Как устроена тормозная машинка мотоцикла
Общий принцип переборки передней тормозной машинки
Итак, тормозную машинку стоит вообще трогать только в двух случаях: когда она начинает перепускать или жестко течь, или же когда мотоциклу не один год, и в машинке потихонечку накапливается грязь, окиси и прочая нежелательная и вредоносная штука, которая отрицательно сказывается на тормозной системе мотоцикла.
Для начала снимаем тормозную машинку с мотоцикла. Можно предварительно ослабить тормозной шланг.
Отворачиваем полностью тормозной шланг. Его, к слову, полностью отверните и продуйте сжатым воздухом: так вы выгоните из шланга практически всю тормозную жидкость вместе с грязью.
Далее отворачиваем тормозной рычаг, его тоже нужно весь промыть, прочистить и обработать медным спреем. Благодаря чему рычаг будет ходить плавно: медная смазка не вымывается, к ней не липнут песок и пыль.
Теперь откручиваем винты крышки резервуара для тормозной жидкости. Они часто закисают, поэтому ударная отвертка вам в помощь.
Под крышкой у нас находится резиновый уплотнитель, ну и, собственно, остатки тормозной жидкости, грязь и окиси.
Резервуар должен быть абсолютно чистейшим, ни малейшей грязи быть не должно.
Теперь переходим к самому интересному: к внутренностям, где, собственно, находится поршень и резиновые манжеты, которые и выходят из строя. Но чтобы до них добраться, необходимо вытащить стопорное кольцо, а перед эти снять резиновый пыльник. Он может быть слегка прилипшим, поэтому не рвите, а аккуратно подденьте его снизу.
Под этим пыльником как раз есть то самое стопорное кольцо, которое достаточно легко вытаскивается при наличии должного инструмента.
Когда стопорное кольцо будет снято, поршень сам начнет выходить под действием возвратной пружины, и вы совершенно без усилий его вытащите.
На поршне есть два манжета. Если ваша машинка припускала или текла, то эти элементы требуют замены. Сделать это достаточно просто, а вот найти качественные манжеты проблематично.
Если же вы просто перебираете машинку для чистки, и машинка исправно работала, то манжеты трогать не стоит.
КАЖДУЮ детальку необходимо тщательнейшим отмыть, очистить от окисей и обезжирить. И только после этого все собирать в обратном порядке. Сложного тут ничего нет, вопрос только во времени и вашем желании быть уверенным в собственных тормозах.
Монологи о тормозах… (по просьбам трудящихся )
Много народу интересуется «а что там с тормозами?». Пожалуй пришло время поведать общественности как реализуется тормозная система на тарабайке или по импортному bierkiste.
В целом ничего сложного. Как я писал ранее в зависимости от типа рулевого управления бывает три варианта, ну может четыре варианта реализации тормозов, хотя нет… стоит начать с того что может быть сухая система тормозов она же механическая, или же гидравлическая система с тормозной жидкостью. Пожалуй для начала рассмотрим варианты гидравлической системы классифицированной по типу рулевого управления.
И так:
1. «Мотоциклетный» тип или как это сделано у меня. Мотоциклетный тип подразумевает расположение органов управления на прямом открытом мотоциклетном-мопедном-велосипедном руле в виде рычагов и грипс. Гидравлическая система, (та что у меня) будет состоять из тормозной машинки от мотоцикла-мопеда-скутера (у меня от мопеда Honda Dio)
Мопедного-мотоцыклетно тормозного шланга ( у меня длина шланга примерно 1,2 метра), тормозного суппорта от мотоцикла-мопеда-скутера (у меня опять же от Honda Dio), тормозного диска от мотоцикла-мопеда-скутера (у меня какой-то китай от мопеда)
Подогнанного под тормозную ступицу (у меня колёсная ступица), которая на задней оси или валу закрепляется на шпонку. Суппорт же какой бы тип не использовался крепиться на самодельную скобу.
ИЛИ же в последних компонентах тормозной системы может быть использована специальная тормозная картовая ступица как на фото ниже для прокатного карта
И специальный тормозной диск, а так же тормозной суппорт от ВАЗ 1111 (ока) или иной другой автомобильный.
для сравнения толщины двух дисков левый — специальный картовый, правый скутерный
КРОМЕ того в ассортименте продаются специальные тормозные диски и суппорта для гоночных профессиональных картов, которые стоят как для спортивного автомобиля. если кто-то готов выложить около 10-14 тысяч за тормозной суппорт для гоночного карта
или же за тормозной диск 7-8 тысяч рублей к (примеру для прокатного карта диск стоит около 1000 р. мопедный так вообще 700 р)
я расскажу в личном общении где конкретно посмотреть то о чём идёт речь 🙂 а пока дешёвые и практичные варианты.
2. «Подрулевой» тип для круглого руля. Классический тип придуманный немцами.
Под рулём крепиться специальная рычаговая система к которой подводятся тросики и дополнительные тяги.
Тяги путём системы рычагов и перемычек подводятся к главному тормозному цилиндру в роли которого может выступать либо ножной тормозной цилиндр от мотоцикла, либо главный тормозной цилиндр от автомобиля. Далее через гидравличиский шланг до тормозного суппорта… ну в общем всё как описано выше в первом типе системы.
3. Опять же для круглого руля возможна компоновка по «ножному» типу.
Рядом с подножками изготавливается и устанавливается специальная педаль тормоза
Которая соединяется с тормозным цилиндром как в типе 2 и далее по тому же принципу через шланги и суппорта по типу 1.
4. Конечно совсем извращенческий способ и если совсем делать нечего, это ножное управление тормозом при мотоциклетном руле, честно я такого не встречал, но почему бы и нет? 🙂
Во всех описанных вариантах расположения органов управления может применяться сухой тормозной суппорт.
Скажу честно, это намного проще… от усилия на педали или рычага на руле, далее через тросик, суппорт приводиться в работу, просто, эфективно и сердито но надо обладать определёнными физическими качествами что бы хорошо зажать такой суппорт, ну и кроме того такой суппорт будет стоит около 5-7 тысяч рублей.
Как делать Вам? что же, мне сложно сказать, в жизни нашли отражения все описанные мною типы тормозных систем, ну разве что кроме типа «4» 🙂 Люди успешно ездят, и не жалуются. Лично по мне самым эффективным будет являться первый тип, так как при езде изменяется положение тела на технике от чего ноги и руки (при круглом руле могут смещаться, из-за чего может быть затруднено применение органов управления или применение будет не таким эффективным.
Всем успехов в начинаниях! 🙂
Тормозная система мотоциклов
Обычно обучаются на категорию «А» и покупаются мотоциклы ради скорости, ради того, чтобы лететь по пустынным улицам со скоростью под 100 км/ч, а то и 200 км/ч. Однако на дорогах часто возникают аварийные ситуации: выбежавший на дорогу ребёнок или неожиданно повернувшая машина. И удастся ли гонщику избежать аварии зависит от исправности и эффективности его тормозной системы.
От чего зависит тормозной путь и время торможения мотоцикла
Типы тормозов на мотоциклах
Главный критерий оценки тормозной системы – это тип тормозного механизма. В магазинах вы найдёте два существующих типа тормоза: дисковый и барабанный. Рассмотрим различия.
Барабанные тормоза
Барабанный тормоз работает следующим образом: при торможении 2 серповидные тормозные колодки раздвигаются и прижимаются фрикционными накладками к внутренней стороне тормозного барабана, представляющего собой полый цилиндр. Когда торможение прекращается стяжные пружины возвращают колодки в исходное положение.
Барабанный механизм тормоза стоит недорого, он защищён от грязи и других внешних физических факторов. Благодаря маленькой рабочей поверхности колодок такие тормоза прослужат дольше. Недостатком барабанного тормоза является неустойчивость к температурам: при торможении механизм сильно нагревается и приходит в негодность. А при отрицательных температурах фрикционные накладки примерзают к колодкам, из-за чего тормозная система становится неисправной. Помимо этого, барабанный тормоз имеет большие габариты и вес и издаёт неприятный скрежет при торможении.
Дисковые тормоза
Механизм работы дискового тормоза такой: к вращающемуся диску крепятся плоские тормозные колодки, на которые действует большой поршень, соединённый шлангом с поршнем поменьше. Маленький поршень крепится к рычагу тормоза или педали, за счёт чего и происходит торможение. Разница в размере поршней позволяет прилагать меньше усилий, чем в случае с барабанным тормозом.
По сравнению с барабанным тормозом дисковый гораздо легче в эксплуатации и замене. Он изнашивается медленнее, а в случае износа заметить проблему легче, чем в барабанном тормозе. Дисковый тормоз устойчив к температурам, не нагревается и не реагирует на влажность. Однако его износостойкость меньше, чем у барабанного тормоза, а стоимость, наоборот, больше.
Классификация тормозов по типам суппортов
Суппорт – это деталь тормоза, отвечающая за исправную работу колодок. Он представляет собой узел, прижимающий колодки к диску, когда водитель мотоцикла нажимает на тормоз. От суппорта и его крепления к диску зависит очень многое.
Моноблочные и составные суппорта
Моноблочные суппорта отливаются или куются в виде одного цельного элемента. Составные суппорта состоят из двух частей, соединяющихся высокопрочными стальными болтами. Весят они одинаково, однако составные суппорта считаются более прочными благодаря стальным болтам между частями. В отличие от моноблочных суппортов они устойчивы к высоким температурам при торможении и дольше сохраняют работоспособность.
Плавающие и неподвижные суппорта
У неподвижного суппорта (рис. А) тормозные цилиндры располагаются с двух сторон диска друг напротив друга, в то время как у плавающего суппорта (рис. В) цилиндры расположены только с одной стороны. Неподвижные суппорта мощнее, так как в них всегда устанавливается цилиндры устанавливаются парами, они стоят дороже, но и ощущаются при нажатии на тормоз лучше. Плавающие суппорта компактнее, легче в установке и замене и дешевле, однако их мощность меньше, а ощущение педали тормоза хуже.
Радиальные и осевые суппорта
Если болты крепежа суппорта расположены параллельно тормозному диску, это радиальный суппорт (слева), если перпендикулярно диску – осевой (осевой). При плавном торможении разница незаметна, однако в условиях аварийного торможения радиальные суппорта дают лучший контакт колодок с диском и, как следствие, сокращают тормозной путь. В эксплуатации радиальные суппорта легче, но и стоят они дороже осевых.
Типы тормозных дисков по материалу изготовления
Как это не удивительно, но материал тормозного диска тоже влияет на тормозной путь мотоцикла. От материала диска зависит износоустойчивость тормозного механизма и скорость аварийного торможения.
Чугунные диски
Диски из ковкого железа
Диски из нержавеющей стали
Тормозная жидкость для мотоциклов: классификация и отличия
Ни один тормозной механизм не будет работать без тормозной жидкости. Пополнять бачок с тормозной жидкостью необходимо каждые 1000 км пробега (или два раза в год). Если уровень жидкости превышает отметку «lower», то поводов для беспокойства нет.
Виды тормозной жидкости
Это самая распространённая и недорогая тормозная жидкость, однако у неё есть много недостатков. В состав Dot3 входят вещества, разъедающие краску и натуральную резину (поэтому использование тормозных прокладок из натуральной резины в этом случае строжайше запрещено). А открытая упаковка с Dot3 хранится одну неделю, после чего становится непригодной. К плюсам Dot3 относится её высокая температура кипения, что важно при аварийном торможении.
Dot4 так же токсична, как и предыдущая жидкость, однако её температура кипения выше. То есть в условиях резкого торможения вероятность перегрева и повреждения тормозной системы меньше. В открытом виде Dot4 хранится несколько недель.
Dot4 смешивается с Dot3, однако лучше добавлять тормозную жидкость с высоким классом в жидкость с низким классом, а не наоборот.
Dot5 хранится долго, она не разъедает краску и сочетается со всеми видами резины. Но она не поглощает воду, поэтому влага в гидравлической системе сразу же приводит к коррозии. Перед использованием Dot5 прокачайте тормозную систему 2-3 раза и удалите весь воздух. Эта тормозная жидкость не смешивается с другими.
Dot5.1
Dot5.1 по характеристикам превосходит другие тормозные жидкости: она имеет самую высокую температуру кипения, так что для резкого торможения подходит лучше. Для высоких скоростей Dot5.1 используется чаще, но из-за относительной новизны найти эту жидкость можно не во всех магазинах, и стоит она дороже. Эта тормозная жидкость подходит ко всем типам резины, но так же, как Dot3 и Dot4 она разъедает краску.
