию машины и доведению её до сегодняшнего состояния количество участников увеличивается в разы, географически собирая воедино весь мир. Но отдельно мы отметим Ипполита Владимировича Романова, так как ему принадлежит изобретение первого в мире электромобиля. В 1899 году в Санкт-Петербурге инженер представил четырехколесных экипаж, рассчитанный на перевозку двух пассажиров. Среди особенностей этого изобретения можно отметить то, что диаметр передних колёс значительно превышал диаметр задних. Максимальная скорость равнялась 39 км/ч, но очень сложная система подзарядки позволяла пройти на этой скорости только 60 км. Этот электромобиль стал праотцом известного нам троллейбуса.

2. Монорельс

И сегодня монорельсовые дороги производят футуристическое впечатление, поэтому можно представить, насколько невероятной по меркам 1820 года была «дорога на столбах», изобретенная Эльмановым Иваном Кирилловичем. Запряженная лошадьми вагонетка двигалась по брусу, который был установлен на небольшие опоры. К огромному сожалению Эльманова, не нашелся меценат, заинтересовавшийся изобретением, из-за чего ему пришлось оставить идею. И только спустя 70 лет монорельсовая дорога была построена в Гатчине, Петербургская губерния.

3. Электродвигатель

Борис Семенович Якоби, архитектор по образованию, в возрасте 33 лет, будучи в Кенигсберге, увлекся физикой заряженных частиц, и в 1834 году он делает открытие – электродвигатель, работающий по принципу вращения рабочего вала. Мгновенно Якоби становится знаменитым в ученых кругах, и среди многих приглашений на дальнейшее обучение и развитие он выбирает Петербургский университет. Так, вместе с академиком Эмилием Христиановичем Ленцем он продолжил работу над электродвигателем, создав еще два варианта. Первый был предназначен для лодки и вращал гребные колеса. С помощью этого двигателя судно легко держалось на плаву, двигаясь даже против течения реки Невы. А второй электродвигатель был прообразом современного трамвая и катил по рельсам человека в тележке. Среди изобретений Якоби можно отметить также гальванопластику – процесс, который позволяет создавать идеальные копии исходного предмета. Это открытие повсеместно применялось для украшений интерьеров, домов и многого другого. Среди заслуг ученого также числится создание подземных и подводных кабелей. Борис Якоби стал автором около десятка конструкций телеграфных аппаратов, а в 1850 году изобрел первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат, который работал по принципу синхронного движения. Это устройство было признано одним из крупнейших достижений электротехники середины XIX века.

4. Цветная фотография

Если раньше всё происходящее стремилось попасть на бумагу, то теперь вся жизнь направлена на получение фотографии. Поэтому без этого изобретения, ставшего частью маленькой, но насыщенной истории фотографии, мы бы не увидели такой “реальности”. Сергей Михайлович Прокудин-Горский разработал особую фотокамеру и представил своё детище миру в 1902 году. Эта камера была способна делать три снимка одного и того же изображения, каждый из которых пропускался сквозь три совершенно разных световых фильтра: красный, зеленый и синий. А патент, полученный изобретателем в 1905 году, можно без преувеличения считать началом эры цветной фотографии в России. Это изобретение становится намного качественнее наработок зарубежных химиков, что является важным фактом ввиду массового интереса к фотографии по всему миру.

5. Велосипед

Принято считать, что все сведения об изобретении велосипеда до 1817 года сомнительны. В это время входит и история Ефима Михеевича Артамонова. Уральский крепостной изобретатель совершил первый велопробег примерно в 1800 году из уральского рабочего Тагильского заводского посёлка в Москву, расстояние составило около двух тысяч вёрст. За своё изобретение Ефиму была дарована свобода от крепостной зависимости. Но это история так и остаётся легендой, тогда как патент немецкого профессора барона Карл фон Дрез от 1818 года является историческим фактом.

6. Телеграф

Человечество всегда искало способы максимально быстрой передачи информации от одного источника другому. Огонь, дым от костра, различные комбинации звуковых сигналов помогали людям передавать сигналы бедствия и другие чрезвычайные сообщения. Развитие этого процесса – бесспорно, одна из важнейших задач, стоящих перед миром. Первый электромагнитный телеграф создал российский учёный Павел Львович Шиллинг в 1832 году, представив его в своей квартире. Он придумал определенную комбинацию символов, каждой из которых соответствовала буква алфавита. Эта комбинация проявлялась на аппарате черными или белыми кружками.

7. Лампа накаливания

Если произносится «лампа накаливания», то сразу в голове звучит фамилия Эдисона. Да, это изобретение не менее знаменито, чем имя его изобретателя. Однако сравнительно небольшое количество людей знает, что Эдисон не изобрел лампу, а только усовершенствовал её. Тогда как Александр Николаевич Лодыгин, будучи членом Русского технического общества, в 1870 году предложил применять в лампах нити накаливания из вольфрама, закручивая их в спираль. Безусловно, история изобретения лампы не является результатом труда одного ученого – скорее, это череда последовательных открытий, которые витали в воздухе и были необходимы миру, но именно вклад Александра Лодыгина стал особенно великим.

8. Радиоприемник

Вопрос о том, кто же является изобретателем радио, является спорным. Почти в каждой стране есть свой ученый, которому приписывается создание этого прибора. Так, в России этим ученым является Александр Степанович Попов, в пользу которого приводится немало весомых аргументов. 7 мая 1895 года были впервые продемонстрированы прием и передача радиосигналов на расстоянии. И автором этой демонстрации был Попов. Он не только первым применил на практике приемник, но и первым послал радиограмму. И то и другое событие произошло до патента Маркони, который считается изобретателем радио.

9. Телевидение

Открытие и широкое распространение телевизионного вещания кардинальным образом изменило способы распространения информации в обществе. К этому мощнейшему достижению причастен и Борис Львович Розинг, который в июле 1907 года подал заявку на изобретение «Способа электрической передачи изображений на расстояния». Борису Львовичу удалось успешно передать и получить точное изображение на экране пока ещё простейшего устройства, бывшего прототипом кинескопа современного телевизора, которое ученый назвал «электрическим телескопом». Среди тех, кто помогал Розингу с опытом, был тогда ещё студент Санкт-Петербургского Технологического института Владимир Зворыкин – именно его, а не Розинга, через несколько десятилетий назовут отцом телевидения, хотя в основе работы всех воспроизводящих телевизионных устройств лежал принцип, открытый Борисом Львовичем в 1911 году.

10. Парашют

Глеб Евгеньевич Котельников был актером труппы Народного дома на Петербургской стороне. Тогда же, под впечатлением от гибели летчика, Котельников занялся разработкой парашюта. До Котельникова лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко. Свой законченный проект ранцевого парашюта Глеб Евгеньевич предложил в 1911 году. Но, несмотря на успешные испытания, патент в России изобретатель не получил. Вторая попытка была более удачной, и в 1912 году во Франции его открытие получило юридическую силу. Но и этот факт не помог парашюту начать широкое производство в России из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Александра Михайловича, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан. И только в 1924 году он наконец-то получает отечественный патент, а позже передает все права на использование своего изобретения правительству.

11. Киноаппарат

В 1893 году, работая вместе с физиком Любимовым, Иосиф Андреевич Тимченко создает так называемую «улитку» — особый механизм, с помощью которого в стробоскопе удавалось прерывисто менять очередность кадров. Данный механизм позже лег в основу кинетоскопа, который Тимченко разрабатывает совместно с инженером Фрейденбергом. Демонстрация кинетоскопа состоялась в следующем году на съезде русских врачей и естествоиспытателей. Были показаны две ленты: «Копьеметатель» и «Скачущий всадник», которые были сняты на Одесском ипподроме. Этому событию даже есть документальные подтверждения. Так, в протоколе заседания секции значится: «Представители собрания с интересом ознакомились с изобретением господина Тимченко. И, в соответствии с предложениями двух профессоров, решили выразить благодарность господину Тимченко».

