Какая должна быть дистанция между автомобилями на парковке
Что такое безопасная дистанция между автомобилями по ПДД и как она определяется в разных ситуациях?
Главная » Блог » Безопасная дистанция между автомобилями
09.11.2020
Комментариев нет
Безопасная дистанция при движении автомобилей играет важную роль. Водители, которые игнорируют соблюдение безопасной дистанции, не только подвергают опасности себя и свой автомобиль, но здоровье других участников дорожного движения. Кроме этого, при расследовании обстоятельств ДТП, факт нарушения безопасной дистанции грозит тем, что водитель будет определен виновным в случившемся с наложением крупного штрафа. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, необходимо знать ряд нюансов, относящихся к безопасной дистанции и боковому интервалу.
Разберемся с определением
В ПДД есть пункт 9.10, в котором дано четкое определение «безопасной дистанции» и «боковому интервалу». Что примечательно, это что данный пункт сохраняет неизменную формулировку уже на протяжении 25 лет. При этом написан он достаточно расплывчато. Этот факт свидетельствует не о том, что пункт несовершенен, а о том, что нельзя собрать все нюансы в рамках короткой формулировки правил.
В итоге в правилах дорожного движения написано просто – водитель обязан соблюдать такую дистанцию и боковой интервал, которые позволят избежать столкновения. Никаких цифр и конкретных расстояний не указано, но какая дистанция должна быть между автомобилями в метрах для безопасного движения и как ее соблюдать?
Тормозной путь
Кроме определения безопасной дистанции, необходимо еще знать, что такое тормозной путь (определение этого отсутствует в ПДД). Тормозной путь – это пройденное транспортным средством расстояние, с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки. На величину этого показателя может влиять несколько десятков факторов, начиная с погодных условий, заканчивая наличием электронных ассистентов в автомобиле.
Каким образом рассчитывается безопасный интервал
Поскольку конкретики в ПДД нет, то водитель должен самостоятельно определить значение безопасной дистанции. Это сложная задача, поскольку расстояние будет динамически изменяться под влиянием нескольких факторов – скорости ТС, погодных условий, установленных покрышек.
Есть несколько распространенных способов определения этого значения на глаз. Их можно применять для примерной оценки.
Скорость надвое
Первый способ использовали еще наши деды, когда не существовало точной электроники, которая помогала бы держать расстояние до впереди идущего транспортного средства. Методика обычно фигурировала в старых советских учебников для шоферов и называется «Скорость надвое».
Расчет очень простой – берется текущая скорость на спидометре и делится на 2. Получившаяся цифра – это безопасная дистанция до идущего впереди автомобиля. Например, водитель едет со скоростью 90 км/ч, соответственно, 90 / 2 = 45 метров – это безопасное расстояние до автомобиля впереди.
Важно учитывать! Такой расчет правильно работает только в условиях сухого дорожного полотна. Как только асфальт намок из-за дождя или выпал рыхлый снег – методика перестает работать.
Правило двух секунд
Почему неудобно определять безопасную дистанцию в метрах? Потому что без электроники достаточно сложно «на глаз» трезво оценить действительное расстояние, возрастает шанс ошибиться. Часто разные водители принимают на глаз за 50 метров — 30 и даже 20 метров в реальности.
Можно отталкиваться от времени, поскольку сосчитать правильно секунды проще, чем метры. Выбираем на дороге заметный ориентир и следим за моментом, когда автомобиль впереди его проедет. Параллельно отсчитываем в уме 2 секунды. Если после отсчета ориентир оказался позади нас, то необходимо увеличить дистанцию, если не оказался, то сократить.
Почему именно 2 секунды? Это средние значения времени, которое требуется водителю в экстренной ситуации:
Применять такую методику можно тоже только на сухом дорожном покрытии. Если пошел дождь, то правило превращается в «3 секунды», а если выпал снег, то в «6 секунд». На ночной дороге безопасный интервал – это вообще граница светового пятна от фары.
Что влияет на время реакции водителя?
