Как создать интересного персонажа

Как создать интересного персонажа

Как придумать и развивать интересных персонажей

Соавтор(ы): Lucy V. Hay. Люси В. Хэй — писательница, редактор сценариев и блогер. Помогает другим писателям посредством мастер-классов, курсов и своего блога Bang2Write. Является продюсером двух британских триллеров. Ее дебютный детективный роман “The Other Twin” («Другой близнец») в настоящее время экранизируется компанией Free@Last TV, создателем номинированного на «Эмми» сериала «Агата Рэйзин».

Количество источников, использованных в этой статье: 10. Вы найдете их список внизу страницы.

Количество просмотров этой статьи: 123 994.

Возможно, вы хотите создать оригинального персонажа (ОП) для рассказа, романа, комиксов или другого творческого проекта. Придумать уникального и реального персонажа непросто, но вам на помощь придет ряд действенных методов. Одним из лучших способов для проработки сложных и продуманных персонажей является лист персонажа. В дополнение можно развивать персонажей на этапе проработки сцен. Также попробуйте рисовать персонажа. Сделайте несколько черновых набросков, чтобы отшлифовать детали, а затем нарисуйте окончательный вариант.

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Совет: создайте собственный лист персонажа или воспользуйтесь шаблоном, который можно найти в интернете.

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Совет: предложите свою интерпретацию традиционных архетипов вроде избранного, героя, антигероя, злодея, наставника, опекуна, сироты, соблазнительницы, любовника, невинного или одиночки. Выберите архетип, который подходит вашему персонажу, но дополните его уникальными качествами, чтобы получился оригинальный персонаж.

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Совет: наделите персонажа странной причудой, которая будет лучше раскрывать его личные качества. Например, Алиса может иметь привычку слегка взмахивать запястьем во время бесед, поскольку она часто применяет заклинания.

Как создать интересного персонажа

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

«Я стараюсь придерживаться изначального стиля рисования, не привнося в дизайн ничего лишнего, — говорит аниматор и иллюстратор Лори Роуэн, — мне не нравится чувствовать, что я создаю персонажа, мне приятнее думать, что я только что столкнулся с ним»

А вот мнение иллюстраторки Пернилл Орум: «Приступая к разработке персонажа, не увлекайтесь деталями. Определитесь, что хотите сказать, а затем набросайте небрежные и живые эскизы размашистыми линиями. Часть «жизни» персонажа неизбежно потеряется в процессе, поэтому важно сделать первые эскизы настолько динамичными, насколько это возможно. «Жизнь» нельзя добавить после, только в первых набросках»

Иллюстраторы всегда вдохновляются чужими работами, но главная цель в разработке персонажа — сделать его оригинальным. Поэтому режиссер, иллюстратор и аниматор Роберт Уоллес предлагает не использовать референсы непосредственно во время работы.

«Посмотрите на то, что вам нравится, и уберите это подальше. В процессе вы будете стараться вспомнить то, чем вдохновлялись, и сделаете что-то новое с влиянием той работы, а не просто ее срисуете»

Хорошие идеи могут находиться далеко за пределами дизайна персонажей. Лори Роуэн признается, что ему помогает наблюдение за брачными ритуалами птиц — странные движения подсказывают, как сделать поведение очередного персонажа уникальным.

«Когда я начинаю придумывать, я часто исхожу из чувства, которое хочу вызвать у зрителя», — добавляет Лори. Иллюстратор может изобразить нужного персонажа и снять себя на видео, а уже при пересмотре подметить конкретные позы или движения.

Вдохновляться можно чем угодно — также Лори делится любовью искать идеи в народных костюмах или в текстуре и цвете керамических поверхностей.

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Наши любимые проекты и работы могут влиять на то, что мы делаем сейчас. Например, глава студии инди-игр Jo-Mei Корнелия Гепперт — поклонница игры The Last Guardian, отличающейся уникальной эстетикой и великолепными персонажами. Эта любовь и помешала студии при разработке новой игры Sea of Solitude.

В процессе разработки один из членов команды сказал Корнелии, что дизайн Sea of Solitude слишком уж напоминает The Last Guardian. К счастью, Корнелия вернулась к первым наброскам и сумела почувствовать то, что испытывала при их создании — так в проект вернулась оригинальная задумка.

Гиперболизированные черты персонажа помогут сделать его более живым и понятным зрителю. Если ваш персонаж — силач, наделите его нереалистично огромными мускулами. Это может сработать.

Преувеличение может касаться не только визуальных черт, но и характеристик. Так, в короткометражном фильме Анны Манцарис преувеличенно «плюшевые» люди испытывают преувеличенно яростные приступы гнева — аниматорка утверждает, что при съемке такого сценария вживую, все выглядело бы абсурдно.

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Действие — важный аспект иллюстраций персонажа, оно дополняет его образ и вызывает ощущение движения.

«Подчеркните действие, доведя его до конечностей, — говорит Пернилл, — например, отрисовывая балерину, проработайте кончики пальцев. Действие лучше читается у персонажей с меньшим количеством конечностей, поэтому тренироваться в добавлении движения на иллюстрацию можно на русалках»

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Фелиция Хеймоз работала с режиссером Уэсом Андерсоном над двумя фильмами: «Бесподобный мистер Фокс» и «Остров собак». Приступая к дизайну нового персонажа, Фелиция рекомендует начинать с позы — отправной точки, вокруг которой придумываются остальные элементы.

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Линии тоже могут описать персонажа. Толстые и ровные линии плавной формы указывают на открытый характер и доброту, а острые и рваные — говорят о неловкости и эмоциональной нестабильности персонажа.

Пернилл Орум рекомендует сочетать прямые и изогнутые линии: «Прямые линии задают ритм — взгляд движется за ними стремительно, а изогнутые — наоборот, заставляют зрителя присмотреться. Баланс между двумя типами линий помогает добавить иллюстрации динамичности, даже если персонаж застыл в нейтральной позе»

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Черный, темно-фиолетовый и серый помогут изобразить злодея, а белый, синий, розовый и желтый — персонажа, преисполненного невинностью и чистотой. Красный, желтый и синий цвета в комиксах часто говорят о качествах и способностях супергероев.

«Чтобы правильно подобрать цвета, важно знать основные правила, — объясняет Пернилл Орум, — познакомьтесь с первичными, вторичными и третичными цветами, монохромными и комплиментарными их сочетаниями. Один из методов создания хорошей палитры — выбор двух комплиментарных цветов и и работе с ними в монохроме. Так вы создадите баланс, потому что комплиментарные сочетания добавляют динамику, а монохромные успокаивают»

Дизайн персонажа. От простого к замысловатому. Часть 1. Основы

Искусство дизайна персонажей годами накапливало знания, приёмы и хитрости, которые художники используют сегодня, чтобы воплотить в жизнь самые разные замыслы. Попробуем заглянуть за кулису этого процесса и понять, как устроена работа над внешним обликом персонажа для мультфильмов и мультсериалов.

Прежде чем углубиться в то, какого оттенка голубого должны быть глаза у прекрасного принца, необходимо заложить надёжный фундамент для образа героя.

Дизайн персонажа держится на трех китах: форма, силуэт, цвет. Вокруг этих понятий вращается всё, что связано с визуальной разработкой героев. Почему это так важно?

Миллионы лет назад, до появления зубных врачей и счетов за коммунальные услуги, наши предки больше всего боялись природы. И вопрос “быть или не быть” решался скоростью реакции. Пара секунд, чтобы отделить крадущегося тигра от мирно бредущего по своим делам муравьеда, оценить устойчивость камня, отличить дружелюбного соплеменника от разозленного соседа с острой палкой — вот какие задачи нам приходилось решать.

