Как установить планетарную втулку на обычный велосипед
Как установить планетарную втулку на обычный велосипед
Установка планетарной втулки Shimano на велосипед
Стопорные шайбы.
Для установки планетарной втулки на велосипед обязательно используйте стопорные шайбы, соответствующие пазу дропаута. Иначе из-за принципа работы планетарной передачи втулка просто не будет работать. С левой и правой сторон используются разные стопорные шайбы.
Выступающие части должны находится с наружной стороны дропаута. Установите стопорные шайбы так, чтобы их выступающие части надёжно зафиксировались в пазах дропаутов с обоих сторон втулки.
Ось планетарной втулки является компонентом планетарной передачи и поэтому ей требуется система защиты от вращения. Как и в большинстве других планетарных систем, для предотвращения вращения оси Shimano использует стопорные шайбы, устанавливаемые в щель дропаута.
Так как переключающий модуль («муфтовый модуль» по терминологии Shimano) также крепится на ось, то из-за различия в углах дропаутов существуют разные типы стопорных шайб. Каждой раме соответствует свой тип стопорных шайб. В первых планетарных втулках Shimano стопорная шайба использовалась только с правой стороны. Современные планетарные втулки Shimano используют две стопорные шайбы, являющиеся зеркальным отражением друг друга. Используется цветовая маркировка стопорных шайб (указана в таблице):
Установка планетарной втулки на обычную раму с вертикальными дропаутами.
Планетарные втулки Shimano Nexus изначально не предназначены для установки на велосипеды с вертикальными дропаутами. Стопорные шайбы, поставляющиеся со втулкой, имеют ориентацию, которая не позволяет установить их на обычную раму с вертикальными дропаутами. Ранее в своих инструкциях Shimano указывало, что их втулки не могут устанавливаться на такие рамы. Но со временем Shimano передумала и теперь производит дополнительный комплект стопорных шайб, устанавливаемых на рамы с вертикальными дропаутами. При установке планетарных втулок Shimano Nexus на рамы с вертикальными дропаутами дополнительно потребуются подпружиненный натяжитель цепи роликового типа с задним переключателем или каретка с эксцентриком, так как вертикальные дропауты не допускают перемещения оси вперед и назад, необходимого для регулировки провисания цепи.
Втулка Nexus с ножным тормозом будет работать на раме с вертикальными дропаутами, только имеющей каретку с эксцентриком, а не натяжитель цепи или задний переключатель. Это из-за того, что при обратном вращении педалей на нижнем пробеге цепь подвергается чрезмерному натяжению.
Как модернизировать велосипед с помощью планетарной втулки Shimano Nexus 8.
В некоторых случаях можно установить втулку Nexus на существующий велосипед. Сейчас очень часто устанавливают планетарные втулки на советские односкоростные велосипеды. Мне больше нравится 8-скоростная Shimano Nexus, а не 7-скоростная версия.
В некоторых случаях, возможно модифицировать существующий велосипед под использование втулки Nexus.
В идеальном случае для установки планетарной втулки Shimano Nexus ширина втулки по контргайкам должна составлять от 127 до 135 мм. На старых велосипедах ширина обычно меньше. В случае хромо-молибденовой или стальной рамы обычно можно растянуть задний треугольник до необходимой ширины. Любой хороший веломеханик может это сделать или вы можете сделать это самостоятельно.
Если вы откажетесь от роллерного тормоза, ты сможете уменьшить ширину по контргайкам до 126 мм. Это я сделал на своём велосипеде Nexus. Роллерный тормоз представляет собой отдельный модуль, не идущий в комплекте с планетарной втулкой. Роллерный тормоз устанавливается уже после сборки колеса.
Как я заменил систему 3-8 на 8-ск. планетарную втулку
Все началось с того, что некоторое время назад вычитал статью о планетарных втулках и решил изучить эту тему более детально. Для этой темы лучше всего подошел сайт московской фирмы velobig.ru, занимающийся планетарными втулками, динамовтулками и роллерными тормозами. В первую очередь в планетарной втулке меня заинтересовала возможность использовать широкую цепь и одну толстую износоустойчивую звездочку, закрытость системы от внешних факторов, таких как грязь со льдом, легкость настройки и переключения. Несмотря на меньший диапазон скоростей и увеличенный вес, решил что дело стоит того и через полтора года нашел средства на переоборудование велосипеда.
Собрав заказ, получился вот такой список (собирал здесь):
Новая бестрещеточная втулка 2009 года с улучшенным сальником и манжетой 8-ми скоростная втулка Shimano Alfine под дисковый тормоз с креплением Center Lock. С высоким КПД за счет применения игольчатых подшипников в шестернях. Отлично держит ударные нагрузки за счет двух мощных роликовых подшипников корпуса втулки. Для всесезонного катания. На 32 спицы. (диска в комплекте нет)
7500 р
Дополнительные детали для установки 8-ми скор. втулки на велосипед. 8RL
450 р
Ревошифтер SHIMANO (Рево) многоходовой.
900 р
Задняя звезда.
Количество зубьев — 16, 18, 23.
150 + 150 + 150 р
Однороликовый натяжитель цепи для планетарных втулок.
690 р
Доставка: 600 р
Итого: 10590 р
Следующие расходы включили в себя заспицовку обода, это еще 800 р со спицами, обод мой. Плюс к этому что-то около 600 р за ротор под центрлок и около 300 р за односкоростную цепь SRAM.
На этом расходы, связанные с трансмиссией, закончились. Сборка на раму не заняла много времени. Опытным путем пришел к тому, что передний переклюк ненужен, поэтому он был снят, а большая звезда переставлена максимально ближе к плоскости задней звездочки. Последняя опытным путем была поставлена на 23 зуба, что дало наиболее подходящий диапазон скоростей.
Впечатления
Из минусов: цена, чуть больший вес.
Зимнее прохождение почти 1КС маршрута за 2 полудневных пробега показали для меня еще горсть преимуществ планетарки. Еще часть сомнений отпала. Кроме очевидных, описанных выше и с учетом одной звезды спереди:
Добавлю для полноты картины очевидные преимущества:
По прошествии времени могу сказать следующее — втулка прошла серьезные походы, в том числе эпичный поход на Бахмур. В 2012 году велосипед был продан, потом перепродан и как минимум в 2016 году жил и здравствовал. Это говорит о том, что планетарка при надлежащей эксплуатации и уходе живет вполне нормально.
Установка планетарной втулки на велосипед.
Установка планетарной втулки на велосипед.
Сегодня мы расскажем об одном интересном апгрейде велосипеда, который задумал провести один из наших постоянных клиентов. Недавно им был куплен у нас велосипед Centurion Backfire Pro 200.29 и владелец решил его сразу перевести на планетарную трансмиссию, так сказать, «отпланетарить». Для переоснащения были выбраны компоненты Shimano Nexus и Alfine.
Планетарная втулка (для тех, кто не в курсе) – это задняя втулка с механизмом переключения внутри самой втулки, при этом весь принцип переключения передач напоминает чем-то механическую коробку передач в автомобиле, со множеством шестеренок, сателлитов, валов и т.д. Ресурс такой втулки огромен – до 50 000 км, но и обслуживать, менять масло, которое обеспечивает плавность и четкость переключения, тоже нужно регулярно.
Еще один плюс таких втулок, особенно при езде по городу с кучей перекрестков, светофоров, оленей на дорогах пешеходных переходов, в том, что передачи можно переключать, стоя на месте, допустим, с шестой сразу перейти на первую! Минусов всего два – это вес (1670 грамм весит Shimano Alfine S7001) и боязнь сильных ударов. Но эти минусы с лихвой перекрываются тем удобством, комфортом и неприхотливостью, которые дает данное оборудование.
Собственно, вот «пациент» уже висит на стойке в нашей веломастерской «Mighty-Sport»:
Скидываем резину, ободную ленту, снимаем кассету и тормозной диск. Далее ставим колесо для удобства на стенд для протяжки и начинаем расспицовывать.
Далее, после того, как колесо расспицовано, идем мерить обод и втулку для расчета длины новых спиц:
спицы нам нужны 290 мм с левой стороны и 288 мм с правой.
Теперь берем планетарную втулку (а это у нас Shimano Alfine S7001 на 8 скоростей) и начинаем заспицовывать. Спицовка классическая, в три креста.
Затем, когда все спицы на своих местах, ставим на стенд и начинаем протяжку, попутно убирая «яйцо» (биение по вертикали) и «восьмерки» (биение по горизонтали).
Колесо с новой втулкой готово. Одеваем резину, устанавливаем тормозной диск и ведомую звезду на 18 зубьев. С велосипеда снимаем задний и передний переключатели, цепь и ставим колесо, закрепляем его гайками.
Из-за того, что у такого типа велосипедов дропауты вертикальные, т.е. натяжение цепи не отрегулировать путем горизонтального смещения втулки, было принято решение установить натяжитель Shimano Alfine ST-500, который будет компенсировать провис цепи. Устанавливается он, как и обычный переключатель, на петух.
Путем подкладывания шайб разной толщины, идущих в комплекте с натяжителем, добиваемся вертикальной соосности звезды на втулке и роликов натяжителя.
Далее переходим к рулю. Снимаем грипсы, тормозные ручки и убираем теперь уже ненужные манетки Shimano Alivio 3×9. Вместо них ставим справа манетку Alfine!
Затем переходим к системе – снимаем Shimano Alivio, снимаем каретку Hollowtech и начинаем подбирать длину вала новой каретки. Система Nexus у нас с одной звездой и под квадрат, соответственно, надо выбрать длину вала каретки, при которой линия цепи будет максимально ровной, без перекосов. Путем подбора была определена каретка с длиной вала 123 мм, при этом расстояние от звезды до пера оставалось примерно 5 мм – безопасно, можно ставить!
Установили систему. Серебристый цвет шатунов идеально подходит к цвету самого байка!
Прокладываем тросик с рубашкой, одеваем цепь, предварительно укоротив ее на несколько звеньев и начинаем все настраивать!
Велосипед готов и ждет хозяина!
Снятое оборудование, которое стояло на велосипеде в стоке:
Все работы проведены в специализированной мастерской веломагазина «Mighty-Sport».
Установка планетарной втулки на велосипед своими руками — залог комфортной езды
Велосипеды, оснащённые планетарной трансмиссией, являются идеальным вариантом для езды по городу. Планетарный механизм также отлично подойдёт для складывающихся моделей двухколёсного транспорта. Основным преимуществом такого переключения скоростей является долговечность устройства и его герметичность. Однако когда планетарка всё же выйдет из строя, придётся приобретать новый узел и менять его полностью, так как ремонт детали невозможен.
Поиск подходящей трансмиссии
Для того чтобы заменить вышедшее из строя планетарное устройство или модернизировать свой байк и установить такой переключатель, важно правильно подобрать эту деталь. Будем разбираться во всех нюансах и тонкостях выбора планетарки для своего двухколёсного друга.
Когда все моменты учтены и всё продумано, можно приобретать выбранную модель планетарки и устанавливать на свой велосипед.
Алгоритм установки устройства
Для того чтобы произвести установку на велосипед планетарной втулки, понадобятся следующие инструменты:
После того как в наличие есть все инструменты, можно приступать к сборке устройства. Изначально устанавливаем звёздочку. В зависимости от вида рамы, сдвиг этой детали относительно передней и задней линии цепи должен быть от 5 мм и до 1 см. После установки звёздочки на втулку в специальные пазы следует зафиксировать её стопорным кольцом. Потом на драйвер втулки в обязательном порядке нужно поставить пластмассовый пыльник, который будет надёжно защищать механизм от попадания грязи.
Далее, необходимо установить переключающий механизм на драйвер втулки, совмещая красные метки на детали и втулке так, чтобы они были расположены на одной линии. После этого необходимо поставить запирающееся кольцо, также совместив специальные метки и повернув кольцо до упора на 45 градусов.
Если втулка не с ножным тормозом, то следует установить на неё роллерный тормоз. Роллер обязательно должен туго сесть на корпус втулки, а его рычаг должен вращаться достаточно свободно. Диск может немного качаться на своей опоре.
Установка планерной втулки в сборе на велосипедзависит от вида расположения дропаутов. Крепится вся конструкция стопорной шайбой. Однако вертикальные, горизонтальные и наклонные дропы отличаются друг от друга и требуют разных вариантов стопорных деталей.
Важно следить при закручивании стопорных шайб, чтобы кронштейн переключающегося механизма не касался самой рамы. Для этого можно между этими элементами проложить отвёртку или другую деталь, которую после окончания работы нужно будет вытащить.
Самостоятельно заменить планетарку новым устройством того же типа совсем несложно. А целесообразно ли устанавливать такую трансмиссию на велосипед, должен каждый велосипедист решить для себя сам.
Конструируем собственный велосипед с электродвигателем, устанавливаем мотор-колесо на велосипед своими руками. Что понадобится, для того чтобы установить мотор-колесо? Принцип действия, необходимые детали и рекомендации по установке.
Устройство планетарной втулки велосипеда довольно сложное. Однако благодаря своей герметичности механизм является прочным, надёжным и долговечным.
Виды втулок, конструкция. Профилактика поломок. Как разбирается втулка? Ремонт втулок заднего колеса велосипеда.
Устройство планетарной втулки велосипеда
Планетарная втулка – сложный элемент велосипеда, который переключает скорости. Он состоит из множества шестеренок различного типа – все они находятся в смазке и защищены герметическим корпусом от попадания грязи и пыли. Именно такая сложная конструкция дает целый ряд преимуществ планетарной втулке по сравнению с классическими механизмами переключения скоростей.
Особенности велосипедов с планетарной втулкой
Стоит помнить, что рассматриваемая деталь двухколесного транспортного средства отличается долгим сроком службы, она не требует регулярного ремонта и/или какого-либо дополнительного технического обслуживания. Но планетарная втулка никогда не устанавливается на велосипедах, которые используются для участия в соревнованиях, езды по горной местности. В большинстве своем велосипеде оборудуются планетарной втулкой с семью или восьмью скоростями, но есть и более старые модели этого элемента транспортного средства – они способны «выдавать» только 3 скорости.
Еще одна особенность рассматриваемой детали – некоторые из них могут обеспечить велосипед задней передачей, что активно используется при оборудовании трехколесных велосипедов. Если же владелец велосипеда предпочитает езду на своем транспортном средстве в зимнее время года, то будет целесообразно сделать выбор в пользу планетарной втулки с фиксированной передачей, которая не имеет свободного хода.
Более того, на рынках можно встретить планетарную втулку с возможностью переключения 14 скоростей – ставить или нет такой мощный механизм, дело сугубо индивидуальное, но специалисты утверждают, что он подойдет только тем велосипедистам, кто преодолевает длинные расстояния.
Как работает планетарная втулка
Сравнить принцип работы рассматриваемой детали велосипеда можно с коробкой передач автомобиля – внутри планетарной втулки находится определенное количество шестеренок, которые обладают разными передаточными числами. А если рассматривать конкретно устройство планетарной втулки, то нужно сделать акцент на следующем:
Планетарная втулка на складных велосипедах
Многие жители крупных городов стараются облегчить свою участь преодоления дороги до работы и в другие места. Именно поэтому все чаще спросом у городских жителей пользуются складные велосипеды – практично и удобно. Но приобретая подобный тип двухколесного транспортного средства, специалисты рекомендуют отдавать предпочтение именно тем, у кого имеется планетарная втулка.
Почему лучше покупать складной велосипед с планетарной втулкой:
Некоторые особенности выбора планетарной втулки
Во-первых, стоит помнить, что рассматриваемый механизм можно установить даже на самый обычный велосипед – это позволит модифицировать свое транспортное средство, да и поэкспериментировать всегда интересно. Такая установка планетарной втулки даст возможность почувствовать все преимущества езды на велосипеде с этой деталью – возможно, такая оценка пригодится при выборе следующего двухколесного транспортного средства.
Установить планетарную втулку на классический велосипед не трудно – достаточно лишь отказаться от роллерного тормоза.
Во-вторых, рассматриваемая деталь велосипеда постоянно совершенствуется и модифицируется – недавно производители предложили своим покупателям новую 11-скоростную втулку. Она обладает определенными преимуществами перед втулками с 7 и 8 скоростями:
В-третьих, опытные велосипедисты не рекомендуют сразу же приобретать транспортное средство с мощной, современной планетарной втулкой – вполне будет достаточно и трехскоростного механизма. Дело в том, что только опытный велосипедист сможет почувствовать все переключения скорости, сможет оценить езду на каждой из них. Новичок же, или неискушенный велосипедист, наверняка разочаруется в многоскоростной планетарной втулке – некоторые ее возможности вообще целесообразно использовать исключительно в холмистой местности.
При этом трехскоростная планетарная втулка полностью удовлетворит потребности велосипедиста в городской местности – зачем платить больше?
Планетарная втулка – деталь достаточно дорогая, многие просто не рискуют ее устанавливать на уже имеющих транспортных средств, либо приобретать велосипеды, оснащенные подобным механизмом. И тем не менее, стоит прислушаться к характеристикам планетарной втулки, которые даются потребителями:
Планетарная втулка для велосипеда: принцип работы и установка
Велоспорт приносит много пользы и удовольствия, но в то же время требует и ответственной подготовки, сноровки и выносливости. А самое главное – велосипед должен быть оснащен самыми современными комплектующими.
Велосипеды многих производителей сейчас имеют установленную планетарную втулку. Она обеспечивает более плавную регулировку скоростей, а значит и более плавное движение. О других функциях и преимуществах планетарного механизма расскажем в данной статье.
Немного истории
Первая планетарная втулка для велосипеда – дело рук американского механика Стьюарда Томаса Джонсона. Свой компактный механизм он запатентовал в 1895 году, а всего через год англичанин Уильям Рейли предложил усовершенствованную двухскоростную втулку. С самого начала существования эта деталь имела коммерческий успех в велосипедной индустрии за счет своих небольших и потому удобных размеров.
Следующим шагом стало создание трехскоростной втулки в 1902 году. Это удалось сразу двум изобретателям – автору детали с двумя скоростями Уильяму Рейли и его соотечественнику Джеймсу Арчеру. В 1903 Френк Боуден и его компания Three-Speed Gear Syndicate завладела патентами на оба трехскоростных механизма. Позже втулка Рейли была выпущена, как первая подобная в истории велоиндустрии.
Пока Арчер и Рейли трудились над своими изобретениями свой трехскоростной вариант представил Майкл Педерсен. В этом же году он предложил миру планетарную втулку, основанную на принципе «контрпривода». Ее необычность заключалась в том, что вместо привычного зубчатого колеса при конструировании была применена солнечная шестерня. Вслед за этим, в 1904 году, еще один вариант под лицензией Wanderer выпустила немецкая компания Fichtel & Sachs.
Так, в первое десятилетие 20 века было создано и запущено в продажу около 14 видов трехскоростных планетарных втулок. А к 30-м годам использование втулки стало обычным делом для всех любителей велоспорта из Великобритании, Германии и даже Скандинавии. В тех государствах, где велосипед был популярным видом повседневного транспорта, появились и более мощные аналоги с большим количеством передач. Стоили они гораздо меньше, однако были не такими качественными.
К 1987 году компании, продолжающие изготавливать планетарные втулки, предлагали весьма скудный выбор разновидностей: в Sturmey-Archer делались экземпляры с 3 и 5 передачами, в Fichtel & Sachs и Shimano – двух и трехскоростные. Но все же интерес к использованию этого велосипедного механизма не угасал. К 80-ти летнему юбилею со дня изготовления первой втулки была выпущена целая книга об истории механизма, а качество изделий и количество вариаций постоянно возрастало.
Elan – первая в мире планетарная втулка от компании Sachs с передаточным диапазоном 339%. У этой модели 1995 года было целых 12 скоростей. Очень легкая, но при этом надежная втулка Speedhub 500/14 с 14 передачами принадлежит Rohloff. Здесь диапазон составляет 526%, и это единственный из подобных механизмов, который можно устанавливать на горные велосипеды.
На современном этапе выпуск усовершенствованных втулок не прекратился. В 2007 году NuVinci презентовали бесступенчатую планетарную втулку, также известную, как велосипедный вариатор. Она рассчитана на ежедневное использование велосипеда. Скоростного ограничения у данного механизма не было, передаточный диапазон достигал 350%.
Другие крупные предприятия 2000-х, задействованные в выпуске велооборудования, также значительно расширили свой ассортимент новыми изобретениями. Уже известная фирма Sturmey-Archer производила механизмы с 3, 5 и 8 скоростями. Японцы Shimano делали традиционные трех- и пятискоростные, а также именно они в 2010 году создали новую модель, рассчитанную на 11 скоростей.
Последователи Fichtel & Sachs под названием SRAM выпускали детали с 3, 5, 7 и 9 передачами, а в общем их система SRAM Dual Drive представляла собой скомбинированную втулку с задним дерайлером. Такая конструкция обеспечивала трансмиссию невероятно широкого диапазона. Похожий принцип был использован компанией Canyon в гибридной планетарной втулке 1442.
Комплектация механизма
Что такое планетарная втулка на велосипеде? Это часть приводной системы, напоминающая всем знакомую автомобильную коробку передач. Ее основная задача, точно также, как у КП, – регулировка скорости и смена передачи. Чем больше передач, тем сложнее будет строение планетарной втулки.
По сути, планетарная втулка велосипеда представляет собой шестеренчатый механизм, который регулирует передаточное отношение за счет изменения расположений и зацеплений шестерен. Запускается при нажатии на рычаг переключения скоростей, который находится на руле велосипеда. Рассмотрим внутреннее строение механизма:
Принцип работы
Как же работает планетарная втулка на велосипед? На низкой передаче звездочка приводит в движение зубчатое кольцо. Втулка перемещается при помощи планетарной обоймы, благодаря чему передача снижается на четверть и колесо совершает 3 оборота на 4 вращения звездочки.
При прямой передаче звездочка также вращает зубчатое колесо, которое затем двигает втулку.
На высокой передаче под давлением звездочки вращается обойма, сообщающая скорость зубчатому колесу. От него начинает работать планетарная втулка, и теперь колесо совершает 4 вращение на 3 оборота звездочки.
На каких велосипедах используется
Планетарные втулки ставятся на городские велосипеды, предназначенные для ежедневной езды на работу, или прогулочные, созданные для размеренной езды по городу. На ровных асфальтированных трассах или специальных велодорожках механизм справляется со своей задачей на ура, регулировать скорости при его наличии – одно удовольствие.
Для наиболее комфортной езды в городской среде специалисты советуют приобретать трех- или пятискоростные, а также 11-скоростные планетарки. По сравнению с обычными, планетарные втулки несколько дороже, однако именно они помогают продлить срок службы цепи и других деталей при частом использовании.
Кстати говоря, подобные сооружения очень тяжелы. Тяжеловесность – это основная причина, по которой планетарные втулки не ставят на спортивные и горные велосипеды. Их вес уменьшает маневренность на ухабистой загородной дороге, как и максимально возможную скорость.
Изготовление планетарок
Топ крупнейших производителей:
По всему миру насчитываются десятки производителей, выпускающих втулки. Но при выборе механизма для вашего велосипеда стоит выбрать проверенную компанию, где качество изделий не вызывает сомнения.
Совет: лучшие велосипеды с планетарной втулкой стоят недешево, но если решили приобрести велосипед с таким механизмом, то экономить не стоит. Надлежащее качество может обеспечить та фирма, где опытные мастера работают на самом современном оборудовании. Только при этих условиях технология будет соблюдена на 100%, а значит и сама втулка прослужит гораздо дольше.
Преимущества и недостатки использования
Как и любое устройство, планетарная втулка обладает определенными достоинствами и недостатками. Для начала разберемся, какие преимущества она дает любителям передвигаться на велосипеде.
Первое и главное, что стоит отметить, – продолжительный срок службы. Качественная планетарка обеспечивает комфортное переключение скоростного режима в течении нескольких лет ежедневного использования. Все потому, что подвижные детали втулки располагаются внутри прочного корпуса, а значит, им не страшно воздействие влаги и прочих факторов окружающей среды. При дополнительном смазывании маслом быстрый износ и вовсе невозможен.
Удобный переключатель – несомненно плюс. Он располагается на руле, что облегчает переключение передачи на любой скорости движения. Можно увеличивать и уменьшать передачу даже стоя на месте.
Третий, но не менее важный фактор, — это прочность цепей. Конструкция не допускает даже минимальных перекосов, которые могут стать причиной нарушенного функционирования втулки.
И еще одно достоинство планетарной втулки заключается в большом наборе чисел передаточных – до 520%. Данное значение, впрочем, зависит от конкретной модели и может немного колебаться. Однако важно то, что это позволяет правильно распределять нагрузку при движении.
У втулки данного типа есть и некоторые недостатки. Как уже говорилось ранее, планетарная втулка – очень тяжелый элемент, она весит больше 1,5 килограмма. Поэтому ее применение не универсально – такая деталь не подойдет для спортивного велосипеда.
Недостатком может показаться и высокая рыночная цена на планетарки. Чем больше количество скоростей, тем сложнее производство и, следовательно, выше стоимость механизма.
Втулки невозможно починить самостоятельно. Любое повреждение требует обращения к специалисту.
Планетарный механизм в складных великах
Этот механизм используется также при производстве городских складных велосипедов. Модели созданы для спокойной езды по ровным дорогам, они очень удобны (как в езде, так и в переноске). Плавное переключение скоростей благодаря работе втулки – дополнительный бонус для обладателя.
Переключение передач при движении на велике
Для сохранности механизма необходимо соблюдать некоторые правила при переключении скоростей. Звучит сложно, но на деле все не так.
Переключать скорости следует без педалирования. Можно провести аналогию с автомобилем: переключение передачи происходит при отпущенной педали газа. Значит, при той же манипуляции крутить педали («газовать») на велосипеде не стоит. После смены скорости начинать педалировать можно через несколько оборотов колес, то есть не сразу, а через пару секунд.
Когда вы движетесь в гору, то нужно выбрать более низкую передачу, чем при обычной езде. Для трехскоростной втулки это первая, а для 5 и более – достаточно опуститься до третьей.
Повышение скоростного режима нужно осуществлять, переключая каждую передачу последовательно, одну за другой, и ни в коем случае не перескакивать. А вот при замедлении этому правилу можно не следовать. Если же вы проезжаете участок дороги, где вам не нужно существенно менять скорость, включайте главную передачу.
Ремонт и обслуживание
Если планетарная втулка все же не выдержала агрессивной езды и была повреждена, то не стоит разбирать ее и чинить самостоятельно. Без специальных знаний можно сотворить более серьезную поломку, чем было изначально, и планетарка станет вовсе непригодной для использования. В ситуации неисправности нужно обратиться в сервис, где специалисты легко устранят неполадки.
Заключение
Планетарные втулки – полезная вещь для тех, кто много ездит на велосипеде. Этот механизм обеспечивает плавное вождение и удобное переключение скорости. При правильном обращении он способен прослужить много лет. Они невероятно прочны, поэтому установив эту деталь однажды, вы сможете комфортно передвигаться на прогулках, каждый день доезжать до работы и получать максимальное удовольствие от поездок!
Планетарная втулка Shimano Nexus Inter 3 — ответы на часто возникающие вопросы
Здравствуйте, уважаемые посетители. Сегодня я хочу поделиться с вами полезной информацией про планетарную втулку Shimano Nexus Inter 3 (SG-3C41). Информация сия изложена в виде ответов на часто возникающие вопросы (FAQ) и скомпанована в формате «Вопрос — Ответ». Почитать этот материал будет интересно, на мой взгляд, как для состоявшихся владельцев планетарки Shimano, так и для тех, кто только собирается её приобрести.
Безусловно, в интернете можно найти ответ на любой из вопросов, освещённых мною в этом посте, но для этого придётся перелопатить немалое количество сайтов и форумов на велосипедную тематику, перечитать не один десяток страниц. Я же собрал все самые насущные вопросы касательно данной втулки в одном месте, чтобы вам было проще найти ответ на нужный вопрос. К тому же, полагаю, стоит отметить, что ответ на каждый вопрос написан мною лично и проверен на опыте. На момент написания поста я откатал на своём экземпляре втулки почти 9 тысяч километров круглогодично, зимой и летом, изучил многие аспекты её работы, самостоятельно нашёл ответы на некоторые вопросы, которые у меня возникали в процессе эксплуатации. Собственно, именно в связи с этим у меня и появилась идея написать этот текст — поделиться накопленным опытом. Что ж, давайте приступим к ответам, надеюсь, что вы найдёте здесь то, что искали. Если же у вас есть какой-то вопрос, который я не упомянул в этом посте, пишите его в комментариях, если я знаю ответ, то опубликую его, дополнив этот своеобразный FAQ.
На данный момент опубликовано 16 ответов на вопросы. Чтобы перейти к ответу, щёлкните на вопрос из списка ниже.
1. Как установить втулку Shimano Nexus Inter 3 на велосипед и правильно настроить переключение передач?
Полным ответом на этот вопрос является этот пост, в котором я детально изложил инструкцию с картинками по установке и настройке, базирующуюся на материалах официального руководства Shimano. Для пущей доступности инструкция дополнена моими комментариями, а наиболее важные моменты выделены. Впрочем, я бы не сказал, что установка или настройка «трёшки» может представлять какую-либо сложность.
2. Насколько корректно переключаются передачи втулки, возникают ли с этим проблемы?
Передачи во втулке переключаются просто изумительно! За весь период эксплуатации, а это на момент написания текста почти 9 тысяч километров, у меня с этим не возникало никаких проблем. Переключение происходит максимально чётко и быстро. Но следует отметить, что я использую не оригинальный грипшифт — крутилку, которая идёт в комплекте со втулкой, а двухрычажную триггерную манетку переднего переключателя передач от старого горного велосипеда. Кому интересно, модель моей манетки Shimano ST-EF50-L и она отлично совместима с планетаркой. Но всё-же, несколько недель я использовал и оригинальный грипшифт, с ним у меня так же не возникало никаких проблем, даже при переключении передач в зимнее время при температуре минус 20 градусов.
3. Как правильно переключать передачи, можно ли делать это под нагрузкой, например при подъёме в гору?
Переключение передач планетарной втулки Shimano Nexus Inter 3 можно осуществлять в неподвижном состоянии велоипеда, при движении накатом (не вращая педали) и при вращении педалей без нагрузки. Я бы крайне не рекомендовал переключать передачи под нагрузкой, если вы хотите сохранить вашу втулку и возможность корректного переключения передач на долгое время. Переключение под нагрузкой конечно же не вызовет одномоментную поломку втулки, но, тем не менее, значительно уменьшит её ресурс, в частности элементов, которые осуществляют сцепление.
Наиболее оптимальный, с точки зрения продления ресурса, вариант переключения передач заключается в следующем: прежде чем переключить передачу, ослабьте давление на педали, замедлив их вращение так, чтобы педали вращались без нагрузки, сразу после этого выполните переключение и выждав момент продолжайте крутить педали как прежде, с полной нагрузкой. Когда вы привыкнете переключать передачи по этой методике, сам момент переключения будет занимать у вас не более одной секунды, при этом не создавая излишней нагрузки на собачки сцепления, сохраняя их ресурс.
4. Как часто нужно смазывать втулку Shimano Nexus Inter 3? Чем смазывать? Нужно ли её разбирать для смазки?
По поводу технического обслуживания втулки у меня есть отдельный пост с официальной информацией производителя. Если кратко, Shimano рекомендует смазывать втулку с периодичностью один раз в два года или один раз в 5000 км. Сам процесс смазывания предлагается выполнять следующим образом: втулку разобрать, извлечь механизм, окунуть в специальное ремонтное масло, выдержать в нём механизм некоторое время, извлечь, дать смазке стечь и собрать втулку.
Также могу поделиться собственным опытом. На момент написания этого текста, я смазывал втулку всего два раза и оба раза литолом. Первый раз смазывал без разборки, закачивая разжиженный маслом литол через ось с помощью шприца. Второй раз втулку разобрал и смазал точечно чистым, не разбавленным литолом. Попробовав оба варианта, я пришёл к мнению, что наилучшим для меня способом является смазка втулки с разборкой. А на вопрос «чем смазывать?», каждый велосипедист предложит свою, уникальную, неповторимую и самую лучшую смазку. По моему же мнению, обычного литола для этих целей вполне достаточно.
5. Насколько долговечна (как часто ломается) планетарная втулка Shimano Nexus Inter 3?
В интернете можно найти определённое количество информации о поломках и уж поверьте, я очень серьёзно интересовался этим вопросом прежде чем купить себе втулку. Однако большая часть отзывов в интернете о поломках втулки мало чем полезна, поскольку практически никто не указывает пробег. Основная масса информации сводится к заявлениям в стиле «езжу два года и ничего не сломалось». К сожалению, подобные высказывания не дают возможности оценить реальную долговечность и ресурс втулки, поскольку совершенно не ясно, сколько такой велосипедист проезжает за этот самый год. Это может быть 500 километров, может быть 5000, а может у него велосипед вообще два года в гараже стоял и он на нём не ездил. В связи с этим, как только я приобрёл свой экземпляр втулки и начал на ней ездить, создал отдельный пост — бортовой журнал планетарки, если можно так выразиться. Туда я записываю всё, что происходит или не происходит с втулкой, обязательно указываю дату события и пробег. Настоятельно рекомендую прочитать этот пост по этой ссылке.
6. Как избавиться от ужасного скрипа во время торможения? (Актуально для моделей втулок с ножным тормозом SG-3C41)
Попробуйте графитную смазку. Я избавился от назойливого скрипа таким образом: разобрал втулку, снял тормозные колодки, очистил от прежней смазки и равномерно нанёс на них ровный слой графитной смазки. После соответственно собрал втулку. В результате, после нескольких сильных торможений скрип полностью пропал. При этом отмечу, что на тормозном эффекте смазка никак не сказалась, то есть хуже тормозить не стало, как можно было бы подумать.
7. Какой длины нужны спицы для сборки колеса с планетаркой Shimano Nexus Inter 3 и ободом 28 дюймов?
О да, это действительно часто задаваемый вопрос. Читатели моего блога даже несколько раз присылали мне письма с этим вопросом. Что ж, однозначного ответа нет, поскольку длина спиц зависит от нескольких параметров: от фактического диаметра обода (ERD), смещения отверстий в ободе относительно друг друга, толщины стенки обода, количества крестов. Дело в том, что два обода одинаковой заявленной размерности в 28 дюймов, но разных производителей, на деле могут отличаться в диаметре (ERD) на несколько миллиметров, что соответственно скажется на необходимой длине спиц. Для того, чтобы не ошибиться с подбором длины, рекомендую воспользоваться калькулятором, например этим, но для этого нужно знать точные размеры обода.
Исходя из собственного опыта могу сказать, что для сборки колеса в три креста с ободом диаметром «28 дюймов» и планетарной втулкой Shimano Nexus Inter 3 с ножным тормозом, нужны спицы длиной в диапазоне от 285 до 290 мм. Но как бы там ни было, точная цифра, как я уже написал, зависит от конкретного экземпляра обода и получить её можно с помощью калькулятора длины спиц.
8. В планетарной втулке Shimano Nexus Inter 3 половина оси полая, не сломается ли ось подо мной на первой же кочке?
Ответ на этот вопрос в первую очередь зависит от того, каков вес катальца, намеревающегося использовать Shimano Nexus Inter 3 и насколько экстремально он будет использовать втулку. Опишу собственный опыт. Поначалу, в первые дни катания на планетарке, я всерьёз беспокоился по поводу полой наполовину оси, объезжал каждую кочку, спешивался перед каждым бордюром. Однако, чем больше проходило времени, тем меньше я уделял внимания этому моменту, постепенно забывая о былом беспокойстве. В конечном итоге я вообще перестал вспоминать и про кочки и про бордюры, появилась уверенность в прочности оси. На данный момент я откатал около 9 тысяч километров и ось до сих пор целая = ) Думаю, что это свидетельствует о её прочности.
Но, справедливости ради, считаю нужным подчеркнуть следующие моменты. Во-первых, мой вес всего около 70 кг, во-вторых, я старался всячески ограничивать себя в перевозке тяжёлых грузов, чтобы не испытывать ось планетарки на прочность лишний раз. Ну и в-третьих, мой стиль езды вряд ли можно назвать экстремальным, я никогда не проезжаю бордюры не вставая с сидушки, не летаю по каменистым склонам гор на скорости 50 км/ч и так далее. Хотя с другой стороны, езжу достаточно активно и быстро, как по асфальту, так и по грунтовкам, изредка бездорожью, лесным тропинкам. Езжу круглый год, в том числе и зимой, когда температура за бортом опускается ниже минус 30 градусов. За прошедший 2015 год я оттоптал на втулке 8500 километров, что не так уж и мало. Так каков же всё таки ответ на вопрос? Если ваш вес не превышает 70 кг и вы не собираетесь возить на своём велосипеде, оснащённом втулкой Shimano Nexus Inter 3 мешки с картошкой, разгоняясь по колдобинам под 50 км/ч, то скорее всего беспокоиться о целостности оси вам не стоит, она не подведёт.
9. Меня смущает Bell Crank (коленчатый рычаг), устанавливаемый сбоку на оси втулки. Не сломаю ли я его в первый же день, выходя из дома, задев за дверной проём, дерево, камень или при падении велосипеда набок?
Что касается падения велосипеда набок, тут тоже всё не так страшно. При падении набок велосипед упрётся педалью и краем заднего колеса в землю, а Bell Crank просто не будет доставать до поверхности земли, что убережёт его от удара. Но это справедливо только при размере колёс в 28 дюймов, на колёсах меньшего диаметра я это не проверял. И не стоит забывать, что простое падение велосипеда набок, о котором я написал, очень сильно отличается от падения в результате ДТП или на большой скорости. В таких случаях может случиться что угодно. К счастью, проверять подобные ситуации лично мне не доводилось ни разу.
10. В интернете пишут о том, что у втулки слишком большой шаг между передачами и самих передач катастрофически не хватает, поэтому на втулке очень некомфортно ездить. Так ли это?
В самом деле, шаг между передачами не такой уж и маленький и составляет 36,4%. Да и самих передач, как это не удивительно всего три, ведь втулка трёхскоростная. Но надо понимать, что комфорт это вещь сугубо субъективная и не совсем корректно ориентироваться в подобном вопросе на мнение других велосипедистов, не попробовав самому. Отвечая на вопрос, скажу следующее: если прежде вы ездили на горном велосипеде с более чем 20-ю передачами, то конечно же вы будете чувствовать значительный дискомфорт при «пересаживании» на трёхскоростную планетарку. По сравнению с трансмиссией горного велосипеда, вам будет крайне не хватать количества передач, а большой шаг между ними будет создавать ощущение, что какую передачу не выбери, крутить всё равно неудобно и неприятно. С другой стороны, если вы «пересаживаетесь» на «трёшку» с односкоростного велосипеда, то вам планетарка скорее всего наоборот покажется очень удобной, позволяющей существенно повысить комфорт во время езды.
В общем, всё напрямую зависит от того, на чём вы ездили прежде и от вашего стиля езды. Из собственного опыта могу добавить, что до планетарки я ездил на однопередачнике, ну а когда пересел на Shimano Nexus Inter 3, она стала для меня просто незаменимой. Не буду лукавить, в течение первых поездок на «трёшке» я определённо ощущал большой шаг передач. Но в дальшейнем, когда привык к втулке и заменил заднюю звёздочку на более подходящую по количеству зубьев, понял, что более оптимальный шаг между передачами вряд ли можно было подобрать и производитель выбрал так называемую «золотую середину». Отъездив на планетарке ни много, ни мало почти 9 тысяч километров (на момент написания), по поводу количества скоростей могу сказать, что «трёшки» мне хватает практически для всех ситуаций и лишь изредка ощущается нехватка передач, с чем вполне можно мириться. Ну а на зиму, когда процесс передвижения на велосипеде требует большего количества энергии, я ставлю назад звёздочку побольше, это решает проблему нехватки крутящего момента.
11. Некоторые велосипедисты в своих отзывах о Shimano Nexus Inter 3 пишут о том, что практически никогда не используют третью передачу, потому что она слишком «ломовая». Неужели нельзя было сконструировать втулку так, чтобы задействовать все три передачи?
Для того, чтобы третья, повышающая передача не была слишком «ломовой» и редко используемой, нужно правильно подбирать соотношение между звездой системы и задней звёздочкой. Моя рекомендация заключается в том, чтобы подобрать это соотношение наиболее оптимально под ваш стиль езды. Если вы не любите ездить быстро, подберите заднюю звёздочку (или замените звезду системы) таким образом, чтобы третья передача была основной, для езды в среднем темпе, тогда прямая и понижающая передачи будут у вас в запасе для комфортного въезжания в горки. Для любителей быстрой езды я бы порекомендовал подобрать такое соотношение, чтобы третья передача позволяла вам достигать большой скорости, в то время как вторая давала возможность комфортно передвигаться в среднем темпе. Если кому интересно, для себя я подобрал следующее соотношение: спереди 40 зубов, сзади 18 (колёса 28 дюймов). С таким соотношением я езжу исключительно в летнее время года, на зиму заднюю звёздочку ставлю побольше.
12. С некоторых пор во втулке перестали переключаться передачи, они как бы заклинивают. Невозможно переключиться на вторую и на третью передачу. Как это исправить?
Я столкнулся с аналогичной проблемой. Возможно вам поможет информация, описанная мною в этой статье.
13. На первой передаче проскакивает сцепление или же его вовсе нет. Как это устранить?
Если изначально втулка работала отлично, а потом вы откатали больше нескольких тысяч километров и появились проблемы со сцеплением, то может быть, вам поможет информация, описанная в этой статье.
14. Как сделать свободное вращение педалей назад на втулке с ножным тормозом (SG-3C41)?
Всё что Вам нужно сделать, так это разобрать втулку и удалить тормозные колодки. Как это сделать, смотрите в этом видео.
Как установить на велосипед планетарную втулку Shimano NEXUS 3С41 с ножным тормозом
Если вы хотите обновить свой велосипед, установив на него планетарную втулку, и вы можете самостоятельно переспицевать колесо, вам понадобится установочный комплект Shimano Nexus, в который входит сама втулка, шифтер и весь необходимый крепеж.
Чтобы не заморачиваться с переборкой колеса, вы можете просто купить готовое колесо с планетаркой и самостоятельно его установить.
Инструкция по установке на обычный велосипед с ножным тормозом колеса с планетаркой Nexus SG-3C41:
1) Переворачиваем велосипед. Снимаем старое колесо. Разъединять цепь не обязательно.
2) Переставляем шину вместе с ободной лентой. Для двойного обода нужна лавсановая лента. Резиновая провалится в большие отверстия обода.
3) Ставим новое колесо на место. Жёлтую хитрую шайбу надеваем на ось со стороны тормозного рычага так, чтобы выступ шайбы вошёл в проушину (в велопросторечии «дропаут») для оси колеса. Назначение желтой шайбы: удерживать ось колеса от проворота под действием момента, возникающего при работе планетарного редуктора. Колпачковая гайка ставится с левой стороны. Далее действуем как при установке обычного колеса: прикрепляем тормозной рычаг к раме, регулируем натяжение цепи и затягиваем гайки. Ставим велосипед на колеса. Фактически, уже можно кататься на первой передаче.
4) Ставим на руль шифтер и проводим трос к заднему колесу, избегая резких изгибов. Следите, чтобы покрышка не терлась по тросу. Рубашку фиксируем к раме каждые 25-30 см кабельными стяжками (покупаем в хозмаге), не затягивая сильно. Можно изолентой, но клей пачкает раму.
5) Пружина во втулке без шифтера всегда включает первую передачу. Шифтер тоже ставим на единичку. Смазываем шток густой смазкой (литол24, шрус, циатим, фиол и т.д.) и вставляем в отверстие оси. Аккуратно, без лишних усилий надеваем водило Bell Crank на ось, вталкивая шток внутрь втулки. Наружная гильза пружинного штока нередко цепляется за вход в отверстие оси, поэтому водило насаживаем на ось с небольшими поперечными движениями.
НЕ ДАВИТЕ! ШТОК ЛЕГКО СОГНУТЬ!
6) Водило до упора надвигаем на ось и фиксируем винтом с головкой под ключ «на 8» Не перетяните винт! Корпус водила может просто расколоться. Снова переворачиваем велосипед или подвешиваем на гладильную доску (только когда любимой нет дома) и проверяем переключение передач. При включении второй передачи широкая жёлтая метка внутри водила должна располагаться между двумя тонкими метками на окошке. Ни на одной передаче не должно быть слышно хруста. Характерный звук трещотки муфты свободного хода не считается. Добиваемся четкого, бесшумного переключения, вращая регулировочный винт на входе троса в водило.
7) Проверяем плавную проводку троса и затягиваем стяжки окончательно. Дело сделано. Проверяем тормоза, и поехали дальше!
Планетарная втулка для велосипеда
7 минут Автор: Михаил Скворцов 2724
Оптимальная эффективность движения, частота педалирования, скорость и нагрузки на велосипед регулируются при помощи механизма скоростного переключения. В отличие от синглспида, велосипед с несколькими режимами передачи крутящего момента способен подстраиваться под конкретные условия передвижения. «Скоростную» систему используют практически на все типах великов: от городских и трюковых до гоночных и маунти-байков.
К распространенному типу трансмиссии велосипеда относится планетарная втулка, внутри которой расположен шестеренчатый механизм изменения передаточного отношения. Взаимное расположение и зацепление шестерней регулируется переключателем скоростей, который, в свою очередь, приводится ручкой на руле. Принципиальное отличие от «звездочной» трансмиссии позволило такой системе переключения передач неплохо укрепиться в велосипедной среде.
Из чего состоит и как работает планетарная втулка
Устройство планетарных втулок достаточно сложное и напоминает механизм автомобильной коробки передач. Для наглядности покажем стандартную схему для всей планетарной передачи:
Желтым цветом изображена солнечная шестерня. «Солнышко» жестко закреплено на оси заднего колеса велосипеда. Именно с ней зацепляются обозначенные синим цветом планетарные шестеренки. Для их фиксации используется «водило» (зеленый цвет). Эта деталь не позволяет сателлитам – так иначе можно называть планетарные шестерни – разъезжаться и сцепляться друг с другом, а также определяет их направление движения.
Довершает механизм эпициклическая шестерня, которая вращается за счет педалирования. На рисунке она показана красным цветом.
Звездочка сопрягается с механизмом втулки с помощью шлицевого привода, исполнительного механизма втулки. При изменении передачи он изменяет скорость вращения водила относительно кольцевой шестерни, благодаря чему и достигается подстройка велосипеда под угол направления дороги и регулируется его скорость.
Интересная особенность такого типа механизма – это работа в качестве редуктора. Солнечная шестерня играет роль неподвижного элемента, эпицикл – ведомого элемента цепи, водило замыкается на корпус втулки. Для примера рассмотрим, как работает механизм планетарной передачи на простой трехскоростной планетарке:
Производители втулок: плюсы и минусы
Изготовлением планетарных втулок на велосипеды занимается несколько производителей:
Последний занимает лидирующее положение по сложности изобретенного механизма. Втулка этого производителя включает 14 планетарных составляющих. Большое количество передаточных отношений и высокая эффективность смело конкурируют с аналогичными показателями продвинутых звездочных систем переключения скоростей.
Второе место занимает SRAM – его планетарка имеет 12 скоростей, а передаточный диапазон превышает 400%. Shimano – известнейший производитель велозапчастей и скоростных втулок. Его хорошо зарекомендованные втулки с 3, 4, 7 и 8-планетарными механизмами дополнены обновленной версией – 11-скоростной системой переключения скоростей. Sturmey может похвастаться гибридными кассетно-планетарными механизмами, а также другими типами стандартных втулок с тремя, пятью и семью скоростями.
Преимущества использования планетарных втулок
Как и у всего на свете, у втулок с планетарными передачами есть свои «но»:
Как правильно переключать передачи при движении на велосипеде
Нанести вред механизму велосипедного редуктора сложно, но возможно, если систематически неправильно его использовать. При движении на велосипеде с планетаркой есть простое правило: осуществлять переключение передач без педалирования.
Странно? Ничуть. Планетарный механизм имеет сходство с механической КПП машины, а там ведь тоже при переходе с одной передачи на другую газ отпускается. А «газ» для велосипедиста – это кручение педалей.
Переходить с одной передачи на другую нужно немного заранее, и делается это так:
Езда в гору сопровождается переходом на пониженную передачу, то есть передаточное отношение должно быть меньше, чем до перехода. На трехскоростных планетарках это просто: перейти на первую передачу. С другими вариантами вполне нормальным будет переключиться, например, с третьей на вторую.
На повышение нужно идти последовательно, то есть сначала первая, затем вторая и так далее. При сбросе скоростей можно перешагивать. В однообразных условиях, где нельзя развить скорость (тротуар с пешеходами, например), лучше применять только главную передачу без переключений.
Велосипеды с планетарными втулками способны преодолевать значительные расстояния без большого количества спусков и подъемов, поэтому их часто можно встретить в больших городах с развитой сетью дорог и населенных пунктах на ровной местности. Такой вариант трансмиссии идеально подойдет тем, кто не хочет постоянно возиться с кассетами и цепями и при этом часто ездят по городу, загородным поселкам и равнинным трассам.
Установка планетарной втулки на велосипед.
Установка планетарной втулки на велосипед.
Сегодня мы расскажем об одном интересном апгрейде велосипеда, который задумал провести один из наших постоянных клиентов. Недавно им был куплен у нас велосипед Centurion Backfire Pro 200.29 и владелец решил его сразу перевести на планетарную трансмиссию, так сказать, «отпланетарить». Для переоснащения были выбраны компоненты Shimano Nexus и Alfine.
Планетарная втулка (для тех, кто не в курсе) – это задняя втулка с механизмом переключения внутри самой втулки, при этом весь принцип переключения передач напоминает чем-то механическую коробку передач в автомобиле, со множеством шестеренок, сателлитов, валов и т.д. Ресурс такой втулки огромен – до 50 000 км, но и обслуживать, менять масло, которое обеспечивает плавность и четкость переключения, тоже нужно регулярно.
Еще один плюс таких втулок, особенно при езде по городу с кучей перекрестков, светофоров, оленей на дорогах пешеходных переходов, в том, что передачи можно переключать, стоя на месте, допустим, с шестой сразу перейти на первую! Минусов всего два – это вес (1670 грамм весит Shimano Alfine S7001) и боязнь сильных ударов. Но эти минусы с лихвой перекрываются тем удобством, комфортом и неприхотливостью, которые дает данное оборудование.
Собственно, вот «пациент» уже висит на стойке в нашей веломастерской «Mighty-Sport»:
Скидываем резину, ободную ленту, снимаем кассету и тормозной диск. Далее ставим колесо для удобства на стенд для протяжки и начинаем расспицовывать.
Далее, после того, как колесо расспицовано, идем мерить обод и втулку для расчета длины новых спиц:
спицы нам нужны 290 мм с левой стороны и 288 мм с правой.
Теперь берем планетарную втулку (а это у нас Shimano Alfine S7001 на 8 скоростей) и начинаем заспицовывать. Спицовка классическая, в три креста.
Затем, когда все спицы на своих местах, ставим на стенд и начинаем протяжку, попутно убирая «яйцо» (биение по вертикали) и «восьмерки» (биение по горизонтали).
Колесо с новой втулкой готово. Одеваем резину, устанавливаем тормозной диск и ведомую звезду на 18 зубьев. С велосипеда снимаем задний и передний переключатели, цепь и ставим колесо, закрепляем его гайками.
Из-за того, что у такого типа велосипедов дропауты вертикальные, т.е. натяжение цепи не отрегулировать путем горизонтального смещения втулки, было принято решение установить натяжитель Shimano Alfine ST-500, который будет компенсировать провис цепи. Устанавливается он, как и обычный переключатель, на петух.
Путем подкладывания шайб разной толщины, идущих в комплекте с натяжителем, добиваемся вертикальной соосности звезды на втулке и роликов натяжителя.
Далее переходим к рулю. Снимаем грипсы, тормозные ручки и убираем теперь уже ненужные манетки Shimano Alivio 3×9. Вместо них ставим справа манетку Alfine!
Затем переходим к системе – снимаем Shimano Alivio, снимаем каретку Hollowtech и начинаем подбирать длину вала новой каретки. Система Nexus у нас с одной звездой и под квадрат, соответственно, надо выбрать длину вала каретки, при которой линия цепи будет максимально ровной, без перекосов. Путем подбора была определена каретка с длиной вала 123 мм, при этом расстояние от звезды до пера оставалось примерно 5 мм – безопасно, можно ставить!
Установили систему. Серебристый цвет шатунов идеально подходит к цвету самого байка!
Прокладываем тросик с рубашкой, одеваем цепь, предварительно укоротив ее на несколько звеньев и начинаем все настраивать!
Велосипед готов и ждет хозяина!
Снятое оборудование, которое стояло на велосипеде в стоке:
Все работы проведены в специализированной мастерской веломагазина «Mighty-Sport».
Источники информации:
- http://www.uralla.ru/shimano-alfine-8-15843.html
- http://www.mighty-sport.ru/stati/repairs/ustanovka-planetarnojj-vtulki-na-velosiped/
- http://aktsport.ru/velosiped/ustanovka-planetarnoy-vtulki-na-velosiped.html
- http://sportzoom.ru/ustrojstvo-planetarnoj-vtulki-velosipeda/
- http://bikepedia.ru/remont/planetarnaya-vtulka-dlya-velosipeda/
- http://sandyfoto.ru/planetarnaya_vtulka_shimano_nexus_inter_3.html
- http://provelolab.ru/instrukcia-shimano-nexus-sg-3c41/
- http://velofans.ru/remont/planetarnaya-vtulka-velosipeda
- http://www.mighty-sport.ru/stati/repairs/ustanovka-planetarnojj-vtulki-na-velosiped/?clid=928