12. Автомат

13. Лазер

История изобретения лазера началась с имени Энштейна, который создал теорию взаимодействия излучения с веществом. Тогда же и Алексей Толстой в своем знаменитом романе «Гиперболоид инженера Гарина» писал примерно об этом же. Вплоть до 1955 года попытки создать лазер не были успешными. И только благодаря двум русским инженерам-физикам – Н.Г. Басову и А.М. Прохорову, которые разработали квантовый генератор, лазер начал свою историю на практике. В 1964 году Басов и Прохоров получили Нобелевскую премию по физике.

14. Искусственное сердце

Имя Владимира Петровича Демихова связано не с одной операцией, которая совершалась впервые. Удивительно, но Демихов не был врачом – он был биологом. В 1937 году, будучи третьекурсником биологического факультета Московского государственного университета, он создал механическое сердце и поставил его собаке вместо настоящего. Собака жила с протезом около трех часов. После войны Демихов устроился в Институт хирургии Академии медицинских наук СССР и создал там небольшую экспериментальную лабораторию, в которой начал заниматься исследованиями по пересадке органов. Уже в 1946 году он первым в мире осуществил пересадку сердца от одной собаки другой. В том же году он тоже впервые провел пересадку собаке сердца и легкого одновременно. И что самое главное – собаки Демихова жили с пересаженными сердцами по несколько суток. Это был настоящий прорыв в сердечно-сосудистой хирургии.

15. Наркоз

С древнейших времен человечество мечтало избавиться от боли. Особенно это касалось лечения, которое порой было болезненнее самого недуга. Травы, крепкие напитки лишь притупляли симптомы, но не позволяли совершать серьезных действий, сопровождаемых серьезными болевыми ощущениями. Это существенно тормозило развитие медицины. Николай Иванович Пирогов – великий русский хирург, которому мир обязан многими важнейшими открытиями, внес огромный вклад в анестезиологию. В 1847 году он обобщил свои эксперименты в монографии по наркозу, которая была издана во всем мире. Тремя годами позднее он впервые в истории медицины начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием в полевых условиях. Всего великий хирург провел около 10 000 операций под эфирным наркозом. Также Николай Иванович является автором топографической анатомии, которая не имеет аналогов в мире.

16. Самолёт Можайского

Над решением сложнейших задач по разработке самолета работали многие умы по всему миру. Многочисленные чертежи, теории и даже тестовые конструкции не давали практического результата – самолет не поднимал в воздух человека. Талантливый русский изобретатель Александр Федорович Можайский первым в мире создал самолет в натуральную величину. Изучив труды своих предшественников, он развил и дополнил их, используя свои теоретические познания и практический опыт. Его результаты в полной мере разрешали вопросы своего времени и, несмотря на очень неблагоприятную обстановку, а именно отсутствие фактических возможностей в материальном и техническом плане, Можайский смог найти в себе силы для завершения постройки первого в мире самолета. Это был творческий подвиг, навеки прославивший нашу Родину. Но сохранившиеся документальные материалы, к сожалению, не позволяют в необходимых подробностях дать описание самолета А. Ф. Можайского и его испытаний.

17. Аэродинамика

Николай Егорович Жуковский разработал теоретические основы авиации и способы расчета самолетов — и это в те времена, когда строители первых самолетов утверждали, что «самолет – не машина, его рассчитать нельзя», и больше всего надеялись на опыт, практику и свою интуицию. В 1904 году Жуковский открыл закон, определяющий подъёмную силу крыла самолёта, определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта.

18. Атомная и водородная бомба

19. Ракетно-космическая техника и практическая космонавтика

Имя Сергея Павловича Королёва характеризует одну из наиболее ярких страниц истории нашего государства – эру освоения космического пространства. Первый искусственный спутник Земли, первый полет человека в космос, первый выход космонавта в открытый космос, многолетняя работа орбитальной станции и многое другое непосредственно связано с именем академика Королёва – первого Главного конструктора ракетно-космических систем. С 1953 по 1961 год каждый день Королёва был расписан по минутам: одновременно он работал над проектами пилотируемого космического корабля, искусственного спутника и межконтинентальной ракеты. 4 октября 1957 года стало великим днём для мировой космонавтики: после этого спутник еще долгих 30 лет пролетал через советскую поп-культуру и даже прописался в Оксфордском словаре как «sputnik». Ну а о том, что произошло 12 апреля 1961 года, достаточно сказать «человек в космосе», ведь почти каждый наш соотечественник знает, о чем идет речь.

20. Вертолеты серии “Ми”

В годы Великой Отечественной войны академик Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай, в основном занимаясь усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости. Его деятельность была отмечена пятью правительственными наградами. В 1943 году Миль защитил кандидатскую диссертацию «Критерии управляемости и маневренности самолёта»; в 1945 году — докторскую: «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и её приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера». В декабре 1947 года М. Л. Миль стал главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению. После серии испытаний в начале 1950 года вышло постановление о создании опытной серии из 15 вертолётов ГМ-1 под обозначением Ми-1.

21. Самолеты Андрея Туполева

В конструкторском бюро Андрея Туполева было разработано более 100 типов самолетов, 70 из которых в разные годы выпускались серийно. При участии его самолётов установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе спасение экипажа парохода “Челюскин” при участии самолёта АНТ-4. Беспосадочные перелеты экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова в США через Северный полюс выполнялись на самолётах модели АНТ-25. В научных экспедициях “Северный полюс” Ивана Папанина также использовались самолёты АНТ-25. Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева (ТВ-1, ТВ-3, СБ, ТВ-7, МТБ-2, ТУ-2) и торпедных катеров Г-4, Г-5 применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах. В мирное время в числе разработанных под руководством Туполева военных и гражданских самолетов значились стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, ракетоносец-бомбардировщик дальнего действия Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (был построен на базе бомбардировщика Ту-16), первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский авиалайнер Ту-114, ближне- и среднемагистральные самолеты Ту-124, Ту-134, Ту-154. Совместно с Алексеем Туполевым был разработан сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144. Самолеты Туполева стали основой парка авиакомпании “Аэрофлот”, а также эксплуатировались в десятках стран по всему миру.

22. Микрохирургия глаза

Миллионы врачей, получив диплом, горят желанием помогать людям, мечтают о будущих свершениях. Но большинство из них постепенно теряют прежний запал: никаких стремлений, одно и то же из года в год. У Федорова энтузиазм и интерес к профессии год от года лишь рос. Спустя всего шесть лет после института он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1960 году в Чебоксарах, где он тогда работал, провел революционную операцию по замене хрусталика глаза на искусственный. Подобные операции проводились за рубежом и ранее, однако в СССР считались чистым шарлатанством, и Федорова уволили с работы. После этого он стал заведующим кафедрой глазных болезней в Архангельском мединституте. Именно здесь в его биографии началась «империя Федорова»: вокруг неуемного хирурга собрался коллектив единомышленников, готовый к революционным изменениям в микрохирургии глаза. В Архангельск потянулись люди со всей страны с надеждой снова обрести утраченное зрение, – и они действительно прозревали. Инновационного хирурга оценили и «официально» – вместе со своей командой он перебрался в Москву. И начал творить совершенно фантастические вещи: делать коррекцию зрения при помощи кератотомии (особых насечек на роговице глаза), пересаживать донорскую роговицу, разработал новый метод оперирования глаукомы, стал пионером лазерной микрохирургии глаза.

23. Тетрис

Середина 80-х. Время, овеянное легендами. Идея тетриса родилась у Алексея Пажитнова в 1984 году после знакомства с головоломкой американского математика Соломона Голомба Pentomino Puzzle. Суть этой головоломки была довольно проста и до боли знакома любому современнику: из нескольких фигур нужно было собрать одну большую. Алексей решил сделать компьютерный вариант пентамино. Пажитнов не просто взял идею, но и дополнил ее: в его игре собирать фигурки в стакане предстояло в реальном времени, причем сами фигурки состояли из пяти элементов и во время падения могли проворачиваться вокруг собственного центра тяжести. Но компьютерам Вычислительного центра это оказалось не под силу — электронному пентамино попросту не хватало ресурсов. Тогда Алексей принимает решение сократить количество блоков, из которых состояли падающие фигурки, до четырех. Так из пентамино получился тетрамино. Новую игру Алексей нарекает “тетрисом”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *