Как узнать когда заканчивается гарантия на авто
Смена владельца автомобиля: прекращается ли гарантия?
Aleksandar Malivuk / Shutterstock.com |
Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел спор о действии гарантии на автомобиль при смене владельца транспортного средства. После неоднократных обращений в салон об устранении недостатков владелец подержанного авто попросил дилера заменить автомобиль ненадлежащего качества на новый, но получил отказ. В связи с этим он обратился в суд с заявлением. В сути спора и выводах судов разобрался портал ГАРАНТ.РУ.
Гражданин К. (далее – истец) 6 июня 2015 года приобрел автомобиль у гражданина Р., который на тот момент был уже вторым владельцем транспортного средства. При этом первоначально автомобиль приобретался в автосалоне (далее – ответчик). Автомобиль был продан дилером первому покупателю 30 ноября 2012 года с установлением гарантийного срока продолжительностью 3 года.
В период эксплуатации автомашины гражданин К. неоднократно обращался в автосалон в связи с различными недостатками. Так, выявились неисправности АКПП и датчика температуры воздуха в салоне автомобиля, передние двери машины плохо закрывались и т. д. В результате проведенного дилерским центром ремонта некоторые проблемы удалось устранить, однако существенные недостатки препятствовали владельцу использовать этот автомобиль по назначению. В связи с этим 28 сентября 2015 года собственник автомашины обратился в автосалон с требованием о ее замене на новую. Ответ на указанное обращение гражданин К. от салона не получил, в связи с чем он обратился в суд с иском о защите прав потребителя.
Истец просил суд обязать ответчика заменить неисправный автомобиль на аналогичный надлежащего качества или на машину другой марки. В обосновании своих требований он сослался на нормы действующего законодательства о защите прав потребителя, согласно которым в отношении технически сложного товара, к которым относится автомобиль, при обнаружении в нем недостатков в период гарантийного срока потребитель вправе предъявить требование о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены (п. 1 ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителей), п. 2 Перечня технически сложных товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924).
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований заявителю отказал. По его мнению, ответчик не является продавцом спорного автомобиля, поскольку договор купли-продажи был заключен между физическими лицами (решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 28 января 2016 г. по делу № 2-139/2016 ). Суд также отметил, что приобретение истцом спорного автомобиля в период гарантийного срока не свидетельствует о переходе к истцу прав первого покупателя, поскольку при приобретении находящегося на гарантии автомобиля на вторичном рынке, правоотношения возникают у нового владельца с производителем либо уполномоченной им организацией (п. 6 ст. 5 Закона о защите прав потребителей). При этом ответчик не является изготовителем или импортером автомобиля, а также не уполномочен принимать и удовлетворять требования потребителей о замене товара ненадлежащего качества. Не согласившись с таким решением, истец направил жалобу в суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея позицию суда первой инстанции поддержала (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 15 апреля 2016 г. по делу № 33-395/2016). Решение суда апелляционной инстанции истец обжаловал в ВС РФ.
ВС РФ посчитал ошибочным толкование положений закона о защите прав потребителей нижестоящими судебными инстанциями (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 25 октября 2016 г. № 24-КГ16-13). По мнению Суда, из преамбулы упомянутого закона и разъяснений, содержащихся в подп. «а» п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 следует, что гражданин, на законном основании использующий товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому такой товар был отчужден другим гражданином, также пользуется правами потребителя, если законом не предусмотрено иное.
Таким образом, Суд пришел к выводу, что в случае обнаружения в технически сложном товаре существенных недостатков, требования об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы либо о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению (п. 1 ст.18 закона о защите прав потребителей).
Поскольку отказывая в иске, судебные инстанции доводы истца о наличии в автомобиле существенных недостатков не исследовали, основываясь только на выводе об отсутствии у истца прав потребителя по отношению к ответчику, ВС РФ принял решение об отмене судебных актов судов первой и апелляционной инстанций с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Гарантия на автомобиль по закону в 2021 году — что включает и как быть при нарушении прав потребителя
Покупая новое авто, вы рассчитывали на его полное бесплатное обслуживание в период действия гарантии. Однако в сервисе вам говорят, что выявленная неисправность не является гарантийным случаем. Я расскажу, что такое гарантия на автомобиль по закону, какие сроки ее действия и что в нее входит.
Что следует знать о гарантии на автомобиль по закону
Согласно ПП РФ № 2463 автотранспорт отнесен к технически сложным изделиям. Поэтому на него распространяются нормы Закона о защите прав потребителей о гарантийном обслуживании.
Под гарантией понимаются обязательства официального дилера произвести бесплатный ремонт или замену деталей (при наличии заводского дефекта) в установленный производителем гарантийный период.
Порядок действий в этом случае определяется производителем, и он же делегирует полномочия дилеру по признанию/непризнанию такого случая гарантийным.
Требование о проведении ремонтных работ может быть заявлено покупателем в пределах срока гарантии, прописанного в договоре или в сервисной книжке. Если же такой срок составляет менее 2-х лет или не определен производителем — он по умолчанию составляет 2 года — ст. 19 № 2300-1 Закона РФ.
Что вправе потребовать покупатель
При обнаружении любых дефектов в автомобиле в течение 15 дней с момента его передачи покупатель вправе потребовать — п. 1. ст. 18 № 2300-1 Закона РФ:
По истечении данного срока обращение к дилеру возможно только при выявлении существенных недостатков в автомобиле.
Важно! Если сервисный центр нарушит срок проведения восстановительного ремонта (более 45 дней) либо транспортное средство (далее — ТС) невозможно использовать из-за неоднократного ремонта более 30 дней в течение каждого года гарантии — покупатель вправе вернуть его и потребовать возврата денежных средств.
Где указываются условия гарантии
Гарантийные условия указываются в договоре купли-продажи ТС (далее — ДКП) и сервисной книжке. В зависимости от бренда и политики лояльности автопроизводителя условия гарантии для разных марок авто заметно отличаются.
Как правило, у премиального бренда перечень гарантийных случаев шире, чем у бюджетных марок. Чтобы узнать, какие гарантийные условия для вас — внимательно изучите документы на авто.
На что распространяется/не распространяется гарантия
Полный список гарантийных/негарантийных случаев указан в сервисной книжке, которая выпускается заводом-изготовителем и является приложением к иным документам на ТС. Далее расскажу о наиболее распространенных.
Гарантия распространяется на:
Действие гарантии не распространяется на:
Гарантия на лакокрасочное покрытие (ЛКП) обычно действует только в случае сквозной коррозии. Нарушение ЛКП может быть признано гарантийным случаем, если будет доказано, что причиной стало не механическое повреждение.
Важно! Гарантия производителя действует, пока не истек установленный гарантийный период. Однако, если независимая экспертиза подтвердит, что причиной выхода из строя детали/узла/агрегата стала некачественная установка или неправильный подбор допоборудования — ремонт не будет признан гарантийным.
Сколько длится гарантийный период
Гарантийный период устанавливается по времени и пробегу Техническими условиями предприятия-изготовителя и указывается в Руководстве по эксплуатации — п. 1.3 Положения РД 37.009.025-92.
Он бывает двух типов:
Также дилер вправе увеличить сроки гарантии на отдельные детали/узлы/механизмы. Однако на деле это оказывается лишь обещаниями и рекламным ходом отдельных дилеров, чтобы привлечь покупателей. Помимо плюсов увеличенная гарантия имеет еще и минусы:
Важно! Случается, что срок гарантии устанавливается совсем короткий — например, 1 год. В этом случае вы вправе заявить свои требования в специальный срок, указанный в законе — 2 года (п. 5 ст. 19 № 2300-1 Закона РФ).
С какого момента исчисляется гарантийный срок при продаже
Течение срока гарантии на купленный автомобиль, начинается:
Гарантийное обслуживание автомобиля по гарантии, что это
Гарантийное обслуживание предполагает не только бесплатный ремонт, но и ТО в период гарантии
Гарантийное обслуживание включает в себя комплекс работ:
Как определить, есть ли у машины период гарантийного обслуживания
Вы приобрели автомобиль и не знаете, действует ли на него гарантия завода. Это можно определить следующим образом:
Что понимается под гарантийным ремонтом
Под гарантийным ремонтом понимается проведение работ по устранению неисправностей и восстановлению работоспособности систем/агрегатов/узлов и всего автомобиля в целом. Расходы, связанные с выполнением такого ремонта, возмещаются изготовителем — п. 3.7 Положения РД 37.009.025-92.
В период указанного срока базовые детали узлов и агрегатов не ремонтируются. При выявлении дефекта они подлежат замене.
Гарантийный срок устанавливается не менее 12 месяцев или 20 тыс. км пробега со дня замены по гарантии следующих деталей — п. 3.15 Положения РД 37.009.025-92:
На все остальные детали и узлы в случае замены — гарантийные обязательства действуют до истечения гарантии на автомобиль в целом, если при этом изготовитель не установил иные сроки. Исчисление гарантийного периода производится от даты установки замененного агрегата/узла/детали по заказ-наряду (товарному чеку) — п. 3.16 Положения РД 37.009.025-92.
Какие предусмотрены сроки проведения гарантийного ремонта
Законодательно установлены следующие сроки устранения недостатков — ст. 20 № 2300-1 Закона РФ:
На практике вам могут предложить согласовать продолжительность ремонта следующим образом:
Важно! В период гарантийного срока на автомобиль продавец/изготовитель отвечает за выявленные недостатки, если не докажет, что они возникли после передачи ТС покупателю из-за нарушения им правил использования/хранения/транспортировки товара, действий 3-х лиц либо непреодолимой силы.
В каких случаях дилер может отказать в ремонте автомобиля по гарантии
Продавец вправе отказаться проводить ремонт, если:
Важно! При несогласии с отказом продавца в проведении гарантийного ремонта автомобиля следует получить у него мотивированный письменный ответ, провести независимую экспертизу и обратиться в суд. Если будет подтвержден факт незаконного отказа — вы сможете вернуть ТС и получить уплаченные за него деньги.
Как быть, если дилер затягивает срок гарантийного ремонта
При затягивании срока ремонта — готовьте претензию
Если сервисный центр затянул сроки гарантийного ремонта ТС, необходимо составить и направить в его адрес претензию. Документ составляется в двух экземплярах. Один — остается у покупателя, второй — следует подать продавцу лично с проставлением на вашем экземпляре отметки о получении либо направить его почтой ценным письмом с описью вложения.
В претензии следует указать неисправность автомобиля, дату направления авто на ремонт и подтверждение факта непроведения гарантийного ремонта в установленный срок. Потребуйте у дилера незамедлительного завершения ремонта или расторжения ДКП с возвратом вам денежных средств.
Важно! Не соглашайтесь на продление срока ремонта. Внимательно читайте документы. Дилер может прописать такое условие в заказ-наряде, и подписав его, вы согласитесь с пролонгацией.
Какая ответственность за нарушение срока гарантийного ремонта
При нарушении дилером сроков проведения гарантийного ремонта он несет ответственность согласно ст. 18 и ст. 28 № 2300-1 Закона РФ и обязан:
Сохранится ли гарантия, если обслуживаться не у дилера
Закон запрещает обусловливать удовлетворение предъявляемых в период действия гарантии требований покупателя условиями, не связанными с недостатками товара — п. 2 ст. 16 № 2300-1 Закона РФ.
Следовательно, собственник авто вправе производить его обслуживание в сервисном центре по своему выбору. При возникновении спора о причине появления недостатков/неисправности в период действия гарантии продавец/изготовитель обязан провести экспертизу за собственный счет — п. 5 ст. 18 № 2300-1 Закона РФ.
Если экспертиза установит, что:
Действует ли гарантия в отношении купленного авто с пробегом
Если вы приобрели автомобиль с пробегом вам следует знать следующее:
Какие нюансы по гарантии автосалоны обычно «забывают» сообщить покупателю
Дилеру выгодно не сообщать потребителю подробности гарантийного обслуживания
В погоне за экономией салоны при оформлении сделки-купли продажи не доводят до покупателей важные нюансы, касающиеся гарантийного обслуживания авто. Вы должны это знать:
Важно! Окончание срока гарантии не является препятствием для предъявления претензии изготовителю при обнаружении существенного недостатка в период срока службы ТС.
Частые вопросы
В: Будет ли действовать гарантия после ДТП?
О: Если произошло ДТП или загорание по причине производственных/конструктивных дефектов авто — действие гарантии сохраняется. Замена/ремонт осуществляется за счет дилера — п. 4.17 Положения РД 37.009.025-92. Если вина завода-изготовителя не доказана — собственнику ТС будет отказано в гарантийном обслуживании.
В: Можно ли на гарантии менять масло в стороннем сервисе?
О: Можно. Дилер не вправе отказать вам в обслуживании по гарантии по этой причине. Не принять авто на ремонт он может лишь в том случае, если докажет связь между возникшей неисправностью и некачественным маслом/непрофессионализмом менявшего масло мастера.
В: Если машина на гарантии, можно установить сигнализацию/парктроники не у дилера?
О: С одной стороны — вы вправе устанавливать допоборудование там, где считаете нужным (п. 2 ст. 16 № 2300-1 Закона РФ). С другой — достаточно часто вмешательство в систему ТС некомпетентных мастеров приводило к серьезным техническим проблемам, включая полную утрату авто. Рекомендую не рисковать и пользоваться услугами сертифицированных сервисов.
В: Можно ли производить замену колодок не у дилера?
О: Можно, поскольку тормозные колодки относятся к расходным материалам и не включены в список подлежащих гарантийному обслуживанию узлов/агрегатов.
В: Кто оплачивает эвакуатор, если гарантийный автомобиль не на ходу?
О: При нахождении автомобиля в нерабочем состоянии обязанность по его доставке в сервисный центр возложена на продавца — п. 7 ст. 18 № 2300-1 Закона РФ. Если покупателю пришлось доставлять его своими силами — продавец обязан возместить затраты на его транспортировку.
В: Обязан ли дилер предоставить мне подменную машину на период гарантийного ремонта?
О: Такую услугу дилер оказывать не обязан. Согласно ПП РФ № 2463 автотранспорт входит в перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему авто. При этом ряд компаний выделяет ТС при поломке авто на период ремонта. Однако это право, а не обязанность продавца.
В: Как вернуть неисправное ТС в период гарантийного срока?
О: Порядок возврата авто будет зависеть от срока обращения к продавцу. Более подробно я об этом рассказал в статье Как вернуть автомобиль после покупки в автосалон в 2021 году — пошаговая инструкция.
Запомнить
А вам приходилось бесплатно ремонтировать авто по гарантии? Возникали ли проблемы?
Гарантия на автомобиль: всё, что нужно знать
Всегда обидно, если новая – гарантийная – машина вдруг начинает «капризничать» и её приходится везти на сервис. И уж совсем неприятно, когда на официальном СТО заявляют: это не гарантийный случай, придётся оплатить. Выясняем, что же это такое – гарантия: забота о клиенте или маркетинговая уловка?
Автомобиль – это сверхсложное технологическое устройство, состоящее более чем из 10 000 деталей. Большое количество механизмов с первых же минут находятся в движении, на них действуют силы трения, тяжести, давления, а так же огромные температуры и много чего ещё.
Вне зависимости от того, новый автомобиль или б/у, купленный минуту назад или отъездивший уже год, немецкий, японский, французский, корейский, русский – ломаются абсолютно все! Потому что обманывать законы физики человечество еще не научилось. Особенно когда они наложены на несовершенство технологий, ошибку конструктора, сбой производственного оборудования или человеческий фактор.
Как бы ни было обидно, не нужно из любой поломки авто устраивать трагедию. А в случае отказа официальным дилером в гарантийном ремонте не нужно устраивать скандалы. Крики, мат, проклятья, истерики, слёзы и тому подобное поведение со стороны клиента редко приводят к положительным результатам.
Разбираться в каждом конкретном случае нужно хладнокровно и внимательно. Дилеры часто пользуются незнанием и невнимательностью клиента, а владельцы машин находятся в полной уверенности в том, что производитель теперь им по гроб жизни обязан. Предупрежден, значит вооружен! Чтобы избежать лишних проблем, попробуем разобраться, что же представляет собой гарантия на автомобиль.
Что такое гарантия
Гарантия – это обязательства производителя в лице официальных представительств и дилерских центров или сервисов производить ремонт или замену деталей, имеющих заводской дефект, в течение оговоренного производителем гарантийного срока. БЕСПЛАТНО!
Нужно знать и понимать, что если на автомобиль есть гарантия – это не означает, что при любой малейшей неисправности, производитель тут же извинится и бросится всё чинить. В таком случае, учитывая всю неимоверную сложность различных механизмов и частоту их поломок, производители давно бы уже разорились. Именно поэтому, подстраховываясь, они и вводят ограничения и условия, к которым нужно быть готовыми.
Гарантийный период
Бывает двух типов: европейского и азиатского. Первый, европейский стандарт, включает исключительно временной показатель – 2 года без ограничения по пробегу. Второй, азиатский – 3 года или 100 000 км. Все остальные обещания – не более чем рекламный ход или временная акция, как правило, российского представительства марки или отдельного дилера, который таким способом заманивает клиентов.
Кстати, в России более удобным и оправданным оказался азиатский стандарт гарантии, поэтому многие российские представительства европейских брендов также перешли на формат 3 года или 100 000 км пробега.
Корейский автоконцерн Hyundai-Kia привлекает покупателей гарантией в 5 лет или 150 000 км пробега. На самом же деле гарантия производителя на автомобили Hyundai и Kia составляет общепринятые 3 года или 100 000 км пробега, а остальную ответственность на себя берет не корейский производитель, а «Хендэ Мотор СНГ» и «Киа Моторс Рус». То есть отечественные компании, являющиеся официальными поставщиками. Само собой, Само собой, на оставшиеся 2 года и 50 000 км накладываются огромные ограничения: так, например, после истечения трех лет, гарантия на всё навесное оборудование двигателя исчезает.
Кроме того, даже в основной гарантийный срок на агрегаты, подверженные естественному износу, гарантия распространяется с ограничениями или вовсе отсутствует. Так, на тормозные диски и барабаны, амортизаторы, аккумуляторная батарея, сальники и уплотнители, прокладки различных типов, сцепление, втулки стабилизаторов передней и задней подвесок, амортизаторы и другие быстро изнашивающиеся части гарантия порой не превышает года или 20-50 тысяч километров.на оставшиеся 2 года и 50 000 км накладываются огромные ограничения: так, например, после истечения трех лет, гарантия на всё навесное оборудование двигателя исчезает.
А на фильтры всех типов, приводные ремни, свечи, тормозные колодки, эксплуатационные жидкости, лампочки и предохранители гарантия не распространяется в принципе.
Ещё одним громким заявлением того же концерна является 7-летняя гарантия на модель Kia Quoris. Это тоже маркетинговая уловка: за общую гарантию выдаётся гарантия на кузов от сквозной коррозии. В остальном – те же 3 года и 100 000 км пробега. Оставшиеся четыре, опять-таки, с большими ограничениями.
Создатели нашумевшего электрокара Tesla Model S заявляют аж 8 лет и 200 000 км гарантии. Но если вчитаться в текст обязательств производителя, можно узнать, что такая гарантия на самом деле распространяется только на батареи.
ВАЖНО! Автомобильные компании обязаны предоставить покупателю информацию обо всех условиях гарантийных обязательств. Уважающие себя и клиента фирмы, как правило, не скрывают эту информацию и часто выкладывают её в публичный доступ, а также расписывают в договорах купли-продажи и сервисных книжках автомобилей.
Проблема гарантийных споров очень часто заключается в том, что российские покупатели эту информацию игнорируют и не всегда вникают в её суть и тонкости. Чем потом и пользуются дилеры, составляя обоснованные отказы в гарантийном обслуживании.
Поэтому, чтобы не было неприятных ситуаций, расстройств, недопонимания и обид на производителя, сервис или сам автомобиль, перед покупкой обязательно ознакомьтесь со всеми нюансами гарантии.
Отдельной строкой прописывается гарантия на лакокрасочное покрытие (ЛКП) (как правило, совпадает со сроком общей гарантии) и, главное, срок гарантии от сквозной коррозии на кузов (в большинстве случаев превышает срок общей гарантии на автомобиль в 2-6 раз в зависимости от производственной подготовки кузова).
Как узнать когда заканчивается гарантия на авто
Что необходимо знать потребителю при заключении договора на оказание услуг (работы) автосервисом? Потребитель, не являющийся собственником автомототранспортного средства, предъявляет документ, подтверждающий право на его эксплуатацию. Помните! Договор (заказ-наряд, квитанция и т.д.) заключается в письменном виде в двух экземплярах, один из которых передается потребителю. Особенности проведения гарантийного ремонта Ремонт автомобиля по гарантии должен быть произведен в установленный законом срок. Гарантийный срок автомобиля, в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) это период времени в течение, которого в случае обнаружения недостатка продавец обязан удовлетворить его требования, предусмотренные статьей 18 Закона. При этом следует учитывать, что автомобиль относится к технически сложным товарам и потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течении пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечению этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: Сроки гарантийного ремонта автомобиля – это промежуток времени, установленный Законом для безвозмездного устранения дилером (продавцом) выявленных недостатков гарантийного автомобиля. Если сроки гарантийного ремонта автомобиля не установлены письменным соглашением сторон, то выявленные недостатки должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальные сроки необходимые для устранения такого недостатка. Сроки ремонта автомобиля по гарантии, могут быть установлены письменным соглашением сторон, при этом они не могут превышать 45 дней (ст. 20 Закона). Иногда автосервисы, заключая соглашение с потребителем на проведение гарантийного ремонта автомобиля, устанавливают срок гарантийного ремонта, превышающий 45 дней. На этот случай статьей 16 Закона предусмотрено, что условия договора, противоречащие закону, считаются не действительными. Более того, если потребитель при исполнении таких условий понес убытки, они подлежат взысканию с продавца. В соответствии со ст. 23 Закона за нарушение срока ремонта автомобиля продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Уважаемые потребители, вы можете проконсультироваться со специалистами Роспотребнадзора по телефону: (38822)64241 по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00. В пятницу рабочий день сокращен до 16-45. В праздничные дни проконсультироваться можно по телефону: (38822)64384 с 9-00 до 15-00. Кроме того, обратиться можно в Единый консультационный центр Роспотребнадзора по тел.8 800 555 49 43 (звонок бесплатный). |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г. Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Сейчас 523 гостей онлайн |