Как устроена виртуальная машина
Автоматизация Для Самых Маленьких. Часть 1.1. Основы виртуализации
Предыдущая статья рассматривала архитектуру виртуализированной сети, underlay-overlay, путь пакета между VM и прочее.
Роман Горге вдохновился ею и решил написать обзорный выпуск о виртуализации вообще.
В данной статье мы затронем (или попытаемся затронуть) вопросы: а как собственно происходит виртуализация сетевых функций, как реализован backend основных продуктов, обеспечивающих запуск и управление VM, а также как работает виртуальный свитчинг (OVS и Linux bridge).
Тема виртуализации широка и глубока, объяснить все детали работы гипервизора невозможно (да и не нужно). Мы ограничимся минимальным набором знаний необходимым для понимания работы любого виртуализированного решения, не обязательно Telco.
Содержание
Введение и краткая история виртуализации
История современных технологий виртуализации берет свое начало в 1999 году, когда молодая компания VMware выпустила продукт под названием VMware Workstation. Это был продукт обеспечивающий виртуализацию desktop/client приложений. Виртуализация серверной части пришла несколько позднее в виде продукта ESX Server, который в дальнейшем эволюционировал в ESXi (i означает integrated) — это тот самый продукт, который используется повсеместно как в IT так и в Telco как гипервизор серверных приложений.
На самом деле на сегодняшний момент вся функциональность KVM доступна в QEMU, но это не принципиально, так как бо́льшая часть пользователей виртуализации на Linux не использует напрямую KVM/QEMU, а обращается к ним как минимум через один уровень абстракции, но об этом позже.
Обсуждение что лучше, а что хуже выходит за рамки данной статьи.
Производители железа также должны были сделать свою часть работы, дабы обеспечить приемлемую производительность.
Пожалуй, наиболее важной и самой широко используемой является технология Intel VT (Virtualization Technology) — набор расширений, разработанных Intel для своих x86 процессоров, которые используются для эффективной работы гипервизора (а в некоторых случаях необходимы, так, например, KVM не заработает без включенного VT-x и без него гипервизор вынужден заниматься чисто софтверной эмуляцией, без аппаратного ускорения).
Наиболее известны два из этих расширений — VT-x и VT-d. Первое важно для улучшения производительности CPU при виртуализации, так как обеспечивает аппаратную поддержку некоторых ее функций (с VT-x 99.9% Guest OS кода выполняется прямо на физическом процессоре, делая выходы для эмуляции только в самых необходимых случаях), второе для подключения физических устройств напрямую в виртуальную машину (для проброса виртуальных функций (VF) SRIOV, например, VT-d должен быть включен).
Следующей важной концепцией является отличие полной виртуализации (full virtualization) от пара-виртуализации (para-virtualization).
Полная виртуализация — это хорошо, это позволяет запускать какую угодно операционную систему на каком угодно процессоре, однако, это крайне неэффективно и абсолютно не подходит для высоконагруженных систем.
Пара-виртуализация, если коротко, это когда Guest OS понимает что она запущена в виртуальной среде и кооперируется с гипервизором для достижения большей эффективности. То есть появляется guest-hypervisor интерфейс.
Подавляющее большинство используемых операционных систем сегодня имеют поддержку пара-виртуализации — в Linux kernel это появилось начиная с ядра версии 2.6.20.
Если вы хоть раз писали вопрос в RFP или отвечали на вопрос в RFP «Поддерживается ли в вашем продукте virtio?» Это как раз было о поддержке front-end virtio драйвера.
Типы виртуальных ресурсов — compute, storage, network
Из чего же состоит виртуальная машина?
Выделяют три основных вида виртуальных ресурсов:
Compute
Теоретически QEMU способен эмулировать любой тип процессора и соотвествующие ему флаги и функциональность, на практике используют либо host-model и точечно выключают флаги перед передачей в Guest OS либо берут named-model и точечно включают\выключают флаги.
По умолчанию QEMU будет эмулировать процессор, который будет распознан Guest OS как QEMU Virtual CPU. Это не самый оптимальный тип процессора, особенно если приложение, работающее в виртуальной машине, использует CPU-флаги для своей работы. Подробнее о разных моделях CPU в QEMU.
QEMU/KVM также позволяет контролировать топологию процессора, количество тредов, размер кэша, привязывать vCPU к физическому ядру и много чего еще.
Нужно ли это для виртуальной машины или нет, зависит от типа приложения, работающего в Guest OS. Например, известный факт, что для приложений, выполняющих обработку пакетов с высоким PPS, важно делать CPU pinning, то есть не позволять передавать физический процессор другим виртуальным машинам.
Memory
Далее на очереди оперативная память — RAM. С точки зрения Host OS запущенная с помощью QEMU/KVM виртуальная машина ничем не отличается от любого другого процесса, работающего в user-space операционной системы. Соотвественно и процесс выделения памяти виртуальной машине выполняется теми же вызовами в kernel Host OS, как если бы вы запустили, например, Chrome браузер.
Перед тем как продолжить повествование об оперативной памяти в виртуальных машинах, необходимо сделать отступление и объяснить термин NUMA — Non-Uniform Memory Access.
Архитектура современных физических серверов предполагает наличие двух или более процессоров (CPU) и ассоциированной с ней оперативной памятью (RAM). Такая связка процессор + память называется узел или нода (node). Связь между различными NUMA nodes осуществляется посредством специальной шины — QPI (QuickPath Interconnect)
Выделяют локальную NUMA node — когда процесс, запущенный в операционной системе, использует процессор и оперативную память, находящуюся в одной NUMA node, и удаленную NUMA node — когда процесс, запущенный в операционной системе, использует процессор и оперативную память, находящиеся в разных NUMA nodes, то есть для взаимодействия процессора и памяти требуется передача данных через QPI шину.
С точки зрения виртуальной машины память ей уже выделена на момент ее запуска, однако в реальности это не так, и kernel Host OS выделяет процессу QEMU/KVM новые участки памяти по мере того как приложение в Guest OS запрашивает дополнительную память (хотя тут тоже может быть исключение, если прямо указать QEMU/KVM выделить всю память виртуальной машине непосредственно при запуске).
Память выделяется не байт за байтом, а определенным размером — page. Размер page конфигурируем и теоретически может быть любым, но на практике используется размер 4kB (по умолчанию), 2MB и 1GB. Два последних размера называются HugePages и часто используются для выделения памяти для memory intensive виртуальных машин. Причина использования HugePages в процессе поиска соответствия между виртуальным адресом page и физической памятью в Translation Lookaside Buffer (TLB), который в свою очередь ограничен и хранит информацию только о последних использованных pages. Если информации о нужной page в TLB нет, происходит процесс, называемый TLB miss, и требуется задействовать процессор Host OS для поиска ячейки физической памяти, соответствующей нужной page.
Данный процесс неэффективен и медлителен, поэтому и используется меньшее количество pages бо́льшего размера.
QEMU/KVM также позволяет эмулировать различные NUMA-топологии для Guest OS, брать память для виртуальной машины только из определенной NUMA node Host OS и так далее. Наиболее распространенная практика — брать память для виртуальной машины из NUMA node локальной по отношению к процессорам, выделенным для виртуальной машины. Причина — желание избежать лишней нагрузки на QPI шину, соединяющую CPU sockets физического сервера (само собой, это логично если в вашем сервере 2 и более sockets).
Storage
Виртуальная машина нуждается в persistent storage, однако, как это сделать, если виртуальная машина «живет» в оперативной памяти Host OS? Если вкратце, то любое обращение Guest OS к контроллеру виртуального диска перехватывается QEMU/KVM и трансформируется в запись на физический диск Host OS. Этот метод неэффективен, и поэтому здесь так же как и для сетевых устройств используется virtio-драйвер вместо полной эмуляции IDE или iSCSI-устройства. Подробнее об этом можно почитать здесь. Таким образом виртуальная машина обращается к своему виртуальному диску через virtio-драйвер, а далее QEMU/KVM делает так, чтобы переданная информация записалась на физический диск. Важно понимать, что в Host OS дисковый backend может быть реализован в виде CEPH, NFS или iSCSI-полки.
Наиболее простым способом эмулировать persistent storage является использование файла в какой-либо директории Host OS как дискового пространства виртуальной машины. QEMU/KVM поддерживает множество различных форматов такого рода файлов — raw, vdi, vmdk и прочие. Однако наибольшее распространение получил формат qcow2 (QEMU copy-on-write version 2). В общем случае, qcow2 представляет собой определенным образом структурированный файл без какой-либо операционной системы. Большое количество виртуальных машин распространяется именно в виде qcow2-образов (images) и являются копией системного диска виртуальной машины, упакованной в qcow2-формат. Это имеет ряд преимуществ — qcow2-кодирование занимает гораздо меньше места, чем raw копия диска байт в байт, QEMU/KVM умеет изменять размер qcow2-файла (resizing), а значит имеется возможность изменить размер системного диска виртуальной машины, также поддерживается AES шифрование qcow2 (это имеет смысл, так как образ виртуальной машины может содержать интеллектуальную собственность).
Далее, когда происходит запуск виртуальной машины, QEMU/KVM использует qcow2-файл как системный диск (процесс загрузки виртуальной машины я опускаю здесь, хотя это тоже является интересной задачей), а виртуальная машина имеет возможность считать/записать данные в qcow2-файл через virtio-драйвер. Таким образом и работает процесс снятия образов виртуальных машин, поскольку в любой момент времени qcow2-файл содержит полную копию системного диска виртуальной машины, и образ может быть использован для резервного копирования, переноса на другой хост и прочее.
В общем случае этот qcow2-файл будет определяться в Guest OS как /dev/vda-устройство, и Guest OS произведет разбиение дискового пространства на партиции и установку файловой системы. Аналогично, следующие qcow2-файлы, подключенные QEMU/KVM как /dev/vdX устройства, могут быть использованы как block storage в виртуальной машине для хранения информации (именно так и работает компонент Openstack Cinder).
Network
Последним в нашем списке виртуальных ресурсов идут сетевые карты и устройства ввода/вывода. Виртуальная машина, как и физический хост, нуждается в PCI/PCIe-шине для подключения устройств ввода/вывода. QEMU/KVM способен эмулировать разные типы чипсетов — q35 или i440fx (первый поддерживает — PCIe, второй — legacy PCI ), а также различные PCI-топологии, например, создавать отдельные PCI-шины (PCI expander bus) для NUMA nodes Guest OS.
После создания PCI/PCIe шины необходимо подключить к ней устройство ввода/вывода. В общем случае это может быть что угодно — от сетевой карты до физического GPU. И, конечно же, сетевая карта, как полностью виртуализированная (полностью виртуализированный интерфейс e1000, например), так и пара-виртуализированная (virtio, например) или физическая NIC. Последняя опция используется для data-plane виртуальных машин, где требуется получить line-rate скорости передачи пакетов — маршрутизаторов, файрволов и тд.
Здесь существует два основных подхода — PCI passthrough и SR-IOV. Основное отличие между ними — для PCI-PT используется драйвер только внутри Guest OS, а для SRIOV используется драйвер Host OS (для создания VF — Virtual Functions) и драйвер Guest OS для управления SR-IOV VF. Более подробно об PCI-PT и SRIOV отлично написал Juniper.
Для уточнения стоит отметить что, PCI passthrough и SR-IOV это дополняющие друг друга технологии. SR-IOV это нарезка физической функции на виртуальные функции. Это выполняется на уровне Host OS. При этом Host OS видит виртуальные функции как еще одно PCI/PCIe устройство. Что он дальше с ними делает — не важно.
А PCI-PT это механизм проброса любого Host OS PCI устройства в Guest OS, в том числе виртуальной функции, созданной SR-IOV устройством
Таким образом мы рассмотрели основные виды виртуальных ресурсов и следующим шагом необходимо понять как виртуальная машина общается с внешним миром через сеть.
Виртуальная коммутация
Архитектура OVS на первый взгляд выглядит довольно страшно, но это только на первый взгляд.
Каким же образом сетевое устройство виртуальной машины оказывается в OVS?
Для решения данной задачи нам необходимо каким-то образом связать между собой виртуальный интерфейс, находящийся в user-space операционной системы с datapath OVS, находящимся в kernel.
В операционной системе Linux передача пакетов между kernel и user-space-процессами осуществляется посредством двух специальных интерфейсов. Оба интерфейса использует запись/чтение пакета в/из специальный файл для передачи пакетов из user-space-процесса в kernel и обратно — file descriptor (FD) (это одна из причин низкой производительности виртуальной коммутации, если datapath OVS находится в kernel — каждый пакет требуется записать/прочесть через FD)
Именно поэтому при запущенной виртуальной машине в Host OS можно увидеть созданные TAP-интерфейсы командой ip link или ifconfig — это «ответная» часть virtio, которая «видна» в kernel Host OS. Также стоит обратить внимание, что TAP-интерфейс имеет тот же MAC-адрес что и virtio-интерфейс в виртуальной машине.
TAP-интерфейс может быть добавлен в OVS с помощью команд ovs-vsctl — тогда любой пакет, скоммутированный OVS в TAP-интерфейс, будет передан в виртуальную машину через file descriptor.
Реальный порядок действий при создании виртуальной машины может быть разным, т.е. сначала можно создать OVS bridge, потом указать виртуальной машине создать интерфейс, соединенный с этим OVS, а можно и наоборот.
Теперь, если нам необходимо получить возможность передачи пакетов между двумя и более виртуальными машинами, которые запущены на одном гипервизоре, нам потребуется лишь создать OVS bridge и добавить в него TAP-интерфейсы с помощью команд ovs-vsctl. Какие именно команды для этого нужны легко гуглится.
На гипервизоре может быть несколько OVS bridges, например, так работает Openstack Neutron, или же виртуальные машины могут находиться в разных namespace для реализации multi-tenancy.
А если виртуальные машины находятся в разных OVS bridges?
Для решения данной задачи существует другой инструмент — veth pair. Veth pair может быть представлен как пара сетевых интерфейсов, соединенных кабелем — все то, что «влетает» в один интерфейс, «вылетает» из другого. Veth pair используется для соединения между собой нескольких OVS bridges или Linux bridges. Другой важный момент что части veth pair могут находиться в разных namespace Linux OS, то есть veth pair может быть также использован для связи namespace между собой на сетевом уровне.
Инструменты виртуализации — libvirt, virsh и прочее
В предыдущих главах мы рассматривали теоретические основы виртуализации, в этой главе мы поговорим об инструментах, которые доступны пользователю непосредственно для запуска и изменения виртуальных машин на KVM-гипервизоре.
Остановимся на трех основных компонентах, которые покрывают 90 процентов всевозможных операций с виртуальными машинами:
Конечно, существует множество других утилит и CLI-команд, которые позволяют управлять гипервизором, например, можно напрямую пользоваться командами qemu_system_x86_64 или графическим интерфейсом virt manager, но это скорее исключение. К тому же существующие сегодня Cloud-платформы, Openstack, например, используют как раз libvirt.
libvirt
libvirt — это масштабный open-source проект, который занимается разработкой набора инструментов и драйверов для управления гипервизорами. Он поддерживает не только QEMU/KVM, но и ESXi, LXC и много чего еще.
Основная причина его популярности — структурированный и понятный интерфейс взаимодействия через набор XML-файлов плюс возможность автоматизации через API. Стоит оговориться что libvirt не описывает все возможные функции гипервизора, он лишь предоставляет удобный интерфейс использования полезных, с точки зрения участников проекта, функции гипервизора.
И да, libvirt это де-факто стандарт в мире виртуализации сегодня. Только взгляните на список приложений, которые используют libvirt.
Хорошая новость про libvirt — все нужные пакеты уже предустановлены во всех наиболее часто используемых Host OS — Ubuntu, CentOS и RHEL, поэтому, скорее всего, собирать руками нужные пакеты и компилировать libvirt вам не придется. В худшем случае придется воспользоваться соответствующим пакетным инсталлятором (apt, yum и им подобные).
При первоначальной установке и запуске libvirt по умолчанию создает Linux bridge virbr0 и его минимальную конфигурацию.
Именно поэтому при установке Ubuntu Server, например, вы увидите в выводе команды ifconfig Linux bridge virbr0 — это результат запуска демона libvirtd
Этот Linux bridge не будет подключен ни к одному физическому интерфейсу, однако, может быть использован для связи виртуальных машин внутри одного гипервизора. Libvirt безусловно может быть использован вместе с OVS, однако, для этого пользователь должен самостоятельно создать OVS bridges с помощью соответствующих OVS-команд.
Любой виртуальный ресурс, необходимый для создания виртуальной машины (compute, network, storage) представлен в виде объекта в libvirt. За процесс описания и создания этих объектов отвечает набор различных XML-файлов.
Детально описывать процесс создания виртуальных сетей и виртуальных хранилищ не имеет особого смысла, так как эта прикладная задача хорошо описана в документации libvirt:
Сама виртуальная машина со всеми подключенными PCI-устройствами в терминологии libvirt называется domain. Это тоже объект внутри libvirt, который описывается отдельным XML-файлом.
Этот XML-файл и является, строго говоря, виртуальной машиной со всеми виртуальными ресурсами — оперативная память, процессор, сетевые устройства, диски и прочее. Часто данный XML-файл называют libvirt XML или dump XML.
Вряд ли найдется человек, который понимает все параметры libvirt XML, однако, это и не требуется, когда есть документация.
В общем случае, libvirt XML для Ubuntu Desktop Guest OS будет довольно прост — 40-50 строчек. Поскольку вся оптимизация производительности описывается также в libvirt XML (NUMA-топология, CPU-топологии, CPU pinning и прочее), для сетевых функций libvirt XML может быть очень сложен и содержать несколько сот строк. Любой производитель сетевых устройств, который поставляет свое ПО в виде виртуальных машин, имеет рекомендованные примеры libvirt XML.
virsh CLI
Утилита virsh — «родная» командная строка для управления libvirt. Основное ее предназначение — это управление объектами libvirt, описанными в виде XML-файлов. Типичными примерами являются операции start, stop, define, destroy и так далее. То есть жизненный цикл объектов — life-cycle management.
Описание всех команд и флагов virsh также доступно в документации libvirt.
virt-install
Еще одна утилита, которая используется для взаимодействия с libvirt. Одно из основных преимуществ — можно не разбираться с XML-форматом, а обойтись лишь флагами, доступными в virsh-install. Второй важный момент — море примеров и информации в Сети.
Таким образом какой бы утилитой вы ни пользовались, управлять гипервизором в конечном счете будет именно libvirt, поэтому важно понимать архитектуру и принципы его работы.
Заключение
В данной статье мы рассмотрели минимальный набор теоретических знаний, который необходим для работы с виртуальными машинами. Я намеренно не приводил практических примеров и выводов команд, поскольку таких примеров можно найти сколько угодно в Сети, и я не ставил перед собой задачу написать «step-by-step guide». Если вас заинтересовала какая-то конкретная тема или технология, оставляйте свои комментарии и пишите вопросы.
Что такое виртуализация и как работает виртуальный сервер
Важность и применение виртуализации простирается далеко за пределы виртуальных машин.
Ни одно из достижений в области информационных технологий за последние шестьдесят лет не имела столь огромной ценности как виртуализация. Многие ИТ-специалисты думают о виртуализации с точки зрения виртуальных машин (VM) и связанных с ними гипервизоров и операционных систем, но это только вершина айсберга. Все более широкий спектр технологий, стратегий и возможностей виртуализации переопределяет основные элементы ИТ в организациях по всему миру.
Определение виртуализации
Рассматривая определение виртуализации в более широком смысле, можно сказать, что это наука о том, как превратить объект или ресурс, имитируемый или эмулируемый в программном обеспечении, в идентичный по функциям соответствующий физически-реализованный объект.
Другими словами, мы используем абстракцию, чтобы заставить программное обеспечение выглядеть и вести себя как аппаратное обеспечение, с значительными преимуществами в гибкости, стоимости, масштабируемости, общих возможностях, производительности и в широком спектре приложений. Таким образом, виртуализация делает реальным то, что на самом деле таковым не является, применяя гибкость, удобство программных возможностей и сервисов, заменяя аналогичную реализацию в программном обеспечении.
Виртуальные машины (VM)
Эра VM берёт своё начало от небольшого числа мейнфреймов 1960-х годов, в первую очередь от IBM 360/67, которые впоследствии стали общепринятыми в мире мэйнфреймов в 1970-х годах. С появлением Intel 386 в 1985 году, VM заняли своё место в микропроцессорах, которые являются сердцем персональных компьютеров. Современная функция виртуальной машины, внедрённая в микропроцессоры с необходимой аппаратной поддержкой как с помощью гипервизоров, так и с помощью реализации на уровне ОС, имеет важное значение для производительности вычислений, что крайне важно для захвата машинных циклов, которые в противном случае были бы потеряны при современных высокопроизводительных 3+ ГГц.
Виртуальные машины также обеспечивают дополнительную безопасность, целостность и удобство, учитывая, что они не нуждаются в больших вычислительных затратах. Более того, дополнительно можно расширить возможности виртуальных машин, добавив функции эмуляторов для интерпретаторов, таких как виртуальная машина Java, и даже функции полных симуляторов. Запуск Windows под MacOS? Запросто. Код Commodore 64 на вашем современном ПК с ОС Windows? Без проблем.
Главная фишка заключается в том, что программное обеспечение, работающее в виртуальных машинах, не знает об этом факте — даже гостевая ОС, изначально разработанная для работы на голом металле, считает, что это ее «аппаратная» платформа. В этом заключается самый важный элемент самой виртуализации: воплощение внедрения информационных систем, основанных на изоляции, обеспечиваемой API и протоколами.
На самом деле мы можем проследить корни виртуализации до эпохи режима разделения времени, который также начал появляться в конце 1960-х годов. В то время мейнфреймы конечно не были переносными, поэтому быстро растущее качество и доступность коммутируемых и арендованных телефонных линий, а также усовершенствованная технология модема позволили осуществить виртуальное присутствие мейнфрейма в виде терминала (как правило алфавитно-цифрового). Действительно, виртуальная машина: Благодаря достижениям в области технологии и экономики микропроцессоров эта модель вычислительного процесса привела непосредственно к созданию персональных компьютеров 1980-х годов с локальными вычислениями в дополнение к передачи данных через телефонную линию, которые эволюционировали в локальную сеть и в конечном счете сегодня представляют собой возможность непрерывного доступа к Интернету.
Виртуальная память
Концепция виртуальной памяти, которая также быстро развивалась в 1960х года, не уступает по важности идее виртуальных машин. Эпоха мэйнфреймов отличалась необычайной дороговизной памяти с магнитным сердечником, а мэйнфреймы с более чем одним мегабайтом памяти вообще были редким явлением вплоть до 1970-х годов. Как и в случае с виртуальными машинами, виртуальная память активируется относительно небольшими дополнениями к аппаратным средствам и наборам команд для включения частей хранилища, обычно называемых сегментами и/или страницами, для записи на вторичное хранилище и для адресов памяти в пределах этих блоков, которые будут динамически переведены, поскольку они выгружаются обратно с диска.
Один реальный мегабайт оперативной памяти на IBM 360/67, например, может поддерживать полное 24-битное адресное пространство (16 МБ), включенное в архитектуру компьютера, а при правильной реализации каждая виртуальная машина может при этом иметь и свой собственный полный набор виртуальной памяти. В результате этих новшеств, аппаратные средства, разработанные для работы с одной программой или операционной системой, могут совместно использоваться несколькими пользователями даже если у них установлены разные операционные системы или требуемый объем памяти превышает реальную пропускную способность. Преимущества виртуальной памяти, как и виртуальных машин, многочисленны: разграничение пользователей и приложений, усовершенствованная безопасность и целостность данных, а также значительно улучшенный RoI. Звучит уже знакомо?
Виртуальные рабочие столы
После виртуализации машин и памяти, а также их внедрения в недорогие микропроцессоры и ПК, следующим шагом стала виртуализация рабочего стола и, следовательно, доступность приложений, как однопользовательских, так и совместных. Опять же, мы должны вернуться к модели режима разделения времени, описанной выше, но в этом случае мы имитируем рабочий стол ПК на сервере и удаляем графику и другие элементы пользовательского интерфейса по сетевому соединению через соответствующее клиенту программное обеспечение и часто через недорогое и легко управляемое и защищенное устройство «тонкий клиент». Каждая ведущая операционная система сегодня поддерживает эту возможность в той или иной форме, с широким набором дополнительных аппаратных и программных продуктов, включая VDI, систему X Windows и очень популярный (и бесплатный) VNC.
Виртуальные хранилища
Следующим крупным достижением, которое сегодня обладает большой распространенностью, является виртуализация процессоров, хранилищ и приложений в облаке, т.е. возможность в любой момент вытащить необходимый ресурс, который может потребоваться прямо сейчас, а также простое добавление и наращивание мощностей практически без усилий со стороны ИТ-персонала. Экономия на физическом пространстве, капитальные затраты, техническое обслуживание, простои из-за сбоев, трудоемкие затраты на устранение неполадок, серьезные проблемы с производительностью и отключениями, а также многие дополнительные затраты могут фактически окупаться сервисными решениями, которые хранятся в облаке. Например, виртуализация хранилищ может предложить множество возможностей в таких случаях.
Повсеместное внедрение облачного хранилища (не только в качестве резервного копирования, но и как основного хранилища) станет более распространённым явлением, т.к. и проводные и беспроводные сети обеспечивают скорость передачи данных на уровне 1 Гбит/с и выше. Данная возможность уже реализована в Ethernet, 802.11ac Wi-Fi и одной из самых ожидаемых высокоскоростных сетей — 5G, которая на данный момент проходит тестирование во многих странах.
Виртуальные сети
Даже в мире сетей все более и более применяется концепция виртуализации, технология «сеть как сервис» (NaaS) в настоящее время во многих случаях представляет собой перспективный и крайне востребованный вариант. Эта тенденция будет лишь популяризироваться ввиду дальнейшего внедрения виртуализации сетевых функций (NFV), которая по крайней мере точно станет объектом наибольшего интереса у операторов и провайдеров особенно в сфере мобильной связи. Примечательно, что сетевая виртуализация может предоставить реальную возможность для мобильных операторов расширить спектр своих услуг, увеличить пропускную способность и тем самым повысить ценность и привлекательность своих услуг для корпоративных клиентов. Вполне вероятно, что в течение следующих нескольких лет все большее число организаций будут применять NFV в своих собственных и даже в гибридных сетях (опять же, фактор привлекательности клиентов). В то же время VLAN (802.1Q) и виртуальные частные сети (VPN) со своей стороны вносят огромный вклад в подходы к использованию современной виртуализации.
Виртуализация снижает затраты
Даже принимая во внимание широкий спектр значительных функциональных решений, которые может предложить виртуализация, на первый план все равно выходит экономическая оценка широкомасштабных функций виртуализации, которая привлекает особое внимание. Конкурентоспособность быстро развивающейся бизнес-модели на основе облачных сервисов означает, что традиционные трудоемкие операционные расходы, которые ежедневно несут организации-заказчики, со временем будут снижаться, поскольку поставщики услуг, основываясь на своем собственном опыте, разрабатывают новые предложения, которые заметно помогут сэкономить финансы, и предлагают более низкие цены конечным пользователям в результате конкуренции на рынке.
С помощью нее легко повысить надежность и отказоустойчивость благодаря использованию нескольких поставщиков облачных сервисов в полностью избыточном или горячем режиме резервирования, что практически исключит возможность одиночных точек отказа. Как видно, многие элементы расходов, заложенные на капитальные затраты в IT сфере, переходят в операционные расходы, т.е. по большей части средства расходуются не на увеличение количество оборудования, наращивание мощностей и персонал организации, на поставщиков услуг. Опять же, благодаря мощностям современных микропроцессоров, усовершенствованиям в системах и архитектурных решениях, а также резкому увеличению производительности как локальных сетей, так и сетей WAN (включая беспроводные), практически каждый элемент ИТ индустрии сегодня действительно может быть виртуализирован и даже реализован как масштабируемый облачный сервис в случае необходимости.
Сама виртуализация не является сменой парадигмы, хотя часто её описывают именно так.
Смысл виртуализации в любой своей форме заключается в том, чтобы позволить ИТ процессам при помощи огромного спектра возможностей, о которых написано выше, предстать более гибкими, эффективным, удобными и продуктивными.
Основываясь на стратегии виртуализации у большинства облачных сервисов в ИТ, можно сказать, что, виртуализация — это лучшее решение на сегодняшний день в качестве альтернативы операционной модели с экономическими преимуществами, которая позволит уйти от необходимости применения традиционных методов работы.
Развитие виртуализации в данной области происходит благодаря существенной экономической инверсии операционной модели ИТ, которая берёт свои корни в начале коммерциализации информационных технологии.
На заре компьютерных технологий, наши интересы были сфокусированы на дорогостоящих и часто перегруженных аппаратных элементах, таких как мейнфреймы. Их огромная стоимость и мотивировала на первые попытки виртуализации, о которых рассказано выше.
Поскольку аппаратное обеспечение стало дешевле, мощнее и доступнее, основное внимание переключилось на приложения, работающие в практически стандартизованных и виртуализированных средах, от ПК до браузеров.
Результатом этой эволюции является то, что мы наблюдаем сейчас. Поскольку компьютеры и вычислительная техника были основой ИТ, мы переключили внимание на обработку информации и возможность её предоставления в любое время и в любом месте. Эта «инфоцентричность» — сподвигла эволюцию мобильной и беспроводной эпохи, и как результат, конечный пользователь может в любой момент, независимо от места, получить эту информацию и иметь ее под рукой.
Изначально задумывавшись в качестве более эффективной работы с медленным и очень дорогим мейнфреймом, всё привело к тому, что сейчас виртуализация превращается в основную стратегию для всего будущего ИТ сферы. Ни одна инновация в сфере ИТ не имела такого большого влияния как виртуализация, и с переходом на инфраструктуру облачной виртуализации, мы действительно только начинаем путь к нечто глобальному.