Поскольку все люди разные, то и время реакции у всех отличается. Повлиять на время реакции может:
Боковой интервал
При определении расстояния для бокового интервала вообще не потребуется никаких расчетов. Чем он больше, тем безопаснее движение. Водитель должен находиться посередине выбранной полосы (при отсутствии препятствий или преград). На современных автомобилях предусмотрена система датчиков контроля мертвых зон – не пренебрегайте ей.
Если все же требуется точный расчет, то учебники по вождению рекомендуют придерживаться бокового расстояния от другой машины примерно на половину ширины своей. В городском потоке можно соблюдать дистанцию поменьше, но помните о мотоциклистах. Среди любителей езды в плотном потоке между машинами, обязательно найдется такой, который поцарапает Ваше авто и заявит о несоблюдении бокового интервала. Чтобы этого не возникало, нужно двигаться строго по центру полосы.
Значения безопасной дистанции
Для того, чтобы определить точные цифры безопасной дистанции применяются практически тесты на полигонах. При этом учитывается целый ряд условий, среди которых тип шин, скорость движение, состояние дорожного полотна, время реакции водителя и т.д. Вот пример расчета средней безопасной дистанции.
В исходных условиях легковой автомобиль (105 л.с.) с летней резиной 14 дюймов. Скорость составляет 95 км/ч. В серии тестов показаны значения тормозного пути – от 32 до 38 метров. Берется среднее значение в 35 метров. Дополнительно проводятся тесты на дорогах с гладким асфальтом, где тормозной путь в среднем увеличился на 5 метров (итого 40 метров). Добавляем также те 2 секунды, за которые водитель должен понять, что надвигается экстренная ситуация и надо тормозить. При скорости 95 км/ч – это 49 метров. Финальная цифра для заданных условий – это 89 метров (безопасная дистанция).
В таблице представлены результаты тестов для других условий дорожного покрытия:
Скорость движения автомобиля, км/ч | ||||
Условия на дороге | 35 км/ч | 65 км/ч | 85 км/ч | 105 км/ч |
Авто на летних шинах едет по сухой дороге | 30,7 | 57,0 | 74,5 | 92,0 |
Авто едет на летних шинах по мокрой дороге | 29,3 | 54,4 | 71,2 | 88,0 |
Авто едет на «липучке» по сухой дороге | 31,5 | 58,4 | 76,4 | 94,4 |
Авто едет на «липучке» по мокрой дороге | 28,7 | 53,4 | 69,8 | 86,2 |
Авто едет на «липучке» по снегу или льду | 24,6 | 45,7 | 59,8 | 73,9 |
Авто с шипованной резиной едет по сухой дороге | 31,1 | 57,7 | 75,5 | 93,3 |
Авто на шипованной резине едет по мокрой дороге | 27,5 | 51,1 | 66,8 | 82,5 |
Авто на шипованной резине едет в снег или лед | 31,8 | 59,0 | 77,2 | 95,4 |
Учтите, что это теоретические расчеты, которые могут не учитывать, например, степень износа тормозной системы вашего автомобиля. Да и соблюдать дистанции по 95 метров в реальности будет проблематично – некий спешащий человек, обязательно попробует вклиниться в образовавшееся место.
Безопасная дистанция в разных условиях
Для того, чтобы упростить жизнь водителям и избавить их от излишних расчетов, приводим ориентировочные значения безопасной дистанции (в метрах) для разных условий:
Эффективная скорость на трассе при разных обстоятельствах
Кроме значения тормозного пути в различных условиях, будет не лишним знать и об эффективной скорости на трассе при различных обстоятельствах. Обычно установкой лимитов на трассах и определением эффективной скорости занимаются уполномоченные органы. Вот ряд факторов, которые влияют на это:
Эффективной скоростью на трассе считается 90 км/ч, в отсутствие любых мешающих факторов.
Знак «Ограничение минимальной дистанции»
Случаи, когда водителю необходимо определить безопасное расстояние до впереди идущего транспортного средства более-менее понятны. Но на некоторых участках дороги можно встретить знак, который строго регламентирует расстояние между автомобилями. Это необходимо, например, чтобы обеспечить эффективную пропускную способность дороги на сложных участках (пост ДПС или контрольно-пропускной пункт). Также знак можно встретить на участках дороги с повышенной опасностью – горные тоннели, ледовые переправы и мосты.
На знаке указывается цифра в метрах, которую следует строго соблюдать водителям движущимся в колонну. В данном случае это также применимо к ТС, которые едут в одной полосе. Знак действует:
Ответственность за несоблюдение дистанции
За несоблюдение дистанции грозит штраф. Важный момент, что большинство таких штрафов выписывается уже постфактум, когда водитель допустил столкновение из-за несоблюдения. Для привлечения к ответственности инспекторы ГИБДД применяют статью 12.12 КОАП (нарушение правил расположения автомобиля на дороге), согласно которому максимальное наказание – это 1500 рублей.
Нельзя получить штраф за несоблюдение дистанции при отсутствии инцидента. Инспектор оформит наказание, только в случае, если это привело к аварии. Если обстоятельства сложились так, что вам пытаются выписать штраф за несоблюдение дистанции без факта аварии – это повод обжаловать решение инспектора в суде.
В ряде случаев штраф может быть выписан и автомобилисту, который двигался впереди. Это может быть преднамеренное экстренное торможение, которое не имело смысла. То есть водитель экстренно тормозил не чтобы предупредить столкновение. Чтобы доказать этот факт, необходимы записи с видеорегистратора или показания свидетелей.
Отдельно стоит обговорить штрафы за несоблюдение бокового интервала. Часто складывается ситуация, когда водитель, двигающийся в соседней полосе резко и без включенного поворотника перестраивается. Инспектор может в этом случае выписать штраф по статье 12.15 тому, кто ехал в своей полосе, а не тому, кто перестраивался. Это решение обязательно нужно обжаловать, поскольку явно имеет место быть нарушение правил маневрирования (п. 8.1 ПДД). Приложите в качестве доказательств запись видеорегистратора или показания свидетелей.
Есть несколько случаев, в которых не применяется наказание за несоблюдение дистанции:
Безопасность на дороге напрямую зависит от действий водителя. Соблюдение безопасной дистанции и бокового интервала позволит избежать лишних неприятностей и обезопасит всех участников дорожного движения.
Какая дистанция должна быть между автомобилями?
Несоблюдение дистанции является частой причиной столкновения транспортных средств. Дистанция определяется расстоянием между автомобилями, следующими друг за другом. Чем выше скорость движения, тем она должна быть больше.
Понятие дистанции по ПДД
В ПДД не указано точное расстояние в метрах, которое водители обязаны соблюдать. Тем не менее, принято считать, что безопасная дистанция между автомобилями при движении определяется скоростью и тормозным путем машин, движущихся в потоке транспортных средств.
Водитель обязан соблюдать:
ПДД не указывают точную величину безопасной дистанции в метрах, поскольку она зависит от многих факторов:
При движении в транспортном потоке нужно уметь быстро анализировать ситуацию, прогнозировать экстренное торможение движущегося впереди авто и одновременно обращать внимание на транспортное средство, движущееся сзади.
В ПДД существует такое понятие как эффективное расстояние. Под этим подразумевается безопасная дистанция между автомобилями. Согласно ПДД, данное расстояние необходимо увеличить, когда:
Дистанцию требуется увеличить еще больше, если движение осуществляется:
Несоблюдение эффективного расстояния значительно увеличивает риск попутных столкновений.
Какая дистанция должна быть между транспортными средствами?
Дистанция между автомобилями по ПДД должна строго соблюдаться водителями. Однако нередко возникают ситуации, когда водитель движется в транспортном потоке вплотную за другим авто и лишается свободы действий, к примеру:
При движении за автомобилем рекомендуется держать дистанцию, которая позволяет остановиться, совершить маневр и избежать столкновения.
Минимальная
На сухом асфальте минимальная дистанция между движущимися транспортными средствами составляет 3 метра (2 секунды). Если дорожное покрытие некачественное, мокрое или на трассе присутствует глина, то это расстояние увеличивается до эквивалента времени в 3-4 секунды.
Если выпали различные осадки: пошел мокрый снег, дождь, на дороге появился гололед, наиболее безопасной является дистанция 5-6 секунд. Водителям, которые не имеют большого навыка, рекомендуется держать минимальное расстояние не менее 7-8 секунд.
Если выпал снег, но он достаточно укатанный, то опытные водители могут держать дистанцию в 4 секунды, новички – 5 секунд.
В городе
В городе данной дистанцией воспользуется опытный водитель и заставит новичка сокращать расстояние и нервничать. В среднем, рекомендованная безопасная дистанция между автомобилями в городском режиме составляет 3 метра. Это примерно 2/3 длины корпуса машины.
Для начинающих водителей нужно держать расстояние не менее 5 метров.
На трассах
Дистанция на трассах напрямую зависит от состояния дорожного покрытия. Расстояние до следующей машины должно составлять:
В пробке
Нормальной считается расстояние между машинами, равное половине авто. Для новичков оно составляет 2/3 длины машины, это, в среднем, 2 метра. Такого расстояния вполне достаточно, чтобы перестроиться на другую полосу, без создания аварийной ситуации, если впереди идущая машина внезапно заглохнет. Это снизит риск резких маневров со стороны других автомобилей.
На сложных участках дороги или в плохую погоду дистанция должна быть такой, чтобы тормозной путь авто был меньше, чем расстояние видимости. Данное правило применяется к передвижению на перекрестках с плохим обзором, по узким улицам, а также в закрытых поворотах.
На светофоре
В правилах дорожного движения установлено, что водитель должен соблюдать дистанцию, которая предотвратит возникновение аварийной ситуации. На светофоре не рекомендуется сильно приближаться к авто, находящемуся впереди, чтобы избежать аварии.
При остановке перед оживленным перекрестком дистанция должна быть 2-3 метра, чтобы в случае удара машина не задела другие ТС. Оставив дистанцию несколько метров до следующего авто, есть шанс избежать аварии при перестроении в другой ряд.
На парковке
Дистанция на парковке зависит исключительно от конкретной ситуации, это расстояние в ПДД четко не определено. Так, она должна быть такой, чтобы водитель и пассажиры могли свободно выйти из машины. Если же водитель остановился позади припаркованного авто, то требуется оставить место для того, чтобы беспрепятственно выехать, если сзади встанет другая машина.
При остановке
При остановке движение напрямую зависит от качества дорожного покрытия:
Водитель должен сразу же увеличить дистанцию, если в работе автомобиля случился внезапный сбой, встречное ТС включило дальний свет, обуты шины не по сезону.
Штраф за несоблюдение
При ДТП нарушение фиксируется на основании двух правил:
Согласно правилу 9.10 водитель обязан выбирать безопасную дистанцию до авто, которое движется перед ним, а также боковой интервал. Помимо этого, он должен сам решить, какое именно расстояние поможет избежать столкновения между двумя транспортными средствами.
Согласно КОАП 12.15 (Кодексу РФ об административных нарушениях) штраф выплачивается за несоблюдение дистанции либо движение машины по обочине, которое способствовало аварийной ситуации.
Также движение на встречном разъезде и пересечение транспортной колонны наказывается штрафом до 1500 руб.
В руководстве ПДД такое понятие как «дистанция между автомобилями» рассматривается довольно размыто. Фиксированное значение отсутствует. Исключением является наличие на дороге указателя, который ограничивает минимальную дистанцию. В остальных случаях водитель должен самостоятельно выбирать оптимальный интервал между собственным автомобилем и машиной, следующей перед ним.
Разметка парковки: правила и стандарты. Размер парковочного места
В статье рассмотрим разметку парковки.
Для безопасного дорожного движения и экономичного использования территории парковки и стоянок необходимо правильная и грамотная разметка на паркинге.
Сегодня любая поездка для каждого автолюбителя превращается в приключение по поиску свободного парковочного места. Наиболее тяжело дела с парковками обстоят в исторических центрах больших городов и во дворах домов старой постройки, где градостроительный план не предусматривает место для такого количества автомобилей, которое есть сегодня.
Размеры разметки парковки ГОСТами регулируются (51256-2011). Если гражданин знает подобную информацию, ему будет легче отстоять собственные права в случае, если, к примеру, на парковке была задета и помята машина по причине узкого проезда.
Под парковой принято понимать выделенную территорию, у которой должно быть ограждение, соответствующий дорожный знак и разметка. Машиноместа предоставляются бесплатно, к примеру, на парковках, расположенных возле общественных мест, либо платно, если парковка является муниципальной или частной. На парковках муниципального типа, как правило, используется автоматизированная парковочная система «Паркон».
Для присвоения территории официального статуса парковки ее следует в обязательном порядке зарегистрировать, а также оформить в соответствии со всеми законодательными требованиями. В настоящее время параметры парковочных территорий регламентируются СНиПом 113.133330.2016 с названием «Стоянки автомобилей».
Какая бывает разметка парковки, расскажем ниже.
Разновидности парковочных территорий по типу размещения транспортных средств
Существует три разумных способа расположения автомобилей на парковочной территории: елочкой, перпендикулярный, параллельный. Каждый из них актуален в определенных ситуациях, но ни один из них не идеален – у всех есть специфические недостатки.
Параллельная парковка
Это правильная разметка парковки. Параллельное размещение автомобилей применяется вдоль тротуаров или проезжей части. Главным недостатком такого размещения является то, что машин на такой парковке помещается мало, а при близком размещении машин маневры на парковочных местах становятся очень сложными, особенно для новичков. Единственное достоинство такой парковки – близкое расположение к необходимому пункту назначения.
Перпендикулярная разметка парковки на дороге
Ставить автомобиль под прямым углом по отношению к дороге достаточно сложно, но парковка такого типа является самой вместительной. Однако статистика показывает, что именно на перпендикулярных парковках ДПТ происходят чаще всего, особенно если автомобиль выезжает с парковочного места сразу на проезжую часть.
Какая еще бывает разметка парковки?
Парковка елочкой
В данном случае парковочные места расположены под углом 45 градусов. Из-за этого парковка с высоты выглядит как елка. Потому она имеет указанное название. Данный вид парковки является наиболее удобным для автовладельца – парковочный маневр совершать довольно легко, с ним справится даже неопытный водитель. Несмотря на то что проезды между парковочными рядами делают более узкими, парковка елочкой все равно вмещает примерно на треть меньше машин, чем перпендикулярная парковка.
Места размещения парковочных территорий
Местоположение зоны парковки и разметки зависит от множества факторов:
Любая парковка должна отличаться безопасностью, а перечень потенциальных угроз от парковочных территорий, даже если они располагаются на открытом воздухе, достаточно обширен: выхлопные газы, утечка бензина, ДТП, пожары.
Если рассуждать с другой стороны – с точки зрения владельца автомобиля, то наиболее удобной является та парковка, которая располагается ближе всего к необходимому месту. Обычно никому не хочется идти лишнее расстояние до больницы, торгового центра, офиса или любого другого общественного места.
Расстояние, на котором разметка парковки должна располагаться от градостроительных объектов, регламентируется СНиПом «Стоянки автомобилей».
Если автомобильная стоянка вмещает 10 или меньше машин, то она должна быть расположена в 10 метрах от общественных зданий и жилых домов. От скверов, городских парков, игровых и спортивных площадок, больниц, школ и детских садов такая автопарковка должна быть удалена минимум на 25 метров.
Парковки, вмещающие 10-50 автомобилей, должны располагаться на расстоянии 15 метров от жилых домов, стены которых имеют окна, и на расстоянии 30 метров от больниц, школ, детских садов и прочих подобных зданий.
Открытые парковочные территории, вмещающие до 100 автомобилей, должны быть удалены от жилых домов на 25 метров. На таком же расстоянии они должны располагаться от различных общественных учреждений.
Большие автопарковки, в которых насчитывается до 300 машиномест, следует располагать:
Автопарковки вместимостью свыше 300 машиномест должны быть удалены на 50 метров от имеющих окна жилых домов. Другие требования для таких парковок не изменяются. Что касается огромных стоянок, вмещающих от 500 автомобилей, то их рекомендуют располагать исключительно в промышленных зонах.
СанПиН 2.1.4.1074 запрещает размещение открытых парковочных территорий в зонах, где происходит водозабор хозяйственно-питьевого назначения.
Размеры машиномест на открытых парковках
Размер парковочного места на 1 автомобиль на парковке рассчитать несложно, если знать, что минимальными являются следующие параметры:
Причем, ширина разметки, составляющая 10 см с каждой стороны, в расчет не принимается. То есть, парковочное место должно иметь минимальную площадь 13,25 квадратных метров.
Важно, что за стандартную длину автомобиля принято считать 4,4 метра, ширину – 1,8 метра.
По усмотрению владельцев парковочной территории размер машиноместа может быть увеличен. К примеру, параллельная парковка будет наиболее комфортной, если длина одного машиноместа составит 8,8 метров, то есть будет равна длине 2 стандартных машин. Комфортным размером парковочного места в этом случае принято считать ширину стандартного автомобиля плюс 1 метр, то есть, 2,8 метров. Такая ширина парковочного места позволяет обеспечить безопасность выходящего из авто, водителя или его пассажира.
Если говорить о парковке елочкой, то места необходимо больше. По стандарту одно такое машиноместо должно иметь площадь 18 квадратных метров.
Максимальных габаритов достигают парковочные места, предназначенные для парковки автомобилей инвалидов. Ширина их достигает 3,6 метра, а длина – 6,2 метра.
Закон допускает отклонение от указанных габаритов, но такое отклонение должно находиться в рамках 5 см. Подобные размеры, прежде всего, обусловлены, мерами пожаробезопасности. Кроме того, они позволяют снизить вероятность ДТП на парковочной территории.
Каковы стандарты разметки парковки?
Технические требования к разметке парковочных мест
Технические требования включают в себя не только организацию парковочного пространства в целом, но материалы, из которых изготавливают ограждения, и которыми наносят разметку:
Место парковки для инвалида
Поговорим о разметке «Парковка для инвалидов без знака».
В современном мире очень многие автовладельцы имеют ограниченные возможности, то есть, являются инвалидами. Особенно много тех, кто передвигается в инвалидной коляске. Для граждан этой категории разработаны специальные нормативы. Для начала, размер машиноместа увеличен до 3,6*6,2 метра. Это необходимо, чтобы человек на инвалидной коляске имел возможность беспрепятственного проезда между автомобильными рядами. Кроме того, места парковки для инвалидов должны быть расположены максимально близко ко входной группе здания.
Машиноместа, предназначенные для инвалидов, занимают примерно до 20% от всей парковочной территории. Обычно места для инвалидов можно встретить на парковке возле больниц, магазинов, торговых центров, жилых комплексов и иных зданий общественного назначения.
Заключение
В настоящее время открытые парковочные территории представляют собой градостроительные объекты, которые должны отвечать строгим нормам размещения транспортных средств. Парковки бывают трех видов: елочкой, перпендикулярные и параллельные. Какой стоянкой пользоваться, всегда выбирает сам водитель с учетом своего мастерства. Проще всего припарковаться на парковке елочкой, труднее всего – на перпендикулярной.
Стоит отметить, что с 2018 года было изменено законодательство, в соответствии с которым парковка теперь официально считается объектом недвижимости. Это значит, что теперь парковку можно взять в аренду, сдать в наем, оформить на нее ипотеку, даже передать по наследству.
Немаловажно, что самовольное присвоение паркинга возле жилых домов, что повсеместно встречается, является незаконным и представляет собой административное правонарушение.