Как установить компонентную акустику в авто
Как подключить компонентную акустику в авто своими руками
Компонентная акустика в автомобиль
Эта статья предназначена для тех любителей звука, которые хотят узнать, как подключить компонентную акустику в авто. Кроме того, будет приведена подробная информация о том, что такое компонентная акустика и с чем ее едят.
Все про компонентную акустику
Локанальное подключение компонентной акустики
Автомобильную акустику принято делить на два типа:
Если коаксиальная акустика подразумевает систему с раздельными ВЧ, НЧ и СЧ полосами, расположенными на одной оси, то компонентная акустика позволит более точнее построить звуковую сцену.
Примечание. Звук компонентной акустической системы всегда объемнее в отличие от коаксиальной акустики.
В коаксиальной системе используется кроссовер-конденсатор, который играет роль фильтра частот. В компонентной акустике эту же функцию выполняет уже не отдельный конденсатор, а целый блок с фильтрами более высокого уровня.
Автомагнитола
Динамики
Схема подключение компонентной акустики
Это вторая составляющая компонентной акустики. Выбирать колонки приходится более тщательнее, отдавая предпочтение скорее активным сабвуферам(см.Как сделать сабвуфер: дельные советы), хотя и стоят они подороже пассивных колонок.
Выбирая динамики для собственной компонентной акустики, следует знать следующее:
Усилитель
Внешний усилитель мощности заметно повышает качество воспроизводимой музыки. В активных динамиках он уже бывает встроен по умолчанию, а для пассивных колонок его надо покупать в отдельности.
Как подключить самостоятельно компонентную акустику
Установка компонентной акустики
Прежде всего, надо вооружиться следующим:
Установка акустики компонентной
Примечание. Винты могут прятаться под обшивкой или пластиковыми ручками.
Их надо будет обязательно найти, чтобы не испортить обшивку при демонтаже. Если поломается один из пистонов, то не стоит отчаиваться, ведь можно поставить новые.
Примечание. При этом нужно очень аккуратно работать со штатной звукоизоляцией, ведь потом ее будет трудно приклеить на свое место.
Примечание. Для каждого автомобиля существует свой способ крепления динамика.
Так, на Пежо 206 место для динамика есть, но нет места для кроссовера. Это место перенесено на обшивку в пенопласте, которое нужно просто вырезать, в зависимости от размера фильтра частот.
Примечание. Эксперты советуют устанавливать компонентную акустику Pioneer. Она всегда отличается высоким качеством, ведь каждый раз производитель делает акцент на получение лучшего качества звука.
Инструкция по установке компонентной акустики своими руками в полной версии может быть скачана из сети Интернет. В процессе монтажа важно использовать фото и видео – материалы.
Цена на акустику может быть разной и все зависит от конкретного производителя.
Всё о компонентной акустике в автомобиль
Большинство современных автолюбителей очень трепетно подходит к выбору акустической системы в авто. Конечно, каждый автомобиль имеет штатную акустическую систему, но редкий ценитель хорошего звука останется довольным качеством её воспроизведения. Поэтому все чаще автолюбители модернизируют звук в машине своими руками. При этом возникает сложный выбор между видами акустической системы: коаксиальная или компонентная акустика?
Какую акустику выбрать?
Однозначного ответа на данный вопрос нет, поскольку каждая акустическая система имеет свои особенности, преимущества и недостатки. При выборе акустической системы, необходимо чётко понимать её предназначения в авто. Если вы являетесь большим ценителем качественного звучания, то будет вполне оправдано потратить немалую часть средств на хорошую акустическую систему. Компонентная акустика, является одним из наиболее сложных видов звуковых систем и требует определённых навыков при установке в транспортное средство.
Прежде чем приступить к выбору музыкальной системы, необходимо понимать к какому разряду ценителей звука вы отнеситесь, а также какое количество средств вы готовы потратить на музыкальную аппаратуру. Именно от названных факторов, будет зависеть класс музыкальной акустики. Коаксиальная акустика, является наиболее простой в установке. При этом данный вид акустики предоставляется в широком ассортименте и исходя из собственных предпочтений можно подобрать простую или наиболее качественную. Компонентная акустика, является наиболее сложным видом и требует грамотного подхода к установке в салон автомобиля.
Как становится ясно из названия, компонентная акустика включает в себя несколько составляющих. В составе системы имеются несколько динамиков, каждый из которых воспроизводит определённую частоту. Компонентная акустика включает в себя широкополосный динамик и небольшие динамики для воспроизведения высоких частот. В большинстве случаев, система состоит из двух полос. Но существуют различные разновидности, которые могут включать в себя и большее количество полос. Определённый комплект динамиков, устанавливается в конкретную часть автомобиля для получения качественной музыкальной сцены.
При подборе акустической системы, необходимо обратить внимание на штатный разъемы для установки динамиков. Как правило, динамики средних и высоких частот устанавливаются в дверь автомобиля. Низкочастотные динамики, как правило, устанавливают в тыльную часть салона или на заднюю полку. Если, вы решаете приобрести динамики больших размеров чем штатные разъемы, появляется необходимость изготовления дополнительных подиумов под акустику. При использовании правильной технологии установки, можно добиться неплохого звука даже от бюджетной системы. Установка аппаратуры, подразумевает использование определённой схемы.
Компонентная акустическая система.
Компоновочная схема акустики может включать в себя:
-Головное устройство.
-Динамики.
-Внешний усилитель.
-Сабвуфер.
Начинающий любитель автомобильного звучания, уделяет большое внимание выбору магнитолы. От технических характеристик головного устройства, во многом зависит качество звучания будущей системы. Но всё же, профессионалы автомобильного звука всегда используют внешнее устройства в качестве усилителя. Внешний усилитель, помогает добиться более качественного и громкого звука в салоне транспортного средства.
Во многом, качество звучания музыки в автомобиле зависит от правильной совокупности компонентов акустической системы. При выборе динамиков, стоит учитывать технические характеристики звуковоспроизводящего устройства или внешнего усилителя. То же самое утверждение справедливо и в обратной форме. Нет необходимости подбирать дорогостоящий усилитель, если характеристики динамиков не отвечают его параметрам.
Компонентная акустика, является наиболее распространённой и заслуженной среди ценителей автомобильного звука. В отличие от других видов систем, компонентная акустика отличается наиболее высокими параметрами звучания. Это объясняется, её характерным отличием. Как известно коаксиальная акустика состоит из динамиков, расположенных на одной линии, которые воспроизводят все частоты сразу. Компонентная акустика, состоит из нескольких динамиков: широкополосный и высокочастотный. Иногда, компонентная акустика комплектуется динамиками средних и низких частот. Каждый динамик этого вида акустической системы, подключается к соответствующему каналу головного устройства или внешнего усилителя.
Конечно, в связи с высоким качеством звучания, компонентная акустика стоит на порядок выше своих аналогов. Также более сложна установка данного вида оборудования. Дело в том, что для получения широкого спектра звука необходимо соблюдать определённую технологию установки динамиков. При правильной установке, бюджетная система может превосходить наиболее дорогую, но установленную не по технологии. Как правило, компоненты акустики, имеют более широкий размер, чем штатные динамики. Поэтому автолюбитель должен быть готов к самостоятельному изготовлению подиумов.
Конечно, нельзя сказать что каждая акустика будет идеально звучать в салоне автомобиля. Немаловажным фактором являются габариты автомобиля и правильная установка. Нет особой необходимости оснащать малогабаритный автомобиль дорогостоящей компонентной акустикой. Поскольку, данные затраты не оправдаются и акустическая система будет звучать чуть лучше менее дорогой. Если же вы всё-таки задумались приобрести качественную акустическую систему, необходимо разборчиво подойти к выбору и внимательно изучить технические характеристики покупаемых устройств.
Для получения ярких и красочных эмоций от правильно выбранной системы акустики, необходимо подробно изучить принципы ее работы, нюансы установки в конкретный автомобиль и сочетаемость с другими компонентами системы.
Современный автомобильный рынок представляет огромный выбор акустики от различных производителей. Для получения качественного оборудования с долгим сроком эксплуатации, лучше отдать предпочтение проверенным и заслуженным производителям музыкального оборудования. Такая аппаратура отличается относительно высокой ценой, но при этом полностью оправдывает себя хорошим звуком и долгосрочной службой.
Установка акустической системы в автомобиль своими руками
Установка акустической системы в автомобиль своими руками
Для многих водителей автомобиль – второй дом. Особенно если большая часть дня проходит за рулём. Чтобы как-то развлечь себя в салоне машины, автолюбители устанавливают в ней аудиосистему. Независимо от уровня комфортности вашего авто, непросто сразу разобраться, какой должна быть акустическая система.
Вначале рассмотрим, какая магнитола будет предпочтительнее для вашего авто. Первым из факторов, определяющих выбор, является установочный размер. В основном в продаже присутствуют ресиверы двух размеров: 1DIN и 2DIN. Основное отличие между ними — их высота, так как глубина посадочного места у всех одинаковая 180 мм. Высота магнитолы с установочным размером 1DIN — 50 мм, а с размером 2DIN соответственно 100 мм. Автомагнитолы такого размера более современны и имеют больше технических возможностей, однако, они и более дорогие. Для выбора нужно вначале определить для себя, какие именно функции вам будут необходимы. Также важно и необходимо учесть выходную мощность вашей будущей магнитолы. Она должна быть не менее 4х50 Вт, при этом акустическая система обычно в 3 раза мощнее. Именно выходной мощностью усилителя магнитолы и определяется, насколько качественным будет звук в салоне вашего автомобиля. И последнее в этом ряду из наиболее важных факторов — это выбор бренда. Так как на данный момент производителей авторесиверов достаточно много, выбирать стоит автомагнитолы наиболее конкурентоспособных фирм. Такими на современном рынке являются: Pioneer, Kenwood, JVC, Sony, которые хорошо зарекомендовали себя среди автолюбителей.
Также важен выбор динамиков для автомобиля. Акустические системы, используемые в авто, делятся на компонентные и коаксиальные. Акустическая система, которую называют компонентной, состоит из двух динамиков, воспроизводящих свои составляющие отдельно, низкочастотный – низкочастотную, высокочастотный – высокочастотную. Обычно в таком комплекте также присутствует кроссовер, производящий деление между динамиками. Стоимость такой акустической системы довольно внушительная и по карману не каждому автолюбителю. Другой тип акустической системы – коаксиальная, состоит из нескольких головок, размещенных в одном динамике. Одна из которых низкочастотная, вторая — высокочастотная. Естественно, следует подбирать динамики того размера, которые соответствуют вашему автомобилю. Также придется выбрать количество полос. Двухполосные динамики подразумевают наличие двух низкочастотных головок и двух высокочастотных. Соответственно, трехполосная состоит из шести динамиков, два из которых — высокочастотные, два отображают средние частоты и два низкочастотных. Достоинство второго вида в том, что каждый динамик будет воспроизводить свой диапазон, что приведет к снижению искажений.
Поскольку салон автомобиля по объему далек от концертного зала, установку динамика производят в таких точках, которые обеспечивают более объёмный звук. Среднечастотные динамики устанавливаются в основном в специальные отверстия в передней двери. Также местом установки динамиков могут служить боковые панели торпеды, крепить их нужно не к пластиковым деталям обшивки, а к металлу кузова или дверей, чтобы не было дребезжащих звуков. Для лучшего восприятия звука высокочастотные динамики, в народе называемые «пищалки», нужно устанавливать на уровне головы сидящего человека. Не стоит обтягивать динамики декоративной тканью, устанавливать дополнительные сетки, заглушки и прочее, для этого лучше использовать специальные материалы. Задняя акустика предназначена поддерживать звуковую картину и не может быть самостоятельным источником звука. Тыловые динамики устанавливают на специальных подиумах, исполняемых в задней полке. Так как низкие частоты не улавливаются человеческим ухом (мы их воспринимаем как вибрацию автомобиля), то сабвуфер можно установить в любом месте, даже в багажнике.
Для подключения автомагнитолы обычно используется многожильный провод, с сечением не менее 4 мм. Для подключения динамиков используется специальный акустический провод, который уменьшает потери мощности. Провода прокладываются в специальных гофрах, чтобы исключить трение о металлические детали кузова. Прокладка провода очень ответственное мероприятие. И нужно относиться к нему со всей ответственностью. Все соединения делают на колодках или при помощи пайки. Кроме того, необходимо обеспечить защиту проводки от короткого замыкания. Для чего в цепь подключения магнитолы ставится плавкий предохранитель. При подключении динамиков, и вообще всей акустической системы, очень важно соблюдать полярность. При ошибочном подключении, звук будет глухим или его не будет совсем.
Немаловажную роль в комфортном восприятии музыки играет шумоизоляция вашего автомобиля. Звукоизоляция выполняется с целью оградить салон авто от посторонних звуков, то есть шума двигателя, шин, стука дождя по кузову. Шумоизоляция («обесшумка») позволяет уменьшить резонанс и увеличить звукоотдачу. Необязательно устанавливать автоакустику своими руками. Но современные СТО и салоны автозвука далеко не всем автолюбителям по карману. Поэтому, имея минимальные знания в электротехнике, можно оборудовать автомобиль качественной акустической системой самостоятельно.
Автомобильная компонентная акустика.
В этой статье будут описаны некоторые первоначальные рекомендации к приобретению тех или иных компонентов автозвука для Вашего автомобиля.
1. Компоненты автозвука : Автомагнитола.
В штатном исполнении любого бюджетного автомобиля из компонентов автозвука производителями в основном устанавливаливаютя кассетные автомобильные магнитолы LG и изредка Panasonic. Некоторое разнообразие присутствует и в установленной акустике. Чаще всего это «Звезда Соло» или «Уралы». Но об этом позже.
Итак, Вы решили поменять Вашу штатную Кассетную магнитолу на CD-mp3 проигрыватель. Большинство наших клиентов на этом не останавливается, но бывает, что бюджет новой аудиосистемы составляет не более 2,5 тысяч рублей. Как раз для такого случая рекомендация первая:
● Присмотритесь к продукции Alpine и Pioneer
● Ценовая категория от 90 до 300 долларов
● Широкий выбор моделей по дизайну (цвет панели, подсветка и расположение кнопок)
● Надежность. Не было ни одного случая отказа магнитол Alpine и Pioneer
● Великолепные «антишоки». Простыми словами, современные аппараты Alpine и Pioneer вообще не сбиваются при чтении диска даже если Вы едете по очень плохой дороге
● Магнитолы Alpine и Pioneer незначительно «красят звук» в отличие от JVC, Akai, Panasonic, Sony, Clarion и д.р.
Рекомендация вторая:
Если Вы планируете, пускай и не скоро, приобрести приличные динамики и усилитель не забывайте об аудиподготовке и шумоизоляции, так же, отнеситесь к покупке магнитолы еще более аккуратно. Помните, что для управления сабвуфером с магнитолы, необходимо наличие линейных выходов конкретно на сабвуфер.
2. Компоненты автозвука : Акустика
Рекомендация третья:
● Штатный установочный диаметр фронтальных динамиков (передних) — 130 мм (Hyundai Accent) Такие динамики продаются в любом магазине и стоят от 10 до 200 долларов за пару. Но не торопитесь.
● В штатные места (передние двери) можно и нужно устанавливать динамики диаметром от 160 до 170 мм. При установке динамиков не штатного размера НИЧЕГО в Вашей машине не меняется, не режется, не выламывается и т.д. Просто под бОльший динамик изготавливается бОльшее проставочное кольцо. Зачем ставить акустику не штатного размера, отвечу очень доступно: большой диффузор дает больше низких частот.
Теперь дело встает за выбором ТИПА и ПРОИЗВОДИТЕЛЯ Вашей новой акустической системы. В данном случае советовать трудно, но если Вы хотите получить более менее приличный звук в Вашем авто не покупайте первый попавшийся Вам на глаза «Кенвуд» и «JBL».
Безусловно, акустическую систему пользователь должен выбирать под свои уши и под «свою» музыку. Если Вы не меломан и не обладаете выраженными пристрастиями к музыкальным жанрам, но все же хотите получить в салоне Вашего авто приличный звук, присмотритесь к продукции компаний PolkAudio, HELIX, MbQuart, Infinity, Hertz, DLS, Vibe, FLI, Lanzar. Диапазон стоимости акустических систем среднего класса лежит в пределах от 60 до 160 долларов.
Грамотная и продуманная установка акустической системы в двери — это залог того, что стоимость приобретенной Вами акустики оправдает себя на 100 процентов.
При установке Акустики стоимостью от 80 долларов и выше, рекомендуем производить аудиоподготовку передних дверей.
3. Тыловая акустика. О заблуждениях…
Миф о том, что так называемые “блины”, т.е. акустика размером 6″х 9″ (15 х 23см), установленная в заднюю полку автомобиля способна заменить сабвуфер и добавить системе “хороший бас”, является только лишь заблуждением.
В некоторых случаях такой вариант акустики является компромиссным в сравнении с сабвуфером, но никак не заменяет его.
Напротив, тыловая акустика только портит звук фронтальной, растягивая сцену и добавляя к звучанию объемность, которая нужна только при прослушивании клубной музыки.
Далее приведу выдержку из замечательной статейки, которую цитировали еще до создания нашего сайта… Тылом имеет смысл заниматься только после того, как стабилизируется положение на фронте и будут одержаны важные победы: получена гладкая частотная характеристика фронтальной акустики, сформирована звуковая сцена, решен вопрос с басами. Только после этого можно обращаться к тыловым каналам, ибо роль их в качественной мобильной установке — существенно вторичная.
И еще: сразу оговоримся, что речь пойдет о тыловой акустике, поддерживающей звуковую картину для сидящих на переднем сиденье, а не о системе обслуживания задних пассажиров.
Тыловая часть звукового поля в машине должна быть именно добавкой к основному (т.е. фронтальному) звуку, а не давать самостоятельный звук. В этом смысле стихийно родившийся у нас термин «подзвучка» уступает по семантической состоятельности английскому «rear-fill», т.е. «тыловое заполнение», но тут уж ничего не сделаешь… В техническом смысле термин «тыловая подзвучка» означает звуковое поле, воспроизводимое вспомогательными громкоговорителями, расположенными позади слушателя. Целью подзвучки является добавить глубины и реализма звучанию основной (фронтальной) акустической системы.
Распространенное заблуждение, что сзади должна стоять мощная широкополосная акустика, является своего рода атавизмом того периода развития автостерео, когда наиболее подходящим местом для установки динамиков считалась задняя полка. До сих пор, надо заметить, многие автомобильные производители, не желая себя обременять компоновочными проблемами, неизбежно связанными с установкой качественной фронтальной акустической системы, ставят в штатном варианте в заднюю полку излучатели значительно большие по размеру, нежели установленные в передних дверях или панели приборов.
Более того, идя на поводу у столь укоренившихся фактов жизни, производители головных аппаратов часто коммутируют встроенные усилители и RCA выходы таким образом, что сигнал на линейном выходе (т.е. предназначенный для дальнейшего усиления, обозначается как тыловой.
В терминах практических решений:
1. Не устанавливайте высокочастотных излучателей сзади. Там они не нужны, лучше направьте сэкономленные средства на качественные пищалки для фронтального комплекса, за которые переплатить — трудно.
2. Не устанавливайте больших динамиков — идеальными для тыла являются 3,5 — 4 дюймовые среднечастотные или широкополосные головки, 5-дюймовые — допустимы, 6 — дюймовые — излишество, 6 х 9 — явная несуразица. Более того, небольшие по размеру излучатели являются даже предпочтительными, поскольку создают меньше проблем с диаграммой направленности в верхней части рабочего диапазона (3 — 4 кГц). Для относительно скромных систем можно удовлетвориться штатными динамиками, если это — 4 — 5-дюймовые широкополосные головки. Если же Вас беспокоит, что дешевые головки, помимо ограниченного частотного диапазона, привнесут в общую звуковую картину повышенные искажения или неравномерность тонального баланса — лучше поставить небольшие, но качественные (но не шикарные) головки.
3. Не предусматривайте большой мощности тыловых каналов: уровень мощности, который будет достигнут после настройки, окажется меньше мощности, подводимой к передней акустике в 20 — 100 раз, то есть будет измеряться единицами ватт даже при максимальной громкости. Нет смысла использовать для этих целей два полновесных канала усиления мощности, зная, что усиление на их входах предстоит установить вблизи нижнего предела регулировки. В большинстве случаев мощности встроенных усилителей головного аппарата оказывается вполне достаточно, тем более, что в высококачественных установках они, как правило, оказываются вакантными. Один из вариантов включения тыловой акустики, успешно применявшийся в призовых установках, вообще может работать с одним каналом усиления.
4. Компоненты автозвука : Усилитель.
Автозвук для Чайников. Часть первая. Секреты автозвука
Для начала рассмотрим характеристики, которые указываются в паспорте.
Входная чувствительность – чем выше чувствительность, тем лучше динамики будут играть без усилителя.
Диапазон воспроизводимых частот – полоса частот, в которой воспроизводит звук акустика. Бывают широкополосными (для систем без кроссовера), высокочастотными, среднечастотными и низкочастотными.
Импеданс – электрическое сопротивление динамика.
Номинальная электрическая мощность – мощность, которую сможет воспроизводить динамик длительное время без искажений. Именно эта мощность имеет важное значение.
Пиковая электрическая мощность (PMPO) – «среднепотолочный» показатель, который многократно повышает номинальную электрическую мощность. По этому показателю нельзя сделать никаких выводов о мощности. Эту мощность часто указывают на дешевых колонках для повышения привлекательности. При выборе руководствуйтесь только на номинальную электрическую мощность и игнорируйте данный показатель.
Резонансная частота (Fs) – чем она ниже, тем более глубокие басы сможет воспроизводить динамик. Полная добротность (Qts) – для динамиков, которые устанавливаются в закрытые пространства (двери) этот показатель должен быть как можно выше. Если QTS 0,4 – 0,6, звучать музыка будет плохо.
Сабвуфер – устройство, которое воспроизводит сверхнизкие частоты. Установка сабвуфера позволит сделать звучание более глубоким и сочным. Особенно рекомендуется любителям рэпа и рока. Сабвуфер – это крупногабаритный элемент, весьма трудоемкий в изготовлении и устанавке. Часто без специалиста не обойтись.
При покупке динамиков обращайте внимание на их диаметр. Чем больше диаметр, тем более низкие частоты он сможет воспроизводить. Особенно актуально, если вы не планируете устанавливать сабвуфер. Штатных динамиков (обычно это 4 – 5-дюймовые (10 – 13 см)) для воспроизведения басов будет недостаточно. Рекомендуется ставить динамики размером 16 – 17 см (6 – 6,5 дюйма). Обратите внимание на то, что более крупные динамики могут не встать в штатные отверстия, и тогда придется врезать, из-за чего стоимость работы повышается.
Чистота звука зависит не только от динамиков и ресивера, но и от добросовестности мастера, выполняющего монтаж акустики. Чем крепче будет установлен мидбас, тем лучше. Лишние вибрации ему ни к чему! Если динамики устанавливаются в двери, не пожалейте денег на их шумо- и виброизоляцию (дверей). Тогда и двери на высокой громкости дребезжать не будут, и басы будут звучать намного лучше. Если вы все же решились установить динамики назад, помните, что между ними и сабвуфером (если вы его ставите) должно быть достаточно свободного пространства. Лучший выход в таком случае: динамики – в задних дверях, сабвуфер – в багажнике.
По возможности «запитайте» ресивер и усилитель напрямую от аккумулятора, чтобы избежать помех, хрипов и искажений звука при работающем двигателе. А вот провода, которые идут от «головы» к динамикам, вопреки бытующему мнению особого влияния на качество звука не оказывают. Заметить разницу в звучании сможет только настоящий меломан и лишь в том случае, если установленная в автомобиле аудиоаппаратура очень высокого качества. Поэтому смысла заменять входящие в комплект «штатные» провода специальными «позолоченными» нет. Особый набор проводов требуется лишь при оснащении автомобильной аудиосистемы усилителем. Но и в этом случае покупать очень дорогие «жилы» не стоит.
Откуда «звон»? Устанавливать средне- и высокочастотные динамики желательно в передней части салона. Так называемых тыльных колонок в автомобиле быть не должно. Ставить акустику назад – все равно что слушать оркестр, повернувшись спиной к сцене! Для правильного звука в автомобиле достаточно хороших фронтовых динамиков и «пищалок» в передних стойках кузова. Подключать их желательно как можно ближе к «мидбасу». Однако зачастую это очень сложно и требует глобальной переделки обшивки салона. Поэтому ставьте «высокочастотники» неподалеку от зеркал, в нижней части передней стойки кузова.
Направление ВЧ динамика (в салон или на лобовое стекло) определяется на слух при предварительном подключении. Если штатные места автомобиля не позволяют установить 6-дюймовый динамик, то можно купить готовый «подиум» (как правило, имеются в продаже для а/м «ВАЗ»), установить динамик на переходное фанерное кольцо или заказать подиум в специализированной студии.
Единственная акустика, которая может размещаться сзади, – сабвуфер. Направление низкочастотного звука в отличие от более высокого не улавливается ухом, и подобное расположение сабвуфера не скажется на качестве звука. Как правильно подобрать сабвуфер для автомобиля Если вы твердо намерены добиться самого лучшего звука в автомобиле, вам не обойтись без сабвуфера. Сабвуфер обеспечивает достижение глубокого, громкого баса, делая акустическое оформление автомобиля законченным и безукоризненным.
Многие авторитетные журналы рассказывают о сабвуферах, тестируют различные модели известных марок, выбирая из них победителя. Но так ли важно для обычного потребителя, что некий сабвуфер получил высший балл в результате проведенных тестов? Ведь тестируются в основном модели таких гигантов, как KENWOOD, PIONEER, SONY, не говоря уж о производителях Hi-Fi аппаратуры – MTX, JL Audio и др. Они настолько хороши, что большой разницы в их звучании среднестатистическому уху просто не ощутить. Так что, если вы не собираетесь участвовать со своим автомобилем в конкурсах на лучшую автоакустику, то стоимость музыки в машине не должна превышать 20% от стоимости автомобиля.
И как бы ни сопротивлялись ценители хорошего автозвука – точкой отсчета должен быть именно автомобиль. Вряд ли стоит покупать мощный дорогой сабвуфер, чтобы озвучить и без того поющие детали салона продукта отечественного. Поэтому рекомендуется к применению эта стандартная для многих система расчета стоимости установки аппаратуры: если автомобиль обошелся в 1500 долларов США, на музыкальное оформление не стоит тратить больше 300 долларов – те самые 20%.
Сабвуферы бывают двух видов: активные и пассивные. Активные сабвуферы, в отличие от пассивных, имеют встроенный усилитель. При этом вам продается некий набор «быстрого приготовления c готовностью к употреблению», т.е. вам стоит только подключить два контакта от головного устройства, и система готова к работе. При этом отсутствует необходимость в согласовании компонентов (головное устройство – усилитель – сабвуфер).
Однако у активных сабвуферов есть свои минусы, а именно: при их изготовлении применяются более простые и дешевые компоненты, что неминуемо сказывается на качестве звука. Для подключения пассивного сабвуфера необходимо выбрать усилитель, дающий при мостовом включении ту же мощность, которая указывается в паспорте данного сабвуфера как номинальная.
Теперь о типах и конструктивных особенностях представленных на современном рынке сабвуферов.
Выделяют четыре типа сабвуферов:
cабвуферы закрытого типа, имеющие герметичный корпус (closed);
сабвуферы фазоинверторного типа (vented), характеризуются наличием фазоинвертора – щели или трубы, служащей для настройки частотной характеристики в области низких частот;
сабвуферы полосового типа (bandpass) – отличаются от вышеперечисленных тем, что сам динамик убран внутрь корпуса сабвуфера, а звук излучается через фазоинвертор;
сабвуферы с пассивным излучателем (passive radiator) имеют дополнительный диффузор или динамик без магнитной системы, служащий для понижения общей резонансной частоты громкоговорителя.
Сабвуферы типа vented более эффективно обеспечивают громкое и глубокое звучание, чем closed, но и стоят дороже. Третий тип сабвуферов хорош тем, что помогает обойтись без кроссоверов, выполняя роль фильтра, пропускающего сигналы с частотами в определенной полосе и подавляющего всё вне данного диапазона. Но минус у него тот же, что и у сабвуферов типа vented – усложнение и, как следствие, удорожание конструкции. Сабвуферы c пассивным излучателем распространены мало и эффективны только при ювелирной настройке в автомобиле выше среднего класса. Громкость всех видов и типов сабвуферов во многом зависит от положения компонента во внутреннем пространстве автомобиля.
Существующие автомобили по конструкции кузова можно разделить на три основных типа, для простоты понимания ограничимся российскими автомобилями:
седаны (к ним относятся вся ВАЗовская «классика», ВАЗ-21099 и Волга 3110);
хэтчбэки (небольшие двухобъемные автомобили). К этому типу относятся ВАЗ 2108-09, Москвич 2141;
кузова типа универсал (большие двухобъемные автомобили), например, ВАЗ-2104.
У седана динамик и порт направлены прямо на заднее сиденье, причем рекомендуется оставлять небольшой зазор величиной до 8 см между сабвуфером и спинкой заднего сиденья. Во многих автомобилях (ВАЗ 2106-2107) на спинке заднего сиденья есть подлокотник. Идеально было бы направить сабвуфер динамиком в эту часть сиденья, так как при этом достигается максимальное проникновение в салон звука без видимого урезания частотного спектра (эффекта «приглушения и гулкости», свойственного большим корпусным сабвуферам).
У автомобилей с кузовом хэтчбэк максимальные результаты по звуковому давлению достигаются при направлении динамика сабвуфера и порта фазоинвертора в сторону задней двери или вверх. В результате достигается необходимое отражение звука, при котором звук проходит не через заднюю спинку сиденья, а через верхнюю полку.
В третьем случае (с кузовом универсал) сабвуфер направляется динамиком и фазоинвертором назад. Отдельно стоит отметить компактные сабвуферы. Они интересны тем, что вносят минимальные изменения в интерьер автомобиля, располагаясь чаще всего в скрытых от постороннего взгляда местах, что в современной России очень актуально в связи с процветающими кражами автоаудиоаппаратуры.
Чтобы достигнуть необходимую «низость» частот динамика, не увеличивая его размеры, конструкторы применяют разнообразные технические разработки: новые формы корпуса, наполнение внутреннего объема минеральной ватой, увеличенный рабочий ход диффузора динамика и т.п. В заключение стоит отметить, что выбор сабвуфера будет напрямую зависеть от того, чем вы хотите пожертвовать – деньгами, временем или внутренним пространством вашего автомобиля.
Можно поступить иначе – обратиться к профессиональным установщикам автоаудиоаппаратуры, и они по вашему заказу сделают не только индивидуальный сабвуфер, но и идеально-гармоничную музыкальную систему в вашем автомобиле. Все опять же зависит от суммы, которую вы готовы потратить… Как правильно потратить деньги на озвучивание автомобиля Перед тем как истратить деньги определите для себя – сколько вы сможете потратить средств сразу и в дальнейшем на озвучивание своего автомобиля. Отговорки, что автомобиль старый – не принимаются – в противном случае вы до сих пор пользовались бы черно-белым телевизором и бабушкиным грамофоном. Все зависит от того, к какой категории любителей автомобильного звука вы относитесь. После этого можно идти в магазин и определяться с выбором аудиосистемы с квалифицированным консультантом и лучше с тем, кто потом все это будет устанавливать в машину. Для того, чтобы общаться с продавцом на одном языке и реально представлять что вы можете иметь в своем авто, с какими проблемами столкнуться – прочтите несколько советов.
Любая автомобильная система начинается с компоновочной схемы, в которую может входить не только автомагнитола и две пары колонок, но и усилители, сабвуфер, чейнджер, различные провода и монтажные принадлежности
Лучшие модели только у фирмы … Любая схема начинается с головного устройства (магнитола, CD-ресивер), но надо помнить одно простое правило: не существует фирм-производителей, выпускающих идеальную продукцию, существуют удачные модели у каждой фирмы. Правда, это утверждение касается моделей одной ценовой категории.
Акустика должна быть изготовлена той же фирмой, что и магнитола… Динамик остается динамиком независимо от того, где его изготовили. Бюджетная схема – если музыка в салоне автомобиля является только фоном, который помогает бороться с шумом дорожного покрытия и скрипом пластмассы на кочках.
Схема 1. Предполагает наличие головного усройства (автомагнитола, CD-ресивер), передней и задней акустики. Основной плюс этого выбора – невысокая стоимость. Основной недостаток – как бы вы не изощрялись – на пике громкости будет появляться характерное «хрюкание» колонок, которое все почему-то приписывают слабой акустике. Но дело кроется в искажении сигнала, которое идет от магнитолы, и в общем-то колонки играют то, что на них подается. Даже в этой схеме – выбор достаточно большой от магнитол за 500 рублей (с отвратительным качеством приема радиосигнала) до самых дорогих (в которых нет смысла, так как их цена обусловлена уже в большей степени их возможностями подключения – усилителей и сабвуферов). При выборе этой схемы правило одно – стоимость магнитофона должна соотноситься со стоимостью акустики. Никому же не приходит мысль к старому домашнему магнитофону для улучшения звука купить дорогую акустику, или слушать современный музыкальный центр с кухонными тарахтелками.
1. Лучше поставить мощную акустику назад Вы же не сидите спиной к оркестру? Поэтому если решили поставить две колонки – лучше спереди, хотя звуковой образ, сформированный без использования тыловых излучателей будет неполным, но основное их назначение – создание «эффекта зала» за счет имитации отраженного звука.
2.Чем выше мощность магнитолы и акустики, тем чище и громче она будет играть Громкость и чистота воспроизведения звука зависят от других параметров. А для улучшения звучания можно использовать в качестве передней любую компонентную акустику с раздельным воспроизведением высоких и средних частот.
Стоимость такой схемы может колебаться от 1000 до 12000 рублей. Если вы планируете истратить больше – лучше выбрать упрощенную схему Hi-Fi.
Схемы Hi-Fi и Hi-End, где же грань?
Схема 1. головное устройство, передняя компонентная акустика, подключенная через двухканальный усилитель, тыловая акустика подключенная от автомагнитолы. Неоспоримый плюс этой схемы – возможность слушать музыку на полную громкость при минимальном вложении. Существенный недостаток – невозможность воспроизвести весь частотный диапазон. Не будет хватать басов. Основное требование к магнитоле – наличие не менее одного линейного выхода.
Схема 2. Содержит в себе головное устройство, переднюю компонентную акустику и усилитель с сабвуфером. Главное отличие такой схемы в том, что она является более гибкой и позволяет добиться более высокого уровня звука. Основной недостаток – на пике громкости (так как акустика будет подключена от магнитолы) – появление «хрюкания». Это схема больше подходит тем, кто при наименьшем вложении хочет добиться более полного спектра воспроизводимых частот при средней громкости.
Схема 3. Содержит в себе головное устройство и подключенные от усилителей (либо 2 двухканальных, либо 1-го четырехканального) переднюю компонентную акустику и сабвуфер. Головное устройство должно иметь не менее 2 линейных выходов – для подключения усилителя. Наиболее часто используемая схема. Единственным недостатком является, как ни парадоксально, ваша способность довести систему до ума путем вложения средств в качественный и профессиональный монтаж, который включает: — выбор оптимальной принципиальной схемы набора компонентов — доводку элементов салона и электрооборудования до требуемых акустических свойств и потребностей в электропитании — послеустановочную юстировку акустических параметров аудиосистемы.
Что такое Hi-End ответить еще сложнее – до сих пор нет единой классификации – если описать словами – это когда достигается эффект первичного помещения, когда будет слышно, как Леннон сглатывает слюну, а у Гилмора дрожит незакрепленная часть струны на колках. Иными словами – все ради звука и никаких компромиссов.
Поговорим о составляющих
Авто CD или DVD-ресиверы – основные отличия за которые вы платите– дизайн, наличие УКВ диапазона, RDS, встроенный эквалайзер, возможность подключения CD/DVD-чейнджера, усилителей. Выбирать лучше в зависимости от схемы, которую вы собираетесь установить в свой автомобиль – чтобы не делать покупку дважды. Кроме цифровых показателей любая акустика имеет свою «окраску» звучания. Главным критерием по-прежнему остается цена-качество.
Коаксиальная акустика – высокочастотный динамик встроен внутри широкополосного, простейший кроссовер. Достоинства – более низкая цена, чем у компонентной акустики. Недостаток – некоторые искажения звука. Больше подходит для недорогих магнитол.
Компонентная акустика – это широкополосный динамик и отдельные высокочастотники. За счет более совершенных кроссоверов даже при использовании в бюджетной схеме удается получить достаточно качественного воспроизведения на уровне средней громкости.
Кроссоверы – представляет собой фильтр (обычно конденсатор и катушку индуктивности), настроенный на определенную частоту для разделения частотного спектра в компонентной, иногда и в коаксиальной акустике. Фильтры бывают первого, второго, третьего и четвертого порядка. Чем выше порядок фильтра – тем быстрее спадает сигнал вне рабочей полосы.
Усилители – если ответить просто – нужен для того, чтобы вы смогли слушать свою любимую музыку более громко с меньшими искажениями. Реально усиливающее устройство, размещенное в стандартной магнитоле не может обеспечить необходимого электропитания, охлаждения и как следствие высоких выходных характеристик.
Сабвуферы. Поскольку сигнал в 20Гц-150 Гц не оказывает практического влияния на стереоэффект, принято выделять его в один канал, который оформляют одной акустической системой.
Монтажный комплект: Артерии звука. Любая система прочна настолько, насколько крепко ее слабое звено. Поэтому, используя некачественные, хотя и дешевые, установочные аксессуары, не стоит удивляться, обнаружив у своего детища, например, «просадку» низкочастотной составляющей на высокой громкости или вообще отключение усилителей в момент большой нагрузки.
Конденсатор – используется для стабилизации питания усилителей (демпфирования). Сглаживает работу системы в момент больших нагрузок, особенно заметен его эффект в темное время суток.
Предохранители – основное предназначение – защита силовых цепей.
Межблочный кабель – используется для передачи сигнала от головного устройства до усилителя. К ним предъявляются высокие требования по экранированию от электрических помех.
Акустические кабели – представляют собой многожильный провод и предназначен для передачи сигнала на акустику.
Питающие кабели – их нелегкой задачей является снабжение силовых компнентов электроэнергией от бортовой сети автомобиля
Нужна ли шумоизоляция? Решив проблему шумоизоляции (дополнительно к заводской) можно снизить уровень шума на 4-5 децибел, и тем самым обеспечить у себя в салоне дополнительный комфорт, а также увеличить КПД акустической системы на 10-20%.
Т.е. конечно решать вам, но если вы все-таки решились на Hi-Fi – то стоит это сделать ради тех средств, которые вы вложили в аудиоаппаратуру. Зачем нужен профессиональный монтаж Если в отношении бюджетной схемы сделав самостоятельный монтаж в лучшем случае вы просто развлекаетесь, в худшем «спалите» купленную аппаратуру, то во всех остальных случаях вы можете лишиться самого главного – не получить той отдачи, ради которой вы вложили столько средств в аудиотехнику.