Как удалить материал в blender

Как удалить материал в blender

Назначение материала¶

Также мы дадим вам подсказки о практическом использовании материалов.

Создание нового материала¶

Когда создаётся новый объект, он создаётся без привязанного материала. Создать объекту материал вы можете следующим способом:

Появится панель настроек затенения. Она содержит следующие элементы:

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Добавление нового материала

Для добавления нового материала нажмите на кнопку «+» в блоке активного материала. В результате этого действия произойдёт несколько вещей:

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Панель материалов с новой записью

Кнопки на панели нового материала¶

Ниже представлена подробная информация о дополнительных кнопках, появляющихся на панели материала при создании нового активного материала:

Активный материал Список с просмотром. Материал Блок данных материала для выбранного слота материала.

Хорошей идеей будет давать вашим материалам понятные имена, чтобы вы могли легко понимать, для чего они нужны, особенно, если они связаны с несколькими объектами. Постарайтесь давать материалу описательное, а не функциональное имя (например, «жёлтая раскраска» вместо «цвет кухонного стола»).

Переиспользование существующих материалов¶

Blender is built to allow you to reuse anything, including material settings, between many objects. Instead of creating duplicate materials, you can simply reuse an existing material. There are several ways to do this using the Materials data-block menu:

Одиночный объект – когда выбран объект, нажмите на сферу, расположенную слева от имени материала. Появится выпадающий список со всеми материалами, доступными в текущем blend-файле. Чтобы использовать конкретный, просто нажмите на него.

Выбор существующего материала

Поле поиска под списком материалов позволит вам искать материалы по их именам в списке. Например, введя в поле «wood» («дерево»), список отфильтруется так, что будет содержать только материалы со словом «wood» в своём имени.

Удаление материала¶

Для удаления материала выберите его и нажмите на крестик (X) на записи в списке активных материалов.

Хотя материал немедленно пропадёт, действие удаления зависит от того, используется ли этот материал где-либо ещё.

Если материал связан с объектом и существуют другие использующие его объекты, то он будет убран из этого объекта (но всё равно останется на всех остальных объектах).

Если в списке доступных материалов была нажата кнопка «Фиктивный пользователь» (F), то материал останется при сохранении файла, даже если им никто не пользуется.

Только когда у материала будет ноль «реальных» пользователей и не будет «фиктивного» пользователя, он будет окончательно удалён. Обратите внимание, что он всё ещё будет находиться в списке материалов до тех пор, пока blend-файл не будет сохранён, но пропадёт оттуда после перезагрузки файла.

Несколько материалов¶

Обычно различные цвета или узоры на объекте достигаются путём добавления текстур к вашим материалам. Однако, в некоторых приложениях вы можете получить несколько цветов на объекте путём назначения различных материалов на разные грани объекта.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Добавление нового материала

To apply several materials to different faces of the same object, you use the Material Slots options in the Materials header panel.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Меню материалов в режиме редактирования

Рабочий процесс по назначению второго материала некоторым граням объекта, уже имеющим базовый материал, следующий:

Также вы можете сделать этот новый материал копией существующего материала, путём добавления блока данных:

Select the object, get the material, RMB and Copy data to clipboard. When you have renamed the material, click «Link: Data» to link to the existing material. Proceed to assign faces as required. NB: If you change the material on the original object, the new object color changes too.

© Copyright : This page is licensed under a CC-BY-SA 4.0 Int. License.

Работа с материалами в Blender

Привет, меня зовут Сергей Мингулин, я — 3D-художник и преподаватель курса по созданию стилизованных 3D-персонажей в XYZ. Посмотреть на мои проекты можно здесь. Это — первая статья из цикла о визуализации в Blender.

Сегодня поговорим о том, как настраивать материалы, и какие дополнительные программы и расширения облегчат работу. А ближе к финалу я дам небольшой туториал по созданию интересного эффекта свечения на примере иллициев мутанта — выростов на голове для приманивания добычи.

Дополнительные программы для удобства

Substance Painter — программа для текстурирования 3D-моделей или создания текстур/текстурных карт для них. По ходу работы мы будем импортировать текстуры отсюда.

Node Wrangler — аддон, который содержит разнообразные инструменты для улучшения и ускорения воркфлоу, основанного на нодах (node-based workflow).

Активируется он следующим образом:

Переходим во вкладку «Edit», заходим в настройки «Preferences» и в «Add-ons» ставим галочку на соответствующей вкладке. Для удобства ищем аддон через поисковую строку.

Как работать в Material Editor

После того как портировали нужную модель в Blender, находим вверху вкладку Editor Type и выбираем Shader Editor. Нас перебрасывает в меню.

Material Editor имеет 2 режима:

1.Редактирование «мира» сцены.

Здесь есть две настройки:

Surface (поверхность) — сюда можем подключить обычный background (включен по умолчанию) и поменять его цвет или же добавить HDRI текстуру (удалить нод background и добавить Environment texture через Shift+A ). Я остановился на обычном бэкграунде.

Volume (объём) — здесь я добавил шейдер principled volume, который отвечает за «туман» или условную прозрачность атмосферы вокруг объекта.

2. Редактирование объектов, с которым мы и будем сегодня работать.

Чтобы создать нод, нажимаем Shift-A — этот хоткей вызывает панель с вкладками настроек. Мы можем как вручную искать во вкладках интересующую нас, так и ввести название в строку «search», после чего нод появится в меню.

Пример создания пустого материала

Чтобы создать новый материал без названия и настроек, нажимаем вкладку Material Properties и щёлкаем «+».

Здесь же нажимаем «new», и у нас появляются базовые ноды: Material Output и Principled BSDF, с помощью которых мы будем проводить изменения.

Важно: не забываем активировать Node Wrangler.

Выделяем базовый шейдер и нажимаем Shift+Control+T. Комбинация откроет нам меню выбора файлов. Выделяем нужные нам текстуры и подгружаем.

Если по умолчанию в названии файла текстуры есть приписка с её назначением, прога сама привязывает соответствующие файлы к параметрам.

Редактировать эти приписки (или суффиксы/тэги) можно в меню:

Если значение определилось неверно, изменить привязку можно самостоятельно, соединив мышкой output нода и input шейдера.

Кроме того, текстуру можно так же вручную перетянуть из окна в программу и прилинковать.

Назначить материал для модели можно, снова перейдя в 3D Viewport. Выделяем нужный объект, и пакет назначается автоматически. Если нам нужен другой, жмём крестик, а затем вкладку «new» или выбираем из уже имеющихся сохранённых.

Настройка материала высокополигональной модели

Стоит оговориться, что речь пойдёт о модели хайполи с высокой плотностью сетки, которая призвана проиллюстрировать навык дизайнера в рамках портфолио.

В связи с этим, геометрия позволяет нам не использовать отдельную карту под Subsurface scattering, а просто выставить реальное значение рассеивания в соответствующем параметре, исходя из габаритов модели.

Metallic, Transmission и Transmission Roughness мы не используем на теле вообще.

Дальнейший процесс можно разделить условно на 2 этапа: работу над материалами для тела и зубов и настройку иллициев.

Тело и зубы

Для настройки материала тела мы используем обычный PBR-материал с Metal-Rough workflow или пайплайном. Карты экспортируем из упомянутого в начале статьи Substance Painter.

Наш материал состоит из следующих нодов: Albedo или Base Color, Roughness и Normal Map. Последний используется для мелкой детализации.

Что нужно знать при работе с материалом?

Текстурные карты, которые не передают цвет материала, должны быть в линейном пространстве. Поэтому в Color Space текстур мы ставим:

sRGB — для Albedo

Non color, либо Liner — для Roughness, Normal и т.д. в зависимости от вашей сборки

Также, в зависимости от того, в каком пайплайне мы работали в Substance Painter и какой там пресет на экспорт текстур (под OpenGL или DirectX), может потребоваться «флипнуть» зелёный канал в Normal Map.

Для этого нажимаем Shift-A, находим Separate RGB и подключаем к нему output Color. Как понятно из названия, этот нод даёт нам провести необходимую манипуляцию с одним из каналов (Red, Green, Blue). Теперь, чтобы инвертировать зелёный канал (G), добавляем нод Invert со значением Fac «1.000» и подключаем обратно через Combine RGB.

Эту конструкцию мы затем подключаем к Normal в Principled BSDF. Roughness (чёрно-белая карта, не требует манипуляций с каналами) подключается в соответствующий слот шейдера, так же как и Albedo (Base Color).

Вот так выгладит готовая сборка материала:

Фиолетовое поле — это наш Normal Map. Не обращаем внимания на неприлинкованные окна.

В случае с зубами настройки всё те же. Также флипаем при необходимости зелёный канал в нормалке.

Пошаговое создание светящихся иллициев

Иллиций — особый ловчий вырост («удочка») на вершине головы у костистых рыб отряда удильщикообразные, служащий для приманивания добычи. Нечто похожее есть и у нашей модели.

Примеры в референсах.

Рассмотрим, как распределить свечение по всей длине иллициев, — от наибольшей интенсивности к наименьшей.

Наши «удочки» будут состоять из:

нижнего слоя — овалы внутри, дающие основное свечение на концах;

среднего слоя — так же светящиеся трубки;

верхнего слоя — внешняя оболочка иллициев.

a) Нижний слой

Material Output нижнего слоя состоит из Principled BSDF, который идёт в Surface объекта, и Principled Volume, подсоединённого к параметру «внутреннего объёма».

Так как геометрия объектов простая, Normal Map нам не нужен, и его значения мы оставляем «по умолчанию». Основные манипуляции будем проводить с названными выше нодами.

Первый — это Principled BSDF. Здесь мы задаём Base Color значением HSV (Hue, Saturation, Value), оставляем Roughness по умолчанию и переходим к настройке прозрачности. Так как наш объект будет скрыт под другими слоями, и основное свечение будет исходить из внутреннего объёма, ставим значение Transmission «1.000» — это даёт нам полностью прозрачный объект. А параметр Transmission Roughness позволяет выбрать, насколько матовой или глянцевой будет поверхность (чем больше значение, тем меньше глянца).

Переходим к работе с Volume. Здесь мы задаём цвет внутреннего «тумана» и его плотность, выставив значение Density на 10.000.

Настройки материала нижнего слоя.

Как настроить свечение?

На скриншоте выше мы видим, что Emission поверхности — чёрный. Это значит, что свечение будет исходить не от неё, а от Volume. Для этого мы и задавали максимальную прозрачность оболочки. Так как этот слой будет ещё под двумя, задаём большое значение в параметре Emission Strength («сила излучения») — «1700.000».

b) Средний слой

Ноды этого слоя те же, что и у предыдущего. В Principled BSDF значение Roughness мы выставляем меньше, примерно в 3 раза, что даёт нам более глянцевую поверхность. Значение IOR (индекса преломления) оставляем по умолчанию. Transmission, в случае второго слоя, у нас контролируется через Color Ramp и Layer Weight.

Настройки материала среднего слоя.

Layer Weight — нод, из которого мы берём значение Френелевского отражения.

В зависимости от того, под каким углом мы смотрим на поверхность объекта, сам объект кажется нам в большей или меньшей степени прозрачным. Коротко этот эффект можно описать так: чем ближе к 90° угол между направлением взгляда и поверхностью прозрачного объекта, тем более прозрачным он кажется.

Пример: рыба из референса. Мы видим, как поверхность всё больше теряет прозрачность и обретает цвет по краям.

Color Ramp — по своей сути, аналог уровней в Photoshop, с помощью которого мы можем:

1) инвертировать цвета — по умолчанию белый цвет справа, чёрный слева; перетягивая ползунки друг на друга, обращаем цвета.

2) настроить контрастность — чем меньше расстояние между ползунками, тем она больше.

Теперь, соединив этот нод с Transmission, мы получаем следующие параметры: чем ближе к белому цвет, тем прозрачнее будет отображаться материал на рендере.

От настройки поверхности переходим к свечению. Оно берётся из нода Principled Volume, который мы также подключаем к Material Output (Volume). Цвет тумана — красный, испускаемого света — оранжевый. Выбираем значение плотности — «1.000», и Emission — «400.000».

Таким образом, получаем плавный переход от более интенсивной точки свечения, расположенной на прозрачном участке, к менее интенсивному по всей длине менее прозрачного стержня.

c) Верхний слой

Наконец, настройки внешней оболочки выглядят следующим образом:
Общий принцип остаётся тот же: Principled BSDF, к которому подсоединяем Bace Color с Color Space sRGB, и упрощённая настройка volume — Volume Absorption.

На последнем останавливаться нет смысла, затронем основные моменты настройки Principled BSDF.

Для Roughness была использована готовая текстура из Substance Painter.

Аналогично применяем готовый градиент к Transmission и миксуем его с уже описанным Layer Weight (откуда берём френель) + Color Ramp (инверт LW).

Чтобы смешать прозрачность по френелю и по градиенту, создаём нод MixRGB и выбираем вариант смешивания Multiply, линкуем их к нему (Color1 и Color2), после чего соединяем нод Multiply с Transmission.

И не забываем инвертировать зелёный канал в Normal Map при необходимости.

Так выглядит наша модель на рендере. В следующий раз поговорим о том, как выставить свет в соответствии с задачами, и правильно её подать.

Если хочешь научиться создавать стилизованных 3D-персонажей — записывайся на курс STYL. Стартуем 1 октября — если записаться сейчас, можно успеть получить скидку.
Все подробности по ссылке: https://www.school-xyz.com/styl


Материалы

В средах трехмерного моделирования изменение цветовых свойств объекта – это не то же самое, что изменение цвета в простых графических редакторах. Здесь вы добавляете и настраиваете объекту не цвет, а материал, то есть то, из чего он как бы изготовлен. Материал может имитировать зеленый пластик, желтый песок, прозрачное стекло, блестящий металл, мутную воду и так далее.

Хотя цвет объекта при этом все равно играет важную роль, появляется множество других визуальных свойств: отражающая способность, прозрачность, светопреломление. Настройка материалов в Blender – обширная тема. В данном уроке будут рассмотрены базовые принципы работы с материалами.

В Blender один и тот же материал может быть применен ко множеству объектов. С другой стороны, к одному объекту могут быть применены несколько материалов. Например, с каждой гранью куба можно связать свой материал. Однако, когда вы создаете материал, он привязывается к выделенному объекту.

Для настройки материалов предназначена вкладка Material редактора свойств (она предпоследняя). Ее нет у камеры и лампы, но у меш-объектов она есть. У только что добавленных мешей нет материалов. Однако у куба стартового файла он есть. Если удалить этот куб и добавить новый объект, то содержимое вкладки Material будет выглядеть так:

В большое поле с помощью кнопки со знаком «плюс» добавляются слоты для материалов. Каждый слот может содержать по одному материалу, но материал в слоте можно заменять на другой. Обычно объекты имеют по одному слоту и, следовательно, по одному материалу. Однако, если к одному объекту применяется несколько материалов, то и слотов будет несколько.

Чтобы добавить объекту материал, надо нажать на кнопку New, и тогда будет создан новый материал (и слот, если его не было), или выбрать уже существующий из списка, который разворачивается при клике на иконку шарика перед кнопкой New.

Материалы можно переименовывать как непосредственно в слоте, так и через блок выбора/создания материала. Этот блок изменился. Теперь, если потребуется создать новый материал, надо создать новый слот и перейти на него. Кнопка со знаком с двумя листочками создает новый материал в текущем слоте путем копирования текущего материала. Крестик удаляет материал, а включенная кнопка с щитом позволяет сохранять материал, даже если он не используется ни одним объектом. Отметим, пока вы не закрыли файл, все неиспользуемые материалы сохраняются.

Если теперь выбрать другой материал или создать новый путем копирования, он заменит прежний в существующем слоте. Если к объекту применяется несколько материалов, то каждый добавляется в свой слот.

В режиме редактирования появляются кнопки Assign, Select и Deselect. С помощью Assign материал выделенного слота назначается отдельным граням и группам граней меш-объектов.

Далее идет раскрывающаяся панель Preview. Единственное ее назначение – показать как будет выглядеть материал на том или ином предполагаемом объекте. Объекты перечисляются в столбике справа.

Далее идет панель Surface – Поверхность. Предлагается сразу использовать так называемые ноды. Пока откажемся от этого и выключим кнопку Use Nodes. После этого количество настроек материала уменьшится, и панель Surface примет подобный вид:

Параметр Base Color определяет базовый цвет. При клике на поле появляется цветовой диск, где вы можете выбрать цвет. Там же есть параметр Alpha (A), позволяющий сделать объект прозрачным.

Metallic задает поверхности металлический блеск. У нее появляется свойство зеркальности. В этом можно убедиться, изменив Metallic с нуля до единицы и посмотрев на превью. Однако в 3D Viewport и при рендере (F12) никакой зеркальной поверхности вы не увидите.

Чтобы эффект прорисовывался, надо изменить настройки движка рендеринга. Делается это на вкладке Render редактора Properties. В данном случае будет достаточно установить флажок Screen Space Reflections (Отражение в пространстве экрана). Также можно установить Refraction (Преломление).

Эффект будет прорисовываться как при рендеринге конечного изображения, так и в 3D Viewport при переходе в режим затенения Rendered (Z → 8).

Вернемся к настройкам поверхности материала. На изображении выше у плоскости свойство Metallic поднято до единицы, а Roughness (Шероховатость) остается в значении 0.4. Если шероховатость уменьшить до нуля, то поверхность станет куда более зеркальной.

Свойство Specular определяет блик. Чем оно оно больше, тем больше на поверхности проявляется жесткий хорошо видимый отблеск. Уменьшение значения придает поверхности матовость.

Курс с инструкционными картами к части практических работ:
android-приложение, pdf-версия

Add, Assign, Delete Materials

Generally speaking Blenders (node-based) material system can be thought of as a two-part process, of material creation and material assignment, that in practice means adding, assigning or deleting materials can be done independently of an object or element selection.

Design note: for Blender 2.8+ and newer meshes need to be UV unwrapped and mapped for materials assigned an image or texture to appear on the mesh in LookDev or Rendered display modes otherwise the materials diffuse colour (Base Color) is shown. Learn more about the basics of node-based materials here.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender
A project shown in the 3D View comprising multiple objects, each assigned a single unique material taken from a larger pool of materials (not ordinarily visible unless objects are joined together and/or selected using Browse Material to be linked menu).

Add Material

Materials in Blender are data blocks, segments or chunks of information that define the surface (or volumetric) properties of whatever they might be assigned to or associated with. As such this means they can be created in Object Mode or Edit Mode with or without an active object or selection being made.

Design note: although no object or selection is strictly necessary, adding a new material to a project will automatically assign it to, or associated it with, the last item selected, especially if this was a mesh (depending on object selection a number of different material ‘sets’ might appear to be created because Blender defaults to assuming an association between the last selected object or item and the materials subsequently generated – a completely new set of materials can be added to different object selections – all of which then become available project-wide).

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender
Although no objects are shown selected in the 3D View, the Outliner highlights the last item interacted with as an inactive selection, for example ‘trim’ shown in the above, new materials will be associated with this by default.

To create or add a material, in Material properties click the + (Add Material Slot) button to the right of the Material List aperture and then the + New (Add a new material) button below, once an entry appears, to populate. Alternatively click the + New button (Add a new material) below the aperture to create a new list item (index) and set of properties at the same time.

Design note: using the + button adds an ‘index’ or ‘list item’ to the Material List (the aperture displaying materials associated with the selected object) minus accompanying properties; + New places a new index and populates it with a set of default (node-based) properties – where multiple materials are being created, a multi-material, the + button inserts an index which then needs to be populated clicking +New (the + New button isn’t available once an index/instance has been populated so click + first to add an index then + New to populate).

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender
When adding materials to a project they can be created as an initial ‘index’ or ‘list item’ without an accompanying set of material properties and options, or a list item with a set of properties, the panel below propagated with various settings and options.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender
Adding new materials can be done by clicking the + button to add a new index then populating with a set of material properties or, clicking the + New button to add an entry and populate at the same time.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender
The Material List (Material Index) displays the instances available for assignment, each accompanied by a set of properties and options.

Assign to Object (Global)

Once a material or set of materials are available they can be assigned. To do this in Object Mode, select an object 3D View then in Material properties click the Browse Material to be linked drop-down icon below-left of the Material List aperture and select an item from the list of materials shown, e.g. frame in the below. This immediately assigns the selected material to the object.

Design note: blank objects, that is objects absent material indexes or material assignments, will assume or take on the properties associated with whichever material is first assigned – subsequent applications generally don’t override this behaviour unless applied to local selections (Edit Mode).

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender
To assign a single material to an object first make a selection then from the Browse Material to be linked drop-down menu choose an item to assign from the list shown, e.g. frame.

To assign additional materials, so two or more are associated with the selected object, with the object still selected click the + button to add a new material index, ensure this remain selected and use the Browse Material to be linked drop-down again to make a selection. The new slot will populate with properties. Repeat for however many materials need to be assigned to the item.

Important: assigning several materials to an object (in Object Mode) does not change the initial assignments influence over the object, it remains the primary reference regardless. Changing this in Object Mode means deleting all assignments (cf. below) and reordering their (re)application, or their being assigning to specific element selections in Edit Mode (cf. below); reordering the indexes as they appear in the Material List only changes display order, it does not affect the material/object relationship.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender
Assigning materials in Object Mode, objects will take on the properties of whichever material is assigned first – reordering the Material List does not change this.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender
To assign several (multiple) materials to an object a new material index has to be created which is then populated with a properties selection using the Browse Material to be linked drop-down list.

Assign to Element (Local)

Generally speaking, assigning materials in the local sense means using Edit Mode to apply them to specific element selections of an object. This is typically done when several materials need to be assigned to specific regions, areas or faces.

Design note: objects take on the properties of the first material assigned in Object Mode, which remain otherwise unaffected unless changed in Edit Mode through the addition and assignment of other materials. If materials are created and assigned entirely in Edit Mode, object mode behaviour is not generally applicable – the initial assignment won’t be automatically assigned to everything.

With an object selected, in Edit Mode make an element selection, a group of vertices, edges or faces associated with a particular mesh region or area. In Material properties click the + button to add a new material index, ensure this is selected then click the Assign button below the Material List aperture. Once done click Browse Material to be linked and select the appropriate set of properties to accompany the index.

Design note: the material index can be assigned with or without a set of properties – rather than assigning blank indexes they can be matched to a set of properties beforehand making each more easily identifiable (once matched to a set of properties each index will have a named and/or Base Color making identification easier).

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender
Assigning material indexes to different parts of a mesh before being associated with a set of properties can make it difficult to determine what’s assigned where as nothing uniquely identifies the assignments.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender
To assign several (multiple) materials to an object a new material index has to be created which is then populated with a properties selection using the Browse Material to be linked drop-down list.

To assign materials to different selections of a mesh, whilst still in Edit Mode, make another selection (being mindful to clear previous selections, Alt + A ) and click the + button to add another material index, ensure this is selected then click the Assign button. Click Browse Material to be linked and select the appropriate set of properties from those available.

Design note: in Edit Mode, to test assignments select each entry in the Material List in turn then click the Select and Deselect buttons below; different parts of the mesh will highlight relative to the selected material.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender
Test material assignments in Edit Mode selecting entries in the Material List and click the Select and Deselect buttons below – this can only be done in Edit Mode.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender
Multiple materials (shown with Base Color above for clarity) can be assigned to different selections in Edit Mode clicking the Assign button once an available index or material slot is available – each can be accompanied by a set of properties or left blank (default state).

Delete Material

Design note: upon object selection the Material List only displays assigned materials then available for removal.

In the Material List click an material index entry to highlight the instance to be removed, then click the (minus) button (Remove Material Slot) to the right of the aperture (alternatively press the Delete or X keys). The material will be disappear from the list and the object will either; a) display ‘white’ if the removed material was the only one assigned, or b) the selected element from which the material was removed will assume the properties associated with the first instance in the Material List – faces assigned ‘frame’ in the below for example will assume ‘screen’ as that is the first available index.

Important: deleting materials does not remove the material itself, the underlying data block, it simply clears the associative link between it (data block as expressed as a material) and the object or element to which it was assigned. In this way materials can be removed (partially or fully/all) from selections and remain available for (re)assignment to other objects and selections (caveat: materials absent a Fake User will be lost if the *.blend is saved and reopened).

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender
Deleting materials removes the association between material and object/selection not the underlying data block (cf. above), which should remain available for use – caveat: materials prefixed with a ‘0’ are Fake Users, data that can be lost if the project they’re in is saved and reopened.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender
Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender
Materials can only be removed in object mode, which will strip the association, the selection then assuming the initial materials properties or those of the first index in the Material List – in the above ‘frame’ is removed and in doing so those faces then take on the properties of the first entry in the Material List, ‘screen’.

Delete All Materials

To batch delete some or all materials from an object, the Outliner can be used as an alternative because the Material List can only remove single instances at a time. To do this, select the object with materials to be removed and in the Outliner expand its details clicking the ► icon to the left of the appropriate mesh listing. Once assignments are shown, Shift + click each item, right-click those highlighted and then select Delete from the context menu. All the materials will be deleted from the selected object.

Design note: using the Outliner to delete materials may leave indexes in the Material List, which will need removing separately per the above – using the Outliner, as with the Material List, is only deleting the relationship between object and material(s), it does not remove the underlying data blocks.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender
Removing several materials at a time (batch removal) can be done using the Outliner; view the objects details and highlight the entries to be removed, right-click then select Delete from the context menu.

Delete Material Data-Blocks

Regardless as to how materials are deleted the underlying datablocks remain in place ready for reapplication. If this not wanted and materials should be removed from the file outright this can be done using the Outliner. To do this, switch the Display Mode to Blender File and expand the Materials category to reveal the assigned entries. Select the items to be removed from the file then right-click the highlighted entries, from the context menu click Delete.

Important: once removed from Blender File using the Outliner the project will need to be saved and reopened to ensure the data is cleared properly – removing data this way can occasionally give rise to orphaned data, which can be removed using the Outliner and the Orphan Data editor.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender
Removing materials from a project can leave data behind that’s not assigned to anything (indicated above by the column with 0’s [zero’s]), orphaned data as this is called. Use the Orphan Data editor to remove.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender
Removing the underlying datablocks associated with the materials being deleted in the Outliner – switch the Display Mode to Blender File, select the Materials to be removed, right-click and select Delete.

Приёмы работы в Blender. Часть 3

Как применить один атрибут на много объектов.

Как покрасить много объектов в один материал?
Создайте новую сцену и удалите куб который дан на старте. На этот куб уже применён материал и Вы можете запутаться. Создайте новый куб. Сделайте несколько его копий. Выберите их.

Среди выбранных объектов есть главный. Главный объект стандартно выделен жёлтым цветом.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Не снимая выделения назначаем материал. Он назначится только на главный объект.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Красим в яркий цвет для понимания происходящего.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Давим Ctrl+L (Link). В появившемся окне выбираем Materials.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

На все объекты применился один и тот же материал.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Важный момент — устанавливается связь всех объектов с одним материалом, а не создание уникального материала на каждый объект.

Выберем один из кубов.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Изменился цвет всех кубов. Потому что материал один и тот же. Цифра в панели материалов указывает на количество объектов на которые применён этот материал.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Кликнем левой кнопкой мыши на этой цифре.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Материал изменил имя и связь с материалами других объектов разорвалась. Меняем цвет этого объекта. Изменится только он.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Буква F в строке названия материала.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Присвоение материалу Fake User‘а защитит материал от удаления.

Я хотел рассказать как назначать большому количеству объектов одинаковые характеристики. В данном случае материалы. Подобным способом можно работать не только с материалами, но и с геометрией, анимацией, текстурами и т.д. Например, то что приходилось использовать мне.

Меш
Связывается сетка полигонов (меш) и материал. Измени один объект и изменятся все. Вообще настройка здесь.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Но можно и с помощью Ctrl+L (Link) > Object Data.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Анимация
Связывается анимация. Можно через меню Ctrl+L (Link) > Animation Data. А редактирование вручную здесь:

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Группы
Например: колесо автомобиля с диском, покрышкой, тормозом, болтами, логотипами. Там у Вас и меш и кривые и пустые объекты. Разнородные объекты которые нельзя объединить не применив модификаторы. Не хочется их применять. А колёс 4 штуки. Решение. Назначаем всем объектам одну и ту же группу. Теперь в меню добавления новых объектов есть возможность добавить в сцену эту группу.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Можно Ctrl+L (Link) > Group. Ручные настройки здесь:

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Может возникнуть необходимость убрать группы с большого количества объектов. Есть команда Remove From All Groups. Я выбираю все объекты с которых надо убрать группы. Давлю клавишу «Пробел». Выскакивает поиск команд и я набираю там название команды Remove From All Groups и применяю.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Модификаторы
Ctrl+L (Link) > Modifiers. Это копирование модификаторов. Удаление тех что были и назначение новых с другого объекта.

Продвинутое выделение¶

В режиме редактирования меню выделения содержит дополнительные инструменты для выбора компонентов:

Острые рёбра (Sharp Edges) Этот инструмент выбирает все ребра между двумя гранями, которые образуют угол больше, чем значение угла, где увеличение значения угла выбирает более острые края. Linked Flat Faces Shift-Ctrl-Alt-F Выделяет связанные грани основываясь на угле между ними. Это полезно что бы выделить грани образующие плоскость. Отраpзить (Mirror) Выделяет элементы полисетки зеркально расположенные относительно выбранной оси. Сторона активного (Side of Active) Выбирает все вершины полисетки в одной оси по отношению к активной вершине. Доступно только в режиме выделения вершин. Связанные (Linked) Selects all components that are connected to the current selection (see Select Linked).

Шахматное снятие выделения (Checker Deselect)¶

Mode:Edit Mode
Menu:Select ‣ Checker Deselect

This tool applies an alternating selected/deselected checker pattern. This only works if you already have more than one mesh element selected.

Changes the current selection so that only every Nth elements (vertices, edges or faces, depending on the active selection mode) will remain selected, starting from the active one.

In case of islands of selected elements, this tool will affect only the island of the active element (if there is one), or the island of the first element in the order of internal storage (if there is no active element).

Выделение N-го (Nth Selection) Skip every Nth element leaving it selected. Пропустить (Skip) Number of consecutive elements to skip (keep selected) at once. Смещение (Offset) Offset from the starting point.

Выбрать всё по признакам (Select All by Traits)¶

Выделяет неразвёртываемые ( non-manifold ) элементы полисетки. Это выделение доступно только в режиме выделения вершин и рёбер. Панель оператора (Operator) предоставляет несколько опций выбора:

Выделить связанные (Select Linked)¶

Mode:Edit Mode
Menu:Select ‣ Linked
Hotkey:Ctrl-L

Выбирает элементы, связанные с уже выбранными элементами. Это бывает полезно, когда отсоединенная полисетка перекрывается частями полисеток, и изолировать её каким-либо другим способом было бы утомительно.

To give more control, you can also enable delimiters in the Operator panel, so the selection is constrained by seams, sharp edges, materials or UV islands.

С инструментом Выбрать связанное вы можете выбрать элементы под курсором, используйте L для выделения, или Shift-L для снятия связанности.

Это работает по-разному, так как использует геометрию под курсором вместо существующего выделения.

Выделить схожие (Select Similar)¶

Mode:Edit Mode
Menu:Select ‣ Similar…
Hotkey:Shift-G

Select geometry that has similar certain properties to the ones selected, based on a threshold that can be set in tool properties after activating the tool. Tool options change depending on the selection mode:

Больше/Меньше (More/Less)¶

Петли выбора¶

Вы можете легко выбрать петли компонентов:

Петли рёбер (Edge Loops)¶

Mode:Edit Mode –> Vertex or Edge select mode
Menu:Select ‣ Edge Loop
Hotkey:Alt-RMB

Holding Alt while selecting an edge selects a loop of edges that are connected in a line end-to-end, passing through the edge under the mouse pointer. Holding Shift-Alt while clicking adds to the current selection.

Режим выделения вершин

В режиме выделения вершин, вы так же можете выделять петли рёбер, используйте те же клавиши быстрого вызова щёлкая мышью по рёбрам (не по вершинам).

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Продольные и поперечные петли рёбер.

На левой сфере показана петля, которая была выбрана в продольном направлении. Обратите внимание, эта петля открыта. Это связано с тем, что алгоритм, попадая в вершины на полюсах заканчивается, потому что вершины в полюсе соединяются с более чем четырьмя ребрами. Однако на правой сфере показана петля, которая была выбрана в поперечном направлении и образовала замкнутый контур. Это связано с тем, что алгоритм достиг первого ребра, с которого он начинался.

Петли граней (Face Loops)¶

Mode:Edit Mode –> Face or Vertex select modes
Hotkey:Alt-RMB

In face select mode, holding Alt while selecting an edge selects a loop of faces that are connected in a line end-to-end, along their opposite edges.

В режиме выделения вершин, подобный результат может быть достигнут используя Ctrl-Alt и кликая по ребру, выбирая неявно петли граней.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Выделение петли граней.

Петля граней была выделена кликом по грани с нажатой Alt-RMB в режиме выделения граней. Петля образуется перпендикулярно гране которая была выделена.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Alt в сравнении с Ctrl-Alt в режиме выделения вершин.

В режиме выбора вершин можно также выбрать петлю граней. Технически, Ctrl-Alt-ПКМ выберет кольцо граней, однако, в режиме выбора вершины, выбор кольца граней неявно выбирает петлю граней, так как выбор противоположных рёбер грани неявно выбирает всю грань.

Граничные рёбра¶

Mode:Edit Mode –> Vertex or Edge select modes
Hotkey:Alt-RMB

Loop selection on edge boundaries. To extend the selection to all boundaries if the current boundary is already selected use Alt-RMB again.

Кольцо рёбер (Edge Ring)¶

Mode:Edit Mode
Menu:Select ‣ Edge Ring
Hotkey:Ctrl-Alt-RMB

Режим выделения вершин

В режиме выделения вершин, используйте те же клавиши быстрого вызова щёлкая мышью по рёбрам (не по вершинам), но это будет выбирать соответствующую петлю граней…

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Выделенные петли и кольца граней.

Кратчайший путь (Shortest Path)¶

Mode:Edit Mode
Menu:Select ‣ Shortest Path
Hotkey:Ctrl-RMB

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Выделите грань или вершину пути клавишей Ctrl-ПКМ

Выбирает все элементы кратчайшего пути от активной вершины/ребра/грани к элементу, который был выбран.

Face Stepping Supports diagonal paths for vertices and faces, and selects edge rings with edges. Topological Distance Which only takes into account the number of edges of the path and not the length of the edges to calculate the distances. Fill Region Shift-Ctrl-RMB Выбирает все элементы в границах кратчайших путей от активного выделения до выбранной области. Checker Select Options

Allows to quickly select alternate elements in a path.

Выделение N-го (Nth Selection) Skip every Nth element, leave unselected. Пропустить (Skip) Number of consecutive elements to skip at once. Смещение (Offset) Offset from the starting point.

Участок внутри петли¶

Mode:Edit Mode –> Edge select mode
Menu:Select ‣ Select Loop Inner-Region

Выделить участок внутри петли выбирает все грани, которые находятся внутри замкнутого контура петли ребер. Хотя этот оператор можно использовать в режимах выбора Вершина*и *Грань, результаты могут быть неожиданными. Обратите внимание, что если выбранная петля ребер не замкнута, то все связанные ребра на сетке будут рассматриваться внутри петли.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Этот инструмент поддерживает выбор нескольких петель, как видно на рисунке.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Этот инструмент отлично справится с «дырками».

Граничный цикл (Boundary Loop)¶

Mode:Edit Mode –> Edge select mode
Menu:Select ‣ Select Boundary Loop

Выделить граничный цикл работает противоположно Выделить участок внутри петли (Select Loop Inner-Region), на основе всех выбранных регионов, выбирает только края на границе (контуре) этих островов. Он может работать в любом режиме выбора, но в режиме Ребро он переключается на режим выбора Грань после запуска.

All this is much more simple to illustrate with examples:

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Выбрать граничный цикл делает обратное в режиме выбора рёбер.

© Copyright : This page is licensed under a CC-BY-SA 4.0 Int. License.

Blender 2.76 Урок «Добавление материала»

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Blender 2.76 Урок «Добавление материала»

После запуска Blender 2.76 на экране появится следующее окно:

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Одной из важнейших частей 3D-моделирования является применение к моделям материалов и их настройка.

Для добавления материала и настройки его свойств существует в правом меню вкладка «материал» ( material )

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Материал — это не только цвет объекта. Существуют множество других его свойств, например, прозрачность и отражающая способность, которые будут рассмотрены ниже. Однако сначала разберем как поменять цвет объекта.

По умолчанию материал имеет серый цвет. Изменить цвет можно следующим образом.

Фигура должна находится в режиме «объекта». Надо щелкнуть по кнопке «материал», обведенной красным цветом на предыдущем рисунке. Появится содержание вкладки «материал».

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Щелкнуть по полю, выделенному красным. Появится вкладка выбора цвета. Щелкнуть по нужному цвету, получится следующее.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Многие окружающие нас предметы и вещества обладают прозрачностью и зеркальностью. Например, вода и стекло. Во многих графических программах есть свойство Альфа (Alpha), обозначающее прозрачность материала. Обычно значение, равное единице, означает полную непрозрачность материала. Приближение значенияAlpha к нулю делает материал все более прозрачным. При нулевом значении объект становится невидимым. В Blender также существует свойство Alpha, однако есть небольшие отличия.

Для демонстрации зеркальности создадим следующую сцену.

Куб превратим в параллелепипед.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Затем добавим плоскость, раскрасим ее в зеленый цвет, расширим побольше, добавим конус, раскрасим его в красный цвет.

Должна получиться следующая сцена.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Чтобы каждый раз не щелкать по кнопке «визуализировать изображение F12», можно разделить нашу рабочую область на 2 части. В одной мы будем моделировать, а в другой сразу видеть изменения.

Для этого надо подвести курсор к правому верхнему углу рабочей области, нажав левую кнопку и удерживая ее, тянуть мышь в левую сторону.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Получиться следующая картина

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Меню, которое посредине рабочей области, можно сжать до минимума.

Правая часть рабочей области сделаем окном для визуализации.

Для этого (см. следующий рисунок) щелкаем по значку (сфера) в нижнем меню.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Появится всплывающее меню, на котором нужно выбрать «с визуализацией».

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

В результате получим следующее:

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Теперь начинаем создавать зеркальность параллелепипеда.

В левом окне (окне моделирования) щелкаем правой кнопкой по параллелепипеду, затем в правом меню находим опцию «отражение», делаем ее активной, устанавливаем галочку и необходимую величину отражения (от 0,000 до 1,000)

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

На этом рисунке зеркальность 0,500:

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

На этом рисунке зеркальность 1,000:

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

На этом рисунке зеркальность 0,000

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Практическая работа

Создайте в Blender свою сцену, в которой бы материалы объектов обладали свойствами отражения. Поставьте параллелепипед перед конусом, зеркальность уберите, создайте прозрачность, чтоб получился следующий рисунок:

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Создайте такую сцену, чтоб красная сфера была полностью в кубе

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Создайте куб с разноцветными гранями.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Создайте цилиндр, раскрашенный во все цвета радуги

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

2) http://ru.wikipedia.org/wiki/Виртуальная реальность

3) http://ru.wikipedia.org/wiki/Реальное время

4) Boralli, F. BsoD/Introduction to Physical Simulation.

Введение в модификаторы

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Добавить модификаторы к активному объекту можно используя кнопку Add Modifier (“Добавить модификатор”), находясь в разделе Modifiers (с иконкой гаечного ключа).

После нажатия откроется выпадающее меню. Нажатие на любой из пунктов добавит соответствующий модификатор. Новые модификаторы всегда добавляются последними в стеке.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Типы модификаторов

Интерфейс

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Интерфейс каждого модификатора имеет одинаковые основные компоненты.

Сверху находится заголовок панели. Иконки выполняют различные функции модификатора (слева-направо):

Предупреждение
Несмотря на то, что данная настройка показывает реальное положение модифицированной геометрии, редактируя ее, вы всё еще редактируете оригинальную геометрию. Это может привести к неожиданным результатам, и ее следует отключать, если требуются сложные и точные изменения.

Примечание
По умолчанию кривые, текст и поверхности всегда конвертируются в меш-подобную (mesh-like) геометрию прежде, чем стек модификаторов будет к ним применен.

Под заголовком находятся 3 кнопки:

Предупреждение
Примененяя модификатор, который находиться не в начале стека, будет игнорироваться порядок модификатора в стеке, и примененяться так, если бы он был первый в списке, что может привести к нежелательному результату.

Далее под этими заголовками будут находится уникальные настройки каждого модификатора.

Стек модификаторов

Модификаторы – это серия недеструктивных операций, которые могут быть применены поверх оригинальной геометрии объекта. Их можно использовать в любом порядке, в котором пожелает пользователь.

Этот тип функционала обычно называется “Стеком модификаторов” и также может присутствовать в ряде других 3D приложений.

Порядок модификаторов в стеке напрямую влияет на результат. К счастью, модификаторы могут быть перемещены в списке стека нажатием на соответствующие иконки.

В качестве неплохого примера можно привести модификаторы Mirror и Array. То, в каком порядке они расположены, заметно влияет на результат.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

В этом примере желаемый результат (справа) достигается сначала отзеркаливанием объекта через Mirror, а затем вычислением подразделений (Subdivision Surface).

Blender, 1001 мелочь

Приёмы работы с Blender версии 2.79, продолжение. На этот раз затронуты материалы и получение финального рендера изображения. Для понимания более базовых принципов и инструментов рекомендуется обратится к предыдущей статье.

Материалы

Для того, чтобы назначать объекту материал и редактировать его свойства, понадобится найти на панели Properies (находится слева, ниже окошка Outliner’а, в котором отображается список объектов на сцене) вкладку Material (обозначена розовым шариком).

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Когда объект выделен в сцене (или выбран в списке Outliner’a), то на вкладке Material будут видны параметры материала текущего объекта. Если объект не может иметь материалов (камера, лампа и так далее), то и подобной вкладки у него не появляется.

По умолчанию у добавляемых в сцену примитивов материалы отсутствуют (если выбран рендер Cycles) и в окне вкладки материалов пусто. Чтобы добавить простейший материал нужно нажать в том окне кнопку + New и на объекте появится материал с шейдером Diffuse.Сам объект визуально почти не изменится, оставаясь всё таким же белым, зато теперь можно менять его цвет и насыщенность, щёлкнув по параметру Color.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blenderДобавление нового материала

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Из прочих шейдеров можно отметить Anisotropic BSDF (такой же зеркально-бликующий как и Glossy, но с возможностью сильнее искажать отражение), Transparent BSDF (регулирующий степень прозрачности объекта) Subsurface Scattering (придающий поверхности более восковой или органический вид) и Velvet (создающий вычурный эффект бархатистой ткани).

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blenderМеняем нижнее окно на редактор узлов

Принцип здесь такой, что цепочку узлов можно усложнять, но в итоге она приходит в финальный узел Material Output (чаще всего на основной его канал Surface), чтобы наконец отобразиться на объекте. Если же к Material Output ничего не присоединено, то объект просто будет отрисован совершенно чёрным.

Открыть Node Editor в нижнем окне

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blenderСмешение двух диффузных шейдеров (белого и красного). Образец результирующего материала всегда можно видеть справа (не только на сцене), если раскрыть графу Preview

По сути, фактор смешивания в Mix Shader (параметр Fac) представляет собой элементарную маску, которая в крайних положениях ползунка может быть либо полностью чёрной (виден только первый компонент смешивания) либо полностью белой (виден только второй компонент смешивания), а в промежуточных положениях даёт различные градации серого (оба компонента вносят свою долю в результат).

Если хочется более интересного смешения, можно подключать к MixFactor, например, текстуры. Для простоты, в узлах NodeEditor уже содержится несколько предустановленных текстур, например, процедурные Musgrave Texture, Voronoi Texture и Wave Texture для достаточно наглядных хаотических либо упорядоченных узоров. Если подключить такую текстуру к параметру Color узла Diffuse, то можно увидеть, что объект заполнен тёмными и светлыми областями. Если же эта текстура подключена к параметру Fac узла Mix Shader, то в тёмных областях будет преобладать один из компонентов смешивания, а в белых другой.

Кстати, параметр каждого узла справа может быть подключен в разное количество мест одновременно. Например, текстура через параметр Color может быть подключена сразу и к цветам нескольких узлов, или, например, в то же время и к параметру Fac.

Френель в качестве фактора смешивания

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Если материал должен просто накладывать на объект произвольное изображение, тогда нужно добавить узел ImageTexture, в котором есть диалог загрузки пользовательского изображения. Далее присоединить его к параметру Color, того же стандартного узла Diffuse (или Principled). Пока изображение не выбрано материал будет фиолетового цвета. Когда мы укажем текстуру, то. скорее всего изображение всё ещё не будет наложено на объект. Происходит это по причине того, что у материала в данном случае нет информации о том, как следует разместить текстуру по поверхности объекта.

Добавление текстуры к шейдеру

Для того, чтобы изображение наложилось хотя бы как-нибудь, при отсутствии нормальной развёртки, можно воспользоваться парой простых методов: создать автоматическую текстурную развёртку для объекта или добавить в материал ещё один узел, который будет задавать принципы проецирования текстуры на объект.

В первом способе нужно просто зайти на вкладку Data текущего выделенного объекта и нажать на плюсик слева в окошке графы UVMaps. После чего сгенерируется автоматическая развёртка и в это окошко добавится строчка UVMap (предустановленное имя для каждой новой авторазвёртки ). Теперь на объекте появится изображение, хотя и будет наложено, скорее всего, с различными растяжками и прочими дефектами.

Упрощённое добавление авторазвёртки

Узел Texture Coordinate

Что в первом, что во втором случае пригодится узел Mapping для изменения размера. Этот и прочие преобразующие/конвертирующие узлы следует подключать в правильные места, например, Mapping подключенный между Texture Coordinate и Image Texture будет вмешиваться в передаваемый вектор (в том числе регулировать размер текстуры), а если его поместить уже после Image Texture к линии Color, то он будет регулировать уже цвет (а не размер, поворот и смещение текстуры).

Для придания материалу эффекта микрорельефа любые текстуры можно подключать к параметру Displacement финального узла Material Output.

Рендер изображения

Нужно понимать, что камера смотрит на сцену со своей точки зрения и обычно показывает не то, что мы видим, работая в редакторе. Чтобы «прилететь» своим взором в текущий ракурс камеры нужно нажать Numpad 0 на цифровой клавиатуре. Повторное нажатие Numpad 0 вернёт нас обратно в тот вид из которого мы «улетели». Если же двинуть мышью с зажатой средней кнопкой мыши, то мы выйдем из ракурса камеры, но в более близкий к нему угол зрения.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blenderПеремещаем и поворачиваем камеру, как обычный объект Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blenderПосле чего нажимаем Humpad 0, чтобы увидеть сцену из камеры

Для более точной подстройки ракурса можно дополнительно подвигать саму камеру, выделив её, как объект (здесь пригодится переключить систему координат объекта с Global на Local). Если перейти в вид из камеры, когда она выделена, то можно просто потаскать её в стороны, нажав G (либо набирая GX, GY или GZ для перемещения точно вдоль осей) или покрутить, нажав R (соответственно, RX, RY, RZ).

Возможно, когда выбран вид из камеры, то по какой-то причине задний фон обрезается и часть дальних объектов не отображается. Это происходит потому, что у камеры есть параметр дальности отрисовки, отсекающий лишнее. Чтобы камера захватывала большее пространство нужно выделить её, тогда на панели Properties один из последних значков изменится на камеру (вкладка Data). Переходим туда и, находясь в графе Lens, выставляем большее значение, чем стандартное 100 в разделе Clipping: End.

Когда мы смотрим на сцену из камеры и на сцене включен режим рендера, то всё что находится за пределами камеры тоже пытается отрендерится. Для некоторой оптимизации можно поставить галочку на параметре Border (панель Properties, вкладка Render, графа Dimensions, внизу), тогда при виде из камеры то, что выходит за границу её видимости рендерится не будет.

Кроме камеры нам, вероятно, понадобится источник света, так как одного фонового света часто недостаточно. Например, точечный источник света (Point) или солнечный (Sun).

Оптимальный диапазон параметров силы источников света тоже несколько отличается. Свежесозданный Point имеет предустановленную силу света 100 и там обычно выставляются значения в сотнях и тысячах. У Sun предустановленный параметр силы света равен 1 и, как правило, крутится где-то в диапазоне от 0.5 до 3.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blenderПроцесс рендера изображения

Общий прогресс создания рендера отображается сверху, и здесь же его можно отменить, при желании. Когда картинка готова, то для сохранения выбираем пункт Image на панели и далее Save As Image. Если этот пункт горит серым, значит картинка ещё не отрендерилась до конца и нужно дождаться окончания процесса (либо принудительно остановить его, нажав на крестик правее полосы прогресса).

Когда открывается диалог сохранения изображения, то внизу слева можно выбрать формат (по умолчанию PNG), цветность, глубину цвета, качество.

Чтобы вернуться из этого окошка обратно в сцену нужно найти на его нижней панели самую левую иконку, нажать на неё и выбрать пункт 3D View.

Возврат в сцену из окна рендера

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blenderВкладка Render

В следующей графе, Dimensions, показаны настройки текущего разрешения, по умолчанию 1920 на 1080 с уровнем чёткости 50%. Чем меньше каждый из этих параметров, тем быстрее рендерится картинка, но и результат будет более размытым и менее детализированным. Для итогового рендера, когда мы уже вряд ли что-то будем менять в сцене и в настройках, уровень чёткости желательно выставить в 100%.

