Как трогаться без сцепления на мотоцикле
Как переключать передачи без сцепления и тронуться с места
Управление автомобилем – это настоящее искусство, в котором водитель должен проявляет настоящие чудеса импровизации и креативного мышления. Машина, как и любой другой сложный механизм, – склонна к поломкам. Эти крайне неприятные отказы узлов авто могут настигнуть водителя в самых неподходящих дорожных ситуациях. Самая неприятная поломка, которая фактически делает невозможным управления данным автомобилем, – отказ механизма отключения сцепления. Если такая неприятная поломка настигнет вас на оживленной дороге, то логичнее всего прижаться к обочине, остановиться, включит аварийную сигнализацию, выставить красный треугольник и ждать эвакуатора. Он довезет вас до СТО, где есть необходимое оборудование для автосервиса для ремонта вашей машины. Если же это произошло в глухом хуторе или деревеньке, в котором нет транспорта за исключением вашего поломанного авто, то можно доехать до дома и без эвакуатора и другого типа буксировки.
Для этих целей буду крайне полезны знания переключения передач на механике без сцепления. Как переключать передачи без сцепления Многие водители знают, что переключение передач без сцепления губительно для механизмов КПП, но если знать некоторые особенности функционирования МКПП можно свести их к фактическому минимуму. В моменты переключения передач иногда наступают моменты, когда две шестерне (ведущая и ведомая) могут совершенно безболезненно соединяться и разъединяться при вращении. Это возможно только при строгом равенстве скоростей ведущей и ведомой шестерен. Как тронуться с места без сцепления
Если выполнить эти два пункта максимально четко и быстро, то машина дернется и поедет на первой передаче. Для того чтобы переключать скорости далее необходимо воспользоваться следующим алгоритмом.
Переключение передач в обратном порядке производится с помощью перегазовки на нейтральной передаче. Эта хитрая операция позволяет подкрутить первичный вал до необходимых повышенных оборотов. Если не применять грубость, то можно переключать передачи как вверх, так и вниз без особого вреда для здоровья МКПП.
Секреты для начинающих: Как трогаться с места
И только достигнув совершенства, победив в нескольких жестоких схватках, получив разрешение своего Великого Учителя Гризли, я решил открыть несколько секретов школы «РЖУ VMC».
3. ДОСПЕХИ
Вы должны быть уверены, что долгая подготовка к бою завершена.
Вы готовы, если полностью вооружены.
У вас должны быть:
— мотошлем
— мотокуртка
— мотоштаны
— мотоперчатки
— мотоботы
И вот наступило время боя.
ПОДОЙДИТЕ К МОТОЦИКЛУ И ПЕРЕКИНЬТЕ НОГУ
Некоторые советуют подходить к мотоциклу с левой стороны и перекидывать правую ногу. В этом случае падение мотоцикла ограничено с левой стороны вами, а с правой подножкой. Однако, у разных мотоциклов замок ключа зажигания находится с разных сторон. Перед посадкой на мотоцикл вы должны вставить ключ в замок, чтобы руки были свободны для дальнейших действий. Так что не бегайте вокруг мотоцикла, а закидывайте ногу с той стороны, где стоите.
ГАЗ
На правой ручке находится и управление газом. Вращая ручку против часовой стрелки, то есть на себя, вы добавляете газ и ускоряете движение мотоцикла. Поворачивая ручку по часовой стрелке, вы сбрасываете газ и мотоцикл начинает медленно притормаживать.
СЦЕПЛЕНИЕ
Переключение скоростей происходит с помощью педали переключения скоростей. Скорости обычно расположены в следующей последовательности:
6
5
4
3
2
Нейтраль
1
На стоянке мотоцикл обычно оставляют на 1 скорости или на нейтрали.
Отжав рукой на левой ручке сцепление, вы получаете возможность переключать скорости.
Скорость переключают левым ботинком на одно деление вверх или вниз до щелчка.
ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ
Установив скорость на нейтраль, вы можете завести двигатель. Проверьте красный переключатель блокировки двигателя. Он нужен в экстренных случаях. Обычно он стоит в одном положении, позволяющем включить двигатель.
Поверните ключ зажигания в положение «ВКЛ»
Нажмите на кнопку включения двигателя и отпустите ее.
Мотор начнет работать.
Можно добавлять или уменьшать подачу газа ручкой газа, пока мотор не разогреется и не перестанет глохнуть при отпускании ручки.
ПОСТАВЬТЕ МОТОЦИКЛ РОВНО
До этого мотоцикл мог стоять на подножке. Вы могли отходить от заведенного мотоцикла и давать ему прогреться.Вы могли даже завести мотор, не садясь на мотоцикл. Но теперь пора трогаться.
УБЕРИТЕ ПОДНОЖКУ
Это делается легким движением ноги на нормальных чопперах или истерическим дерганьем назад мотоциклов типа эндуро с центральной подножкой.
НАЧНИТЕ ДВИЖЕНИЕ
Вы отжимаете сцепление, переключаете скорость на первую передачу, подгазовываете и, плавно отпуская сцепление, начинаете движение вперед.
Едим без сцепления!)
Обучение:
За станок для обучения было выбрано отечественное зубило с десяточным двигателем (2109 инжекторная). Если у вас другая машина — все сто написано далее вам может не подходить!
Этап первый: Выключение передачи
Выключать передачи не зажимая сцепление в общем и целом проще чем зажимая. Достаточно отпустить педаль газа и потянуть ручку КПП в нейтральное положение. Передача сама выключится. Многие водители пользуются этим приемом. Даже если вы не не собираетесь переключать передачи без сцепления, научиться их выключать будет полезно.
Этам второй: Повышение передачи
На ходу с воткнутой второй передачей доведите обороты двигателя до 3-4 тысяч. Отпустите педпль газа, дерните ручку КПП в нейтральное положение так же как и в первом упражнении и тут же надавите ручку в 3-ю нужную передачу. Сразу передача не воткнется. Придется немного подождать. Т.к. педаль газа была отпущена обороты начнут падать до момента пока не дойдут до необходимых для включения передачи. Синхронизатор не даст включить передачу раньше. Однако если усилие окажется недостаточным вы рискуете не воткнуть передачу и услышать дикий скредет шестерен. Звук пугающий. Не надо пытаться додавить передачу. Верните нейтрать и воткните передачу со сцепленеем и только потом пытайтесь повторить упражненение. Переключение со 1-й на 2-ю, с 3-й на 4-ю и.т.д. происходит аналогично. Освоив включение передачи вверх можно переходить к следующему упражнению.
Этап третий: Понижение передачи
Сложность этапа состоит в том что в момент понижения передачи необходимые для понижения передачи обороты двигателя выше чем текущие обороты, поэтому при понижении передачи придется использовать педаль газа. Включите например 3-ю передачу. Доведите обороты двигателя до 2-тысяч. Отпустите газ, выключите передачу. Далее слегка надавите на газ чтобы обороты двигателя подскочили до 4-х тысяч. Отпустите газ и пытайтесь во время понижения оборотов двигателя воткнуть передачу так же как и в предыдущем упражнении. Опять же, не стоит додавливать передачу, если услышите треск шестерен из коробки. Не получилось — пользуйтесь сцеплением и пытайтесь поновой. Переключение со 2-й на 1-ю, с 4-й на 3-ю и.т.д. происходит аналогично. В этом упражнении необходимо особо внимательно следить за оборотами двигателя. Если вы недогазуете в момент до включения передачи — услышите треск.
Освоили и не убили коробку? МОЛОДЦЫ.
А вы крутые пацаны пытались когда нить так делать?)
Как трогаться без сцепления на мотоцикле
Органы управления на мотоцикле
У мотоцикла есть снизу слева(в 99% случаев) коробка передач под ногой. Вот так примерно выглядит коробка:
То есть вы левой ногой, нажимая на лапку коробки передач, переключаетесь на первую передачу. Но на некоторых мотоциклах, например пит-байках, первая передача находится сверху, а нейтралка снизу.
И слева сверху есть рычаг сцепления. Вот еще фото с подписью элементов управления:
Учимся трогаться на мото
Ниже идет картинка, где в принципе все показано. Вот что вам надо сделать:
— Ну естественно завести мотоцикл :-).
— Перед этим проверить, что бы была включена нейтралка на коробке передач.
Итак, мотоцикл заведен. Садимся на него.
1) Зажимаем рычаг сцепления(он там где левая рука)
2) Включаем первую передачу(обычно лапку коробки передач нажимаем вниз)
3) Медленно, даже нет, очень медленно отпускаем рычаг сцепления, который мы зажали в первом пункте.
4) Во время отпускания рычага сцепления, плавно добавляем газ(крутить ручку газа вниз, которая справа)
Настанет тот момент, во время отпускания сцепления, когда вы почувствуете, что мотоцикл начинает рваться вперед. Запомните положение рычага сцепления, в этом моменте. Именно на нем, нужна будет особая плавность.
А вот подборки видео, где все хорошо показано. В целом что бы нормально научится трогаться, нужна только практика! Поэтому берете мотоцикл и выполняете упражнение, проехались, остановились.
Сам процесс троганься показан на времени 3:20:
А вот еще одно видео, где уже показан пример на спорт-байке:
А вот еще одно видео, там даже показано как завести мотоцикл:
Совет: Не выезжайте в город, пока не научитесь трогаться, т.к. в городе можно неудачно заглохнуть на светофоре или перекрестке.
Можно ли ездить на мотоцикле с неисправным сцеплением?
Примечание: данные инструкции можно применять при механическом и гидравлическом приводе сцепления. Если повреждена коробка передач, вам может помочь добраться до дома только эвакуатор.
Шаг первый: примите меры для недопущения неисправности в пути
К счастью, выход из строя кабеля тормоза случается очень редко. Смазывайте его раз в год или меняйте каждые 50,000-60,000 км (точные цифры можно узнать из инструкции пользователя), и, вероятнее всего, вы никогда не столкнетесь с такой поломкой. Тормозной тросик приходит в негодность из-за перетирания, со временем его пряди обрываются друг за другом. Таким образом, этот процесс можно проконтролировать, он будет замечен при ежедневных осмотрах технического состояния байка. Проверяйте крепление концов тормозного троса, когда измеряете уровень давления в шинах и проводите иные манипуляции.
Вы также не сможете полноценно затормозить, если у вас при падении сломан рычаг сцепления. Предохраниться от этой поломки на самом деле просто. На вторичном рынке широко представлены варианты складывающихся конструкций, которые защищают рычаг сцепления. Можно самостоятельно смастерить такой механизм, надпилив рычаг наполовину по толщине и оставив три четверти длины. После этого создается конструкция, благодаря которой при падении часть рычага легко сломается, а для управления байком остается достаточная длина.
Шаг второй: быть готовым к неожиданностям
Отправляясь на дальнее расстояние, где может не быть ремонтных мастерских, опытные путешественники прибегают к разным уловкам. Например, они закрепляют клейкой лентой или чем-то другим запасной тормозной тросик, прикрепив его по всей длине к действующему. Ни дополнительного веса, ни пространства он в таком случае не занимает, а при необходимости замена запчасти становится предельно простой. Вам нужно будет только соединить концы уже пропущенного тросика и продолжить движение.
Если этот вариант вас не устраивает, тогда нужно предусмотреть в наборе инструментов небольшие тиски. Они станут универсальным приспособлением, позволяющим добраться до дома. Этот немудреный «девайс» заменит вам рычаги и тормоза, и сцепления, так как обладает способностью закрепиться на конце неисправного тросика.
Шаг третий: оценивайте необходимость
Передвигаться на мотоцикле с поврежденным тросиком возможно, но это добавит вашей поездке риска и трудностей. Если ваш маршрут движения к дому (или к механику) проходит по городским улицам и вы находитесь в зоне приема сотовой связи, просто оцените возможные варианты. Вероятно, вместо рискованного путешествия вам лучше дождаться приезда вашего приятеля на пикапе и безопасно добраться до места. Меньше всего вашей целью является повреждение байка или причинение травм самому себе.
Шаг четвертый: как работает ваш мотоцикл
Имеет ли ваш байк систему failsafe, которая предохранит его от произвольного движения, если рычаг сцепления не зажат? Если да, то, скорее всего, датчик установлен в ручке, поэтому вам даже в случае обрыва тросика придется выжать сцепление перед началом движения.
Шаг пятый: как тронуться с места
Запустите двигатель на нейтральной передаче и разгоните мотоцикл, толкая его вручную, до 8-16 км/ч. Этого можно достичь, спускаясь с горки или с помощью товарища на мотоцикле, который будет подталкивать вас ногой. Достигнув нужной скорости, запрыгните на седло и включите вторую скорость.
Для разгона мотоцикла вы можете также воспользоваться его стартером. Используйте снова вторую скорость и, когда путь будет свободен, нажмите кнопку стартера и добавьте газу, чтобы байк начал двигаться. Двигатель должен завестись после нескольких оборотов, и тогда вы сможете ускориться.
Первая передача слишком короткая и резкая на большинстве моделях, хотя у вас может быть другой вариант начать передвижение в таких ситуациях.
Шаг шестой: переключение скоростей
Это самая легкая часть. Вы, вероятно, уже знаете, как включить повышенную передачу (приподнимая переключатель скоростей вверх и прикрыв заслонку дросселя), но переключение на пониженную передачу происходит почти также легко. Это поможет снизить обороты двигателя. Следует просто прижать рычаг скоростей книзу. Придерживая в таком положении и прикрыв заслонку, включить пониженную передачу. При этом двигатель будет немного вибрировать.
Шаг седьмой: остановка мотоцикла
Приблизились к перекрестку, или движение впереди вас остановилось? Уменьшите скорость заранее, чтобы суметь переключиться на пониженную передачу без сцепления. Нащупайте и включите нейтральную передачу до того, как приблизитесь к месту остановки. Затем просто остановите байк с помощью тормоза. Если вы не можете найти нейтральную передачу (нельзя недооценивать «непокорность» некоторых коробок скоростей), тогда остановитесь, до предела снизив обороты и используя оба тормоза. Постарайтесь при этом не допустить рывка мотоцикла или его падения.
Чтобы возобновить движение, вам нужно будет начать опять с шага № 5. Очевидно, что вам будет очень проблематично проделывать эти операции при пересечении города с его непредсказуемым движением и обилием перекрестков. Вы можете избавиться от некоторых проблем, например, проезжая на знаки «Стоп» и выбирая маршрут с меньшим количеством перекрестков.
Просто будьте поосторожнее, водители вокруг вас не понимают, в каком положении вы продолжаете движение, и не поймут, почему вы так останавливаетесь и возобновляете движение. Обязательно используйте защитную мотоэкипировку. Сделайте безопасность вашим главным приоритетом и постарайтесь выбирать такой опасный способ передвижения только в случае крайней необходимости. Нет ничего зазорного в том, чтобы иногда потолкать мотоцикл вручную.