Какие эксплуатационные требования предъявляются к пассажирским автомобилям
1.5. Требования к пассажирским транспортным средствам категорий M2 и M3
1.5. Требования к пассажирским транспортным средствам
1.5.1. Все измерения производятся на снаряженном транспортном средстве в обычном рабочем состоянии, находящемся на ровной горизонтальной поверхности. Если транспортное средство оснащено системой опускания пола, то она должна быть отрегулирована таким образом, чтобы транспортное средство находилось на уровне своей обычной высоты движения.
1.5.2. На транспортном средстве должно иметься определенное число сидячих мест, помимо откидных сидений. В случае транспортного средства классов I, II или A число сидячих мест на каждом этаже должно по крайней мере соответствовать количеству квадратных метров пола на этом этаже, предназначенного для пассажиров и (при необходимости) экипажа, округленному до ближайшего меньшего целого числа; в транспортных средствах класса I это количество, без учета верхнего этажа, может быть уменьшено на 10 процентов.
1.5.3. Противопожарная защита.
1.5.3.1. В моторном отделении не допускается использование никакого легковоспламеняющегося звукоизоляционного материала либо материала, абсорбирующего топливо, смазочное масло или другое горючее вещество, если он не покрыт герметичным слоем.
1.5.3.2. Должны быть учтены меры предосторожности против накопления топлива, смазочного масла или любого другого горючего вещества в любом месте моторного отделения за счет соответствующих конструктивных особенностей или посредством создания дренажных отверстий.
1.5.3.3. Между моторным отделением или любым другим источником тепла (таким, как устройство, предназначенное для поглощения энергии, освобождаемой при движении транспортного средства по длинному спуску, например замедлитель, или устройство для отопления салона, кроме любых устройств, обогреваемых жидкостью системы охлаждения двигателя) и остальной частью транспортного средства должна размещаться перегородка из жаропрочного материала. Все крепежные приспособления, зажимы, прокладки т.д., используемые для перегородки, должны быть огнестойкими.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 N 706)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.5.3.4. В пассажирском салоне может устанавливаться обогревательное устройство, не работающее на жидкости системы охлаждения двигателя, если оно вмонтировано в изоляционный материал, который устойчив к повышению температуры, обусловленному функционированием этого устройства, не выделяет никаких токсичных испарений и расположен таким образом, что прикосновение пассажиров к любой рабочей поверхности исключено.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 N 706)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.5.3.5. Наличие каких-либо воспламеняющихся материалов в пределах 100 мм от выхлопной системы либо других существенных источников тепла должно допускаться лишь в том случае, если эти материалы надлежащим образом защищены. Для предотвращения попадания смазки или соприкосновения других воспламеняющихся материалов с выхлопной системой или другими существенными источниками тепла должна быть обеспечена соответствующая защита. Для целей настоящего пункта воспламеняющимся материалом считается материал, который не предназначен для того, чтобы выдерживать температуры, которые возможны в месте его использования.
1.5.3.6. (не применяется к двухэтажным транспортным средствам). Должно быть предусмотрено место для установки одного или нескольких огнетушителей, один из которых должен находиться поблизости от сиденья водителя. Огнетушители могут предохраняться от кражи или вандализма (например посредством помещения их в запирающийся ящик либо за легко разбиваемое стекло) при условии четкого обозначения мест хранения этих предметов и обеспечения средств для их беспрепятственного извлечения в аварийной ситуации.
1.5.4. Электрооборудование и электропроводка
1.5.4.1. Все провода должны быть надежно изолированы, и вся электропроводка и электрооборудование должны выдерживать воздействие температуры и влажности, которым они подвергаются. Все провода должны быть надежно защищены и прочно прикреплены, чтобы исключалась возможность их обрыва, перетирания или износа.
1.5.4.2. Каждая электрическая цепь, питающая любой элемент оборудования, за исключением стартера, цепи зажигания (в случае принудительного зажигания), свечей подогрева, устройства остановки двигателя, зарядной цепи и заземления аккумуляторной батареи, должна иметь плавкий предохранитель или выключатель. Однако они могут защищаться общим плавким предохранителем или выключателем при условии, что номинальная сила тока не превышает 25 A.
1.5.4.3. Все электрические кабели должны быть расположены таким образом, чтобы никакая часть не соприкасалась ни с каким топливопроводом или любой другой деталью системы выпуска и не подвергалась чрезмерному нагреву, если не предусмотрено надлежащей специальной изоляции и защиты.
1.5.5. Аккумуляторные батареи
1.5.5.1. Все аккумуляторные батареи должны быть хорошо закреплены и легкодоступны.
1.5.5.2. Отделение, в котором размещаются аккумуляторные батареи, должно быть отделено от пассажирского салона и отделения водителя и надлежащим образом вентилироваться наружным воздухом.
1.5.5.3. Полюса аккумуляторной батареи должны быть защищены от опасности короткого замыкания.
1.5.6. Аптечки первой помощи
Должно быть предусмотрено место для установки одной или нескольких аптечек первой помощи. Аптечки первой помощи могут предохраняться от кражи или вандализма (например посредством помещения их в запирающийся ящик либо за легко разбиваемое стекло) при условии четкого обозначения мест хранения этих предметов и обеспечения средств для их беспрепятственного извлечения в аварийной ситуации.
1.5.7. Число выходов (не применяется к двухэтажным транспортным средствам)
1.5.7.1. Минимальное число дверей в транспортном средстве должно быть две: либо две служебных двери, либо одна служебная дверь и одна запасная дверь. Минимальное число служебных дверей должно соответствовать таблице 1.3.
Требования безопасной эксплуатации транспортных средств
Актуально
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Требования безопасной эксплуатации автотранспортных средств.
Следует иметь в виду, что даже автомобили одной модели, выпущенные практически одновременно, обладают выраженными индивидуальными особенностями поведения на дороге. Использовать полностью скоростные и динамические возможности автомобиля рекомендуется по мере «привыкания» к нему, постижения его характера и только после прохождения автомобилем первых 2000-3000 км с соблюдением ограничений, указанных в подразделе «Обкатка автомобиля».
Не допускайте работу двигателя с частотой вращения коленчатого вала, при которой стрелка тахометра находится в красной зоне шкалы.
Запрещается начинать движение автомобиля с места «на стартере». Трогаться с места на автомобиле с механической коробкой передач можно только на первой передаче при полностью отпущенном рычаге стояночного тормоза, плавно отпуская педаль сцепления.
Не превышайте нормы грузоподъемности, указанные в технической характеристике автомобиля: перегрузка приводит к повышенному износу шин и деталей подвески, к потере курсовой устойчивости.
Не допускайте движения по дорогам с низким качеством покрытия на повышенных скоростях. «Пробои» подвески, которыми, как правило, сопровождается движение в таких режимах, приводят к повреждению и деформации узлов ходовой части автомобиля. В этом случае также могут возникать повреждения и деформации кузова.
Регулярно проверяйте давление воздуха в шинах: пониженное давление приводит к их интенсивному износу. Разница давления в шинах 0,2-0,3 атм становится причиной ухудшения управляемости автомобиля.
Регулярно проверяйте состояние защитных резиновых чехлов шаровых опор, шарниров равных угловых скоростей и шарниров рулевых тяг. Поврежденные чехлы надо заменить, поскольку вода и грязь быстро выведут механизмы из строя.
Для заправки используйте горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости, рекомендованные заводом-изготовителем.
Регулярно проверяйте состояние клемм аккумуляторной батареи и крепление проводов на них. Ослабленное крепление или окисление клемм может вывести из строя электронные приборы автомобиля.
Запомните, что клеммы аккумуляторной батареи разного диаметра: положительная клемма больше отрицательной. Следите за тем, чтобы провода были подсоединены в соответствии с указанной на их наконечниках и клеммах полярностью.
При заряде аккумуляторной батареи непосредственно на автомобиле от внешнего источника тока обязательно отключите ее от генератора (отсоедините провод от клеммы «+»аккумуляторной батареи).
Утеплитель для автомобиля позволяет сохранить тепло в двигателе, системе его охлаждения и аккумуляторной батарее. Благодаря утеплению автовладелец может быстрее прогреть двигатель в мороз(сэкономив при этом топливо), нагреть салон, избавиться от наледи на капоте.
Однако утеплитель для машины имеет и недостатки. Среди них —возможность возникновения перегрева, падение мощности мотора, вероятность возгорания некачественного изделия. Низкий срок эксплуатации большинства таких «одеял» (около одного-двух лет) при их достаточно высокой стоимости еще больше расстраивают автовладельцев. Преимущества и недостатки автоодеяла
Опыт использования утеплителя для автомобиля идет корнями еще в старые времена, когда автомобили были карбюраторными, и повсеместно использовался 76-й бензин. Естественно, что такие машины в мороз грелись очень медленно, а остывали, соответственно, быстро. Однако эти времена давно ушли, машины стали инжекторными, а бензин более высокооктановым.
Соответственно, время на их прогрев тратится меньше. В настоящее время существует три типа утеплителей —двигателя, радиатора и аккумуляторной батареи.
Преимущества его использования заключаются в следующем:
Грузовые и легковые автомобили должны комплектоваться порошковыми или хладоновыми огнетушителями с вместимостью корпуса не менее 2 л (типа ОП-2 или ОХ-2).Автобусы особо малого класса (типа «Газель», РАФ и др.) оснащаются, как минимум, одним огнетушителем типа ОП-2; автобусы малого класса (ПАЗ и др.) —двумя огнетушителями ОП-2; автобусы среднего класса (ЛАЗ, ЛиАЗ, МАЗ и др.) и другие автотранспортные средства для перевозки людей —двумя огнетушителями (один в кабине ОП-5, другой в салоне ОП-2).
Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов и транспортные средства для перевозки опасных грузов должны оснащаться, как минимум, двумя огнетушителями типа ОП-5: один должен находиться на шасси, а второй —на цистерне или в кузове с грузом.•На большегрузных внедорожных автомобилях-самосвалах должен быть установлен один огнетушитель типа ОП-5.•
Передвижные лаборатории, мастерские и другие транспортные средства типа фургона, смонтированного на автомобильном шасси, должны быть укомплектованы двухлитровыми огнетушителями соответствующего типа в зависимости от класса возможного пожара и особенностей смонтированного оборудования.
На всех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине, в непосредственной близости от водителя или в легкодоступном месте.
Запрещается хранение огнетушителей в багажнике, кузове и в других местах, доступ к которым затруднен.
Огнетушители, размещаемые вне кабины, следует защищать от воздействия осадков, солнечных лучей и грязи
Конструкция кронштейна должна быть надежной, чтобы исключалась вероятность выпадения из него огнетушителя при движении автомобиля, а также при столкновении или ударе его о препятствие.
Какие эксплуатационные требования предъявляются к пассажирским автомобилям
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства
Технические требования и методы испытаний
Vehicles. Training cars. Technical requirements and test methods
Дата введения 2014-09-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 2148-ст
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51266 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 52051 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 учебный автомобиль: АТС, предназначенное для обучения лиц, не имеющих права на управление транспортным средством или желающих получить право на управление транспортными средствами дополнительных категорий.
3.2 инструктор: Лицо, проводящее обучение управлению на учебном автомобиле.
3.3 рабочее место инструктора: Штатное место в учебном автомобиле, предназначенное для инструктора во время проведения учебных занятий и оборудованное дублирующими органами управления и устройствами непрямого обзора.
3.4 курсант: Лицо, проходящее обучение управлением АТС соответствующей категории.
3.5 кандидат в водители: Лицо, прошедшее обучение управлению АТС, сдающее квалификационный экзамен на получение права управления АТС соответствующей категории.
3.6 учебная площадка: Закрытое пространство, оборудованное набором тренажеров для отработки приемов управления АТС, не предназначенное для движения АТС, не являющихся учебными.
3.7 дублирующие органы управления: Органы управления учебного автомобиля, расположенные на рабочем месте инструктора, отличные от штатных органов управления учебного автомобиля, предназначенные для вмешательства инструктора (экзаменатора) в процесс управления учебным автомобилем при возникновении нештатной ситуации, угрожающей безопасности лиц, находящихся в учебном автомобиле, или пешеходов, или других участников дорожного движения.
3.8 уровень репрезентативности: Величина, выраженная в процентах, соответствующая части населения при сплошном отборе индивидов, у которых численное значение какого-либо антропометрического признака (рост человека) не более его заданного значения.
4 Общие технические требования к дублирующим органам управления
4.1 Дублирующие органы управления, устанавливаемые на учебном автомобиле, должны дублировать как минимум органы управления тормозами и сцеплением на автомобиле с механической коробкой передач или тормозами на автомобиле с автоматической коробкой передач.
4.2 На комплекте дублирующих органов управления должен быть нанесен фабричный или торговый знак изготовителя. Эта маркировка должна быть четкой и нестираемой.
4.3 Конструкция дублирующих органов управления должна давать возможность управлять ими инструктору от 5 до 95 уровня репрезентативности.
4.4 Металлические части дублирующих органов управления должны иметь защитное покрытие от коррозии.
4.5 Педали управления, если смотреть с сиденья инструктора, должны располагаться в следующем порядке слева направо в зависимости от вида коробки передач: педаль сцепления, педаль тормоза и педаль подачи топлива при ее наличии.
4.6 Размеры, определяющие взаимное положение педалей и их расположение относительно внутреннего пространства кузова по [1].
4.7 Конструкция дублирующих органов управления должна обеспечивать их быстрый демонтаж или приведение в нерабочее состояние с тем, чтобы исключить несанкционированное их использование пассажирами на рабочем месте инструктора.
4.8 Сигнализация о выполнении управляющего воздействия на дублирующие органы управления
4.8.1 Конструкция дублирующих педалей управления должна предусматривать включение внешних штатных сигналов торможения учебного автомобиля при воздействии на дублирующую педаль тормоза.
Данный пункт обязателен для учебных автомобилей, оборудованных аппаратно-программным комплексом аудио- и видеонаблюдения.
Сигнализация нажатия дублирующих педалей управления может осуществляться штатным внутренним осветительным оборудованием АТС или дополнительными сигнальными лампами и плафонами, установленными в зоне обзорности курсанта (кандидата в водители), инструктора и сидящих сзади пассажиров.
Сигнализация нажатия дублирующих педалей управления может быть также звуковой или комплексной: световой и звуковой.
4.9 Все элементы конструкции дублирующих органов управления, находящиеся в передней части салона над уровнем приборного щитка перед сиденьем инструктора, изготовленные из материала, твердость которого по Шору А превышает 50 единиц, должны иметь закругленные края, радиус кривизны которых составляет не менее 2,5 мм.
4.10 Если крепление дублирующих органов управления расположено в районе нижнего края приборного щитка, металлические несущие элементы не должны иметь выступающих краев.
4.11 Если после установки дублирующих органов управления нижний край приборного щитка не удовлетворяет условиям по 4.9, то он должен быть закругленным, причем радиус кривизны должен составлять не менее 19 мм.
5 Технические требования к установке дублирующих органов управления
5.1 Конструкция и установка дублирующих органов управления и их приводов должны обеспечивать удобство доступа в салон учебного автомобиля и на рабочее место водителя и инструктора (экзаменатора).
5.2 Дублирующие органы управления не должны мешать возможности управлять учебным автомобилем с помощью штатных органов управления.
5.3 Конструкция приводов дублирующих органов управления не должна изменять расположение штатных органов управления АТС.
5.4 Конструкция и исполнение приводов должны обеспечивать надежную передачу и траекторию движения дублирующих органов управления без заметных деформаций элементов и звеньев приводов.
5.5 Дублирующие органы управления должны быть расположены относительно сиденья переднего пассажира аналогично расположению штатных органов управления относительно сиденья водителя.
5.6 Левая нога инструктора в нерабочем положении должна иметь возможность опираться на поверхность пола или упор для ноги таким образом, чтобы она не могла застрять в дублирующих органах управления.
5.7 На учебном автомобиле должна быть обеспечена возможность управляющего воздействия до упора на любой дублирующий орган управления, исключающая несанкционированное нажатие на другие органы управления системами АТС.
5.8 При перемещении штатных органов управления управляющее воздействие не должно передаваться на дублирующие органы управления, и наоборот, при перемещении дублирующих органов управления управляющее воздействие должно передаваться на штатные органы управления.
5.9 После установки и регулировки дублирующих органов управления рабочие и свободные перемещения штатных органов управления не должны уменьшаться.
5.10 Рабочие перемещения дублирующих органов управления должны быть не менее рабочих перемещений штатных органов управления.
5.12 Эффективность рабочей тормозной системы при управлении дублирующей педалью тормоза должна соответствовать [2]*.
5.13 Максимальное усилие на дублирующей педали привода сцепления при полном рабочем ходе должно быть не более 25 даН для учебных автомобилей.
5.14 При установке дублирующих органов управления учебный автомобиль категории должен соответствовать [3].
5.15 Установка дублирующих органов управления не должна нарушать соответствие учебного автомобиля ГОСТ 51266*.
5.16 В том случае, если рабочее место инструктора оборудуют дополнительными устройствами непрямого обзора, эти средства обзора не должны нарушать соответствие учебного автомобиля ГОСТ Р 51266 и [4].
6 Методы испытаний
6.1 Требования к средствам измерений
Какие эксплуатационные требования предъявляются к пассажирским автомобилям
Эксплуатационные качества подвижного состава —совокупность характеристик, существенных для организации коммерческой эксплуатации транспортных средств в соответствии с их назначением.
Основной эксплуатационной характеристикой пассажирского автомобиля является его пассажировместимость, зависящая от конструктивно — планировочных решений и норм площади пола салона для размещения пассажирских сидений и мест для стоящих пассажиров. Если пассажировместимость легкового автомобиля устанавливается по числу мест для сидения, то к автобусам применяется ряд особых правил.
Для автобусов конструктивно — планировочные решения определяют их общую компоновку и этажность. Наиболее целесообразной признана вагонная компоновка, обеспечивающая высокое значение коэффициента использования габарита. В России городские автобусы преимущественно одноэтажные, хотя в последнее время стали применяться двухэтажные автобусы, импортированные из Европы. Городские автобусы особо большой вместимости выполняются сочлененными.
Автобусы оборудуют сиденьями, размеры которых, а также размеры других элементов пассажирского салона установлены ГОСТ 27815 —88. Площадь пола салона городского автобуса, не занятая сиденьями, местом кондуктора, входными тамбурами и выступающими в салон частями конструкции автобуса, предназначена для размещения пассажиров, проезжающих стоя. Предельный норматив плотности размещения стоящих пассажиров в городских автобусах согласно ГОСТ 27815 —88 составляет 8 пасс./м2 для часов пик. Общая пассажировместимость городского автобуса определяется суммированием числа мест для сидения с произведением свободной площади пола салона в квадратных метрах на указанный норматив. В двухэтажных автобусах перевозка пассажиров стоя на втором этаже не допускается. Пассажировместимость автобусов особо малого класса и легковых автомобилей устанавливается только по числу мест для проезда сидя.
Следует отметить, что пассажировместимость автобуса, при прочих равных условиях, практически определяется его габаритной длиной. Дело в том, что действующими международными и российскими стандартами габаритная ширина дорожного транспортного средства ограничена максимальным пределом 2500 мм. Производители автобусов выпускают автобусы именно с такой габаритной шириной кузова. Отсюда пассажировместимость автобуса определяется такими факторами, как габаритная длина, компоновка кузова, этажность, доля свободной площади салона, отведенная под места для сидения, и, конечно, принятыми нормативами плотности размещения пассажиров в салоне автобуса.
Пассажировместимость и динамические качества определяют провозную способность подвижного состава, характеризуемую числом пассажиров, перевозимых в единицу времени, или возможным пассажирооборотом в средних условиях эксплуатации.
В зависимости от пассажировместимости и компоновки пассажирского салона производители пассажирских автомобилей предусматривают размещение, число и ширину дверей. Двери внутригородских автобусов делаются широкими —не менее 1200 мм в свету для двойной двери. Число дверей выбирается таким, чтобы интенсифицировать пассажирообмен на частых остановках.
Конструкция дверей преимущественно поворотно — распашная. Пригородные автобусы могут иметь меньшее число дверей шириной не менее 700 мм. В междугородных автобусах и автобусах дальнего следования предусматривается, как правило одна, реже две сдвижные двери. Двери автобусов могут открываться с места водителя или путем приведения в действие аварийного привода, расположенного у двери.
Число дверей легковых автомобилей связано с их назначением и особенностями конструкции кузова. Для использования в качестве такси наиболее подходят специально сконструированные легковые автомобили, имеющие широкую сдвижную дверь пассажирского салона, обращенную в сторону тротуара —рис. 4.41. В таких автомобилях — такси водительское помещение отделено от пассажирского салона прозрачной перегородкой. В таксомоторных парках и для служебных перевозок широко используют автомобили с кузовами «седан» или «универсал». Двухдверные легковые автомобили имеют кузов «купе» или «кабриолет» и ориентированы на самостоятельное использование гражданами. Как коммерческие, они могут найти применение только в прокате, особенно в курортной местности.
Маневренность автомобиля связана с его габаритными размерами, минимальным радиусом поворота, массой и динамическими качествами. Использование некоторых автобусов на улицах в центральной части старых городов может ограничиваться из-за слишком большого радиуса поворота.
Проходимость и нагрузка на путь ограничивают использование подвижного состава на дорогах с недостаточно качественным покрытием, имеющих ограниченную прочность дорожных одежд, а также с учетом допустимой нагрузки на дорожные сооружения.
По предельно допустимой осевой нагрузке автомобили подразделяют на группы А и Б. Для автомобилей и автопоездов, относящихся к группе А, установлена предельно допустимая нагрузка на наиболее нагруженную ось не более 10 т при расстоянии до смежной оси не менее 2,5 м. Автомобили группы А разрешается эксплуатировать на дорогах I и II категорий и на вновь сооруженных или реконструированных дорогах III категории. Автомобили группы Б должны иметь предельную осевую нагрузку, не превышающую 6 т. Такие автомобили допускаются к эксплуатации на всей дорожной сети без ограничений. К группе Б относятся все легковые автомобили и большинство автобусов.
В сельской и горной местности на автобусных маршрутах, проходящих по дорогам с возможными недостатками качества покрытия и его содержания, имеющих значительные уклоны, используют автобусы повышенной проходимости с колесной формулой 4×4. Много таких автобусов эксплуатируется сельскохозяйственными предприятиями для внутриусадебных служебных перевозок работников. Проходимость автобусов на дорогах в сельской местности может быть также ограничена допустимым радиусом вертикальных кривых профиля соответствующего участка дороги. В таком случае дополнительно следует учесть клиренс, базу и углы переднего и заднего свесов автобуса.
Экономичность подвижного состава зависит от вида энергии и энергоносителя, используемых для тяги, удельного расхода энергии на 1 пасс. км и массы транспортного средства. Конструктивно более экономичен подвижной состав, использующий для тяги электроэнергию. Из двигателей внутреннего сгорания предпочтителен дизель, особенно для больших и очень больших автобусов. Экономическое значение коэффициента тары проявляется в следующем. Расход энергии на тягу пропорционален общей массе транспортного средства. Полезной нагрузкой является масса пассажиров и багажа. Масса собственно транспортного средства составляет бесполезную нагрузку. Чем меньше масса тары и коэффициент тары, тем экономичнее производится расходование энергии на тягу.
Комфортабельность автомобиля —комплексное свойство предоставления пассажирам и экипажу необходимого комфорта в пути. Комфорт характеризует бытовые удобства, устроенность, уют в месте пребывания человека. Комфортабельность определяется оснащением салона автомобиля различными устройствами для поддержания микроклимата, термо — и шумоизоляцией, дополнительным оборудованием. Таким образом, комфорт —характеристика исключительно техническая, ее обеспечение определяется производителем подвижного состава и производственно-технической службой перевозчика. Грубейшей ошибкой является отнесение к характеристикам комфорта уровня наполнения салона пассажирами, поскольку данный показатель является эксплуатационным результатом коммерческой деятельности и определяется эксплуатационной службой перевозчика.
Микроклимат в салоне городского автобуса поддерживается преимущественно за счет естественной или принудительной вентиляции, хотя выпускаются модели автобусов с кондиционерами. Отопительная установка городского автобуса сравнительно мощная, чтобы скомпенсировать потери тепла в зимний период при частых открываниях дверей на остановках.
Междугородные автобусы оборудуют магнитолой, телевизорами, гардеробом для верхней одежды пассажиров, полками для шляп, емкими багажными отсеками под полом салона. Для сменного водителя устраивают место для отдыха. Благоприятный микроклимат в салоне поддерживает кондиционер.
Автобусы дальнего следования, по сравнению с междугородными, дополнительно имеют улучшенную отделку и расширенное оснащение салона, могут оборудоваться спальными местами для членов экипажа и пассажиров, аптечкой расширенной комплектации, биотуалетом, баром, мини — кухней, холодильником, бойлером, атермальными стеклами, радиотелефоном, телевидеоаппаратурой, местом для гида с трансляционной установкой.
Безопасность эксплуатации является одним из обязательных требований к подвижному составу и регулируется Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196 — ФЗ, другими актами действующего законодательства. Допуск транспортного средства к коммерческой эксплуатации по условиям соблюдения установленных мер безопасности дорожного движения обеспечивается процедурами государственной регистрации и периодических технических осмотров. Государственной регистрации подлежат только транспортные средства, получившие сертификат одобрения типа транспортного средства. Государственный технический осмотр коммерческих пассажирских автомобилей проводится дважды в год.
Пассажирские автомобили различных марок и моделей хотя и удовлетворяют минимальным требованиям безопасности конструкции, обладают, однако, различным уровнем безопасности при дорожно-транспортных происшествиях. Например, из практики эксплуатации известно, что вероятность наступления смертельных случаев и получения тяжелых ранений пассажирами и водителями в случае ДТП ниже в легковых автомобилях марок Mercedes и Volvo. Перевозчик согласно ст. 1079 ГК РФ несет ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. Поэтому следует стремиться использовать автомобили наиболее безопасные в эксплуатации. Повышение затрат на приобретение таких автомобилей компенсируется экономией на выплатах по гражданским искам. Для получения информации о показателях сравнительной безопасности автомобилей используют статистические данные ГИБДД и страховых организаций.
Результирующим показателем для целей сравнения можно принять коэффициент тяжести ДТП на 1 млн км пробега соответствующих автомобилей. Оценка стоимости ущерба от ДТП производится в соответствии с разработанной НИИАТ1 Методикой оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от ДТП, утвержденной Минтрансом России по согласованию с МВД России, Минфином России и Минэкономразвития России.
В эксплуатации учитывают активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность автомобилей. Активная безопасность направлена на предотвращение возможности ДТП и обеспечивается такими мерами, как совершенствование тормозов, улучшение сцепления шин с дорогой, использование органов управления с усилителем, применение противозаносных, противобуксовочных систем, передний или полный привод и др. Пассивная безопасность направлена на снижение тяжести последствий происходящих ДТП и обеспечивается достаточной жесткостью каркаса пассажирского помещения, сиденьями с подголовниками, применением ремней безопасности и надувных подушек, травмобезопасными органами управления и обивками элементов салона и др. Послеаварийная безопасность направлена на создание условий, способствующих ликвидации последствий произошедшего ДТП, и обеспечивается наличием средств аварийного оповещения и аварийной эвакуации пассажиров и персонала из салона, использованием негорючих материалов и эффективных средств пожаротушения, размещением багажа в изолированных отсеках и др. Экологическая безопасность предусматривает меры снижения вредного влияния эксплуатации автомобиля на окружающую природную среду.
При получении от производственно-технической службы автомобилей, находившихся в ремонте, работники службы эксплуатации должны убедиться в наличии на ремонтном листке штампа ОТК АТО, подтверждающего соблюдение требований, установленных в отношении безопасности автомобиля, и лично удостовериться в исправности элементов оборудования салона, обеспечивающих безопасность пассажиров.
Надежность автомобиля в эксплуатации в общем случае определяется наработкой на отказ, ремонтопригодностью. Надежность автомобиля количественно измеряют вероятностью исправности и готовности к эксплуатации на линии. Практически используют коэффициенты технической готовности и выпуска на линию, рассмотренные в следующем подразделе.
В начальный период эксплуатации отказы автомобиля могут иметь повышенную интенсивность. Затем наступает период, во время которого отказы во времени практически распределены равномерно. По мере выработки ресурса автомобиль начинает чаще выходить из строя по техническим причинам. Наконец наступает такой момент, начиная с которого выгоднее приобрести новый автомобиль, чем часто ремонтировать старый.
Этот момент определяет расчетный срок службы автомобиля. В типичных условиях эксплуатации современные городские автобусы рассчитаны на срок службы примерно восемь лет, междугородные автобусы и автобусы дальнего сообщения —10 лет, легковые автомобили — такси —4… 5 лет. Однако эти сроки могут существенно изменяться в зависимости от марки и модели автомобиля, интенсивности его эксплуатации перевозчиком. Например, автобус особо малой вместимости «Газель» при эксплуатации в режиме маршрутного такси служит 2…3 года, в то время как аналогичные автомобили зарубежного производства служат в среднем 6…7 лет.