Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто

Гаджет на колесах Какие тенденции определяют будущее автоиндустрии

Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Смотреть фото Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Смотреть картинку Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Картинка про Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Фото Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто

Фото: Jason Lee / Reuters

Автомобильная индустрия пестрит новинками, оставаясь при этом одной из самых консервативных отраслей промышленности. Кажется, даже производители носимой электроники не так часто обновляют линейку продукции, как автоконцерны презентуют новые модели. Если не брать во внимание дизайн, большинство улучшений скрыты от глаз: машины становятся безопаснее, экологичнее, экономичнее, но их основной функционал не менялся со времен зарождения автопрома. Что такого умеет современный массовый автомобиль, на что не был способен его собрат полувековой давности?

Однако в последние годы, с растущим интересом к автомобильной индустрии цифровых гигантов, таких как Google, положение в отрасли меняется. Похоже, в ближайшее десятилетие автоиндустрию ждет скачок, подобный тому, что произошел на рынке персональных компьютеров в 80-90-е годы прошлого века. Какие перспективы это сулит водителям, и какие опасности таит — разбирается «Лента.ру»

Смартфон, смартвоч и смарткар — когда ум во вред

Рекламные буклеты автопроизводителей по-прежнему акцентируют внимание покупателей на таких элементарных вещах, как возможность дистанционно открыть багажник или запустить двигатель при помощи брелока. Однако автомобильные приложения для устройств Apple и Android уже сейчас позволяют пользователям намного больше.

С их помощью можно заводить и глушить мотор, блокировать двери, управлять климатической установкой или отслеживать маршрут автомобиля, находясь на любом удалении от транспортного средства. Подобные приложения совместимы с машинами ряда популярных марок: KIA, Hyundai, Toyota, Nissan, и список производителей будет только расширяться. А с развитием рынка «умных» часов smartwatch весь этот функционал перекочует на запястье: свои приложения для электронных хронометров уже создали Porsсhe, BMW, Volkswagen и Hyundai.

Смартфон будет использоваться автовладельцами для более сложных задач — например, парковки в ограниченном пространстве или преодоления участков бездорожья. Такую технологическую функцию анонсировал Mercedes-Benz: управляя машиной при помощи тачскрина, словно радиоуправляемой игрушкой, можно парковаться вплотную к любым объектам, ведь оставлять промежуток, чтобы открыть дверь, не потребуется. Находясь вне автомобиля, проще провести его и по узкой улочке, между деревьями или по разбитой дороге.

Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Смотреть фото Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Смотреть картинку Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Картинка про Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Фото Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто

Дистанционное управление, безусловно, облегчает жизнь, но в нем кроется опасность: возможность перехвата контроля злоумышленниками. Так, в феврале 2016 года, хакер Трой Хантс сумел взломать Nissan Leaf своего знакомого, используя уязвимость фирменного приложения для iphone — Carwings. Хантс получил доступ к личным данным автовладельца, истории его поездок, мог контролировать систему климат-контроля. Особую пикантность ситуации придавало то, что хакер находился в Австралии, а взломанный Nissan Leaf — в Великобритании.

Еще более зловещими выглядят результаты расследования издания Wired Magazine, проведенного в 2015 году. Журнал пригласил двух хакеров для взлома бортового компьютера Jeep Cherokee. Находясь в 15 километрах от автомобиля, они смогли полностью взять его под контроль — управлять показаниями приборов, включать на полную громкость музыку и кондиционер. В конце концов хакеры деактивировали тормозную систему и рулевое управление внедорожника, после чего Jeep Cherokee скатился в канаву. Руководство Chrysler публикацию осудило, заявив, что она может спровоцировать волну кибер-хулиганства. Однако понятно, что проблема в другом: автоконцерны слабо следят за сетевой безопасностью продукции, а стопроцентной защиты от взлома просто не существует.

Нескучный автопилот

Технология активного (или «адаптивного») круиз-контроля, способного удерживать машину в полосе и тормозить перед препятствием, появилась около десяти лет назад — и до последнего времени оставалась диковинной и малополезной функцией. Однако в 2015 году компания Tesla совершила революцию в данной области, оснастив свои электромобили S и X полноценными автопилотами: машины могут самостоятельно передвигаться по шоссе, перестраиваться из ряда в ряд, избегать столкновений и выбирать оптимальную скорость, исходя из дорожных условий. Система ориентируется на показания камер, радаров, ультразвуковых сенсоров и навигационной системы.

В настоящее время это наиболее продвинутая технология автономного вождения на рынке, но на пятки Tesla наступает Google со своим мега-проектом «Гуглмобиль», разрабатываемым с 2011 года. За шесть лет дорожных испытаний беспилотные автомобили IT-гиганта проехали по дорогам США 2,7 миллиона километров — и попали всего только в одиннадцать аварий, причем не по своей вине. В этом направлении работают концерны Toyota, Daimler, Volvo и даже отечественный «КамАЗ» в 2015 году объявил о разработке беспилотного самосвала, пригодного для использования в российской глубинке. Согласно докладу Ассоциации автомобильной промышленности Германии, автопилот может получить массовое распространение к 2030 году.

Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Смотреть фото Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Смотреть картинку Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Картинка про Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Фото Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто

Фото: Gene Blevins / Zumapress / Globallookpress.com

Понятно, что компьютер способен вести машину аккуратнее человека, реагировать в случае опасности быстрее и точнее. Но готовы ли водители распрощаться с баранкой, превратившись в пассажиров до скуки педантичного автопилота? Ответ на этот вопрос дает Porsche — разрабатываемая инжиниринговой компанией технология InnoDrive не позволит заснуть на пассажирском месте, потому что автопилот будет управлять машиной, словно профессиональный гонщик.

Причем речь идет не о незаконном превышении скорости, а об агрессивном прохождении поворотов. InnoDrive закладывает виражи с боковым ускорением в 0,7 g — такие перегрузки испытывают пилоты на треке. Что интересно, автопилот Porsche будет не только вырабатывать адреналин у своего владельца, но и экономить топливо: по подсчетам, избавившись от человеческих погрешностей в вождении, машина сократит потребление бензина на 10 процентов.

Перспективы грядущих безаварийных и веселых поездок несколько омрачает тот факт, что беспилотные автомобили, скорее всего, сделают частную жизнь очень уязвимой. Где вы действительно находитесь, когда говорите жене, что допоздна задерживаетесь на работе? И как часто заезжаете в бары? Этой и подобной информацией владеет автопилот, а, значит, и его производитель. Исполнительный директор американского Фонда налогоплательщиков и защиты прав потребителей Consumer Watchdog Кармен Балбер беспокоится: «Пойдет ли собранная информация страховым компаниям или в суд по делу о разводе?» Компании вроде Google давно собирают данные о своих пользователях, и беспилотные автомобили выступят отличными осведомителями там, где поисковая система бессильна добыть информацию.

Источник

Главные тренды развития транспортной отрасли

О самых актуальных трендах отрасли, новых форматах мобильности горожан, экономике совместного пользования и о том, как неизбежно будут стираться границы между общественным и личным транспортомрассказывает Александр Усов, исполнительный директор компании CTRL Лизинг.

Современные технологии начинают стирать грань между личным и общественным транспортом, а жители мегаполисов все чаще приходят к простой мысли – чтобы ездить на машине, необязательно ее покупать. Это реальность крупных городов, где из-за чрезмерной загруженности дорог, высокой стоимости парковок или их отсутствия, массовый автомобиль как явление потихоньку начинает умирать, уступая место новым форматам мобильности.

Такси в крупных городах становится полноценной альтернативой личному и даже общественному транспорту. Благодаря удобству и низким тарифам эти мобильные сервисы активно завоевывают российский рынок.

Так, по данным правительства Москвы, количество личных автомобилей на столичных дорогах сократилось на 10% за последние несколько лет благодаря росту популярности такси, а уровень загруженности дорог снизился на один балл. Изменилась и структура спроса – увеличилась доля коротких поездок по городу. Таким образом повысилась привлекательность такси по сравнению с общественным транспортом.

Между тем, «Яндекс» еще в августе объявил о запуске тестового сервиса беспилотного такси в Иннополисе. Воспользоваться услугой могут все взрослые жители города, давшие согласие на участие в тестировании. Автомобиль вмещает до 3-х человек, поскольку на время испытаний в салоне постоянно находится инженер-испытатель, следящий за работой беспилотника.

Посмотрим, как проект переживет российскую зиму, ведь снег и лед – основные трудности на пути развития беспилотного транспорта. Зимой камерам сложнее обрабатывать изображение, считывать дорожную разметку и знаки, а скользкое дорожное покрытие меняет алгоритмы управления. Американские стартапы, базирующиеся в южных штатах, как правило, не тестируют прототипы беспилотников в сложных метеоусловиях.

Несмотря на популярность такси, многие автолюбители в крупных городах предпочитают самостоятельное вождение и выбирают каршеринг. Сервис позволяет водителю не только выстраивать удобную логистику, бесплатно оставлять машину на городских парковках, но и оказывается более экономичным при поездках на большие расстояния. Кроме того, каршеринг предлагает пользователям на выбор автомобили разных ценовых сегментов, в том числе, и премиальные. Это хорошая возможность для тест-драйва выбранной модели в реальных условиях.

Сегодня на московском рынке представлено сразу несколько крупных операторов – Яндекс.Драйв, Делимобиль, YouDrive, BelkaCar и Anytime. По оценкам PwC, общий парк каршеринга в столице достигнет 30 тыс. машин к 2025 году. А высокая конкуренция заставит компании активнее выходить и в другие города России.

И пока на Краснодарском побережье стремительно развивают сеть электрозаправочных станций, Яндекс нам обещает к 2025 году запустить беспилотный каршеринг, которым будет управлять голосовой помощник «Алиса».

Карпулинг, или райдшеринг – совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов для поиска попутчиков. Этот вид междугородних перевозок особенно актуален для России с ее большими расстояниями и нерегулярным транспортным сообщением.

Такая система перевозок у нас фактически существует вне правового поля и, как правило, ограничена междугородними перевозками. По словам основателя популярного сервиса BlaBlaCar, сегодня приложение используют 15 млн россиян, и это обычные люди, а не профессиональные перевозчики, что принципиально отличает карпулинг от такси и не дает развиваться нелегальному предпринимательству.

И хотя в России BlaBlaCar и его конкуренты занимают нишу именно междугородних перевозок, в США пользователи карпулинг-сервисов все чаще предпочитают экономить на внутригородских перевозках. Так экономичная райдшеринговая модель начинает «поглощать» общественный транспорт. Такой гигант как Uber еще несколько лет назад запустил сервис UberPOOL, который позволяет разделить стоимость поездки на такси с другим пассажиром. И компания не прогадала – более дешевые совместные поездки победили. По статистике только в Сан-Франциско водители райдшеринговых сервисов совершают до 170 тысяч поездок в день, что в 12 раз больше числа поездок на такси.

Несмотря на то, что профессиональный городской карпулинг еще не пришел к нам, можно утверждать, что его появление поможет в будущем эффективно бороться с пробками благодаря сокращению количества машин на дорогах.

Райдшерингу, как новой форме мобильности, остается покорить только автобусы и маршрутные такси. Эксперты сходятся во мнении, что будущее за Smart Shuttle – адаптивным городским транспортом, который выйдет за пределы жестких расписаний и путей следования. Представьте городской мини-автобус по вызову, который будет приезжать за пассажирами в удобное место и время. И это не далекие перспективы, а реальность: подобные решения уже успешно применяют в небольших городках Германии и на Филиппинах.

В России прототип беспилотного мини-электробуса представили летом 2018 года. Разработка КАМАЗ и НАМИ позиционируется как наземный пассажирский транспорт для мегаполисов, который можно будет вызывать с помощью приложения для смартфонов. По предварительным прогнозам, на наши дороги такие беспилотники смогут выйти к 2030 году.

Устройство персональной мобильности

Постоянные пробки и большие расстояния в мегаполисах вынуждают автомобилистов и пользователей такси-сервисов пересаживаться на альтернативные средства передвижения – самокаты и велосипеды. Их используют в качестве ежедневного городского транспорта, этакой лайт-версии транспортного шеринга. Причина проста: компактный и удобный безмоторный транспорт идеален для частного перемещения по городу. Небольшие габариты, маленький вес тех же самокатов позволяет хранить их где угодно, а наличие большого количества прокатных станций, специальных парковок решает вопрос хранения велосипедов.

Неудивительно, что среди всех устройств персональной мобильности, таких как сигвеи, гироборды и моноколеса, именно самокаты и велосипеды доказали свою эффективность и удобство для городского шеринга. Ведь они не требовали от владельцев какой-то определенной сноровки и оказались менее травмоопасными.

Интеллектуальные транспортные системы

“Умные” транспортные системы или транспортная телематика – это не просто одна из самых востребованных технологий в транспортной отрасли, но и практически последний шаг на пути к автопилоту и безопасности на дорогах. Актуальность телематики связана, прежде всего, с изменениями в развитии всего авторынка, когда ключевым становится не просто факт владения автомобилем, а возможность и комфорт персонализированного управления.

Такие системы думают на шаг вперед – распознают другие транспортные средства – велосипедистов и мотоциклистов, пешеходов в опасных зонах, а также дорожные знаки и разметку. По данным Mobileye, телематические устройства способны снизить аварийность на 30-35% благодаря оповещению водителей о потенциальных опасностях. Кроме того, внедрение телематики позволяет повысить безопасность вождения за счет возможности отслеживать поведение водителей за рулем: его ускорения и торможения, активность в вечернее и ночное время суток – то есть все факторы, которые влияют на увеличение аварийности. Соответственно, принимая во внимание полученные данные, можно добиться снижения процента аварий.

Автогигант Ford в рамках концепции «Город будущего» (City Of Tomorrow) опционально оснащает свои автомобили 2018-го модельного года LTE-модемами с точкой доступа Wi-Fi для передачи данных прямо на смартфоны. Специальное приложение FordPass позволит водителям удалённо открывать и закрывать двери автомобиля, проверять уровень топлива и масла, давление в шинах, заряд аккумулятора, узнавать показания одометра.

Также телематика позволяет заранее обнаружить неисправности в двигателе и сразу направить автомобиль на технический осмотр, т.е. решить проблему заблаговременно или, получая данные по пробегу автомобиля дистанционно, вовремя направлять автомобиль на техническое обслуживание. Эта опция очень важна для таксопарков, работающих по модели аренды. Как правило, они могут проверить свой автомобиль не чаще одного раза в неделю. В том числе, для учета данной потребности все автомобили нашей компании оснащены телематическим оборудованием, т.к. мы являемся провайдером для ведущих таксомоторных и каршеринговых парков.

По оценке экспертов международного агентства Berg Insigh, к 2020 году количество коммерческих автомобилей, оснащенными интеллектуальными транспортными системами в СНГ и Восточной Европе увеличится с 16,8 до 30%. Это составит около 8 млн. машин.

Источник

Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто

Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Смотреть фото Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Смотреть картинку Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Картинка про Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Фото Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто

Обзор: ИТ в транспортной отрасли 2021

Спрос транспорта и логистики на цифровые технологии в 2020 г. составил ₽89,4 млрд, а к 2030 г. может вырасти до ₽626,6 млрд. Благодаря цифровой трансформации производительность труда в отрасли к 2030 г. увеличится на 20%. В списке самых востребованных технологий — безбумажный документооборот, системы распределенного реестра, беспроводная связь, искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность.

Что происходит в России

По данным опроса, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), спрос отрасли транспорта и логистики на передовые цифровые технологии в 2020 г. составил ₽89,4 млрд, а к 2030 г. может вырасти до ₽626,6 млрд. Среднегодовые темпы роста составят 21%). Современному состоянию цифровых сервисов в различных отраслях, в том числе и на транспорте, посвящен представленный в апреле 2021 г. на XXII международной конференции по проблемам развития экономики и общества доклад НИУ ВШЭ «Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты». Его авторы отмечают, что транспортная отрасль движется в направлении развития мультимодального, подключенного, автоматизированного, безопасного, более экологичного и в конечном счете беспилотного транспорта.

Первым и необходимым шагом на этом пути является переход на безбумажный документооборот. «Транспортные (перевозочные) документы, форматы и требования к ним существенно различаются в силу разного регулирования, тарифной политики и иных аспектов развития отдельных видов транспорта. Их синхронизация и перевод в электронный вид позволят многократно ускорить процессы обработки, регистрации, контроля и прослеживаемости грузов», — говорится в докладе.

Основой для развития мультимодального транспорта должны стать интеллектуальные транспортные системы (ИТС), которые обеспечат взаимодействие дорожного полотна, объектов инфраструктуры (светофоров, видеокамер, систем освещения и др.), транспортных средств, приложений для оперативного управления дорожным движением и т.п. Ключевой тренд — создание беспилотного транспорта на базе технологий искусственного интеллекта, появление умных дорог (smart road), развитие технологий коммуникации машин между собой (Vehicle-to-Vehicle) и с дорожной инфраструктурой Vehicle-to-Infrastructure.

В логистике быстрый рост электронной торговли, в том числе благодаря пандемии, привел к ускорению темпов сквозной цифровизации цепочек поставок и доставки, в том числе с использованием беспилотников («умный склад»). Авторы доклада отмечают рост спроса на цифровые платформы на основе технологий распределенных реестров, в том числе блокчейна, для осуществления сделок и оформления грузовых перевозок, интернет вещей для отслеживания движения грузов, аналитики для управления запасами и предиктивной аналитики для планирования ремонта и технического обслуживания.

Новые бизнес-модели на транспорте

В списке самых востребованных технологий — беспроводная связь, искусственный интеллект, в том числе компьютерное зрение, речевые технологии, системы поддержки принятия решений и пр., системы распределенного реестра, решения в области виртуальной и дополненной реальности.

Россия обладает значительным транзитным потенциалом, отмечается в докладе. Однако в настоящий момент имеющиеся возможности реализуются не в полной мере. Наибольшие эффекты ожидаются от создания транспортных коридоров на евразийском пространстве.

Цифровизация транспорта в ЕАЭС

Теме цифровизации транспорта на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) посвящен опубликованный в 2020 г. Департаментом транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) аналитический доклад «О принципах и подходах цифровой логистики в сфере транспортных услуг государств-членов ЕАЭС». Напомним, что в состав ЕАЭС входят Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика. В 2019 г. странами была разработана концепция экосистемы цифровых транспортных коридоров, а в январе 2020 г. утвержден план мероприятий по ее формированию. Завершается подготовка концепции развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска.

В докладе отмечается, что если вчера потребителям транспортных услуг достаточно было вовремя отправить и получить в целости и сохранности груз, то сегодня они хотят отслеживать, в каком состоянии и где он находится, где и почему происходит задержка, как обеспечивается сохранность, и с учетом этой информации оптимизировать логистические процессы. Сделать это можно только путем цифровизации.

Беспилотный транспорт на дорогах

Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Смотреть фото Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Смотреть картинку Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Картинка про Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Фото Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто

Источник: Департамент транспорта и инфраструктуры ЕЭК, 2020

По мнению авторов доклада, самыми перспективными в сфере транспорта и логистики являются проекты по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС), систем автономного вождения и беспилотного транспорта, применение искусственного интеллекта, цифровых платформ, доставки дронами, использование больших данных.

Развитие ИТС предусмотрено транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. Отдельные мероприятия прописаны и в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — здесь речь идет, в основном, об обеспечении безопасности дорожного движения.

Тестирование беспилотного транспорта уже началось в отдельных регионах России. Одновременно разрабатывается нормативная база для эксперимента по беспилотной перевозке грузов в рамках «регуляторных песочниц». В списке пока не решенных вопросов порядок расследования нарушений ПДД с их участием. В работе участвуют крупнейшие российские компании, такие как «Сбер», «Яндекс», КАМАЗ, группа ГАЗ. Планируется, что первые беспилотники появятся на дорогах уже к 2024 г.

Доставка посылок автомобилем и коптером

Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Смотреть фото Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Смотреть картинку Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Картинка про Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто. Фото Какая отрасль активно завоевывает интернет пространство индустрии авто

Источник: Департамент транспорта и инфраструктуры ЕЭК, 2020

Что касается дронов, то пока их можно использовать только при доставке грузов до 3 кг на 10–15 км в городской среде и 3–6 кг на 30–100 км в труднодоступных районах. Нормативная база для эксперимента по перевозке грузов до 500 кг только прорабатывается в рамках «регуляторных песочниц».

Цифровой транспорт: за и против

В докладе Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии перечислены факторы, сдерживающие развитие цифровой логистики на территории ЕАЭС. Это низкий контроль транзитных и импортных грузов; отсутствие возможности мониторинга, анализа и прогнозирования всех видов перевозок для принятия решений; слаборазвитая логистическая инфраструктура.

Примерно о том же говорят и в НИУ ВШЭ. К числу основных факторов, сдерживающих активное внедрение цифровых технологий в отрасли, эксперты относят низкий уровень развития взаимодействия между участниками; неравномерный уровень цифровизации организаций; низкие темпы развития инфраструктуры (как цифровой, так и транспортной). «Для форсированного роста необходима развитая инфраструктура беспроводной передачи данных, способная обеспечить передачу и обработку огромных массивов информации, которые генерируют транспортные средства, — согласен с ними Илья Черкасов, заместитель генерального директора по инфраструктурному бизнесу «МаксимаТелеком». — Появление такой единой связывающей среды (Total Connectivity) позволит ускорить запуск цифровых сервисов и решений «Индустрии 4.0» в транспортно-логистическом секторе».

