Какие камеры будут фиксировать автомобили без техосмотра
Определены требования к фотографированию автомобилей при техосмотре
pixeldreams / Depositphotos.com |
В связи с этим Минтрансом России установлены требования к фотографическому изображению ТС, в отношении которого проводилось техническое диагностирование, к порядку и срокам его хранения в ЕАИСТО, к точности определения координат места нахождения ТС и пункта техосмотра.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Предусмотрено, что во время техосмотра фото должно быть сделано дважды:
Фото должно быть цветным.
Файл должен содержать дату, время, координаты места фотографирования по ГЛОНАСС и быть подписан УКЭП технического эксперта, проводившего диагностику. Файлы передаются в ЕАИСТО и хранятся в системе не менее 5 лет с даты их передачи.
Приказ вступит в силу 1 марта 2021 г.
К сведению: на прошлой неделе Правительством РФ были утверждены правила осуществления МВД России государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств, а в апреле – правила осуществления профессиональным объединением страховщиков контроля за деятельностью операторов технического осмотра. Оба эти документа также вступят в силу 1 марта 2021 г..
Камеры начнут штрафовать за техосмотр: первые подробности реформы
Стали известны первые подробности глобальной реформы обязательного техосмотра, которую готовит Минэкономики. Серьезные последствия ждут всех: тех, кто не проходит техосмотр, кто ездит с купленной диагностической картой и тех, кто их продает.
О том, что система обязательного техосмотра подвергнется очередной реформе, стало известно в прошлом году. Руководство страны и страховщиков не устраивает сложившаяся ситуация, при которой автовладельцы просто покупают диагностические карты, не вставая с дивана. Связано это с тем, что последние два года ГИБДД фиксирует значительный рост аварий, произошедших с участием неисправных автомобилей. Только в прошлом году таких аварий произошло 5,8 тысячи, что на 18,5% больше, чем в 2016-м.
В первую очередь «закрутить гайки» планируется для операторов техосмотра. По задумке Минтранса, процесс техосмотра будет фиксироваться камерами, а записи подгружаться в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра (ЕАИСТО). Сама диагностическая карта окончательно станет электронной и будет заверяться усиленной электронной подписью эксперта. Эксперта ждет штраф до 10 тыс. руб. в случае, если обнаружится, что он выдал карту на автомобиль, который не проходил техосмотр. Если же выяснится, что переданные в ЕАИСТО данные о состоянии машины были недостоверными, эксперта ждет уголовное наказание.
В Кодекс об административных правонарушениях вернется штраф за непройденный техосмотр. Он составит 800 руб. При этом, пишет «КоммерсантЪ», инспектору ГИБДД даже не нужно будет проверять наличие диагностической карты. Их проверкой займутся многочисленные камеры фиксации нарушений ПДД, которые подключат к базе ЕАИСТО.
При этом сама база данных ЕАИСТО будет передана из-под контроля МВД в руки Российского союза автостраховщиков (РСА). Против этого выступали эксперты, так как РСА зависит от страховых компаний, у которых есть коммерческий интерес (полис ОСАГО без диагностической карты купить нельзя).
В случае, если у водителя не будет техосмотра или выяснится, что он прошел его с нарушениями (например, купил диагностическую карту), в случае ДТП страховая компания сможет подать к автовладельцу регрессивный иск.
Когда законопроект будет внесен в правительство, пока неизвестно: сейчас проводятся согласительные совещания, так как некоторые из заинтересованных ведомств не могут договориться друг с другом. В частности, норма о возможности регрессивного иска пока не нашла понимания у всех заинтересованных сторон.
«Письма счастья» за техосмотр уже приходят, но водители заметили важную закономерность
Тем временем получатели «писем» заметили закономерность.
«Ну и где за техосмотр?»
Водители, которые подозревают, что могут получить «письма счастья», нервничают, но одновременно заглядывают в почтовый ящик с интересом: придет ли постановление и за техосмотр тоже?
Похоже, все дело именно в дате, когда было зафиксировано нарушения. Читатель Onliner прислал фотографию постановления, которое он получил за «управление ТС без гостехосмотра». Все так же, как и в случае с «письмами счастья» за скорость. Такое же постановление, фото автомобиля, описание обстоятельств совершения правонарушения.
Важный нюанс: читатель, получивший предупреждение, рассказал, что попал на камеру за превышение скорости. И постановление за техосмотр пришло одновременно с «письмом счастья» за нарушение скоростного режима.
Тем временем на диагностических станциях третья волна ажиотажа
Довольно быстро, впрочем, ажиотаж стал спадать. Все-таки зима, многие водители решили подождать потепления, чтобы привести машину в порядок, а заодно понаблюдать, как будут развиваться события.
Водители в это поверили не сразу, ажиотаж не спадал еще какое-то время. Некоторые водители признавали, что боятся получить штраф, другие заверяли, что терпеливо стоят в очередях для личного спокойствии да и «ради порядка».
Третья волна
Несмотря на это заявление ГАИ, очень скоро, а именно 22 марта, МВД выступило с официальным заявлением:
«Помимо фотофиксации превышения скорости и правил остановки/стоянки, организовано привлечение к ответственности за управление без техосмотра. Камеры фиксируют факт участия транспортного средства в дорожном движении, распознают регистрационный знак и сверяют его с базой данных АИС „Белтехосмотр“ на наличие разрешения на допуск к участию в дорожном движении. При отсутствии разрешения в отношении собственника выносится соответствующее постановление».
22 марта особых очередей на станциях техосмотра не было, не возникло их и на следующий день. Зато сегодня, в пятницу, 26 марта, в Минске очереди появились, да какие!
Законодательство
Напомним, что обязанность проведения государственного технического осмотра транспортных средств, самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учету, закреплена статьей 33 Закона Республики Беларусь «О дорожном движении».
А в соответствии с п. 10.3 Правил дорожного движения водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве, конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов, не прошедшем государственный технический осмотр и процедуру выдачи разрешения на его допуск к участию в дорожном движении.
Кого будут наказывать за непройденный техосмотр?
Как и в случае с «письмами счастья» за превышения скорости и нарушение правил остановки/стоянки транспортных средств, постановление за непройденный техосмотр будет выноситься в отношении собственника транспортного средства.
Для того, чтобы это стало возможным, должен был вступить в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, который теперь предусматривает возможность привлечения собственников транспортных средств к ответственности за все нарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта на основании их фиксации специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме (ч. 1 ст. 4.8 КоАП).
При этом ч. 3 ст. 4.8 КоАП определено, что собственник (владелец) транспортного средства не подлежит административной ответственности, если при ведении административного процесса будет установлено, что в момент фиксации административного правонарушения соответствующее транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Что, если попасться без техосмотра на несколько камер?
Все зависит от того, с какой периодичностью попадаться. Но в любом случае будет действовать принцип: не больше одного штрафа в день, говорят в милиции.
Допустим, по МКАД движется автомобиль с непройденным техосмотром, проезжает несколько камер фотофиксации. По словам сотрудников, в итоге нужно ожидать только одно «письмо счастья».
В этом существенное различие с тем, как наступает ответственность за превышение скорости, зафиксированное теми же камерами: там постановление придет за каждый зафиксированный автоматикой факт нарушения.
К слову, сегодня на техосмотрах Гродно очереди не большие.
Отмена техосмотра, новые камеры и другое: что ждет водителей в декабре
В декабре 2021 года автомобилистов ждет только одно важное изменение в законодательстве — решение судьбы законопроекта об отмене техосмотра. Однако на календаре стоит отметить еще несколько событий, чтобы избежать неожиданных штрафов и не попасть в неприятную ситуацию при встрече с ГИБДД.
Решение по отмене техосмотра: с 8 декабря до конца года
Перевести техосмотр на добровольную основу, приняв изменения во всех трех чтениях в Госдуме до конца года, обещали авторы законопроекта от партии «Единая Россия». Именно в декабре станет понятно, успеют ли депутаты исполнить свои обещания, или же водителям и в 2022 году придется проходить техосмотр, чтобы избежать проблем со страховыми компаниями.
Документ был принят в первом чтении 9 ноября. Однако для дальнейшего рассмотрения и принятия его авторам нужно доработать документ согласно указанию Правительства. Изменения нужно привести в соответствие с договором о Евразийском экономическом союзе. На предоставление новых поправок авторам дали 30 дней — до 8 декабря 2021 года.
Отведенного времени теоретически должно хватить на принятие законопроекта в оставшихся двух чтениях. При этом сами операторы пунктов техосмотра считают, что доработать документ не так просто, а также что разработка поправок может занять долгое время. Пока паниковать автомобилистам не стоит — штраф в 2 000 рублей за отсутствие диагностических карт должен заработать только 1 марта 2022 года, а полисы ОСАГО продают без диагностических карт.
Самой важной проблемой остаются взаимоотношения со страховой компанией, если у виновника ДТП по причине технической неисправности не окажется техосмотра. В таких случаях страховщики грозят регрессом. Есть и еще один нюанс: если отмена техосмотра на некоторое время забуксует, неизвестно, захотят ли операторы пунктов продлять разрешения на работу в этой сфере. Следовательно, если техосмотр все-таки будет нужен в начале 2022 года, пройти его получится не так быстро.
Договоры купли-продажи на подержанные машины через Госуслуги: до конца года
До конца 2021 года в Минцифре планируют добавить в функционал приложения Госуслуги опцию оформления договора купли-продажи на подержанную машину.
Подписать договор можно будет специальной зашифрованной электронной подписью, которая формируется через другое приложение Госключ: там будут храниться все подписанные в электронном виде документы.
Пользователи портала смогут подписывать документы при помощи электронной подписи и отправлять на регистрацию третьим лицам — а именно, в ГИБДД. Сделки в режиме онлайн можно проводить и сейчас — эта норма есть в ст. 160 Гражданского кодекса. Но без такого инструмента, как Госуслуги, физические лица предпочитали оформлять все документы лично. Новый сервис должен помочь в проверке собственника автомобиля и исключить некоторые риски.
Пени за неуплаченный транспортный налог: с 1 декабря
Оплатить транспортный налог за 2020 год необходим было успеть до 1 декабря. К тем, кто этого не сделал, налоговики применят суровые финансовые санкции. Неплательщику будут начислять пени за каждый день просрочки. Причем оплатить транспортный налог отдельно без этих дополнительных начислений у водителя не получится, так как пени автоматически становятся его частью. Если автомобилист отказывается платить транспортный налог в течение трех месяцев, ему вышлют особое уведомление с требованием оплатить задолженность. После этого срока долг передадут судебным приставам. Последние имеют право списывать задолженность с банковских карт и заблокировать счет.
Водителей, которые решили скрыть от ФНС факт владения машиной, обяжут оплатить налог и прибавят к этой сумме 20%. Кроме того, с неуплаченным транспортным налогом с автомобилем нельзя будет совершать никаких регистрационных действий. То есть продать машину и перерегистрировать на нового собственника не получится.
Новые выделенные полосы в Москве: с 13 декабря
Московским водителям нужно будет обновить данные об изменениях на привычных маршрутах: с 13 декабря заработает несколько новых выделенных полос общественного транспорта. Выделенки появятся на пяти участках дорог:
Камеры начнут фиксировать отсутствие техосмотра в октябре
С 1 октября 2021 года камеры фотовидеофиксации нарушений ПДД могут начать выписывать штрафы автомобилям, которые выехали на дорогу, не пройдя техосмотр. Штраф составит 2000 рублей. О данном плане реформирования системы ТО от Комитета Совета федерации по экономической политике, направленном в правительство РФ, который был составлен при участии операторов ТО, сообщает «Коммерсантъ».
Таким образом, Совет федерации предлагает ускорить вступление в силу поправок в КоАП от 2019 года, перенеся его с 1 марта 2022 года на 1 октября 2021-го.
Предложение сенаторов противоречит проекту ГИБДД, которая недавно предложила сделать техосмотр добровольным и стимулировать ответственных автовладельцев скидками на транспортный налог и страховку. Новый вариант не только не отменяет ТО, но и обязывает водителей возить с собой диагностическую карту (сейчас она нужна только для оформления ОСАГО, и то после 22 августа эту связку отменят) и предъявлять ее инспектору ГИБДД по требованию. Следить за фактом прохождения ТО также будут дорожные камеры в реальном времени.
В новом проекте также предлагается отключать от ЕАИСТО (Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра) операторов, которых МВД заподозрило в продаже диагностических карт без реального прохождения ТО.
Новые противоречивые идеи – свежая порция предложений по реформированию многострадальной системы техосмотра автомобилей. С 1 марта 2021 года процедура усложнилась технически: операторы обязаны обзавестись сложным оборудованием для фотографирования машин с указанием хронологии процедуры и координат места проведения, а данные диагностической карты вносить у единую электронную базу ЕАИСТО. Далеко не все станции в состоянии обеспечить такую техническую базу для работы, что приведет как к огромным очередям на прохождение ТО, так и к закрытию операторов, которых во многих регионах и так критически не хватает, и мошенническим схемам.
Напомним, с 22 августа можно будет не предъявлять диагностическую карту с прохождением ТО для покупки полиса ОСАГО – раньше это требование было обязательным.
Чиновники уже не раз озвучивали идею, что обязательный техосмотр – настолько коррумпированная процедура, что проще его отменить, чем оптимизировать.