Тормозные колодки
Во время резкого торможения колодки подвергаются повышенной нагрузке, и именно они отвечают за износостойкость тормозного механизма. Поэтому к выбору тормозных колодок следует подойти внимательно и выбрать ту модель, которая подходит для ваших целей.
Типы колодок
Условия эксплуатации
Основной критерий, на который следует опираться при выборе колодок – это область их применения. Существует колодки для ежедневного и спортивного использования мотоцикла, для дальних расстояний, гонок или езды в условиях аномально холодных температур.
Менять колодки необходимо тогда, когда толщина рабочей поверхности становится менее 2 мм. Переднее колесо – ведущее, на него падает вся нагрузка во время торможения, поэтому менять его колодки нужно в 3 раза чаще, чем на заднем колесе. Даже если в колесе не один комплект колодок, во время обслуживания заменяйте каждый из них.
Риск неправильного выбора
Неправильно подобранные колодки увеличивают тормозной путь и повышают скорость износа тормозного механизма. При использовании колодок неправильных размеров педаль газа становится жёсткой и резкой, а время торможения вырастает. Также не следует использовать колодки для спортивных и гоночных мотоциклов на ежедневных байках и наоборот. Это приводит к резкому падению температур и, как следствие, длинному тормозному пути и низкой износостойкости.
Обслуживание тормозной системы
Исправность тормозной системы – это залог безопасной езды на мотоцикле. Изношенный механизм тормозов не будет эффективен и может привести к серьёзным последствиям. Чтобы избежать аварийных ситуаций, периодически проверяйте состояние тормозов. Для этого проверьте состояние и толщину тормозного барабана, толщину колодок и накладок, состояние тросов или шлангов и уровень тормозной жидкости. Помните, что никакая из деталей не должна быть изношена или со следами коррозии. Рабочие тормоза – эффективное торможение.
Как устроена тормозная машинка мотоцикла
(067)1638808 | (066)1530062 | (068)8934882
Тормозная система мотоцикла
Серия статей о том как правильно обслуживать мототехнику. Первая статья посвящена тормозной система мотоцикла. Тормозная система мотоцикла одна из основных систем управления двухколёсного транспортного средства. От технического состояния тормозов на прямую зависит ваша безопастность и безопастность других участников движения. Как оценить техническое состояние тормозов, основные правила обслуживания и правильной настройки.
Введение, барабанные и дисковые тормоза, тормозная жидкость
Барабанные тормоза
Производство барабанных тормозов менее требовательное а их работа несовершенна, и поэтому они используются для менее дорогих мотоциклов или в случаях, когда достаточные показатели тормозной характеристики (например, в задние колеса до эндуро и чопперов, скутеров). Барабанный тормоз представляет собой полый цилиндр, расположенный в центре колеса. На внутренней стороне тормозного суппорта работает тормозная колодка. Для включения барабанных тормозов применяется в основном только механическое воздействие, то есть, усилие передается на тягу рычага или стержня, который действует через рычаг кулачка. При рассмотрении работы барабанного тормоза видим что колодки расширяются от центра к внешней поверхности (барабану) и покрыты (с помощью клея или заклепок) накладками из абразивного материала. Когда функция торможения выключается силы пружин возвращают колодки в исходное положением.
Недостатком является низкая эффективность и плохое охлаждение. Для тормоза симплекс (содержит только один кулачок и является более распространенным) есть неприятное явление – неравномерный износ накладок. Одна колодка стремится к оказанию максимального тормозного усилия, а у второй тормозное усилие меньше. По этой причине, появились тормоза – дуплекс (например у Jawa 638 или в гоночных машин более ранних времен). Simplex имеет такую же эффективность торможения в обоих направлениях, в то время как дуплекс, когда вы включаете на другую сторону и стал накладка изнашивается и эффект и длина торможения радикально снижается
Дисковые тормоза
Они управляются либо механически (на минибайке, картинге, велосипеде), или в большинстве случаев гидравлически. Они представляют собой систему из двух поршней и соединены между собой шлангом, заполненым жидкостью под давлением. Один поршень меньше (около 12 мм) и управляется рычагом или педалью (главный тормозной цилиндр), а другой конец имеет вторую поршневую систему, действующую на тормозные колодки (тормозной суппорт). Сила давления прямо пропорциональна площади поршней. Так что, если поршень в суппорте будет иметь в 2 раза больший диаметр, чем поршень в главном цилиндре (со стороны рычага или педали), то усилие на тормозную пластину будет в 4 раза больше по сравнению с силой рычага.
В последнее время в серийных мотоциклах начинают появляться детали, взятые из гоночных машин. Это, в основном, радиально установленные тормозные суппорты с насосами. В гоночных машинах сектор используется в основном радиальных крепление легко изменять диаметр диска. Суппорт по сравнению с другими традиционными тормозами имеет не менее классический дизайн и подчеркивает строгость, а оборудование подобрано в целях обеспечения большей жесткости системы.
Тормозная жидкость
Тормозные колодки
Осмотрите накладки барабанного тормоза и проверьте толщину поверхности барабана. Толщина накладки снаружи служит показателем износа, и должна находиться в пределе «рабочего диапазона». Также необходимо проверить состояние тросов или шлангов, которые не должны быть изношены, пересохшие или со следами коррозии.
Гидравлические дисковые тормоза требуют немного больше контроля. Прежде всего это контроль за толщиной накладки, которая не должны опускаться ниже 1 мм. Для их замены необходимо сначала рычагом отвести в исходное положение тормозные цилиндры, потому что необходимо освободить место для новой пластины в несколько мм. Визуально проверить состояние дисков, в случае вибрации при торможении необходимо измерить кривизну (расброс разрешен примерно 0,2 мм в зависимости от типа дисков). Кроме того, проверьте состояние шлангов и их соединений. Плавающие суппорта должны сохранять подвижность и правильность смазки. Обычно используются шланги с прорезиненной ткани с нейлоном внутри, которые смягчаются и стареют, поглощая энергию накачивания шланга. Серийно мотоциклы начинают оснащаться шлангами из тефлона (PTFE) с кордом из нержавеющей стали, который также может быть установлен и на резиновых. Цена обоих видов примерно одинаково, в то время как более высокое качество имеют PTFE шланги.
Наконечники PTFE шлангов выполнены из стали или анодированного сплава, с различными углами поворота. Также применяются винты из легированной стали. При покупке новых болтов обращайте внимание на шаг резьбы. Более распространенной является M10 х 1,25 или M10 х 1. Не стоит недооценивать и часть системы которую представляет собой жидкость. Она подлежит старению и имеет негативную характеристику – она гигроскопична.
Замена тормозной жидкости
Уровень жидкости оставляем таким какой обозначен между мин и макс или подгоняем согласно метки на смотровом окне. При обращении с тормозной жидкостью необходимо работать осторожно, поскольку она сильно разъедает краску (более чем, например, бензин). Иногда может случиться так, что жидкость попадает в темы, в тормозном резервуаре. Из-за гигроскопичности емкости с жидкостью должны быть хорошо закрыты. Для улучшения герметичности используйте свежие ремкомплекты, пыльники и уплотнители.
Системы безопасности
CBS (Combined breaksystems –комбинированная тормозная система) занимается распределением тормозных усилий между передним и задним колесом, используя только одну контрольную точку (рычаг / педаль). Используется в моделях CBR1100XX и X11. Система на эти два байка имеет два передних и один задний суппорт.
ABS (Антиблокировочная тормозная система) предотвращает блокировку колес. Факт того что колесо начинает буксовать часто сопровождается падением, по крайней мере, мотоцикл становится неуправляемым и движется в соответствии с направлением инерции, которая была перед блокировкой колес. Одна из особенностей торможения превышение силы трения колеса с дорогой над возможностью проскальзывания тормозной системы. ABS позволяет нам двигаться только до границы блокировки, а потом дает возможность проскальзывания тормозным колодкам. Используется в основном для мотоциклов. ABS включает в себя блок управления, который получает информацию от датчиков, расположенных на колесах. Датчик определяет что колесо вращается или стоит. В случае блокировки колес вмешивается блок управления и за счет снижения давления в тормозной системе позволяет колесу снова вращаться