В графе Sampling находится ещё один важный параметр качества в разделе Samples: Render. По умолчанию для финального рендера установлено 128 проходов на каждый пиксель, а для рендера в редакторе 32. Чем больше проходов тем лучше, но процесс рендера замедляется довольно сильно, поэтому стоит подбирать значения по ситуации (часто 256 или 512 проходов уже смотрятся неплохо). К тому же повышение числа проходов в некоторых сценах может не так существенно влиять на качество.

Нивелирование светового шума

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Чтобы снизить количество шума на картинке можно воспользоваться опцией Denoising (включается на вкладке Render Layers, следующей за Render), которая немного сгладит (замылит) картинку. При этом на стеклянных/зеркальных поверхностях могут появиться нежелательные разводы и артефакты. Чтобы сделать фильтр более аккуратным можно дополнительно покрутить настройки раздела Denoising.

Для перевода рендера в формат более реалистичной цветопередачи желательно заглянуть на вкладку Scene и в графе Color Management сменить Default на Filmic в разделе Render: View. А также sRGB поменять на Linear в разделе Sequencer: Color Space.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Прочее полезное

У источников света есть свой отдельный параметр размера лампы и этот показатель может влиять на степень светового шума при рендере. Размер самих объектов в сцене тоже может оказывать своё влияние, если вся сцена содержит по сути гигантские или микроскопические объекты, которые только относительно друг друга кажутся нормальными.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Пользовательская карта HDRI

Если на объекте имеется некий материал, то при создании копии объекта (Shift D) на ней будет создан новый материал с такими же свойствами и его можно будет редактировать независимо. Если же создаётся клон объекта (Alt D), то у клона будет тот же самый материал.

Материалы без носителя

На итоговом кадре не только фон, но и прочие объекты могут создавать область прозрачности. Для этого нужно назначить им материал с шейдером Holdout. При этом у самого фона прозрачность должна быть тоже включена (пункт Transparent).Кстати, объекты с Holdout продолжают отбрасывать тени, хотя сами становятся невидимыми на рендере. Чтобы это убрать нужно выделить объект, зайти в панель Properties, вкладка Object, в самом низу открыть графу Cycles Settings этого объекта и убрать галочку с Shadow.

В Blender можно рендерить и двухмерные изображения, не обязательно трёхмерную сцену. Например, логотипы, значки, прочие плоские картинки. У плоского изображения обычно нет пространственных искажений, часто отсутствуют блики и тени, потому что не требуется делать акцент на его объёмности. Поэтому для плоских рендеров лучше перевести камеру в режим ортографической проекции (Ortographic) вместо перспективной и отключить прочие источники света кроме фона. Плюс можно добавить обводку по краям объектов, отметив галочку на параметре Freestyle (графа на вкладке Render). Тогда после рендера всего кадра Blender будет делать дополнительный проход, чтобы добавить поверх него обводку.

Коррекция загружаемых изображений

Трипланарное наложение: локальные координаты

Трипланарное наложение: глобальные кооридинаты

AssignmentпѓЃ

Material ‣ Material Slots

Materials are data-blocks that can be created and then assigned to one or more objects. An object can also have multiple materials assigned in different material slots, which correspond to different parts of an object. If a smooth transition between materials is desired, then mixing shader nodes with a Mix shader is a better solution.

Material SlotsпѓЃ

Material slots link materials to objects and meshes. By default objects only have a single material slot, which assigns a material to the entire object. If different parts of the mesh need different materials, multiple material slots can be created.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Material slots panel. пѓЃ

Slot ListпѓЃ

Add a new material slot on the object.

Remove Material Slot

Remove a material slot from the object.

Copy material shader nodes and settings to clipboard.

Paste material shader nodes and settings from clipboard.

Copy Material to Selected

Copy the same material assignment from the active to other selected objects.

Remove Unused Slots

Removes all material slots not assigned to the object.

Data-BlockпѓЃ

The Material Data-Block Menu for the selected material slot. Here new materials can be created, or existing materials can to the material slot.

Specifies whether the material is to be linked to the object or to the object data.

The Link selector has two choices, Data and Object. These two menu choices determine whether the material is linked to the object or to the data (e.g. a mesh or curve). The Data menu item determines that this material will be linked to the mesh’s data-block which is linked to the object’s data-block. The Object menu item determines that the material will be linked to the object’s data-block directly.

This has consequences of course. For example, different objects may share the same mesh data-block. Since this data-block defines the shape of the object any change in Edit Mode will be reflected on all of those objects. Moreover, anything linked to that mesh data-block will be shared by every object that shares that mesh. So, if the material is linked to the mesh, every object will share it.

On the other hand, if the material is linked directly to the object data-block, the objects can have different materials and still share the same mesh.

Short explanation: If connected to the object, you can have several instances of the same Object Data using different materials. If linked to mesh data, you cannot. See Data System for more information.

Edit ModeпѓЃ

To assign materials to different parts of a mesh, enter Edit Mode on the mesh. Additional buttons will then appear in the material slots panel.

Как удалить материал в blender. Смотреть фото Как удалить материал в blender. Смотреть картинку Как удалить материал в blender. Картинка про Как удалить материал в blender. Фото Как удалить материал в blender

Material slots panel in Edit Mode. пѓЃ

Assign active material slot and material to the selected faces in the mesh, strokes in a Grease Pencil, and similar for other object types.

Select faces assigned to the active material slot.

Deselect faces assigned to the active material slot.

Reusing Existing MaterialsпѓЃ

Blender is built to allow you to reuse anything, including material settings, between many objects. Instead of creating duplicate materials, you can simply reuse an existing material. There are several ways to do this using the Material’s data-block menu:

Single Object – With the object selected, click the sphere located to the left of the Material name. A pop-up appears showing all the materials available in the current blend-file. To use one, just click on it.

Searching for Materials

The search field at the bottom of the material list allows you to search the names in the list. For example, by entering “wood” all existent materials are filtered so that only materials containing “wood” are displayed in the list.

Deleting a MaterialпѓЃ

To delete a material, select the material and click X in the Available Materials List entry.

Although the material will seem to disappear immediately, the Delete action can depend on how the material is used elsewhere.

If the material is linked to the object and there are other objects which use this material, then the material will be removed from that object (but remain on all its other objects).

If the “Fake User” button has been lit in the Available Materials list, then the material will be retained when the file is saved, even if it has no users.

Only if it has 0 “real” users, and no “Fake” user, will the material be permanently deleted. Note that it will still remain in the Materials list until the blend-file is saved, but will have disappeared when the file is reloaded.

Multiple MaterialsпѓЃ

Normally, different colors or patterns on an object are achieved by adding textures to your materials. However, in some applications you can obtain multiple colors on an object by assigning different materials to the individual faces of the object.

To apply several materials to different faces of the same object, you use the Material Slots options in the Materials header panel.

The workflow for applying a second material to some faces of an object covered by a base material is as follows:

In Object Mode, create a base material.

Go into Edit Mode and Face Select (a new list will appear below the Active Material list with Assign, Select, Deselect buttons).

Select the faces to be colored with the second material.

In the Object Material Slots list, click the + button to create a new slot or select an existing material.

Click the Assign button, and the material will appear on the selected object faces.

© Copyright : This page is licensed under a CC-BY-SA 4.0 Int. License. Last updated on 07/28/2022.

Источники информации:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *