Какие бывают машины переменного тока

Виды машин переменного тока и их устройство

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

Общие вопросы теории машин переменного тока

Электрические машины переменного тока включают в себя:

1) синхронные машины (СМ),

2) асинхронные машины (АМ),

3) коллекторные машины переменного тока.

Машина переменного тока (МПрТ) состоит из двух основных частей: неподвижной – статора и вращающейся – ротора. Между ними имеется воздушный зазор. Все машины переменного тока работают на принципе вращающегося магнитного поля, поэтому в их теории много общего. В синхронной машине ротор вращается с той же частотой вращения и в том же направлении, что и магнитное поле. То есть в этих машинах ротор и поле вращаются синхронно. В асинхронных машинах ротор вращается с частотой вращения, отличающейся от частоты вращения поля. Другими словами, ротор вращается не синхронно (асинхронно) по отношению к полю. Коллекторные машины являются асинхронными машинами с коллектором. Синхронные машины преимущественно применяются в качестве генераторов, а также нередко – двигателями. Асинхронные машины преимущественно применяются в качестве двигателей. В устройстве статора асинхронной и синхронной машин много общего (рис. 1.1). Сердечник статора набирается из листов электротехнической стали по 0,5 мм, изолированных друг от друга. Сердечник статора запрессовывается в корпус. На внутренней цилиндрической поверхности статора размещены пазы, в которые укладывается распределенная обмотка, как правило, трехфазная.

Сердечник ротора асинхронной машины набирается также из листов электротехнической стали, которые в крупных машинах покрываются с обеих сторон масляно-канифольным изоляционным лаком, а в машины малой мощности не имеют лакового покрытия. В последнем случае изоляцией служит искусственно созданный или естественный слой окислов.

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного токаПакет листов ротора АМ напрессовывается на вал (рис. 1.2,а) или на втулку вала. В крупных АМ он напрессовывается на крестовину (обод) (рис. 1.2,б). В пазах на наружной поверхности пакета ротора укладывается обмотка ротора. В зависимости от типа обмотки различают два различных типа АМ:

а) с фазным ротором или с контактными кольцами (АДФ);

б) с короткозамкнутым ротором (АДК).

В случае АДФ обмотка ротора выполняется, как и статорная – распределенной. Концы фаз соединяются в общую точку, а начала через контактные кольца и металлографитовые щетки выводятся наружу.

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

В случае АДК обмотка выполняется в виде беличьей клетки. В каждом пазу укладывается алюминиевый или медный стержень и концы всех стержней с обеих торцов ротора замыкаются накоротко алюминиевыми или медными кольцами. В АМ до 100 кВт обмотка выполняется путем заливки ротора алюминием. Что касается роторов СМ, то их конструкция существенно отличается от конструкции ротора АМ. Существуют две разновидности СМ:

а) с неявно выраженными полюсами (рис. 1.3,а);

б) с явно выраженными полюсами (рис. 1.3,б).

Следовательно, СМ делятся на неявнополюсные и явнополюсные машины.

То или иное исполнение СМ зависит от частоты вращения. Высокоскоростные СМ – неявнополюсные. Типичным представителем таких машин являются турбогенераторы (ТГ), которые выполняются двухполюсными с n = 3000 об/мин. На атомных электростанциях применяются четырехполюсные ТГ. При таких больших частотах вращения возникают большие механические напряжения в теле ротора от центробежных сил. Поэтому роторы ТГ выполняются из сплошной паковки высококачественной хромоникелевой или хромоникельмолибденовой стали. Поэтому, ротор современного ТГ имеет небольшой диаметр 1,3…1,5 метра. Для увеличения мощности приходится удлинять ротор, считаясь с ограничением по условиям гибкости и прогиба вала и связанным с этим пределом увеличения вибрации. Длина современных ТГ может достигать 7,5…8 метра. На цилиндрической поверхности ротора выфрезерованы пазы, куда укладывается обмотка возбуждения (ОВ), которая состоит из концентрических катушек, стороны которых закрепляются в пазах с помощью металлических немагнитных клиньев. Лобовые части ОВ охватываются стальным бандажным кольцом, воспринимающим усилия лобовых частей и самих бандажей. Увеличение мощности ТГ в заданных габаритах достигается интенсивным охлаждением.

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

При Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного токаСМ выполняются явнополюсными. В этом случае на роторе размещены выступающие полюса (рис. 1.4). Сердечник полюса 2 набирается из листов электротехнической стали 1…2 мм, которые стягиваются шпильками 6. В средних и крупных СМ сердечники полюсов крепятся к остову ротора 4 с помощью Т-образных хвостов 3. Крепление осуществляется двумя парами встречных стальных клиньев 5.

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного токаОбмотка возбуждения 1 выполняется из проводников, наматываемых на ребро. В случае синхронных двигателей (СД) в наконечниках полюсов размещены стержни пусковой обмотки из материала с большим активным сопротивлением. Стержни с торцов привариваются к сегментам 7, которые образуют по окружности короткозамкнутые кольца. В синхронных генераторах (СГ) такая обмотка выполняется из медных стержней (малое активное сопротивление) – успокоительная или демпферная обмотка.

В СМ ротор вместе с ОВ называют индуктором, а статор вместе с обмоткой называют якорем. При мощности до 10–12 кВт СМ может иметь обращенную конструкцию, аналогичную конструкции машины постоянного тока, в которой индуктор неподвижен, а якорь вращается, причем коллектор заменяется тремя контактными кольцами, с которых щетки отводят трехфазный ток. Для крупных машин такая конструкция неприемлема, т.к. отвод из обмоток якоря больших токов при высоком напряжении с помощью скользящего контакта затруднен и изоляция вращающейся обмотки якоря высокого напряжения трудно осуществима. Нормальное исполнение явнополюсной СМ – с горизонтальным валом. Такое исполнение имеют СД, синхронные компенсаторы и быстроходные генераторы.

На современных ГЭС устанавливают мощные СМ с вертикальным валом – гидрогенераторы (ГГ). Это тихоходные машины с большим числом полюсов, например,

ГГ Красноярской ГЭС (500 МВт; 2р = 64).

ГГ Братской ГЭС ( 225 МВт; 2р = 48).

ГГ Саяно-Шушенская ГЭС ( 711 МВт; 2р = 42).

У таких машин диаметр якоря достигает 16, а высота до двух метров.

Источник

Тема 1.8. Электрические машины переменного тока

Электрические машины переменного тока

Электрические машины переменного тока

Электрические машины служат для превращения механической энергии в электрическую (генераторы переменного и постоянного тока) и для обратного превращения (электродвигатели).

Во всех указанных случаях используются в сущности три основных открытия в области электромагнетизма: явление механического взаимодействия токов, открытое Ампером в 1821 г., явление электромагнитной индукции, открытое Фарадеем в 1831 г., и теоретическое обобщение этих явлений, сделанное Ленцем (1834 г.) в его известном законе о направлении индукционного тока (по существу закон Ленца предвосхитил закон сохранения энергии для электромагнитных процессов).

Для преобразования механической энергии в электрическую или обратно необходимо создать относительное движение проводящего контура с током и магнитного поля (магнита или тока).

В электрических машинах, рассчитанных на длительную работу, используется вращательное движение подвижной части машины (ротор машины переменного тока), расположенной внутри неподвижной части (статора). Обмотка машины, служащая для создания магнитного поля, называется индуктором, а обмотка, обтекаемая рабочим током, называется якорем. Оба последних термина употребляются и для машин постоянного тока.

Для увеличения магнитной индукции обмотки машин размещаются на ферромагнитных телах (сталь, чугун).

Все электрические машины обладают свойством обратимости, т. е. могут использоваться как в качестве генераторов электрической энергии, так и в качестве электродвигателей.

Асинхронные двигатели

Под медным диском, способным вращаться вокруг вертикальной оси, проходящей через его центр, помещается вертикальный подковообразный магнит, приводимый во вращение вокруг той же оси (механическое взаимодействие диска и магнита исключено). При этом диск приходит во вращение в ту же сторону, что и магнит, но с меньшей скоростью. Если увеличить механическую нагрузку на диск (например, увеличив трение оси о подпятник), то скорость его вращения уменьшается.

Физический смысл этого явления легко объясняется теорией электромагнитной индукции: при вращении магнита создается вращающееся магнитное поле, наводящее в диске вихревые токи величина последних зависит при прочих равных условиях от относительной скорости поля и диска.

Согласно закону Ленца диск должен прийти во вращение в направлении поля. При отсутствии трения диск должен приобрести угловую скорость, равную скорости магнита, тогда ЭДС индукции исчезнет. В реальных условиях трение неизбежно присутствует, и диск приобретает меньшую скорость. Ее величина зависит от механического тормозящего момента, испытываемого диском.

Несовпадение скорости вращения диска (ротора) со скоростью вращения магнитного поля отражено в названии двигателей.

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

Генераторы переменного тока

Благодаря неподвижности обмотки якоря отпадают технические затруднения, связанные с использованием скользящих контактов при больших мощностях.

На рисунке ниже схематически изображен однофазный генератор. Его ротор имеет восемь полюсов. На них намотаны катушки (не показанные на рисунке), питаемые от постороннего источника постоянным током, подводимым к контактным кольцам, укрепленным на валу ротора. Полюсные катушки намотаны таким образом, что знаки полюсов, обращенных к статору, чередуются. Число полюсов обязательно четное.

В теле статора размещена обмотка якоря. Ее длинные рабочие «активные» проводники, перпендикулярные к плоскости чертежа, показаны на рисунке кружками, они пересекаются линиями магнитной индукции при вращении ротора.

В кружках указано мгновенное распределение направлений индуцированных электрических полей. Соединительные провода, идущие по передней стороне статора, показаны сплошными линиями, а по задней стороне — пунктиром. Зажимы К служат для присоединения внешней цепи к обмотке статора. Направление вращения ротора указано стрелкой.

Если мысленно разрезать машину по радиусу, проходящему между зажимами К, и развернуть на плоскость, то взаимное расположение обмотки статора и полюсов ротора (сбоку и в плане) изобразится схематическим рисунком:

Рассматривая рисунок, убеждаемся, что все активные проводники (проходящие над полюсами индуктора) соединены друг с другом последовательно, причем индуцируемые в них ЭДС суммируются. Фазы всех ЭДС, очевидно, получаются одинаковыми. За время одного полного оборота ротора в каждом из проводников (и, следовательно, во внешней цепи) получится четыре полных периода изменения тока.

Если электрическая машина имеет p пар полюсов и ротор вращается, совершая n оборотов в секунду, то частота получаемого от машины переменного тока равна f = pn гц.

Так как частота ЭДС в сети должна быть неизменна, то скорость вращения роторов должна быть постоянна. Для получения ЭДС технической частоты (50 гц) можно использовать сравнительно медленное вращение, если число полюсов ротора достаточно велико.

Для получения трехфазного тока в теле статора располагают три отдельные обмотки. Каждая из них смещена относительно двух других на одну треть дугового расстояния между соседними (разноименными) полюсами индукторов.

Легко убедиться, что при вращении индукторов в обмотках индуцируются ЭДС, сдвинутые по фазе (во времени) на 120°. Концы обмоток выводятся из машины и могут соединяться звездой или треугольником.

В генераторе относительная скорость поля и провода определяется диаметром ротора, числом оборотов ротора в секунду и числом пар полюсов.

Если генератор приводится во вращение током воды (гидрогенератор), то обычно он делается тихоходным. Для получения нужной частоты тока приходится увеличивать число полюсов, что в свою очередь требует увеличения диаметра ротора.

По ряду технических соображений мощные гидрогенераторы имеют обычно вертикальный вал и располагаются над гидротурбиной, приводящей их во вращение.

Если генератор приводится во вращение двигателем внутреннего сгорания, то его называют дизель-генератором, так как в качестве двигателей обычно применяют дизели, потребляющие более дешевое топливо.

Обратимость генераторов, синхронные двигатели

Если к обмотке статора генератора приключить переменное напряжение от внешнего источника, то возникнет взаимодействие полюсов индуктора с магнитным полем тока, создавшегося в статоре, причем на все полюсы будут действовать вращающие моменты одного и того же направления.

Если ротор вращается с такой скоростью, что как раз через половину периода переменного тока под рассматриваемый проводник обмотки статора подойдет следующий полюс индуктора (противоположный по знаку первому полюсу), то знак силы взаимодействия между ним и током, изменившим свое направление, останется прежним.

При этих условиях ротор, находясь под непрерывным воздействием вращающего момента, будет продолжать свое движение и сможет приводить в действие какой-либо механизм. Преодоление сопротивлений движению ротора будет происходить за счет энергии, потребляемой из сети, и генератор превратится в электродвигатель.

Следует отметить, однако, что непрерывное движение возможно лишь при строго определенной скорости вращения, так как при отклонении от нее на каждый из полюсов ротора, перемещающийся между двумя проводниками статора, часть времени будет действовать ускоряющий вращающий момент, часть же времени — тормозящий.

Таким образом, скорость вращения двигателя должна быть строго определенной,— время, в течение которого полюс заменяется следующим, должно совпадать с полупериодом тока, поэтому подобные двигатели и называются синхронными.

Если переменное напряжение подается в обмотку статора при неподвижном роторе, то, хотя все полюсы ротора в течение первого полупериода тока и испытывают действие вращающих моментов одного и тою же знака, все же вследствие инерции ротор не успеет сдвинуться с места. В следующий полупериод знак вращающих моментов для всех полюсов ротора изменится на обратный.

В результате ротор будет вибрировать, но вращаться не сможет. Поэтому синхронный двигатель необходимо сначала раскрутить, т. е. довести до нормального числа оборотов, и лишь после этого включать ток в обмотку статора.

Раскручивание синхронных двигателей производится механическими способами (при малых мощностях) и специальными электрическими устройствами (при больших мощностях).

При небольших изменениях нагрузки режим двигателя автоматически изменяется, приспосабливаясь к новой нагрузке. Так, при увеличении нагрузки на вал двигателя ротор мгновенно затормаживается. Благодаря этому меняется фазовый сдвиг между напряжением сети и противодействующей ЭДС индукции, наводимой индуктором в обмотке статора.

Кроме того, реакция якоря создает размагничивание индукторов, поэтому ток в статоре растет, индукторы испытывают увеличенный вращающий момент и двигатель, вновь начинает вращаться синхронно, преодолевая увеличенную нагрузку. Аналогичный процесс происходит при уменьшении нагрузки.

При резких колебаниях нагрузки эта приспособляемость двигателя может оказаться недостаточной, скорость его изменится значительно, он «выпадет из синхронизма» и в конце концов остановится, при этом исчезает ЭДС индукции, наводившаяся в статоре, и ток в нем резко увеличивается. Поэтому следует избегать резких колебаний нагрузки. Для остановки двигателя, очевидно, нужно сначала выключить цепь статора, а потом уже выключать индукторы, при пуске двигателя следует придерживаться обратного порядка операций.

Синхронные двигатели наиболее часто применяются для привода механизмов, которые работают с постоянной скоростью. Достоинства и недостатки синхронных двигателей, а также способы их пуска рассмотрены здесь: Синхронные двигатели и их применение

Источник

Электрические машины переменного тока

Электрические машины переменного тока. Назначение, область применение, устройство принцип действие машин.

Машины переменного тока бывают двух видов. Это синхронные машины и асинхронные. У синхронных машин скорость вращения ротора строго зависит от частоты переменного тока. Можно сказать скорость вращения «синхронна» с частотой тока. Не трудно догадаться, что у асинхронных машин частота вращения в общем случае зависит от нагрузки на валу, а не от частоты питающего тока. Кроме деления на синхронные и асинхронные электрические машины еще делятся по назначению. Это могут быть генераторы. То есть такая машина, которая преобразует механическую энергию вращения в переменный электрический ток. Машина, которая преобразует электрическую энергию в механическую называется двигателем. Также существует еще один класс электрических машин. Они преобразуют электрическую энергию, тоже в электрическую, но другой частоты или напряжения. Синхронной машиной переменного тока называют такую машину, в которой: основное магнитное поле то есть поле статора создается постоянным током. В частном случае это может быть даже постоянный магнит. А вращение ротора происходит с частотой изменения тока.

Формула 1 — зависимость частоты вращения ротора синхронной машины от частоты переменного тока. где n это частота, с которой вращается ротор, измеряется в оборотах в минуту. То есть, сколько полных оборотов совершит ротор за одну минуту. f частота питающего переменного тока p количество пар полюсов у магнитной системы машины

В настоящее время асинхронные машины используются в основном в режиме двигателя. Машины мощностью больше 0.5 кВт обычно выполняются трёхфазными, а при меньшей мощности – однофазными.

Впервые конструкция трёхфазного асинхронного двигателя была разработана, создана и опробована нашим русским инженером М. О. Доливо-Добровольским в 1889-91 годах. Демонстрация первых двигателей состоялась на Международной электротехнической выставке во Франкфурте на Майне в сентябре 1891 года. На выставке было представлено три трёхфазных двигателя разной мощности. Самый мощный из них имел мощность 1.5 кВт и использовался для приведения во вращение генератора постоянного тока. Конструкция асинхронного двигателя, предложенная Доливо-Добровольским, оказалась очень удачной и является основным видом конструкции этих двигателей до настоящего времени.

За прошедшие годы асинхронные двигатели нашли очень широкое применение в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Их используют в электроприводе металлорежущих станков, подъёмно-транспортных машин, транспортёров, насосов, вентиляторов. Маломощные двигатели используются в устройствах автоматики.

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

Основное назначение обмотки статора – создание в машине вращающего магнитного поля.

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

Короткозамкнутая обмотка ротора состоит из стержней 3, которые закладываются в пазы сердечника ротора. С торцов эти стержни замыкаются торцевыми кольцами 4. Такая обмотка напоминает “беличье колесо” и называют её типа “беличьей клетки”. Двигатель с короткозамкнутым ротором не имеет подвижных контактов. За счёт этого такие двигатели обладают высокой надёжностью. Обмотка ротора выполняется из меди, алюминия, латуни и других материалов.

Доливо-Добровольский первым создал двигатель с короткозамкнутым ротором и исследовал его свойства. Он выяснил, что у таких двигателей есть очень серьёзный недостаток – ограниченный пусковой момент. Доливо-Добровольский назвал причину этого недостатка – сильно закороченный ротор. Им же была предложена конструкция двигателя с фазным ротором.

Однафазные асинхронные двигатели.

Асинхронный двигатель является простейшей из электрических машин. Как и любая электрическая машина, он имеет две основные части: статор и ротор.

Статор (рис. 6.1) состоит из чугунной станины 1, в которой закреплен магнитопровод 2 в виде полого цилиндра. Между станиной и сердечником обычно оставляют зазор, через который проходит охлаждающий воздух. Для уменьшения потерь на вихревые токи магнитопровод набирают из тонких (0,5 мм) листов электротехнической стали, изолированных друг от друга лаком.

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

1 — станина; 2 — сердечник; 3 — обмотка;

4 — лапа; 5 — прокладка

В пазы, вырезанные по внутренней окружности статора, укладывают обмотку 3. У двухполюсной машины обмотка статора состоит из трех катушек, сдвинутых на углы 120°, у четырехполюсной — из шести катушек, сдвинутых на 60°, у шестиполюсной — из девяти катушек и т. д. Обмотку в пазах статора закрепляют клиньями.

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного токаКакие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

1 —’контактные кольца, 2— щетки; 3 — реостаты

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного токаКакие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

Принцип действия асинхронного двигателя.

Принцип действия асинхронного двигателя основан на использовании вращающегося магнитного поля и основных законов электротехники.

В соответствии с законом Ампера на проводники с током, находящиеся в магнитном поле, действуют механические силы, которые по принципу Ленца стремятся устранить причину, вызывающую индуцированный ток, т. е. пересечение стержней обмотки ротора силовыми линиями вращающегося поля. Таким образом, возникшие механические силы будут раскручивать ротор в направлении вращения поля, уменьшая скорость пересечения стержней обмотки ротора магнитными силовыми линиями.

Достичь частоты вращения поля в реальных условиях ротор не может, так как тогда стержни его обмотки оказались бы неподвижными относительно магнитных силовых линий и индуцированные токи в обмотке ротора исчезли бы. Поэтому ротор вращается с частотой, меньшей частоты вращения поля, т. е. несинхронно с полем, или асинхронно.

Если силы, тормозящие вращение ротора, невелики, то ротор достигает частоты, близкой к частоте вращения поля. При увеличении механической нагрузки на валу двигателя частота вращения ротора уменьшается, токи в обмотке ротора увеличиваются, что приводит к увеличению вращающего момента двигателя. При некоторой частоте вращения ротора устанавливается равновесие между тормозным и вращающим моментами.

Устройство статора синхронного двигателя аналогично устройству статора асинхронного двигателя. Ротор синхронного двигателя представляет собой электромагнит или постоянный магнит (рис. 6.6 ).

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

Рис. 6.6. Схематическое изображение Рис. 6.7. К пояснению принципа синхронного двигателя работы синхронного двигателя

Постоянство частоты вращения — важное достоинство синхронного двигателя. Строгое постоянство частоты вращения требуется во многих областях техники, например при записи и воспроизведении звука. Недостаток синхронного двигателя — трудность пуска: для пуска нужно раскрутить ротор в сторону вращения поля статора. Для этого чаще всего применяют специальную короткозамкнутую обмотку, вделанную в ротор. В момент пуска двигатель работает как асинхронный. Когда частота вращения ротора приближается к частоте вращения поля статора, ротор входит в синхронизм и двигатель работает как синхронный. Короткозамкнутая обмотка при этом оказывается обесточенной, так как частота вращения ротора равна частоте вращения поля статора и стержни обмотки ротора не пересекаются магнитными силовыми линиями.

В настоящее время существует тенденция замены на подвижных объектах (корабли, самолеты, автомобили) электрических цепей постоянного тока цепями переменного тока повышенной частоты (200, 400 Гц и выше). Возможность использования бесколлекторных машин переменного тока, трансформаторов и магнитных усилителей позволяет повысить надежность работы цепи, а также уменьшить габариты и массу машин и аппаратов.

При оборудовании объекта сетью переменного тока широкое применение находит электропривод на переменном токе. Разработаны схемы с асинхронными и синхронными двигателями, которые позволяют выполнить все операции, осуществляемые ранее двигателями постоянного тока.

Преимущества асинхронных двигателей особенно заметны тогда, когда по условиям работы привода нет необходимости в плавном регулировании частоты вращения в широких пределах и больших пусковых моментах (привод насосов, вентиляторов и др.).

Синхронные двигатели особенно удобны для привода роторов гироскопов. В тех случаях, когда гироскоп используют для особо точных измерений (например, в баллистических ракетах), приводом ротора гироскопа служит синхронный двигатель. При этом частота вращения ротора зависит только от конструкции двигателя и частоты питающего тока, которую можно стабилизировать с очень высокой степенью точности.

Ротор синхронных машин вращается синхронно с вращающимся магнитным полем (отсюда их назва н ие). Поскольку частоты вращения ротора и магнитного п ол я одинаковы, в обмотке ротора не индуцируются токи. Поэтому обмотка ротора получает питание от источника постоянного тока.

Устройство статора синхронной машины (рис. 6.8) практически не отличается от устройства статора асинхронной машины.

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

Роторы синхронных генераторов могут быть явнополюсными (рис. 6.9) и неявнополюсными (рис. 6.10). В первом случае синхронные генераторы приводятся в действие тихоходными турбинами гидроэлектростанций, во втором — паровыми или газовыми турбинами теплоэлектростанций.

Какие бывают машины переменного тока. Смотреть фото Какие бывают машины переменного тока. Смотреть картинку Какие бывают машины переменного тока. Картинка про Какие бывают машины переменного тока. Фото Какие бывают машины переменного тока

Рис. 6.10. Общий вид неявнополюсного ротора синхронного генератора

Используют различные способы возбуждения синхронных генераторов. Широкое распространение получил синхронный генератор с машинным возбудителем, представляющим собой генератор постоянного тока, расположенный на одном валу с синхронным генератором. Машинный возбудитель приводится в действие от того же первичного двигателя, что и синхронный генератор. Выходные зажимы возбудителя через щетки и кольца подсоединены к обмотке ротора синхронного генератора. Напряжение синхронного генератора можно регулировать реостатом в цепи обмотки возбуждения возбудителя, что удобно и энергетически выгодно, так как в этой обмотке протекают сравнительно небольшие токи.

Находят также применение генераторы с самовозбуждением через полупроводниковые или механические выпрямители.

Из характеристик синхронного генератора наибольший практический интерес представляют внешние характеристики, выражающие зависимость напряжения на зажимах генератора от тока нагрузки при неизменных значениях тока возбуждения, частоты и коэффициента мощности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *