Как следить за машиной через телефон по глонассу
Слежка за машиной: способы слежки, аппаратура, правовые нормы
Слежка за машиной в последнее время становится актуальной для многих автовладельцев. Большое распространение получили всевозможные способы и системы, которые очень эффективны и недорого стоят. Особенно часто в наше время их применяют для контроля местонахождения и личного, и служебного транспорта. В основе этого лежит мониторинг местоположения транспортного средства с помощью сигналов спутниковой навигации, в частности GPS и ГЛОНАСС. Для этого в автомобиле устанавливают специальные устройства, которые называют GPS-трекерами. Сразу стоит отметить, что цели у частных автовладельцев и работодателей различны, поэтому различают корпоративные и частные системы слежения.
Корпоративный транспорт
Слежку за машиной часто осуществляют работодатели, для них это актуальная и непростая задача. Появляется необходимость контролировать, где находится авто их мобильных сотрудников, чтобы контролировать эффективность расходования ресурсов, при возможности их повышать.
При этом стоит знать, какие проблемы могут возникать при слежке за машиной. Основной функцией GPS-слежения в данном случае является попытка ответить на вопрос о том, где сейчас находится мой работник. С помощью этих систем вы сможете всегда наблюдать, где находится интересующий вас объект, куда передвигается, где останавливается.
С помощью слежения за машиной удастся узнать, насколько ответственно подходит ваш сотрудник к исполнению своих обязанностей, эффективно ли эксплуатирует служебный транспорт. Опасность заключается не только в том, что работник может отправляться на служебной машине по своим делам, но и в том, что нерадивый сотрудник может халатно относиться к автомобилю, превышать скорость, ездить неаккуратно, не заботясь о подвеске. Для работодателя это может обернуться дополнительными расходами на ремонт и восстановление, что влетит в копеечку.
Также после установления GPS в машину для слежки будет проще вести учет расходов на транспорт, можно будет точно узнать, сколько водитель тратит горючего, ездит ли он только по необходимым маршрутам или заезжает и по своим делам. Если ваш мобильный сотрудник постоянно сходит с намеченного маршрута, заезжает к себе домой перекусить, отправляется по своим делам вместо того, чтобы выполнять ваши поручения, стоит задуматься, насколько вам нужен такой работник. Обо всем этом вы сможете узнать, установив маяк на машину для слежки.
Возможности маячка
Такой маячок может показать высокую эффективность. Вы сможете с максимальной точностью составлять маршруты, по которым должен передвигаться водитель, а также контролировать возможные отклонения.
Следить за водителем на карте, просматривая в режиме онлайн все передвижения. Контролировать уровень расхода топлива, длительность простоя с работающим двигателем. Получать полную отчетность обо всех поездках, отклонениях от маршрута и остановках себе на электронную почту. Узнать, какова манера вождения, фиксируя резкие разгоны, крутые повороты и торможения.
Личный автомобиль
Слежка за машиной, которая находится в вашей собственности, обычно преследует другие цели. В этом случае в первую очередь владельцу важно знать, где находится его транспортное средство, чтобы быть уверенным в его безопасности.
Если все-таки произошло непоправимое и вашу машину угнали, то вы сможете, установив маячок в машину для слежки, сразу определить, где она находится. Можно взять и более повседневную и банальную ситуацию, когда авто увозят на эвакуаторе, пока вы отлучились ненадолго в супермаркет. Если же у вас стоит жучок на машине для слежки, то сообщение о том, что авто начинают эвакуировать, немедленно приходит на ваш телефон, вы можете успеть добежать до машины, чтобы предотвратить отправку ее на штрафстоянку.
Даже если вы не успеете, то сможете сразу определить, куда увозят ваш автомобиль.
Система спутникового мониторинга позволяет наблюдать за местоположением машины на карте, с помощью GPS следить за автомобилем можно с помощью интернета с планшета или с помощью телефона прямо в режиме онлайн. На свой смартфон вы сможете оперативно получать уведомления о том, в каком состоянии находится ваше авто, например, когда происходит несанкционированное открывание дверей, незапланированное движение, включение или выключение замка зажигания. Вы даже сможете просматривать показания бортового компьютера из любой точки, как бы далеко от автомобиля вы сами ни находились.
Функции слежения
Жучок на машину для слежки позволяет отслеживать все передвижения транспортного средства, просматривать на карте местоположение автомобиля в режиме онлайн, оперативно получать отчетность о передвижениях за любой период времени, вести удаленный мониторинг показателей бортового компьютера, наблюдать за местоположением машины с планшета или смартфона из любой точки.
Суть данного процесса проста. Вы приобретаете специальное устройство, которое самостоятельно устанавливает связь со спутниками. Его называют GPS-маяк или GPS-трекер. После этого его необходимо установить в автомобиль, причем многие подобные средства даже не требуют дополнительных усилий по монтажу. Как правило, слежку за автомобилем можно осуществлять, просто спрятав его в салоне вашего личного автомобиля или вставить в специальный диагностический разъем OBD2.
После этого остается зарегистрировать свое новое устройство в специализированной системе, на что уйдет всего несколько минут. После этого вы можете быть уверены, что ваша бесценная собственность теперь находится под постоянным присмотром.
Шпионские жучки
Необходимость следить за машиной сегодня возникает практически у каждого человека, который имеет личный автомобиль. Ведь современная жизнь полна опасностей и непредсказуемости, поэтому быть всегда в курсе, где находится ваш автомобиль, никогда не помешает.
Стандартный жучок для GPS максимально прост в использовании. Его принцип работы заключается в том, что такой жучок слежки получает сигнал со спутника, а затем отправляет данные о местонахождении автомобиля на смартфон своего владельца, например, в формате СМС. Само устройство включается и выключается в автоматическом режиме, временные интервалы может задавать сам хозяин авто. Обычно это стандартное устройство в небольшой коробочке, которое можно приобрести по демократичной цене.
Можно осуществлять слежку за машиной через компьютер с помощью таких жучков, которые подключаются в бортовой сети, работая параллельно с сигнализацией, выступая в качестве охранного модуля. А бывает, что вообще включаются параллельно с сигнализацией. Бывают и автономные модули, которые достаточно разместить в любом укромном месте в машине. Оттуда этот жучок подает сигналы о местоположении авто по команде, которую может отдать сам владелец, по старту автомобиля или по-другому более сложному событию.
Отследить и убрать такой жучок невероятно сложно, особенно если владелец его хорошенько предварительно спрятал. Так что, если ваш автомобиль стал жертвой угонщиков, вы сможете быстро отследить его местонахождение, а угонщики не смогут его отыскать даже при большом желании. К тому же на машинах среднего ценового диапазона, которые не относятся к машинам премиум-класса, угонщики не ожидают таких неприятных «сюрпризов». В этом их большая ошибка, жучки стоят недорого, поэтому доступны любому желающему.
Слежение через смартфон
В качестве программного жучка для слежки может выступать даже самый обычный смартфон. На него ставится специальная программа-шпион, а сам смартфон прячется в автомобиле. У этого варианта множество очевидных преимуществ. По стоимости он выходит дешевле, чем GPS-трекер, особенно если вы планируете его использовать недолгое время. К тому же маловероятно, что злоумышленник догадается, что по забытому в машине смартфону его могут отследить.
Это чрезвычайно удобно, так как подкинуть телефон можно просто и в чужую машину, а можно оставить и в своей. Появляется возможность использовать этот смартфон не по его прямому назначению. Например, в любом месте, где будет ловить сеть, не покупая сим-карт, вы сможете отследить, где он находится. Можно отдать или одолжить смартфон человеку, за которым вы хотите проследить. И не только отслеживать его местонахождение, но и прослушивать, чего не удастся сделать со стандартным GPS-трекером.
К тому же такой смартфон всегда под рукой. Установив такую программу-шпион на мобильник, можно больше не таскать с собой ничего лишнего. А в случае необходимости просто подкинуть телефон в автомобиль или «забыть» в квартире человека, про которого хотите узнать дополнительную информацию. К тому же эту шпионскую программу можно использовать вовсе бесплатно. Как правило, у таких программ существуют бесплатные периоды пользования (до одного месяца), а с GPS-трекером так сэкономить не удастся.
Таким образом, без дополнительных затрат и трудностей вам удастся отследить автомобиль или узнать, о чем разговаривает ваш знакомый. Осуществлять такую слежку за машиной через компьютер не составит никакого труда.
Правовые нормы
У всех, кто желает следить за своей машиной, появляется резонный вопрос о том, насколько это законно. В России уже неоднократно возникали прецеденты, когда у правоохранительных органов появлялись претензии к гражданам, которые приобретали подобные средства слежения. В частности, в прокуратуре отмечали, что частным лицам на территории Российской Федерации запрещено пользоваться такими GPS-трекерами.
Адвокаты, которые сталкиваются с такими делами, отмечают, что запрет вызван их чрезмерной популярностью и возникающими из-за этого злоупотреблениями. Например, когда работодатель устанавливает маячок, чтобы следить за перемещениями сотрудника, предварительно не уведомив его, это дает возможность работнику обратиться в суд и даже инициировать возбуждение уголовного дела.
Можно ли купить трекеры, не нарушая закон?
Существуют компании, которые занимаются ввозом на территорию России подобных устройств, не нарушая при этом никаких законов. Сначала их регистрируют на таможне, получая так называемые нотации, устройства проходят обязательную сертификацию, предприниматели платит все соответствующие таможенные пошлины и прочие сборы, установленные отечественным законодательством.
Приобретать GPS-трекеры у таких компаний совершенно законно, с этим не будет возникать никаких проблем. Вопросы у правоохранительных органов появляются к тем, кто заказывает подобные устройства за границей, как правило, в Китае или на сайтах других иностранных государств. В этом случае их нелегально ввозят на территорию России. Такие гаджеты не проходят экспертизу и сертификацию, установленную отечественным законодательством. На этом основании их могут признать специальными техническими средствами, использование которых запрещено обычными гражданами. Тогда вам придется доказывать, что заказывали это шпионское устройство вы исключительно из благих целей, чтобы обеспечить собственную безопасность.
В последнее время, помимо слежки за автомобилями, стало популярным устанавливать такие следящие трекеры на животных, детей и пожилых людей, которые легко могут потеряться. Например, существуют часы, с помощью которых любой родитель может следить за своим ребенком, знать, куда он пошел, с кем общается, когда возвращается домой, не прогуливает ли школу. Такие устройства продаются в китайских интернет-магазинах, поэтому тоже попадают в зону риска, так как не проходят соответствующую сертификацию.
Анонимность в интернете
Уход от слежки с виртуальными машинами осуществляется очень просто. Для этого требуется установить такую машину на сетевой интерфейс, воспользовавшись NAT или левым MAC. После этого никакие плагины не смогут вас отследить и установить ваш реальный IP-адрес.
На эту виртуальную машину устанавливайте какое-нибудь бесплатное программное обеспечение, а все приложения либо системы Linux, либо ломаный Windows. Это необходимо для того, чтобы при передаче в интернет этими приложениями своих лицензионных номеров по ним нельзя было бы вас отследить.
Для того чтобы быть уверенным, что никакие сбои внутри такой виртуальной машины не смогут обнаружить ваш реальный IP-адрес, нужно настроить файрвол таким образом, чтобы трафик отправлялся только в Tor и никуда больше. Только убедитесь, что в Tor направляется именно весь ваш трафик, а не только TCP.
Советы по использованию виртуальной машины
Наконец, используя виртуальную машину как защиту от слежки, очень важно не вводить внутри никаких данных, по которым вас можно было бы отследить, ничего, что было бы связано с вашей реальной личностью. Это может быть имя, номер кредитной карты, не стоит заходить в свой аккаунт в социальных сетях, заливать на сайты фотографии, сделанные на ваш постоянный фотоаппарат или телефон. Ошибившись только раз, вы станете уязвимым, все старания пропадут зря.
Лучше создать во всех социальных сетях «левые» аккаунты, завести отдельную почту, которой вы будете пользоваться на виртуальном компьютере. При этом не стоит переписываться со своими реальными аккаунтами, отправлять письма на почту, которой вы пользуетесь постоянно под своим настоящим именем. Покупайте только виртуальные товары, которые не требуют доставки на конкретный физический адрес, и только за биткоины или любую другую виртуальную валюту.
Используя такую систему, вы сможете больше никогда не беспокоиться о том, что кто-то может вас отследить с помощью различных типов кук, плагинов, HTTP-заголовков, а также вы случайно не засветитесь, если внезапно начнет барахлить VPN-соединение. То есть отслеживать все это будет возможно, но выхода на ваши реальные профили не будет.
Еще один совет. Используйте на этом виртуальном компьютере почтовые клиенты и браузеры, отличные от тех, которые применяете в реальной жизни. Это исключит случайное использование вами «не той» системы, самим поможет не запутаться.
Как отследить машину по ГЛОНАСС?
Система глобального позиционирования ГЛОНАСС использует спутники на орбите, чтобы точно определять координаты объектов на земле. С помощью такой системы удобно контролировать транспорт: не только его маршрут и скорость движения, но и расход топлива, техническое состояние.
Частные владельцы в любой момент могут установить местоположение своего автомобиля, поэтому, даже если его угонят, полиция быстро найдет пропажу. Коммерческие предприятия с помощью спутникового позиционирования отслеживают коммерческие рейсы и перемещение грузов, обеспечивают безопасность сотрудников и быстро реагируют на экстренные ситуации.
Можно ли отследить машину по ГЛОНАСС?
Определить координаты автомобиля несложно, но для этого он должен быть оборудован трекером. Это специальное устройство, которое содержит приемник и передатчик. Приемник связывается со спутниками на орбите, определяя координаты объекта, передатчик транслирует информацию на сервер или другое устройство: например, телефон, ноутбук.
Информация с трекера доступна круглосуточно, поэтому, если вы подключили его к своему ноутбуку, компьютеру или телефону, в любой момент можете получить координаты автомобиля. Некоторые устройства транслируют данные непрерывно, другие передают их с интервалами. Впрочем, так можно наблюдать не только за частным или корпоративным авто, но и за специальной техникой, водным и воздушным транспортом, грузами, домашними питомцами и людьми.
Процесс отслеживания машин с помощью ГЛОНАСС
Владельцы автомобилей перед покупкой трекера часто беспокоятся: если они могут определить координаты транспорта, не сможет ли это сделать кто-то еще. Однако доступ третьих лиц к информации исключен, разве что вы сами предоставите кому-то собственный гаджет или ПК для контроля авто. Если вы выбрали отечественную систему спутникового позиционирования, она подключается к защищенной от взлома общегосударственной сети.
Для определения координат объекта нужен только трекер, но специфика устройства и его комплектация влияет на возможности. Например, некоторые модели предполагают экстренное оповещение, когда объект покидает безопасную зону. Эта функция востребована среди родителей, стремящихся защитить своих детей: они могут указать маршрут из школы и обратно, и если ребенка попытаются увести за пределы разрешенных улиц, на телефон одного из родителей придет сообщение.
Однако экстренное оповещение востребовано и коммерческими предприятиями, только используют они его иначе. Руководитель выдает разъездным сотрудникам задания, определяет оптимальный маршрут следования и допустимые отклонения от него. Если сотрудник захочет покинуть разрешенную территорию по личным делам, диспетчер получит оповещение.
Спутниковое позиционирование помогает решать такие задачи:
Технология гарантирует защиту персональных данных, поэтому частные лица и организации могут не волноваться об утечке информации. Сведение о транспорте доступны только владельцам, в исключительных случаях их могут запросить правоохранительные органы.
Как установить систему слежения
Наша компания – федеральный оператор по мониторингу полного цикла. Мы предлагаем современное оборудование и устанавливаем систему определения координат на частные и корпоративные автомобили, спецтехнику, водный и воздушный транспорт. Заниматься установкой системы слежения должны специалисты, потому что качество монтажа влияет на долговечность оборудования, корректность его функционирования.
Также специалисты позаботятся о том, чтобы датчики не были заметны. Это гарантирует, что оборудование не смогут повредить угонщики или недобросовестные сотрудники, которые хотят скрыть информацию о маршруте или расходе топлива. Обращайтесь к профессионалам, и система слежения будет работать стабильно и надежно, не требуя обслуживания!
Как отследить машину по ГЛОНАСС через телефон?
Для мониторинга автомобиля при помощи мобильных устройств, в том числе смартфонов и планшетов, нужно специальное приложение. Производители трекеров нередко предлагают собственный софт: вы получаете его в момент покупки оборудования или скачиваете версию для своей операционной системы, устанавливаете и регистрируете.
После регистрации вы можете наблюдать за передвижением транспорта через экран мобильного устройства. Если версия приложения предусматривает такую опцию, то также на экране будут отображаться скорость, длительность стоянок, расход бензина, информация о масле. Приложения адаптированы под небольшие экраны, поэтому ими удобно пользоваться. К тому же для этого необязательно быть в офисе или дома: можно проверить локацию авто в любой момент.
Как отслеживать машину по ГЛОНАСС через компьютер?
Для контроля автомобиля при помощи ПК также нужен трекер и специальное программное обеспечение. На авто устанавливают спутниковый датчик, который не только связывается со спутниками на орбите, но и передает информацию по GPRS-каналу непосредственно на ваш ноутбук или ПК. Если использование спутниковой системы бесплатное, то передача данных через GPRS может потребовать абонентской платы. Программное обеспечение обычно прилагается к трекеру, но его можно приобрести и отдельно.
После установки программы вы сможете наблюдать за транспортом онлайн. Если сигнал маячка по какой-то причине пропадет, информация об этом все равно сохранится в памяти программы. Поэтому вы сможете просматривать не только актуальные данные о перемещении авто, но и собирать аналитику. Это удобно для коммерческих компаний: так можно формировать рейтинги аккуратности и надежности водителей, состоящих в штате.
Преимущества отслеживания авто по ГЛОНАСС
Пользователь системы получает исчерпывающую информацию о состоянии транспорта:
Некоторые модели трекеров также транслируют видео с камер, установленных в авто. Благодаря этому можно предотвратить угон, повреждение транспорта и кражу ценных грузов. Также некоторые виды спутникового оборудования предлагают функцию экстренного вызова: при сильном ударе система автоматически передает координаты скорой помощи и спасателям. Поэтому, даже если водитель потеряет сознание, ему окажут своевременную помощь.
Коммерческие компании благодаря спутниковому мониторингу не допускают слива топлива из баков: если уровень бензина резко изменится, диспетчер это заметит. Установка системы окупается за несколько месяцев. И не только благодаря невозможности слива бензина, но и потому, что руководство получает доступ к аналитике. При помощи спутникового мониторинга легко составить наиболее короткий и выгодный маршрут движения транспорта, эффективно планировать перевозки и контролировать работу выездных специалистов.
Поиграем в параноиков: как ЭРА-ГЛОНАСС может следить за автовладельцами
Система «ЭРА-ГЛОНАСС» – ваш спасатель-помощник в случае ДТП или ЧП, но при этом и «незримый шпион», который постоянно знает, где вы находитесь и куда движетесь… Как с этим жить, если вы начинающий параноик или даже истинный гуру мании преследования и теорий заговоров?
«Под колпаком» у телефона
М ногие помнят эпизод из незабвенного роад-муви «Бумер», в котором бандиты «уходили на дно», сматываясь из города, выключая телефоны и вынимая из них батареи. Надо сказать, фильм оказался отчасти пророческим. На экраны он вышел полтора десятилетия назад, в эпоху примитивных кнопочных мобильников, однако тотальное использование сотовой связи для слежки за населением развернулось в полной мере лишь в последние годы… И речь идет далеко не только о криминале – с этим могут неожиданно столкнуться и вполне законопослушные граждане. Скажем, вас не взяли на должность на госслужбе. Возможно, причина банально-профессиональная, а возможно, где-то в закрытых базах данных вы числитесь как… завсегдатай протестных митингов, к примеру.
Безумие? Отнюдь. Силовые структуры постоянно запрашивают у сотовых компаний логи на определенные географические координаты, дату и время. В этих логах автоматически фиксируется, какие номера мобильных телефонов находились в энное время в энном месте. А большинство номеров привязано к паспортным данным владельцев… Может быть, вы действительно были на сомнительном (с точки зрения властей) уличном мероприятии, а может, просто так случайно совпало, но в какой-нибудь списочек «сомнительных» или «неблагонадежных» вас на всякий случай занесли. Ибо пути и мысли «соответствующих служб» неисповедимы…
Собственно, к чему это все? Да к тому, что если паранойя разыгралась, телефон при необходимости можно на время и выключить. А вот как быть со «шпионом», которого волей-неволей возит с собой каждый владелец нового автомобиля последних лет выпуска? Зовут этого «шпиона» блок «ЭРА-ГЛОНАСС».
Как это работает?
Блок «ЭРА-ГЛОНАСС» включает в себя два главных элемента – это GPS/ГЛОНАСС-приемник, который определяет координаты автомобиля, и GSM-приемо-передатчик, иными словами – упрощенный сотовый телефон без клавиатуры и дисплея, предназначенный для передачи координат и голосовой связи с оператором службы спасения. Сотовый телефон в «Эре» не имеет слота для сим-карты и не привязан ни к одному оператору – оператор в нем «виртуальный», объединяющий все российские мобильные сети в одну, и при активации системы вызов спасателей просто автоматически осуществляется через сеть с самым сильным сигналом.
В разговоре о паранойе и бегстве из под ока Большого брата возникает резонный вопрос: если человека можно отследить по его телефону, чей номер связан в базах оператора сотовой связи с паспортными данными хозяина, то как можно отследить автовладельца, в чьей машине стоит блок «ЭРА-ГЛОНАСС» без сим-карты?
Очень просто! Дело в том, что, несмотря на отсутствие у блока «Эры» телефонного номера, устройство, как и любой мобильный телефон, обладает так называемым IMEI-идентификатором – уникальным персональным кодом. Этот код в автоматическом режиме передается базовым станциям сотовой связи при регистрации в сети во время включения, а также при движении – переходе из радиуса действия одной базовой станции в радиус следующей. Иными словами, и мобильный телефон без сим-карты, и модуль «Эры» постоянно и автоматически отмечают IMEI-номером своё местоположение и свой путь. Эти данные накапливаются и хранятся у мобильных операторов и могут быть востребованы при необходимости.
У мобильных телефонов номер IMEI всегда написан на упаковочной коробке, а также его легко узнать, набрав на клавиатуре код *#06#
А у модуля «ЭРА-ГЛОНАСС» IMEI-код написан прямо на нем самом:
А теперь пофантазируем…
У любого автопроизводителя имеются данные по комплектации каждой сошедшей с конвейера машины. И, конечно же, в его базах есть серийные номера и IMEI-идентификаторы всех блоков «ЭРА-ГЛОНАСС», которые были установлены на автомобили. И если кто-то, облеченный полномочиями, заинтересуется передвижениями Ивана Ивановича Иванова на его личном авто, то информацию он получит в три простых шага. Сперва сделает запрос в базу данных ГИБДД, выясняя марку, модель и VIN-номер зарегистрированного на Ивана Иваныча транспортного средства, затем сделает запрос на завод-производитель с целью узнать IMEI-номер блока «ЭРА-ГЛОНАСС», установленного в автомобиле с конкретным VIN. После чего затребует у сотовых операторов логи перемещений этого IMEI – где и когда он был… И если вы пренебрежительно махнете рукой «да ну, кто станет так заморачиваться!», то окажетесь неправы. Станут, и запросто.
Причем даже не обязательно получать данные с GPS/ГЛОНАСС-приемника, установленного в «Эре» (хотя, вероятно, и их можно начать запрашивать без ведома владельца автомобиля). Для отслеживания достаточно обычной повседневной работы GSM-модуля, который постоянно «отмечается» в сети. Так работает принцип простейшего грубого пеленгования — LBS-метод отслеживания местоположения по базовым станциям. Этот же алгоритм применяется при работе простейших китайских трекеров, лишенных в угоду экономии GPS-чипа.
Где границы паранойи?
Едва ли кто-то «пасет» нас, обычных граждан, всегда и везде. Во всяком случае, не хотелось бы в такое верить… Однако, к примеру, факт самопроизвольного прослушивания телефонами наших разговоров и отправки ключевых слов в облачные хранилища для последующей подачи персонифицированной контекстной рекламы общеизвестен. Почему, скажем, подобное с какими-либо целями не может делать и «Эра»? Например, в будущем страховщики хотят с помощью «ЭРА-ГЛОНАСС» автоматически получать данные об аварии (VIN, место, время, скорость), а также контролировать стиль нашего вождения, чтобы определять с помощью этих данных стоимость полиса. Понравится такое не всем. В перспективе — интеграция «Эры» с «Платоном», а потенциально и с иными схожими гнусными придумками Большого брата. Когда-нибудь и скоростные штрафы через эту систему смогут приходить, ведь технически это реализовать несложно. Тут уже не пошутишь – «машина, дескать, сама себя не оштрафует!». Оштрафует, да еще как…
Да, возможность спасти жизнь водителя, который лежит без сознания в улетевшей в кювет на пустынной дороге машине, бесценна. Но в свете вышесказанного даже очевидно полезные свойства спасательной системы не дают некоторым гражданам преодолеть в отношении нее предубеждение и анархические настроения. И неудивительно, что у иных бунтарей руки чешутся «шпиона» обезвредить. В форуме почти любого интернет-автоклуба можно встретить тему типа «Как отключить ЭРА-ГЛОНАСС?».
Как отключить «шпиона»?
Блок «ЭРА-ГЛОНАСС» на большинстве автомобилей – это самостоятельный модуль, «черная коробочка». Месторасположение его достаточно индивидуально, в зависимости от модели авто, но на тематических автофорумах обычно этот вопрос уже разжеван. Если говорить о бюджетных машинах, то доступ к «Эре» чаще всего прост. Например, в нашем редакционном VW Polo он открыто лежит под передним пассажирским сиденьем, в Hyundai Solaris находится внутри торпедо под магнитолой, в Лада Веста закреплен под корпусом «бардачка».
Обычно к блоку подходит многопроводной разъем, связывающий его с питанием, динамиком, микрофоном, CAN-шиной и рядом других точек в электросистеме авто. Банальное извлечение этого разъема из блока полностью обезвреживает «шпиона», однако может вызывать появление символа ошибки на панели приборов, отключение микрофона в штатном hands-free (он кое-где идет через блок «Эры») или породить какие-то иные электронные конфликты. Удаление предохранителя из цепи, питающей «Эру», также может вызвать «глюки». К тому же вырубятся иные важные автомобильные функции, никак не связанные со «шпионажем», а просто висящие на том же предохранителе.
Так как обезвредить «ЭРА-ГЛОНАСС» без возникновения проблем? Для начала обращаемся с этой просьбой в ремзону одного из крупнейших дилерских центров VW в Москве.
«Мы не первый раз слышим такую просьбу, но сделать этого не можем» – говорит мастер-диагност дилерского центра VW: «Во-первых, как дилеры мы не имеем права на такую операцию: подобное категорически запрещает производитель. А во-вторых, отключение этой системы генерирует массу ошибок – в системе подушек безопасности, в системе стабилизации и даже в системе АКП – слишком глубоко она интегрирована в электронику автомобиля…».
Ну, что ж… Если дилер помочь не желает даже за деньги – попробуем сами!
Кроме многоконтактного разъема на корпусе блока «Эры» установлены еще и два высокочастотных антенных гнезда. В них вставляются два коаксиальных кабеля – ведущих к антенне GPS/ГЛОНАСС и к антенне GSM, обычно находящихся в «плавничке» на крыше. Может быть, достаточно извлечь из разъема кабель, идущий к антенне GSM? По логике, в этом случае сотовый модуль блока «ЭРА-ГЛОНАСС» перестанет видеть сотовые сети, и «Эра» лишится возможности оставлять «цифровые следы».
Отключаем, причём сразу оба антенных кабеля — и GSM, и GPS/ГЛОНАСС, поскольку их разъемы представляют собой единое целое. Проверяем, нажав на кнопку «SOS», и… слышим сперва гудки, а затем голос: «Оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — что у вас произошло?».
Черт, система работает без антенны! Почему? Попытаемся разобраться и вскроем корпус.
Внутри мы видим основную плату с недорогим телематическим чипсетом Qualcomm MDM6200 и блок автономной работы на основе литиевого аккумулятора Tadiran TLI-1550A мощностью 2,6 ватт-часа с модулем зарядки. И – вот сюрприз — обнаруживаем на плате встроенную GSM-антенну, почти такую же, как и в большинстве мобильных телефонов!
Зачем нужна дублирующая антенна внутри, если есть максимально эффективная выносная антенна на крыше? На самом деле, все просто, объясняет электрик-диагност дилерского центра.
– Главная задача системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и ее прародителя европейской «E-Call» — спасение жизней водителя и пассажиров в ситуациях, в которых они сами себе помочь не в состоянии. А крупные аварии с серьезными травмами часто предполагают переворот автомобиля и падение его на крышу. В этом случае внешняя антенна, скорее всего, будет деформирована или уничтожена, и чтобы спасательная система не лишилась работоспособности, в дело вступит антенна встроенная, резервная.
Ну, раз уж взялись параноить – параноим по-полной! Отключаем встроенную антенну, снимая ее полностью:
Возвращаем блок в автомобиль, подключаем большой разъем-гребенку. Антенна на крыше отключена, встроенная антенна демонтирована – теперь система явно должна «ослепнуть». Но после нажатия на кнопку «SOS» мы снова слышим: «Оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — что у вас произошло?». Черт, «шпион» работает вообще без антенн! Как же так?
В итоге полностью заглушить упорного «шпиона» нам удалось только закутав блок без антенн целиком в фольгу и заземлив ее… Да уж, бандитам из «Бумера» в этом смысле определенно было проще.
На этом этапе попытки отключить «ЭРА-ГЛОНАСС» простыми методами мы забросили. Дальше, видимо, нужно искать схему блока и разводку проводов центрального разъема, чтобы обезвредить устройство корректно, без появления индикации ошибок или иных «глюков». Возможно, дезактивацию системы все же можно провести через сервисную диагностическую программу. В общем, нужно выяснять в каждом конкретном случае индивидуально.
Правда, есть еще один вариант, но он потребует определенной гражданской организованности. Владельцам одинаковых моделей авто можно по договоренности… обменяться блоками «ЭРА-ГЛОНАСС»! В этом случае IMEI блока и VIN автомобиля перестанут быть связанными друг с другом, и потенциальное отслеживание станет невозможным. Любители паранойи могут найти единомышленников внутри интернет-автоклубов, посвященных своей модели, и организовать обмен. Ну или купить себе блок «Эры» на разборке, как вариант. Метод, в принципе, работоспособен. Мы проверили на двух редакционных VW Polo, поменяв «шпионов» местами: никаких ошибок и глюков не возникло, что означает отсутствие какой-либо кодовой привязки блока к автомобилю.
Цифры и мысли
Если «борьба против системы» захватила вас, что называется, по полной программе, и вы все же решили избавиться от «шпиона в автомобиле» раз и навсегда, нужно крепко подумать и определиться, что вам важнее – ваша паранойя, реальная или мнимая, или все же возможность получить помощь, находясь в бессознательном состоянии после аварии? Ведь по словам оператора «ЭРА-ГЛОНАСС», на конец ноября 2018 года в системе было зарегистрировано уже более 2 907 000 автомобилей и принято 2 088 350 экстренных вызовов. Хотя 99% вызовов оказались ложными (ошибочными, для проверки, развлечения и так далее), но 22 766 сигналов действительно потребовали реагирования экстренных оперативных служб, причем 12 700 из них поступили в автоматическом режиме. То есть, без участия человека, после ДТП со значительными повреждениями автомобиля.