Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов

Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов

1. Индексация автомобилей и автобусов.

Автомобили, а также прицепные средства, используемые на автомобильном транспорте, образуют его подвижной состав. По назначению автомобильный подвижной состав подразделяют на грузовой, пассажирский и специальный. К грузовому относят грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы, к пассажирскому — легковые автомобили, автобусы, прицепы и полуприцепы, к специальному — автомобили, прицепы и полуприцепы для нетранспортных работ с соответствующим оборудованием (пожарные, автокраны и т.д.).

По характеру использования грузовой подвижной состав делят на подвижной состав общего назначения и специализированный. Основным отличием грузовых автомобилей общего назначения является конструкция кузова, который выполнен в форме бортовой платформы. Автомобили специализированного подвижного состава имеют кузова, приспособленные для перевозки только определенных грузов (самосвалы, фургоны, цистерны и др.).

Грузовые автомобили разделяют по полной массе на семь классов:

Автобусы представляют собой пассажирские автомобили, имеющие число мест свыше восьми.

По габаритной длине автобусы разделяют на классы:
особо малый (до 5 м),
малый (6,0— 7,5 м),
средний (8,0—9,5 м),
большой (10,5—12,0 м),
особо большой (сочлененный) 16,5 м и более.

Автомобили всех типов по приспособленности к работе в различных дорожных условиях подразделяют на две группы: автомобили нормальной (обычной) проходимости и повышенной проходимости. Первые предназначены для движения по усовершенствованным дорогам и имеют один ведущий мост, вторые — для работы в тяжелых дорожных условиях или даже по бездорожью. Такие автомобили имеют все мосты (колеса) ведущие.

Чтобы различать автомобили по указанному признаку, используют параметр, который называется «колесная формула». Она обозначает общее количество колес автомобиля и число ведущих колес, записываемое в виде произведения: 4X2, 4X4, 6X4, 6X6 и т. д. Здесь первая цифра — общее количество колес, вторая цифра — число ведущих колес. Второе и последнее обозначения колесных формул относятся к автомобилям повышенной проходимости.

Каждый автомобильный завод выпускает основную (базовую) модель автомобиля и ее модификации, которые отличаются от базовой некоторыми показателями и конструкцией. До 1966 г. обозначение моделей состояло из букв, показывающих завод-изготовитель, и цифр, присваиваемых каждой модели. Например, ЗИЛ-130 расшифровывается так: завод имени Лихачева, 130 — номер разработки модели. Всем заводам были выделены группы цифр для обозначения моделей, так Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) имел диапазон цифр до 99, ЗИЛ от 100 до 199 и т. д. Но с увеличением числа заводов и количества выпускаемых моделей эта система обозначений перестала удовлетворять требованиям времени. В результате была введена новая система обозначений (индексация) подвижного состава.

Новая система обозначений, как и прежняя, включает буквы, отражающие название завода-изготовителя, и четыре или пять цифр.

Первая цифра обозначает класс, вторая — вид автомобиля, третья и четвертая — номер модели, пятая (если имеется) — порядковый номер модификации.

Вторая цифра позволяет различать автомобили по их назначению или специализации:
1 — легковые автомобили,
2 — автобусы,
3 — грузовые автомобили,
4 — седельные тягачи,
5 — самосвалы,
6 — цистерны,
7 — фургоны,
8 — резерв,
9 — специальные.

Система индексации автомобилей по первым двум цифрам (индексу) имеет следующий общий вид:

Источник

Последовательность выполнения работы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

АНАЛИЗ КЛАССИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОТРАНСПОРТА

Цель работы: ознакомление с принципами классификации специализирован- ных транспортных средств.

Общие сведения

Структура автомобильного подвижного состава показана на рисунке 1.1.

транспортный специального назначения

санитарный уборочный пожарный

Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть картинку Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Картинка про Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть картинку Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Картинка про Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцеповсамосвальный

(с бортовой платформой)

Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть картинку Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Картинка про Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцеповспециализированный

Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть картинку Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Картинка про Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть картинку Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Картинка про Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцеповприцепы полуприцепы прицепы-роспуски

Рисунок 1.1 – Структура автомобильного подвижного состава

Принята следующая система обозначения (индексации) автомобилей: перед цифровым индексом ставят буквенные обозначения завода-изготовителя (БелАЗ, МАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, КрАЗ), а через тире – индексы самой модели. Индекс модели со- стоит из четырех цифр, а пятая и шестая цифры служат для обозначения их модифи- кации. Первая цифра указывает класс автомобиля (всего их семь), который для гру- зовых и специальных автомобилей определяется полной массой (табл. 1.1.). Вторая цифра характеризует вид автомобиля:

1 – легковой автомобиль;

3 – грузовой автомобиль;

8 – резервы (пока не используется);

9 – специальный автомобиль.

Таблица 1.1 – Первые два индекса класса и вида грузовых автомобилей

Виды грузовых автомобилейКлассы
Полная масса, т
до 1,2от 1,2 до 2от 2 доот 8 доот 14 до 20от 20 до 40св.
С бортовой платформой Седельные автомобильные тягачи Автомобили-самосвалы Автомобили-цистерны Автомобили-фургоны Резерв Специальные автомобили

Третья и четвертая цифры обозначают номер модели автомобиля (от 01 до 99), пятая – номер модификации базовой модели автомобиля (от 1 до 9), а шестая при- сваивается экспортным вариантам исполнения. При отсутствии модификации пятым знаком служит ноль.

Например, обозначение седельного автомобиля-тягача КамАЗ-5410 расшиф- ровывается следующим образом: КамАЗ – Камский автомобильный завод; цифра 5

обозначает, что полная масса буксирного прицепа от 14 до 20 т; цифра 4 – что это автомобиль-тягач, а цифра 10 – номер модели автомобиля.

Автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-4502, который может использоваться вместе с прицепом, расшифровывается так: ЗИЛ – завод им. Лихачева; ММЗ – Мытищин- ский машиностроительный завод; 4 – полная масса от 8 до 14 т; 5 – автомобиль- самосвал; 02 – номер модели.

Прицепы разделяются на несколько типов в зависимости от способа букси-

ровки, устройства прицепного приспособления и вида перевозки. Прицепы могут быть одно-, двух- и многоосные, седельные, тяжеловозы и прицепы-роспуски.

В зависимости от полной массы прицепов и полуприцепов они делятся на пять групп (табл. 1.2).

Таблица 1.2 – Группы прицепов и полуприцепов

ГруппаИндексПолная масса, т
прицепа и полуприцепароспуск
01–24 25–49 50–69 70–84 85–99До 4 4–10 10–16 16–24 Свыше 24До 6 6–10 10–16 16–24 Свыше 24

Старая система индексации для прицепов и полуприцепов (рисунок 1.2) пре- дусматривает маркировку буквами и цифрами. Первая цифра обозначает число осей; буквы – тип прицепной системы (П – прицеп; ПП – полуприцеп; Н – низкорамный; Т – тяжеловоз; М – модернизация); последние цифры через тире – массу перевози- мого груза в тоннах.

Например, обозначение прицепа 2 – ПТ – 10 расшифровывается так: 2 – две оси; ПТ – прицеп-тяжеловоз; 10 – масса груза 10 т.

Обозначение прицепа марки 1 – Р – 5 расшифровывается следующим образом:

1 – одноосный; Р – роспуск; 5 – масса груза – 5 т.

По современной системе индексации впереди маркировки стоят начальные буквы наименования завода, изготовившего прицеп или полуприцеп и 4- или 5- значным числом (рисунки 1.3 – 1.5). Например: МАЗ-5245, где МАЗ – Минский ав- томобильный завод, 5 – класс полуприцепов, 2 – 2-ой вид класса полуприцепов,

цифра 45, означает, что полуприцеп относится ко 2-й группе; ОдАЗ-8350, где ОдАЗ

– Одесский автосборочный завод, 8 – класс прицепов, 3 – 3-й вид класса прицепов, цифра 50 означает, что прицеп относится к 3-й группе.

Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть картинку Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Картинка про Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов

Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть картинку Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Картинка про Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов

Рисунок 1.2 – Прицепы и полуприцепы: а – одноосный прицеп; б – двухосный прицеп; в – двухосный прицеп- тяжеловоз; г – двухосный прицеп- тяжеловоз с бортами; д – трехосный прицеп-тяжеловоз;

е – четырехосный прицеп-тяжеловоз; ж – одноосный полуприцеп; з – двухос- ный полуприцеп; и – одноосный прицеп- роспуск; к – двухосный прицеп-роспуск

Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть картинку Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Картинка про Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов

Рисунок 1.3 – Полуприцеп МАЗ-5245

Рисунок 1.4 – Полуприцеп для доставки крупнотоннажных контейнеров

в прямых автомобильных или смешанных перевозках

Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть картинку Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Картинка про Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов

Рисунок 1.5 – Прицеп МАЗ-8926

Прицепы и полуприцепы, изготавливаемые строительными министерствами и ведомствами, для перевозки строительных грузов имеют свою систему присвоения индексов.

Кузова прицепов могут быть выполнены в виде платформы с бортами, цис- терн, фургонов. В условиях зимних дорог прицепы могут быть санными.

Двух- и многоосные автомобильные прицепы должны иметь поворотную ось или управляемые колеса. На прицепах-роспусках, перевозящих длинномерные гру- зы, должны быть поворотные круги. Дышло прицепа-роспуска может иметь устрой- ство для изменения длины в зависимости от размера груза.

Прицепы-тяжеловозы с целью уменьшения давления на дорогу могут иметь на каждой оси по нескольку колес.

Полуприцепы часть массы передают через седельно-сцепное устройство на автомобиль-тягач, а остальную нагрузку – через собственные колеса на дорогу. По- луприцепы бывают одно-, двух- и многоосные.

Рисунок 1.6 – Основные системы двухосного автомобиля-тягача ЗИЛ – 130 В1

Данные по прицепам и полуприцепам приведены в табл. 1.3 и 1.4.

Автомобили, буксирующие прицепные системы, называются тягачами. Тяга- чи делятся на буксирные и седельные. Буксирными называются тягачи, которые редают тяговое усилие через крюк на буксируемый прицеп. Эти тягачи имеют ластную платформу с уложенным на ней грузом или балластом для увеличения мас- сы тягача. Седельными называются тягачи, передающие тяговое усилие посредством опорно-сцепного устройства, принимающего часть нагрузки на собственные колеса и работающего совместно с полуприцепом. Масса полуприцепа, приходящаяся на колеса тягача, увеличивает его сцепной вес.

Применение автопоездов снижает расход топлива и масел на единицу переве- зенного груза, уменьшает себестоимость перевозок. Автомобиль-тягач (рисунок 1.6) состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова.

Двигатель преобразует тепловую энергию, получающуюся при сгорании ра- бочей смеси в цилиндрах, в механическую работу.

Шасси автомобиля-тягача состоит из трансмиссии, ходовой части и механиз-

мов управления, состоящих из рулевого управления и тормозной системы.

Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от двигателя на веду- щие колеса. Она должна обеспечивать более плавное изменение скоростного режи- ма движения автомобиля. При этом переход с одного скоростного режима на другой должен происходить с минимальным по времени отсоединением двигателя от трансмиссии.

Основными механизмами трансмиссии являются: сцепление, коробка передач, карданная передача, дифференциал и полуоси. Сцепление передает крутящий мо- мент от двигателя и позволяет кратковременно отсоединить двигатель от трансмис- сии и вновь их плавно соединить. Коробка передач преобразует крутящий момент по величине и направлению и позволяет автомобилю двигаться вперед и назад, а также отсоединить двигатель от трансмиссии на длительное время (нейтральная пе-

редача). Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к ве-

дущим мостам под разными углами. Главная передача преобразует крутящий мо- мент по величине и передает его от карданной передачи через дифференциал на по- луоси ведущих колес под углом 90º. Дифференциал связывает главную передачу с полуосями ведущих колес и обеспечивает различные угловые скорости вращения колес при движении на поворотах и по неровностям дороги.

Ходовая часть служит для преобразования крутящего момента на ведущих

колесах в тяговую силу, заставляющую автомобиль двигаться. К ходовой части от- носятся: рама, мост (передний или задний) или ось, подвеска, колеса.

Колеса непосредственно взаимодействуют с дорогой и соединены с мостом (осью). На мост через подвеску опирается рама автомобиля тягача с механизмами управления, кузовом или седельно-сцепным устройством.

Механизмы управления обеспечивают управление движением автопоезда.

Кузов у прицепных автомобилей-тягачей предназначен для размещения груза или балласта. Он состоит из платформы и кабины водителя. У седельных автомоби-

лей-тягачей (см. рисунок 1.7) кузов отсутствует, а на раме устанавливают седельно-

Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть картинку Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Картинка про Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов

Рисунок 1.7 – КамАЗ-6460 (6×4)

Данные по прицепным тягачам приведены в табл. 1.5, а по седельным тягачам

Последовательность выполнения работы

1) ознакомиться с системой классификации и индексации специализирован- ного подвижного состава, прицепов и полуприцепов;

2) для заданных преподавателем условий грузоперевозки (масса, вид груза,

габариты, скорость и др.) подобрать автопоезд, выполнить его эскиз и обосновать проведенные мероприятия.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризовать структуру автомобильного подвижного состава.

2. Правила буквенно-цифровой индексации подвижного состава.

3.Перечислить основные узлы автомобиля и их назначение.

4.По заданию преподавателя расшифровать модель тягача или буксируемого уст- ройства.

Таблица 1.3 – Полуприцепы

Продолжение таблицы 1.3

Таблица 1.4 –Прицепы

ПоказательГКБ – 817ГКБ – 8350ГКБ – 8352МАЗ – 8926
Грузоподъѐмность, кг Собственная масса, кг Полная масса, кг Габарит, мм: длина ширина высота Внутренние размеры кузова, мм длина ширина высота Погрузочная высота, мм База, мм Колея, мм Высота расположения дышла, мм Число колес Тип кузова Основной тягач Завод-изготовитель4+1 Деревянная плат- форма с тремя открывающимися бортами 3ИЛ – 130 – 76 Луганский авто- сборочный и Ир- битский автопри- цепов8+1 Металлическая платформа с тремя открывающимися бортами КамАЗ – 5320 Ставропольский автоприцепов— 8+1 Металлическая платформа с тре- мя открывающи- мися бортами КамАЗ – 53212 Ставропольский автоприцепов4+1 Металлическая платформа с тремя открывающимися бортами; пол де- ревянный КамАЗ – 5320 Ставропольский автоприцепов

Таблица 1.5 – Прицепные автомобили-тягачи с бортовой платформой

*Первая цифра означает базу автомобиля-тягача (прицепа, полуприцепа), вто- рая – базу тележки.

Источник

ИНДЕКСАЦИЯ (ОБОЗНАЧЕНИЕ) АВТОМОБИЛЕЙ

КЛАССИФИКАЦИЯ И МАРКИРОВКА АВТОМОБИЛЕЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим занятиям по дисциплине
«Основы конструкции автомобилей»

Тема «Классификация и маркировка автомобилей», освещённая в настоящих методических указаниях, входит в дисциплину «Основы конструкции автомобиля». В рамках рассмотренной проблемы затронуты вопросы классификации не только автомобилей и прицепов к ним, но и других колёсных транспортных средств. Рассмотрены наиболее важные вопросы маркировки автомобилей и их компонентов.

Настоящие методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы при подготовке слушателей по специализации «Стандартизация, сертификация и испытания на автомобильном транспорте» и в рамках курсов повышения квалификации работников автомобильного транспорта.

© Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2010

Оглавление

1. Классификация автомобилей. 5

2. Индексация (обозначение) автомобилей. 8

3. Международная классификация автомобилей
на основе рекомендаций ЕЭК ООН.. 16

3.5. Транспортные средства специального назначения. 19

4. Классификация автомобилей в соответствии с
Европейской Конвенцией о дорожном движении 1968 г. 20

5. Неофициальная общепринятая европейская
классификация легковых автомобилей. 23

7. Маркировка автотранспортных средств. 37

8. Маркировка компонентов автотранспортных средств. 43

ВВЕДЕНИЕ

Тема «Классификация и маркировка автомобилей», освещённая в настоящих методических указаниях, входит в дисциплину «Основы конструкции автомобиля». В них затронуты вопросы классификации не только автомобилей и прицепов к ним, но и других колёсных транспортных средств, таких как мототранспортные средства во всём их многообразии, сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы. Приведена не только принятая в бывшем СССР и до настоящего времени используемая в России система классификации и индексации автомобильной техники, но и современные международные системы классификации.

Рассмотрены наиболее важные вопросы маркировки автомобилей и их компонентов. Необходимость отдельного изучения этого вопроса связана с тем, что в последние годы были введены в действие различные международные и российские нормативные документы. При этом в известной нам учебно-методической литературе подобные вопросы ранее не затрагивались либо освещались не достаточно полно, без должной систематизации.

Вопросы классификации, индексации и маркировки автомобилей и их компонентов рассмотрены с учётом сложившейся в России системы сертификации.

Глава 6 настоящих методических указаний посвящена правилам формирования идентификационного номера (кода VIN). В ней рассмотрены национальные и международные нормативные документы, регламентирующие построение кода VIN, изложено построение разделов идентификационного номера, приведены примеры формирования разделов и всего кода VIN в целом.

Настоящие методические указания могут быть использованы в качестве справочного материала по вопросам классификации и маркировки автомобилей, а также по вопросам маркировки отдельных компонентов автомобилей.

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Классификация — это разделение автомобилей на группы, классы или категории в зависимости от конструкции, назначения или технических особенностей.

По назначению автомобили подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

Пассажирские автомобили предназначены для перевозки пассажиров, грузовые — для перевозки грузов. Специальные автомобили не выполняют транспортную работу, т.е. не перевозят пассажиров или грузы. Они перевозят только специальное оборудование, установленное на них. К специальным автомобилям относятся пожарные, уборочные автомобили, автомастерские, автолавки, автокраны, автовышки и т.п.

Пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, не считая водителя, относятся к легковым. Свыше 8 человек — к автобусам.

Грузовые автомобили могут быть общего назначения или специализированными. Грузовые автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, который может быть оборудован дугами и тентом. Специализированные грузовые автомобили предназначены для перевозки определённого вида груза. Например, панелевоз — предназначен для перевозки плит и панелей, самосвал — предназначен для перевозки сыпучих грузов, бензовоз — предназначен для перевозки светлых нефтепродуктов и т.п. Специализированные грузовые автомобили оборудуются специальными кузовами и оборудованием для перевозки того вида груза, для которого они предназначены.

Автомобили могут эксплуатироваться с прицепом, полуприцепом или прицепом-роспуском.

Прицеп — это буксируемое транспортное средство без водителя, в котором лишь незначительная часть его полной массы передается на буксирующий автомобиль.

Полуприцеп — это буксируемое транспортное средство без водителя, значительная часть полной массы которого передается на буксирующий автомобиль.

Прицеп-роспуск — это прицеп, предназначенный для перевозки длинномерных грузов, часто имеющий дышло изменяющейся длины.

Автомобиль, буксирующий прицеп, полуприцеп или прицеп-роспуск, называется тягачом.

Тягач, предназначенный для буксировки полуприцепа, оборудуется опорно-сцепным устройством (другое название седельно-сцепное устройство или просто седло) и называется седельным тягачом.

Состав транспортных средств, состоящий из тягача и буксируемого им одного, двух или нескольких прицепов (полуприцепов, прицепов-роспусков), называется автопоездом (автомобильным поездом).

Грузовые прицепы и полуприцепы, так же, как и грузовые автомобили, могут быть общего назначения и специализиро­ван­ны­ми.

Подвижной состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей различных типов, а также прицепов и полуприцепов, буксируемых автомобилями. Применение автопоездов позволяет увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок.

Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть картинку Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Картинка про Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов

Рис. 1. Прицепной состав:

а – одноосный прицеп;

б – двухосный прицеп;

г – двухосный полуприцеп

Для соединения с автомобилем – тягачом прицепы имеют дышло 2 (рис. 1). Дышло соединяют с тягачом при помощи тягово-сцепного устройства (ТСУ). Тягово-сцепные устройства могут иметь различную конструкцию. Требования к тягово-сцепным устройствам изложены в Правилах № 55, 102 Европейской экономической комиссии Организации объединённых наций.

Полуприцепы оборудуются опорной площадкой, в центре которой располагается шкворень 5 (рис. 1, г), который входит в пазы захватов опорно-сцепного устройства тягача. Опорно‑сцепное устройство иначе называется седельно-сцепным устройством или просто седлом. Тягач, предназначенный для буксировки полуприцепа и имеющий опорно‑сцепное устройство, называется седельным тягачом. Отцепленный от седельного тягача полуприцеп опирается на поддерживающую стойку (суппорт) 4 (см. рис. 1, г).