Поэтому наш мозг выработал своеобразные схемы, в рамках которых определенные формы и их сочетания вызывают у нас моментальные реакции. Хотя сегодня нам не грозит встреча с диким зверем, стремление как можно быстрее идентифицировать объект как угрожающий или безопасный — у нас в подкорке.

Пока философы гадают: определяет ли бытие сознание или сознание определяет бытие, художники по персонажам давно знают, что сознание определяет лежащую в основе героя форму. Скажем, что общего у Малефисенты и Джафара?

Гордая осанка, отвратительный характер, магическое могущество и треугольники.

Естественно, при создании персонажа мы не можем целиком полагаться только на одну фигуру, ведь характеры наших персонажей редко укладываются в одно слово. Например, «злой тупой великан» и «злой коварный волшебник», безусловно, будут иметь сходные черты, но показать различия между ними помогут сочетания и вариации трёх основных форм.

Вот пара известных персонажей с не совсем неоднозначными характерами.

Кроме того, для коммерческой анимации яркий и уникальный силуэт — жизненная необходимость. Он понадобится для продвижения бренда и производства различного мерча.

Во имя чистоты силуэта создатели иногда закрывают глаза на законы логики и биологии. Например, уши Микки Мауса всегда выглядят, как два идеальных круга независимо от того, как он поворачивает голову.

Как придумать персонажа книги: 10 элементов

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Интересные и яркие герои в книге даже важнее сюжета, потому что они двигают историю вперед самостоятельно без твоего авторского участия. Если ты хочешь писать захватывающие истории, тебе нужно знать, как придумать персонажа книги и сделать его характер сложным и правдоподобным. Непростая задача, поэтому в этой статье я решила рассказать о своих методах создания героев.

10 элементов для создания героя книги

В сети можно найти немало анкет и вопросников, и мой сайт не исключение: у меня есть шпаргалка для писателей Как создать персонажа для книги. Подобные подсказки удобны, но мне никогда не нравились вопросы в большинстве из них: что делает твой герой на выходных? Какого цвета у него зубная щетка? и т.д. В своей шпаргалке я постаралась сделать акцент на более важные вещи, но даже она меня не очень устраивает.

По этой причине я решила написать отдельную статью, чтобы более подробно рассмотреть этот вопрос. Мой метод заключается в работе со внутренним миром героя и постепенным выносом некоторых признаков наружу. Сейчас это может показаться запутанным, но как только ты дочитаешь статью, поймешь, о чем я.

1. Основная черта

Первая твоя задача — найти в персонаже одну-единственную главную черту характера, которая очень сильно проявляется. Читатели часто жалуются на картонных героев, но сейчас тебе нужно создать именно таких. Обычно эта черта известна тебе: она связана с замыслом и идеей произведения. Можно описать ее одним словом или сделать это чуть более развернуто. Обычно я пользуюсь архетипами и темпераментами, чтобы понять, куда можно двигаться дальше. Подробнее об этом я писала в статьях Система из 12 архетипов персонажей с подробным описанием и Темпераменты персонажей и их совместимость

Чтобы показать, как придумать персонажа книги, я тоже буду выполнять задания. Предположим, моя главная героиня обладает обостренным чувством справедливости (передаю привет «5 причинам в тебя влюбиться»). Она всех защищает, встает на сторону слабых и не боится спорить с теми, кто сильнее и авторитетнее ее. Теперь твоя очередь. Получилось? Идем дальше.

2. Крайнее проявление основной черты

Помнишь фразу о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад? Иногда люди действительно хотят как лучше, но заходят слишком далеко. Твой персонаж — не исключение. Подумай о том, что получится, если гипертрофировать основную черту. В истории твоей задачей будет постепенно показывать, как герой демонстрирует не самые лучшие свои стороны, чтобы потом понять свои ошибки и одуматься… или не одуматься.

Моя героиня справедлива. Но что произойдет, если довести справедливость до абсурда? Скорее всего, мы получим деспотизм и бесчувственность. Такой человек может пренебрегать теми, кому нужна помощь, не слушать доводов других людей, потому что думает, что знает, как правильно.

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

3. Противоположность основной черты

Этот элемент поможет тебе добавить образу противоречивости и глубины. Иногда человек может поступиться своими принципами ради тех, кто ему дорог, поэтому подумай, какое качество будет противоположным основному? Оно может проявиться в сюжете всего один-два раза, но даст понять читателям, что перед ними — живой человек, а не шаблонный персонаж.

Что может быть противоположностью справедливости для моей героини? Мне кажется, что сюда впишется доброта. Человек нередко борется за мир во всем мире, потому что хочет сделать всех счастливыми. Пусть моя героиня однажды столкнется с ситуацией, когда ей придется выбирать: придерживаться того, что кажется правильным, или пойти против себя и помочь подруге.

4. Предыстория

Самое интересное и самое интригующее. Предыстория — это источник неожиданных сюжетных поворотов. Подумай о том, как события прошлого могут повлиять на историю в настоящем? Здесь может быть два варианта: предыстория объясняет формирование характера или же рассказывает о каких-то вещах, которые в данный момент критично важны. Для лучшего эффекта раскрывать этот элемент нужно постепенно, а не на первых же страницах.

Моя героиня может быть справедливой из-за того, что к ней плохо относились в школе, и никто за нее заступался, например. А открыть это может внезапно, когда она встречает одного из прежних обидчиков или эта информация попадает в руки антагониста. Другой вариант: героиня решила отомстить обидчикам и находит их лет через десять-пятнадцать после окончания школы. Притворяется другим человеком, но ближе к концу ее секрет становится известен другим действующим лицам и читателям.

5. Отношения с другими персонажами

Теперь, когда характер начинает обрисовываться, самое время проработать и остальных героев, чтобы они были важны в повествовании, а не болтались для массовки. Кстати, советую посмотреть мою шпаргалку Система персонажей, чтобы понять, как придумать персонажа книги, соответствующего замыслу.

Каждый из второстепенных персонажей должен давать возможность главному герою проявить свой характер. Перед основной массой людей он обычно демонстрирует основную черту. В схватке с антагонистом доходит до ее крайнего проявления. С союзником может показать ее противоположность. Ты же не ведешь себя одинаковым образом со всеми людьми? Так и твой персонаж. В построении системы мне помогает схема, которую я описала в статье Схема создания интересного конфликта в книге.

Я не буду расписывать систему персонажей для моей выдуманной истории, по ссылке выше ты найдешь больше подробностей. Но одно добавлю: постарайся второстепенных персонажей прорабатывать с учетом этих же 10 элементов. Как минимум антагонист и союзник должны быть такими же сложными личностями. Подробнее об этом читай в статьях Как создать антагониста и Как создать союзника

6. Моральный выбор

В кризисный момент перед кульминацией главный персонаж должен оказаться перед сложным выбором: то, что он хочет, или то, что будет правильнее. Обычно этот выбор основывается на конфликте основной и противоположной черты.

Предположим, что моя героиня получила возможность разрушить жизни обидчиков, но за время, проведенное вместе, она увидела, что они не такие плохие люди, которые в свое время побоялись пойти против мнения большинства. А с кем-то даже подружилась. Теперь только один вопрос: сделать то, что она хотела изначально или простить их?

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

7. Увлечения

Вот мы и дошли до тех вещей, о которых тебя спрашивают те самые анкеты персонажей. Бывает, что интересы и хобби героев известны тебе сразу, а иногда приходится поломать голову. Постарайся опираться на черты характера. Чем может увлекаться человек с определенными чертами?

Например, моя героиня в школе будет старостой или хулиганкой, во взрослой жизни адвокаткой, директрисой или волонтером. Причем обязанности или работу она будет выполнять не на отвали, а со знанием дела и удовольствием.

8. Внешность и стиль

В своем внешнем виде мы стремимся отразить свой внутренний мир. Если мы считаем, что главное в жизни — это впечатления, мы не будем тратить деньги на модную одежду и аксессуары. Если мы чувствуем, что этот мир к нам враждебен, мы надеваем темную одежду и браслеты с шипами. Думаю, тут и так все понятно.

Моя героиня навряд ли заморачивается со своей внешностью: главное, чтобы было удобно. Или, возможно, она предпочитает строгие костюмы. Она судит людей по поступкам, поэтому ей также все равно, кто как одевается.

9. Привычки

Наша личность проявляется и через привычки. Неуверенный в себе человек будет постоянно накручивать прядь волос или шнурок от толстовки. Тревожный человек будет по сто раз проверять все перед выходом из дома. Несерьезный человек может постоянно опаздывать и носить оранжевые носки с костюмом.

Моя героиня, скорее всего, привыкла говорить громко и без заискивающих интонаций. Она легко может перебить человека, если ей кажется, что он говорит что-то неправильное. А еще она может быть очень пунктуальной или аккуратной, хотя это не обязательно.

10. Все остальное

Поздравляю, твоя основа для сложного и многогранного персонажа успешно создана! Впереди еще много работы: сейчас это лишь скелет, и чтобы превратить его в настоящего человека, нужно взяться за написание книги. Только в повествовании он начинает жить полноценной жизнью. Не удивляйся, если вдруг твой персонаж захочет поступать по-своему, и не спорь с ним. Твое подсознание уже все уяснило и теперь подсказывает тебе, как действовать.

На этом этапе ты можешь заняться менее значительными вещами: подумать над цветом глаз, решить, чем персонаж занимается на выходных и сколько раз в день чистит зубы. Может быть, ответы на эти вопросы помогут тебе придумать пару сцен. Но не забывай о том, что в первую очередь в книге всегда важен характер. К счастью, как придумать персонажа книги по всем правилам, ты теперь знаешь 🙂

Я решила пойти в разработке персонажей еще дальше и написала статью Раскрытие характера персонажей при помощи 11 вопросов, в которой расписала все, что нужно для создания многомерного героя. Она поможет тебе понять то, что скрыто в самой глубине его души.

Если тебе нравятся мои статьи, переходи на мою страницу в Boosty — там ты найдешь дополнительные материалы для писателей: советы, идеи для сюжета, шпаргалки, которых нет на моем сайте. Если мои статьи тебе помогли, можешь оставить там же небольшое пожертвование на публикацию одной из моих книг, я буду очень рада 🙂

Как создать хороших персонажей для игры

Разбираемся, почему персонажи в играх отличаются от персонажей в книгах и фильмах и как это влияет на геймдизайн.

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Каждой хорошей истории нужны хорошие персонажи. И хотя у нас может быть масса идей о том, каких персонажей мы создадим, на практике всё гораздо сложнее. Игр это касается очень сильно, потому что в них связь персонажа с игроком должна быть максимальной.

Когда персонажи не нужны

Для начала отбросим все игры, в которых некого одушевлять, — тетрис, шахматы, домино, кости или что-то вроде Ballance:

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Речь пойдёт об играх, где есть живые существа. Так, например, персонажа можно не прорабатывать в «песочницах» — играх, в которых можно хорошо провести время и без сюжета.

В «песочницах» игроки сами выбирают, чем заняться, и поэтому им попросту не нужно себя ни с кем ассоциировать. Например, многие игроки в Minecraft не знают, что персонажей зовут Стив и Алекс. Разве это хоть на что-нибудь влияет?

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Более того, игроки могут загрузить любые скины, которые захотят.

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

То же самое касается и других «песочниц». Например, в детстве я мог часами играть в GTA: Vice City и San Andreas. И хотя в этих играх есть сюжет, мне это было неважно — я создавал свой.

Если же у вас есть идеи для хорошей истории, то нужно позаботиться о персонажах.

Каким должен быть любой персонаж

Что мы знаем о персонажах? Что у них должна быть мотивация, характер и химия:

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Всё это касается как фильмов и книг, так и игр. Хотя в них всё немного по-другому. Из этих компонентов можно сделать отличного компаньона или антагониста (противник главного персонажа), но если мы попробуем сделать слишком проработанного протагониста (центральное действующее лицо), то игрокам будет сложно себя с ним ассоциировать.

С фильмами и книгами проще, потому что мы не можем влиять на развитие событий, поэтому такого диссонанса не происходит. Также в неинтерактивных произведениях мы можем ассоциировать себя не с главным персонажем, а с кем-нибудь из второстепенных, — в играх это невозможно.

Решить эту проблему можно несколькими способами: создать такого персонажа, с которым почти все смогут себя ассоциировать, или дать волю игрокам.

Персонаж, созданный разработчиками

Что связывает Гордона Фримена, Нейтана Дрейка, Агента 47 и капитана Шепарда? Во-первых, это известные и любимые многими персонажи. Во-вторых, у них нет ярко выраженной индивидуальности.

Гордон Фримен, например, никогда и ничего не говорит. Ну, почти.

Как создать интересного персонажа?

Мы уже рассказывали в одном из наших предыдущих материалов, как можно «влюбить» зрителя в вашего героя. И уже там, мы указывали, что «подключение» зрителя к герою – вещь ненадежная и недолговечная. Подключение помогает задержать зрителя перед экраном на очень короткое время.

А дальше, в дело должны вступить сопереживание и интерес.

Сопереживание зрителя напрямую завязано на цели персонажа и его мотивации. И цель, и мотивы должны быть максимально понятны публике. Если при этом они окажутся еще и близки аудитории – вообще хорошо. Удастся при этом выстроить объемного и оригинального персонажа – и это уже джекпот.

Вот только сопереживание зрителя возможно только к главному герою. Ведь именно за его историей следит зритель и именно ему желает победы. А как же второстепенные персонажи? Или откровенные злодеи? Как сделать так, чтобы зритель после просмотра фильма полюбил и их тоже?

Для этого и нужен второй критерий – интерес.

По своей сути сопереживание и интерес, очень близкие понятия в драматургии. Но им не обязательно перетекать друг в друга. Взять хотя бы тех же злодеев. Кастор Трой («Без лица»), Волан-де-Морт («Гарри Поттер») Джон Доу («Семь») Ганнибал Лектор («Молчание ягнят») – вряд ли кто-то из зрителей всерьез сопереживал им и желал победы. Но при этом мало кто станет утверждать, что эти персонажи скучны и не интересны.

Есть много способов и систем рассказывающих, как создать интересного персонажа. И, конечно, лучше изучить их все. Но для начала, мы предлагаем рассмотреть подход американского автора и продюсера Аарона Эхоза. Он один из сценаристов работающих над такими известными мультсериалами как «Футурама», «Аватар». Легенда об Аанге» и «Принц Дракон».

Его система очень хорошо подходит начинающим авторам по двум причинам. Во-первых, она рабочая и проверена на практике. Во-вторых, она очень проста и состоит всего из четырех пунктов

Давайте разбираться по порядку.

Трехмерность

Под этим термином как раз и скрывается везде и всюду упоминаемая объемность персонажа или его многомерность. Обычно эту характеристику ставят в противовес таким понятиям как клишированность и плоскость.

С плоскими персонажами все очень просто. В их основе всегда лежит либо одна характеристика, либо несколько, но очень-очень близких друг другу. Например, если все что вы можете сказать про своего героя, что он добрый и отзывчивый, вы придумали плоского персонажа. И согласно системе Эхоза, использовать его нельзя. Потому что такой персонаж слишком прост и не сможет заинтересовать зрителя.

Как и всегда в драматургии, тут тоже есть исключения. Например, плоский персонаж может появиться в начале фильма, если дальше по сюжету он разовьется в какую-то более сложную личность. Или, например, если такой персонаж может использоваться в комедийном ключе. Но в таком случае создавать его придется по каким-нибудь другим правилам. А система Эхоза для этого не подходит.

Что касается клишированных персонажей, то тут речь идет о героях, которые полностью построены на каком-нибудь стереотипе или архетипе. И самое обидное, что любой, самый интересный и крутой персонаж, со временем может превратиться в клише. Это происходит, если характеристики изначального героя без существенных изменений начинают кочевать по другим персонажам.

Например, в 1962 году во время выхода первого фильма бондианы «Доктор Ноу» вряд ли хоть один критик написал в рецензии «главный герой – типичный Джеймс Бонд». А сегодня, такую фразу можно услышать в отношении десятков шпионских фильмов.

И у клишированных, и у плоских персонажей есть один и тот же отличительный недостаток. Они слишком просты для понимания. Зритель изначально все про них знает.

А чтобы исправить это, персонажу нужно добавить третье измерение – глубину. Для этого герой должен как-то выходить за рамки одного амплуа. В нем должно быть какое-то противопоставление или противоречие. Какая-то неоднозначность.

Например, тот же «добрый и отзывчивый» персонаж, станет гораздо глубже, если мы добавим ему какую-нибудь психологическую черту с противоположного конца спектра – отрицательную черту. Например, скупость. Или, например, дадим ему совершенно неподходящую под основные характеристики профессию – патологоанатом. Представьте себе доброго и отзывчивого патологоанатома, который больше всего на свете любит деньги. И сразу перед нами неожиданный, противоречивый и многоуровневый персонаж.

И все это Аарон Эхоз свел к одному простому слову «Dimensional» – трехмерность.

Удивительность

Вряд ли стоит объяснять, насколько это здорово, когда персонаж, раз за разом умудряется удивлять зрителя. Оторваться от наблюдения за таким героем невозможно. И не важно, положительный это герой или отрицательный. Непредсказуемость всегда интересна.

Взять хотя бы Джокера из «Темного рыцаря» в исполнении Хита Леджера. Сколько раз этот персонаж умудрился удивить публику за этот фильм? Или, например, капитан Джек Воробей из «Пиратов Карибского моря. Проклятие Черной жемчужины». Максимально удивительный персонаж на всех уровнях. Нельзя предсказать его действия, нельзя предсказать его планы, даже его фразы в большинстве своем непредсказуемы.

Чтобы понять насколько это важный пункт достаточно для сравнения посмотреть пятый фильм пиратской саги «Мертвецы не рассказывают сказки», где героя Джонни Деппа полностью растерял свою удивительность. И потому это уже совершенно другой Капитан Джек Воробей.

Но тут есть один нюанс. Удивительность героя должна быть обоснована. И она обязательно должна вырастать из его характеристик.

Капита Джек Воробей – плут и шутник. И от этого растет его удивительность. Джокер – аморальный анархист и социопат. Эти черты характера и позволяют действовать ему непредсказуемо. А например, в фильме «Девять Ярдов» герой Метью Перри – стоматолог. И именно знание нюансов этой профессии помогает ему создать план для разрешения конфликта с желающим его смерти киллером (его играет Брюс Уиллис). И для зрителя это совершенно непредсказуемый план.

Ни один персонаж не станет по-настоящему интересным, если будет совершать удивительные поступки по прихоти сценариста. Только для создания эффекта непредсказуемости. Потому что все в характере и поступках героя должно работать на его убедительность.

И об этом следующий пункт.

Убедительность

Этот критерий отвечает за уже упоминаемую выше «понятность» персонажа. Зрителю не обязательно любить персонажа, но понимать его он обязан. Как минимум, понимать его цель и мотивацию.

Но если уж совсем на чистоту, любое недопонимание, возникшее в голове публики, всегда раздражает. Создает диссонанс. В голове невольно возникает мысль «Может это у меня ума не хватило?» Но с этим, ни один зритель, конечно, не согласится, а потому следом обязательно будет вывод «Нет. Это просто фильм плохой».

Для примера, давайте рассмотрим один непонятный момент из фильма «Чудо-женщина 1984». Не смотря на сохранение основной команды, это кино и зрители, и критики оценили гораздо ниже оригинальной «Чудо-женщины».

По сюжету, главная героиня сталкивается с таинственным камнем, который исполняет самое заветное желание любого, кто к нему прикоснется. И этот камень буквально воскрешает погибшего десятки лет назад возлюбленного Чудо-женщины. Какая самая логичная реакция должна быть на такой подарок? Неописуемая радость и желание провести всю жизнь рядом с воскресшим мужчиной.

Так зачем Диана начинает свою погоню за этим камнем? Ее мечта сбылась. О том, что этот артефакт проклят она еще не знает. Расплата за исполненное желание проявится только во второй половине фильма. О том, что камень похитил человек, собирающийся придумавший как использовать камень в собственных нуждах, она тоже не знает. Причем план у злодея очень нетривиальный. И Чудо-женщина вряд ли могла догадаться что это артефакт можно использовать подобным извращенным образом.

Так какая же мотивация движет ей всю первую половину фильма? Этот момент совершенно непонятен и очень сильно бьет и по истории, и по образу Чудо-женщины в этом фильме.

На самом деле, персонаж может сломать убедительность десятками разных способов. Например, в «Сумерках» очень многие зрители усомнились что Эдвард, которому по сюжету более ста лет по повадкам все еще будет соответствовать подростку-старшекласснику. Можно ли было это как-то объяснить? Конечно, это же фентези. Но сценаристы об этом не позаботились. И в итоге в первом фильме мы имеем малоубедительного даже для фантастики персонажа.

Для того чтобы персонаж оставался убедительным, ни один сюжетный ход, ни одна черта характера, ни одно действие героя не должны появляться просто так. И даже если вы, как автор, считаете своего персонажа абсолютно понятным, обязательно заранее убедитесь, что и другие люди считают также.

Правдоподобность

В данном случае речь идет не столько о похожести персонажа на реальных людей, сколько о его соответствии и уместности миру фильма и установленным там законам.

Правдоподобность логичным образом дополняет и развивает основную мысль предыдущего раздела.

Именно этот критерий нарушают авторы фильмов основанных на исторических событиях, когда прописывают персонажам современный сленговый язык. Если мир в таком кино прописывается именно изначальный, реалистичный, без примеси фарса или комедии, поверить в правдоподобность такого языка очень трудно.

Даже если речь идет о сказках или фантастике, все равно нужно учитывать правдоподобность. И ладно, Иван-царевич может говорить на русском, а не старославянском. Такое зритель может принять. Но кто поверить, что в сказочном мире могли появиться, например, такие слова как «отбарабанить» и «харе»?

Но это лишь примеры на поверхности. Например, в отечественном сериале «За час до рассвета» мир имитирует послевоенный СССР. И в этом мире совершенно неправдоподобно смотрятся явно современные татуировки у одной из героини. На момент написания этой статьи, вышла только часть первого сезона, но даже если в дальнейшем сценаристы как-то объяснят их появление, поверить в правдоподобность самого наличия тату у женщины в рамках предложенного мира очень и очень проблематично.

Субъективность восприятия

На самом деле, все перечисленные критерии при более глубоком рассмотрении гораздо тоньше и сложение, чем кажутся на первый взгляд. И самая большая проблема в них – субъективное восприятие публики.

Ведь каждый зритель по-своему понимает «многогранность» или «убедительность». И то что удивительно для одного, может показаться слишком надуманным или примитивным для другого.

Взять хотя бы негодование наших зрителей по поводу чернокожего графа Ростова в сериале «Великая». Хотя даже постер этого шоу буквально кричит – это история происходит в комедийном, даже фарсовом мире лишь внешне похожем на реальный. Но отечественной публике этого оказалось мало.

Хотя обратный пример – фильм «Даун хауз», где действие «Идиота» Достоевского перенесено в современность, а язык, которым общаются герои, оставлен без изменений, принят и российскими зрителями, и нашими критиками достаточно тепло.

Так почему же во втором случае фарсовой атмосферы оказалось достаточно для создания правдоподобности, а в первом нет. Ответ один – субъективность восприятия.

Для автора это означает только одно, подходить к проработке интересности персонажа нужно максимально взвешенно и продуманно. Нельзя посвятить этому вопросу пару минут и забыть. Только тщательная проработка героя поможет снизить влияние субъективного восприятия. И только в этом случае система Аарон Эхоз поможет вам создать по-настоящему интересного персонажа.

Как живой: полезные приемы для создания реалистичного героя

Варламова Дарья

Для того, чтобы научиться хорошо писать, нужно много читать. У великих писателей можно почерпнуть множество полезных идей — как отточить свой стиль, придумать интересную завязку или финал, который поразит читателя. Юрген Вольф в своей книге «Литературный мастер-класс», которая вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фарбер», объясняет секреты мастерства на примере классиков — от Диккенса до Хэмингуэя. Т&P публикуют отрывок из книги.

Вот полезный вопрос, который к тому же предполагает переход к делу: чего хочет ваш персонаж?

Курт Воннегут говорил:

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Когда я преподавал литературное творчество, я говорил студентам, что их персонажи в самом начале книги должны чего-то очень сильно желать, хотя бы стакан воды. Даже герои, парализованные бессмысленностью современной жизни, все равно иногда должны пить воду.

Джош Эммонс приводит несколько прекрасных примеров на этот счет:

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Большинство выдающихся героев чего-то хотят. Они хотят отомстить белому киту, из-за которого остались без ноги. Они хотят секса с нимфетками. Они хотят жениться или выйти замуж. Они хотят разрушить золотую клетку всемирного зла. Они хотят найти хоть кого-то, кто не был бы лицемерен. Они хотят честно жить и совершать подвиги в качестве странствующего рыцаря. Они хотят, чтобы их похвалили их лукавые до- чери. Они хотят вернуться домой с войны… Короче говоря, они хотят того, чего не имеют (или считают, что не имеют), и попытки добиться этого у нас вызывают интерес к ним и сопереживание. Хотя исключения из этого правила есть (бывают герои, которые довольны тем, что есть, и ничего не предпринимают, но их замечательные размышления или другие качества делают их убедительными), обычно оно справедливо.

Если желания ваших персонажей легко удовлетворить, конф­ликта не будет; без конфликта же обычно не получается сюжета, по крайней мере такого, который проходит через всю книгу или сценарий (в отличие от рассказа). Если же что-­то стоит на пути же­ланий ваших героев, а читатель, как и сами герои, заинтересован в исполнении этих желаний, то велики шансы, что завязка хорошей книги удалась.

Драматург Дэвид Мэмет написал памятку для сценаристов телесе­риала «Отряд “Антитеррор»”, исполнительным продюсером которого он был. Позднее памятка появилась на сайте movieline.com. Весь текст был написан заглавными буквами, но я, пожалуй, не буду на вас «кричать». Вот часть памятки — объясня­ющая, что такое драматизм:

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Каждая сцена должна быть драматична, то есть герой должен иметь простую, непосредственную, жизненно важную потребность, которая заставляет его появиться на сцене. Именно она объясняет, почему герой оказывается здесь. Она определяет содержание сцены. Попытки героев удовлетворить эту потребность в конце эпизода закончатся неудачей — это завершит эпизод и при необходимости оправдает следующую сцену. Все вместе эти попытки в течение серии создают сюжет.

Если персонаж не стереотипен, его побуждения могут быть противоречивыми, то есть его желания могут взаимно исключать друг друга. Айн Рэнд отмечает:

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Я хотела бы подчеркнуть, что в герое могут бушевать самые ужасные противоречия и внутренние конфликты, но его характер при этом должен быть достоверным. Нужно так отбирать его действия, чтобы читатель понял: «Вот в чем проблемы этого персонажа». Например, в поведении Гейла Винанда в течение действия романа «Источник» есть противоречия, но эти противоречия легко объяснимы. Если поведение персонажа противоречиво, то сказать «Я его понимаю» значит «Я понимаю, что лежит в основе его поступков».

Посмотрим, как та же дилемма выглядит в случае капитана Ахава, героя Германа Мелвилла.

«Моби Дик». Капитан Ахав — прекрасный пример героя, которого сотрясают внут­ренние противоречия. Это достойный человек, но его одержимость белым китом затмевает все остальное. Мелвилл готовит нас к знакомству с Ахавом, когда Измаил просит о встрече с ним. Ему говорят:

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Вряд ли это тебе сейчас удастся. Я сам не знаю толком, что там с ним такое, но только он все время безвыходно сидит дома. Наверное, болен, хотя с виду не скажешь. Собственно, он не болен; но нет, здоровым его тоже назвать нельзя. Во всяком случае, юноша, он и не всегда желает видеть, так что не думаю, чтобы он захотел встретиться с тобой. Он странный человек, этот капитан Ахав, так некоторые считают, странный, но хороший. Да ты не бойся: он тебе очень понравится. Это благородный, хотя и не благочестивый, не набожный, но божий человек, капитан Ахав; он мало говорит, но уж когда он говорит, то его стоит послушать. Заметь, я предуведомил тебя: Ахав человек незаурядный; Ахав побывал в колледжах, он побывал и среди каннибалов; ему известны тайны поглубже, чем воды морские; он поражал молниеносной острогой врага могущественнее и загадочнее, чем какой-то там кит. О, эта острога! Пронзительнейшая и вернейшая на всем нашем острове! Да, он — это не капитан Вилдад и не капитан Фалек; он — Ахав, мой мальчик, а как ты знаешь, Ахав издревле был венценосным царем!

Отметьте все противоречия: он не болен, но и здоровым его на­звать нельзя. Благородный, хотя и не благочестивый, побывал в кол­леджах и среди каннибалов. Мелвилл сразу вводит Ахава как челове­ка, который сражается сам с собой не меньше, чем с огромным китом.

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Возможно, крайний случай героя с противоречивыми импульсами — это доктор Джекил, который в итоге вообще превращается в мистера Хайда. Как я уже упоминал, повесть родилась из сновидения Роберта Стивенсона. Традиционно считается, что жена Стивенсона предложила ему подчеркнуть аллегорическую природу книги, после чего он сжег первый черновик и начал заново. Стивенсон написал книгу за неде­лю — некоторые утверждают, что не без помощи кокаина. Несколько недель он редактировал и шлифовал повесть, которая в 1886 году вышла отдельной книгой в США и Великобритании и сразу стала популярной.

Желания и потребности

Зачастую налицо конфликт между тем, чего герои хотят, и тем, что им нужно. Случается, мы не понимаем того, что нам действительно нужно, а вместо этого тратим всю энергию на удовлетворение на­ших желаний. Например, мужчина средних лет хочет вернуть себе молодость и тратит кучу денег на спортивный автомобиль, пересад­ку волос и юную любовницу, хотя на самом деле ему просто нужно признать, что он стареет. Или же герой хочет таких отношений, ко­торые на самом деле нежелательны или невозможны, как, например, в «Больших надеждах» Диккенса. Вот как Пип, главный герой этого романа, впервые встречает Эстеллу:

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Она все время называла меня «мальчик» и говорила обидно-пренебрежительным тоном, а между тем она была примерно одних лет со мной. Но выглядела она, разумеется, много старше, потому что была девочка, и очень красивая и самоуверенная; а на меня она смотрела свысока, точно была совсем взрослая, и притом королева.

Когда мисс Хэвишем приказывает Эстелле поиграть с Пипом, Эстелла говорит:

С этим мальчиком! Но ведь это самый обыкновенный деревенский мальчик!

Мне показалось — только я не поверил своим ушам, — будто мисс Хэвишем ответила:

— Ну что же! Ты можешь разбить его сердце!

В голливудском фильме этот конфликт растянулся бы на полтора часа, и все это постепенно закончилось бы любовью до гроба. Мир Диккенса, вероятно, более реалистичен, и история заканчивается так же плохо, как начиналась. Пипу следовало бы знать, что ему нуж­на женщина, которая была бы способна его любить, но он настолько ослеплен своими желаниями, что не замечает очевидного. Точно так же психолог, вероятно, установил бы, что капитану Ахаву, вместо того чтобы желать мести, нужно принять свое увечье и наладить существование. Хоть для счастливой жизни это и хорошая идея, для художественного произведения она, конечно, не годится.

Найти яркий разрыв между нуждами и желаниями вашего героя и подчеркнуть эти противоречивые устремления — один из способов создать убедительную книгу.

От советов к делу!

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Во многих произведениях герои действительно поступают в соответствии с этой иерархией: сначала само их существование ставится под угрозу, но постепенно перед ними встают проблемы высшего порядка. Например, такое происходит со многими героями Диккенса. С другой стороны, Кафка часто имеет дело с персонажами, которые приближаются к верхушке пирамиды, показывая, как легко и быстро их можно отбросить на нижние уровни, причем они даже не успевают понять, чем же они заслужили такое падение (если вообще хоть как-то заслужили).

Подумайте, на каком уровне пирамиды Маслоу находится в начале произведения ваш герой. Насколько он доволен сложившейся ситуацией? Желает ли он добиться чего-то большего? Подумайте, как развитие сюжета влияет на героя: будет ли он перемещаться вверх или вниз по пирамиде? Насколько ваш герой несет ответственность за происходящие с ним изменения? Как он к ним относится? Что он делает, чтобы противостоять им или ускорить их?

Создание сложных образов персонажей

Хотя рассматривать героев с точки зрения их желаний и нужд и конф­ликтов между первым и вторым полезно, можно заглянуть поглубже в их душу, чтобы найти добро и зло, коренящееся в их природе. Только в слабых книгах есть абсолютно положительные герои и злодеи с со­вершенно черной душой.

Бен Нюберг считает так:

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Иногда писатели вынуждают героев к неестественному поведению, чтобы что-то доказать, кому-то отомстить или просто выпустить пар… Но божественная способность создавать людей предполагает столь же высокую ответственность, необходимость понимать их и показывать их справедливо и с состраданием.

Обычное оправдание злодейства героя — его безумие. Это реше­ние проблемы писатель Нюберг отвергает:

Даже чудовища должны руководствоваться в своем поведении не просто дикой злобой. Самое ужасное распутство, разврат персонажа хороший писатель способен объяснить, даже «оправдать» естественными причинами… Еще одно очень частое «превышение писательских полномочий» состоит в том, чтобы сослаться в свое оправдание на безумие героя. Хотя в реальном мире это оправдание убедительно, но на суде художественной литературы это жалкая уловка… В безумии героя всегда есть метод.

Впрочем, в доказательство того, что у каждого правила есть ис­ключения, вспомним миссис Дэнверс, героиню романа Дафны дю Морье «Ребекка», опубликованного в 1938 году и сразу же начавшего пользоваться огромным успехом. В случае с миссис Дэнверс места для сомнения почти нет. Вот отрывок из описания первой встречи миссис де Винтер с экономкой, которая впоследствии едва не доведет ее до самоубийства:

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

— Это миссис Дэнверс, — сказал Максим, и она начала говорить, все еще не вынимая из моей руки эту свою мертвую руку и ни на секунду не сводя с меня ввалившихся глаз, так что я не выдержала и отвела в сторону свои, чтобы не встречаться с ней взглядом, и тогда ее рука дрогнула в моей, к ней вернулась жизнь, а я ощутила неловкость и стыд.

Миссис де Винтер роняет перчатки. Миссис Дэнверс подбирает их.

Она наклонилась, чтобы мне их подать, и, когда передавала их мне, я увидела на ее губах презрительную улыбку и догадалась, что она считает меня плохо воспитанной.

Миссис Дэнверс до безумия обожает первую жену Максима де Вин­тера Ребекку, и это особенно удивляет нас, когда мы узнаем, насколь­ко порочна на самом деле та была — по крайней мере, по отношению к мужу. Может быть, она хорошо относилась к прислуге. Актриса Анна Мэсси, которая играла миссис Дэнверс в телевизионной вер­сии «Ребекки», предполагала, что экономка, возможно, испытывала к Ребекке сексуальное влечение. В статье в газете The Guardian Мэсси писала: Я не знаю, была ли миссис Дэнверс латентной лесбиянкой. Но она определенно слепо и безоговорочно была влюблена в Ребекку. Книга переполнена сексуальными символами — щетка для волос и пеньюар, тщательно разложенные на кровати. Конечно, манипулировать эмоциями миссис де Винтер для миссис Дэнверс легко, потому что, как сказал бы Маслоу, миссис де Винтер не может добраться до уровня потребности в оценке и не чувствует защищенности. Это хороший пример того, как важно сравнить жертву и охотника, чтобы сделать их отношения правдоподобными и убедительными.

Герой, к которому мы относимся со смешанными чувствами, ко­торый, подобно нам самим, имеет хорошие и дурные качества, часто наиболее интересен, особенно если это главный герой.

Розеллен Браун говорит:

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Для меня персонаж обычно становится интересен, когда демонстрирует свою противоречивость. Отвергаем ли мы Лира, когда он допускает свою роковую ошибку? Обвиняем ли мы Гурова из чеховской «Дамы с собачкой» за то, что он распутник — развратный, неискренний человек, который вовлек ни в чем не повинную замужнюю женщину в любовную связь, которая, вероятно, принесет многие страдания многим людям? Хотя Элизабет из «Гордости и предубеждения» — само совершенство, Эмма из другого романа Джейн Остин вовсе им не является.

Ни один писатель не может игнорировать темную сторону жизни. Чехов писал:

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Для химиков нет ничего на земле нечистого. Литератор должен быть так же объективен, как химик; он должен отрешиться от житейской субъективности и знать, что навозные кучи в пейзаже играют очень почтенную роль, а злые страсти так же присущи жизни, как и добрые.

Он даже развивал эту мысль:

Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такой, какова она есть на самом деле. Ее назначение — правда безусловная и честная… Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью; взявшись за гуж, он не должен говорить, что не дюж, и, как ему ни жутко, он обязан бороть свою брезгливость, марать свое воображение грязью жизни… Он то же, что и всякий простой корреспондент. Что бы Вы сказали, если бы корреспондент из чувства брезгливости или из желания доставить удовольствие читателям, описывал бы одних только честных городских голов, возвышенных барынь и добродетельных железнодорожников?

От советов к делу!

Если вы не прочь получше познакомиться со своей темной (или, по Юнгу, теневой) стороной, вот несколько полезных упражнений для начала.

Составьте список из десяти качеств, которые больше всего не нравятся вам в других: например, эгоизм, жадность, грубость, наглость. (Составьте прямо сейчас, не дочитывая главу до конца.) Список готов? Если да, то подумайте, не эти ли качества вам больше всего не нравятся в себе самом. Вспомните, не было ли случаев, когда их проявляли именно вы. Психологи утверждают, что людям свойственно не любить в других те самые качества, которые, как мы полагаем, имеются у нас самих.

Теперь придумайте персонажа, который обладает некоторыми из этих качеств. Каким он будет? В какой книге был бы уместен такой персонаж? Не будет ли он хорошим антагонистом или даже полноценным злодеем в сюжете?

Подумайте и об отрицательных сторонах личности вашего главного героя. Не будет ли более правдоподобным, если они будут проявляться чуть ярче? Борется ли ваш герой с этими своими качествами, препятствуют ли они ему в получении желаемого или необходимого?

Как создать интересного персонажа

Как придумать и развить персонажа

Так или иначе, сюжеты часто повторяются, и чтобы они не стали предсказуемы и скучны зрителю, на помощь приходит разнообразие персонажей.

Именно благодаря актуальности и современности персонажа историю становится интересно смотреть. Как создать персонажа, который будет делать вашу историю оригинальной и двигать вперед, и пойдет речь.

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

В основе каждой истории лежит 2 формальных составляющих:

Зрителю интересно наблюдать как персонаж выходит из тех или иных ситуаций на пути к своей цели.

Даже если подсознательно зритель чувствует, что герой победит, ему интересно знать как именно это произойдет.

Как создается герой?

В точках выбора раскрывается образ персонажа

Создание, придумывание само по себе сбивает с толку. Автор начинает выискивать критерии, архетипы и получается совсем неинтересный, механичный герой.

Персонаж должен быть из нашей жизни, его нужно зафиксировать как единицу реальности.

А уже дальше, отталкиваясь от основы, использовать различные инструменты скульптурирования персонажа: гиперболизировать какие-то черты, опираясь на архетипы, менять его особенности согласно выбранному жанру.

Нельзя начинать писать по учебнику

Литература важна для систематизации знаний и развития того, что вы создаете.

Сначала идет ваша идея и герой, а потом его проработка с помощью теории. Не меняйте порядок действий. В помощь материал как найти и не потерять идею для сценария >>>>>

Героя нельзя создавать в отрыве от мира, в котором он окажется.

Помести мы какого-нибудь успешного известного персонажа в другую среду и не факт, что получится что-то интересное.

Поэтому создавая ансамбль персонажей сразу же думайте о локации, в которой он будет существовать.

Есть такое понятие как картонный (пластиковый) герой. Это такой герой, которого вы можете описать одним-двумя словами. Полицеский, бомж, студент, прохожий, бабушка у подъезда. Это персонаж-функция, которого можно задействовать в одном или нескольких эпизодах, но не более. Для такого персонажа не нужно прописывать родословную, его привычки и т.д. Достаточно пары слов.

Когда работаете с характеристиками героя, не уходите в бытоописание, расставляйте акценты на тех чертах и особенностях героя, которые будут работать в истории, которые можно показать.

Делайте выбор в сторону того, что можно наглядно показать визуальными средствами.

Каждый герой – это в первую очередь человек.

Зритель, знакомясь с историей и персонажем, должен забыть, что смотрит кино или сериал, и переживать за родного себе человека.

Помочь разобраться в том, что внутри нас и как устроены люди, с которыми вы взаимодействуете, могут книги по психологии и философии.

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Так же, как взаимосвязаны герой и локация, должны быть связаны с главным героем все остальные персонажи. А диалоги с ними должны помогать двигать историю и раскрывать персонажа. По репликам есть отдельный большой материал как писать диалоги >>>>>

Тайна главного героя

Это то, что известно только зрителю и главному герою.

Как сделать персонажа живым?

Чтобы герой получился живым и ярким, посмотрите на него детально. Чем он занимается, когда стоит в очереди: уткнулся в телефон, читает книгу, глазеет по сторонам, заговаривает с соседом? Нужно всегда представлять, чем занимается ваш герой.

Вкладывайте в героев то, что по-настоящему волнует вас или может волновать других людей: сомнения, страхи, комплексы, темные мысли.

Прорабатывайте детали

Вспомните персонажей других фильмов или сериалов, которые вас поразили, за которыми хотелось наблюдать. Выпишите все то, что вас в них привлекло, их черты характера и решения, объясните себе, почему вам интересен такой персонаж.

Аргументируйте все качества, которыми наделяете героя. Характеристики всегда должны проявляться в кадре.

Если ваш персонаж добрый, в чем проявляется его доброта? Что видит в кадре зритель?

Три пути отношения зрителя к герою

Важно, чтобы зритель испытывал чувства к герою, которого вы создаете, есть три распространенных варианта:

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Ошибки при создании героев

Одна из самых распространенных ошибок – идеальный главный герой: за здоровьем следит, уважительно общается со старшими, внимательно слушает собеседника, бабушек через дорогу переводит и так далее.

Идеальных людей в жизни просто не бывает. Это неправда.

То же самое происходит с характером антагониста. Время однозначных злодеев, которые делают что-то плохое просто «потому что», прошло.

Когда все герои неоднозначные, в них есть что-то хорошее и что-то плохое – за такой историей гораздо интереснее наблюдать. Она больше похожа на реальную жизнь.

Есть еще одна большая ошибка, которую допускают начинающие сценаристы, стремящиеся создать зрелищное кино.

Тем не менее у сценариста есть идея эффектной кинематографичной сцены и вот он всячески заставляет героя зайти в бассейн. Для того, чтобы не допускать таких ошибок, посмотрите материал что такое акт в сценарии >>>>>

Такие вещи выглядят натянуто и мешают нормальному развитию истории.

Как заставить героя действовать

Герой должен победить в финале за счет своих действий. Не с помощью поддавков или случайных совпадений, а только за счет того, что он взял и сделал\не стал делать что-то.

Три приема заставить героя действовать активнее

Основа в создании персонажа

Пять основных факторов, которые вы должны знать о персонаже:

Сценарист в любом случае знает о своих персонажах больше, чем зритель.

Это знание он должен преобрести как можно раньше.

Есть внешняя и внутренняя мотивация.

Внутренней мотивации может не быть, если жанр, который вы выбрали, не требует того: не факт, что в боевике обязательно копаться во внутреннем мире героя, многое зависит от вашей идеи.

Основные формы мотивации

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Наделите героя убедительной и мощной мотивацией, задайте правильные цели, установите взаимосвязь всех героев и событий, которые встречаются на пути протагониста, убедитесь, что персонаж не оторван от реальной жизни, а путь героя интересен или близок вам и потенциальному зрителю. Используйте этот материал, как чеклист для проверки и дерзайте.

Как создать интересного персонажа

Сегодня в нашей рубрике «Книжные лайфхаки» — советы из книги «Птица за птицей», которые пригодятся начинающим писателям. Речь пойдет о персонажах ваших будущих произведений: как их придумать и какими чертами наделить.

Внутренняя жизнь персонажей

Персонажи проявляются в сознании постепенно, как лица на пленке. Чтобы хорошенько их узнать, нужно время.

Есть образ, который поможет изучить людей, возникших в вашем воображении. При рождении любой из нас получает свой собственный клочок душевного пространства, личный «участок». И там, в его границах, каждый волен делать что угодно — при условии, что это не вредит никому другому. Можно вырастить там фруктовый сад, устроить цветник, разбить овощные грядки и засадить их в строго алфавитном порядке; можно не делать вообще ничего. Точно так же у любого персонажа есть внутренняя территория, которую он обустраивает (или не обустраивает) на свой манер.

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа
«Птица за птицей»

Одна из главных задач автора — как можно скорее понять, что происходит в душевном пространстве героя. Как очерчена его «делянка», что на ней растет? Возможно, вы и не станете излагать все это прямым текстом, но надо хорошо представлять себе внутреннюю жизнь тех, о ком вы пишете.

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Еще нужно уяснить для себя, как они стоят, что носят в карманах, что происходит с их позой и выражением лица, когда они в задумчивости, когда им скучно или страшно. Вообще что в них есть такого, что было бы интересно другим людям? Что они прежде всего перестали бы делать, если б выяснилось, что жить им осталось полгода? Начали бы они тогда снова курить? По-прежнему пользовались бы зубной нитью?

Перед сложным выбором

Кого-то из своих персонажей вы крепко полюбите, ведь они — это вы или какая-то ваша частица, грань. Других вы будете ненавидеть, причем за то же самое. Несмотря ни на что, вам придется допустить, чтобы с любимыми персонажами случалось что-то нехорошее, иначе не будет сюжета. С положительными героями плохое происходит оттого, что у наших поступков бывают последствия и никто не может все время вести себя примерно.

Если защищать персонажей от расплаты за небезупречное поведение, сюжет станет пошлым и бессмысленным — тут все как в жизни. Поэтому хорошенько изучите героев, поставьте их перед каким-нибудь сложным выбором, а дальше будь что будет.

Заглянуть в душу

Каждый из нас — ходячее объявление о нас самих, о том, кто мы есть. Так кто они, ваши персонажи? Покажите нам. Все их слова и поступки будут рождаться из внутренней сущности; поэтому о каждом из них надо узнать как можно больше.

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Попробуйте заглянуть себе в душу, изучить разные грани собственного характера. Вполне вероятно, что там вы обнаружите и шарлатана-авантюриста, и сироту, и нянечку, и короля, и проститутку, и проповедника, и неудачника, и ребенка, и старую каргу. Залезайте в шкуру каждого из них и постарайтесь понять, что они чувствуют, что думают, как разговаривают, как живут.

Списано с натуры

Есть еще один способ познакомиться с собственными персонажами: пусть они будут списаны с реальных людей. Можно комбинировать черты разных прототипов — например, взять вашего дядюшку и добавить нервный тик и странный запах, как у того парня, за которым вы десять минут наблюдали в очереди на почте. Мысленно прищурьтесь, рассмотрите все эти типажи и начинайте их выписывать. Правда, чистое описание на несколько страниц утомит любого читателя. Попробуйте придумать, что и как они сами могут сказать о себе.

Жизнь как корзина

Представьте жизнь каждого персонажа в виде корзины: какое переплетение привычек и воззрений образует и скрепляет ее? Какие мелочи ваш герой занес бы в свой личный журнал: «Я съел вот это»? «Ненавижу вот то»? «Сделал вот так»? «Сегодня долго гулял с собакой»? «Поболтал с соседом»?

Именно такие детали привязывают персонажа к земле и другим людям; именно из них у каждого складывается собственный смысл жизни. Корзина — уместный образ еще и потому, что в ней всегда найдутся прорехи.

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Сознают ли ваши персонажи, что в их картине мира есть пробелы? Насколько полно они ощущают действительность?

Главный персонаж

И еще: нам хочется, чтобы рассказчику — важнейшему из персонажей — можно было доверять. Хочется думать, что персонаж не играет в какие-то свои игры и не манипулирует нами, а добросовестно рассказывает всю правду. (Если только главные его качества — не лживость и склонность использовать людей в своих целях.) Мы не желаем, чтобы нами помыкали. Конечно, если мы беремся за чтение художественной литературы, то хотим, чтобы на нас воздействовали, но искусно и приятно.

Рассказчик не должен быть идеальным: идеальные герои поверхностны, нереалистичны и убийственно скучны. Пусть в рассказчике чувствуется надежда — если он кажется безнадежным, читатель теряет интерес. Можно лишиться надежды, но рассказывать об этом с юмором; тогда читатель не чувствует отторжения. Впрочем, способность посмеяться над ситуацией обычно свидетельствует о том, что надежда и жизнерадостность еще не утрачены. В общем, нет никакого смысла писать романы, полные безысходности. Мы все и так знаем, что умрем; важно, как мы себя ведем в свете этого знания.

Как создать яркого персонажа

Как создать интересного персонажа. Смотреть фото Как создать интересного персонажа. Смотреть картинку Как создать интересного персонажа. Картинка про Как создать интересного персонажа. Фото Как создать интересного персонажа

Согласитесь – все могут описать Шерлока Холмса, но далеко не каждый читатель так же хорошо знает все перипетии даже таких известных произведений как «Собака Баскервилей» или «Знак Четырех». Джек Воробей, Робинзон Крузо, Родион Раскольников – это примеры из того же ряда. Сильные, запоминающиеся герои делают книгу более живой и интересной. Как создать таких персонажей – читайте в статье.

Узнайте своего персонажа

Кого бы вам было проще ввести в свой сюжет – хорошо знакомого друга или нового коллегу из соседнего отдела? Конечно, первый вариант более предпочтителен, поскольку яркий персонаж – это тот, о ком вы больше знаете. Следовательно, вы должны быть осведомлены о своем герое больше, чем расскажете своим читателям – вот первое правило. Как же воплотить его на практике?

Напишите биографию

Это требование касается всех мало-мальски значимых героев произведения, и уж в особенности – главного персонажа. Биографию можно написать в свободной форме или же выполнить ее в виде анкеты. Как бы там ни было – постарайтесь как можно детальнее прорисовать жизнь каждого героя.

Изучите героя в разных ситуациях

Чтобы получше узнать характер персонажа – воспользуйтесь методом сценариста Элвина Сарджента. Работая над очередным фильмом, он помещал своих героев в разные ситуации, которые хоть и не были связаны с основным сюжетом, тем не менее, помогали лучше узнать особенности персонажей. Впоследствии, он мог включать или не включать эти сцены в сценарий.

Подумайте, как бы ваш герой поступил перед лицом выявленной у него неизлечимой болезни или внезапно свалившейся удачи, что бы он сделал, потеряв хорошую работу или наоборот, достигнув невиданного успеха. Чем больше таких ситуаций вы придумаете, тем более ярким будет понимание образа.

Прототипы

Многие выдающиеся герои книг имели своих прототипов. К ним можно отнести и упомянутых уже Шерлока Холмса и Робинзона. Это очень удобно, так как вы уже обладаете львиной долей информации о персонаже. Вы, конечно же, можете воспользоваться этим литературным приемом, но стоит остерегаться двух опасностей.

Первая состоит в том, что прототип (или его окружение) может узнать себя в описании, и далеко не каждому это может понравиться, особенно если вы выставите его не с лучшей стороны. В истории были случаи, когда обиженные читатели подавали судебные иски на авторов.
Еще одна проблема, которая может возникнуть с прототипом – невозможность придать ему те качества, которые требует сюжет. С другой стороны, некоторые писатели поступают именно так, играя на контрасте и наделяя его неожиданными чертами характера. Это делает персонажа более запоминающимся.

Плохой vs Хороший

Большинство авторов делают центральной фигурой повествования «хороших» героев. С другой стороны, запретный плод сладок, и потому такие авторы, как например, Патрик Зюскинд в романе «Парфюмер», выбирают в качестве героев не самых лучших представителей человечества. Но, на какой бы стороне не оказался ваш герой, он должен быть интересным читателю – только в этом случае он хорошо запомнится и привлечет к себе внимание.

Еще одним полезным приемом может быть противопоставление позитивных и негативных качеств в одном герое, как это мы видим в «Крестном отце».

Эволюция героя

Резюме

Люди значительно лучше запоминают ярких персонажей, а не проработанные и закрученные сюжеты. Чтобы создать цепляющего героя, вам в первую очередь нужно хорошо его узнать. Для этого напишите биографию и изучите его поведение в разных ситуациях. Также можете использовать прототипы, но будьте аккуратны и не подставляйтесь. Не важно, хороший ваш герой или нет – главное, чтобы он был интересным и эволюционировал со временем.

Источники информации:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *