Как сделать запрос в таможню по авто
Проверка таможенной истории автомобиля
Проверка таможенной истории автомобиля
Автокод позволяет проверить таможенную историю автомобиля по гос.номеру или VIN. В полном отчете можно посмотреть, откуда и когда ввозилась импортная машина. Также здесь указывается ее задекларированная стоимость. Это бесценные сведения для автодилера, занимающегося продажей автомобиля в России, и для покупателя. Своевременная проверка гарантирует отсутствие финансовых рисков и проблем с законом.
Как проверить машину на таможню
Для проверки достаточно ввести гос. номер автомобиля, указанный на номерном знаке, или код ВИН. VIN находится на металлическом шильдике, который крепится на кузове или на шасси. Для японских иномарок без ВИН вводится номер кузова (шасси). Заказав доступ к подробной истории автомашины, вы получите большой отчет, одним из пунктов которого является «Таможня».
С помощью сервиса Автокод можно проверить следующие данные:
Результаты проверки основываются на официальной декларации, оформленной при ввозе автотехники на территорию России. Будьте уверены в точности и достоверности полученной информации.
Зачем проверять таможенную историю авто
По закону, все транспортные средства, попадающие в Россию из других стран, должны проходить таможню. Отсутствующие или поддельные таможенные документы грозят владельцам иномарок серьезными проблемами. Такие автомашины могут легально эксплуатироваться не более 6 месяцев (на условиях временного ввоза), далее наступает административная и уголовная ответственность.
Нелегальный транспорт нельзя продать или передать по доверенности. Если гос. номер будет украден или потерян, его не удастся восстановить. За нарушение закона предусмотрены штрафы. Вот почему обязательна проверка авто на таможню.
Проверить историю следует еще и для того, чтобы убедиться в честности продавца. Запросив отчет по ВИН или гос. знаку, вы получите объективную информацию о происхождении, возрасте и оценочной стоимости иномарки.
Вся история — в одном месте
Помимо данных с таможни, Автокод предоставляет подробные сведения об автомобиле и его владельцах. Проверка показывает характеристики машины (включая год выпуска, мощность мотора, пробег), количество собственников, наличие ограничений ГИБДД и факты участия в ДТП с указанием повреждений.
При проверке важно обратить внимание на следующие пункты, характеризующие авто:
Еще один важный пункт — ограничение ГИБДД. Здесь указываются судебные, таможенные и прочие ограничения. Чаще всего ограничиваются регистрационные действия (автомашину нельзя продать и купить). То же касается формально утилизированных авто.
Проверив иномарку c помощью сервиса «Автокод», вы узнаете о прохождении таможни и прочих деталях, имеющих значение для купли-продажи!
Приказ ФТС России от 24.12.2018 № 2094 «Об утверждении формы запроса о представлении документов и (или) сведений, порядка ее заполнения и порядка направления запроса о представлении документов и (или) сведений в уполномоченную организацию»
В целях реализации положений части 5 статьи 241 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082, N 49, ст. 7524), пункта 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 38, ст. 4823, N 45, ст. 5822; 2014, N 37, ст. 4971; 2015, N 2, ст. 491, N 47, ст. 6586; 2016, N 17, ст. 2399, N 28, ст. 4741; 2017, N 25, ст. 3689), ПРИКАЗЫВАЮ:
1) форму запроса о представлении документов и (или) сведений согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
2) порядок заполнения формы запроса о представлении документов и (или) сведений согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
3) порядок направления запроса о представлении документов и (или) сведений в уполномоченную организацию согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России Р.В.Давыдова.
3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2013, N 52, ст. 6980; 2014, N 19, ст. 2324, ст. 2330, N 23, ст. 2927, N 48, ст. 6654; 2015, N 44, ст. 6046, N 48, ст. 6710; 2016, N 26, ст. 3887, N 27, ст. 4223; 2017, N 1, ст. 51, N 30, ст. 4455, N 31, ст. 4812; 2018, N 11, ст. 1577, N 53, ст. 8496.
2. Запрос оформляется на бланке письма (на бланке письма должностного лица ФТС России) таможенного органа по форме, утвержденной настоящим приказом (приложение N 1).
3. Форма запроса заполняется на бумажном носителе машинописным способом шрифтом «Times New Roman» на русском языке.
4. В правом верхнем углу запроса указываются наименование уполномоченной организации, в которую направляется запрос, фамилия и инициалы имени и отчества (при наличии) руководителя уполномоченной организации, а также почтовый адрес уполномоченной организации.
5. В мотивировочной части запроса указывается одно или оба из следующих оснований для запроса:
а) проведение таможенного контроля;
6. В пунктах 1 и 2 запроса приводится исчерпывающий перечень документов и (или) сведений, которые необходимо получить в рамках данного запроса.
7. В запросе после слов «Документы и (или) сведения должны быть представлены по адресу:» указывается наименование и почтовый адрес таможенного органа, в который необходимо представить документы и (или) сведения.
При этом при указании адреса должностным лицом таможенного органа указывается полный адрес: индекс отделения почтовой связи, субъект Российской Федерации, административный район, город/населенный пункт, квартал/микрорайон, улица, номер дома (с указанием номера корпуса, строения, владения, здания).
8. Запрос подписывается начальником таможенного органа либо его заместителем с указанием его фамилии, инициалов имени и отчества (при наличии).
9. Исправления, подчистки и поправки при заполнении формы запроса не допускаются.
2. Запрос направляется таможенным органом в уполномоченную организацию по форме, утвержденной настоящим приказом (приложение N 1).
3. Направление формы запроса, заполненной с нарушением Порядка заполнения формы запроса о представлении документов и (или) сведений, утвержденного настоящим приказом (приложение N 2), не допускается.
4. Подписанный начальником таможенного органа либо его заместителем запрос, оформленный на бланке письма таможенного органа (на бланке письма должностного лица ФТС России), регистрируется в соответствующем таможенном органе.
6. При вручении запроса должностным лицом таможенного органа представителю уполномоченной организации под расписку на копии запроса, которая возвращается должностному лицу таможенного органа, вручившему запрос, проставляется отметка представителя уполномоченной организации о получении запроса:
7. Отметка проставляется представителем уполномоченной организации собственноручно чернилами синего или фиолетового цвета.
Подпись включает в себя личную подпись представителя уполномоченной организации, расшифровку личной подписи в виде инициалов и фамилии.
8. Должностное лицо таможенного органа, вручившее запрос представителю уполномоченной организации, на копии запроса разборчиво указывает сведения о наименовании и реквизитах документа, подтверждающего полномочия представителя уполномоченной организации.
Сколько стоит растаможить машину в 2021 году
Содержание
В 2020 году (с января по октябрь), по данным Федеральной таможенной службы, в Россию из-за границы ввезли больше 185 тыс. легковых автомобилей и почти 18 тыс. грузовых. Почему россияне так заморачиваются и едут в другие страны ради того, чтобы купить машину? Вместе с экспертом по таможенному оформлению разбираемся, в чем плюсы перегона ТС, из каких стран выгоднее ввозить машины и как правильно проводить растаможку.
Когда стоит ввозить авто из-за рубежа
Перегнать автомобиль из другой страны стоит по нескольким причинам:
Кажется, что привезти авто из-за рубежа просто. Купил и вернулся с долгожданной обновкой в Россию (или привез с помощью посредника).
На деле придется пройти несколько этапов таможенного оформления, иначе не получится зарегистрировать авто в ГИБДД, а значит, и пользоваться на территории нашей страны тоже.
Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:
– Не так давно бизнес по перегону машин из-за границы, их растаможка с последующей продажей на территории РФ был весьма выгодным делом. В последние годы из-за повышения таможенных пошлин пригон автомобилей из-за границы не приносит значительную прибыль. А соблюдение всех формальностей при растаможке (страховка, ГЛОНАСС и прочее) может оказаться трудным делом.
За нелегальное же перемещение через российскую границу предусмотрен штраф в трехкратном размере цены машины. Самое строгое наказание грозит перегонщикам, которые уклоняются от уплаты таможенных пошлин (если речь идет о неуплате 1 млн рублей и более). Здесь уже можно заработать полумиллионный штраф или попасть за решетку на срок до двух лет.
Привозить из-за границы стоит только то, что выгодно. Это подержанные автомобили от трех до пяти лет, на которые установлена минимальная таможенная пошлина. Рассматривайте машины с объемом двигателя до 1 800 кубометров, для них также предусмотрены лояльные платежи. Перегон более мощных ТС старше семи лет считается самым дорогим.
Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:
— Учитывая, что импортная пошлина зависит от года выпуска авто, пригонять сейчас наиболее выгодно машины возрастом 3-5 лет. При этом выбирайте тех производителей, которые не имеют производственных мощностей в нашей стране, но популярны среди автолюбителей.
Как растаможить автомобиль
Растаможка проводится для того, чтобы легализовать авто для эксплуатации в России. Она включает осмотр документов и визуального состояния машины.
Если хотите перегнать импортное авто, сначала узнайте, во сколько обойдется его оформление. Стоимость можно рассчитать самостоятельно, воспользовавшись онлайн-калькулятором, или обратиться к таможенному брокеру. Затем нужно оплатить таможенное обеспечение (услуги таможни), которое гарантирует беспроблемное пересечение российской границы. Его сумма равна примерной стоимости автомобиля.
Средства переводятся на таможенный депозит за три-четыре дня до отъезда за границу. После получения средств водителю выдадут таможенную расписку. Если будет переплата, деньги вернутся по запросу водителя в течение 4-6 недель.
Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:
— Если водитель сам поедет за рулем, ему нужно заполнить пассажирскую таможенную декларацию ТД-6. Если будет перевозить контейнером, ТД-6 не нужна. Нужно сообщить в таможню название корабля и номер контейнера.
Процедура растаможки
Проверка проводится в несколько этапов.
Этап 1: заполнение таможенной декларации. В документ вносятся данные владельца и автомобиля. После заполнения декларации присвоят регистрационный номер, который позже внесут в базу данных.
Этап 2: передача декларации и документов на машину инспектору. При пересечении границы у вас осмотрят:
Также инспектора будут интересоваться целью ввоза авто, чтобы проверить, есть ли льготы по уплате пошлины, и пробегом машины.
Этап 3: принятие решения таможенной службой. После проверки документов инспектор отправит машину на осмотр. Если документов не будет доставать, сотрудник попросит донести их.
Этап 4: осмотр автомобиля. Проверка проводится на специальной площадке в присутствии водителя. Сотрудник таможни проверит достоверность данных из декларации. Если обнаружатся нарушения правил ввоза авто или подлинность документов вызовет сомнения, инспектор составит протокол о нарушениях и отправит машину на склад временного хранения. Автомобиль может стоять там не больше двух месяцев, за это время водителю нужно успеть провести растаможку.
Если нарушений не выявится, сотрудник поставит отметку «Проверено» в декларации, подпишет ее и поставит печать. Затем произведет опись документов в двух экземплярах и передаст в отдел таможенного оформления (ОТС) и валютного контроля (ВК). Там проверят стоимость ввоза авто и затраты на перегон до границы РФ, подпишут каждый экземпляр описи, проставят даты и направят документы в отдел таможенных платежей (ОТП).
Вычислив итоговую сумму, сотрудник ОТП поставит личную печать, подпись, свое ФИО, дату проверки, затем передаст пакет в отдел оформления автомобиля. Сведения об авто внесут в базу данных, после чего водителю выдадут свидетельство о ввозе и ПТС.
От чего зависит размер таможенной пошлины
Итоговая стоимость таможенной пошлины зависит от года выпуска, мощности двигателя и цены ТС и складывается из нескольких обязательных платежей. Плюс заранее нужно отложить деньги на таможенное обеспечение (это залог, который потом возвращается).
Расчет стоимости растаможки
Платеж №1: утилизационный сбор
Это обязательный платеж для всех автомобилей, ввозимых в Россию. За счет этих денег в будущем утилизируют машину. Суммы разового сбора фиксированные. Они не зависят от размера и мощности ТС. Влияет только возраст:
Платеж №2: деньги за установку системы ЭРА-ГЛОНАСС
У всех машин, пересекающих границу России, теперь обязательно должна иметься система безопасности ЭРА-ГЛОНАСС. Она самостоятельно вызывает спасателей в случае ДТП. Если машина изначально не оснащена ЭРОЙ-ГЛОНАСС, за установку придется плюсом потратить около 30 тыс. рублей.
Платеж №3: таможенный сбор
Таможенный сбор взимается за обработку документов. Он зависит от стоимости авто.
Платеж №4: Таможенная пошлина
Итоговый ценник растаможки, как было сказано выше, зависит от нескольких характеристик авто:
Покажем на примере, сколько стоит растаможить машину. Например, вы покупате Renault Logan 2018 года с мотором 1,2 л за 4 500 евро. С момента выпуска прошло меньше трех лет, значит, пользуемся первой таблицей.
По стоимости машина попадает в первую строчку (до 8 500 евро), подсчеты ведутся от 54% от цены, не менее 2,5 € за 1 куб. см.
Считаем сначала по проценту. Умножаем стоимость авто на 54%: 4500 евро х 54% = 2430 евро. Затем умножаем стоимость за 1 куб. см на объем мотора: 2,5 евро х 1200 куб. см = 3000 евро.
Платеж №5: акциз
Чем больше объем двигателя и старше авто, тем выше акцизный сбор. Это косвенный налог, который взимается при растаможке.
Платеж №6: НДС
Налог на добавленную стоимость также рассчитывается отдельно в зависимости от года выпуска, типа топлива и так далее.
Посчитать, сколько стоит растаможить машину в России с учетом налогов, акцизов и проч. не так просто. Примерную стоимость можно вычислить с помощью специального калькулятора или обратиться к таможенному брокеру. За свои услуги он берет 10-15 тыс. рублей.
Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:
– Учитывая новшества в законодательстве касательно обязательной установки кнопки ГЛОНАСС, страховки и прочего, я бы советовала обращаться к профессиональным брокерам. Растаможить самостоятельно крайне сложно.
Особенности ввоза электромобиля
Процедура растаможки электромобилей почти не отличается от растаможки обычных машин. Разница возможна только в сумме таможенных платежей, которая складывается из следующих показателей:
Растаможка автомобиля из Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Армении
Эти страны входят в Евразийский экономический союз и предусматривают единую таможенную территорию. В Белоруссии и Казахстане одинаковые суммы пошлин. После их оплаты при въезде в Россию останется только уплатить утилизационный сбор и оборудовать систему ГЛОНАСС. Беларусь пользуется популярностью еще и из-за близости к Европе, туда попадают неплохие модели.
С Арменией и Киргизией существенно сэкономить не выйдет, хотя там действуют льготные правила таможенного оформления. Но на границе с Россией вас, скорее всего, попросят доплатить остаток суммы за оформление, утилизационный сбор и установку ГЛОНАСС.
Растаможка машин из США и Европы
Ввоз авто из Америки и стран Европы считается выгодным, потому что цены на вторичке там значительно ниже, чем в России. На акуционах США есть очень даже бюджетные варианты. Например, Chevrolet Bolt со всеми затратами на растаможку обойдется в 16-18 тыс. долларов. Это чуть больше миллиона рублей. В России купить модель сложно, да и ценник на нее установлен в районе двух миллионов.
Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:
– Многие иностранные производители открыли производства на территории России. Поэтому если сравнить стоимость иностранной машины плюс растаможку и стоимость аналогичной модели, собранной в РФ, окажется, что разница невелика. В некоторых случаях б/у модели на российском рынке стоят даже дешевле.
Сколько стоит растаможить авто из Японии
В Японии также проходят аукционы, где можно поторговаться и через посредника ввезти авто в Россию. Но это не всегда выгодно. Например, жителю Иркутска удалось получить японскую Toyota Aqua за 670 тыс. рублей со всеми таможенными расходами (на тот момент ценник в России был примерно таким же). Плюс весь процесс доставки и растаможки занял 3,5 месяца.
Зато в Японии можно найти машины, которые официально не поставляются или перестали поставляться в Россию (Toyota Succeed, Nissan Serena, Toyota Mark X и другие).
Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:
— Откуда лучше гнать машину, зависит от вашего местонахождения. Если вы живете во Владивостоке и планируете продавать авто там, то, конечно, выгоднее и удобнее пригонять японский автопром. Для центральной России подходит Европа. Что касается американских моделей, то здесь стоит тщательно просчитать логистику. Из-за дальних расстояний транспортировка авто может стоить достаточно дорого.
«Автокод» для растаможенных авто
Информация о растаможенных авто отображается при проверке автомобиля через сервис avtocod.ru. В блоке «Таможня» можно увидеть, из какой страны ввезли автомобиль, когда получили декларацию, какова задекларированная стоимость и какой пробег был на момент осмотра.
Такие данные актуальны для дилеров и обычных покупателей иномарок. Если машина растаможена, ее можно продавать, передавать по доверенности и эксплуатировать. Если данных о таможне нет, ввезенное авто может ездить по нашей стране не больше полугода. По истечении этого срока владельцу грозит уголовная и административная ответственность.
Проверить наличие проблем с законом можно через сервис проверки владельца авто.
Он также покажет наличие долгов, исполнительных производств и другие данные. Посмотреть пример отчета
Запрос документов таможенными органами
Когда обязан и ответствен
Однако можно получить отсрочку в представлении недостающих документов либо таможня может запросить дополнительные документы самостоятельно.
Приведем наглядную схему:
Основания представления документов и сведений после подачи ГТД
1. Нет необходимых сведений для заполнения ГТД (неполная декларация)
— Осуществляется условный выпуск с письменным обязательством декларанта представить недостающие сведения (ст. 135 ТК)
2. Нет необходимых документов, подтверждающих сведения, заявленные в ГТД
— Осуществляется условный выпуск с письменным обязательством декларанта представить необходимые документы (п. 5 ст. 131, п. 1 ст. 151 ТК)
3. Таможне необходимы дополнительные документы для таможенного контроля
— Направляется письменный запрос таможни (ст. 363, п. 3 ст. 367 ТК). Хотя такой запрос не препятствует выпуску товаров (п. 4 ст. 367 ТК), но обязанность представить документы не исчезает
Запрос документов до выпуска товаров и после
Однако ФТС России в ответах на частные запросы и судебная практика сходятся во мнении, что проверка документов и сведений является универсальной формой таможенного контроля, применяемой как до, так и после выпуска товаров.
Ошибочно также мнение, что после выпуска товаров проверка документов может осуществляться только в форме таможенной ревизии. Например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 05.10.2005 N А13-5803/2005-23 указал, что в соответствии с п. 1 ст. 358 ТК при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и вправе ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые сочтут достаточными.
Следовательно, после выпуска товаров таможня вправе ограничиться проверкой документов и сведений без проведения ревизии.
Кроме того, таможня вправе использовать запрос документов и сведений просто в качестве способа подготовки к ревизии (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.11.2005 N Ф08-5487/2005-2171А) или же в ходе такой ревизии (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.10.2005 N А56-6347/2005).
Примечание. Таможня вправе запрашивать документы не только на стадии таможенного оформления, но также и после выпуска товаров вне рамок таможенной ревизии.
Сроки представления документов
Конкретные и максимально возможные сроки представления документов указаны на схеме.
Сроки представления документов и сведений
1. При отсутствии необходимых документов
— Срок указан в письменном обязательстве участника ВЭД представить недостающие документы и максимально может составлять: 45 дней с момента принятия декларации (п. 5 ст. 131 ТК)
3. При запросе таможней дополнительных документов
— Срок указан в письменном запросе таможенного органа, максимальный срок не установлен. Законодательно закреплено лишь требование достаточности срока (п. 2 ст. 363, п. 3 ст. 367 ТК)
А в какой форме таможня устанавливает конкретный срок?
Установление срока таможней (форма разрешения)
При подаче таможенной декларации без необходимых документов таможенные органы в «письменной форме разрешают» представление недостающих документов в установленные п. 5 ст. 131 ТК сроки.
Статья 135 ТК вообще не содержит какого-либо указания на форму принятия таможней решения при подаче неполной таможенной декларации.
Что касается запроса таможней дополнительных документов (в том числе и после выпуска товаров), то такой запрос делается в письменной форме. Иных требований к форме решения таможни в п. п. 3 и 4 ст. 363 и п. 3 ст. 367 ТК нет.
Таким образом, единственным законодательным требованием к решению таможни об установлении сроков представления документов и сведений является соблюдение письменной формы.
В Постановлении от 08.02.2006 N А06-4417У/3-18/05 ФАС Поволжского округа констатирует, что ст. 135 ТК не предусматривает какой-либо обязательной формы принятия таможенным органом решения о сроке представления документов. Письменное обязательство декларанта должно соответствовать сроку, установленному таможенным органом.
Из дословного содержания ст. 135 ТК следует, что декларант принимает обязательство не произвольно, а в установленный таможней срок. То есть определение срока таможней первично. Принятое таможней решение оформляется произвольно.
Исходя из смысла названного Постановления ФАС оформление возможно: резолюцией таможенного органа «Принято для целей таможенного контроля» на письме-обязательстве декларанта, а также указанием на срок в графе 44 ГТД (аналогичное решение см. в Постановлении ФАС Уральского округа от 12.03.2008 N Ф09-1305/08-С1).
ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 26.06.2007 N А28-10498/2006-333/12, напротив, утверждает, что предельным сроком представления недостающих материалов является не срок, указанный декларантом в графе 44 неполной ГТД, а срок, указанный в письменном распоряжении таможенного органа (аналогичное решение см. в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 14.03.2008 N А29-6404/2007).
Суд указал, что конкретный срок может быть установлен в гарантийном обязательстве декларанта, а таможенный орган путем вынесения соответствующего распорядительного документа утверждает временные пределы, за нарушение которых может наступить административная ответственность. Если письменного распоряжения нет, но товар принят к оформлению, то, утверждает суд, даже при наличии гарантийного обязательства самого декларанта с конкретным сроком предельным сроком представления сведений следует считать срок, определенный в ст. 135 ТК.
Если отдельного распорядительного документа таможни нет, применению подлежит установленный ст. 135 ТК предельный срок.
Установленный таможней срок должен быть обязательно доведен до участника ВЭД. Формы могут быть различными: отметка на гарантийном письме, предъявление иного письменного документа, направление запроса и пр. Если установленный срок не доведен до декларанта, то суды применяют предельные сроки, установленные в ст. 135 ТК (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 01.09.2005 N А68-АП-87/15-05).
Достаточность срока, установленного таможней
Необходимо помнить, что при привлечении участника ВЭД к ответственности за непредставление документов суд в каждом конкретном случае обязан исследовать вопрос о достаточности установленного срока с учетом всех фактических обстоятельств, характера запрошенных документов, количества праздничных дней, доводов участника ВЭД о том, что требовалось время для получения таких документов, а также сроков и порядка получения запроса участником ВЭД (о данном требовании см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.10.2006 N Ф08-5488/2006-2297А).
Достаточность, как указывалось ранее, является единственным требованием к сроку представления документов по запросу таможни.
Таким образом, по мнению суда, таможенный орган установил участнику ВЭД срок, явно недостаточный для представления большого количества документов.
Суд признал отсутствие вины у участника ВЭД и сделал ссылку на то, что участник ВЭД обратился в таможню с мотивированной просьбой о продлении срока представления запрошенных документов.
Последнее обстоятельство важно, поскольку суды в большинстве случаев признают установленный срок достаточным, если участник ВЭД не обращался в таможню с заявлением о его продлении или не известил о невозможности исполнения требования (например, Постановления ФАС Московского округа от 13.01.2006 N КА-А40/13277-05; Поволжского округа от 26.12.2006 N А06-2667У/3-14/06).
Такой же вывод делается судом и в случае, если заявление о продлении срока представления документов все же подается в таможенный орган, но уже после истечения срока, установленного в первоначальном требовании (например, Постановление ФАС Московского округа от 24.10.2005 N КА-А41/10306-05).
Примечание. Необходимо требовать у суда оценки достаточности установленного срока представления документов. Но при этом нужно помнить: обращаться в таможню за продлением срока следует даже в тех случаях, когда установленный срок заведомо недостаточен.
Запрашиваемые документы
Документы и сведения, которые участник ВЭД обязан представить при таможенном оформлении, перечислены в ст. ст. 63 и 131 ТК и уточнены в Перечне документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденном Приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536.
В п. 3 ст. 367 ТК уточняется, что таможенный орган вправе запросить дополнительные «документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах».
Однако согласно формулировке п. 3 ст. 16.12 КоАП РФ ответственность по ней наступает за непредставление «документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах».
Как соотносятся формулировки ТК и КоАП РФ? Какие документы имеет право запрашивать таможня и за непредставление каких из них участника ВЭД могут привлечь к ответственности?
Запрос документов на этапе таможенного оформления
Запрашиваемые дополнительные документы на стадии оформления должны быть необходимы для принятия решения о выпуске товаров. Такой вывод делает, например, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 12.09.2006 N Ф04-5940/2006(26311-А46-23).
Многие считают, что ответственность на стадии оформления наступает только при непредставлении документов, связанных с определением и заявлением таможенной стоимости.
Однако это не так. Документы могут касаться любых вопросов, решаемых при выпуске товаров (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 06.10.2005 N Ф09-4402/05-С1).
Суды практически единодушно признают, что, даже если декларант добровольно принял на себя обязанность представить какие-либо документы, ответственность за их непредставление может наступить только в том случае, если обязанность по их представлению установлена нормативно-правовыми актами либо письменным требованием таможенного органа и это прямо предусмотрено нормативными актами.
Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 17.11.2006 N А19-14145/06-35-Ф02-6076/06-С1 констатирует, что в постановлении таможни о привлечении участника ВЭД к ответственности за непредставление санитарно-эпидемиологического заключения на ввезенный товар не дано правовое обоснование обязанности декларанта по представлению такого заключения. Таможней не учтено, что неисполнение добровольно взятого лицом обязательства не может являться правовым основанием для привлечения к административной ответственности без предварительного установления юридической обязанности действующим законодательством. В Постановлении ФАС указано, что таможня обязана представить в суде правовое обоснование обязанности декларанта по представлению документов, указать, какими нормативно-правовыми актами предусмотрено представление данного документа на спорный товар (см. аналогичные выводы в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.06.2006 N А33-1488/06-Ф02-3092/06-С1; Дальневосточного округа от 12.07.2006 N Ф03-А73/06-2/1842).
Примечание. Если участник ВЭД добровольно принял на себя обязательство представить какие-либо документы, то ответственность за их непредставление наступать не может.
На этапе таможенного оформления ответственность может наступать за непредставление только тех документов, обязанность представить которые закреплена нормативным актом или решением таможни (если такое право предусмотрено нормативным актом). Такая обязанность должна быть доказана таможней в суде.
Запрос документов после выпуска товаров
Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 05.12.2005 N А36-1129/2005 приходит к выводу, что обязательным условием привлечения к ответственности является подача декларантом таможенному органу декларации, которая содержит сведения, подлежащие проверке таможенным органом. Именно для проверки указанных сведений и запрашиваются документы, непредставление которых влечет административную ответственность. Поэтому, считает суд, таможенный орган обязан представить доказательства декларирования участником ВЭД товара, в отношении которого запрашиваются документы. Следовательно, и у участника ВЭД должны быть в наличии документы, подтверждающие достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах.
Примечание. Таможня вправе запрашивать документы только в отношении товаров, которые перемещались через таможенную границу и оформлялись согласно закону.
Если же есть подозрения, что некий товар был ввезен незаконно, то проверка таких фактов не может осуществляться таможней в форме запроса документов.
В ответах на частные запросы таможенные органы частично поддерживают такую точку зрения. Так, признается неправомерным запрос о представлении документов и сведений в организации, осуществляющие реализацию товаров иностранного производства на внутреннем рынке, в целях их сопоставления (например, по номенклатуре и стоимости товаров) со сведениями, заявленными при таможенном оформлении импортерами аналогичных товаров по иным внешнеэкономическим операциям.
То есть могут быть запрошены документы и сведения, имеющие отношение не к любой внешнеэкономической операции, а к той, которая имеет непосредственное отношение к ранее выпущенному товару. При этом целью запроса является проверка достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении этих товаров.
При определении достаточности представленных документов в решениях судов можно выделить содержательный и формальный подходы.
Содержательный подход означает: если участник ВЭД представил только часть запрошенных документов, но их достаточно для подтверждения проверяемых фактов, то суды отказывают таможне в привлечении участника ВЭД к ответственности.
Такой подход применен, например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 20.07.2006 N Ф04-4367/2006(24512-А27-19). Таможня затребовала от участника ВЭД сведения, подтверждающие безвозмездный характер поставки (акты ввода в эксплуатацию и выхода из строя данного оборудования или иные документы, подтверждающие поступление товара по условиям гарантийного обязательства). Запрошенные документы, за исключением акта ввода в эксплуатацию оборудования, своевременно представлены декларантом в таможенный орган.
Суд пришел к выводу, что представленный акт о выходе из строя оборудования в пределах гарантийного срока содержит все необходимые сведения, подтверждающие информацию, заявленную в таможенной декларации, и констатировал отсутствие в действиях участников ВЭД признаков правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.
Формальный подход представляет собой полную противоположность: если хоть один из запрошенных таможней документов не был представлен, участник ВЭД привлекается к ответственности.
Например, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 08.11.2006 N Ф03-А24/06-2/3951 для подтверждения сведений и полномочий лица, подававшего ГТД от имени юридического лица, обоснованным признается запрос следующих документов:
— личная карточка работника;
— табель учета рабочего времени;
— табель расчета оплаты труда работника;
— приложение к трудовому договору, заключенному обществом с работником, на выплату вознаграждения за декларирование товаров по грузовым таможенным декларациям;
Хотя очевидно, что с содержательной точки зрения факт состояния в штате юридического лица может быть подтвержден любым из запрошенных документов.
Однако, несмотря на различные подходы, таможня вправе запрашивать лишь те документы, которые имеются у декларанта в наличии, а не требовать от него дополнительной аналитической или статистической обработки сведений.
Например, на этом основании в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 05.10.2005 N А13-5803/2005-23 признан неправомерным запрос у участника ВЭД «разбивки» объемов лесоматериалов, принятых покупателем по актам обмера, и объемов, оплаченных по актам обмера на основании выставленных инвойсов, по каждой декларации и отдельно по каждой товарной позиции.
Отсутствие вины
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него:
— имелась возможность для соблюдения правил и норм;
— данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, должны быть исследованы абсолютно все обстоятельства (например, нахождение заявителя на стационарном лечении), препятствовавшие лицу выполнить свои обязательства (о данном требовании см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.02.2007 N А19-22457/05-36-27-Ф02-126/07).
Как же суды оценивают эти условия применительно к п. 3 ст. 16.12 КоАП РФ?
Когда нет реальной возможности
Отсутствие реальной возможности представить документы в отведенный срок может быть вызвано самыми разными причинами, например нахождением участника ВЭД на стационарном лечении.
Однако основной причиной являются нарушения со стороны уполномоченного органа, выдающего документы.
Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 12.02.2007 N А33-4045/06-Ф02-271/07-С1 установил отсутствие вины участника ВЭД, поскольку необходимое участнику ВЭД свидетельство о госрегистрации Роспотребнадзор выдал с нарушением установленной в ст. 131 ТК максимальной отсрочки представления дополнительных документов (45 дней).
Участником ВЭД, как посчитал суд, предпринимались все необходимые меры для своевременного получения свидетельства о государственной регистрации и санитарно-эпидемиологического заключения. В качестве необходимых и достаточных мер суд указал телефонные переговоры, направление писем, использование курьерской связи, объяснительные в адрес таможенного органа.
Аналогичные выводы см. в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.06.2006 N А33-4045/06-Ф02-3068/06-С1; Дальневосточного округа от 27.09.2006 N Ф03-А73/06-2/2979; Западно-Сибирского округа от 16.03.2006 N Ф04-1115/2006(20548-А27-23); Уральского округа от 01.06.2006 N Ф09-4614/06-С1; Северо-Западного округа от 18.05.2006 N А42-11958/2005.
Противоположные решения единичны. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 07.02.2006 N Ф04-127/2006(19397-А27-27) признал участника ВЭД виновным, поскольку он не предпринял действия по получению необходимого разрешения уполномоченного органа до ввоза товара.
Думается, такие решения не соответствуют букве закона, поскольку нет ни одной нормы, обязывающей участника ВЭД получить какие-либо документы до ввоза товара на территорию РФ.
Примечание. Судебная практика однозначно утверждает: если документ не был вовремя представлен потому, что соответствующий компетентный орган затянул с его выдачей, то вина участника ВЭД отсутствует.
Когда предприняты все меры
Зачастую в подобных ситуациях таможенные органы ссылаются на то, что участник ВЭД обязан предвидеть возможное длительное время для получения необходимых документов в соответствующих государственных органах, а также на то, что у участника ВЭД имелось достаточно времени на получение таких документов в период нахождения товара на складе временного хранения.
Однако суды чаще всего признают такое обоснование несостоятельным.
Например, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 03.11.2006 N А12-9486/06-с45 (декларант обязан был представить таможне санитарно-эпидемиологическое заключение на ввозимый товар) приводит следующую аргументацию. Участником ВЭД заявление о проведении экспертизы и выдаче экспертного заключения было подано одновременно с подачей грузовой таможенной декларации, т.е. своевременно. Заключение было представлено таможенному органу сразу после его изготовления. Какими-либо законными способами воздействия на экспертное учреждение в целях производства экспертизы в пределах сроков, предусмотренных ст. 135 ТК, участник ВЭД не обладает. При нахождении же товара на складе временного хранения обязанности по получению заключения у декларанта не возникло и таможенный орган такого требования не заявлял.
Со складом временного хранения связан и другой вопрос. Таможня утверждает, что, если госорган затягивает с выдачей какого-либо документа, участник ВЭД обязан на этот период поместить товар на склад временного хранения, а если это не сделано, участник ВЭД виновен. (Речь идет о представлении дополнительных документов на стадии оформления товаров.)
При альтернативных вариантах правомерного поведения участник ВЭД вправе выбирать один из них: получение отсрочки представления документов в таможню или своевременные действия по получению таких документов (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.02.2007 N А33-4045/06-Ф02-271/07-С1, от 28.06.2006 N А33-4045/06-Ф02-3068/06-С1; Северо-Западного округа от 18.05.2006 N А42-11958/2005).
Но обязательным во всех случаях условием для того, чтобы суд признал достаточными предпринятые участником ВЭД действия по получению необходимых документов, является обращение участника ВЭД в таможню с просьбой о продлении срока представления таких документов.
Если участник ВЭД не исчерпал свой максимальный лимит (45 дней) и не обращался с просьбой о продлении установленного таможней срока, то суды приходят к выводу о наличии правонарушения (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 26.12.2006 N А06-2667У/3-14/06).
Лица, привлекаемые к ответственности
Кто же ответствен за представление таможне документов?
На стадии таможенного оформления вроде бы все однозначно. Исходя из содержания п. 3 ст. 16.12 КоАП РФ суды приходят к выводу, что субъектом данного правонарушения является лицо, на котором лежит обязанность по совершению операций, необходимых для выпуска товаров. В силу же п. 1 ст. 16 ТК обязанность по совершению таможенных операций по выпуску товаров несет российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена.
Так, на указанном основании был освобожден от ответственности по п. 3 ст. 16.12 КоАП РФ таможенный брокер (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.11.2006 N Ф03-А73/06-2/4294).
Конечно, такое решение суда несколько противоречит п. 1 ст. 363 ТК. В этом пункте перечислены категории лиц, на которых лежит обязанность по представлению документов и сведений: лица, перемещающие товары, таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики. Однако логика защиты основана на анализе иных норм, поэтому может быть взята на вооружение участниками ВЭД.
С запросом же документов после выпуска товаров ситуация иная. В п. 4 ст. 363 ТК определена не только категория документов, которые могут быть запрошены таможней после выпуска товаров, но также и категория лиц, у которых таможенные органы вправе их запрашивать. В качестве таких лиц помимо декларантов указаны «иные лица, имеющие отношение к операциям с данными товарами».
Примечание. Круг лиц, у которых могут быть запрошены документы и сведения после выпуска товаров нормативно, не определен.
Фактически ими могут признаваться любые лица, в чьем распоряжении (в том числе и при последующей после ввоза продаже товаров на территории РФ) оказались такие товары.
Например, таможенные органы в ответах на частные запросы в качестве иных лиц признают в том числе комиссионеров и отправителей экспортируемых товаров.
Как видим, судебная практика предоставляет широкие возможности для защиты участников ВЭД от произвола таможни при запросе документов. И если таможня не соглашается с вашими доводами, смело идите в суд, вооружившись перечисленными в статье рекомендациями.