Прицеп-роспуск (рис.1, в) применяют для перевозки длинномерных грузов. Грузы, уложенные в кузов автомобиля-тягача, поддерживаются прицепом-роспуском. Он имеет поворотный конник 3 — опорную поворачивающуюся балку, обеспечивающую правильное размещение груза. Дышло 2 прицепа-роспуска выполняется иногда телескопическим (раздвижным).

Для обеспечения устойчивого положения в отцепленном состоянии одноосные прицепы могут иметь переднюю 1 (рис.1, а) и (или) заднюю подставки.

ИНДЕКСАЦИЯ (ОБОЗНАЧЕНИЕ) АВТОМОБИЛЕЙ

В 1966 г. была принята отраслевая нормаль ОН 025270‑66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», которая не только классифицировала автомобили. На основании ОН 025270‑66 была принята система обозначения автомобилей, прицепов и полуприцепов.

В соответствии с этой системой каждый новый автомобиль обозначался аббревиатурой завода-изготовителя и имел цифровой индекс, состоящий из четырёх, пяти или шести цифр, за которыми через тире могут использоваться ещё две цифры.

Цифровой индекс автомобиля (прицепа, полуприцепа) следует начинать расшифровывать со второй цифры.

Вторая цифра указывает на тип (вид) автомобиля:

Для прицепов и полуприцепов вторая цифра является показателем типа прицепа (полуприцепа), как правило, соответствующего типу тягача.

Первая цифра обозначает класс автомобиля.

Легковые автомобили классифицируют по рабочему объему двигателя.

Грузовые автомобили — по полной массе.

Автобусы — по габаритной длине.

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 легковые автомобили подразделяются на 5 классов в зависимости от рабочего объема двигателя (табл. 1).

Классификация легковых автомобилей
в соответствии с ОН 025270‑66

Первая цифра индекса легкового автомобиляКласс легкового автомобиляРабочий объем двигателя, л (дм 3 )
Особо малыйдо 1,2
Малыйот 1,3 до 1,8
Среднийот 1,9 до 3,5
Большойсвыше 3,5
Высшийрабочий объем не регламентируется

Под рабочим объёмом двигателя понимают сумму рабочих объёмов всех его цилиндров. Рабочим объёмом цилиндра называют объём, освобождаемый поршнем при его перемещении от верхней мёртвой точки к нижней мёртвой точке. Верхней мёртвой точкой (ВМТ) называют положение поршня, наиболее удалённое от оси коленчатого вала. Нижней мёртвой точкой (НМТ) называют положение поршня, наиболее близкое к оси коленчатого вала.

Рабочий объём двигателя обычно выражают в литрах и называют литраж двигателя. В соответствии с табл. 1 применяют выражения «малолитражные двигатели», «среднелитражные двигатели» и «двигатели большого литража».

Литр — это мера геометрического объёма. Один литр это кубический дециметр (10 сантиметров). Иными словами, объёму 1 л соответствует объём куба со стороной 10 см (1 дм).

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 грузовые автомобили подразделяются на 7 классов в зависимости от их полной массы (табл. 2).

Классификация грузовых автомобилей
в соответствии с ОН 025270‑66

Первая цифра индекса грузового автомобиля (класс грузового автомобиля)Полная масса, т (тонны)
до 1,2
от 1,3 до 2,0
от 2,1 до 8,0
от 9 до 14
от 15 до 20
от 21 до 40
свыше 40

Полной массой (разрешённой максимальной массой) автомобиля называется масса транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 автобусы подразделяются на 5 классов в зависимости от их габаритной длины (табл. 3).

Классификация автобусов в соответствии с ОН 025270‑66

Первая цифра индекса автобусаКласс автобусаДлина автобуса, м (метры)
Особо малыйдо 5,0
Малыйот 6,0 до 7,5
Среднийот 8,0 до 9,5
Большойот 10,5 до 12,0
Особо большой16,5 и более

Примечание. Класса 1 (первая цифра индекса) для автобусов не существует.

Для прицепов на первой позиции цифрового индекса (класс) указывается цифра 8.

Для полуприцепов на первой позиции цифрового индекса указывается цифра 9.

Третья и четвертая цифры указывают на порядковый номер модели. Порядковый номер присваивается модели заводом-изго­то­ви­телем.

В состав индекса могут также входить пятая и шестая цифры.

Пятая цифра показывает, что это модификация, а не базовая модель. Шестая цифра показывает вариант исполнения, например:

Некоторые автомобили имеют в своем обозначении цифры 01, 03, 04 через тире после основного индекса. Это говорит о том, что модель или модификация имеет дополнительные комплектации или является переходной.

Например: ВАЗ‑21703 (рис. 2). Автомобиль ВАЗ – произведён Волжским автомобильным заводом (г. Тольятти). Цифра 1 на второй позиции индекса означает, что это автомобиль легковой, следовательно, он классифицируется по рабочему объёму двигателя. Цифра 2 на первой позиции индекса означает класс автомобиля — рабочий объём двигателя от 1,3 л до 1,8 л. Номер модели 70. Модификация 3 (двигатель ВАЗ‑21126, рабочий объём 1,6 л).

Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть картинку Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Картинка про Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцеповКак строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть картинку Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Картинка про Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов

Рис. 2. Автомобиль ВАЗ‑21703 LADA PRIORA

Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть картинку Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Картинка про Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов

Рис. 3. Автомобиль КамАЗ‑5410

ЛиАЗ‑5256 (рис. 4). Автомобиль ЛиАЗ – произведён Ликинским автобусным заводом (г. Ликино-Дулёво, Московская область). Цифра 2 на второй позиции индекса означает, что это автобус, следовательно, он классифицируется по габаритной длине. Цифра 5 на первой позиции индекса означает класс автобуса — габаритная длина от 10,5 м до 12,0 м. Номер модели 56. (Действительная габаритная длина автобуса ЛиАЗ‑5256 составляет 11,4 м).

Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Смотреть картинку Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Картинка про Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов. Фото Как строят систему индексации автомобилей прицепов и полуприцепов

Рис. 4. Автобус ЛиАЗ‑5256

ЧМЗАП‑8386. Транспортное средство ЧМЗАП – произведено Челябинским машиностроительным заводом автомобильных прицепов. Цифра 3 на второй позиции индекса означает, что это транспортное средство грузовое общего назначения, то есть имеет неопрокидываемую бортовую платформу, которая может быть оборудована дугами и тентом. Цифра 8 на первой позиции индекса означает, что это прицеп. Номер модели 86.

В настоящее время отраслевая нормаль ОН 025270‑66 не носит обязательного характера, однако отечественные автозаводы в основном продолжают придерживаться её при цифровой индексации моделей вновь выпускаемых автомобилей.

Можно встретить автомобили, действительный класс которых не соответствует указанному в первой позиции индекса. Это означает, что индекс был присвоен разрабатываемой модели, однако в процессе её доработки и подготовки производства параметры автомобиля изменились и стали соответствовать другому классу, а индекс остался прежним. Примером такого автомобиля может служить ЗИЛ‑5301 «Бычок» полной массой 6950 кг.

Индексация иностранных автомобилей не соответствовала отраслевой нормали ОН 025270‑66. С развитием в Российской Федерации системы сертификации автомобильной техники и появлением «Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов» (Утверждены Постановлением Госстандарта России от 1 апреля 1998 г.) на каждый новый тип транспортного средства, выпускаемый в обращение на территории Российской Федерации, стали оформлять документ, называемый «Одобрение типа транспортного средства». В соответствии с этим документом каждый тип транспортного средства может иметь марку. Это зарегистрированная специальным образом торговая марка, например LADA, FORD, MAZDA, TOYOTA и т.п. Если у предприятия нет зарегистрированной торговой марки, то в графе «Марка транспортного средства» Одобрения типа транспортного средства ставится прочерк. В графе «Тип транспортного средства» записывается обозначение типа, выбранное изготовителем. Для отечественных изготовителей тип, как правило, состоит из индекса модели, сформированного в соответствии с ОН 025270‑66. Также тип может содержать торговое название модели, например PRIORA, KALINA. Иностранные производители индекс модели в соответствии с ОН 025270‑66 не используют. Они формируют свой индекс по внутренним правилам фирмы-изготовителя или ограничиваются торговым названием модели, например FORD FOCUS, VOLKSWAGEN TOUAREG, TOYOTA RAV4, MAZDA 3, PEUGEOT 308.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *