Как тюнинговали авто в ссср
Как закалялась сталь (история советского тюнинга)
Среди современных автомобилистов, увлекающихся модернизацией собственного автомобиля с целью улучшения его динамических характеристик, бытует мнение, что увеличение мощности и тонкая настройка (а именно так в буквальном переводе звучит слово «tuning») двигателя и подвески – это, по крайней мере, в нашей стране достижение нового тысячелетия. Считается, что советские автомобилисты 50-х-60-х просто ездили на «победах» и «москвичах», не занимаясь их серьезной доводкой.
В действительности же в нашей автомобильной истории есть страницы, которые по праву можно назвать тюнинговыми.
Как это было
Не смотря на то, что автомобилей в те годы было очень мало, различные физкультурно-спортивные общества (вроде ДОСААФа) пропагандировали спортивные соревнования – причем не при участии профессиональных спортсменов, а среди «шоферов-любителей».
Подобные мероприятия организовывали с целью «повышения экономии топлива и мастерства вождения», что не вызывало увеличенного износа механизмов или их поломок, но благоприятно сказывалось на отношении водителей к техническому состоянию собственных автомобилей.
Конечно, автомобили тех лет не подвергались «музыкальному» или «эстетическому» тюнингу – все изменения касались лишь двигателя и ходовой части, главной целью которых являлось повышение мощности и, как следствие, максимальной скорости. Конечно, неоновая подсветка днища, прямоточный глушитель и 12-дюймовые сабвуферы выглядят (да и звучат) куда эффектнее, чем незаметные внешне изменения «железа», но именно они позволяли водителям тех лет не только состязаться, но и побеждать в любительских соревнованиях. На американские четверть мили в те годы, естественно, заезды не устраивали, но, как говорится, гонялись вовсю.
Конструктивные изменения
Итак, энтузиасты автоспорта уже полвека назад занимались серьезной доводкой двигателя и ходовой части, внося конструктивные изменения, благодаря которым повышалась максимальная мощность и улучшались динамические показатели.
«Тюнинговых дел мастера» уже тогда понимали, что «выжать» из двигателя больше лошадиных сил можно при повышении степени сжатия с одновременных применением высокооктановых (как по тем временам) бензинов Б-70 и А74. Для этого устанавливали более тонкую медную прокладку головки блока цилиндров.
Но и это далеко не все изменения! Для повышения мощности предлагалась. установка двух карбюраторов на двигатель, а также их специальная мощностная регулировка, которая заключалась в увеличении производительности главного топливного и воздушного жиклеров.
Поклонники «тюнинга» понимали, что более мощный двигатель нуждается в лучшем охлаждении. Для повышения интенсивности охлаждения устанавливали расширительный бачок большего объема и даже дополнительный водяной радиатор, а также маслоохладитель от ГАЗ-51. Впрочем, отдельные энтузиасты увеличивали емкость картера до 8-9 литров (на «Победе») или до 4 литров («Москвич»).
Простая контактная система зажигания также подвергалась существенным доработкам: рычажок прерывателя фиксировали дополнительной пружиной и… устанавливали две свечи на каждый цилиндр (Twin Spark!) с установкой двух катушек зажигания и двойного «трамблера».
Естественно, не обходилось без применения более «холодных» свечей зажигания – при повышении степени сжатия свыше 7 рекомендовали применять свечи с калильным числом 220-225.
Быстрому мотору полагалось специальная смазка – но не гоночная «синтетика» SAE 10W60, а масло СУ с добавлением в него 1-2% коллоидального графита. Для уменьшения трения в механизмах силовой передачи в трансмиссии применяли то же машинное масло СУ с присадкой 0,5% олеиновой кислоты, дизельное масло с присадкой АЗНИИ-4, смесь гипоидной смази с машинным маслом СУ и даже… авиационное масло МС-20. Одним словом, к доработкам «четырехколесных коней» в то время подходили серьезно и ответственно, заряжая «победки» и «москвичики» по всем канонам тюнинга.
Автотурист – звучит гордо
Послевоенные автомобилисты, несмотря на свою малочисленность, увлекались не только спортивными соревнованиями, но и дальними туристическими пробегами – проехать несколько тысяч километров по просторам необъятной советской Родины в то время представлялось чем-то очень увлекательным и даже модным.
Естественно, автотуристы дорабатывали свои автомобили несколько иначе. В список дополнительного туристского оборудования входили дополнительные контрольные приборы, запасные топливные баки и баки для масла…
«Четыреста первый», в силу своей простоты, нуждался в наиболее значительных доработках – в установке амперметра, указателей температуры воды и масла в картере двигателя, отопителя кузова, двойного ветрового стекла против обледенения…
Тесный Москвич в заводском исполнении был малопригоден для ночевок и перевозки вещей, поэтому автотуристы меняли конструкцию спинки переднего сиденья (для откидывания назад) и устанавливали… специальный самодельный багажник на крышу!
Тюнинг в СССР: Как советские водители улучшали свои машины
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вопрос улучшения автомобиля сегодня волнует многих автовладельцев. Но даже в СССР, когда, казалось бы, все должны быть одинаковым, водители делали машины особенными. Порой получались довольно интересные проекты.
1. Набалдашник руля КПП
Одна из самых популярных доработок салона автомобиля в СССР – замена ручки рычага коробки передач. Родной набалдашник свинчивался, и вместо него накручивался новый, высокохудожественный вариант, кустарно изготовленный из пластика или эпоксидной смолы.
Наибольшей популярностью пользовались ручки с цветами (особенно розами), насекомыми, пауками, скорпионами.
2. Оплетка на руль
Большинство советских автомобилей не могло похвастаться удобным рулем. Стандартная «баранка» была сделана из черного пластика и неприятно скользила в руках, особенно у начинающего водителя. Именно поэтому оплетка руля, сделанная из проводов, капельниц или капроновой нити от бельевой веревки, считалась не только красивым, но и полезным улучшением. Такой руль был толще и лучше лежал в руках.
Водители, которые не могли себе позволить такое улучшение, довольствовались более бюджетным вариантом. Они обматывали обод простой изолентой.
3. Катафоты
Катафоты были одним из основных видов украшений на советских велосипедах. Также их часто крепили и на обычные машины. Зачем? Красные, оранжевые, желтые и белые стекляшки очень красиво блестели на солнце.
4. Колеса и покрышки
Многие представительские автомобили, а также военная техника, выезжавшая на парады, часто украшалась белыми полосками на колесах (флипперами). Такой способ тюнинга водители применяли и на обычных машинах. Также довольно эффектно смотрелись хромированные колпаки на колесах автомобилей 1950-60-х годов.
5. Чехлы на сиденья и массажная накидка
Вплоть до 1980-х годов автомобильная промышленность СССР не выпускала чехлов для автомобильных сидений. Поэтому многие водители делали их своими руками. Самые популярные варианты были из плотной ткани, задний диван делали из цельного ковра.
Сиденье водителя нередко оснащалось массажной накидкой. Сделанная из деревянных роликов, она должна была сделать долгое нахождение за рулем более комфортным.
6. Монетки под стеклом
Копейки под лобовое стекло втыкали многие автолюбители, но больше всего этим «грешили» водители автобусов.
7. Шторки
В годы СССР тонирование стекол не было распространено по причине отсутствия пленки. Лишь на самых престижных машинах, таких как «Чайка» и ЗиЛ, пассажиры скрывались от внешнего мира за шторками. В попытках их скопировать, самодельные шторки появлялись на «Жигулях», «Волгах» и «Москвичах».
8. Вентилятор
Советские автомобили были лишены климат-контроля и кондиционера, но проблема летней жары была весьма актуальной. Поэтому небольшой вентилятор считался очень полезным устройством в салоне.
9. Наклейки
Как и сейчас, во времена СССР машины, выезжающие за границу, маркировались специальными наклейками на заднем стекле. Это были черные буквы SU в белом овале. Очевидно, что автолюбитель, который побывал «за бугром», имел особый повод для гордости.
Почетные места на торпедах «Жигулей» и «Москвичей» нередко занимали переводные картинки с заморскими и отечественными красавицами.
10. Игрушки на фаркопе
Фаркоп, специальный крюк для крепления прицепа, сейчас встречается не так часто, как несколько десятилетий назад. Но водительская привычка украшать его детскими игрушками осталась. Особенно жутко смотрится голова пупса с закатившимися глазами и спутанными грязными волосами.
11. Брызговики
Сложно объяснить причину популярности брызговиков как элемента автотюнинга. Тем не менее, именно эта часть автомобиля постоянно украшалась советскими водителями. Сюда цепляли значки и катафоты.
12. Вещи на задней полке
Пока автомузыка еще не появилась в каждом автомобиле, задняя полка действительно использовалась для хранения вещей. Подушка и футбольный мяч могли пригодится в дальней дороге, а красная фуражка сотрудника МВД якобы спасала от штрафов.
13. Жидкость в фарах
Фары на советских машинах не были герметичными, поэтому запотевали и ржавели. Чтобы убрать водяной пар, в фару заливали тормозную жидкость. Она впитывала воду, и фара оставалась чистой и сухой.
14. Эмблемы автомобилей
Эмблемы советских автомобилей также стали элементом внешнего тюнинга. Хромированный элемент с передка «ушастого» «Запорожца» стал универсальным украшением как для легковушек, так и грузовиков и автобусов. А «чайка» с капота багажника ГАЗ-21 или эмблема УАЗ – идеальный вариант для любой легковушки.
В годы СССР у водителей часто не было возможности тюнинговать машину «по полной». Современным водтелям нужно знать о 7 улучшениях в автомобиле, за которые можно получить билет на штрафстоянку.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как в СССР тюнинговали и улучшали автомобили
Люди всегда стремятся быть не похожими на окружающих. Автолюбители – не исключение. Популярные марки автомобилей настолько идентичны, что часто отличаются между собой лишь цветом. Советские мастера всегда стремились украсить и улучшить своих «железных коней». Но – времена меняются: то, что когда-то было стильным, сейчас может выглядеть нелепо и смешно.
Официально понятия тюнинга автомобилей в СССР не было. Но это не мешало владельцам машин значительно повышать и технический, и эстетический вид своих долгожданных приобретений – как правило, машина приобреталась не на одно десятилетие, поэтому к вопросу их доработки подходили со всей серьезностью.
Что пытались усовершенствовать и улучшить?
Часто в погоде за престижем их старались заменить на фары новой конструкции – противотуманные. Особенно модными считались прямоугольные фары.
Для улучшения эксплуатационных свойств некоторые водители капали внутрь фар немного тормозной жидкости – это препятствовало скапливанию в них капелек влаги.
Некоторые умельцы в гаражах вместо двух фар умудрялись установить четыре!
Сидения
Практически во всех автомобилях на сидения шились самостоятельно или по заказу съемные чехлы. Их можно было периодически снимать и стирать, что было очень практично.
Ближе к 90-м годам в моду вошли накидки из деревянных роликов на передние сидения – считалось, что они способствуют расслаблению мышц спины при длительных поездках. Зачастую такие накидки выглядели вполне эстетично.
Рулевое колесо
Почти не встречались машины, в которых не была улучшена эта важная деталь. Руль, выполненный из тонкой пластмассовой трубки, был скользким и неудобным: его автолюбители переделывали одним из первых, оплетая разноцветными проводами, неширокой пластиковой лентой, полосками кожи и другими материалами.
Это давало двойной эффект: руль становился значительно толще, не скользил в руках, но и конечно – так было гораздо красивее!
Ручки переключения передач
Очень распространенным видом улучшения внешнего вида машин было как раз изменение ручки переключения передач – их отливали из эпоксидной смолы и других компонентов в форме розочки, паука и т.д.
Некоторые заказывали или самостоятельно изготавливали эти детали из дерева, кости и других материалов.
Стекла
Отсутствие заводской тонировки подсказало владельцам машин использовать для создания интимной обстановки в автомобиле шторки из тканей. На заднее стекло делалась веерообразная шторка из проволоки, что уменьшало обзор салона с улицы. Некоторые водители по контуру стекла сверху и с боков прикрепляли бахрому или монетки. Такие методы были входу в 70-х годах.
Позже стоимость промышленной тонировки стекол стала более доступной. В 80-90-х годах редкий автомобиль ездил без затемненных задних стекол. Зачастую затемняли и боковые стекла.
Колеса
Умудрялись изменять и внешний вид колес, используя для этого флипперы и белые полосы – когда-то это новшество очень ценилось.
Очень престижным было устройство на колеса хромированных колпаков, что значительно улучшало внешний вид машины.
Брызговики
При первом удобном случае брызговики заменялись на новые, на которых имелась надпись на иностранном языке. Очень привлекательными считались брызговики с катафотами – светоотражателями: чем их было больше, тем лучше!
Наклейки и элементы украшения других марок
Очень модным в СССР было наличие на стекле белой наклейки с черными буквами SU – считалось, что такие машины были за пределами страны.
Некоторые автолюбители украшали свои машины элементами украшений с других марок: «птичками» с капота 24-й «Волги», «оленями» с 21-й «Волги» и другими деталями.
Приборная панель
Часто видоизменяли и эту часть салона, обтягивая ее бархатом, кожей и другими материалами.
Нередко в машину добавляли необходимые измерительные приборы и акустические системы.
Что еще отваживались менять
Престижным было максимально приподнять подвеску (очень практично на плохих дорогах), улучшить систему питания, даже выполнить раздвоенный выхлоп (считалось верхом совершенства).
Примечательно, что все перечисленные изменения использовали водители как на собственных авто, так и на рабочих автомобилях.
Тюнинг советских отечественных автомобилей СССР
Сегодня тюнинг автомобиля, направленный на улучшение дизайна или ходовых характеристики серийного транспортного средства, весьма популярен и распространен. Однако не многие знают, что попытки усовершенствовать личный автотранспорт предпринимались отечественными энтузиастами еще во времена СССР. Нередко такие эксперименты были весьма интересными, а оттюнингованные авто становились особенными.
Рычаг переключения передач
Одним из наиболее распространенных элементов тюнинга советских автомобилей была замена набалдашника ручки КПП. В подобном преображении не было ничего сложного. Заводской набалдашник снимался, а на его место одевался более стильный аналог, который обычно был изготовлен кустарно.
Пример розочки на рычаге передач ВАЗ 2106
Подобные изделия в Советском Союзе делали народные умельцы, используя эпоксидную смолу или же пластик. Особой популярностью у автомобилистов того времени пользовались набалдашники с насекомыми или цветами, размещенными в прозрачном кристалле или «янтаре».
Оплетка на руль
Немногие помнят, что рулевое колесо советских автомобилей удобным назвать было сложно. Стандартный руль изготавливался из черной пластмассы. Он был достаточно тонким и постоянно скользил в руках. Поэтому оплетка «баранки» была весьма уместной.
Изготавливали подобные аксессуары из проводов с цветной изоляцией, медицинских капельниц или обычной капроновой веревки для белья. Подобный тюнинг авто в СССР был не только привлекательным внешне, но и практичным. Руль в оплетке становился толще, а его поверхность была структурированной, что делало охват удобнее и предотвращало скольжение рук.
Пример оплетки руля Волги
Более дешевой и доступной альтернативой оплетке была обычная изолента, которой водители транспортных средств (чаще грузовиков) обматывали обод руля.
Чехлы на сиденья
Автопром советского союза не производил авточехлов для кресел салона машины вплоть до 80-х годов минувшего столетия. Однако этот вариант тюнинг отечественных автомобилей не мог остаться без внимания со стороны водителей, которым приходилось делать чехлы самостоятельно или же заказывать их у мастеров. Нередко в качестве материала для авточехлов использовались ковры.
Чехлы на сиденьях Запорожца
Очень часто в СССР можно было встретить на передних креслах личного автотранспорта специальные массажные накидки. Почти всегда они были изготовлены из деревянных роликов. Подобное решение позволяло сделать длительное пребывание за «баранкой» более комфортным.
Катафоты
Данные светоотражающие элементы чаще всего использовались велосипедистами для украшения своих двухколесных «коней». Однако этот опыт переняли и владельцы автомобилей, которые крепили катафоты на машины согласно своим представлениям о прекрасном. Эти разноцветные пластиковые и стеклянные «украшения» блестели на солнце, придавая экстерьеру авто оригинальности.
Пример катафот на кузове ВАЗ 2101
Подобный эффект создавали и монетки, которые водители засовывали под уплотнители лобового стекла со стороны салона. Они также играли на солнце и выглядели оригинально. Такой советский тюнинг авто был характерен, прежде всего, для водителей автобусов.
Колеса и покрышки
В советские годы представительские автомобили, которые участвовали в торжественных мероприятиях, а также военная техника, подготовленная для парадов, нередко украшалась флипперами (белые полосы на колесах). Многие владельцы собственных машин перенимали подобный опыт, улучшая внешний вид своих «любимцев».
Пример отечественного тюнинга колес и покрышек ВАЗ 2101
Отлично смотрелись на отечественных машинах 50-60-х годов колесные колпаки, покрытые блестящим хромом. Достать такие было сложно, а потому обладатели подобных аксессуаров всегда выделялись.
Фары и шильдики
О герметичности фар в СССР производители авто особо не заботились. Поэтому они постоянно запотевали, а стальные конструктивные элементы покрывались ржавчиной. Чтобы оптика оставалась сухой и чистой водители заливали в фары тормозную жидкость, которая поглощала пар.
Пример советского тюнинга фар ВАЗ 2101
Особенным элементом внешнего тюнинга отечественных машин можно назвать эмблемы различных транспортных средств. Так, универсальными украшениями для легковых авто были:
Фаркоп и брызговики
Крюком для прицепа раньше оснащались все советские автомобили. Он назывался фаркопом и украшался детскими игрушками. Эта привычка сегодня встречается у владельцев машин времен СССР. Отметим, что кукольная голова на фаркопе, со спутанными волосами и закатившимися глазами, смотрится достаточно жутко.
Пример тюнинга фаркопа в СССР
Популярностью пользовались и оригинальные брызговики, в которые автолюбители превращали штатные модели посредством всевозможных украшений. В роли последних чаще всего использовались все те же катафоты или же различные значки.
Шторки и наклейки
Раньше тонировочной пленки для стекол машин просто не существовало. Решить проблему излишнего солнечного света позволяли шторки в салоне, которые автомобилисты изготавливали и крепили собственными силами.
Выезжая за границу, транспортные средства того времени маркировались спецнаклейками, которые помещались на заднем стекле. Эти маркеры имели вид латинских литер «SU» черного цвета, расположенных на белом овальном поле. Каждый обладатель подобной наклейки имел повод для гордости, а потому не снимал значок как можно дольше.
Шторки на заднем стекле ВАЗ 2106 — отечественный тюнинг авто
Нередко салон советских автомобилей украшался различными переводными картинками, с которых на водителя взирали красивые девушки и знаменитые актеры.
Вентилятор и задняя полка
Ни о каких кондиционерах и климатических системах отечественные автолюбители не могли и мечтать. От летнего зноя их спасали компактные салонные вентиляторы, которые считались полезной и стильной вещицей.
Вентилятор в салоне Волги — пример советского тюнинга
Заднюю полку салона авто использовали обычно для хранения всевозможных вещей. Но иногда её применяли исключительно для размещения специальной фигурки животного с качающейся головой.
Заключение
В советские годы владельцы автомобилей не имели особых возможностей для полноценного тюнинга своего «стального жеребца». Сегодня энтузиасты доказывают, что радикально изменить облик и характеристики машин времен СССР вполне реально, демонстрируя по-настоящему уникальные работы высочайшего уровня.