Как установить кму на авто
Как установить КМУ на грузовик
Краны-манипуляторы на грузовом шасси способны решать расширенный спектр задач. По этой причине владельцы грузовиков все чаще задумываются о переоборудовании, тем более что выбор КМУ, предлагаемый производителями, довольно велик.
С чего начать
Важно понимать, что речь идет не только о конструктивной переделке, но и правильном оформлении документов на внесенные изменения. Работы этой категории должны выполнять только специализированные организации, имеющие соответствующие разрешения. Самостоятельная установка КМУ потребует предварительного оформления разрешения, сертификации оборудования, технологий рабочего места. А это связано со значительными расходами и потребует длительного времени.
Оформление разрешения на монтаж крана-манипулятора выполняется по следующей схеме:
• Составляется и подается в ГИБДД заявление на разрешение на переоборудование грузовика.
• Проводится техническая экспертиза, которая должна подтвердить возможность монтажа КМУ на данную модель автомобиля.
Обратите внимание — заявку на переоборудование могут оформить только владельцы транспортного средства. На руках должен быть договор купли-продажи, а также оригинальная таможенная декларация.
Последовательность работ при монтаже КМУ
Для решения задачи выполняют несколько этапов работ, каждый из которых важен, так как любая невнимательность приведет к возникновению проблем при дальнейшей эксплуатации КМУ. Для монтажа потребуется подъемная техника, выполнить установку вручную не удастся.
Снятие кузова
Предварительно готовят подставки, на которые будет установлена снята конструкция, чтобы предотвратить замятие крыльев. Стремянки, при помощи которых крепится кузов, в большинстве случаев приходится срезать. Это связано с тем, что из-за коррозии крепежные элементы прикипают к металлу. По этой причине необходимо позаботиться о подготовке новых стремянок.
Монтаж коробки отбора мощности, насоса
Гидравлическое оборудование выбирается исходя из технических характеристик манипулятора. Обращают внимание на соответствие производительности, рабочего давления. Проверяют совместимость КОМ с конкретной моделью грузовика.
Работы выполняются в следующем порядке:
По завершении работ заливают новое масло в трансмиссию.
В зависимости от способа включения КОМ (пневмоэлектрическое или механическое), порядок ее монтажа различается: в первом случае электромагнитный клапан соединяется к пневмосистемой и подключается к кнопке управления; во втором для соединения устройств используют тросик.
Подготовка рамы и примерка
При установке европейских КМУ с откидными лапами дополнительная подготовка рамы не требуется. В других случаях может понадобиться перенос топливного бака, воздушного ресивера, АКБ, инструментального ящика.
При примерке без крепежа выбирают и размечают место установки, определяют зоны, которым потребуется дополнительное усиление, рассчитывают высоту подрамника, способную обеспечить свободное вращение КМУ. Проверяют допустимые зазоры между манипулятором и другими частями автомобиля.
Выбор подрамника
Основное назначение подрамника — распределение нагрузки на раму, предотвращение ее деформации при работе КМУ. При необходимости усиление рамы производится с использованием гнутого профиля. На практике применяют два решения — непосредственно под манипулятор, либо под КМУ и раму.
Каждое решение имеет объективные преимущества и недостатки, идеального варианта не существует. Какой бы подрамник ни был выбран, важно обеспечить контроль за погрузочно-разгрузочными работами, грамотное техническое обслуживание автомобиля при последующей эксплуатации.
Удлинение и усиление рамы
Наращивать раму требуется только в тех случаях, когда предполагается увеличение или смещение кузова назад. Исключение — монтаж подрамника на всю длину. Для повышения прочности рамной конструкции рекомендуется выполнить усиление в зонах расположения крепежных шпилек, местах фиксации кран-манипуляторной установки.
Перенос задних крыльев, укорачивание кузова
Для машин с большим задним свесом, а также в ряде других ситуаций, может потребоваться укорачивание кузова. В этом случае разбирается бортовое ограждение, уменьшается размер днища. После чего выполняют установку бортов с уменьшением, переносом замков, крепежных деталей. Перемещение крыльев необходимо только после выполнения работ по смещению кузова, к конструкции которого они крепятся. Для этого щитки переносят на соответствующее расстояние.
Монтаж основания
Наиболее ответственный этап — монтаж основания на раму с использованием подрамника. Для крепления рекомендуется применять шпильки усиленного класса с большим сечением и мелкой резьбой. Предпочтение отдают крепежу, сделанному из углеродистой стали. Допускается накручивание удлиненных гаек или пары стандартного типоразмера. После завершения монтажных работ, через 10–12 часов шпильки протягивают повторно.
Насос и другое гидрооборудование КМУ соединяется с трубопроводом. Для этого предпочтительно применять оригинальные высоконапорные шланги, что упростит монтаж. Если используются другие комплектующие, то лучше выбирать варианты, отличающиеся устойчивостью к воздействию топлива, масла.
Установка КМУ, кузова
Для монтажа КМУ потребуется сторонне подъемное устройство. Гидроцилиндр установки необходимо выдвинуть, оставляя золотник в исходном положении, чтобы предотвратить вытекание смазочной жидкости.
Монтаж кузова может быть выполнен при помощи уже установленной КМУ, особых вопросов на этом этапе не возникает. По завершении работ проводят полное техническое обслуживание, заливают масло, контролируют давление, выполняют пробный запуск в работу.
Оформление документации
Для внесения изменений в ПТС потребуется пройти техосмотр. Для этого автомобиль предоставляется в ГИБДД совместно с диагностической картой, протоколом проведения технической экспертизы. Только после этого сотрудники МРЭО внесут необходимые записи в документы.
Установка КМУ: варианты, особенности монтажа
КМУ – кран-манипуляторная установка, которая предназначена для выполнения погрузочно-разгрузочных операций. И может монтироваться на шасси грузового транспорта.
Такое оборудование оснащается грузозахватным механизмом, конструктивно состоит из опорного устройства, стрелы (телескопической или сочленённой), пульта управления. КМУ отлично подходит для работы со штучными грузами, а также стройматериалами, упакованными на паллетах.
Манипуляторная установка обычно монтируется на шасси грузового транспорта вместе с открытым кузовом или эвакуаторной платформой. В отличие от автокрана, такая техника обладает максимальной мобильностью, может разворачиваться и выполнять работы в условиях ограниченного пространства.
Установка КМУ своими руками возможна, однако операция довольно сложная, поэтому если нет уверенности в собственных силах, переоборудование лучше доверить профессионалам.
Как установить КМУ на грузовик?
Для начала, необходимо определиться с типом оборудования, которое будет устанавливаться на платформу. Несмотря на то, что выполняют кран-манипуляторы одинаковые функции, они различаются конструкцией и параметрами грузоподъёмности. Одна из ключевых особенностей оборудования – компоновка стрелы.
Здесь возможно два варианта:
В среднем, вылет стрелы такого оборудования варьируется в пределах 5-23 метров, что определяет грузоподъёмность до 10 тон. При этом следует учитывать, что чем больше выдвинута стрела, тем меньше груза она сможет поднять.
Из перечисленных особенностей следует, что КМУ подбирается по характеру груза и условиям работы оборудования.
Подготовка к переоборудованию
Сразу нужно уточнить, что вносить изменения в конструкцию ТС могут только сертифицированные компании, у которых есть действующая лицензия на выполнение такого вида работ. Если переделка выполняется своими силами, придётся получать сертификаты соответствия на оборудование, которое будет использовано в процессе.
В любом случае, установка КМУ на автомобиль начинается с получения:
Если переоборудование ТС разрешено и согласовано, можно двигаться дальше.
Этапы монтажа кран-манипуляторной установки
Установка КМУ на КАМАЗ или другое грузовое шасси производится в несколько последовательных этапов. Если работы выполняются сертифицированной компанией, производятся инженерно-технические расчёты, на основании которых определяются участки рамы, нуждающиеся в усилении, подбирается оптимальный тип оборудования.
Составленное техническое задание согласовывается с заказчиком, при необходимости вносятся корректировки. После этого начинается процесс переоборудования шасси.
Демонтаж грузовой платформы
Перед установкой КМУ, рама полностью освобождается, имеющиеся надстройки демонтируются. Этот этап обычно не доставляет сложностей. Узлы крепления срезаются, следы сварки зачищаются. Шасси фиксируется специальными опорами, колёса блокируются.
Установка насоса и КОМ (коробки отбора мощности)
Насосную станцию необязательно выбирать от того же производителя, что и КМУ. Главное, чтобы соотносились параметры и производительность гидравлического оборудования. Кроме того, направление вращения вала насоса и КОМ должны совпадать.
Выполняется монтаж по такой схеме:
После завершения перечисленных манипуляций, проверяются узлы соединения, в коробку заливается масло.
Подготовка рамы
Необходимость этого этапа зависит от выбранной КМУ. Оборудование европейского производства обычно комплектуется откидными лапами, поэтому подготавливать раму транспортного средства не нужно. В остальных случаях, может потребоваться перенос топливных баков, воздушных ресиверов и других элементов шасси.
Предварительная установка
КМУ устанавливается на посадочное место, но не фиксируется крепёжными элементами. Это необходимо для разметки рамы, измерения технологических зазоров и расстояний, определения оптимальной высоты подрамника. Если пренебречь этим этапом, свободное вращение КМУ вокруг своей оси может быть нарушено.
Монтаж подрамника
Это элемент способствует равномерному распределению нагрузки, и предотвращает деформацию рамы при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Изготавливается подрамник в двух вариантах:
В любом случае, чтобы подрамник выполнял свою функцию, не рекомендуется допускать перегруз КМУ. Кроме того, нужно регулярно проверять, и при необходимости подтягивать узлы крепления.
Усиление и удлинение рамы
Благодаря этому этапу, можно увеличить полезную грузовую площадь шасси. При удлинении рамы, продольные балки разрезаются и наращиваются специальными вставками. Если на шасси устанавливается общий подрамник, раму можно не резать. Усиление выполняется стальным уголком или швеллером.
Монтируются эти элементы на участках рамы, которые в максимальной степени подвергаются нагрузкам.
Укорачивание кузова
Это необходимо в ситуациях, когда грузовая платформа и КМУ устанавливаются отдельными блоками. Здесь кузов придётся обрезать примерно на полметра. Для этого разрезаются борта и днище, перевариваются узлы крепления. Укороченный кузов монтируется на подрамник, при необходимости переносятся задние крылья.
Монтаж стрелы
Для начала, на подрамник крепится основание манипуляторной установки. Делается это посредством шпилек, которые протягиваются через крепёжные отверстия. Фиксируется конструкция двумя гайками, которые рекомендуется подтягивать через каждые 10-14 часов работы оборудования.
Насосная станция и стрела подключаются к трубопроводам. Чтобы обеспечить максимальную герметичность, лучше использовать оригинальные шланги и штуцеры.
Установка КМУ
Оборудование поднимается на основание при помощи подъёмника. Крепление выполняется в соответствии с инструкцией производителя. Кузов ставится при помощи установленного ранее КМУ. Для подготовки оборудования к работе, необходимо залить масло в систему гидравлики, проверить давление, провести пробную погрузку и разгрузку.
Документальное оформление
После завершения монтажных работ, техника проходит повторную экспертизу, и получает сертификат технической безопасности. Далее придётся пройти технический осмотр и получить диагностическую карту.
Со всеми документами на руках, автовладелец обращается в ГИБДД, где после уплаты государственной пошлины, в ПТС вносятся соответствующие изменения.
Варианты установки кран-манипуляторного оборудования на различные виды транспорта
Одно из ключевых преимуществ КМУ – универсальность. Такое оборудование можно установить практически на любую технику. Разумеется, в каждом из доступных вариантов установки кран-манипулятора имеются свои особенности, требующие детального рассмотрения.
На грузовой транспорт
Это самый распространённый вариант, процесс установки которого был рассмотрен выше. Однако на грузовой платформе КМУ может монтироваться разными способами.
На сельхозтехнике
Здесь грузоподъёмное оборудование монтируется на прицепное устройство, которое агрегатируется с универсальными тракторами.
Такие машины после переоборудования заменяют несколько единиц техники, используются для доставки зелёных кормов, удобрений и других грузов.
