Какие авто участвуют в наскар
NASCAR: взгляд на американский гоночный автомобиль изнутри (факты и цифры).
Nascar. Многие считают этот вид авто спорта весьма скучным и унылым — яркие и привлекательные машины наматывают массу кругов (а трассы Наскар представляют собой ничто иное как овалы). Наверное, до определенного момента и я относился к их числу, весьма скептично относился к этому виду спорта, пока не набрел во всемирной паутине на несколько источников, более-менее детально описывающие технические аспекты и характеристики автомобилей.
Не буду вдаваться в подробности истории, на D2 есть несколько замечательных записей о истории Наскара.
Итак, перейдем к фактам и цифрам, которые мне удалось найти:
— общего между дорожной версией и гоночным автомобилем — только название (до 70-го года для участия в гонках допускались автомобили, «тираж» дорожной версии которых составлял 500 единиц. В соревнованиях участвовали автомобили подготовленные для гонок, однако они основывались на своих дорожных аналогах. Затем от этой концепции отошли);
— заводы-производители предоставляют командам только блоки двигателя, автомобиль команды строят сами;
— каркас автомобиля: пространственная рама из стальных труб, на которую в последствие навариваются стальные листы, образуя тем самым кузов автомобиля;
— для обеспечения безопасности водителя использутся 6-ти либо 7-ми точечные ремни безопасности;
— размеры: колесная база 110″ (2794мм), длинна 208″ (5283мм), ширина 76,5″ (1943мм), высота 53,5″ (1358мм);
— ародинамические элементы: передний сплитер, задний спойлер и юбки;
— колеса: поставляемые Goodyear слики, крепятся на 5 гаек, размерность 300*54 R15. Многие команды закачивают в шины азот, а не воздух;
— тормоза: чугунные либо стальные, имеют ограничение в диаметре 12.72″ (323,09мм);
— впуск: до 2012 года использовались карбюраторы, позже было принято решение перехода на инжекторы;
— выпуск: отсутствие как такового глушителя и уж тем более катализатора;
— объем топливного бака: 17,75 американских галлона (примерно 67 литров);
— топливо: гоночный высокооктановый бензин марки E15 (15% содержания в нем этанола), поставляется компанией Sunoco;
— масса: 3200-3400 фунтов (без водителя и с водителем и топливом соответственно; примерно от 1450 до 1540кг);
— КПП: 4-х ступенчатая механика;
— и на конец, двигатель: используются V8, 16V (2 клапана на цилиндр), объемом 358 куб.дюйма (5,86 литра, до 1971 года использовались двигатели объемом 429 куб.дюйма — 7 литров), не используются турбины, компрессоры и т.п., степень сжатия 12:1, мощность этого американского атмосферного монстра по разным данным от 750 л.с. до 865л.с. (на некоторых треках (читать Дайтона и Таладега) мощность ограничивают до 445л.с.). Крутящий момент составляет 530 foot-pounds. что равняется примерно 718 Н/м.
— средняя скорость около 333 км/ч;
— время пит-стопа до 14сек, кол-во механиков на пите ограничено 7-ю, разрешено поднимать машину только с одной стороны.
Вот основные тех.характеристики которыми хотел с Вами поделиться. Согласитесь, атмосферный двигатель около 800 л.с., полностью стальной (без использования композитных материалов) кузов и скорость за 300 км/ч не могут не вызывать уважения!
Истории мировых гоночных серий. Nascar.
Национальная Ассоциация гонок серийных автомобилей (National Association of Stock Car Auto Racing), Inc — частное предприятие, занимающееся организацией автомобильных гонок и сопутствующей деятельностью. Учреждено Биллом Франсем-старшим в 1947-1948 годах в Соединенных Штатах Америки, и до сих пор находится в собственности семьи Франс. Ассоциация проводит большое количество различных чемпионатов (серий). Три самых крупные серии NASCAR — NASCAR Sprint Cup Series, NASCAR XFinitySeries и NASCAR Camping World Truck Series составляют костяк ассоциации. Региональный дивизион — NASCAR Whelen All-American Series, NASCAR Whelen Modified Tour (автомобили с открытыми колесами), NASCАR K&N Pro Series и т. д. Серии проводятся и за пределами США — в Мексике (NASCAR Toyota Series), Канаде (NASCAR Canadian Tire Series), Европе (NASCAR Whelen Euro Series)
NASCAR ведет свою историю с 1949 г., когда Билл Франс-старший решил объединить проводившиеся на юго-востоке США полулюбительские гонки на серийных машинах в один чемпионат. Ни одна автоспортивная организация не взялась санкционировать это соревнование, и Франс основал санкционирующую организацию сам. С 1949 г. NASCAR проводит три чемпионата — Strictly Stock (строго серийные), Modified (модифицированные) и Convertible (открытые). Первоначально имел успех Modified, но постепенно на первые роли вышел Strictly Stock, про который говорили, что в нём участвуют те же машины, что и ездят по дорогам, и принять участие может любой желающий. Высокие призовые вознаграждения привлекали именитых пилотов, низкие затраты позволяли проявить себя новичкам. Хороший выбор трасс и разумная политика Ассоциации способствовали быстрому росту популярности. В 1959 г. появился специально построенный для гонок NASCAR огромный автодром Daytona International Speedway, а проводившаяся на нём гонка Daytona 500 стала звездой чемпионата.
Постепенно, чемпионат отходил от своей философии участия чисто серийных машин — высокие скорости и асимметричные нагрузки требовали модификаций для повышения безопасности. Поначалу даже гонщики прорезали окно в днище, через которое можно было видеть наиболее нагруженное переднее правое колесо, чтобы вовремя заезжать на смену покрышек. В 1962 г. в чемпионат пришли заводские команды, до этого поддерживавшие свои марки негласно, и началась гонка вооружений и роста скоростей. Прикрываясь определением «серийный автомобиль» компании Большой Тройки выпускали небольшие партии (в 1970 г. для участия в гонках была необходима партия не менее 500 машин) машин, оптимизированных для гонок. В начале 70-х на трассы вышли машины «воздушных войн», типа Plymouth Superbird, однако Ассоциация приняла меры к недопущению дальнейшей гонки технологий и ввела специальные ограничения для подобных машин. Последовавший вскоре после этого энергетический кризис 1973 г. заставил автомобильные компании и вовсе уйти из чемпионата.
Параллельно с технологическим соревнованием компании старались привлекать на свою сторону и именитых гонщиков. Гонщики становились настоящими звездами, однако их попытки создать свою ассоциацию пилотов для борьбы за безопасность были резко пресечены Биллом Франсом-старшим — наиболее активные были отлучены от гонок, невзирая на фамилии, в том числе и сам Ричард Петти.
В 1981 г. Ассоциация полностью сменила техническую политику, и теперь на старт выходили силуэт-прототипы с трубчатой рамой, лишь внешне напоминавшие серийные машины. Технические новации все больше ограничивались, а с целью уравнять участников в вопросах аэродинамики машины теряли даже внешнее сходство с дорожными собратьями.
В 1979 г. впервые была показана в прямом эфире гонка НАСКАР — Дайтона 500 — и начался взлет популярности. Дополнительно задача облегчилась тем, что главный конкурент в автоспортивном мире Америки — CART — с 1996 г. раскололся. В 1996 г. рейтинги Дайтоны 500 обошли рейтинги Инди 500 и сейчас НАСКАР считается вторым по популярности соревнованием США, уступая лишь NFL, а самый популярный гонщик НАСКАР — Дейл Эрнхардт-младший — также является самым популярным спортсменом Америки.
Сток-кары носят имена серийных автомобилей, однако не похожи на них даже внешне. В основе автомобилей лежит трубчатая стальная рама. Заводы (сейчас это — Ford, Chevrolet и Toyota) поставляют командам только блоки цилиндров, и некоторые другие детали — все остальное, включая каркас и внешнюю металлическую обшивку, команды строят сами.
На всех сток-карах стоят V8 рабочим объёмом 5,87 л, конфигурация которых не меняется с 60-х годов прошлого века — используется чугунный блок цилиндров, нижний распредвал и (до 2012 года) карбюраторы. Коробка передач имеет четыре ступени, однако на овальных трассах передачи необходимо переключать лишь при заездах на пит-стопы и при движении под пейскаром. В 2007 году высший дивизион NASCAR начал переход на Автомобили Будущего (Car of Tomorrow). В 2007 году такие машины использовались только на коротких овалах (до 1,33 мили), с 2008 года CoT используются на всех этапах.
На автомобилях Car of Tomorrow двигатели выполнены по ещё более жестким спецификациям, с фиксированным расстоянием между цилиндрами, что делает их фактически одинаковыми. Однако отдача их осталась прежней — нижневальный бензиновый V8 объёмом 5,87 л мощностью около 770 л.с. Кузов выше, шире и длиннее (база составляет 110 дюймов или 2794 мм), спереди появился регулируемый сплиттер (на «классических» машинах передний бампер должен быть строго вертикальным), а сзади вместо огромного спойлера появилось антикрыло. Такая конфигурация дает участникам больший диапазон аэродинамических настроек, и должна компенсировать отказ от «специализированных» машин (сейчас команды строят три типа машин: для быстрых треков, медленных и трасс европейского типа). Кроме того, по расчетам организаторов, новая форма кузова позволит увеличить количество обгонов в гонках. Ещё большее внимание было уделено безопасности, увеличены энергопоглощающие зоны, а гонщик сидит ещё ближе к центру. С введением CoT на полной основе в 2008 г. появилось ещё больше противников CoT. Конечно, авария Майкла МакДауэла в Техасе 06.04.08 сняла все вопросы о том, изменился ли уровень безопасности гонщика в CoT. Но, в то же время, проблемы с покрышками на трассе Индианаполисе Мотор Спидвей, приведшие к тому, что ассоциация приняла решение выбрасывать технический жёлтый флаг каждые 15-18 кругов, связаны именно со спецификой конструкции CoT. Так же CoT не смогли обеспечить одной из главных своих задач — сокращения расходов в связи с универсальностью шасси.
За год в чемпионате Sprint Cup проводится 36 регулярных зачётных этапов (все, за исключением этапов в Сономе и Уоткинс-Глен, на овалах). Также в календаре присутствует 2 незачётные, но весьма престижные гонки — Budweiser Shootout, традиционно проводящийся на знаменитом треке Daytona International Speedway за неделю до 1-го этапа сезона и Sprint All-Star проводящаяся на треке Lowe’s Motor Speedway за неделю до самой длинной гонки сезона Coca-Cola 600, проходящей на том же треке. В Budweiser Shootout принимают участие только обладатели поулов по итогам прошлого сезона, а также все победители Budweiser Shootout прошлых лет. В гонке Sprint All-Star стартуют все победители гонок прошлого сезона, все победители Sprint All-Star прошлых лет, а также пилот победивший в голосовании зрителей. На многие трассы серия приезжает дважды в год — весной и осенью.
В календаре также присутствуют 4 «рестрикторные» гонки на высокоскоростных суперспидвеях Дайтона и Талладега, 1 гонка на трассе в Индианаполисе, 2 гонки на треугольном суперспидвее в Поконо, 6 гонок на 3 «шорт-треках» — Бристоль, Мартинсвилль, Ричмонд.
Нынешняя очковая система НАСКАР действует с 1975 г. с небольшими изменениями. Победитель получает 185 очков, За второе место дают 175 очков, далее, со второго по шестое — с шагом в 5 очков, с седьмого по 11-е — с шагом в 4 очка, и с 12 места — с шагом в 3 очка, до последнего, 43-го места, за которое дается 35 очков. Однако всего очки в зачет владельцев машин получают 54 участника — 11 не вышедших на старт, но занявших в квалификации места с 44-го по 54-е получают от 32 до 3 очков. Кроме того, дополнительно даются 5 очков каждому, кто смог пролидировать хоть один круг, а также 5 очков тому, кто пролидировал больше всех.
В 2004 г. в Кубке введена система «чейза» — Погоня за Кубком. За десять гонок до конца сезона (то есть после 26 этапов) десять лучших пилотов на текущий момент и пилоты, отстающие от лидера чемпионата не более, чем на 400 очков, получают взамен своих прежних результатов очки по следующей системе: лидер чемпионата получает 5050 очков, следующий за ним — 5045 и так далее. В оставшихся 10 гонках все пилоты по-прежнему получают очки, но бороться за титул могут только первые десять гонщиков. С 2007 г. правило 400 очков отменили, а количество участвующих в борьбе за победу пилотов увеличили до 12. Все участники Погони за Кубком получают по 5000 очков вместо всех ранее заработанных, и дополнительно по 10 очков за каждую победу, одержанную в предыдущей части сезона.
26 января 2011 г. в истории NASCAR произошло событие, которое, несомненно, повлияет на его будущее. Руководство гоночной серии опубликовало новую систему начисления очков, призванную сделать её более понятной для простого зрителя, а также внести элемент непредсказуемости в борьбу за титул в 2011 году.
Относительно новой очковой системы (гораздо более простой по сравнению с предыдущей, которая, как посчитало руководство гонок, была слишком сложна для запоминания и подсчета очков) было высказано много сомнений. Теперь разница в очках между позициями на финише с 43-го по 2-е место будет составлять всего одно очко. То есть, гонщик, занявший последнее, 43-е место получит 1 очко, занявший 42-е место — на одно очко больше, то есть 2 очка, 41-е — 3 очка, 40-е — 4 очка и так далее. Гонщик, занявший 2 место, получает, соответственно, 42 очка. И только разница между вторым и первым местом составит 4 очка и, таким образом, победитель гонки получит 46 очков. В новой системе сохраняются дополнительные бонусы: за лидирование хотя бы в одном круге гонки — 1 очко, за лидирование на протяжении большинства кругов в гонке — 1 очко.
Изменениям подверглась и система Погони за кубком: на финальную борьбу за звание чемпиона по-прежнему будет претендовать 12 лучших гонщиков по результатам регулярной части чемпионата, однако теперь последние 2 места в Погоне будут отданы гонщикам, занявшим в итоговой квалификации места с 11го по 20е с наибольшим количеством побед. Таким образом, последние два места в Погоне теоретически предоставляют шанс попадания в финальную часть гонщикам, исповедующим более агрессивный стиль борьбы, которые обычно либо приходят первыми, либо выбывают из гонки в ходе борьбы за лидерство. Все 12 участников Погони получают по 2000 очков, кроме того те из них, кто прошёл в Погоню из первой десятки, получают по 3 очка за каждую победу в течение сезона. Те, кто прошёл в Погоню из второй десятки бонусных очков за победы в ходе предыдущей части сезона не получают. Как и ранее, по итогам Погони Кубок получает тот пилот, который имеет максимальное количество очков после окончания десятой гонки.
Новая эра NASCAR: Chevrolet, Ford и Toyota показали автомобили Next Gen
Пока сезон NASCAR Cup Series 2021 года только-только набирает обороты, американская серия уже вовсю готовится к следующему чемпионату. 2022-й станет первым годом для абсолютно новых автомобилей, которые уже представили все три участвующие в серии NASCAR Cup Series марки.
Ожидалось, что техника 7-го поколения (она же Next Gen) дебютирует уже в 2021 году, но пандемия коронавируса и последующие ограничения из-за COVID-19 помешали в тестах автомобилей, так что переход на новые машины отложили на год. Но презентацию — купе Chevrolet Camaro ZL1 1LE и Ford Mustang GT вместе с седаном Toyota TRD Camry —которые были представлены пилотами Чейзом Эллиоттом, Джои Логано и Денни Хэмлином соответственно на отдельном мероприятии в The Park Expo в штате Шарлотт, провели уже в мае 2021 года.
Изменения оказались настолько серьёзными, что новинки с полным правом можно называть революцией в NASCAR Cup Series. Ожидалось, что автомобили будут строить вокруг карбонового монокока, но в итоге сохранилась стальная пространственная рама, хотя и доработанная — появится больше возможностей для настройки машин.
Серия отказывается от зависимой задней подвески — теперь вместо жёсткой балки появится независимая задняя подвеска. Визуально отличить технику Next Gen можно будет и по колёсным дискам, поскольку на смену 15-дюймовым стальным дискам с креплением пятью болтами придут 18-дюймовые легкосплавные диски с креплением одной центральной гайкой.
Chevrolet Camaro ZL1 1LE
Не коснулись изменения силовой установки. В NASCAR Cup Series останутся атмосферные 5,8-литровые бензиновые V8 (мощность от 550 л.с. до 670 л.с в зависимости от трассы)., расположенные спереди, а ведущей осью также будет задняя. Правда, на смену 4-ступенчатым механическим коробкам передач придут 5-ступенчатые секвентальные. Тормоза станут мощнее, появится реечное рулевое управление, но всё это будет скрыто под кузовом.
Сами же кузова поменяются. Пропорции станут более спортивными, чтобы придать сток-карам вид более динамичных и стремительных машин, а кроме того кузовные панели сделают из углепластика. Особый сорт карбона позволит выдерживать без повреждений контакты между соперниками, а при серьёзных ударах этот углепластик не станет крошиться и засыпать острыми обломками трассу.
Toyota Camry и Toyota TRD Camry
Другой особенностью автомобилей Next Gen станет полностью симметричный кузов, ровное днище и более тщательная проработка аэродинамики. Например, впервые в истории NASCAR Cup Series сток-кары обзаведутся задним диффузором, на капоте появятся воздуховоды. Обещано, что новая аэродинамика даст больше возможностей по настройке машин для разных типов трасс. Кроме того, конструкция передних и задних бамперов позволит упростить ремонт автомобилей в случае контактной борьбы.
С маркетинговой точки зрения участники NASCAR Cup Series также будут в выигрыше, поскольку сток-кары Next Gen теперь окажутся по своему внешнему облику гораздо ближе к дорожным Chevrolet Camaro ZL1, Ford Mustang и Toyota Camry, чем прежде. При этом техника, как ожидается, станет дешевле для команд.
Ford Mustang GT
Под разными кузовами будут одинаковые комплектующие — в числе поставщиков значатся компании мирового уровня вроде BBS, Dallara, McLaren, Goodyear, Ohlins, AP Racing, Xtrac и другие — причём теперь они гораздо ближе к тем компонентам, что используются в гоночной технике других классов. А это с одной стороны означает потерю NASCAR Cup Series части своей уникальной составляющей, с другой — обещает сделать гонки ещё более интересными.
Так это окажется на практике или нет — станет известно 20 февраля 2022 года, когда на трассе Daytona International Speedway состоится 64-я в истории гонка Daytona 500. Но перед этим команды ждут многочисленные тесты новых машин, а пилотов — адаптация к серьёзно поменявшимся автомобилям.
Как в Наскаре борются с прижимной силой и что из этого выходит
Чем запомнилось начало сезона в самой популярной и престижной кольцевой серии США — NASCAR?
«Высшая лига» автогонок в Америке, NASCAR Sprint Cup, входит в тройку серий общенационального уровня, которые проводятся ассоциацией NASCAR. Кроме него, в этот «пул» входят Xfinity Series (бывший чемпионат Nationwide) и турнир Camping World Truck Series, где гонщики соревнуются за рулем пикапов.
По ходу сезона гонщики NASCAR Sprint Cup участвуют аж в 36 этапах, 34 из которых — на традиционных для Америки овальных треках. И в этом, и в «дочерних» чемпионатах используются так называемые сток-кары — специально построенные гоночные автомобили с пространственной трубчатой рамой, которая обвешена стальными внешними панелями, которые приблизительно повторяют обводы серийных моделей. Все машины имеют восьмицилиндровые нижневальные двигатели и подвеску с неразрезным задним мостом сзади. Сейчас в Кубке Sprint представлены три марки: Chevrolet, Ford и Toyota, а четвертый игрок, Dodge, покинул серию в 2012-м.
Нынешний сезон — уже четвертый по счету для нынешних сток-каров Generation 6, то есть «шестого поколения». Впрочем, это не значит, что машины остались прежними — каждый год они подвергаются небольшим изменениям. Это делается прежде всего для повышения зрелищности соревнований — с этой целью организаторы турнира проводят большой объем тестов на трассах и в аэродинамической трубе.
Версию обвеса со сниженной прижимной силой опробовали в прошлом сезоне на этапе в Кентукки. Время на круге выросло на 1,2 секунды, а пилоты на кочковатой трассе много ошибались, так что гонка хорошо запомнилась болельщикам. Правда, задачу спортсменам в этой конкретной гонке осложнила и отмена тренировок из-за дождя.
Произошли и некоторые изменения организационного плана. Так, Ассоциация гоночных команд RTA (наскаровский аналог ассоциации команд Формулы-1 FOTA) договорилась с организаторами из NASCAR о новой системе допуска команд к соревнованиям. Команды, заявлявшиеся на полный сезон как минимум с 2013 года, получили «постоянный пропуск» на участие в течение девяти лет. По замыслу людей из RTA, это должно повысить рыночную стоимость команд. Таких «чартеров» было выдано 36 штук — а стартовую решетку сократили с 43 до 40 машин. «Пропуска» разрешено перепродавать — и первая сделка уже произошла: прекратившая свое существование команда Michael Waltrip Racing продала свои два «чартера» за миллион с лишним долларов каждый.
Увы, в борьбе за победу в гонке Эллиотт не участвовал, расколотив передок машины при вылете на газон. А успеха в итоге добился Денни Хэмлин из команды Joe Gibbs Racing — он лидировал на протяжении 95 кругов из двухсот, откатился назад на последней серии пит-стопов, но смог вырвать «золото» на последнем круге, опередив Мартина Трюэ-младшего всего на 0,01 секунды. Это не только самый плотный финиши в истории Дайтоны, но и первая победа в этой гонке для брэнда Toyota!
Со второго этапа в Атланте участники Кубка Sprint перешли на оперение с уменьшенной прижимной силой. Судя по результатам квалификации, автомобили стали чуть медленнее —средняя скорость машин на круге снизилась примерно на 5 км/ч, все равно составив впечатляющие 308 км/ч.
На полуторамильном овале в Атланте 76-ю победу в карьере одержал представитель Hendrick Motorsports Джимми Джонсон (Chevrolet SS), сравнявшись тем самым с легендарным Дейлом Эрнхардом. Шестикратный чемпион серии большую часть гонки шел на третьем месте, но в концовке раньше соперников «переобулся» на свежую резину, за счет чего вырвался в лидеры. Впечатляющую гонку провел и гонщик Joe Gibbs Racing Кайл Буш. Показав в квалификации лучшее время, он был исключен из результатов, когда его Toyota не прошла техинспекцию. Но даже стартовав с последней позиции, Кайл финишировал третьим!
Не повезло и его родному брату Кайлу: он вырвался в лидеры после шестого рестарта, но вибрация правого переднего колеса отбросила пилота на четвертое место. А вот чемпион 2012 года Брэд Кеселовски, в середине гонки оштрафованный за превышение скорости на пит-лейне, за счет серии желтых флагов смог постепенно выбраться в лидирующую группу. Всего за шесть кругов до финиша Брэд вывел свой Ford на первую позицию — и для пилота Team Penske это победа стала уже 18-й в карьере.
Трасса в Финиксе, где прошел четвертый этап, сильно отличалась от предыдущих автодромов — этот асимметричный овал не только короче (1,022 мили, или 1,645 км), но и имеет более пологий бэнкинг. Соответственно, и скорости оказались намного ниже: победитель квалификационных заездов, Кайл Буш, «разогнался» на этом треке всего до 222 км/ч — и этот результат на 3,8 км/ч скромнее, чем прошлогодний.
NASCAR Sprint Cup Series — 2016
Положение в личном зачете после четырех этапов
Место | Гонщик | Автомобиль | Команда | Побед | Очков |
---|---|---|---|---|---|
1 | Кевин Харвик | Chevrolet SS | Stewart-Haas Racing | 1 | 154 |
2 | Кайл Буш | Toyota Camry | Joe Gibbs Racing | 154 | |
3 | Джимми Джонсон | Chevrolet SS | Hendrick Motorsports | 1 | 140 |
4 | Курт Буш | Chevrolet SS | Stewart-Haas Racing | 137 | |
5 | Карл Эдвардс | Toyota Camry | Joe Gibbs Racing | 136 | |
6 | Денни Хэмлин | Toyota Camry | Joe Gibbs Racing | 1 | 131 |
7 | Джои Логано | Ford Fusion | Team Penske | 127 | |
8 | Остин Диллон | Chevrolet SS | Richard Childress Racing | 122 | |
9 | Мартин Трюэ-мл. | Toyota Camry | Furniture Row Racing | 117 | |
10 | Дэйл Эрнхард-мл. | Chevrolet SS | Hendrick Motorsports | 115 |
Календарь NASCAR Sprint Cup Series — 2016