Как создать ролку в телеграмме
Как создать ролку в телеграмме
Редактор текстовых квестов для телеграма
Примерно год назад я наткнулся на текстовый квест в телеграме @QuestGameBot, там рассказывается увлекательная история о человеке, который очнулся где-то под водой и пытается понять, что вообще происходит. Концепция таких квестов мне понравилась, но я не нашел готовых решений, которые бы позволяли создавать подобные текстовые игры.
В то же время один мой товарищ попросил ему помочь в изучении языка программирования PHP. Как известно, лучше все изучать сразу на практике. Но для практики нужно было придумать проект. (товарищ в итоге слился)
Я подумал, что звезды сошлись и надо делать!
Что-то такое должны сказать люди в теме. И действительно, если поискать на dtf есть статьи про создание текстовых квестов:
Но есть один нюанс. (с)
Все эти квесты требуют специальных приложений. То есть, если я играю в квест, он мне очень вкатывает, я советую его друзьям: «это лучший сценарий, который когда-либо видел». Ииии вряд ли они его скачают. Нужно искать где-то программу, разбираться с интерфейсом, в общем нужно совершать очень много дополнительных телодвижений.
Поэтому мне очень нравится решение с квестом в месседжерах. Они есть уже практически у всех. Но делать поддержку сразу всех платформ очень сложно, поэтому я остановился пока на телеграме.
Когда мы видим сюжет какой-нибудь нелинейной RPG игры, например ведьмака, мы видим результат работы огромной команды писателей, разработчиков, дизайнеров. В книге «Кровь, пот и пиксели» показано люди создают игры, а потом выгорают и перестают заниматься геймдевом.
Но разработчиков мотивирует не только любовь к созданию игр, но и деньги. Они не могут позволить себе бросить работу просто потому что надоело. Нужно оплачивать квартиру, кормить семью, кота, закрывать кредит за машину.
Как это связано с редактором? Все просто. Я делаю инструмент для других людей и мне хотелось бы, чтобы процес создания игр был максимально прост и понятен с одной стороны. С другой, чтобы игра удивляла игрока. И, к сожалению, это два противоположных конца. Чем интереснее игра, тем дольше и сложнее ее разрабатывать. А значит люди, которые захотят попробовать сделать супер игру в редакторе, будут просто бросать разрабоку на половине пути (и это в лучшем случае).
Первая идея была сделать редактор, который бы позволял разрабатывать линейные сюжеты, но у игрока были бы различные параметры. Например, количество жизней. Каждый неправильный ответ на вопрос, уменьшает количество жизней. Доходишь до конца, побеждаешь.
Но такой подход убивает основную фишку игр — нелинейность. Поэтому пришлось от него отказаться.
Второй подход — это редактор дерева диалогов. В зависимости от решения, игрока перекидывает на ту или иную ветку. От параметров пользователя на первых парах пришлось отказаться, но зато я получил возможность нелинейного сюжета.
Для создания игр был разработан диалоговый редактор в браузере. Как мне кажется, выглядит он довольно интуитивным. Текстовый квест — это по сути дерево диалогов, в котором мы переходим к той или иной ветке, в зависимости от ответов. Дерево состоит из вершин и дуг. Вершина содержит текст, который будет отображен пользователю и варианты ответов. Дуги соединяют ответы с другими вершинами.
Как я начал создавать текстовую MMO RPG
В этой статье я опишу личный опыт написания первой версии текстовой MMO RPG для Телеграмма, используемые для этого технологии и этапы, через которые прошёл, при создании игры.
Введение, или как я докатился до всего этого
Начну немного издалека — с 2010-го года. Именно тогда я познакомился с браузерными играми и даже отдал им немало своего свободного времени. Через пару лет таких игр я захотел написать свою. Собрал несколько таких же энтузиастов в одной из этих браузерок и мы набросали некое подобие ТЗ для нашей будущей игры. На стадии написания ТЗ всё и закончилось тогда.
Но сама мысль поучаствовать «в большом гейм-деве» меня не покидала — теплилась где-то внутри, пока я занимался веб-программированием.
Так длилось до начала 2017-го года.
Примерно в середине января наша команда разработчиков получила заказ от одной широко известной компании для написания бота для нескольких мессенджеров. Так как серверная часть разработки в команде на мне, то и выбирал платформу в основном я. Сначала был опробован Microsoft Bot Framework для Skype и Telegram (замечу тут в скобках, что с Telegram до того момента я знаком не был). Bot Framework показал какие-то дикие задержки ответов на запросы пользователя из телеграмма и я принял решение работать напрямую с Telegram Bot API.
Так был написан первый бот, с играми никак не связанный.
Но в процессе его написания, я обнаружил несколько текстовых игр, реализованных в виде ботов для Telegram. Попробовал одну «классическую» MMO RPG про замки, мечи, крафтинг и прочее в том же духе. Понравилась сама идея разделения на 5 фракций и битвы между ними. Посмотрел, попробовал и вскоре понял, что вот оно — я могу сделать текстовую RPG. Для этого хватит моих ресурсов и моей мотивации.
Это было начало февраля 2017-го.
Создание первой версии текстовой MMO RPG
Во-первых, был выбран сеттинг — самая что ни на есть современность. Вначале игра была названа «Hacker Wars» и было решено, что существует 5 компаний, в которых работают хакеры и взламывают друг друга. За успешные взломы получают местную валюту и опыт, за провалы — теряют валюту.
Этот базис с нами до сих пор, хотя и постоянно перебалансируется (об этом в другой раз).
Персонаж, по классике, имеет уровень и текущий опыт. С ростом опыта растёт и уровень персонажа. Тут ничего сложного.
Далее нужно было определить навыки персонажа. Силу, Защиту, Ловкость и прочие физические параметры я использовать не мог — хакеры не дерутся физически. Поэтому я выбрал 4-е таких параметра, противоположных друг другу попарно: Практика-Теория, Хитрость-Мудрость.
Следующие 3 дня я посвятил балансировщику и отрабатывал на нём различные формулы взаимодействия этих 4-х параметров у различных персонажей.
В этот момент было решено, что будет не просто сравнение параметров у соперников и у кого больше, тот и победил. Это скучно и нет никакого игрового момента. Нужна была именно схватка, с шансами попадания, уворота (аналоги взяты всё-таки из физического мира, чтоб проще объяснять). Или, что то же самое — с шансом взлома, ухода от взлома. За это отвечали Хитрость и Мудрость + рандом. А за сумму урона и критические удары — Практика и Теория. Т.е. я не стал ничего изобретать, просто назвал навыки более подходящим образом.
Итак, 3 дня и миллионы боёв ботов друг с другом были проведены.
Следующий этап — это так называемый «шмот». Различные мечи, щиты, луки и прочий скарб в классических RPG. Или плазмоганы в постапокалиптических. В современных реалиях я принял решение использовать Гаджеты. У персонажа 6 слотов под каждый вид гаджета. В одном слоте можно носить только один соответствующий гаджет.
После проведения расчётов стоимости гаджетов и их прибавке к навыкам персонажа, получил такую табличку (табличку позже подготовила девушка-игрок, в моей версии был просто spreadsheet):
Основы RPG заложены — навыки и гаджеты. MMO взаимодействие добавлено — битвы 5 компаний. Формулы прибавки опыта и утаскиваемой при успешном взломе валюты — расписаны. Но чего-то не хватало. Хотелось какой-то изюминки.
Так на 7-ой день (и увидел программист, что это хорошо 🙂 ) в проекте появились Акции всех 5-ти компаний. Игрок мог купить акции любой компании, но на руках после покупки у него должна была оставаться некая сумма в местной валюте — таким образом к началу битв у игроков часто оказывались непустые кошельки, было что утащить при успешном взломе. Это стало первой увязкой акций и битв между собой. Следующий шаг — изменение стоимости акций в зависимости от результатов каждой битвы. Если компанию взломали — акции теряют в цене, если взломать не смогли, акции поднимаются в цене. Так акции стали влиять на битвы, а битвы — на акции.
В этот же момент я принял решение переименовать игру в Startup Wars — Битвы Стартапов.
Из подобных же MMO проектов была взята и основная «валюта» продвижения — Энергия, которая пополняется со временем и увеличивается за счёт привлечения друзей по партнёрской ссылке — тут я не стал изобретать велосипед. Единственное — у нас эта валюта названа Мотивация. Некоторые действия игрока требуют затрат мотивации, а взамен дают опыт, деньги и прочие ресурсы.
Параллельно со всеми механиками шла работа и над созданием интерфейса игры. У телеграмм-бота есть два вида кнопок — «обычные» текстовые кнопки под строкой ввода и инлайновые — над строкой ввода. Плюс к кнопкам есть команды, начинающиеся со слеша, например /help.
Мной был принят ряд архитектурных решений на основе имеющихся интерфейсов. Так основные перемещения по разным «сценам» игры осуществляются через текстовые кнопки под строкой ввода. Там стараюсь держать не более 6 кнопок с учётом 1-ой для возврата в главное меню (главное меню — профайл персонажа). Если на какой-то странице 1-2 действия для принятия решения (например, подтверждение операции продажи всех акций на руках) — то использую инлайновые кнопки. Если же операций на странице много (например, покупка гаджетов в местном интернет-магазине) — то использую команды, начинающиеся со слеша.
Дело подходило к середине февраля, на 15-ое у меня была назначена операция, после возвращения с которой я собирался запускать проект. До операции оставалось пару дней, которые я потратил на введение в состав игры обширного хелпа и доработку различных мелочей (а дьявол как раз и кроется в мелочах) — например, если покупаешь более мощный гаджет для руки, то он автоматически заменят старый, а старый кладётся в рюкзак.
Первая версия была разработана ровно за 14 дней, в перерывах между основной работой.
Запуск первой версии текстовой MMO RPG
Итак, я вернулся из больницы и на следующий же день организовал запуск. Ребята из нашей команды помогли с настройкой сервера. На тот момент это был 1 основной игровой бот, получающий апдейты от телеграмма через long-polling. Плюс к нему пара скриптов на сервере, выполняемых по cron — сами битвы, проходящие автоматически раз в 3 часа в дневное время и скрипт восстановления потраченной мотивации.
Одновременно с запуском бота, я зарегистрировал 5 закрытых групп в телеграмме — по одной на каждую из противоборствующих компаний. Плюс одна открытая группа — для общения всех игроков между собой. Плюс канал новостей — про обновления самой игры. Художник из нашей команды подготовил красивые логотипы для всех этих 6 чатов, игрового бота и новостного канала.
На всём этом нехитром наборе контента мы и стартовали 18-го февраля вечером. К запуску приурочили статью на Спарке, откуда и получили первых игроков. Эти игроки уже раскидали друзьям промо ссылки на повышение мотивации и через 6 дней у нас было около 400 игроков.
Игра текстовая, т.е. после каждого действия игрока игра отправляет ему какой-то ответ. На момент старта все тексты подготовил я сам. Тогда имелось всего 2 квеста, где можно было потратить мотивацию — Работа и Прогулка. На работе игрок зарабатывал больше денег, но меньше опыта. На прогулке же больше опыта, но меньше денег. Каждый квест требовал вложений 1 мотивации и заканчивался через 5 минут реального времени. При окончании квеста игроку отправлялась случайная фраза из набора нескольких фраз с описанием события, которое произошло с ним на работе или прогулке.
Где-то на третий день после старта, на кураже, я решил провести конкурс окончания фраз прогулки и работы. «Реализовал» очень просто — предложил в главном чате игры писать фразы для конкурса с хештегом #sw_конкурс. И всё.
Через пару дней у нас уже было 109 фраз разной степени интересности.
И тут я понял, что пора бы эти фразы как-то систематизировать, отправлять к себе в базу и затем использовать в игре. Забегая вперёд, скажу, что эти фразы так и не попали в первую версию игры.
Так появился второй бот для игры, который я, недолго думая, назвал SW Информатор — что-то вроде электронного гида-помощника. Его я «подселил» во все 6 игровых чатов и он был призван собирать фразы для конкурса с хештегом. Буквально сразу после запуска этого бота, я придумал новый хештег для него — #идея. Каждый игрок мог предложить любую идею по улучшению действующего функционала игры или предложить совершенно новый функционал. В дальнейшем появились и другие хештеги, популярным из которых, к примеру, является #баг — это баг-репорт от игроков. За найденные баги и реализованные в игре идеи я расплачивался внутреигровой валютой.
Итак, игра была запущена и вокруг неё начало постепенно образовываться комьюнити. Я фиксил найденные игроками баги и реализовывал интересные идеи. К сожалению, в самом конце февраля я попал в больницу на 3.5 месяца и мои друзья были вынуждены остановить сервер игры 3 марта. Так перестала существовать первая версия моей первой игры.
Используемые технологии
Примечание
Если интересно, как я запускал вторую версию после возвращения из больницы и через что прошёл с ней на текущий момент — пишите в комментариях, подготовлю ещё одну статью.
Как написать игрового Telegram-бота в домашних условиях
Возможно, кто-то о нас слышал. Мы — популярное интернет-издание по программированию. Мы не только пишем статьи на тему современной разработки, но и ищем способы, как держать аудиторию в постоянной заинтересованности к тому, что мы делаем.
Однажды мы решили, что нам нужно сделать бота. Бот должен был давать логические задачи в групповом чате в Telegram «Развиваем логику», закреплять их на то время, пока её решают, не давать новую, пока ответ кого-то из участников не наберёт десять (потом снизили до пяти) плюсов, а также вывешивать топ наиболее успешных решателей задачек.
Задача довольно простая, подумали мы, особенно учитывая волну популярности ботов и количество материала в сети по этой теме. Однако материала не очень качественного: кто-то не использует композер, а кто-то даже пишет весь код в одном файле-обработчике, полагая, очевидно, будто количество файлов влияет на скорость работы кода.
Сначала бот должен был просто давать задачи, причём их можно было пропускать, постоянно вызывая одну и ту же команду. Это первая проблема, которую мы стали решать. Выход нашёлся почти сразу: сохранение состояния бота (а точнее, текущей команды) в базе. Другими словами, получая команду /get, бот даёт задачу и сохраняет команду в базе.
В следующий раз, перед тем как отреагировать на сообщения в чате, бот сравнивает команду, которую получил прямо сейчас, с последней командой в базе. Если они совпадают, бот никак не реагирует и вдобавок удаляет команду пользователя, чтобы она не мусорила чат. Согласитесь, это выглядит как хорошее решение.
После запуска бота в работу мы обнаружили ещё одну проблему: хэштеги не очень удобны для поиска. Ведь задача может уйти далеко наверх, а листать до неё или забивать в поиске — достаточно неинтересное занятие, чтобы стравливать его пользователю. Поэтому мы решили сразу же закреплять задачу, которую даёт бот. Причём закрепляет как раз он сам, а не мы (и да, делает это без уведомлений).
Ну и напоследок ещё одна проблема, которую мы с успехом решили. Некоторые задачи предполагали не точное решение, а наиболее подходящее. Как в таком случае должен поступить админ и чей ответ выбрать?
Поэтому мы подумали, что коллективное решение намного справедливее решения одного человека, и дали пользователям выбирать самим, помечая плюсом сообщение, с которым они согласны.
Какое решение быстрее наберёт пять плюсов, то и выбирается ботом как лучшее. Это хорошее решение не только с точки зрения справедливости, но и автоматизации: нам больше не придётся следить за чатом и читать все ответы.
Composer — это стандарт при разработке на PHP. Он позволяет скачивать сторонние библиотеки на проект и предоставляет удобный механизм по автозагрузке классов. Вся работа с Composer происходит через консоль и в файле composer.json. Обычно он выглядит так:
Если вы разрабатываете не на фреймворке, то во множестве случаев создаёте composer.json самостоятельно и заполняете секцию autoload, которая загружает ваши классы по правилу psr-4, о котором можно найти много информации в интернете.
Далее вы выполняете команду composer install, и автозагрузка начинает работать. Также не забудьте про библиотеки, которые нужно установить, для этого выполните в терминале в папке с проектом следующие две команды:
И тогда ваш composer.json станет похож на тот, что я показывал выше.
Сразу же продемонстрирую готовую структуру проекта:
Файл app.php является точкой входа в наше приложение, на который мы вешаем веб-хук (это значит, что бот не будет постоянно опрашивать сервер на наличие обновлений; он их будет получать только тогда, когда они будут). Вот как он выглядит:
Ничего необычного, создаём объекты всех нужных нам классов и делаем проверку на то, в каком чате мы находимся — приватном или супергруппе. Да, разделить код на достаточно независимые части является хорошей практикой. К тому же легче рефакторить и добавлять код, когда проблемы того потребуют.
Это тот самый файл, который мы включили в app.php. Там мы просто по ключу достаём нужные нам настройки:
В папках Admin и User хранятся классы по работе как с приватным чатом, так и с супергруппой. Это не только удобно, как я говорил выше, но и даёт возможность отключить деятельность бота в одном из режимов, если мы соберёмся добавлять в него функциональность.
Больше томить вас кодом не буду, повторю только, что теперь он в свободном доступе.
Так мы решили сразу несколько проблем и написали достаточно неплохой, легко поддерживаемый код для бота, который по-прежнему в добром здравии и надёжно выполняет свои функции.
От текстовой безделушки до масштабного аналога Fallout на базе чат-бота в Telegram
История о том, как я немного увлёкся и создал MMORPG.
На самом деле, я долго собирался с мыслями и вынашивал эту идею. Даже не смотря на своеобразный курс молодого бойца из нескольких простеньких ботов за плечами, я понимал, что вообще не готов к разработке собственной MMORPG.
Но, к счастью, в какой-то момент в голову пришла мысль: «Просто сядь и начни делать». Мысль пришла мне от моей девушки, но это уже не так важно, важно, что я просто сел и начал делать. Идея для основной механики игры у меня уже сформировалась к тому моменту, поэтому я начал её реализовывать, ожидая, что идея об интересном сеттинге придёт сама. Не случилось.
Тогда я решил посоветоваться со своим другом, и как только я ему написал, что делаю свою игру, он сразу же выпалил: «Надо про постапокалипсис». Чтобы вы понимали, насколько несерьёзно и скептически я тогда относился к игре: если бы он написал не «постапокалипсис», а, например, «царство фей», то сейчас в Telegram была бы MMORPG про фей Винкс.
Но постапокалипсис тоже ничего. Примерно так мне и пришла идея создания Wasteland Wars — комплексной survival-MMORPG в формате бота для Telegram.
У меня вообще не стояло вопроса о выборе платформы, я загорелся идеей попробовать сделать игру именно на основе бота в Telegram, а затем уже под этот формат придумал Wasteland Wars. Мобильные приложения я и так часто разрабатываю на основной работе, и нужно быть парнишей с большими странностями, чтобы во время отдыха от работы заниматься тем же.
Мне хотелось что-то принципиально новое. Попробовать наколдовать что-нибудь крутое и необычное для меня в такой же необычной для меня среде. Ну и растущая популярность мессенджера сыграла далеко не последнюю роль. Платформа сразу даёт тебе и площадку для проекта, и потенциальную аудиторию. Звучит как музыка.
Игра рассчитана на тех, кто любит юмор, собирать лут, хардкор и своих друзей. А если человек приведёт в игру друзей, которые любят то же самое, то полученная пламенная смесь и будет эталоном целевой аудитории этой игры.
Если серьёзно, игра определённо придётся по душе поклонникам тематики постапокалипсиса: фанатам серии Fallout, книги «Дорога»; любителям фильмов про миры, пережившие катастрофу: «Дитя человеческое», трилогия «Безумный Макс», «Я — Легенда»; любителям ролевых игр и рогаликов.
Ещё больший фан игра доставляет, если собраться в ней компанией друзей. В целом контингент в проекте собрался очень разнообразный, играют люди от 18 (почти) до 50 лет — с разными увлечениями. Меня до сих пор удивляют взрослые мужики с жёнами и детьми, которые активно проводят в боте и игровых чатах по 16-18 часов в день. Так что точного ответа тут дать нельзя.
Зато игра точно не рассчитана на детей. Во-первых, в игровом боте написано, что игра строго для людей старше 18 лет, так что дети просто не смогут пройти. Во-вторых, игра довольно сложная и требует либо очень аккуратной игры, либо терпения, чтобы не психануть после первой же смерти.
Из моих наблюдений, даже если дети каким-то чудом смогут обойти возрастное ограничение, они не станут терпеливо преодолевать все сложности пустошей, почти всегда они перестают играть при первой же опасной ситуации.
Текстовые игры — это круто. Твои руки развязаны, ты не ограничен рамками графики или звука, просто начинаешь писать. Ты можешь писать игровые сюжеты через призму своих собственных эмоций и настроения, задавая нужный окрас событиям. Достаточно найти свой стиль и научиться грамотно придавать тексту нужный эмоциональный оттенок, а после этого уже начинается чистый полёт фантазии.
Нет визуализации — и не надо. Воображение при чтении справляется с графикой очень неплохо. Основные плюсы в разработке текстовой игры:
Из минусов текстовых игр ничего на ум сейчас не приходит. Игра без графики — это не обязательно минус. Но отсутствие музыкального сопровождения для многих будет весомым недостатком, так как правильная музыка в связке с грамотной и эмоциональной историей может оказать колоссальный эффект на эмоции и настроение читателя.
Не могу вспомнить ни одного похожего проекта. Но если можно к ним отнести игровых чат-ботов других жанров, то знаю четыре-пять подобных игр, по жанру похожих на элементарные стратегии, и ещё одну совсем уж специфическую попытку скопировать в формате бота Pokemon Go. Но я так и не добрался до геймплея в ней, поэтому ничего не могу сказать про эту вещицу.
Аудитория если и есть, то очень тщательно скрывается, я не знаю пока что ни одного игрока. Основная масса таких проектов — это первый подобный бот Chat Wars (игрушка средняя и незатейливая, но свою аудиторию в то время смогла найти, ведь это была первая попытка создать мультиплеерную игру на базе бота), а так же множество вариаций его клонов с изменённым оформлением.
К сожалению, в последнее время всё не очень радужно у большинства таких игр: CW сейчас стремительно сдаёт позиции и теряет активность, часть её клонов уже отключена, некоторые работают, но с нулевой активностью. Однако несколько клонов (они, кстати, уменьшают сходство с оригиналом, что очень радует) всё ещё удерживают свою аудиторию на стабильной отметке.
Чтобы объяснить суть такого типа игрушек, достаточно того, что это игры, в которых вообще нельзя проиграть. Общий вид: нажми кнопку, подожди, повтори пять раз. Жди несколько часов. Нажми кнопку, подожди, повтори пять раз.
Я не хочу ничего сказать про людей, которые играют в эти игрушки — у всех свои вкусы, но вот их разработчиков (за редким исключением) очень хочется пристыдить за то, что они засоряют новую перспективную площадку бесполезным плагиатом и простейшими копиями, не стесняясь воровать тексты из оригинала. И это вместо того, чтобы хотя бы попробовать привнести что-то новое и интересное.
Я не задумывался над этим вопросом. Сложно повлиять на рынок, который только-только зарождается. Наверное, есть одна вещь в моём проекте, которую я хотел бы увидеть в остальных игровых ботах.
Для понимания потребуется зайти немного издалека. Я замахнулся делать свою Wasteland Wars с ориентиром на большие MMORPG для компьютеров, такие как Lineage 2 и WoW. Самому до сих пор сложно в это поверить, но так получилось, что сейчас мой игровой бот в Telegram функционирует на базе почти идентичной комплексным, большим играм ММО.
И всё это так и осталось бы просто массой сложных механик, если бы я не выверял фанатично каждую кнопку игры, постоянно упрощая взаимодействие со всеми доступными в игре возможностями. Всю сложность скелета игры скрывает за собой простой интерфейс, одинаково удобный и понятный даже в самых запутанных игровых механиках.
Я загорелся идеей глубокого симбиоза дизайна и скелета игры настолько сильно, что доходило до абсурда: проведя за проработкой интерфейса множество бессонных ночей, я ещё долго потом боролся с ним в кошмарах. Хочется, чтобы другие разработчики на этом рынке переняли у моего проекта именно эту особенность — детальную проработку дизайна игры.
Даже имея в основе массивные и тяжёлые механики, игра должна управляться просто и интуитивно, причём в каждом её аспекте. А для рынка Telegram-игр в целом я хочу показать ту планку качества и проработки игры, на которую разработчики могут равняться, понимая, что достичь этой планки можно даже в одиночку.
Мечтать не вредно, конечно, но я был бы очень рад увидеть в ближайшем будущем игровых ботов с таким же подходом к качеству и удобству игры.
Среди старожилов проекта, играющих в него практически с первых дней, принято считать датой создания игры 22 июня 2017 года. Они объясняют это тем, что именно в этот день игровой бот впервые подал признаки жизни, отправив приветствие в ответ на сообщение игрока.
Для них это может стать шокирующим срывом покровов, но разработку игры я начал за день до этой даты — сразу, как появилась идея, и в тот же день я уже протестировал бота, который ответил приветствием на ключ закрытого теста. Но какая разница, если по-настоящему игра рождается только с первым настоящим игроком?
Не люблю я такими данными делиться. С детства всегда держал свои достижения и успехи при себе — от греха подальше. «Деньги любят тишину», — только не про деньги.
Но я понимаю, что для многих этот момент самый интересный, поэтому давайте так: средний суточный онлайн зависит от многих факторов, в том числе от игровых событий, запланированных на этот день, праздников или выходных, соответственно, это довольно скользкий показатель, меняющийся каждый день. Но если взять навскидку, то диапазон суточного онлайна колеблется где-то от 500-600 до 1000 человек в сутки.
Раз уж ориентируюсь на масштабные игры, я решил, что если делать полноценную MMORPG в чат-боте, то нужно попотеть и попытаться повторить путь больших проектов вообще во всех аспектах. А потом, потирая ладошки, посмотреть, к чему это может привести в формате текстовой игры.
Так что обновления игры выходят по принципу: редко, но метко. Относительно долго готовлю обновление, а на выходе получаются действительно масштабные патчи. Зато каждое такое обновление — настоящее событие для всех игроков, а список изменений новой версии моментально разлетается из новостного канала по всем игровым чатам.
К тому же такой процесс обновлений позволяет выпускать их сезонами — я могу за месяц выпустить два крупных обновления, а затем взять перекур на несколько недель перед следующим сезоном обновлений. Кстати, этот метод апдейтов (по крайней мере, по моим ощущениям) оказался очень щадящим и продуктивным для меня, и я теперь стараюсь применять его во всех более-менее крупных своих проектах.
Очень советую вам взять его на заметку, особенно если вы быстро перегораете и теряете интерес к проекту во время интенсивной работы. Приятным бонусом этого метода стало то, что за промежутки между обновлениями изменения игрового баланса раскрывают себя более подробно, а если в них есть проблемы — они более отчётливо бросаются в глаза. Возможно, это работает благодаря свежему взгляду после отдыха.
Даже через текст чувствуется искренняя радость и удивление в их словах, и это невероятно сильно мотивирует — видеть, что твоя игра приносит удовольствие огромному количеству незнакомых тебе людей, что они ценят этот труд и ждут его. Но, думаю, что я могу немного приоткрыть в рамках Dev Story для вас завесу тайны касательно некоторых фишек из следующего обновления.
По аналогии с введением отдельной PvP-зоны для битв один на один, в игру будет добавлена зона PvP для массовой потасовки сразу нескольких участников из разных банд. Теперь мериться силой можно будет вместе со своими друзьями из банды — стенка на стенку. Будет расширена функциональность банд, а в общем складе банды её главарь теперь сможет управлять распределением ресурсов.
Понятия не имею. Когда делаешь игру для себя, даже скорее игру своей мечты — предугадать реакцию аудитории крайне сложно.
При каждом крупном обновлении, особенно перед релизом, я ловлю себя на мысли: «Ну всё, Макс, с этими фишками ты точно перегнул палку, сейчас словишь массу негатива в лицо, и все забросят игру». Чёрт. Это сложнее объяснить, чем я думал.
Допустим, я понимаю, что конкретная новая функция слишком непривычна и нестандартна для игр в целом, в частности — для Telegram. Я понимаю, что мой юмор может оказаться слишком непонятным или чересчур жёстким для неподготовленного игрока, из-за чего тот воспримет шутку за чистую монету и идиотскую механику.
Например, с введением возможности покупки собственного жилья, в том же обновлении появилась возможность хранить дома часть своих ресурсов. Но после складирования своих ресурсов в первый раз, игра выдаёт сообщение: «Ресурсы на складе, но чтобы забрать их, тебе нужно найти 20 штук кварца, 15 генераторов и один вообще несуществующий в игре материал».
Хотя конкретно эту шутку в обновлении большая часть игроков оценила и восприняла с должным юмором, нашлось и множество тех, кто с ворчанием: «Идиотизм, почему я не могу забрать свои же ресурсы, ну и фигня» хотели бросить игру.
При этом они даже не пытались нажать на большую кнопку «Всё равно забрать» прямо под этим сообщением. Мало кто ожидает, что игра кроме допустимого подстрекательства и стёба может ещё и вот так вот откровенно обмануть тебя, устроив стресс-тест твоей смекалке. Но реакция игроков на такие моменты просто бесценна.
Именно такие, зачастую рискованные и провоцирующие игрока на самые разные эмоции геймплейные фишки до сих пор поддерживают тот огонёк энтузиазма внутри меня. Так что лично для меня будущее Wasteland Wars всё ещё не совсем очевидно. Я делаю игру своей мечты, и пока в неё будут с удовольствием играть — я буду с удовольствием её развивать.
Интересно, надо бы затестить. А вообще, вспомнилось, была игра на JAVA про выборы в РФ ( без шуток) в «почти» текстовом формате
http://m-game.com.ua/lg_gx300/?podr=podrobnee&patch=prod&id=980
И да, пример упомянутого выше ChatWars, который с большим отрывом пока лидирует в линейке бот-игр для Телеграмм с весьма скудным функционалом и поломанными механиками (а также ходят легенды и про некрасивое отношение администрации к игрокам) прямо говорит о том, о чём Максим предпочёл умолчать:
Я и не пытался что-то «вбрасывать на вентилятор», о чем ты? Вентиляторы какие-то пошли. И уж тем более, из твоей игры никакие механики я не брал. Зачем мне механики из твоего проекта, если я создавал свой? Если телеграм работает так, как он работает, это не повод обвинять меня в том, что ты где-то это видел)
Если у тебя есть что-то похожее в ней, то это объясняется общими аспектами любой игры формата MMO. Но я не считаю это чем-то плохим, если привносить что-то свое в этот формат, и тем более уж не идет речи про какое-то заимствование из твоего проекта.
А игра у тебя отличная! Более того, это как раз один из тех случаев, когда при схожей основной механике, разработчик пытается не быть похожим на CW, а привносить что-то новое в такой жанр.
Удачи твоему проекту, Павел! И извини, если я неправильно выразился. Речь шла исключительно про наглый плагиат (не буду называть проекты, но уверен что у тебя они тоже на слуху).
Пособие начинающим текстовым ролевикам
На написание этого текста меня подтолкнула девочка, спросившая, что такое текстовые ролевые игры и как в них играют. Мне кажется, он будет полезен всем начинающим ролевикам, а также тем, кто давно не играл и подзабыл, как это делают.
Текст не претендует на абсолютную истину, но с вашей помощью будет к этому стремиться. Копирование не возбраняется при сохранении указанного авторства и указания ссылки.
Ну что ж, рискнем начать.
Ролевки бывают разные по месту игр (форумные, текстовые где бы то ни было, живого действия и, наверное, еще какие-нибудь разновидности) и по тому, во что и как играют.
Есть ролевые, в которых играют по каким-нибудь книгам, фильмам, играм, аниме. Там есть, что главное, уже созданный мир и набор каноничных персонажей. В этом и плюс (все игроки с миром знакомы и могут не заморачиваться, придумывая что-то новое), и минус (если игрок выбрал персонажа-канона, Наруто, к примеру, или Лестата, он должен соответствовать его поведению, вкусам и способностям). Правда, везде бывают исключения. Например, можно в игру по аниме ввести придуманного полностью тобой персонажа, или переделать сам сюжет.
Есть ролевые со свободным сюжетом и авторским миром. Авторами придумывается место действия, какая-нибудь концепция мира, основные законы. Есть миры, в которых полностью отсутствует магия, и вносить ее туда не стоит во избежание споров с админами. Есть миры, в которых можно вообще ВСЕ подряд. У кого на что фантазии хватит.
Первый игрок, решивший начать игру, пишет пост, в котором описывает место действия, погоду, обстановку и прочие декорации. И, конечно, своего персонажа) Обычно чем подробнее, тем лучше (поэтому многие и кричат, что, мол, «как можно писать пост в три строчки?!»), но очень увлекаться. ну, не рекомендую, хотя зависит от вашего партнера. Эпопею в три листа иногда сложновато читать.
Пример поста:
В эту ночь лес был. (описание, бла-бла-бла, деревья шумят и волки воютъ). По дороге, подпрыгивая на каждой выбоине, катилась карета. Кучер устал. Он гнал лошадей уже почти сутки без отдыха и молил всевышнего только о возможности немного поспать.
Пассажиру тоже приходилось несладко: старая развалюха, почему-то названная «великолепным экипажем королевского образца», грозила развалиться в любую секунду.
(что-нибудь из чувств и эмоций персонажа, имя, описание, цель поездки)
Карета остановилась перед воротами. Постоялый двор? Хвала (кому-нибудь, по ситуации).
(персонаж выходит, что-нибудь бормочет, ибо дорога и правда была не самой ровной, а прыгать по кочкам больно, и заходит в трактир)
Последний совет: ваш персонаж – не супергерой. Он умеет чувствовать и бояться, у него есть свои слабости и особенности, свои пороки. У него может болеть нога, чесаться лопатка, перхоть сыпаться в глаза, а в джинсах найтись дырка. Не забывайте про это, такие вещи делают вашего героя интересным и живым. И помните: совершенные герои не вляпываются в неприятности и, значит, не могут из них с блеском выбраться!
Игровая платформа
Боты теперь могут предлагать пользователям поиграть в HTML5-игры, в группе или приватных чатах. Игры — это новый тип контента, который бот может отправлять пользователям.
Эта страница предназначена в первую очередь для разработчиков ботов. Если вы хотите почитать об играх в Telegram более простым языком, добро пожаловать в блог.
Чтобы посмотреть на способности игровой платформы, попробуйте поиграть через ботов @gamebot и @gamee.
Создание игры
Чтобы создать игру, вам необходимо отправить команду /newgame боту @BotFather. В процессе создание вы должны будете ввести название игры, описание, фото и необязательную анимацию геймплея. Игры с анимированной картинкой выглядят более привлекательно в списке (примеры: Lumberjack и Corsairs).
Запуск игры
Как только игра создана, её можно отправлять в группы или чаты точно так же, как и обычное сообщение. Второй способ — отправить её при помощи инлайн-режима. Под сообщением с игрой всегда будет инлайн-кнопка, начинающая игру. Как только кто-то нажимает кнопку, вашему боту приходит коллбэк с информацией о выбранной игре. Вы отвечаете уникальным URL, сформированный конкретно для этого пользователя, и приложение автоматически открывает игру во встроенном браузере.
Добавление кнопок
Если вы отправите сообщение без кнопок вообще, то к нему автоматически добавится стандартная кнопка «Играть в ИмяИгры». Однако, вы можете добавлять к сообщению и другие кнопки: например, с описанием правил или ссылкой на официальное сообщество.
Первая кнопка в сообщении всегда должна выполнять функцию открытия игры.
Таблица рекордов
Сообщение, к которому прикреплена игра, также может отображать таблицу рекордов для конкретного чата. Как только кто-то занимает первое место по очкам, всем участникам придёт уведомление, а текущая таблица рекордов отобразит новый рейтинг игроков. Также возможно запросить данные о рейтинге игроков, чтобы создать такую таблицу прямо в игре.
Отправка результатов в чат
В интерфейсе игры в правом верхнем углу всегда будет находиться стандартная системная кнопка «Поделиться»:
Также вы можете создавать дополнительные кнопки в HTML-странице. Нажатие на такую кнопку приведёт к открытию желаемого чата и отправкой в него сообщения с количеством набранных очков в игре.
Чтобы добавить такую кнопку на страницу, добавьте этот скрипт перед закрытием тэга :
Эта библиотека будет работать только в играх, открытых в приложении Telegram. Пожалуйста, не применяйте её за пределами игр.
Пример вызова
Запрещается вызывать этот метод без участия пользователя. Он должен вызываться только при прямом намерении пользователя нажать на кнопку.
Использование параметров URL
Позаботьтесь об UX
Пожалуйста, протестируйте своё приложение на максимальном количестве разных экранов и ориентаций. Если по каким-то причинам на определённых экранах ваше приложение не работает — не бросайте это просто так и оповестите пользователя — хотя бы просто уведомлением.
Сайт про Telegram на русском (неофициальный).
Здесь собраны приложения на базе MTProto, переведена некоторая документация с официального сайта, а также работает Webogram.
Как играть в игры в Telegram: скачивание и варианты на двоих или для групп
Павел Дуров, основатель мессенджера, намеревался добавить игры в «Телеграм». Однако это противоречило бы правилам и условиям для мультимедийных сервисов Apple: все развлечения, которые входят в состав какого-либо приложения, обязательно должны отдельно размещаться в официальном магазине App Store. Но игры в Telegram все же появились.
В какие игры можно поиграть в Telegram
Функции «Телеги» позволяют реализовать множество вариантов развлечений прямо в мессенджере: викторины, текстовые квесты, стратегии. Пользователи могут сражаться с искусственным интеллектом ботов или в многопользовательском режиме с друзьями.
В Telegram есть большое количество самых разнообразных игр.
Мини-игры
Несколько мини-развлечений, которые помогут скоротать время и не закрывать при этом мессенджер:
Игры в переписке
Текстовые квесты, которые были на пике популярности в середине 2000-х гг., сейчас снова становятся интересны аудитории.
Викторины
Интересные викторины в Telegram:
Игровые боты в «Телеграме»
Несколько десятков инди-игр разных жанров можно найти через «Телеграм»-бота @gamee.
Есть подборки популярных и группировка по категориям:
Почти в каждой из игр в каталоге можно соревноваться вместе с друзьями или просто сопоставлять свои достижения.
Все развлечения из каталога @gamee запускаются через облако, поэтому могут зависать на несколько секунд время от времени. Неудобства незначительные и не влияют на геймплей.
Игры не занимают места на устройстве и не перегружают оперативную память. Если решите сразиться с другом, ему даже не придется добавлять себе бота.
Где искать игры в «Телеграме»
Найти новые развлечения можно через встроенный поиск по названию («Крестики-нолики», «Монополия», «Покер», «Очко», «Дурак») или ключевым словам («викторина», «квиз», MMORPG).
Лучшие каналы для скачивания игр в ТГ
Топ-5 каналов о компьютерных и мобильных играх:
Есть отличные игры и боты «Телеграма» на любой вкус, а также много полезной информации.
Советую поделиться лучшими находками с друзьями-геймерами.
Обзор
Как быстро создать Telegram-бота в 2022-м году — инструкция для новичков
Бот в телеграм — штука полезная, а главное доступная. Их создают для различных целей, но новичкам чаще всего нужны следующие:
В этой статье я расскажу о том, как можно создать таких ботов быстро и без навыков программирования. На это у тебя уйдет не более 5 минут.
Создаем токен в BotFather
Это общий шаг при создании любого бота как в интерфейсе телеграм, так и при помощи языков программирования. Ключ нам понадобится для расширения возможностей пустого бота через, господи, прости меня за тавтологию, других ботов и сервисы.
Как получить токен:
После чего тебе нужно ввести имя бота (1) и username (2), которые будут отображаться здесь:
Далее BotFather выдаст тебе уникальный токен, который ты можешь использовать для улучшения своего бота (он выделен голубым цветом).
Совет: если хочешь получать халявных клиентов из поисковика телеграм, то укажи в username или имени бота популярное ключевое слово своей ниши.
Как кастомизировать бота
Чтобы изменить бота нажми на [/], далее ткни на /mybots и в появившемся меню выбери своего бота. После чего выпадет ещё одно меню, тут нам нужна кнопка Edit Bot, которая откроет следующие функции:
С тем как запилить фундамент бота на BotFather и украсить его мы разобрались, теперь перейдем к непосредственному созданию самих ботов.
№1. Создаем бота обратной связи
Такой тип ботов нужен прежде всего тем, кто не хочет забивать свою ленту лишними чатами.
Создаются они достаточно быстро:
Этот бот будет пересылать тебе все обращения в виде реплеев, если захочешь делегировать эту задачу на кого-нибудь другого — просто закинь бота в групповой чат и он будет дублировать сообщения автоматически.
№2. Делаем бота для выкладки и оформления постов
Все владельцы каналов в телеграм используют Controller Bot чтобы форматировать свои посты, добавлять в них картинки, реакции и настраивать отложенный постинг.
Инструкция по созданию бота:
Теперь твоему боту доступны все функции Controller Bot.
№3. Создаем бота техподдержку с искусственным интеллектом
Тут будет немного посложнее, но результат превзойдет все ожидания. Бот-техподдержка нужен владельцам онлайн-магазинов и другим предпринимателям, которые часто сталкиваются с однотипными вопросами и не хотят тратить на это свое время.
Инструкция:
Переходим на сайт платформы Dialog Flow, регистрируемся и тыкаем на кнопку “+ Create Agent”.
В это поле вводим имя агента, а в разделе Default Language указываем русский дабы бот мог его понимать и общаться на нем.
Жмякаем на кнопку Create и переходим в раздел Integrations, пролистываем вниз и находим Telegram.
Нажимаем на кнопку и добавляем токен бота из BotFather в специальное поле. После чего нажимаем кнопку Start.
Теперь переходим в раздел Intents, нажимаем на синюю кнопку Create Intent и добавляем Training Phrases (фразы, которые будут заставлять бота пересылать те или иные ответы) и Responses (те самые ответы на Training Phrases).
Если объяснять совсем просто, то в раздел с Training Phrases нужно добавить возможные вопросы пользователей, а в раздел с Responses — ответы на них. Под каждую проблему пользователя нужно создавать отдельный Intent.
Советую подробно изучить документацию чтобы использовать все преимущества платформы Dialog Flow и создавать функциональных ботов.
Итоги
Сегодня я рассказал о том, как с нуля создать 3 основных телеграм бота, которые чаще всего используются предпринимателями и контент-мейкерами.
Если тебе понравилась статья, то не забудь отправить её другу, пусть и у него будет свой бот.
20 способов раскрутки канала в Телеграм
Редактор портала Otzyvmarketing.ru. Работаю в сфере интернет-маркетинга с 2010 года.
Мессенджер Telegram постепенно вытесняет социальные сети, пользователи все чаще создают свои каналы для продвижения товаров и услуг онлайн.
В этой статье мы расскажем обо всех основных способах раскрутки канала в Телеграм, которые так или иначе сами проверяли на практике.
Первые шаги
Начните с определения тематики, которой вы будете строго придерживаться. Сгенерируйте запоминающееся название и краткое лаконичное описание. Тщательно продумайте форматы публикаций, создайте контент-план и регулярно наполняйте канал постами по расписанию. После этого можно переходить к продвижению.
Возраст Телеграм-канала не имеет значения, если вы вдруг решите продвигаться агрессивно. В отличие от тех же сообществ ВКонтакте или Facebook, где молодые паблики могут улететь в бан при слишком большом росте подписной базы, в Телеграм можно начинать продвигаться сразу после регистрации и минимального наполнения контентом.
1. Автоматизированные сервисы раскрутки
Один из самых простых способов продвижения Телеграм-канала – раскрутка с помощью автоматизированных сервисов. Этот метод отлично подходит для тех, у кого нет больших рекламных бюджетов и лишнего времени.
Мы неоднократно уже писали о лучших сервисах для продвижения сообществ и аккаунтов в социальных сетях на автомате, просто выберите одну из таких бирж здесь. Если не можете определиться с выбором сервиса, можете попробовать Телегу или Sociate. У них удобные фильтры поиска рекламных площадок, интуитивно понятный интерфейс и цены не кусаются.
Фильтр поиска рекламных площадок в сервисе автоматизированной раскрутки Sociate.
Фильтры у таких бирж имеют очень тонкую настройку: по цене, тематике, охвату, числу подписчиков, возрасту каналов.
2. Взаимопиар
Суть этого способа раскрутки заключается в обмене взаимными постами с более крупными каналами. Главное, чтобы эти каналы были близки вашему по тематике.
Не относитесь к ним как к конкурентам и смело предлагайте взаимный обмен публикациями. Обычно владельцы подобных каналов понимают, что могут таким образом расширить свою целевую аудиторию и охотно идут на обмен.
Очень важно, чтобы посты не несли в себе откровенный рекламный характер. Лучше всего работают публикации с совместными конкурсами, розыгрышами и эксклюзивной информацией.
Обязательно согласуйте с владельцем другого канала время и дату, сколько времени пост должен находиться в топе и не удаляться.
Совет. Обмениваясь постами, договоритесь о их публикации в разные дни, чтобы читатели не прыгали с рекламы на рекламу. Так вы получите больше профита с обмена.
Имейте в виду, что чем известнее ваш канал и больше подписчиков, тем меньше будет эффект от взаимного пиара.
3. Тематические подборки
Обычно такие подборки публикуются в соцсетях или на автономных сайтах. Чтобы туда попасть, можно написать владельцам этих площадок и предложить им разместить в своих подборках информацию о вашем Телеграм-канале.
Важно, чтобы он попадал под тематику подборки. Если вы предоставите подробное описание канала и у вас уже будет хоть какая-то база подписчиков, есть шанс, что информацию о вашем канале разместят бесплатно.
4. Другие социальные сети
Если у вас уже есть более или менее раскрученные сообщества в социальных сетях, обязательно прорекламируйте там появление своего Telegram-канала. Очень важно, чтобы в мессенджере не дублировались посты из социальных сетей и контент был преимущественно уникальным. Так вы получите наибольший отклик у своей аудитории именно в Телеграм.
Ссылка на канал в Телеграм, размещенная в блоке ссылок сообщества Кинопоиск ВКонтакте.
Присутствие сразу во всех социальных сетях важно в основном для крупных брендов, а если у вас, например, небольшой магазин, сфокусируйтесь на наполнении и продвижении 3-4 сообществ или каналов.
Ссылку на канал Телеграм также можно разместить в описании видео на YouTube. Если этот видеоролик окажется еще и вирусным, эффект от такого продвижения превзойдет все ожидания.
И еще больше подписок можно получить, если указать ссылку на ваш Телеграм-канал в e-mail рассылке.
5. Регистрация в каталогах каналов Telegram
Каталоги Телеграм-каналов совсем не похожи на некогда популярные каталоги сайтов, регистрация в которых практически не давала никакого эффекта.
Каталог Телеграм-каналов с лаконичным названием «Telegram».
Топовые подборки будут давать вам целевой трафик. Вы можете добавить свой канал:
На самом деле таких вариантов в Рунете больше сотни. Просто загуглите «каталоги каналов телеграм» и добавляйте свой канал в любые из этих сервисов.
Обращайте внимание на то, чтобы каталоги не были замусорены, иначе получить качественную аудиторию не получится.
6. Сарафанное радио
Этот способ раскрутки отлично работает в так называемых «тематических» кругах общения. Пользователи рекомендуют канал по цепочке и тот, как правило, довольно быстро обрастает новыми читателями.
Правда, чтобы эффект сарафанного радио сработал, в Телеграм-канале нужно публиковать действительно полезную и интересную информацию. По-настоящему крутой контент разлетается как горячие пирожки, на раскрутку канала в таких случаях вообще можно не тратить деньги.
7. Покупка рекламы у других каналов
Для покупки рекламных постов лучше всего использовать каналы с живой базой подписчиков от 1000 человек. Рекламные площадки должны быть максимально близки по тематике.
Искать каналы для размещения рекламы вы можете как вручную, так и с помощью специальных сервисов (см. первый пункт статьи).
Перед покупкой рекламы обязательно изучите «пациента», проверьте этот канал с помощью Telegram Analytics.
При выборе площадке обращайте внимание на рост аудитории. Если подписная база у канала растет, значит им занимаются и вы не потратите деньги впустую. Например, уже сейчас существует много заброшенных каналов с большим количеством подписчиков, вот только их число постоянно снижается.
Также обращайте внимание на соотношение полезного контента к рекламным постам. Чем меньше рекламы на канале, где вы хотите разместиться, тем лучше.
Мы опробовали этот метод с нашим каналом, реклама помогла привлечь свыше 1000 подписчиков.
8. Продвижение через чаты Телеграм
Чаты в Телеграм можно использовать как для поиска рекламных площадок, так и для непосредственной рекламы своих каналов. У большинства чатов есть правила, запрещающие постить ссылки на свои каналы, но все же некоторые из них пропускают рекламные сообщения.
Особенно часто это происходит в чатах с большим потоком материалов, где модераторы просто не успевают мониторить все поступающие сообщения.
Сложнее всего продвигать каналы с маленькой подписной базой, поэтому для начала можно воспользоваться сервисами автоматизированной раскрутки.
9. Взаимопиар в виде подборок
Мы уже рассказали вам о продвижении канала в Телеграм с помощью тематических подборок и взаимных рекламных постов. Оба этих способа можно легко объединить в один (сегодня он очень популярен). В чем его суть? Несколько близких по духу каналов (например, 5-6) объединяются и публикуют взаимные подборки с описаниями. Такие дайджесты привлекают целевой трафик сразу на все каналы, которые участвуют в обмене постами.
Вот так выглядят качественные подборки.
Используйте реакции для взаимодействия с аудиторией.
Важный момент: пост не должен быть очень длинным, старайтесь все уместить в объем до 1 000 символов без пробелов.
Также договоритесь о публикации в разные дни в течение недели или даже месяца. Обычно каналы в таких подборках с числом подписчиков от 10 000 привлекают по 200-250 новых читателей.
Этот способ бесплатный и помогает небольшим каналам (минимум от 500 подписчиков) быстро наращивать свою аудиторию легальными методами.
10. Эксклюзивный контент
Этот метод раскрутки имеет очень хорошую отдачу. Как все происходит? Скажем, вы ведете блог или наполняете сообщество в социальной сети, постите туда полезную информацию (какие-нибудь мастер-классы, гайды для новичков и т.п.). Предложите своим читателям такой полезный контент, который вы не будете публиковать больше нигде, кроме канала Telegram. Такие каналы даже можно создавать закрытыми, и вы точно будете знать, что вся аудитория там исключительно целевая.
11. Продвижение с помощью бота
Здесь все просто. Правда, если вы разбираетесь в веб-разработке и можете создать своего собственного бота, который будет помогать пользователям получать полезную информацию в определенной нише. С его помощью вы сможете пиарить свой канал в Телеграм. Кроме того, боты помогают качественнее оформлять посты и получать обратную связь от подписчиков.
12. Скрытая реклама
Лучше всего работает, если кто-то авторитетный из вашей ниши будто невзначай сошлется на ваш канал в одном из своих постов. Конечно, современного читателя не так просто обмануть, поэтому при переходе на канал он должен получить максимально релевантную информацию.
Скрытую рекламу можно использовать не только в Телеграм, но и на любых других площадках. Экспериментируйте и выбирайте наиболее эффективные инструменты.
13. Реклама в офлайне
Рекламируйте свой Телеграм-канал на буклетах, визитках и даже билбордах. Последний вариант с каждым годом владельцы каналов Телеграм и сообществ в социальных сетях используют все активнее. А все потому, что Telegram не просто удобный инструмент общения, но и максимально безопасный.
Для того, чтобы лучше понимать, какая аудитория к вам приходит из офлайна, рекомендуем проводить опросы и составлять портрет подписчика. К примеру, вы можете использовать для этих целей специального бота @vote или размещать на канале Google-форму с опросом.
14. Реклама на радио, ТВ и в газете
Хотя пару десятков лет назад этот способ раскрутки имел больший эффект, сегодня его тоже можно использовать как инструмент привлечения целевой аудитории. Например, вы ведете кулинарный канал в Телеграм. В одной из утренних передач ведущие готовят необычный завтрак и ссылаются на ваш канал как источник рецепта. Заинтересованные зрители могут сразу зайти в Телеграм с помощью смартфона и посмотреть, что еще вкусненького вы умеете готовить. Интересно пишете о кухне – получите нового подписчика.
Конечно, такая реклама одна из наиболее затратных в денежном плане, но при правильном подходе можно добиться отличного результата.
15. Раскрутка через приложения
Создайте полезное мобильное приложение или игру, и с его помощью раскручивайте канал в Телеграм. Мессенджер можно использовать как основной источник информации по обновлениям, скидкам, как инструмент для общения с пользователями (с помощью тех же чатов и ботов).
Этот метод довольно затратный и используется разработчиками приложений, скорее, как дополнительный инструмент привлечения пользователей. Зато он позволяет очень быстро раскручивать вообще любые социальные сети. А если такое приложение можно использовать непосредственно в Facebook или ВКонтакте, то канал можно раскрутить еще быстрее.
16. Собственный сайт или блог
На интересных блогеров охотно подписываются во всех социальных сетях и мессенджерах. Основной бюджет вы можете тратить исключительно на продвижение автономного сайта, а Телеграм использовать для каких-то определенных целей (например, для анонсов бесплатных вебинаров, раздачи электронных подарков и так далее).
Таким образом, почти все читатели вашего блога станут вашими подписчиками и в Телеграм, ведь такую информацию они точно не захотят пропускать.
17. Телеграм-канал как основной блог
Этим способом свои каналы в Телеграм раскрутили многие гуру SMM, интернет-маркетинга, копирайтинга, веб-дизайна.
Например, на «Канал ленивого SMMщика» на данный момент подписано почти 24 000 человек, а его последний пост, который на момент написания статьи был опубликован всего пару часов назад, уже получил почти 3 000 просмотров.
Такие популярные блоги в Телеграм довольно легко монетизировать, поскольку доверие к автору со стороны читателей очень высокое.
Такой большой охват обусловлен тем, что автор пишет очень живо, интересно, будто находится на одной волне с читателем, часто предлагает полезную информацию не только для новичков, но и для опытных специалистов в сфере SMM.
Еще один пример – «Паша и его прокрастинация». Как говорит сам автор канала Павел Федоров, на привлечение первых 8 000 подписчиков он вообще ни рубля не потратил. Именно на этой отметки он опубликовал первую рекламу на канале – вакансию копирайтера в одну из московских фирм.
Контент до сих пор правит интернетом, так что вам нужно постить очень интересные материалы, чтобы читатели не отписывались.
18. Приглашение друзей
Что может быть проще, чем пригласить друга на ваш канал в Телеграм? Этот способ позволяет быстро набрать первую аудиторию для молодого проекта. Как правило, на такие запросы друзья отвечают согласием, потому что знают вас и им интересно, о чем вы будете писать. Конечно, много подписчиков таким способом не привлечешь, но для старта он вполне подойдет.
Советуем перед тем, как начать приглашать друзей, добавить на канал несколько постов вирусного содержания, чтобы ваши друзья захотели ими поделиться в других социальных сетях, мессенджерах или даже через SMS.
19. Комплексное продвижение через менеджера
Вы можете нанять менеджера, который будет выполнять всю рутинную работу по продвижению: составлять контент-планы, договариваться с другими каналами о взаимопиаре, а также создавать посты и наполнять ими ваш канал.
Найти такого многостаночника можно на сайтах фриланса или форумах вебмастеров и оптимизаторов вроде Серча. Это позволит экономить массу времени, правда, придется тратиться не только на покупку рекламы, но и на зарплату такому полезному сотруднику.
20. Накрутка подписчиков
Этот способ относится к черным методам, поэтому в нашем списке он находится на последнем месте. Все потому, что эффект от такого продвижения под вопросом. Из специальных сервисов под эту задачу можем лишь посоветовать ToTopTool, Токкер, Tik-Top.
Этим методом часто пользуются владельцы развлекательных каналов в Телеграм для получения большого числа подписчиков за короткий срок, однако охват постов на таких каналах стремится к нулю. Сюда же можно отнести и покупку ботов, которые заменяют живых людей.
Да, в Телеграм не банят за накрутку подписчиков, но сила мессенджера как раз и заключается не в количестве аудитории, а в ее качестве. Если вы захотите в дальнейшем продавать рекламу на своем Телеграм-канале, придется поработать именно над увеличением охвата постов.
Тщательно проверяйте каналы-доноры перед размещением рекламных постов. Пробуйте комплексный подход: часть рекламы закажите на биржах, часть напрямую у схожих по тематике каналов, зарегистрируйтесь в не замусоренных каталогах, говорите о своем канале в других социальных сетях и наполняйте его качественным контентом. Успех не заставит себя долго ждать.
Как создать и раскрутить Telegram-канал: 7 советов для правильного старта
Что писать и на какую тему? Как назвать канал? Какую аватарку выбрать? Советы от спикера Skillbox и авторов популярных каналов.
Иллюстрация: Kroshka-nastya / Freepik / Annie для Skillbox Media
Telegram — самый популярный мессенджер в России. В 2021 году он был установлен у 52% российских пользователей, а в марте 2022 года на него пришлось 63% всего трафика мессенджеров в стране. На втором месте — предыдущий лидер рынка WhatsApp с показателем 32%. Оборот рынка рекламы в Telegram в 2021 году превысил 14 млрд рублей.
Стартовать в Telegram сложно. Skillbox запустил серию антикризисных вебинаров, посвящённых продвижению в 2022 году. 29 марта прошёл вебинар «Как увеличить продажи бренда в Telegram, пока конкуренты стоят на месте?». Его провела директор по маркетингу, основатель Smart Team, Sprinter, экс-директор по маркетингу в «Скобеев и партнёры» Ильяна Левина.
Посмотреть вебинар целиком можно здесь. Мы собрали базовые рекомендации для тех, кто планирует продвигать в Telegram бизнес или монетизировать канал.
Как выбрать тему, на которую будете писать
Первое, что нужно сделать, — определиться с целью Telegram-канала. Бизнес обычно развивает бренд — работает над лояльностью пользователей. Иногда компании создают канал в Telegram как площадку для продаж. Что касается авторов, то они могут вести в нём экспертный блог и продавать онлайн-курсы, зарабатывать на полезном или развлекательном контенте через монетизацию.
Выберите свою цель — это поможет определить, на какую тему писать и какие форматы контента использовать.
После проработки цели выберите тему. Ниже небольшой чек-лист, который в этом поможет. Тема должна быть:
Проверить востребованность и прибыльность темы можно в сервисе Telemetr. Выясните, сколько подписчиков набрали каналы-конкуренты и сколько рекламных постов в месяц у них выходит.
Как выбрать название и описание
По данным TGStat, в мессенджере более 300 тысяч русскоязычных каналов. Чтобы выделиться на фоне остальных, стоит продумать свой сильный ход. В этом поможет креативный нейминг.
Популярные каналы имеют оригинальные названия. Они стали брендом на внутреннем рынке Telegram‑каналов и СМИ. К таким каналам относятся, например, «Кабачковая икра по акции», «Беспощадный пиарщик» или канал про светскую жизнь «Антиглянец».
Вот несколько важных признаков хорошего названия:
Можно сразу создать пригласительную ссылку на канал — она обычно дублирует его название.
Описание важно не меньше, чем название. С его помощью пользователь пытается понять, стоит ли на вас подписываться. Чтобы составить хорошее описание, ёмко и понятно сформулируйте тему канала. И укажите выгоду: что человек получит после того, как подпишется на вас.
«Банальности лучше оставить для „ВКонтакте“ и „Одноклассников“. В Telegram работает креатив. Но он должен быть понятным и остроумным не только для вас, но и для целевой аудитории. Эти два условия — и есть формула хорошего названия.
Что касается описания, в нём важно прописать причину, почему человеку стоит на вас подписаться. Стоит использовать УТП — то, что есть только на вашем канале и ни у кого больше. Если УТП нет, можно ограничиться лаконичным описанием с точными формулировками»
Антон,
Редактор, автор канала о текстах «Пиши Касука»
Какую аватарку установить, чтобы привлечь внимание пользователей
Владельцы каналов экспериментируют с аватарками. Некоторые отрисовывают название канала, другие заказывают профессиональные иллюстрации или помещают на обложку своё фото. Здесь можно тестировать разные идеи. Главное — сделать аватарку запоминающейся, чтобы вас легко узнавали в ленте.
Вот базовые рекомендации:
Посмотрите вебинары Skillbox об антикризисном продвижении в 2022 году. На них рассказывают о перспективах digital-маркетинга, способах сохранить клиентов в кризис, запуске рекламы во «ВКонтакте», продвижении в myTarget и «Дзене».
Какой контент публиковать на канале
Поговорим о форматах, контент-плане и заголовках.
В Telegram, как и на любых других площадках, есть разные форматы публикаций. Некоторые каналы — например, новостные или с мемами — используют только один формат. Другие смешивают форматы: дают полезный экспертный контент, разбавляют его юмором и опросами среди подписчиков.
Вот какие форматы обычно используют в Telegram:
Используйте повторяющиеся рубрики — так подписчики будут ждать выхода новых постов и следить за вашим каналом.
Стоит ли использовать контент-план? Есть ниши, в которых составить его почти невозможно, — например, новостные каналы. Во всех остальных лучше заранее готовить расписание выхода публикаций.
С контент-планом вам не придётся каждый раз придумывать тему для публикации — вы сэкономите время. Кроме того, контент-план дисциплинирует: это своего рода задачи, которые нельзя игнорировать.
В постах важны цепляющие заголовки. Это повышает вероятность, что люди нажмут на уведомление и прочитают ваш пост до конца. Чтобы заголовки цепляли, делайте их полезными или провокационными. Ещё лучше — и полезными, и провокационными одновременно.
Ещё один совет: если ваш канал в Telegram создан недавно, закрепите в ленте вводный пост-рассказ. Это нужно, чтобы напомнить человеку, зачем он сюда пришёл и почему на вас точно стоит подписаться. Правило здесь такое же, как и в описании канала, — нужно раскрыть его тему и прописать пользу для подписчика.
В какое время выкладывать посты
Говорят, что развлекательный контент лучше читают во второй половине дня, а информационный — в первой. Лучше не верить этому на слово, а проверить для себя. Протестируйте разное время публикаций и найдите диапазон, когда охваты будут максимально высокими.
Важный лайфхак: если пользуетесь автопостингом, лучше не ставить «круглое» время, например 12:00 или 20:00, — публикацию могут перекрыть посты других каналов. Лучше немного изменить время: 12:08, 20:17 и так далее.
Как повышать вовлечённость пользователей
Для повышения вовлечённости в Telegram можно использовать реакции, комментарии и ботов.
Реакции появились недавно — пользователь может отметить пост анимированным эмодзи из предложенных. Включить эту функцию можно в настройках Telegram-канала. Там же можно выбрать доступные для реакций эмодзи.
Также можно открыть комментарии, чтобы вызвать дискуссию под постами. Но это опционально: есть каналы, которые не включают эти функции. Из-за этого от них никто не отписывается.
Боты сильно упрощают жизнь администраторам Telegram. Они позволяют общаться с подписчиками и рекламодателями, настраивать отложенный постинг и проверять на накрутки каналы, в которых вы собираетесь купить рекламу. Полный список полезных ботов можно найти здесь.
«Общение с клиентом и подписчиком — ключ к успешному бизнесу в Telegram. Я рекомендую FleepBot. Он сохраняет всю историю переписки с клиентами и подписчиками — её не придётся искать среди сотен чатов. Плюс в нём можно настроить рассылку по всей базе контактов, сохранённых в боте. Это удобно, если вы запустили акцию на товар или рекламу в своём канале или хотите рассказать клиентам о расширении ассортимента. Те, кто общается с вами через чат‑бот, — самые ценные подписчики и клиенты»
Павлу,
CEO сети Telegram-каналов Chipolino & Co
Как продвигать канал в Telegram
В мессенджере есть платные и бесплатные методы продвижения. Но важно понимать уже на старте: без рекламного бюджета вы вряд ли получите достаточно подписчиков, чтобы начать монетизировать канал.
Стандартные способы продвижения каналов в Telegram — реклама, перелив трафика, репосты, взаимный пиар и пиар в чатах и комментариях.
Основа рекламы в Telegram — посевы, платные публикации в других каналах. Стоимость такой рекламы всегда индивидуальна. Самая дорогая, но и зачастую эффективная реклама — в авторских каналах. Люди доверяют их владельцам, поэтому отдача может быть высокой.
Чтобы реклама была эффективной, используйте лид-магнит — небольшой бонус, который человек получит, если подпишется на вас. А ещё делайте ссылку закрытой, чтобы человек не видел посты сразу после перехода по ней. Так больше людей подпишется на вас, чтобы получить доступ к публикациям.
«Чтобы не потратить бюджет впустую, стоит очень внимательно отбирать каналы для рекламы. Запрашивайте внутреннюю статистику, анализируйте количество просмотров и результаты размещений каналов, которые похожи на ваш. Это можно сделать с помощью сервиса Telemetr или лично узнать у администратора канала, в котором собираетесь закупать рекламу.
Важны и рекламные креативы. Лучше начать с теста: сделайте несколько объявлений и закупите рекламу в небольших каналах. Лучшие из креативов используйте для более дорогих размещений. Без такой подготовки вы рискуете потерять деньги».
Павлу,
CEO сети Telegram-каналов Chipolino & Co
Перелив трафика из других соцсетей — распространённый приём. Им пользуются инфлюенсеры, компании и даже обычные пользователи. Будет плюсом, если вы не просто оставите ссылку на свой канал в соцсетях, но и тоже дадите лид-магнит. Это может быть полезный чек-лист, гайд или просто пост с интересной историей о вас или вашем бизнесе.
Репосты — важная точка роста в Telegram. Они помогают бесплатно набирать подписчиков. Чаще всего репостят новости и полезный контент — ими делятся и администраторы в своих каналах, и обычные подписчики — со своими друзьями.
Также подойдут публикации, которые помогают пользователям проявить себя через репост. Например, размышления могут репостить, чтобы показать, что согласны с вашей точкой зрения. Мемы — чтобы показать своё чувство юмора. Делайте контент, который захотят сохранить на память или показать знакомым.
Взаимопиар — обычный репост или взаимная реклама по бартеру. Подходит для каналов, которые имеют приблизительно одинаковые охваты и смежные темы. Находите таких же новичков — и договариваетесь с ними о размещении постов.
PR в чатах и комментариях на других площадках лучше использовать нативно. Ищите подходящие темы и давайте людям пользу — например, напишите что-то по теме публикации и расскажите, что разбирали её подробнее на своём канале. Так вероятность того, что люди подпишутся на вас, будет выше.
«Будущее определённо за Telegram. Только в конце февраля мы получили несколько десятков запросов на помощь в продвижении Telegram-каналов. Сюда придут буквально все: сфера услуг, банки, будут развиваться тематические каналы, селебрити и блогеры начнут продавать рекламу. Наш совет: создавайте в Telegram уникальный контент. Найдите уникальный формат и не постите эти материалы в другие соцсети. Это действительно работает. Наш проект MDK стал одним из самых больших развлекательных Telegram-каналов именно за счёт этого».
Мария Вылегжанина,
управляющий директор MDK Creative Agency
Другие материалы Skillbox Media для маркетологов
Источники информации:
- http://habr.com/ru/post/335404/
- http://vc.ru/dev/56316-kak-napisat-igrovogo-telegram-bota-v-domashnih-usloviyah
- http://vc.ru/flood/33915-ot-tekstovoy-bezdelushki-do-masshtabnogo-analoga-fallout-na-baze-chat-bota-v-telegram
- http://proza.ru/2012/01/05/902
- http://tlgrm.ru/docs/bots/games
- http://telegramguru.info/kak-igrat-v-igry-v-telegram-skachivanie-i-varianty-na-dvoih-ili-dlya-grupp/
- http://geektarget.ru/kak-sozdat-telegram-bota/
- http://otzyvmarketing.ru/articles/20-sposobov-raskrutki-kanala-v-telegram/
- http://skillbox.ru/media/marketing/kak-sozdat-i-raskrutit-telegramkanal-sem-sovetov-dlya-pravilnogo-starta/