Еще один существенный фактор — недостаток квалифицированных кадров и нехватка стандартов создания объектов умной инфраструктуры. «В первую очередь речь идет об отсутствии стандартов на федеральном уровне. Текущие формулировки касательно ИТС/КСОДД/АСУДД имеют весьма расплывчатое определение и трактуются внутри регионов по-своему. В результате мы имеем «лоскутное одеяло» при анализе общей картины по стране. А это, в свою очередь, приводит к сложности корректного моделирования (из-за невозможности состыковать данные) и дальнейшей оптимизации (мусор на входе=мусор на выходе)», — уточняет Александр Сергиенко, исполнительный директор «Иннодата».

Дмитрий Попов, генеральный директор Integro Technologies, добавляет к этому списку отсутствие стратегии цифровизации на федеральном уровне (должно быть решено в 2021), отсутствие централизованного мониторинга инфраструктуры, высокая транзакционная нагрузка транспортных коридоров, отсутствие единого ситуационного центра, отсутствие единого подхода к обеспечению информационной безопасности на транспорте (например, до сих пор допускается использование разнородных платформ для хранения данных за рубежом), низкие доходы перевозчиков, связанные с пандемией.

А Леонид Парамонов, директор дирекции по продажам АО «ГЛОНАСС», напоминает о человеческом факторе. По его мнению, уровень доверия граждан к цифровизации в целом высок, но носит избирательный характер. «В вопросах использования современных технологий я часто встречаюсь с антагонизмами. Например, многие люди привыкли пользоваться транспортными приложениями при вызове такси или ожидании общественного транспорта. Но если мы говорим о применении установленного в автомобиле устройства вызова, причем не только при аварии, но и для получения услуги «Помощь на дорогах», то узнаем, что многие опасаются нажимать на кнопку SOS, не совсем понимая, что дает им такая цифровизация», — рассказывает он. Поэтому очень важно научиться пользоваться уже имеющимися, работающими цифровыми возможностями, заключает эксперт.

Стимулировать развитие цифровизации в транспортной отрасли, по мнению специалистов НИУ ВШЭ, могут покрытие транспортных магистралей 5G-сетями, модернизация дорожной инфраструктуры; разработка стандартов цифровых сервисов и протоколов безопасной передачи данных; создание нормативной базы в области эксплуатации беспилотного транспорта; выдача льготных займов малым и средним предприятиям для тиражирования российских цифровых решений; расширение возможностей использования отраслевых данных и создание отраслевых центров подготовки кадров.

«Россия пока не является лидером в цифровизации транспортно-логистической отрасли, однако мы уже видим первые шаги в этом направлении, — отмечают в компании «ИКС Холдинг», занимающей первое место в подготовленном CNews рейтинге крупнейших поставщиков ИТ в транспортный сектор. — Драйверами здесь выступают сразу несколько факторов: заинтересованность государства и бизнеса, а также новые экономические условия, которые нам диктуют, в том числе, эпидемиологические обстоятельства».

По мнению экспертов «ИКС Холдинг», в ближайшие 5-10 лет появятся сервисы, которые позволят не только создавать новые бизнес-модели, но и приносить прибыль. Процесс документооборота в перевозках станет полностью цифровым и бесшовным, отрасль окончательно избавится от бумаг. Функционирование транспортной инфраструктуры станет эффективнее и безопаснее, будет обеспечено коммерческое использование беспилотного транспорта для перевозок пассажиров и грузов.

Илья Черкасов уверен, что к 2030 г. существенно увеличится доля общественного транспорта, уровень его социальной доступности и персонализации под ожидания конкретного пассажира. Модель мобильности как сервиса (MaaS) будет расширяться за счет развития мультимодальных перевозок и цифровых транспортных сервисов, шире тиражироваться в регионы.

Вырастет доля автономного транспорта при условии появления сетей связи с минимальной задержкой отклика, что критично для работы самодвижущихся транспортных средств. Продолжится переход на экологически чистые виды транспорта: электробусы, современные трамвайные сети. Будет развиваться модель шеринга ресурсов, уменьшится количество частных автомобилей. «В целом концепция построения общественного транспорта будет направлена «изнутри-наружу», то есть от потребностей пассажира в направлении обеспечения максимальной безопасности и комфорта перевозок», — отмечает Илья Черкасов. Существенно повысится доля цифровых сервисов в процессах обслуживания транспорта: от автоматической диагностики до предиктивного ремонта, когда каждое транспортное средство будет само формировать перечень операций и запчастей под эти операции.

По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, цифровая трансформация способна обеспечить дополнительный рост производительности труда на транспорте и в логистике на 20% к 2030 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *