Какие автомобили выгодно перепродавать
Как стать перекупом
Содержание
На перепродаже автомобилей можно зарабатывать до 300 тысяч рублей в месяц. И это еще не предел. Но деньги в карман просто так не залетят — придется потрудиться, ведь доход перекупа зависит только от него самого.
В этом материале мы расскажем, как стать перекупом, как работают перекупщики авто и чего следует ожидать от этой профессии. В подготовке материала нам помогал Тимур Зеленский, перепродавец автомобилей из Тюмени.
Тимур — автомеханик по образованию. Он хорошо разбирается в автомобилях, и это во многом помогло ему освоить новую профессию:
— Началось всё с покупки первого автомобиля. Я приобрёл недорогой Focus II и довёл его до ума . Вскоре мою машину заприметил сосед во дворе и попросил продать ему ее. Я согласился, но цену назвал больше на 50 тысяч от той, за которую брал. Цена устроила — я продал автомобиль. Уже после сделки понял, что всего за неделю заработал месячную зарплату. Естественно, вошел в раж и стал интересоваться тем, как стать автоперекупом и с чего начать .
Как работают перекупы
Новички, как правило, начинают с бюджетных автомобилей стоимостью 200-400 тысяч рублей. Берут они все ликвидные на вторичке модели — от «Фокусов» до «Королл» и «Октавий». Тимур остановился на Toyota Corolla X:
— Я сразу решил, что брать «логано-нексиевый» парк нет смысла. Уходит много времени на подбор машины, много битого автохлама, а выгода от перепродажи небольшая. По объявлениям нашел машину без переднего бампера после лёгкого ДТП и вспомнил, что в нашем автосервисе клиент не так давно менял передний бампер на «Королле». «Родной» был уже старый, с небольшими трещинами, и клиент позволил выкинуть деталь за ненадобностью. Я смекнул, а что, если я возьму машину без переднего бампера, поставлю на него тот, что остался после ремонта?
По каким схемам перепродают авто перекупы
Есть две схемы перепродажи авто:
Тимур продавал «Короллу» от своего имени.
— В первые две встречи я честно признавался, что взял машину, довёл до ума и выставил на продажу. У покупателей это вызывало сомнения, они спрашивали, почему я так быстро избавляюсь от авто, не перекуп ли я. И тут до меня дошло, что, если я не сочиню историю о том, что я на «Королле» ездил на юг отдыхать, машину не продам. Людей почему-то при слове «перекуп» начинает передёргивать. Они считают, что если ты не ездил на машине хотя бы год, то ничего о ней не знаешь. Но они не понимают, что после покупки я осмотрел её вдоль и поперёк и выполнил необходимое, пусть и минимальное, обслуживание.
Где найти дешевый автомобиль
Есть специальные сайты-агрегаторы объявлений, которые помогают отследить новый автомобиль на рынке, как только продавец выставил его на продажу. В базе таких сайтов можно увидеть даже те объявления, которые не прошли модерацию на портале, на котором продавец пытался их разместить. Стоит учитывать, что эти сервисы платные. Доступ к ним стоит от 1 000 до 8 000 рублей в месяц.
Некоторые перекупы налаживают выгодные взаимоотношения с сотрудниками дилерских центров. Таким образом перекупы могут получать автомобили без наценки, по прайсу, по которому дилер принимает этот автомобиль по системе Trade-In.
В чем плюсы и минусы работы перекупом
Перекуп — работа для тех, кого не испугать поговоркой «волка ноги кормят». Среди достоинств этой профессии:
Работа у перекупщика активная и связана с постоянными разъездами. Самые проворные быстро смекнут, что рынок не ограничивается только их регионом проживания. Порой за хорошим экземпляром надо отправиться за 2-3 тыс. км от дома, и не всем такая активность по душе.
Среди минусов работы перекупом:
Перекуп — это рискованная, но интересная и прибыльная профессия. Главное — находить для перепродажи беспроблемные автомобили. Для оперативной проверки большого количества машин создан сервис «Автокод Профи». Используя этот сервис, перекуп сможет добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде. Подписка на безлимитные проверки авто стоит 2 500 рублей в месяц.
Как мы купили, а потом продали проблемное авто
Потеряли 100 тысяч, а могли остаться и без машины, и без денег
В 2013 году мы с тогда еще будущим мужем решили, что нам нужна машина.
Он работал в соседнем городе, дорога занимала два часа в один конец: нужно было ехать сначала на междугородней маршрутке, потом на автобусе. Тогда мы купили нашу первую машину, собрав бинго из ошибок новичков.
Расскажу, что мы сделали не так.
Кредит, перекупщик и ожидание машины
Своих накоплений на машину у нас не было, поэтому муж взял 300 000 Р в кредит. Этих денег должно было хватить на Форд Мондео 2005—2007 года. Машину хвалили знакомые, а еще про нее пишут много хорошего в интернете.
Мы решили не искать автомобиль в нашем регионе. У мужа был знакомый перекупщик, который часто ездил в Москву и пригонял оттуда машины. Иногда по конкретному заказу, иногда просто на продажу. Работал он давно, в технической части разбирался отлично. В том, что он пригонит автомобиль в действительно хорошем состоянии, якобы даже сомневаться не стоило. Естественно, за свои услуги брал какую-то часть денег. Правда, мы тогда так и не поняли какую.
Это должна была быть наша первая машина. Мы не понимали, как выбирать авто и на что обращать внимание при покупке, поэтому ухватились за вариант с перекупщиком. Передали деньги без всяких расписок и бумаг. Наши 300 000 Р уехали, а мы начали с нетерпением ждать результата.
мы отдали перекупщику автомобилей
Спустя неделю перекупщик сообщил, что пригнал сразу два Форда Мондео. Оба 2005 года. Состояние примерно одинаковое, только цвета разные. Муж выбрал цвет «мокрый асфальт». Счетчик пробега показывал 120 000 км. Внешне машина выглядела хорошо, сколов и царапин не было. Может быть, какие-то детали были покрашены, но тогда мы даже не спрашивали об этом, нас это не интересовало.
На руки мы получили договор купли-продажи (ДКП) и дубликат паспорта транспортного средства (ПТС). В особых отметках дубликата стояло: «Выдан взамен утерянного». Это тоже нас тогда не смутило.
Зачем в договорах купли-продажи занижают сумму покупки
Но это не наш случай: перекупщик не заключал ДКП на свое имя и юридически не был собственником автомобиля, поэтому ему не имело смысла переживать за налоги. В договоре была фамилия предыдущего владельца и его подпись. Все, что оставалось сделать, — это вписать фамилию мужа и сумму сделки. Перекупщика как будто не существовало. В этой истории сумма в ДКП не могла повлиять ни на что.
Неудачный визит в ГИБДД
В ГИБДД нас ждал сюрприз: машину отказались ставить на учет. Мы даже не попали на площадку — нам просто сказали: «У вас ограничения на регистрационные действия. Следующий».
Мы решили как можно скорее ехать к перекупщику менять этот Форд на другой. Но оказалось, что он уже продал вторую машину. Забирать назад проблемный автомобиль отказался. Дружба дружбой, но деньги важнее.
Мы прочитали, что запрет на регистрационные действия чаще всего накладывают, если у владельца автомобиля есть какие-то долги, — и начали копать в эту сторону.
Хотите купить машину?
Как мы учились пользоваться базами и реестрами
Мы попробовали найти бывшего хозяина автомобиля в базе на сайте Федеральной службы судебных приставов, в разделе «Банк данных исполнительных производств». Туда по самым разным причинам попадают должники, которые не платят алименты, кредиты, квартплату и т. д. Сервис бесплатно позволяет проверить любого человека.
Мы указали территорию, ФИО прежнего хозяина авто и его дату рождения. Появился номер и дата начала исполнительного производства, а также причина, по которой оно началось: задолженность по кредитным платежам. Еще были указаны контакты судебного пристава, который ведет дело. Иногда тут же указывают сумму задолженности, но в нашем случае ее не было.
Я позвонила по межгороду судебному приставу, который занимался этим делом. Надеялась на один из двух вариантов:
Тогда мы решили обратиться к юристу. Мы надеялись, что можно привести документы в порядок через суд и после этого поставить машину на учет.
Почему мы не проверили машину на юридическую чистоту
Сейчас в России существует реестр уведомлений о залогах движимого имущества — там можно проверить, находится ли то или иное движимое имущество в залоге. Это защищает покупателей авто на вторичном рынке: можно заранее все проверить и не связываться с арестованным автомобилем.
Но реестр начал работать в середине 2014 года, а наша история произошла в 2013. Тогда подобные покупки проходили вслепую, наудачу. Нам стоило пригласить перекупщика в МРЭО на перерегистрацию автомобиля и передать деньги уже там, когда автомобиль поставят на учет.
