Как сделать посуду из глины в домашних условиях
Как сделать посуду из глины в домашних условиях
Простейшая посуда из глины в условиях выживания!
Допустим сложилась такая ситуация, что вы остались один на один с природой, цивилизация либо где-то далеко, либо и вовсе больше не сушествует (сюжет не так важен, важна потребность). И вот вы решаетесь изготовить простейшую посуду из глины! Как это сделать в условиях выживания?!
Если вы не опытный гончар, да и гончарного круга под рукой нет (возможно пока) попробуйте изготовить несложный сосуд. В древние времена наши предки просто выскребали из целого куска глины или же лепили их вручную. И даже в наше время в Средней Азии в некоторых селениях до сих пор сохранился ручной способ лепки сосудов.
Перед лепкой глиняной посуды, следует найти материал для её изготовления! Ищите глину по берегам оврагов и рек, рядом с ручьями и родниками. Много залежей глины в заболоченых районах, там где присутствует низкий уровень почвенных вод. При этом глина обычно располагается под другими породами. Поэтому перед тем как добыть глину, нужно снять их слой.
Также учтите, что добытая глина может содержать примеси (мелкие камушки, песок) хорошо бы от них избавится, если есть такая возможность, залейте глину водой и дайте отстоятся. Примеси должны осесть на дно, а чистую глину следует вынут и обсушить на солнце, после чего можно приступать к лепке. Глина и вода вот всё что нам понадобится.
Чтобы слепить сосуд вручную, сначало вылепите дно в виде круглой пластины. Потом небольшие куски глины следует раскатать в жгутики примерно одинаковой толщины. Теперь делаем стены нашего сосуда: жгутики следует укладывать один на другой, кольцами, начиная со дна, придавая нужную нам форму (смотрите рисунок). При укладке жгутиков одновременно затирайте щели между ними и сглаживайте неровности.
После получившийся сосуд следует обжечь, так как судя по всему печи у нас нет (возможно пока) мы будем использовать костёр.
Помните превращение глины в керамику происходит при температуре 500—900 °С. Чем ниже температура, тем дольше должен длиться обжиг. Опыты показали, что в костре можно достичь температуры до 750 °С. Следует отметить что Обжиг в кострах не изжил себя и в наше время. Он сохранился в Средней Азии, Африке и Америке. Самое короткое время обжига в костре от 8 до 12 часов, но бывает, что он длится несколько суток. Как вы помните, Робинзон обжигал свою посуду всего за одну ночь.
Вы также можите воспользоваться многовековым опытом. Сделайте так: на ровной площадке укладывают куски кирпичей (по идеи плоские камни тоже сгодятся). Поставьте сосуд на камни. Если изделий много в первую очередь ставят на них крупные вещи, затем изделия средних размеров и капсели(огнеупорная коробка для обжига, например консервная банка) с мелочью (рис.2). Получившиеся пирамиду из глиняных изделий осторожно обкладывают дровами и поджигают костер. Он должен горет по крайней мере не менее 8 часов. Хотя, как уже говорилось, чем дольше длится обжиг, тем прочнее выйдет наша керамика.
Мелкие изделия если потребность в таких есть, можно обжечь в капселях и другим способом (Рис. 1). Вырыйте неглубокую ямку на дно которой укладите решеткой дрова и разместите капсели из консервных банок. Засыпьте яму древесным углем, оставшимся от старого костра. Когда уголь полностью покроет банки, его присыпают тонким слоем земли а сверху разводят костер, на котором можно варить пищу или же использовать для каких-либо других надобностей: обжиг будет идти как бы автоматически. Если костер перестают жечь поздно вечером, его гасят, присыпают землей и оставляют до утра. Утром капсели выкапывают из золы и достают из них обожженные издели.
Изготовление керамики своими руками – хобби для утонченных натур
Керамические вазы, горшки, чайные наборы, подсвечники, тарелки, свистки и даже музыкальные инструменты – все это можно создавать самостоятельно.
Из чего делают керамику и где взять материалы для работы
Керамика – это обожженная глина, которая и является главным материалом в работе керамиста. В отличие от полимерной глины, натуральная имеет природное происхождение, ее добывают из недр земли, не подвергая химической и другим видам обработки.
Опытные мастера в целях экономии добывают и готовят сырье самостоятельно. Этот процесс включает несколько этапов и вряд ли заслуживает внимания, если вы только начинаете свой путь и живете в городе.
Глина для изготовления керамики должна быть жирной и без вкраплений камешков и прочего мусора, иначе поделка растрескается в процессе запекания. Готовую массу хранят при определенных условия влажности.
Натуральная глина бывает разных видов:
Также глины для керамики классифицируют по температуре обработки на легкоплавкие, среднеплавкие, тугоплавкие.
Удобнее всего покупать готовую гончарную глину, ориентируясь на размер фракции, цвет после обжига при разных температурах и другие характеристики и качественные показатели. Стоимость зависит от производителя, фасовки, фактуры. Есть уже готовые массы с добавками для облечения разных задач – лепки, формовки, гончарного круга.
Помимо глины, нужны глазури и эмали для покрытия изделий, пигменты для придания сделанной своими руками керамике нужного оттенка, специальные добавки для улучшения свойств и температурной обработки.
Для склеивания деталей используют шликерную массу – своеобразный клей из разведенной глины. Если просто соединить элементы, они могут отвалиться при нагреве. Все это продается в специализированных магазинах для керамистов.
Способы изготовления керамических изделий
Существует несколько способов превращения глиняной массы в красивое керамическое изделие.
Лепка – самый доступный способ изготовления изделий из керамики своими руками в домашних условиях. Сувениры, скульптуры, посуду, игрушки или другие поделки лепят руками, словно из пластилина, помогая себе специальными стеками или подручными приспособлениями.
Гончарное дело требует наличия вращающегося круга. С помощью этого древнего ремесла и сегодня создают вазы, кувшины, горшки, тарелки, чашки.
Отминка – наиболее простой вариант изготовления керамики для начинающих. В работе используют гипсовую форму, в которую выкладывают мягкую глину, а после застывания извлекают фигурное изделие. Гипсовые формы привлекательны тем, что впитывают излишнюю влагу, помогая глиняному изделию отвердеть и просохнуть.
Литье – здесь тоже используют формы, но другого плана. Разведенную глину разливают по формам, высушивают заготовки, извлекают и раскрашивают.
Глиняная поделка обретает прочность только после обжига – обработки в гончарных печах при температуре от 900 до 1300 градусов. Готовые сувениры покрывают акриловыми красками или специальной стекловидной глазурью для керамики. В случае с глазурью требуется еще один обжиг после окрашивания.
Если хочется получить естественный оттенок, используют молочение – покрывают неокрашенную запеченную керамическую фигурку молоком в несколько слоев и еще раз запекают при более низких температурах.
Гончарная печь – виды и предпочтения
Раньше печи для обжига керамики представляли собой вырытые в земле горны и разогревались исключительно дровами. Современные гончарные печи бывают газовыми, электрическими и дровяными. Последние, как правило, изготавливаются собственноручно, они подходят для эксплуатации в частных домовладениях. В условия квартиры удобнее всего работать с электропечами, для больших объемов можно подобрать газовую.
В металлическом корпусе таких печей скрывается огнеупорный кирпич или другой материал, удерживающий тепло и не боящийся нагрева. Для отвода влаги предусмотрены вентиляционные отверстия, управление процессом обжига керамики осуществляется программным регулятором. Электрические гончарные печи – недешевое удовольствие. Цена зависит от производителя, объема, мощности.
В продаже есть модели с вертикальной и горизонтальной загрузкой и колпаковые. По типу расположения нагревательного элемента гончарные печи подразделяют на муфельные и камерные. В муфельных он находится вокруг емкости из огнеупорного материала (муфеля). В камерных нагреватель расположен внутри, что сокращает потери тепла и делает оборудование более экономичным.
Если немного постараться, можно сделать печь для обжига керамики в домашних условиях своими руками, взяв за основу огнеупорный кирпич и что-то для корпуса, например, старую стиральную машину.
Запекание – самый важный процесс, который не прощает ошибок. Иногда даже опытные мастера видят вместо ожидаемого шедевра негодный брак. Изделия никогда не достают сразу, они должны остыть в печи.
Как выбрать гончарный круг
Гончарные круги нужны для лепки круглых предметов, поэтому этот инструмент необязательно покупать сразу же. Если вы только осваиваете керамику, начинайте с лепки или отминки. Круги бывают с ручным, ножным и электрическим управлением.
Последние – самые удобные и практичные, их чаще всего и покупают керамисты, занимающиеся изготовлением керамики в домашних условиях. Чтобы научиться работать на электрическом круге, нужно несколько часов. Для освоения инструмента с ручным управлением уйдет несколько месяцев.
При выборе гончарного круга важно обратить внимание на тип двигателя:
Модификации различаются по диаметру планшайбы, частоты ее вращения, мощности двигателя, габаритам оборудования. Цена также зависит от производителя.
Выбирая гончарный круг для изготовления домашней керамики своими руками, обратите внимание на удобство положения рук во время работы и сидения за ним. Если у вас нет персональной мастерской, не забывайте про компактность. Желательно не полагаться на рекламу, а попросить совета у тех, кто уже давно занимается керамикой.
Неплохое оборудование можно найти даже среди детских моделей, на них получится делать полноценные, хоть и небольшие изделия.
Польза и удовольствие от керамического хобби
Изначально керамикой занимались в основном мужчины, но сегодня, благодаря автоматическим кругам и электронным печам, – это женское хобби, требующее терпения, творческого настроя, художественного таланта.
Гончарное дело нельзя назвать очень прибыльным, тем более с учетом покупки дорогостоящего оборудования. Скорее, им занимаются ради удовольствия. Лепка успокаивает, а созерцание работы на гончарном круге действует магически.
Продавать керамику, сделанную своими руками, конечно, можно. Спросом пользуются сувениры, посуда, предметы декора. Однако обогатиться на этом увлечении вряд ли получится – времени на изготовление уходит много, а цены на изделия ручного труда способны оценить только те, кто понимает разницу между штамповкой и индивидуальной работой мастера.
Если вы хотите попробовать лепку, но не готовы покупать печь, начните с холодного фарфора, полимерной глины или соленого теста. Конечно, эти материалы не годятся для изготовления посуды, но зато из них получаются очень красивые сувениры и украшения, например, колье или ожерелье.
Ну а если решили стать керамистом, то начните с теории, смотрите видео-уроки, учитесь на опыте мастеров. Удачи вам и творческих успехов в этом и других женских увлечениях.
Как сделать посуду из глины
Глиняная посуда – это сочетание красоты и практичности. Этот инвентарь является самым древним и был единственным долгое время. Сначала люди использовали необожженные предметы, а затем была изобретена керамика – глина, обожженная в огне. Глиняная посуда подходит для приготовления любых блюд, для некоторых хозяек это просто незаменимая вещь. Считается, что материал, используемый для изготовления, вытягивает плохую энергию за счет сочетания воды, земли, воздуха и солнца. И что самое приятное – изготовить предметы можно самостоятельно, применив немного ловкости и терпения.
Особенности и преимущества глиняной посуды
Как правильно пользоваться глиняной посудой
Глиняную посуду нельзя ставить в горячую духовку и подвергать резким температурным перепадам. Необходимо сначала поставить посуду в технику, а затем включать ее, чтобы разогрев происходил медленно.
Нельзя ставить керамическую посуду на открытый огонь, особенно чайники и кофейники. Их перед использованием нужно ополоснуть горячей водой и только потом приступать к приготовлению напитка.
Для очистки используйте только мягкие материалы и моющие средства для посуды. Нельзя керамику тереть жесткими щетками и терками – это приведет к повреждению верхнего слоя глазури.
Подготовка глины
В природе встречается несколько видов глины, отличающихся по составу. Сейчас можно найти залежи любой глиняной смеси, подходящей для изготовления как фаянсовой посуды, так и печного кирпича. Не пытайтесь найти ценную глину в крупных залежах. Как правило, такие породы уже найдены и рядом с ними построены крупнейшие заводы по производству керамических изделий. А вот обычную глину, подходящую для лепки посуды, можно найти везде. Очень часто слой глины обнаруживается на приусадебных участках при проведении земельных работ.
Чтобы определить, пригодна ли глина для изготовления посуды, необходимо взять небольшой комок слегка увлажненной глины, скатать в жгут между ладонями и согнуть пополам. Если на месте сгиба не образуется трещин или их небольшое количество, то такой материал вполне подходит для дальнейшей работы.
Подготовленное количество глины уложите в глубокую емкость и залейте водой. Она должна полностью покрывать материал. При этом не бойтесь заготовить слишком много глины – для изготовления посуды вы возьмете небольшое количество породы, а остальная будет отлеживаться в воде, что значительно упростит процесс лепки в следующий заход.
Отмучивание глины
Отмучивание позволяет сделать глину более пластичной, жирной и чистой. Чаще проводят отмучивание с глиной, содержащей большое количество песка, за счет чего она становится менее пластичной.
Перед лепкой необходимо удалить воздух, для этого тесто перемните и перебейте руками. Если возникают трудности за счет слишком жесткого материала, можно добавить немного воды.
Переминать глину можно ногами, что значительно упрощает процесс.
Изготовление посуды
Делать посуду из глины можно двумя способами: из жгутов и плоских кусков. Посуду изготавливать лучше первым способом. Для этого кусок глины раскатайте скалкой, как тесто и придайте получившемуся куску любую форму. Обратите внимание, что такой способ позволяет получить неглубокие миски и плоские тарелки.
Чтобы сделать горшок или вазу, потребуется прибегнуть к более сложной технологии:
Вы можете изготовить горшок или вазу с плавным изменением диаметра. Для этого при накладывании слоев делайте небольшое отклонение в сторону, что позволит вам создать оригинальную посуду. Если необходимо, приделайте ручки, только держать за них изделие до окончания изготовления не стоит.
Сушка посуды
При сушке недопустима спешка. Если вы поторопитесь, то на посуде могут образоваться трещины и морщины. Также поспешная сушка приводит к браку во время обжига. Поэтому соблюдайте все указанные далее сроки, чтобы результат вас порадовал.
Первые дни посуда сушится дном вверх в помещении, где нет сильных сквозняков. Предварительная сушка должна продолжаться не менее двух дней, после чего посуду перекладывайте на протопленную печь и подсушите до полного испарения влаги. Если изделие начинать обжигать в сыром виде, то оно лопнет при сильном нагреве.
Обжиг посуды в печи
Существуют специальные лабораторные муфельные печи различного назначения. В домашних условиях вы можете установить такое оборудование, оно пригодится вам для изготовления керамических и других изделий.
После обжига изделия покройте глазурью и снова обожгите.
Обжиг посуды на костре
Если у вас нет возможности купить специальную печь, обжиг вы можете провести в костре. Для этого обложите посуду дровами и подожгите их. Минимально время для обжига – 8 часов. Чем дольше вы продержите посуду в костре, тем прочнее она получится.
Глиняная посуда – это нестареющая классика, которая пользуется спросом даже в современном мире развитых технологий. Керамические изделия отличаются не только высокой прочностью и практичностью, но и красотой. А благодаря возможности самостоятельного изготовления вы можете избежать материальных затрат и своими руками создать шикарную посуду.
МК Пиала из глины лепим руками!
Многие, кто не связан с керамикой, часто удивляются, что керамическая посуда бывает лепной в ручную, то есть слеплена руками без использования гончарного круга. И сегодня я хочу показать-Как это делается. Оговорюсь сразу, керамистам этот МК будет не интересен, т.к. все это им уже известно, ничего нового я не открыла.
Хочется дома иметь любимую пиалу, кружку или тарелочку под орехи, а оттого, что она сделана своими руками все, что Вы в нее положите и нальете, станет во много раз вкуснее и полезнее.. Почему бы не слепить ее своими руками? Техник существует немало, я хочу предложить попробовать лепку так называемыми жгутами. Ну что ж-приступим, и пусть Вас не пугает слово шликер-это просто та же глина, из которой мы будем лепить, только разведенная с водой до состояния жидкой сметанки. Нам понадобится глина (сейчас можно купить уже готовую к лепке глину, а можно накопать саим и соответственно подготовив браться за дело- как ее готовят, рассказывать не буду, есть отдельные МК по этому поводу). Глину сразу оберните обычной влажной Х/Б тряпочкой, что б в процессе работы она не засохла. Начнем работу с дна. Определитесь с размером будущей пиалы-чем она больше, тем больше надо делать дно. Берем необходимое количество глины и скатываем ее в шарик.
Разминаем наш шарик пальцами в лепешечку.
Не пугайтесь, если по краям появятся трещенки. Теперь нам понадобится, то на чем будем лепить пиалу. Это может быть керамическая плитка без рисунка, или пластиковая досочка, или обычный испорченый диск. Вобщем все, что имеет гладкую и ровную поверхность. Нашли? Тогда продолжим: нашу лепешечку раскладываем на этой ровной поверхности и начинаем разглаживать ее пальцами, окуная при необходимости их в шликер, для того, чтоб дно не пересохло и для того, чтоб загладить все трещенки, выровнять поверхность.
Не далайте дно слишком тонким-иначе при сушке или при обжиге оно может треснуть. И пока откладываем его в сторону.
Колбаса готова, теперь можно вспомнить и о донышке! Начинаем наращивать стенки. Смазываем с помощью кисти наше дно по краю шликером (напоминаю-это вода с глиной до состояния сметанки) и начинаем прилеплять колбаску вокруг дна. Первый виток есть?
Снова смазываем кистью в шликере, только теперь уже первый прилепленный виток колбаски и накладываем следующий виток, прижимая его пальцами. Прилеплевая, не бойтесь делать это по-сильнее, настолько, чтобы между кольцами не было просветов.
Действуем так кольцо за кольцом, пока не кончится колбаса. Колбаса кончилась! Берем в руки стеку (у ребенка из пластилана можно на время стащить) и начинаем сглаживать наши стенки и внутри и снаружи. Если нет стеки-можно обойтись и пальцами.
У дна обязательно пройтись хорошенько и снаружи и внутри. Это вид псле работы стекой.
А теперь в ход пойдут только наши пальцы: смачиваем их в чудо-шликере, который нам поможет сглаживать-ведь надо затереть и заровнять все шовчики и трещенки, что б пиала была пиалой, а не дыврявым черепком. И гладим, водим пальцами (конечно с добрыми и радостными мыслями), выравнивая неровности, а также толщину стенок.
Где-то край может получиться не ровным или Вы просто хотите пиалу поглубже, тогда.. Снова катаем колбасу и вновь смазываем шликером и поднимаем стенку до нужной Вам высоты.
Затем снова сравниваем стекой или пальцами и приводим уже пиалу так сказать в парадный вид. Не устали? Если требуется прерваться на чай, кофе, сказку ребенку почитать, ничего страшного-просто одеваете обычный пакет на пиалу вместе с диском, заворачиваете хорошенько и глина не будет сохнуть.
Итак, передохнули. У нас почти все готово, формируем края пиалы, и снова в ход идут пальцы. Можно выровнять идеально ровные края, а мне нравятся такие, слегка волнистые и загнутые внутрь. Не делайте только очень тонкие края, а то пиала не будет долговечной.
Принимаемся за декорирование нашей пиалы. Ну это уже насколько у Вас хватит фантазии! Я люблю листики, поэтому декорировать буду листиками. Можно взять и живые, пока они еще есть, так даже интереснее. А у меня есть (тоже сделала недавно сама) вот такой резиновый, захотелось попробовать.
Ну тут все совсем просто: кладем листик (живой или мертвый резиновый) в то место, где нам хочется и аккуратно пальцами (как же хорошо, что этот инчтрумент всегда с нами), вдавливаем по всей поверхности листика, чтоб отпечаток был ровный.
И что там у нас вышло..Ой! Это же листик!
Какой-то он у меня не живой-беру зубочистку или любой другой похожий на нее предмет и «дорисовываю» края листика.
Ну вот теперь полноправный листик.
Перехожу к внешней стороне, также накладывая листики.
Ну, вот собственно, и то чего мы так желали: работа закончена.
Если Вы лепили на диске, вспоминаем. что там есть отверстие. И чтоб дно было ровным, когда высохнет, снимаем с диска. Стоп! Только не пытайтесь оторвать! Снимаем следующим образом: нужно взять либо очень тонкую проволочку длиной около 30 см или простую армированную нитку. Накладываем нитку или проволоку у самого основания на нашу пиалу и аккуратно, сводя концы срезаем с диска пиалу. Если на дне какие-то неровности-пальцами все загладить.
Остается высушить изделие и обжечь. Сушить лучше ставить в такое место, где пиалу никто не будет беспокоить, что б нигде не замялась, ну и что б сохла (только не батарея!) При комнатной температуре будет в самый раз. Только пакет снова придется надеть, но уже не заматывать наглухо, а просто слегка прикрыть, что б был свободный доступ воздуха. Насчет обжига немного сложнее.. С радостью бы предложила всем Вам обжечь у меня, но это не возможно, т.к. все мы с Вами из разных городов Поэтому, можно поискать в своем городе керамические мастерские и напроситься обжечь.
Спасибо всем за внимание! Особенно тех, кто нашел прочитать мой МК до конца. Теплых и уютных вещей Вам в доме, сделанных своими руками.
Глиняная посуда своими руками, мастер-класс по изготовлению простой тарелки и кружки
Глиняная посуда – изобретение человечества, которое уже много тысяч лет доказывает свою универсальность и полезность. Наряду с изобретением колеса или, например, ложки, его можно считать гениальной по своей простоте находкой. Любовь к керамике со временем не угасла. Керамические горшки, вазы, тарелки, а также чайные наборы, подсвечники, свистки и даже музыкальные инструменты – все это можно сделать самому из живого природного материала, глины. А как сделать, читайте здесь.
Из чего делают керамику и где взять материалы для работы
Изготовление глиняной посуды столь привлекательное внешне занятие, что многие люди без особых художественных навыков просто пробуют гончарить, и им уже сложно остановиться. Но путь керамиста не прост: увлечение не самое дешевое, требующее усидчивости, концентрации, готовности пробовать и пробовать снова.
Изготовление керамики – это работа с глиной. Материал будет основой вашей деятельности, если вы, например, «наигрались» с полимерной глиной, и хотите заняться настоящей, природной. Не обойтись керамисту без гончарного круга и печи: и то, и то другое стоит отнюдь не копейки. Первые работы вы будете пробовать обжигать в духовке, но когда рука окрепнет, задумаетесь о профессиональном оборудовании.
Где все это взять? Самому добывать глину приходится редко, готовый материал можно купить в материалах для творчества и ремесленничества. Если процесс будет частым, начнете заказывать напрямую у поставщика. Гончарный круг также несложно найти – в специализированных магазинах они есть, разной цены и качества. Муфельные печи, в которых посуда или украшения подвергаются обжигу, стоят дорого. Но если свой интерес к гончарному делу вы оцениваете высоко, оно приносит вам удовольствие, и вы решитесь им зарабатывать, придется находить средства.
Техника работы с глиной вручную
Техника работы – это база, без освоения которой ни один новичок не продвинется дальше. Почему-то многие начинающие керамисты на первом же занятии желают сесть за гончарный круг, хотя начинается обучение с лепки.
Лепка
Много веков мастера, работавшие с глиной, старались усовершенствовать уже имеющие приемы и методы. Что интересно, большая часть тех навыков, чем владеет керамист, придумана очень давно и мало поменялись.
Традиционные способы лепки предполагают:
Ручная лепка не противоречит вытягиванию на круге! Да, она возникла до его изобретения, но не перестала развиваться с его использованием. И огромное количество мастеров по всему миру продолжает делать глиняный продукт ручной лепкой. Для начала поупражняйтесь на пластилине: это поможет понять, нравится ли вашим рукам подобная работа, готовы ли вы делать это часами, терпеливо ждать результата.
Гончарный круг
Его придумали неслучайно, так как в отличие от лепки, он позволял производство глиняных изделий поставить поток – то есть значительно ускорял процесс изготовления керамики. Гончарный круг требует правильного подхода: он словно музыкальный инструмент, которым нужно овладеть. Правильно поставить руки, почувствовать уверенность в них – это важные технические моменты.
Отминка
Начинающие керамисты подробно останавливаются на этой технике, так как она проста и понятна, при этом иллюстративна. В гипсовую форму выкладывается мягкая глина: она застывает, и из формы достают готовое изделие. Почему именно гипс? У него есть одна очень привлекательная черта – он способен впитать лишнюю влагу, и изделие отвердевает и просыхает.
Литье
В литье тоже используют формы, но уже иные. Разведенный материал разливают по ним, заготовки хорошенько высушивают, достают и принимаются за роспись. Прочность же поделка приобретет лишь после обжига: глиняную посуду своими руками невозможно получить без температурного воздействия.
Материалы и инструменты
Начинайте с простых и недорогих, по мере развития увлечения требования к ним повысятся.
Инструменты
Конечно, основной инструмент – руки керамиста, но при всей поэтичности сказанного, без вполне прозаичного инструментария тоже не обойтись.
Последних – огромное количество вариаций, не «обрастайте» ими, пока не почувствуете уверенность в руках и готовность заниматься керамикой дальше.
Где и какую глину взять
Проще купить материал в специализированном магазине, а можно и сделать ее самому. Но ходить в поисках сырья по склонам оврагов и карьерам – занятие не для каждого, потому вариант с магазином предпочтительнее. Приобретайте гончарные глины – пластичные, разных цветов, которые подойдут и для ручной лепки, и для работы на круге. В этой глине достаточно примесей, за счет примесей она обретает характерные цвета и пластичность.
Как подготовить к работе
Сухая глина растворяется чистой водой в чистой же таре: проще делать это в эмалированном тазу. Если помимо порошка у вас есть ссохшиеся комки глины, их можно размочить и снова использовать. Глина заливается большим количеством воды, перемешивается, настаивается. После этого состав нужно перемять, и он готов к работе.
Инородные тела удаляются из материала путем промятия. Промятая глина несколько раз мнется и перебивается: так можно избежать пустот и незамеченных инородных тел. Рабочее тесто из глины – эластичное и однородное.
Технология работы с глиной вручную
Первоначально глину нужно размять – на кусок материала нужно надавливать руками и пальцами. Затем керамист учится правильно отщипывать: сначала кусочек прищипывают, потом отрывают. Чтобы глина стала плоской, нужно научиться ее сплющивать пальцами, большие куски – прижимают ладонью к поверхности.
Скатывание глины позволяет формировать шарики, раскатывание создает жгутики, разрезание – это деление куска стеком, заострение – оттягивание пальцем куска для придания ему остроты. При изготовлении глиняного изделия мастер работает двумя руками, он обязательно использует инструменты (убрать лишнее, сделать мелкую деталь, присоединить, загладить и т.д.). В процессе лепки изделие постоянно осматривается на предмет пропорций и симметрии.
Как слепить тарелку из глины своими руками, пошаговая инструкция
А теперь пошагово о том, как же делают глиняную посуду.
Чтобы самостоятельно вылепить тарелку, вам нужны: замешанная глина, скалка, чашка с водой, деревянная лопатка, лист бумаги и ровная поверхность. Вымесите глину до состояния неприлипания к рукам: она должна быть эластичной и податливой.
Тарелка делается так:
1. Скатайте шар, диаметр которого – 8 см. По его центру сделайте углубление.
2. Аккуратно надавливайте на углубление пальцами: шар поворачивается по часовой стрелке. Каждое движение растягивает и увеличивает шар. Заготовку положите на лист бумаге: так ее удобно вращать. У вас получится нечто вроде пиалы, которой можно придать желаемую форму.
3. Деревянной лопаткой сформируйте ровные края (если лопатки нет, просто смочите пальцы водой). Лист вращайте по кругу, а приложенная перпендикулярно лопатка или пальцы будут работать на выравнивание.
4. Смочите пальцы водой и сглаживайте изделие внутри.
Тарелка слеплена! Первая проба может быть далека от идеала, но только с опытом тарелки будут все ровнее и все приятнее глазу.
Как слепить кружку из глины своими руками поэтапно
Материалы: глина, кисть, вода, шпатель.
1. Двумя руками сформируйте из готовой глины шар с апельсин размером.
2. Центр шара вдавите большим пальцем, зажмите его, вращайте материал вокруг пальца другой рукой.
3. Начинайте вылепливать чашку со дна вверх.
4. Шпатель разгладит края и внутреннюю часть изделия.
5. Чашку нужно вращать, чтобы загладить ее нижнюю часть (удобно делать это на прочной подставке для торта). Разглаживание делается влажными руками.
В следующем видео показано как поэтапно сделать кружку из глины своими руками:
Сушка и обжиг изделия
Сушка нужна для удаления физической влаги. Сушить изделие следует сутки, не меньше. Далее будущая посуда или украшение обжигаются в печи. И здесь несколько вариантов – русская печь, специальная муфельная печь и даже костер. Но последний способ опасен, ведь обжиг длится 8 часов, и все эти часы за костром придется следить.
Обычно новички начинают с духового шкафа, но сразу стоит сказать – коммунальные платежи вырастут. У мастеров же муфельные печи работают сутками, и эти траты керамист закладывает в цену изделия.
Декорирование изделия
Декорировать – значит украсить, цветом или рельефом, глазурью или росписью.
Вариантов декорирования очень много:
Керамические краски на изделие могут наносить ручной живописью. Рисунок может быть нанесен контуром для декорирования, а можно работать экспромтом, что сложнее, конечно.
Особенности и применение глиняной посуды
Глиняную посуду используют для приготовления пищи в духовке (газовой или электрической), в русской печи. Отдельные экземпляры применимы и для микроволновок, но рисковать не стоит. Резких температурных скачков керамика боится: если вы поставите холодный горшок в горячий духовой шкаф, он может быстро треснуть.
Контакт глиняной посуды с открытым огнем также нежелателен – пойдут трещины по изделию. Только русскую глиняную сковороду латку и грузинскую кеци можно смело использовать как посуду для жарки. А точнее, смело, но умело – они ставятся на малый огонь, который постепенно увеличивается.
В глиняной посуде можно заваривать чай, но сначала ее нужно хорошенько обдавать горячей водой изнутри. В изделиях из красной глины заваривается самый вкусный зеленый чай, если верить китайцам. Помните, что пористая структура глины отлично впитывает запахи, жиры и вкусы. Потому в одном горшочке делайте жаркое, а в другом подавайте салаты. Не стоит применять одну и ту же посуду для полярных блюд.
Мыть глиняную посуду нужно в теплой, едва мыльной воде (вместо мыла можно брать соду). А вот моющую химию лучше не использовать: не стоит рисковать и оставлять химсостав в пористой структуре глины. После мытья посуда тщательно вытирается и просушивается на воздухе без накрытия крышкой.
Заключение
Посуда из керамики, своими руками изготовленная, будет любимой утварью на вашей кухне. Она хранит тепло ваших рук, в ней заложены старания автора, многочасовая работа. Наконец, это всегда эксклюзивный вариант, не имеющий копии предмет. Красиво декорированная керамическая посуда совершенно иначе смотрится на столе, и даже привычные блюда в ней выглядят аппетитнее, ярче, изысканнее.
Керамика как искусство не смотрит на возраст, образование и художественные навыки. Попроб овать может каждый!
Как освоить гончарное ремесло в домашних условиях
Задумываясь об изготовлении керамики, вполне вероятно у вас может не быть ни времени, ни ресурсов, чтобы начать заниматься этим в профессиональной студии. Если вы тот, кто проводит много времени дома, присматриваете за детьми или тому подобное, то зачастую дом — это действительно лучший и единственный вариант. Если это так, вам следует задуматься об изготовлении керамики дома, и эта статья расскажет, как в этом разобраться, а также даст советы и рекомендации, которые позволят вам подготовиться быстро и эффективно.
Преимущества изготовления глиняных изделий в домашних условиях
Есть несколько плюсов изготовления керамики в домашних условиях, определяющих популярность этого ремесла:
Также есть несколько недостатков занятия этим дома:
Если вы только учитесь изготавливать керамику, прежде всего нужно работать над техникой, и делать это дома — это хороший способ создать комфортное пространство и изучить основы ремесла. Но если у вас нет домашней студии, то стоит также попробовать поработать в специализированной студии, особенно если у вас нет своих материалов. Это позволит вам быстрее изучить основы техники и проверить, сможете ли вы создать более комфортные условия для изготовления глиняных изделий у себя дома.
Как выбрать глину для керамики?
Одна деталь, в которой вы захотите разобраться точно, это виды глины. Если бы вы работали в студии, мы бы сказали, просто возьмите обычную глину, которая используется для обжига в зависимости от температуры вашей печи, вы даже можете работать с фарфором.
Глина и керамика — это разные материалы, которые широко используются в гончарном деле. Тем не менее, основное различие между этими двумя материалами заключается в том, что глина является природным материалом, который естественным образом добывается. С другой стороны, керамика — это различные группы веществ, которые добавляются в глину для ее затвердевания при нагревании.
Поскольку керамика содержит оксиды металлов, при нагревании она меняет молекулярную структуру глины. Следовательно, все глины могут рассматриваться как керамика, но не вся керамика считается глиной. В то время как есть различные типы керамических глин, в основном в гончарном ремесле используется фарфор, горшечная и каменная глины.
Горшечная глина
Горшечная глина имеет низкую температуру обжига и состоит из мелкозернистых частиц. Изделия из такой глины могут служить годами. Этот вид глины легко обрабатывается, он липкий и очень пластичный по своей природе. Обжигается при 1100°C. В результате получается твердый, но хрупкий материал пористой структуры. Для того, чтобы сделать изделие непористым, на керамику наносят глазурь, а затем обжигают во второй раз.
Фарфор
Фарфоровая глина — это мелкозернистая глина белого цвета, используемая для изготовления керамики. Она очень прочная и дает белый цвет благодаря более высоким уровням концентрации каолина. Фарфор можно обжигать при очень высокой температуре – от 1200 до 1450°С. В результате получаются очень твердые, белые, полупрозрачные, блестящие изделия.
Каменная глина
Цвет такой керамики варьируется от темно-коричневого до баффового. Разница в цвете возникает из-за наличия примесей и содержания железа в глине. Каменная глина имеет крупнозернистые частицы, которые обжигаются при 1200°C. В результате получается более плотный, долговечный материал, который по своей природе является водонепроницаемым. Такая глина не требует нанесения глазури.
Хотя это лучшие керамические глины, которые используются для гончарных работ, если вы новичок и только присматриваетесь к гончарному делу, то можно начать с самозастывающей глины. Она очень пластична, что позволяет создавать самые разнообразные гончарные изделия. Дополнительно про материалы для керамики вы можете прочитать в нашей отдельной статье.
Как выбрать глину для работы на дому?
1. Однако в домашних условиях всё может быть немного по-другому. Вы выбираете один из трех различных типов глины:
2. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. У обжигаемой есть несколько преимуществ и недостатков, которые вам необходимо учитывать:
3. У высушиваемой на воздухе глины также есть свои преимущества и недостатки, а именно:
Такой вариант, как правило, менее похож на настоящий процесс изготовления глиняных изделий, но он иногда используется, когда вы просто хотите что-нибудь сделать самым простым способом.
4. Наконец, есть полимерная глина, которая имеет преимущества и недостатки, аналогичные второму варианту:
Идеальная ситуация была бы, если бы у вас была печь для обжига и специализированная для нее глина, но если вы ограничены в средствах и пока не хотите вкладывать много денег в дорогое оборудование, то это ваши варианты.
Обжиг керамики в домашних условиях
Обжиг в духовке – вариант, если вы работаете с обжигаемой глиной. Но, если вы готовы потратить немного больше денег, вы можете купить недорогую печь.
Преимущества обжига в духовке:
Но если вы хотите подойти к процессу более серьезно, то вам нужна печь, потому что ваша домашняя духовка не даст желаемой температуры. У нее есть много преимуществ перед духовкой:
Духовка – это хорошее начало, если вы собираетесь учиться заниматься этим дома. Но советуем вам, как только вы немного научитесь, подумайте о покупке печи или обжигайте ее в студии поблизости.
Как сделать керамику в домашних условиях
Как работать с керамикой в таком ограниченном пространстве? На самом деле это довольно просто, и мы поговорим о том, как вы можете использовать различные техники в зависимости от среды, в которой вы работаете.
Сначала поговорим о создании глиняной формы, для этого начнем со следующего:
Если вы создаете керамику без гончарного круга, то это ручная лепка. Ручная лепка, на наш взгляд, является лучшим способом изготовления керамики, поскольку она проста и требует меньше материалов.
Рассмотрим три техники ручной лепки:
Вы можете начать с лепки из глиняных пластин. Для этого:
Для спиральной лепки из жгутов вы делаете что-то похожее в начале, но процесс включает в себя гораздо больше деталей:
Когда дело доходит до глиняной посуды, удобно использовать кольцевую лепку для изготовления мисок, чашек и тому подобного и, если вы работаете с обжигаемой глиной, это отличный вариант, поскольку с ней легко работать и вы сможете сделать очень многое.
И наконец, лепка из целого куска глины, которая, возможно, самая простая для новичка, но изделия могут получаться более неровными в сравнении с другими видами лепки.
Всё это можно сделать дома с помощью собственных простых материалов, так что в конечном итоге вы получите потрясающее изделие, которым уже можно пользоваться.
Как насчет гончарного круга?
Да, вы можете создавать керамику дома с помощью гончарного круга, но, если у вас его нет или вы никогда раньше не занимались гончарным ремеслом, советуем сначала пойти по пути ручной лепки. Тому есть несколько причин:
Использование гончарного круга в домашних условиях
Вы можете использовать гончарный круг, хотя и не рекомендуем начинать именно с этого. Вот несколько советов, которые помогут вам справиться с гончарным кругом:
В конечном итоге это всё, что вам нужно сделать, чтобы слепить изделие из глины на гончарном круге.
Можно ли добавить декор на глиняные изделия?
Да, можно! Есть несколько способов декорирования глиняных изделий:
Художественное оформление действительно выглядит хорошо, и если вы не создаете керамику, которая требует глазурирования, то эти небольшие украшения, сделают вашу керамику еще более привлекательной.
Как сушить глину?
Если вы не работаете с печью, то скорее всего, вы собираетесь сушить глину воздушной сушкой или выпеканием в духовке. Есть несколько способов для каждого из них.
Для запекания в духовке:
Это просто, но опять же, нагрев недостаточно сильный для фарфора или фаянса.
Для воздушной сушки:
Сушка глиняной посуды требует времени, но правильная техника сушки, поможет вам избежать неудач.
Покраска глиняных изделий
Вы можете покрасить глину акриловой или латексной краской, если она высушивается на воздухе. Важно, чтобы и здесь вы соблюдали определенные правила.
Несколько советов по покраске:
Покраска добавит уникальности вашим произведениям, и хотя на первых шагах это может быть необязательным, вы сможете по-настоящему извлечь из этого пользу, если у вас есть интересные идеи для росписи. Некоторые также предпочитают красить изделия уже после запекания в духовке, это вы решайте для себя, как вам больше нравится.
Меры предосторожности при работе с глиной
Не забывайте проявлять некоторые меры предосторожности:
Многие люди получают огромное удовольствие от изготовления керамики в домашних условиях, и в этой статье мы постарались рассказать, как это сделать. Если вы хотите заняться гончарным делом и беспокоитесь о том, произведет ли то, что вы делаете должное впечатление на кого-то, то просто не думайте об этом. Совершенствуйте свою технику и всегда творите на максимуме своих возможностей, и у вас получатся уникальные глиняные изделия, которые создадут уют и комфорт в Вашем доме, добавят красок и праздничности в повседневную домашнюю обстановку, подчеркнут вашу индивидуальность.
Сколько стоит создавать керамику дома
Я сделала своими руками более 30 керамических предметов.
На день рождения в декабре 2018 года мне подарили сертификат в гончарную школу. Там я слепила чайную пару — кружку и блюдце — и влюбилась в глину, но мне не понравилось вытягивать предметы на гончарном круге. Поэтому я решила попробовать ручную лепку без него.
В этом виде лепки предметы формируют руками из глиняных жгутов, пластов или комов. Получаются не всегда аккуратные, но потому живые и интересные изделия. Каждый предмет по-своему уникален, его нельзя полностью повторить.
Денег на это у меня не было, да и в целом хотелось просто попробовать новое хобби, а не делать керамику своей профессией. В 2020 году я переехала в Санкт-Петербург и решила заняться лепкой самостоятельно — училась лепить по видео и текстам дома после работы.
В статье расскажу, как я училась лепить, какие инструменты и материалы понадобятся на старте и сколько придется на них потратить.
Уроки по ручной лепке
Я подписалась в соцсетях на нескольких керамистов, а также нашла полезные каналы и блоги о керамике. Там я узнала все о материалах, процессе работы и техниках лепки для разных предметов.
Одним из первых мне попался канал Кати Климентьевой: эта керамистка в своих видео показывает многие процессы лепки от начала до конца — например, как сделать кувшин или раскатать пласт для тарелки. Также у нее есть видео про инструменты, а ниже ссылки, где все продается.
Когда я решила заказать инструменты и глину для керамики, нашла два крупных интернет-магазина — «Керамистам-ру» и «Лаборатория керамики». На сайтах есть блоги с полезной информацией от выбора глины до программы обжига в печи.
В блоге «Керамистам-ру» я прочитала про техники декорирования, сушку изделий и разные керамические массы. Еще у них есть одноименное сообщество во «Вконтакте» и ютуб-канал — там больше материалов по узким запросам: например, что такое цек и пищевая глазурь.
Большинство статей в блоге «Лаборатории керамики» показались мне чересчур научными и слишком перегруженными цифрами и непонятными названиями. Но там я все же узнала, как из пластичной глины сделать шликер — это своеобразный клей для соединения деталей. Из этого же блога стало понятно, сколько глины нужно для изготовления изделий.
Еще на «Ютубе» я нашла канал школы «Колокол»: там очень много коротких роликов на разные темы. Мне были полезны уроки по подготовке глины для ручной лепки, о техниках и их совмещении.
В телеграм-канале «Керамика на крыше» много полезной информации от керамистки Анастасии Чариной. Раз в неделю она записывает небольшое видео с ответами на вопросы читателей.
Для начала мне показалось достаточным узнать, где и какую глину можно купить, а ответы на возникающие вопросы я искала уже в процессе работы. Теоретической информации очень много, но без практики она была для меня бесполезной.
Как выбрать глину
Я хотела делать разные предметы декора: подсвечники, блюдца для украшений, вазы. А еще было бы здорово иметь дома посуду собственного производства, поэтому я решила лепить кружки, тарелки и подносы.
Глина для лепки должна быть специальная, еще она называется керамическая масса. Керамические массы в каждом магазине классифицируются по-разному.
Глину делят по разным признакам, например по форме выпуска:
Для ручной лепки я покупаю пластичные массы, дальше в статье речь пойдет о них.
Массы разделяют по цвету: красная, бежевая, белоснежная, черная, серая. Керамические массы терракотовых цветов называют красножгущиеся, а глины белых и бежевых цветов — светложгущиеся. Также есть эффектарные массы — они окрашены каким-то цветом или имеют вкрапления.
Пластичные массы для лепки можно разделить по составу.
Шамотная масса содержит в себе крошку уже обожженной глины — она называется шамот. Глины с такими частицами хорошо вытягиваются и держат форму, почти не трескаются при сушке и обжиге. Шамот может быть разной фракции, от крупных заметно ощутимых частиц до совсем мелкой крошки. Мелкая шамотная крошка в глине почти не ощущается при лепке руками, но снижает усадку изделия при сушке и обжиге.
Глину с крупной шамотной крошкой используют для больших изделий с толстыми стенками, например для ваз и кувшинов. Крошка «держит» предмет, не дает ему деформироваться и треснуть. Чем крупнее и толще изделие — тем больше должны быть шамотная крошка и ее количество в массе. Крошка может быть размером до 5 мм и составлять до 50% всей массы. Стоит она от 300 Р за 2 кг.
Также массы для лепки делятся по температуре обжига.
Низкотемпературные керамические массы обжигаются при температуре до 1100 °C. Иногда их называют майоликой. Их лучше использовать для декоративных предметов, так как посуда из такой глины неустойчива к повреждениям. Эти керамические массы стоят от 400 Р за 2 кг, от 1200 Р за 10 кг.
Высокотемпературные керамические массы обжигаются при температуре от 1100 °C. Подходят для посуды, более долговечные. Сюда же входят каменные массы: при высоких температурах они практически превращаются в камень, а после обжига могут оказаться настолько плотными, что даже без глазури не будут пропускать воду. Высокотемпературные массы стоят от 350 Р за 2 кг или от 1400 Р за 10 кг.
Для начала работы я решила сразу заказать 12 кг низкотемпературной белой глины PA. Она подходила мне по всем параметрам:
Я сделала из этой глины посуду и мыла под водой, поэтому вскоре появился цек — мелкие трещинки по глазури. Из-за них снижается прочность. Так что лучше все же не использовать низкотемпературную глину для изготовления посуды.
Позже, чтобы понять, какая глина мне больше нравится, я покупала массы подороже и маленькой фасовкой по 2,5 кг. В основном ориентировалась на цену, доступность в магазинах и отзывы в керамических чатах и сообществах. Я пользовалась массами PA из Испании, GOERG & SCHNEIDER и Witgert из Германии, МКФ-1 и МКФ-2, которую производят «Керамические массы Донбасса». У каждого вида глины от разных производителей свой состав и характеристики, которые не меняются.
Я лепила из белых, черных и эффектарных масс с вкраплениями, пробовала глину с добавлением шамота. Также я обращала внимание на различия низкотемпературных и высокотемпературных масс — в процессе лепки они показались мне одинаковыми.
Только перепробовав все глины, можно понять, что нравится больше. Мне понравились массы с добавлением некрупного шамота от Witgert и G&S — они очень пластичные и хорошо держат форму. Думаю, новичкам, которые еще не освоили все техники, лучше всего подходят шамотные массы. С ними легко работать, так как они прощают многие ошибки.
С белой глиной РА работать было приятно, но не очень удобно. Когда я пыталась делать крупные или высокие предметы, глина не держала форму и проваливалась внутрь. Если бы я лепила высокие предметы сразу из шамотной массы, таких провалов удалось бы избежать. В итоге из массы РА у меня получалось создавать только небольшие и несложные изделия.
Специальные инструменты и приспособления
Инструменты. Придавать глине форму можно руками, но, чтобы получалось удобнее и быстрее, я использую разные инструменты.
Я выделила такой минимальный набор для ручной лепки:
Мне больше нравятся деревянные инструменты: ими мягче работать, их приятнее держать в руке.
Я купила минимальный набор за 1000 Р — в нем уже есть самое необходимое. Так вышло дешевле и не пришлось выбирать каждый инструмент по отдельности.
я потратила на первый комплект для лепки
Все материалы и инструменты я покупала в специализированных онлайн-магазинах: «Керамистам-ру», «БризКолор», «Керамика Гжели». Они доставляют по всей России.
В Екатеринбурге, где я делала еще первые шаги в ручной лепке керамики, есть магазин «Салон художник» — там можно купить товары от «Лаборатории керамики». Я брала ангобы, глазурь и глину их производства. На сайте «Лаборатории керамики» можно заказывать все напрямую, но тогда придется оплатить доставку.
Турнетка. Во время лепки изделие постоянно придется крутить. Если брать и переворачивать рукой, мокрая глина деформируется. Чтобы поворачивать изделие, не касаясь его, пригодится турнетка. Турнетка крутится от руки, бывает металлической и пластмассовой.
Некоторые необходимые инструменты можно найти дома.
Фен нужен для того, чтобы подсушивать части изделия при лепке. Изделие из мокрой глины может совсем не стоять и деформироваться, поэтому его аккуратно подсушивают. Желательно иметь отдельный фен для занятий керамикой, потому что он всегда будет в глине.
Деревянная скалка пригодится для раскатывания пластов. Я пробовала использовать стеклянную бутылку, но к ней все прилипает.
Контейнеры понадобятся, чтобы складывать в них материалы: шликер, ангобы, глазурь, глину. Под плотной крышкой мокрые материалы будут медленнее пересыхать.
Ткань необходима как подложка на стол: к ней не липнет глина. В кусочки ткани также можно заворачивать затвердевшие кусочки, чтобы вернуть им пластичное состояние.
Полиэтиленовыми пакетами можно накрывать сложные изделия во время сушки, еще туда удобно складывать остатки глины.
Керамика ручной работы: делаем глубокую тарелку из пласта
Глубокая тарелка из светлой глины с декором разноцветными глазурями станет настоящим украшением вашего стола. Создайте керамическую тарелку своими руками, следуя простым инструкциям.
Все материалы, которые используются для создания этой тарелки, можно приобрести в магазине товаров для художников или в специализированных магазинах товаров для керамистов.
Будьте внимательны, не используйте для керамики глину для детского творчества!
Раскатайте из куска глины пласт толщиной 1 см. Для удобства можно использовать деревянные направляющие нужной толщины.
Переворачивайте пласт, чтобы глина была равномерно раскатана. Процесс похож на то, как раскатывают тесто для печенья.
С помощью скребка или пластиковой карточки тщательно разгладьте поверхность глины.
Проверьте наличие пузырьков в пласте. Если обнаружили пузырек (его будет видно на поверхности как небольшой бугорок), проткните его с помощью шила или ножа и выдавите его. Выровняйте поверхность пласта.
Повторите то же самое с другой стороны пласта.
С помощью шаблона (можно сделать из плотной бумаги или использовать тарелку нужного размера и формы) наметьте контуры тарелки.
Прорежьте пласт ножом.
Поставьте свой штамп (его можно сделать самим или на заказ).
Переверните пласт на другую сторону и загладьте следы от ткани, сгладьте края.
Осторожно, поддерживая края тарелки, придайте форму своей тарелке на гипсовой форме.
Дайте тарелке постоять некоторое время, пока глина не затвердеет. Снимите тарелку с формы, выровняйте края.
Оставьте тарелку сохнуть. Укройте ее пластиковой плёнкой на первые 1-2 дня для равномерного высыхания.
Полностью сухую тарелку нужно зашкурить и замыть губкой. Будьте осторожны, на этой стадии тарелка очень хрупкая.
Обожгите тарелку на температуру утильного обжига глины (уточните у производителя, какая температура рекомендована для вашей глины) и покройте ее глазурью или сочетанием глазурей. Я использую глазури под кисть немецких и американских производителей (Botz, Terracolor, Amaco).
Обожгите еще раз на температуру обжига глазури (обращайте внимание на совместимость глазурей и глины по температуре и КТР, делайте тестеры).
Надеюсь, этот мастер-класс вдохновит вас на создание посуды своими руками. Пробуйте, экспериментируйте, делитесь впечатлениями и фото ваших тарелочек 🙂
Керамика своими руками: рекомендации и видео урок
Опытные гончары создают такую красоту за каких-то десять минут, что диву даешься. Но можно ли изготавливать красивую керамику самостоятельно?
Какая нужна глина
Для изготовления керамики понадобится натуральная глина – это основной ингредиент. Глазури, лаки, пигменты и эмали потребуются для покрытия готовой керамики и окраски ее в желаемый цвет.
Натуральная глина бывает:
Есть также фарфоровая и темно-коричневая глина, но мы остановимся на первых двух видах.
Основные методы изготовления керамики
Есть разные технологии изготовления изделий из глины:
Лепка из глины
Раздел будет интересен для родителей, которые хотят занять детей полезным и развивающим занятием. А лепка глины развивает моторику, воображение, сможет занять самого неусидчивого ребенка.
Для взрослых лепка из глины станет интересным и освежающим хобби.
Популярностью пользуется полимерная глина – состоит из ПВХ и пластификаторов.
Есть два типа полимерного материала для лепки:
• для первого требуется обжиг при температуре 110С;
• второй – самозатвердевающий, изделия не нуждаются в термической обработке.
Гончарное дело по всем правилам
Для изготовления керамики круглой формы потребуется гончарный круг. Есть круги с ножным и электрическим управлением. Различная модификация проявляется в размерах планшайбы, скорости вращения, мощности и типа двигателя.
Для работы на гончарном кругу требуются базовые навыки и сноровка. Для начинающих гончаров подойдет лепка и заливка шликерной массы. О чем мы расскажем дальше.
Шликерное литье
Используется глина жидкой консистенции, она заливается в гипсовые формы. На словах все просто, но на практике керамические изделия трескаются, получаются неравномерной толщины. Рассмотрим технологический процесс подробнее на примере заливки простой кружки.
Почему гипсовые формы?
Гипс впитывает влагу, он потянет лишнюю влагу из жидкого раствора из глины. С гипсом удобно работать, можно сделать самодельную форму, придав ей необходимый узор и размеры.
Цельные или разборные формы?
Конфигурация и типа формы не влияет на качество керамики, лишь на простоту и удобство вынимания изделия из формы. Из разборной формы вынуть готовое изделие проще.
Требования к глиняному шликеру:
Заливаем раствор в форму
Теперь ждем. Вы будете видеть как по контуру гипсовой формы появляются стенки будущей кружки. Оптимальная толщина стенок – 5-6 мм. Если вы видите, что шликер стало меньше, долейте еще. Когда стенки получились требуемой толщины, нужно слить оставшийся раствор.
Как это сделать правильно?
Когда глина схватилась и стала твердой, вынимаете изделие из формы. О том, что кружка готова свидетельствует то, что она стала отслаиваться от гипсовой формы. Если это разборная форма, то снимаете донышко и разделяете части формы.
Методом шлинкерного литья изготавливаются не только кружки, чашки, но и сувениры, подарочная керамика.
В строительных магазинах или по интернету можно купить готовые формы для заливки.
Керамическая посуда
Есть веские причины заняться самостоятельным изготовлением керамической посуды:
Есть разные технологии, простой способ – лепка тарелки или пиалы жгутами. Как показано на фото ниже, жгутами можно вылепить много интересного.
Главное – глина должна быть пластичной, любые трещины замазываются шликером. Надежно приклеивайте фрагменты будущей тарелки друг к другу.
Финишное декорирование
Декорирование выполняется в зависимости от вашей фантазии. Узор можно вырезать зубочисткой или иголкой. Можно с помощью подручных средств сделать на еще не схватившейся глине интересный оттиск.
Основные требования к такой лепке
Дно не должно быть слишком толстым, иначе оно треснет при обжиге. Края пиалы не должны быть тонкими: неизбежны сколы и повреждения.
Все трещинки и щели замазываются жидким раствором.
Ювелирная керамика
Слышали ли вы о керамических украшениях? Можно ли их сделать самостоятельно? Ювелирная керамика – материал, состоящих из измельченных и уплотненных частиц неметаллических материалов из неорганической химии.
В печах материал обжигается при температуре 1600 градусов, после чего материал становится прочным, устойчивым к царапинам, механическим повреждениям. Легкий вес и прочность — достоинства ювелирной керамики.
Как бы ни хотелось, изготовить долговечное украшение из керамики по технологии не получится.
Итог
Изготовление керамики своими руками в домашних условиях – посильная задача. Главное – желание и немного терпения.
Как сделать посуду из керамики своими руками смотрите видео урок- курсы по керамике
От свистульки до сервиза: удивительная глина
Керамика…Податливая глина, узнавшая опытные руки мастера, прошедшая сквозь огонь и воду и ставшая кувшином для масла, кофейной чашкой, ярким изразцом, сказочной свистулькой и веселой игрушкой. Секреты изготовления керамики были известны нашим предкам, жившим тысячи лет назад. В Китае за 2000 лет до нашей эры делали не только глиняную посуду – в ходу уже был фарфор. А первые упоминания о гончарах и их изделиях можно найти в Ветхом Завете. В век космических технологий и электронных гаджетов мы продолжаем пользоваться плодами древнейшего ремесла – наливая утром кофе в фарфоровую чашку, отправляя в духовку жаркое в глиняном горшочке и украшая дом изящными статуэтками – напоминаниями о чудесных путешествиях и людях.
На пути к печи
Двадцать лет мастер Виталий Гычев из Барнаула занимается гончарным делом. Первый свой круг, еще будучи мальчишкой, он соорудил из проигрывателя: накопал на ручье глины, включил пластинку и начал крутить на нем бурый комочек. Волшебный кувшин тогда сделать не удалось. Зато сегодня в руках мастера рождаются настоящие чудеса – древнерусские крынки и квасники, статные амфоры и вазы.
Виталий Гычев, гончар:
– Для работы подходит практически любая глина. Правда, если глина тощая, с большим содержанием песка, как в нашей местности, она менее пластична, мелкие изделия лепить из такого материала сложно. Поэтому сначала глину очищают от примесей: высушивают, чтобы легче расходилась в воде, а затем на сутки-двое замачивают в бочке – тяжелые частички песка оседают, а глина остается во взвешенном состоянии.
Жидкую глину пропускают через сито – очищают от корней растений и камней, а потом долго-долго вымешивают, как тесто. Это необходимо, чтобы выгнать из глины воздух, иначе при сушке она пойдет трещинами. Перед тем, как попасть на гончарный круг, она снова подсыхает – консистенция глины зависит от типа материала и того, какое изделие задумал создать гончар. По пловам Виталия, путь от эскиза до его полного воплощения иногда занимает месяцы.
С дружиться с гончарным кругом и вылепить простой горшок или чашку с первого раза не получается почти ни у кого из новичков. Поэтому, если вы решили попробовать себя в роли гончара, не расстраивайтесь, если глина не поддастся сразу – терпение и тренировки, и вот уже изделие после просушки можно отправлять в печь.
Температура, при которой мягкая податливая глина обретает каменную прочность, составляет 900-1000 градусов Цельсия.
Виталий Гычев:
– При обжиге есть критические точки – 300, 600 градусов, проходить которые нужно очень плавно. Глина может лопаться: при сушке прошел где-то сквознячок, обсохла глина неравномерно, и при нагревании ее начинает разрывать. Поэтому до 30% брака – это обычное дело у гончаров.
У каждого мастера гончарного дела есть свои секреты работы.
Виталий Гычев:
– Мой омский друг – гончар с большим стажем – как-то пришел ко мне в мастерскую и спросил: «А почему ты горшки не переворачиваешь, когда сушишь? У них ведь донышки выпучиваются». А я, чтобы не выпячивалось, когда горшок делаю, внутри бугорок на дне оставляю – он и тянет глину внутрь, и не наружу.
Молоко, свинец, глазурь
Чернолощеная, краснолощеная, обварная, майолика…Каких только разновидностей и способов отделки керамики за тысячелетия не придумали гончары! После обжига необработанная глина имеет пористую структуру и пропускает воду, а значит, такую посуду нельзя использовать на кухне. Чтобы сделать материал водонепроницаемым, мастера используют старинные техники обработки. По словам Сергея Зацаренского, гончара из Ростова-на-Дону, наиболее популярные – молочение, обвара и ганозис.
Сергей Зацаренский:
– Молочение так называется потому, что обожженное изделие окунают в жирное молоко, а потом прокаливают при температуре 300 градусов. Казеин склеивает поры, глина становится водонепроницаемой, а изделие приобретает красивый цвет – от коричневого до черного, а также блеск. А вот чтобы получить черные разводы с хаотичными пятнами, делают обвару: раскаленное докрасна изделие окунают в мучную болтушку с дрожжами, отрубями и кисломолочными отходами. Также чтобы глина не пропускала воду, ее вощат – эта технология называется ганозис. Воск с маслами слегка подогревают, пропитывают ими нагретое изделие, а затем полируют тряпочкой из сукна или войлока.
Появляются и новые технологии – так, фасадную керамику для водонепроницаемости теперь модно пропитывать аквастопами.
Придать цвет керамике можно не только с помощью молока, воска и мучной болтушки. Богатую палитру цветов дают смеси различных минералов, солей, пепла и шлака. Глазури медью и малахитом окрашивают в голубые, синие оттенки, свинцовые – в зеленые и так далее.
Сергей Зацаренский:
– В прежние времена для получения цвета гончары пережигали на чугунной сковороде свинец в муку, просеивали через сито. Для зеленого цвета добавляли медный купорос, для красного – железный, для желтого – сурьмы и белил, для коричневого – окись марганца. Само изделие обмазывали солидолом и керосином, обсыпали приготовленной мукой и ставили на обжиг – приставший глет образовывал яркую блестящую глазурь.
Блестящие крынки глубокого черного цвета – это чернолощеная керамика. Такая изготавливалась еще в третьем тысячелетии до нашей эры. В чернолощеной посуде долго не киснет молоко и сливки, не засахаривается мед, она стойко выдерживает перепады температуры. Рецепт изготовления черных горшков на протяжении веков оставался неизменным: сначала изделие формируют на гончарном круге, сушат и обжигают в печи, а затем помещают в чан с опилками, закрывают крышкой и коптят. После этого натирают до блеска.
Виталий Гычев, гончар:
– Гончарное искусство сегодня перестало быть утилитарным, а носит декоративный характер. Крынки и квасники теперь редко используют по назначению, а чаще приобретают для украшения интерьера. Хотя лично я дома люблю готовить и хранить пищу в глиняной посуде – это не только красиво, но еще и очень удобно.
Гостья с Майорки
Вершина глиняного перевоплощения – яркая майолика – разновидность керамики, изготавливаемая из обожженной глины с использованием расписной глазури. В технике майолики выполняют изразцы, посуду, статуэтки, декоративные панно. Секретами этой техники владели еще мастера Древнего Египта. Но по-настоящему популярной расписная керамика стала в эпоху ренессанса, попав в Италию через испанский остров Майорку – от географического названия и произошел термин «майолика».
Одним из крупных центров майолики в России еще в XVII веке стал Ярославль, где изготавливали изразцы для украшения храмов и домов. И сегодня Ярославль славится своей керамикой – таких сервизов и скульптур не производят больше нигде в мире.
Создание ярких статуэток начинается с лепки пластилиновой миниатюры. На этом этапе будущая майолика мягка и податлива, а скульптор может проработать даже мелкие детали. Далее мастера заливают миниатюры гипсовым раствором, который, застывая, принимает форму скульптуры. Затем гипсовую форму заполняют шникером – жидким раствором глины. Спустя несколько минут форму освобождают от шникера и оставляют сушиться. После того, как гипсовые оковы снимают, остается тонкий глиняный черепок – через несколько суток его отправляют в печь.
Обожженную керамическую фигуру окунают в белую эмаль и расписывают матовыми стекловидными красками, которые мгновенно засыхают. Это невероятно кропотливый процесс, ведь у художника нет права на ошибку – если рука дрогнет, лишнее пятнышко уже ничем не закрасишь. После обжига матовая блеклая фигурка обретает яркость и глянец. Получается такая вот красота:
Если вы хотите украсить свой дом изразцами, почитайте советы наших форумчан в этой теме. Также советуем посмотреть наше видео, в котором подробно рассказывается о производстве изразцовой плитки. Рекомендации по выбору правильной посуды для готовки в печи вы найдете здесь.
Источники информации:
- http://zhenskie-uvlecheniya.ru/izgotovlenie-keramiki-svoimi-rukami-xobbi-dlya-utonchennyx-natur.html
- http://vremya-sovetov.ru/domashnee-xobbi/kak-sdelat-posudu-iz-glinyi.html
- http://www.livemaster.ru/topic/432201-mk-piala-iz-gliny-lepim-rukami
- http://masteridelo.ru/remeslo/glina/keramika/glinyanaya-posuda-svoimi-rukami.html
- http://ceramics.gallery/articles/how-to-start-pottery/
- http://journal.tinkoff.ru/sam-sebe-ceramist/
- http://www.livemaster.ru/topic/2558299-keramika-ruchnoj-raboty-delaem-glubokuyu-tarelku-iz-plasta
- http://obplitke.ru/bytovye-voprosy/keramika-svoimi-rukami
- http://www.forumhouse.ru/journal/articles/5723-ot-svistulki-do-serviza-udivitelnaya-glina