На вездеходах
В этом случае обеспечивается возможность проведения погрузочно-разгрузочных операций в труднодоступных районах или условиях плохой проходимости. Кран-манипуляторными установками обычно оборудуется военная техника и машины, которые используются для геологоразведки.
Помимо этого, спецтехника на вездеходном шасси с КМУ применяется для обслуживания линий электропередач, магистральных трубопроводов и других коммуникаций, проходящих в труднодоступных районах.
На ж/д транспорте
Здесь КМУ монтируются на железнодорожных платформах. Оборудование выбирается с максимальной грузоподъёмностью. Используются такие кран-манипуляторы для обслуживания подвижного состава, проведения ремонта на путях, погрузочно-разгрузочных операций.
Для железнодорожников КМУ являются незаменимыми помощниками, ведь далеко не всегда к путям удаётся подогнать автокран.
На водном транспорте
Как и в остальных случаях, судовые кран-манипуляторы предназначаются для локального ремонта и перемещения грузов. Однако с учётом условий эксплуатации, устройства обязательно проходят антикоррозийную обработку, несущие узлы конструкции усилены и выполнены из нержавеющей стали.
Заключение
Кран-манипуляторные установки представлены на рынке широким ассортиментом, поэтому подобрать нужную модель не составит труда. Цена установок КМУ напрямую зависит от комплектации и технических возможностей оборудования.
В любом случае, чтобы устройство работало в безаварийном режиме и полностью справлялось с поставленными задачами, монтажные работы лучше доверять профильным специалистам.
Инструкция по монтажу кран манипуляторных установок (КМУ)
Иногда установка гидроманипулятора своими руками рассматривается клиентами, как экономия денег. Но это не всегда оправданно.
Переоборудование транспортного средства (монтаж крана-манипулятора) должна проводится в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»
Перед монтажом КМУ.
ВАЖНО! МОНТАЖ КМУ РАЗРЕШАЕТСЯ ПРОВОДИТЬ ТОЛЬКО ОРГАНИЗАЦИЯМ, ИМЕЮЩИМ СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ, УДОСТОВЕРЯЮШЩИЙ ПРАВО ПРОВЕДЕНИЯ ПОДОБНЫХ РАБОТ.
В противном случае, необходимо пройти сертификацию инструмента, рабочего места, технологий в органе, уполномоченном на выдачу заключений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства.
Внимание. Все действия по внесению изменений в конструкцию транспортного средства (монтаж КМУ) разрешается производить только собственнику автомобиля! Т.е. автомобиль должен иметь регистрацию, и в графе владелец должен быть указан человек, желающий произвести изменения (в данном случае монтаж КМУ). Соответственно крановая установка должна иметь грузовую таможенную декларацию (оригинал ГТД с синими печатями) т.е. растаможена, и на нее необходимо иметь договор купли-продажи на собственника автомобиля.
Далее непосредственно этапы по монтажу КМУ.
Демонтаж кузова.
Как правило этот этап затруднений это не вызывает, однако надо заранее предусмотреть расходы на новые стремянки т.к в большинстве случаев из за процесса коррозии они не откручиваются и их просто срезают. Также необходимо иметь технологические подставки под кузов (4 стойки под кузов высотой примерно 800 мм) для установки кузова после монтажа во избежание деформации крыльев на кузове или последние необходимо демонтировать заранее. В качестве грузоподъёмного механизма обычно заказывается кран манипулятор г/п до 3 тн или используется любое другое (кран, кран-балка, тельфер и т.д)
Этап подбора насоса. Насос может быть любого производства (отечественного, импортного), а так же любым по исполнению (шестерёнчатый, аксиально-поршневой, роторно-поршневой и т.д). Внимание! Насос не привязан к конкретной марке или модели краново-манипуляторной установке (например: КМУ ТАДАНО, ЮНИК) и может быть абсолютно любым. Производитель заранее не может знать заранее назначение крановой установки. Например: КМУ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА как СТАЦИОНАРНО, так и С ПРИВОДОМ ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ НАСОСНОЙ СТАНЦИИ. Насос должен соответствовать требованиям гидросистемы КМУ и монтироваться на КОМ соответствующего автомобиля.. На любое гидравлическое оборудование (в нашем случае крановую установку) насос побирается исходя из необходимого давления (указывается в атм, bar или Мпа), а так же из необходимой производительности оборудования. Все данные указываются в технической документации на оборудование (КМУ) или можно сориентироваться по данным на шильдике основного распределителя оборудования. Как правило, на всех крановых установках, диапазон давлений от 180 до 220 атм, но могут быть и исключения. Следовательно, монтаж отечественных насосов серии НШ в корне неверен, так как эти насосы (насос НШ 3-ей серии с обозначением типа НШ 32-3Л) рассчитаны на рабочее давление не более 160 атм. Работать будет на пределе, и не обеспечит необходимых скоростных и грузовых характеристик крановой установки. Грузоподъёмность в гидросистеме КМУ напрямую зависит от давления. Далее. По производительности насос подбирается исходя из объёма гидрокомпонентов системы (в случае отсутствия данных от производителя КМУ). От производительности насосов зависят скорости исполнительных механизмов. Здесь при расчёте конечной производительности насоса надо учитывать объем насоса (см 3 ) и обороты двигателя. Помните, рабочие обороты дизельных двигателей и бензиновых отличаются.
Важно! Учитывайте направление вращения насоса в зависимости от направления вращения выходного вала КОМ!
Монтаж насоса, КОМ.
Необходимо слить масло из КПП (потом не забудьте залить масло обратно), демонтировать технологическую заглушку под КОМ на КПП, смонтировать коробку отбора мощности (КОМ), не забыть про уплотнение КОМ и КПП (то же и между насосом и КОМ), произвести монтаж непосредственно насоса или кардана в зависимости от исполнения КОМ. На насос удобнее заранее привернуть штуцер напорный и штуцер под всасывающий рукав, не забыть про уплотнения. При монтаже насоса через кардан, при выборе насоса обратите внимание на исполнение подшипника выходного вала насоса. В случае, если монтаж насоса будет производиться через кардан без дополнительной опоры с подшипником, от монтажа насоса с бронзовыми втулками следует отказаться.
Примечание. При выборе КОМ обратите внимание на способ включения. Производятся КОМ с пневмоэлектрическим включением и механическим. В первом случае необходимо соединить КЭМ с пневмосистемой машины, а также произвести монтаж клапана электромагнитного (КЭМ) и подключить через кнопку управления КЭМ в кабине. Во втором случае в полу кабины автомашины сверлится отверстие и через него в кабину заводится тросик управления КОМ.
На этом этапе монтажа необходимо перенести воздушные ресиверы, топливные баки, ящики под инструменты, АКБ (по необходимости). В случае, если КМУ с откидными лапами (в транспортном положении лапы устанавливаются вертикально вверх и задвигаются) ничего переносить не нужно. Такой вариант исполнения обычно присутствует на КМУ европейского производства.
На данном этапе необходимо «накинуть» КМУ на раму, подметить места усиления на раме, рассчитать конструкцию подрамника, предусмотреть технологические расстояния между основанием КМУ и кабиной, КМУ и кузовом. Рассчитать высоту подрамника под основание КМУ (учесть высоту кабины для обеспечения свободного вращения КМУ вокруг своей оси), учесть крайнюю верхнюю точку высоты всей установки, во избежание нарушений ПДД.
Изготовление подрамника.
На сегодня существует 2 основных варианта изготовления подрамника, именно: изготовление короткого подрамника непосредственно под основание КМУ и изготовление единого длинного подрамника под основание КМУ и кузова. Так же существует вариант усиления непосредственно рамы автомобиля, гнутым профилем. Назначение у всех одно — равномерно распределить нагрузку веса КМУ на раму машины, а так же исключить деформацию рамы (кручение) во время проведения грузоподъёмных работ КМУ. Ни один из этих способов не гарантирует абсолютную сохранность рамы. У всех есть свои достоинства и недостатки. Основное правило — не перегружать машину в процессе эксплуатации, соблюдать скоростной режим (чем тише, тем лучше), стараться перемещаться по ровным дорогам и своевременно протягивать шпильки крепления КМУ, следить за состоянием рамы.
Усиление рамы. В местах крепления основания КМУ под крепёжными шпильками можно произвести усиления рамы для предотвращения поломки рамы.
Удлинение рамы. В случае смещения кузова назад требуется удлинение рамы под свес кузова. В отдельных случаях рама не удлиняется, при использования металлического подрамника на всю длину кузова (на усмотрение сотрудников ГИБДД).
Укорочение кузова. В некоторых случаях необходимо уменьшить длину кузова на 500-600 мм из-за уже имеющегося большого заднего свеса (существуют ограничения по ГОСТ максимально возможного вылета) или по иным причинам. Здесь трудностей, как правило, не возникает, необходимо аккуратно снять борта, каждый борт уменьшить до необходимой длины в кондукторе, обрезать днище кузова, перенести крепление бортов, замки. В итоге все должно открываться – закрываться для беспроблемного прохождения ТО.
Перенос задних крыльев. В случае крепления крыльев на кузов и при смещении последнего требуется перенести задние крылья на соответствующее расстояние. Здесь никаких трудностей, как правило, не возникает.
Далее непосредственно этап по монтажу основания КМУ. Здесь необходимо соединить основание КМУ и раму, через заранее изготовленный подрамник. При монтаже рекомендуется применять усиленные шпильки (из углеродистой стали) максимально возможного диаметра с мелким (нестандартным) шагом резьбы. При этом рекомендуется использовать 2 гайки с каждой стороны или одну удлинённую.
После первоначальной протяжки шпилек крепления КМУ рекомендуется повторно протянуть через 8-16 часов эксплуатации.
Монтаж трубопровода. Следующий этап – это монтаж трубопровода для соединения насоса и КМУ.
В качестве всасывающего рукава (с бака КМУ во всасывающую полость насоса) используется напорно-всасывающий маслобензостойкий, с креплением на хомуты (в виду низкого давления до 6 атм).
Напорный РВД (рукав, соединяющий подачу насоса и г/распределитель КМУ) рекомендуется изготовить оригинальный, по месту, под существующий штуцер на г/распределителе КМУ и насоса. Компаний, занимающимися изготовлением рукавов высокого давления (РВД), достаточно, в каждом крупном городе найдёте, как минимум, две. Поэтому в данной статье они не указываются.
Обычно, монтаж КМУ производится в следующем порядке:
3.запасовка каната, крюка
Данная последовательность обусловлена удешевлением при транспортировании КМУ (для транспортирования, КМУ предварительно разбирают на составляющие: основание, стрелу и крюк. Иногда полностью демонтируют аутригера (лапы)), а так же удобством монтажа).
На данном этапе нужен грузоподъёмный механизм и помощник. При навешивании стрелы рекомендуется выдвигать на необходимое расстояние г/цилиндр подъёма стрелы ( или цилиндры если их 2 шт) так как на данном этапе основание КМУ уже смонтировано и должно быть работоспособно. Внимание! При работе г/цилиндром стрелы золотник на выдвижении стрелы не перемещайте, иначе побежит масло.
На этапе монтажа кузова дополнительный грузоподъёмный механизм не требуется. Эту работу можно произвести уже установленным КМУ.
Заключительный этап. В б/у крановых установках, обязательно заменить масло и фильтр на новые. В новых КМУ, желательно заменить масло на масло необходимой вязкости, для использования в соответствующих климатических условиях. Про шприцевать, смазать. При необходимости (для б/у крановых установок) устранить утечки, заменить неисправные РВД, узлы. По желанию, можно покрасить КМУ заново (для б/у КМУ). Проверить работу всех узлов, произвести пробные работы. Проверить давление в гидросистеме.
Испытания КМУ
Проводим испытания крана манипулятора. Вначале проверяем все функции (выдвижения, повороты) по 3 раза. Затем проводим статические испытания. Проводим динамические испытания. Проверяем устойчивость автомобиля при максимальных нагрузках. Проверяем работу КМУ – держит ли груз, нет ли протечек в соединениях. Проверяем работу системы безопасности (ограничения грузоподъемности).