Как мы обращались к юристу
Мы подробно рассказали юристу о наших неприятностях. Главный его совет: надо было брать с перекупщика расписку — тогда был бы шанс что-то стребовать с него через суд. А так перекупщик будто вообще ни в чем не участвовал: в договор купли-продажи с предыдущим владельцем он сразу вписал имя моего мужа.
Дальше юрист рассказал, как, скорее всего, было дело.
Бывший собственник авто взял кредит под залог машины и перестал платить по нему, накопился приличный долг. В один прекрасный момент терпение ответственного за долг работника банка кончилось и он пошел к судебным приставам. Те наложили запрет на регистрационные действия, чтобы машину не получилось переоформить на другого человека. Владелец не растерялся: получил дубликат ПТС и продал машину перекупщику за цену, при которой можно закрыть глаза на проблемы с документами.
Иногда подобная история заканчивается иначе. Приставы объявляют машину в розыск. Автомобиль находят и забирают на спецстоянку — и абсолютно неважно, что за нее еще кто-то заплатил. Договор купли-продажи оспаривают в суде, а потом машину продают на торгах в счет погашения долга. Покупатель остается и без машины, и без денег. То есть нам еще повезло.
Юрист пытался убедить нас, что за машину можно побороться: есть шанс, что ограничения снимут, если удастся доказать, что на момент покупки нам было неизвестно ни о каких ограничениях. Мы с мужем не понимали, как это возможно.
На тот момент мы были молоды, глупы и ни разу ни с кем не судились. Казалось, что разбирательства в судах — это нечто страшное, непонятное, дорогое, жутко долгое, а в нашем случае еще и рискованное. Мы взвесили все за и против и решили, что лучше синица в руках, чем журавль в небе. Побоялись остаться ни с чем и, несмотря на советы юриста, пошли другим путем.
Как мы избавлялись от машины
На портале «Дром-ру» часто мелькали объявления о продаже машин по заманчивой цене. Причем в отличном состоянии и с небольшим пробегом. Загвоздка лишь в том, что в объявлении была пометка «без документов». У такой машины может быть перебит идентификационный номер, он же вин, или номер кузова, а также она могла въехать в Россию как запчасти, распиленная пополам. Вариантов, по которым машину могут не поставить на учет, очень много. Юридически это не средство передвижения — это запчасти.
Мы вычитали, что в некоторых случаях есть способы вернуть такой куче металла официальный статус автомобиля. Можно восстановить все документы и зарегистрировать ее по всем правилам. Но это невозможно сделать без денег, связей и определенных знаний. И мы решили продать машину как есть — с рассказом про запрет на регистрационные действия. Мы отмыли авто, начернили колеса, сделали химчистку и выставили сияющую ласточку на «Дром» с пометкой «без документов». В описании честно рассказали обо всех проблемах.
Отклик на объявление был, это радовало. Потенциальных покупателей привлекала низкая цена. Многие звонили, но не понимали, что значит «проблемное авто». Когда мы объясняли, всех как ветром сдувало. Мы заранее настроились, что все растянется на недели, а то и месяцы. Но внезапно появился мужчина, которого проблемы с документами не испугали.
Во время личной встречи покупатель еще раз расспросил, что именно не так с машиной. Мы рассказали все, что знали: не любим и не умеем врать. Состояние авто покупателя устроило, пятна в истории, как ни странно, его не смутили. Мужчина пару раз куда-то позвонил и спустя пять минут сказал, что готов к сделке.
Мы не верили своим ушам. Спросили, зачем ему такая машина и понимает ли он, на что подписывается? Оказалось, что он то ли сотрудник ГИБДД, то ли полицейский и, видимо, знает, как снимать такие запреты. Был лишь один нюанс: он пока не продал свой автомобиль. Сказал, что мы можем подождать, пока он это сделает. Либо просто обменяться.
Наверное, в тот момент мы согласились бы даже на ржавую «шестерку», лишь бы с документами все было в порядке. Но машина оказалась вполне приличной: покупатель предложил Мицубиси Галант 1997 года в отличном для своего возраста состоянии. Цена машины на тот момент была как раз около 200 тысяч рублей. Мы с радостью согласились на обмен.
На учет свою новую машину мы ставили вместе с продавцом. Идти на сделку как-то иначе отказались: боялись, что история повторится. Он не возражал, регистрация прошла без проблем. Мы вздохнули с облегчением. Наконец-то это закончилось.
Машина вправду оказалась беспроблемной в плане документов. А вот по технической части все же вытягивала из семейного бюджета деньги. Сейчас всего уже не вспомнить, но один из самых затратных ремонтов обошелся нам в 20 тысяч рублей: порвался ремень ГРМ, загнуло клапаны двигателя. Но машина тут ни при чем, мы просто должны были вовремя поменять ремень.
Мы отъездили на ней пять лет и благополучно продали. К слову, через пару месяцев после продажи у Галанта отказал двигатель. Это нам сообщил парень, который купил авто. Но он знал, на что идет: на момент покупки машине было больше 20 лет.
Как себя обезопасить
Вот несколько причин, по которым могут наложить запрет на регистрационные действия.
Долги. Бывший хозяин мог не платить алименты, штрафы ГИБДД или коммуналку. Запрет на регистрационные действия накладывают, чтобы поторопить хозяина машины с выплатой долгов. Только это не всегда помогает: он может плюнуть на все и продать автомобиль перекупщику, который сам может не знать, что продавец в долгах. Да и какая ему разница, юридически он не участвует в сделке и не несет никакой ответственности. Проблемы появляются уже у того, кому перекупщик продает машину.
Имущественные споры. Например, муж с женой разводятся и не могут поделить машину. Тут запрет накладывает суд, чтобы машину не продали до окончания разбирательств. В этом случае у покупателя есть шанс дождаться решения суда.
Машина в залоге у банка, а значит, ПТС лежит там же как гарантия, что заемщик выплатит кредит. В этом случае владелец может обратиться в ГИБДД, заявить, что потерял ПТС, получить дубликат и продать машину. В графе «Особые отметки» такого дубликата пишут, что он выдан взамен утерянного. Опытные автомобилисты знают, что с таким автомобилем лучше не связываться. Но не каждый дубликат — проблема. Если в особых отметках написано, что он выдан взамен утилизированного, — ничего страшного. Значит, кто-то из владельцев машины сдал в ГИБДД старый ПТС или то, что от него осталось. Наш дубликат был выдан взамен утерянного.
Чтобы обезопасить себя перед покупкой, желательно проверить несколько вещей.
Поискать информацию об автомобиле в реестре залогов. В реестре уведомлений о залогах нужно пройти по вкладкам «Найти в реестре» — «По информации о предмете залога» — «Транспортное средство» и ввести вин. Если сервис не нашел машину в базе, то, скорее всего, она чиста.
Проверить автомобиль по базам ГИБДД. Это просто, быстро, бесплатно и помогает узнать много интересного. Например, историю регистраций автомобиля в ГИБДД, участий в ДТП, информацию о нахождении в розыске и ограничениях. Зайдите на сайт ГИБДД, пройдите по вкладкам «Сервисы» — «Проверка автомобиля» и введите вин.
Запомнить
Перекупщики это рак вторичного рынка авто, более беспринципных людей я не встречал. Не знаю как можно в здравом с ними связываться.
Sergey, не только беспринципны, но еще и бесполезные.
Павел, я бы сказал вредные. Если у собственника можно найти хороший ухоженный автомобиль, то от перекупа в 99% будет убитое ведро со скрученным пробегом в котором с минимальными усилиями попытались замаскировать проблемы.
Александр, нормальный продавец в здравом уме не зарегистрирует свою машину на чужого человека. На этом моменте можно будет забыть про деньги. Так не делают. Перед покупкой можно проверить на сайте гибдд всё бесплатно! 21 век на дворе. И да, верить никому нельзя.
Александр, вы про эскроу скажите к примеру мужчине лет 50 где-нибудь в провинции, при продаже машины за 300000. Опуститесь с небес на землю. Все просто делается, договор заключили, отдали деньги получили машину. Всё. Остальные варианты существуют только в теории с множеством оговорок.
Ну мицубиши симпатичный в итоге, гораздо красивее унылого форда =) Но кидок от «друга» жесткий, пипец ((
no.comments, да, за такой кидок от «друга» можно какие-то конечности могут пострадать. Интересна дальнейшая его судьба
Сам прошел через всю эту историю, но не настолько уж безалаберно. Действительно, читается как остросюжетный хоррор. Хорошо, что сейчас развелось автоподборщиков и можно скинуть основную часть работы по поиску автомобиля. Когда искал автомобиль за 130 тысяч (да-да) решил сэкономить на подборе, но перерыл интернет в поиске информации, просмотрел кучу тематичных видео и получилось купить сей экземпляр без особых приключений (на фото).
Михаил, то что машина перекрашена надо проверить не через онлайн-сервис, а проверкой толщины ЛКП. Если брать подборд, то есть услуги именно проверки ЛКП. А так да, до поездки куда-либо стараться пробить машину.
Покупал перво авто у перекупа. Но это был видимо начинающий перекуп, который зачем-то вписал свои данные в ПТС.
Нам с ним пришлось ехать в другой город на авторынок (где он ее купил видимо у другого перекупа, т.к с машиной мне достались доверенности на другого человека и еще какие-то бумажки).
Мы приехали туда, где он оформлял это все. В ПТС тупо взяли ручкой зачеркнули его данные и написали «ДКП от чч.мм.гггг ОННУЛИРОВАН»)))
После этого нам сделали новый ДКП, меня вписали в ПТС и мы поехали домой. Я очень боялся что при постановке на учет опять вылезет какая-нибудь дичь и как обычно я буду рвать на себе волосы и думать «почему мне опять не повезло». Но все прошло нормально.
Так я стал владельцем серебристой девятки (в прошлом перевернутой, ударенной в бок и не имевшей ни одного родного стекла). Но это уже совсем другая история.
What, почти аналогичная история)))) помню меня на моей такой «ласточке» остановил местный гаишник, который сочувственно признался, что раньше он был владельцем и что слил ее перекупам, после того как перевернулся на ней)))))
What, я покупал ваз 2110, за 120 т.р. почти не глядя, но средняя цена нах была тогда 160 т.р. Оказалась битая-перебитая, чуть ли не утопленник, но тем не менее отъездил 3 года вообще без проблем. Потом меня подрезал крузак, десятка в тотал: страховая выплатила 95, остальное продавал по запчастям ещё где-то на 80к чистыми. Очень удачная тачка была.
Недавно приобретал автомобиль почти за 2 млн рублей. К вопросу подошёл ответственно: обратился к проверенному автоподборщику, дополнительно сам пробивал все данные через ГИБДД, ФССП и реестр залогов. Также лазили с эндоскопом проверять все номера на предмет совпадения с данными ПТС. ДКП был заключён при свидетелях, указана реальная стоимость авто.
В итоге автомобиль оказался у меня. Через 2 дня поехал ставить на учет. Потратил около 4 часов на очередь на площадку и на сдачу документов в окно для замены СТС и внесения новых данных в ПТС. И тут меня «обрадовали»: на машину наложен запрет на регистрационные действия. Самое интересное, что этот запрет образовался именно в день между заключением ДКП и постановкой машиной на учёт. Я уже прокрутил в голове самые негативные варианты: от полной подмены паспорта предыдущего собственника до модного сейчас банкротства физ.лиц (Т-Ж, было бы очень интересно узнать как люди сливают имущество при процедуре банкротства ФЛ). Но, к счастью, все обошлось. Спустя 2 дня выяснения всех обстоятельств с предыдущим собственником (человек оказался адекватным и помогал в решении проблемы) запрет был снят и автомобиль поставлен на учет. А теперь внимание: запрет был наложен из-за неуплаты налогов в 300₽. Не 300 тысяч, а 300₽.
Мораль сей басни такова: при покупке Б/У авто с рук или из салона риски есть всегда, даже если все проверено по 10 раз. При совершении сделки лучше обратиться к нотариусу и воспользоваться банковской ячейкой (да, многие собственники покрутят пальцем у виска, зато вы будете чувствовать себя спокойно). Мне очень повезло в моей ситуации, а бывает так, что даже при погашении задолженности, машина снимается с запрета несколько месяцев. Ну, и привет ФССП, 300₽-это та сумма, из-за которой накладывается арест на имущество стоимостью 2млн
Как я продаю свои машины через интернет
Небитые, некрашеные, один хозяин
Есть разные способы продать автомобиль — со своими плюсами и минусами.
Расскажу, почему я продаю свои машины самостоятельно через «Авто-ру» или «Авито» и чем мне не нравятся другие способы.
Сразу оговорюсь: я не зарабатываю на продаже машин. Все проданные машины я покупал не для перепродажи, а для себя.
Почему я продаю машины сам
Для начала рассмотрим самые популярные способы продать свою машину, если вы не перекупщик и не хотите с утра пораньше в воскресенье занимать себе место на авторынке.
Продать машину перекупщикам или в автосалон, который выкупает автомобили с пробегом. Это самый простой вариант.
Минус: скорее всего, машину оценят намного дешевле реальной стоимости.
Продать машину через комиссионный автомагазин. Такие компании выставляют машину на своей площадке, показывают ее покупателям и, возможно, смогут продать. За свои услуги магазины берут комиссию: либо от продажи, либо, если вы забрали автомобиль, за время, которое машина простояла на площадке.
Плюс: экономия времени — сотрудники компании делают работу за вас.
Минусы: автомобиль могут не купить, но за время, пока машина выставлена на площадке, придется заплатить. Кроме того, вы не сможете пользоваться автомобилем, пока он на продаже.
Воспользоваться услугой «трейд-ин» — то есть обменять свой автомобиль на другой с доплатой. Такой сервис доступен в большинстве автосалонов. Когда услуга только появилась, обменять свою машину можно было только на новую. Сейчас некоторые автосалоны готовы предложить в том числе и автомобиль с пробегом. Это удобно, если в этом же автосалоне вы выбрали другой автомобиль.
Плюсы: это быстро; возможно, вам дадут хорошую скидку на новую машину.
Минусы: стоимость вашего автомобиля оценят ниже рыночной, не всегда получится найти подходящий вариант новой машины.
Мой опыт. Все эти варианты мне не нравятся из-за их минусов. Когда я продаю автомобиль самостоятельно, я сам решаю, за какую сумму готов расстаться с ним и какую скидку дам покупателю. К тому же, если у меня еще нет другого автомобиля, то я продолжаю ездить на старом и остаюсь мобильным. И никому не нужно платить.
Самостоятельная продажа отнимает много времени: нужно сделать хорошее объявление, а потом показывать машину каждому потенциальному покупателю и самостоятельно оформлять сделку. Расскажу обо всем по порядку.
Как самостоятельно продавать на «Авито» или «Авто-ру»
В интернете есть много инструкций, как создать хорошее объявление для размещения на классифайде. Я расскажу о своем алгоритме на примере «Авто-ру» и выделю два пункта, которые часто игнорируют, но я считаю их важными.
Основную информацию о своем автомобиле можно найти в свидетельстве о регистрации транспортного средства (СТС) — оно понадобится, чтобы правильно заполнить объявление.
На первом этапе нужно выбрать марку, модель, год выпуска, тип кузова и поколение автомобиля. Год выпуска и тип кузова написаны в СТС. Далее нужно указать тип двигателя, привода, коробки передач и модификацию мотора: объем и мощность. Это тоже можно найти в СТС.
Дальше самое интересное: заполнение информации об автомобиле и загрузка фотографий. Тут я придерживаюсь трех важных правил.
VIN (vehicle identification number) — идентификационный номер автомобиля. По нему можно узнать марку и модель автомобиля, год выпуска, а иногда и информацию о модификации, комплектации, двигателе, типе кузова, цвете машины
Я полностью описываю технические характеристики, состояние, комплектацию и опции. Например, если в машине есть мультимедийная система, которая соединяется с телефоном через блютус, а у соседа такой опции нет, я указываю это: будет преимуществом перед другими объявлениями. Если автомобиль недавно прошел техническое обслуживание, об этом тоже стоит рассказать.
Например, вот так выглядело мое последнее объявление:
Если у автомобиля есть крашеные элементы, можно указать их на схеме — так будет честно, но, возможно, некоторые покупатели сразу откажутся от вашей машины.
Какую цену указывать
Я делаю так: на разных сайтах ищу похожий автомобиль. Он должен быть того же года выпуска, с аналогичным пробегом — я оставляю «коридор» плюс-минус 20 тысяч километров, — с такими же техническими характеристиками и комплектацией. Сравниваю предложения и определяю некую среднюю цену.
Не стоит указывать ложную информацию о количестве владельцев, ДТП, скручивать пробег или скрывать какие-либо ограничения, которые наложены на автомобиль. Эту информацию легко узнать из открытых источников: бесплатно — на сайте ГИБДД или не бесплатно — в специальных сервисах, которые собирают подробные отчеты по автомобилю. Например, на «Автотеке» я покупал такой отчет за 129 рублей.
Наиболее подробно показать состояние машины на фотографиях. Я делаю столько фотографий, сколько необходимо, чтобы проиллюстрировать покупателю все преимущества и недостатки автомобиля. Это помогает сэкономить время на встречах с клиентами. Стараюсь делать не меньше 20 фотографий, качественно и при хорошем освещении.
Автомобиль должен быть чистым как снаружи, так и внутри.
Провести предпродажную подготовку. Показывать автомобиль нужно чистым снаружи и в салоне, а еще необходимо привести его в технически презентабельное и исправное состояние. Например, перед продажей своей машины я поменял две перегоревшие лампочки и обработал сколы краски на капоте. Кисточка для подкраски автомобиля и лампочки обошлись мне в 140 рублей.
Но какие-то работы требуют значительно больше времени и денег — стоит проводить такие работы или нет, зависит от степени повреждений и умения договариваться с покупателем. Всегда можно предложить соразмерную скидку или обсудить варианты устранения недостатка. Но некоторые повреждения могут доставить будущему владельцу юридические неприятности. Например, нельзя поставить на учет автомобиль с трещиной на ветровом стекле. Я бы поменял его до продажи, чтобы увеличить шансы найти покупателя быстро.
Частные объявления размещаются бесплатно. Но если один человек продает много автомобилей, он считается коммерческим продавцом и должен оплачивать размещение объявлений по тарифу портала.
После заполнения всех пунктов модераторы проверяют публикацию и обычно одобряют ее — объявление попадает в открытый доступ. Но иногда случаются и необычные ситуации — расскажу в следующем разделе.
Как мошенники воруют VIN
Однажды «Авито» отклонил мое объявление: выяснилось, что недавно на сайте уже продавали автомобиль с таким VIN, — система решила, что я купил автомобиль для перепродажи и должен заплатить за размещение. Но в реальности мой автомобиль никогда не выставлялся на продажу, а я не занимаюсь перепродажей машин.
К сожалению, застраховаться от подобной схемы невозможно, как и привлечь к ответственности злоумышленников. Но если очень хочется разместить объявление на сайте, где его отклонили, обратитесь в службу поддержки пользователей.
На мое первое обращение служба поддержки отреагировала шаблонным ответом: «Другой пользователь недавно выставлял этот автомобиль на „Авито“. Мы сделали вывод, что вы перепродаете авто, чтобы получить доход. Так как мы предоставляем площадку с тысячами потенциальных покупателей, такое размещение у нас платное. Пожалуйста, отредактируйте объявление: выберите „Автомобиль приобретен на продажу“ в поле „Вид объявления“. Покупатели не видят это значение в объявлении».
Повторный звонок не дал результатов. Тогда мне пришлось заказать отчет на «Автотеке» — я писал об этом сервисе выше, он составляет отчет по вин-номеру автомобиля. Я предполагал, что раз мошенники используют мой VIN, то в отчете могут появиться записи, которые не относятся к моей машине.
Так и получилось: из отчета я узнал, что такая же белая Лада Калина продавалась в мае этого года в Ставропольском крае, посмотрел фотографии, которые сделал продавец, и историю заездов машины на техническое обслуживание. Еще в «моем» отчете был указан пробег автомобиля на момент продажи — 62,5 тысячи километров. Это было больше, чем реальный пробег моей машины — 54,5 тысячи километров. Я опасался, что если покупатель закажет такой же отчет, то это его отпугнет: никто не любит скрученные пробеги.
С этой информацией я снова обратился в службу поддержки, объяснил ситуацию, сотрудники зафиксировали ее. После рассмотрения обращений и отчета мое объявление опубликовали. На разбирательство ушло три недели. Все это время объявление висело еще на одном сайте, через который в итоге нашелся покупатель.
После размещения объявления
Где показывать автомобиль. На это нет никаких правил — как договоритесь с покупателем. Из моей практики, они обычно сами спрашивают, где можно посмотреть автомобиль. Иногда просят куда-то подъехать, но тут уже нужно смотреть по ситуации: удобно ли это вам. К каждому потенциальному покупателю на другой конец города через пробки не наездишься.
Иногда покупатели предлагают провести диагностику в автосервисе. Я считаю, что потенциальный покупатель должен сам оплачивать эту диагностику, потому что таких просмотров может быть много — если платить за каждый, то можно разориться.
Как общаться с перекупщиками. С вероятностью почти 100% первыми на объявление откликнутся перекупщики, которые будут сильно сбивать цену либо прямо по телефону, либо при осмотре. Перекупщики прикидываются автомобильными экспертами, находят у машины или придумывают ей недостатки и пытаются сбить цену, чтобы выкупить ее дешево.
Например, когда я продавал последний автомобиль, у «покупателя» был неправильно откалиброванный толщиномер — устройство для измерения толщины лакокрасочного покрытия. Прибор показывал завышенные значения по всем кузовным элементам — как будто машина битая «в круг» и зашпаклеванная. Под капотом он нашел масляные подтеки — исправить эту проблему на станции стоит 500 рублей, а он просил скидку за это 5 тысяч рублей. Я прекрасно знал историю автомобиля и был уверен в том, что машина хорошая, поэтому с таким покупателем попрощался.
Если вы попали в похожую ситуацию и вам кажется, что вас пытаются необоснованно продавить, не стоит ничего доказывать — лучше дождаться честного покупателя. Если вы продаете машину впервые и еще не очень хорошо разбираетесь в этом, возьмите с собой на встречу друга, который подкован в технических вопросах. К тому же, возможно, он уже когда-то продавал или покупал автомобиль и хорошо знаком с процессом.
Еще встречаются покупатели, которые по телефону подробно интересуются автомобилем, узнают все детали и даже договариваются о встрече, но перед ней просят прислать сканы документов на машину. Если покупатель вызывает у вас подозрение или просит документы слишком настойчиво — стоит насторожиться и, возможно, отказаться от сделки. К сожалению, подделка документов и обманутые продавцы — это реальность. Если покупатель хочет самостоятельно проверить «чистоту» автомобиля, ему будет достаточно узнать VIN — его можно сказать, в этом ничего криминального.
Иногда люди назначают встречу, но потом пропадают. Хорошо, если они перезванивают и объясняют ситуацию, отменяют встречу. Некоторые этого не делают и не отвечают на звонки.
Стоит ли торговаться. Приятно, когда на осмотр машины приходят грамотные эксперты, которые планируют купить автомобиль. Обычно они знают рыночную стоимость машины, не придумывают причины для скидки и торгуются, только когда находят какие-то недостатки.
Часто случается, что после осмотра покупатель задает вопрос: «Какая итоговая цена машины?» В такой ситуации важно заранее определить минимальную стоимость машины, за которую вы готовы продать ее. Последний раз я выставил на продажу автомобиль за 255 тысяч рублей, понимая, что это выше средней цены, поэтому решил, что смело могу скинуть цену до 240 тысяч рублей. Но не нужно сразу говорить покупателю минимальную цену: если машина хорошая, а деньги не нужны срочно, лучше подождать других покупателей — достойные предложения на вторичном рынке встречаются нечасто.
Некоторые покупатели приходят с семьями и маленькими детьми. Покупатель может не разбираться в автомобилях и часто ищет вариант подешевле. Такие клиенты начинают торговаться, просят скинуть цену, потому что «нужно докупить чехлы на сиденья, чтобы дети не пачкали салон, и детское кресло». Я не люблю делать скидки таким покупателям, потому что всегда знаю актуальную рыночную стоимость машины и не считаю такой торг обоснованным. Но, если машину нужно продать быстрее, можно сделать скидку и провести сделку.
Где и как оформлять сделку
Безопаснее всего заключать сделку где-то в людном месте, желательно там, где есть камеры наблюдения. Для меня лучшее место — отделение банка. Здесь можно сразу положить деньги на карту или счет, к тому же есть столы и стулья — удобно, чтобы подписать документы. Безопасный вариант получения денег такой: покупатель снимает их в банкомате или через кассу при вас — так исключается риск того, что купюры окажутся фальшивыми.
На «Авто-ру» можно заполнить бланк договора и распечатать его
В течение десяти дней покупатель должен поставить автомобиль на учет на свое имя. Если он не сделает этого, штрафы и транспортный налог будут начисляться на ваше имя, потому что он будет ездить с госномером, который оформлен на вас.
Если новый владелец окажется непорядочным человеком, доказывать свою невиновность придется через суд. Закон будет на вашей стороне, но время на юридические разбирательства придется потратить. Узнать, зарегистрировал ли покупатель автомобиль на себя, можно на сайте ГИБДД с помощью инструмента «Проверка автомобиля».
После продажи можно вернуть деньги за неиспользованную часть страховки ОСАГО (обязательный полис страхования для транспортных средств) и каско (добровольное страхование машины). В марте я застраховал автомобиль только по ОСАГО, полис стоил 8 тысяч рублей. В августе продал машину — значит, страховкой я пользовался только 5 месяцев. За оставшиеся 7 месяцев страховая компания вернула деньги — 3,5 тысячи рублей после вычета 23% по правилам ЦБ.