Как сделать оглавление в либре офис
Как сделать оглавление в либре офис
Оглавление в LibreOffice Writer
В этой статье хотелось бы рассказать о нюансах создания и редактирования оглавления в LibreOffice Writer — штуке удобной и часто обязательной в исследовательских, курсовых и дипломных работах.
Для начала нам понадобиться текст, разделённый на озаглавленные части. Самый простой вариант — стихи. Возьмём, например, четверостишия Агнии Барто из цикла «Игрушки». Скопируем и вставим их в новый документ (напомню, что, чтобы создать его, нужно просто щёлкнуть по ярлыку Writer или выбрать пункт Создать: Документ Writer на стартовом экране пакета):
До какого-то момента я, к своему стыду, делала оглавление следующим образом: набираешь или копируешь нужный заголовок, добавляешь к нему номер страницы и выравниваешь расстояние между ними точками. О, это долгое и бестолковое занятие, особенно, если документ нужно было сдать «вчера». Поэтому призываю вас один раз разобраться с автоматическим оглавлением, существенно облегчив себе дальнейшую жизнь 🙂
Сохраним документ и приступим к созданию оглавления. Самый простой путь в данном случае — использовать стили. По сути стиль — это шаблон настроек шрифта, который позволяет быстро применить их к нужному фрагменту текста. Назначим стили в нашем документе: для этого будем выделять нужный заголовок и выбирать нужный стиль в выпадающем списке на панели инструментов:
Из уважения к великой поэтессе вернём оригинальное название стиха и снова обновим оглавление.
Такое оглавление позволяет быстро переходить в определенное место документа: для этого достаточно щёлкнуть по нужному пункту с зажатой клавишей Ctrl.
При работе с оглавлением иногда бывает необходимо внести изменения вручную. Например, мы не хотим, чтобы строка «Агния Барто «Игрушки» отображалась как пункт в содержании, а хотим сделать её заголовком. Для этого нужно разрешить редактирование вручную (по умолчанию это запрещено).
Щёлкнем правой кнопкой мыши по оглавлению, выберем пункт контекстного меню Править оглавление/указатель и снимем флажок Защищено от изменений вручную на вкладке Вид. Теперь мы сможем удалить этот пункт и перенести заголовок в начало документа. При этом содержание мы вырезали и вставили между заголовком и основным текстом:
Отметим, что при перемещении содержание «потеряло» серый фон и теперь его нельзя будет отредактировать. Оно по-прежнему позволяет переходить к содержанию нужного пункта, но теперь для него недоступно обновление, изменение стилей и другие операции. Поэтому целесообразно переносить только финальный вариант оглавления.
На этом закончим. В данной статье мы рассмотрели основные приёмы работы с оглавлением в LibreOffice Writer. Однако, если у вас остались вопросы по данной теме, вы можете задать их в комментариях. Мы постараемся оперативно на них ответить 🙂
Как пользоваться LibreOffice
В операционной системе Linux вы не сможете установить пакет Microsoft Office, то есть использовать программы Word или Excel не получится. Но есть отличная альтернатива – бесплатная программа LibreOffice, включающая множество похожих продуктов. С ее помощью можно создавать таблицы, текстовые файлы, презентации, рисунки и так далее.
Я расскажу, что представляет собой это приложение, и научу им пользоваться.
Как установить LibreOffice
LibreOffice практически не отличается от аналогичного продукта корпорации Microsoft. Точнее так – все, что в Office поставляется по отдельности, тут объединено в один сервис. Libre поддерживает и использует собственные форматы, шрифты, стили и так далее. Программа полностью совместима со всеми форматами, что используются в Microsoft Office.
LibreOffice входит в стандартные репозитории основных дистрибутивов Linux. Кроме того, пакет доступен для Windows и macOS.
Скачать программу для всех ОС можно на официальном сайте разработчика. Переходите на сайт, выбираете версию системы и язык. Загружаете инсталлятор, затем запускаете его, проходите все шаги и ждете, пока распаковка не закончится. После окончания сего процесса можете сразу же приступать к работе.
Один нюанс – установка в Windows может быть с автоматической или ручной настройкой. Во втором случае вы, конечно же, сможете убрать ненужные компоненты, а также дадите разрешение или запрет на ассоциацию с некоторыми файлами Microsoft Office. Ясное дело, при автоматической установке все ассоциации будут применены по умолчанию.
Если вы используете Линукс, то установить программу можно простой командой – открываете Терминал, потом вводите вот такой запрос:
Подтверждаете запрос вводом пароля и дожидаетесь окончания скачивания. После этого программа готова к использованию!
Интерфейс LibreOffice
Что сразу хочется отметить у LibreOffice – то, что для создания документов разных форматов не приходится открывать разные приложения. После открытия просто выбираете нужный тип файла. Далее я буду описывать интерфейс программы в ОС Windows при создании текстовых файлов и таблиц.
Если говорить о текстовом редакторе, то внешне он мало чем отличается от того же Word. По стилю напоминает версию 2007 года. Здесь примерно похожее расположение инструментов, линейки, меню. Лишь часто используемые инструменты и функции у Libre перемещены в правую панель. Еще и шрифты по умолчанию стоят совсем другие, но изменить это легко.
При сохранении по умолчанию будет предлагаться формат Libre (ODF). Чтобы изменить его, необходимо выбрать нужный вам формат из выпадающего меню. Кстати, по устройству интерфейса версии на ОС Windows и Linux практически не отличаются, что отлично видно на скриншоте ниже (с дистрибутива Fedora).
Одна отличительная штука в LibreOffice мне сильно понравилась, и ее, можно сказать, нет в таком виде в Word – речь идет о навигаторе. В Либре он показывает, какие заголовки, таблицы, изображения, ссылки, гиперссылки, а также прочие составляющие есть в одном файле. Если мне надо быстро перейти к определенному изображению или комментарию, я смогу это сделать через навигатор. Ворд тоже имеет свой навигатор, но он сильно упрощен и показывает только заголовки, страницы, результаты поиска.
Кстати, если вы хотите закрыть документ, не выходя из приложения LibreOffice, нужно нажать не на привычный крестик, а на тот, что поменьше. У Linux он имеет похожее расположение, только иногда выделяется другим цветом, поэтому вы точно не запутаетесь.
Дальше посмотрим, как выглядит интерфейс при работе с таблицами. Думаю, сходств с Excel в данном случае еще больше. Возможностей для работы с формулами, форматирования, редактирования ничуть не меньше.
От себя скажу: программы Microsoft Office мне нравится тем, что рабочую панель можно откреплять и скрывать, тем самым освобождая пространство (я обычно работаю на половину экрана, мне так удобнее). В Libre же скрыть панель инструментов нельзя, только полностью убрать ее через меню «Вид». Это не очень удобно и несколько огорчает, ведь программа-то достойная.
Пока я копалась в настройках, назрел хороший вопрос – можно ли в программе одновременно создавать файлы нескольких типов? Еще как! Для этого нужно открыть меню «Файл», перейти к подпункту «Создать» и уже там выбрать подходящий формат.
Форматирование в LibreOffice
Как я уже говорила, в LibreOffice предусмотрены собственные стили форматирования документов и шрифты. Но базовые функции вроде выделения текста, изменения его цвета и выравнивания все же выделены в главном меню. Регулировать отступы и интервалы можно как с помощью линейки, так и через настройки.
Инструмент для работы со стилями тоже имеется, и выбрать подходящий можно несколькими способами – через выпадающее окно в меню или панель управления в правой части. Вы сможете использовать как любой из встроенных стилей, так и создать собственный.
Шаблоны для разных случаев жизни тоже предусмотрены. Для их просмотра потребуется перейти в менеджер – открыть раздел «Файл», затем перейти во вкладку «Шаблоны», выбрать «Управление шаблонами». Доступно несколько вариантов для текстовых файлов и презентаций. При желании вы сможете создать собственный шаблон и сохранить его в приложении.
Заголовки, оглавление, библиография
С разметкой заголовков тут проблем нет. Все как в Word – нужно выделить определенное предложение и применить к нему конкретный стиль. Но это вершина айсберга, ведь суть всего процесса сводится к составлению оглавления… Сразу скажу, работать в LibreOffice с оглавлением и библиографией в разы проще.
Итак, чтобы вставить в документ оглавление, необходимо перейти в раздел меню «Вставка», затем в подраздел «Оглавление и указатели», а там уже выбрать «Оглавление, указатель или библиография». В результате откроется окно, в котором вы сможете выбрать, что будете вставлять, дать заголовок, а также провести более подробную настройку, пройдясь по вкладкам. После этого остается только нажать на кнопку ОК, и оглавление будет вставлено.
Если же вы хотите вставить библиографию, прежде придется немного попотеть. Для начала стоит разработать список источников, в Libre для этого существует специальный инструмент. Чтобы перейти в него, открываете меню «Сервис» и переходите в «Базы данных библиографии». После этого откроется новое окно, где вы сможете внести полную информацию об источнике информации.
Когда все данные будут внесены, вы сможете вставить список литературы или какой-то его элемент. Правда, последний будет в виде сокращенного идентификатора, который вы ввели ранее в базу данных.
Вставка изображений, диаграмм и таблиц
Вставлять изображения в документы, создаваемые в LibreOffice, можно несколькими способами – из буфера обмена, перемещением из папки сразу в файл, а также через меню. В последнем случае нужно будет открыть меню «Вставка», затем кликнуть по пункту «Изображение» и выбрать его в файловом менеджере.
После того как изображение будет вставлено, под панелью управления появится новое меню с инструментами для изменения параметров изображения. Так, можно установить обтекание текста, центрирование, расположение на странице, а также обрамление и положение. При желании вы сможете и фильтр применить.
Создать таблицу очень просто – необходимо кликнуть в панели инструментов по элементу «Вставить таблицу», выбрать требуемое количество строк и столбцов. То же самое, по сути, можно сделать через меню. Но у вас будет больше возможностей для добавления столбцов и строк, а также изменения оформления.
После нажатия на кнопку «Вставить» новая таблица отобразится на странице. Ниже появится панель инструментов для работы с ней, с помощью которой можно добавлять и удалять строки, менять стили, а также применять формулы.
К сожалению, в текстовом редакторе LibreOffice (как и в Word) не предусмотрена возможность создания диаграммы на основе данных из готовой таблицы. Поэтому, если вы хотите создать диаграмму, лучше сначала создать ее, а затем отредактировать значения. Для начала потребуется перейти в раздел «Вставка», затем выбрать одноименный пункт. Диаграмма будет с рандомными значениями – чтобы изменить их, следует нажать на пункт «Таблица данных» в меню. Меняете по необходимости все значения, цветовые схемы, наименования элементов и применяете изменения.
Типов диаграмм тоже довольно много – есть круговые схемы, столбчатые, ленточные, пузырьковые, смешанные и так далее.
Интересно, что в табличном редакторе есть возможность создания диаграммы на основе уже введенных данных. Необходимо лишь выделить нужный фрагмент, затем в меню «Вставка» выбрать «Диаграмма». Далее просто выбираете подходящий формат.
Заключение
Может показаться, что LibreOffice является копией офисного пакета Microsoft. Отчасти это правда, но в этой программе есть куча своих функций, которые в Word или Excel не найти (о чем я говорила выше). Тем, кто переходит на это приложение с Microsoft Office, интерфейс сначала может показаться не самым удобным, но вы быстро к нему привыкните.
Как сделать оглавление в LibreOffice
При подготовке текстового документа в LibreOffice функция создания оглавления окажется очень полезной. Его можно поместить на первую страницу. В результате читателю будет намного проще ориентироваться в содержимом. По своей сути содержание – это ссылки на определенные подзаголовки в тексте.
В данной статье мы расскажем, как разметить заголовки и сделать автоматическое оглавление в LibreOffice Writer. Заодно разберемся с его изменением при появлении каких-либо ошибок.
Как сделать оглавление LibreOffice
Для вашего удобства весь процесс разделен на четыре больших этапа. Сначала идет разметка нужных заголовков, следующий шаг – вставка оглавления, например, в начало документа. Также мы упомянем про редактирование элемента и обновление при изменении заголовков.
1. Разметка заголовков
Для создания оглавления LibreOffice в редакторе LibreOffice Writer вам сначала нужно разметить заголовки. Как правило, это делается во время написания текстового документа. Если заголовки у вас уже есть, то данный шаг можно пропустить. В противном случае их следует указать.
Запустите программу и откройте нужный документ. Далее, выделите заголовок в начале статьи. Для выделения строки целиком можно три раза быстро кликнуть по ней левой кнопкой мыши.
С помощью выпадающего списка стилей (стрелочка в левом верхнем углу) выберите стиль Заголовок 1. Вместо него можно использовать Заглавие.
Аналогичным образом выделите графу с первым подзаголовком и установите для нее стиль Заголовок 2.
Если у вас есть какой-то подзаголовок внутри Заголовка 2, его следует разметить как Заголовок 3. По такому принципу разметьте весь документ.
2. Вставка оглавления
После того как все нужные заголовки будут отмечены внутри документа, можно переходить ко вставке оглавления. Поместите мигающий курсор в нужное место. При этом можно и не делать отступ строки, а просто поместить курсор в начало строки, например, в начало заголовка. А затем откройте меню Вставка на верхней панели. Переведите курсор мыши на графу Оглавление и указатели. А теперь кликните по пункту Оглавление, указатель или библиография.
Настройте все доступные параметры по своему усмотрению. Кликните по кнопке ОК для подтверждения.
Каждый пункт содержания – это ссылка на конкретный заголовок. Чтобы перейти по этой ссылке в LibreOffice, вам нужно зажать Ctrl на клавиатуре и кликнуть по пункту левой клавишей мыши.
А теперь более подробно изучим доступные опции для настройки:
С помощью опции Дополнительные стили вы можете вручную указать, какие еще стили будут включены в оглавление, но зачастую это не требуется.
Более детально настроить внешний вид блока с содержанием получится с помощью вкладок Элементы, Стили, Колонки и Фон. Теперь вы знаете как сделать оглавление LibreOffice.
3. Изменить оглавление
Если вы отключили пункт Защищено от изменений вручную, то каждую строку оглавления можно изменить вручную, выбрав другой шрифт, обводку, размер и т. д. Для быстрого перехода к редактированию содержимого кликните по элементу правой клавишей мыши и выберите пункт Правка оглавления.
В разделе Элементы можно детально отредактировать вид каждого уровня, пользуясь параметром Структура. Для всех пунктов есть краткое описание, которое появляется при наведении курсора мыши. Также по ним можно кликать, чтобы смотреть подробности.
Если вам нужно удалить оглавление, то кликните по нему ПКМ и выберите пункт Удалить указатель.
4. Обновление оглавления
При внесении изменений в документ и при редактировании заголовков содержание оглавление в LibreOffice Writer не поменяется. Его нужно обновлять вручную – такова специфика программы. Сделать это можно одним из двух способов.
Кликните правой кнопкой мыши по элементу с содержанием и выберите пункт Update Index.
Вызовите меню Сервис, переведите курсор мыши на пункт Обновить и в выпадающем списке выберите Обновить все.
Выводы
В этой статье мы рассмотрели как сделать оглавление в LibreOffice Writer. Оглавление помогает быстрее ориентироваться по содержимому документа. Для его создания в LibreOffice Writer предусмотрена специальная функция с гибкими настройками. Главный ее недостаток – отсутствие автоматического обновления оглавления.
Оглавление в LibreOffice Writer
В этой статье хотелось бы рассказать о нюансах создания и редактирования оглавления в LibreOffice Writer — штуке удобной и часто обязательной в исследовательских, курсовых и дипломных работах.
Для начала нам понадобиться текст, разделённый на озаглавленные части. Самый простой вариант — стихи. Возьмём, например, четверостишия Агнии Барто из цикла «Игрушки». Скопируем и вставим их в новый документ (напомню, что, чтобы создать его, нужно просто щёлкнуть по ярлыку Writer или выбрать пункт Создать: Документ Writer на стартовом экране пакета):
До какого-то момента я, к своему стыду, делала оглавление следующим образом: набираешь или копируешь нужный заголовок, добавляешь к нему номер страницы и выравниваешь расстояние между ними точками. О, это долгое и бестолковое занятие, особенно, если документ нужно было сдать «вчера». Поэтому призываю вас один раз разобраться с автоматическим оглавлением, существенно облегчив себе дальнейшую жизнь 🙂
Сохраним документ и приступим к созданию оглавления. Самый простой путь в данном случае — использовать стили. По сути стиль — это шаблон настроек шрифта, который позволяет быстро применить их к нужному фрагменту текста. Назначим стили в нашем документе: для этого будем выделять нужный заголовок и выбирать нужный стиль в выпадающем списке на панели инструментов:
Из уважения к великой поэтессе вернём оригинальное название стиха и снова обновим оглавление.
Такое оглавление позволяет быстро переходить в определенное место документа: для этого достаточно щёлкнуть по нужному пункту с зажатой клавишей Ctrl.
При работе с оглавлением иногда бывает необходимо внести изменения вручную. Например, мы не хотим, чтобы строка «Агния Барто «Игрушки» отображалась как пункт в содержании, а хотим сделать её заголовком. Для этого нужно разрешить редактирование вручную (по умолчанию это запрещено).
Щёлкнем правой кнопкой мыши по оглавлению, выберем пункт контекстного меню Править оглавление/указатель и снимем флажок Защищено от изменений вручную на вкладке Вид. Теперь мы сможем удалить этот пункт и перенести заголовок в начало документа. При этом содержание мы вырезали и вставили между заголовком и основным текстом:
Отметим, что при перемещении содержание «потеряло» серый фон и теперь его нельзя будет отредактировать. Оно по-прежнему позволяет переходить к содержанию нужного пункта, но теперь для него недоступно обновление, изменение стилей и другие операции. Поэтому целесообразно переносить только финальный вариант оглавления.
На этом закончим. В данной статье мы рассмотрели основные приёмы работы с оглавлением в LibreOffice Writer. Однако, если у вас остались вопросы по данной теме, вы можете задать их в комментариях или на нашем форуме. Мы постараемся оперативно на них ответить 🙂
Создаём оглавление документа в LibreOffice
Использовать буду регулярные выражения. То, чему не учат на уроках информатики в юридических ВУЗах, а зря.
Как видно из заголовка, я буду использовать программу LibreOffice Writer. Полагаю, в OpenOffice все описанные приёмы также будут работать.
Что такое «регулярные выражения»? Если по-простому: это поиск не точного текста в документе, а любых фрагментов, которые удовлетворяют заданным условиям.
Алгоритм действий будет примерно такой:
Для начала нужно узнать, из каких структурных элементов состоит текст. В качестве примера возьмём Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции». Видим, что состоит он только из статей (ни глав, ни разделов, ни чего-то ещё).
Смотрим на название статей и думаем, какую можно создать «маску» для поиска. Видим, что все статьи имеют следующий вид: «Статья НОМЕР ТОЧКА КАКОЙТОТЕКСТ».
Пояснения:
Заголовок начинается со слова «Статья».
После этого слова идёт пробел. Чтобы LibreOffice этот пробел воспринимал не как регулярное выражение, а именно как пробел, непосредственно перед ним ставим обратный слэш.
После пробела идёт номер статьи. Как правило, это цифры. За поиск цифр отвечает регулярное выражение [:digit:]. Однако редко приходится работать с законами, количество статей в которых не превышает 9. Поэтому, чтобы показать программе, что в номере статьи может быть более одной цифры, после [:digit:] надо поставить звёздочку.
После номера статьи идёт точка. Опять же, чтобы она не воспринималась как регулярное выражение, ставим перед ней обратный слэш.
Далее идёт пробел. Про обратный слэш вы уже знаете или должны знать.
Далее идёт текст. Точка без обратного слэша воспринимается как любой символ «кроме разрыва строки или конца абзаца» (см. подробнее: https://help.libreoffice.org/Common/List_of_Regular_Expressions/ru). Однако, как говорилось выше (п. 2), поскольку название статьи, скорее всего, состоит из более чем одного символа, после точки следует поставить звёздочку.
Не забываем поставить флажок «Регулярные выражения» в окне «Поиск и замена».
После нажатия кнопки «Найти» будут найдены и выделены все заголовки статей. Закрываем окно «Найти и заменить», и, не снимая выделения, делаем с этими заголовками всё, что пожелаем (выделяем жирным, меняем цвет, присваиваем свойства заголовков и т.п.).
На этом можно было бы закончить, если бы не одно «но»: LibreOffice найдёт почти все статьи, кроме тех, в номерах которых есть точки (например, в упомянутом выше 273-ФЗ после статьи 7 идёт статья 7.1). Чтобы такие заголовки тоже находились, нужно использовать несколько иной шаблон:
Вот, теперь, кажется, ничего не потерялось.
P.S. Сам я пользовался этим способом бесчисленное множество раз и, буду надеяться, кому-то из прочитавших сиё информация тоже будет полезна.
В заключение дам ссылку на видео, в котором демонстрируется всё то, что было описано выше (начиная с 01:18).
Практическая работа создание оглавления средствами LibreOffice
Столичный центр образовательных технологий г. Москва
Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца
от 3 170 руб. 1900 руб.
Количество часов 300 ч. / 600 ч.
Успеть записаться со скидкой
Форма обучения дистанционная
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ prakt_rab_LibreOffice.doc
Практическая работа создание оглавления средствами LibreOffice .
Тип урока: комбинированный.
Цель : создание оглавления готового текста – учебник по HTML с использованием основного меню и ранее изученных навыков форматирования абзацев и символов.
· повторить основные функции, предназначение текстового редактора, приемы редактирования и форматирования документа,
· выполнить практическую работу “Создание оглавления в текстовом документе”,
· оценить полученные работы с точки зрения технологии создания оглавления в текстовом документе, а так же с точки зрения пригодности в использовании при написании реферата.
Оборудование, ПО и наглядность:
· компьютеры учеников, учителя, локальная сеть, проектор, интерактивная маркерная доска, маркерная доска, меловая доска,
· Windows(операционная система), Libre Office. Org Writer(текстовый редактор),
· документ, содержащий учебник по HTML /
1. Организационный момент, целеполагание (1-2 мин.)
2. Актуализация знаний. (2 мин.)
3. Изложение нового материала (10 мин.)
4. Практическая работа (20 мин.)
5. Экспертиза работ (5-7 мин.)
6. Подведение итогов. (1-2 мин.)
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Актуализация знаний.
На данном занятии мы продолжим знакомиться с видами свободного программного обеспечения и его функциями на сайте дистанционного обучения.
Для обработки текстовой информации на компьютере используются текстовые редакторы, которые позволяют создавать, редактировать, форматировать, сохранять и распечатывать документы.
Простейшие текстовые редакторы (например, стандартное приложение Блокнот) позволяют редактировать текст, а также выполнять простейшее форматирование.
Рассмотрим пример создания информационной системы с помощью текстового процессора Libre Office. Требуется создать оглавление к Учебнику по HTML
Текстовый редактор Libre Office.org Writer умеет составлять содержание документа, а затем обновлять его, если в тексте происходят изменения. Чтобы сделать содержание, программа должна знать, какие части текста относятся к заголовкам. Если вы просто увеличите шрифт своего заголовка, сделаете его полужирным, выравняете по центру, то для человека этого будет достаточно чтобы понять, что этот кусок текста – заголовок.
1. Сохраните текстовый документ для редактора LibreOffice.Writer в файле Текстовые структуры данных 1 в личной папке на рабочем столе и откройте его.
Файл для LibreOffice.Writer (гиперссылка на файл, расположенный на сайте дистанционного обучения)
· выполнить команду стиль —> заголовок 1
3. Названия подглав формируем как заголовки второго уровня.
4. Нумеруем страницы:
· Вставка —> Нижний колонтитул
· Вставка —> Поля —> Номер страницы
5. Создаём оглавление:
· установить курсор туда, где будет находиться оглавление (самое начало документа)
· Вставка > Оглавление и указатели > Оглавление и указатели
· Снимите метку с пункта «Защищено от изменений вручную»
6. Откройте окно редактирования оглавления (через контекстное меню или выполнить команды:Вставка —> Оглавление и указатели —> Оглавление и указатели).
7. На вкладке Элементы окна редактирования оглавления установите (рис. 6):
1) уровень заголовка для гиперссылок;
2) поставьте курсор перед Элементом;
3) нажмите кнопку Гиперссылка;
4) поставьте курсор после Элемента (рис. 7);
5) нажмите кнопку Гиперссылка
7) Данные действия повторить для уровня 2 (рис.8).
Как пользоваться LibreOffice
В операционных системах семейства Linux основным пакетом для создания и редактирования различных документов является LibreOffice. В отличие от Microsoft Office данный продукт является полностью бесплатным, но ничем не ограничивается в возможностях. Давайте разберемся, как пользоваться LibreOffice, и насколько в целом удобен данный программный пакет?
Установка LibreOffice
LibreOffice – это совершенно бесплатный пакет офисных программ, в который выходит множество продуктов, предназначенных для создания текстовых документов, таблиц, презентация и многого другого. Программа работает с собственным типом файлов, но полностью совместима с файлами от Microsoft Office.
LibreOffice Writer является прямым аналогом Microsoft Word, что значительно облегчает переход пользователей с одной системы на другую, особенно если вы привыкли к версии от 2003 года, которая до сих пор используется в некоторых учебных учреждениях и на предприятиях.
LibreOffice Writer входит в стандартный набор программ большинства дистрибутивов Linux и поставляется вместе с Ubuntu, xUbuntu и многими другими. Все необходимые пакеты находятся в стандартных репозиториях, и если у вас все же офиса на компьютере нет, тогда необходимо открыть терминал и ввести:
sudo apt-get install libreoffice
Подтвердите установку программы и дождитесь скачивания всех необходимых пакетов.
LibreOffice доступна также на ОС Windows, а найти установщик можно на официальном сайте: http://libreoffice.org/download
Процесс установки LibreOffice в Windows ничем не отличается от других программ — запустите установщик, отметьте пакеты, которыми вы будете пользоваться, нажмите несколько раз кнопку «Далее» и можете приступать к использованию комплекта ПО.
Как выглядит программа?
Внешне LibreOffice сильно напоминает Microsoft Word До 2007 года выпуска:
У пользователей Linux с оболочками Unity и Gnome, панель меню встраивается в интерфейс и появляется при появлении курсора.
Само меню управления довольно стандартное, здесь вы найдете привычные пункты: файл, правка, сервис, вид, стили, формат и многое другое, чем вы будете пользоваться в процессе создания документов.
Основы форматирования и выделения
LibreOffice изначально использует собственные стили форматирования, которые восстанавливаются при создании нового документа. Для изменения настроек необходимо воспользоваться пунктом меню «Формат» и произвести конфигурацию, например, на вкладке «Абзац». Перед вами появится окно с текущими настройками документа, которые легко изменить.
Здесь вы можете задать высоту строк, добавить обрамление, выбрать прозрачность и настроить многие другие параметры. Если вы хотите произвести смену тех же интервалов уже в готовом документе, тогда выделите нужный отрезок документа при помощи стандартных комбинаций клавиш, и только тогда производите все необходимые операции.
В правой части главного окна есть окно с предустановленными и пользовательскими стилями форматирования.
Пользователь может редактировать уже готовые стили, а также создавать свои собственные.
Если вам не хочется менять настройки документа после каждого запуска, тогда можно заранее задать все настройки и указать программе, что вы хотите использовать их по умолчанию. Для этого перейдите в меню «Файл», выберите пункт «Шаблоны» и нажмите «Сохранить как шаблон».
Далее, перед вами появится окно управления шаблоном, где вам нужно выбрать сохраненные предустановки и нажать кнопку «Сделать основным». Теперь, после каждого запуска LibreOffice Writer, программа будет запускать конкретно ваши предустановки.
Как работать с титульными листами?
С титульными листами чаще всего приходится сталкиваться студентам, ученикам и абитуриентам при создании дипломных, курсовых, самостоятельных работ и рефератов. При их создании чаще всего используются следующие функции:
Независимо от учебного учреждения или организации, существуют общие правила. Сверху титульного листа указывается название учреждения, по центру — название и тип работ, по центру справа — имя студента/ученика/сотрудника, работавшего над проектам, а в левой нижней (или правой нижней части) — личные данные проверяющего.
Существует множество приемов для оформления листа, но основная задача — сделать все это так, чтобы в дальнейшем можно было легко отформатировать каждый пункт, не нарушая общую структуру документа.
Начинается работа всегда с оформления названия учреждения — нажмите Caps Lock, введите требуемое имя и начните новый абзац.
Если вы ввели все изначально строчными буквами — ничего страшного, выделите при помощи мыши или клавиатуры необходимый текст, после чего несколько раз нажмите SHIFT + F3, пока буквы не превратятся в прописные.
Чтобы переместить блок с вашими данными в правую часть, выделите необходимый текст и передвиньте ползунок верхней линейки вправо.
Если вы видите, что одно из слов находится не на нужной строке, сделайте перенос при помощи кнопок Shift + Enter. Данная комбинация оставит нужную часть текста в пределах абзаца, а значит, сохранится структурная целостность документа.
При редактировании таких блоков (добавлении или удалении слов), слова не будут произвольно прыгать, а также сохранятся стили отдельного абзаца.
Работа с заголовками и оглавлением
Для оформления заголовков в офисных документах недостаточно просто выделить нужную часть текста жирным и сделать шрифт побольше. Здесь необходимо использовать специальные стили, которые в дальнейшем позволят создавать оглавление в автоматическом режиме.
Представим себе документ, который состоит из трех заголовков, а один из них содержит в себе два подзаголовка. Заголовки отмечает специальным стилем, который так и называется «Заголовок 2», а подзаголовки «Заголовок 3». Сделать это можно также при помощи комбинаций клавиш Ctrl + 2 и Ctrl + 3 соответственно.
Далее, перейдем в пункт меню «Вставка», выбираем здесь «Оглавление и указатели», а в открывшемся меню выбираем «Оглавление, указатель или библиография. ». В этом окне вы можете дать название оглавлению, а также отредактировать необходимые настройки (уровень заголовков и многое другое).
По окончании установки параметров нажмите кнопку «Ок».
Конечно же, можно вручную прописывать каждый пункт, делать списки и проставлять ссылки, но редактирование всех элементов в случае смещения страницы или изменение названия займет в разы больше времени. Дальше поговорим о том, как работать в libreoffice и изображениями и диаграммами.
Как вставить изображения и диаграммы?
LibreOffice Writer поддерживает вставку диаграмм и изображений. Последние можно просто перетащить из файлового менеджера или вставить посредством меню «Вставка», используя пункт «Изображение».
После того, как вы вставите картинку, в панели инструментов появится дополнительное меню, посредством которого можно будет настроить отступы, обтекание, заливку фона и другие параметры медиафайла.
Чтобы добавить в документ диаграмму, также перейдите в меню «Вставка» и выберите пункт «Диаграмма». Перед вами сразу появится готовый элемент, но его необходимо будет отредактировать согласно той информации, которой вы хотите поделиться.
Для редактирования диаграммы нажмите на элемент правой кнопкой мыши и выберите один из нужных пунктов:
Также очень важны пункты «Формат области построения» и «Размер», которые позволят изменить положение графика в документы, а также определить ее внутренние рабочие области.
Вставка таблиц в документ
Диаграммы достаточно часто являются визуализацией информации, представленной в таблицах. Такой подход позволяет упросить понимание читателя относительно того или иного аспекта деятельности, особенно если необходимо понять динамику различных процессов.
Редактирование элементов таблицы может производиться как через меню, так и посредством дополнительной панели инструментов, которая располагается в нижней части рабочей области. Также многие основные операции можно производить посредством контекстного меню.
Библиография и списки литературы
Дальше рассмотрим как настроить LibreOffice для работы со списками литературы. В LibreOffice существует возможность автоматического создания списка использованной литературы. Для этого пользователям понадобится добавить соответствующие записи в базу данных библиографии:
При этом ссылки на литературу будут все также выглядеть в виде сокращений, указанных в базе данных. Чтобы перевести все это в привычную нумерацию, необходимо нажать правой кнопкой мыши на поле с источниками, выбрать пункт «Править оглавление или указатель», а в поле «Форматирование элементов» отметить флажком пункт «Число элементов». После этого наша библиография приведет привычный вид. Кстати, в этом же окне на разных вкладках вы можете задать все тонкости форматирования, согласно требованиям того или иного заведения.
Выводы
В этой статье мы рассмотрели как пользоваться Libreoffice, полноценным офисным пакетом, который может использоваться для создания самых различных документов. По своим возможностям он ничем не уступает платным аналогам, а в некоторых ситуациях даже превосходит их. А вы используете LibreOffice? Напишите в комментариях!
Оцените статью:
Об авторе
10 комментариев
Очень классная, и даже круче чем офис винды, для работы с документами все просто и понятно
Ну конечно очень классный LibreOffice, но только для домашнего пользования, так как 90% компаний работает на продуктах Microsoft и если с совместимостью Word еще куда ни шло, то в Excel уже начинаются проблемы, особенно в сложных документах. Поэтому не стал бы я им так восторгаться. Для студентов и домохозяек сойдет.
Поспорю в этом с вами. Возможно, мне не попадались сложные таблицы. Но за достаточное время работы проблем с совместимостью еще не возникало.
Готов поспорить, документ с расчётами контрольных карт Шухарта (сложные расчёты и графики) созданный в Exel открывается на ура, проблемы только с макросами, языки хоть и похожи, но не совместимы в части работы с ячейками и листами.
Уважаемый администратор! Напишите статью привязки Эл.почты к либрл офису
Было бы интересно услышать установку и настройку LibreOffice на owncloud.
Поработал в Либре, помучился, поплевался и перешел на WPS. И все проблемы исчезли.
Реагирует Миша Рыцаревъ: а еще иногда бывает так, что какой-либо документ, созданный под одной офисной программой- будет не очень совместим с другой (у меня например строки друг на друга налазили. У кого-то еще какие-либо проблемы с воспроизведением, говорят, в таких случаях могут быть). И в таких случаях выходом из положения может быть, чтобы поставить себе две разные офисные программы (а может быть и более двух). Не думаю, что «для полнаго счастья» их все необходимо себе ставить. Но какие из них следует прежде всего себе ставить?
И еще один вопрос по таким вещам: вот у меня убунта- если я текстовый документ создаю в ее текстовом редакторе, то под виндой он будет восприниматься, как файл неизвестнаго типа. Однако если вручную, принудительно его открыть виндовым «Офисом» или «Блокнотом»- а тогда уже откроется. А тогда как «научить» винду поуверенней понимать такие вещи? И заодно- текстовый документ (с разширением «txt»), созданный в винде под линуксом-то и распознается и открывается, да кодировка там бывает какая-то не та (с кракозябрами у меня там все отображается (а также и некоторые файлы, теги и в проигрывателе «VLC», в других проигрывателях)). Как и это исправить? И заодно вот у меня смартфон офисных документов вообще никаких не открывает. Я знаю, что для этого туда надо офисные программы ставить- есть они и под смартфоны. Но он у меня и старый и не «переварит» их. Но ведь ПО для открывания простых текстовых документов и виндовых и линуксовых гораздо легковесней, там оно уже пойдет, но я не знаю, как такое ПО под смартфоны называется, где его качать, чтобы туда поставить?
Как сделать содержание в OpenOffice Writer
Содержание (или оглавление) является неотъемлемой частью любого большого текстового документа OpenOffice Writer или MS Word. Чем больше документ, тем тяжелее в нем найти нужную информацию, ведь не всегда требуется читать все содержимое, а нужно лишь найти необходимую часть текста. Для этого и служит содержание, которое строится на основе заголовков и подзаголовков текста. Оно позволяет узнать страницу нужного раздела, а если еще и сделать пункты содержания в OpenOffice гиперссылками, то при нажатии на пункт документ автоматически перейдет в него. В этом тексте мы как раз и рассмотрим, как сделать оглавление в OpenOffice и правильно его настроить.
Шаг 1 — создание заголовков и подзаголовков
Оглавление в Опен Офис строится на основе находящихся в нем заголовков и подзаголовков. Когда вы читаете книги, то можете заметить, что вся литература делится на главы и подглавы — это и есть заголовки и подзаголовки. Нам по тому же принципу нужно построить документ. Получается, что мы делаем своеобразную книгу.
Создать заголовки и подзаголовки в OpenOffice Writer можно несколькими способам.
Самый простой и быстрый вариант с использованием комбинации клавиш Ctrl+ «цифра уровня заголовка». Например, заголовок первого уровня Ctrl+1, 2-го уровня — Ctrl+2, и так далее (OpenOffice Writer позволяет создать 10 уровней). Просто ставите курсор на строку текста, которую нужно сделать заголовком и жмете комбинацию клавиш с нужной цифрой. Таким способом нужно отформатировать весь документ, чтобы он имел четкую структуру с разными уровнями заголовков. Чем тщательней вы создадите структуру, тем легче будет ориентироваться по документу и тем подробнее будет построено оглавление в OpenOffice.
О том, что нужная строка стала заголовком вы узнаете по измененным стилям — изменится шрифт (он увеличится), текст станет более заметным.
Заголовки можно проставить и с помощью интерфейса Опен Офис. Нужно зайти в пункт меню «Форматы — стили» и в появившемся окне выбрать уровень заголовка.
1
2
Выбирайте тот способ, который вам понятнее и проще в исполнении. Но мы рекомендуем вам изучить комбинацию быстрых клавиш Ctrl+№.
Шаг 2 — создание оглавления в OpenOffice
Когда структура документ сделана и все заголовки с подзаголовками проставлены, можно сделать содержание в Опен Офис. Для этого кликаем на пункт меню «Вставка», далее «Оглавление и указатели» и еще раз «Оглавление и указатели».
В появившемся окне на вкладке «Вид» задаем название оглавления (например, оглавление, содержание, и т.д.), указываем «Защищено от изменений вручную», чтобы пункты нельзя было переименовать, и определяемся с областью отображения оглавления.
Очень интересная вкладка «Элементы», ведь именно на ней пункты в оглавлении можно сделать гиперссылками. Это нужно для того чтобы при нажатии на по ссылке с зажатой клавишей Ctrl OpenOffice сразу перенаправил вас в нужную часть документа.
Чтобы сделать все пункты содержания в OpenOffice гиперссылками, нужно в области перед Э# выбрать «Гиперссылка», и точно также повторить в области после Э. Далее нажать на «Все уровни».
Э# обозначает главы, а Э — место в тексте, соответствующее пункту оглавления.
Чтобы проверить работу гиперссылок, зажмите кнопку Ctrl и кликните мышью на любой пункт содержания. Вы должны оказаться в нужном месте документа OpenOffice Writer.
С помощью остальных вкладок настройки оглавления «стили, колонки, фон» вы можете настроить вывод оглавления в OpenOffice по своему вкусу. Увидеть изменения в реальном времени, как будет выглядеть содержание, вы сможете, если будет стоят галочка «Предварительный просмотр» в левом нижнем углу окна.
Видео-инструкция
Заключение
Надеемся, что вам стало понятно, как сделать содержание в OpenOffice и реализация оглавления у вас не составила труда, ведь это действительно очень легко. Всегда пользуйтесь этой функцией, не ленитесь, и читатели ваших книг, либо чего-то другого, всегда будут вам благодарны. Чтобы узнать другие полезные фишки по работе с OpenOffice, загляните в раздел нашего сайта «Инструкции».
Номер страницы
В программе Writer номер страницы представляет собой поле, которое можно вставить в текст.
Вставка номеров страниц
Однако при добавлении или удалении текста позиция этих полей изменяется. Поэтому рекомендуется вставлять поле номера страницы в заголовок или нижний колонтитул, имеющий соответствующую позицию и повторяющийся на каждой странице.
Начало с определенного номера страницы
Теперь требуются дополнительные элементы управления нумерацией страниц. Создаётся текстовый документ, который должен начинаться со страницы 12.
Щёлкните по первому абзацу документа.
Новый номер страницы является атрибутом первого абзаца страницы.
Форматирование стиля номеров страниц
В качестве номеров страниц требуется использовать римские цифры, например, i, ii, iii, iv и т.д.
Использование различных стилей номеров страниц
Для некоторых страниц требуется установить нумерацию римскими цифрами, причём при нумерации остальных страниц выбран другой стиль.
Может потребоваться использовать различные стили страниц в модуле Writer. Стиль первой страницы предполагает наличие нижнего колонтитула с полем номера страницы в формате римских цифр. Стиль следующей страницы предполагает наличие нижнего колонтитула с полем номера страницы в другом формате.
Оба стиля страниц должны быть разделены посредством разрыва страниц. В модуле Writer можно настроить вставку разрывов страниц автоматически или вручную.
For example, the «First Page» page style has «Default» as the next style. To see this, you may press Command+T F11 to open the Styles window, click the Page Styles icon, right-click the First Page entry. Choose Modify from the context menu. On the Organizer tab, you can see the «next style».
Вручную вставленный разрыв страниц может применяться с изменением стилей страницы или без него.
При нажатии CTRL+ВВОД разрыв страниц вставляется без изменения стилей.
Выбор зависит от документа: вставка разрыва страниц между стилями вручную или автоматическое изменение. Если другой стиль используется только для одного титульного листа, выберите автоматический метод:
Применение другого стиля к первой странице
Щёлкните по первой странице документа.
In the Styles window, click the Page Styles icon.
Дважды щёлкните по стилю «Первая страница».
Теперь для титульного листа установлен стиль «Первая страница», и для следующих страниц автоматически выбирается стиль «По умолчанию».
You can now for example insert a footer for the «Default» page style only, or insert footers in both page styles, but with differently formatted page number fields.
Применение изменения вставленного вручную стиля страницы
Щёлкните в начале первого абзаца страницы, для которой требуется изменить стиль.
Выбранный стиль страницы будет применён к текущему абзацу и до следующего разрыва страницы со стилем. Может потребоваться сначала создать новый стиль страницы.
Сочетания клавиш для LibreOffice Writer
Для быстрого выполнения обычных задач в LibreOffice можно пользоваться сочетаниями клавиш. В этом разделе перечислены стандартные сочетания клавиш для LibreOffice Writer.
Сочетания с функциональными клавишами для LibreOffice Writer
Выбор следующей врезки
Открытие представления источника данных
COMMAND CTRL +SHIFT+F5
Включение навигатора, переход к номеру страницы
Включение/выключение затенения полей
Дополнительный режим выделения
Режим выделения блока
COMMAND CTRL +SHIFT+F9
Обновление полей ввода и списков ввода
Включение/выключение непечатаемых символов
Включает/выключает окно Стили
Фокус переносится на поле Применить стиль
COMMAND CTRL +SHIFT+F11
Вставка или правка таблицы
COMMAND CTRL +SHIFT+F12
Сочетания клавиш для LibreOffice Writer
Выровнять по ширине
Выровнять по центру
COMMAND CTRL +SHIFT+P
Выровнять по левому краю
Выровнять по правому краю
COMMAND CTRL +SHIFT+B
Вернуть последнее действие
COMMAND CTRL +0 (нуль)
Применяет стиль абзаца Основной текст
Применить стиль абзаца «Заголовок 1»
Применить стиль абзаца «Заголовок 2»
Применить стиль абзаца «Заголовок 3»
Применить стиль абзаца «Заголовок 4»
Применить стиль абзаца «Заголовок 5»
Расчёт выделенного текста и копирование результата в буфер обмена.
COMMAND CTRL +ДЕФИС(-)
Мягкие переносы; переносы, настроенные вами.
COMMAND CTRL +SHIFT+МИНУС(-)
Неразрывные переносы (не используются для переносов)
Command CTRL +ЗВЁЗДОЧКА(*) на цифровой клавиатуре
Выполнение поля макроса
COMMAND CTRL +SHIFT+ПРОБЕЛ
Неразрывные пробелы. Неразрывные пробелы не применяются для расстановки переносов и не растягиваются при выравнивании текста по ширине.
Разрыв строки без начала нового абзаца
Жёсткий разрыв страницы
COMMAND CTRL +SHIFT+ВВОД
Разрыв колонки в тексте с несколькими колонками
Вставка нового абзаца без нумерации внутри списка. Не работает, когда курсор находится в конце списка.
Вставка нового абзаца непосредственно перед или после раздела, или перед таблицей.
Перемещение курсора влево
Перемещение курсора с выделением влево
OPTION CTRL +СТРЕЛКА ВЛЕВО
Переход к началу слова
OPTION CTRL +SHIFT+СТРЕЛКА ВЛЕВО
Выделение влево по словам
Перемещение курсора вправо
Перемещение курсора с выделением вправо
OPTION CTRL +СТРЕЛКА ВПРАВО
Перейти к началу следующего слова
OPTION CTRL +SHIFT+СТРЕЛКА ВПРАВО
Выделение вправо по словам
Перемещение курсора на одну строку вверх
Выделение строк вверх
Перемещение курсора к началу предыдущего абзаца.
OPTION CTRL +SHIFT+СТРЕЛКА ВВЕРХ
Выделение до начала абзаца. При следующем нажатии клавиши выделяется текст до начала предыдущего абзаца.
Перемещение курсора на одну строку вниз
Выделение строк вниз
OPTION CTRL +СТРЕЛКА ВНИЗ
Перемещение курсора к началу предыдущего абзаца.
OPTION CTRL +SHIFT+СТРЕЛКА ВНИЗ
Выделение до конца абзаца. При следующем нажатии клавиши выделяется текст до конца следующего абзаца.
COMMAND+СТРЕЛКА ВЛЕВО HOME
Переход к началу строки
COMMAND+СТРЕЛКА ВЛЕВО HOME +SHIFT
Переход с выделением к началу строки
COMMAND+СТРЕЛКА ВПРАВО END
Переход к концу строки
COMMAND+СТРЕЛКА ВПРАВО END +SHIFT
Переход с выделением к концу строки
COMMAND+СТРЕЛКА ВВЕРХ CTRL+HOME
Переход к началу документа
COMMAND+СТРЕЛКА ВВЕРХ CTRL+HOME +SHIFT
Переход с выделением к началу документа
COMMAND+СТРЕЛКА ВНИЗ CTRL+END
Переход к концу документа
COMMAND+СТРЕЛКА ВНИЗ CTRL+END +SHIFT
Переход с выделением к концу документа
COMMAND СTRL +PAGE UP
Переключение курсора между текстом и верхним колонтитулом
COMMAND СTRL +PAGE DOWN
Переключение курсора между текстом и нижним колонтитулом
Включение/выключение режима вставки
Прокрутка документа на экран вверх
Прокрутка документа на экран вверх с выделением
Прокрутка документа на экран вниз
Прокрутка документа на экран вниз с выделением
Удаление текста до конца слова
OPTION CTRL +BACKSPACE
Удаление текста до начала слова
В списке: удаление пустого абзаца перед текущим абзацем.
COMMAND+Fn+BACKSPACE CTRL+DEL +SHIFT
Удаление текста до конца предложения
COMMAND СTRL +SHIFT+BACKSPACE
Удаление текста до начала предложения
COMMAND СTRL +SHIFT+TAB
Использование предыдущего варианта автозавершения слов
COMMAND+OPTION CTRL+ALT +SHIFT+V
Вставка неформатированного текста из буфера обмена.
COMMAND СTRL + двойной щелчок или COMMAND СTRL +SHIFT+F10
Используйте эту комбинацию, чтобы быстро закрепить или отстыковать окно «Навигатор», «Стили» или другие окна.
Сочетания клавиш для абзацев и уровней заголовков
COMMAND+OPTION CTRL+ALT +СТРЕЛКА ВВЕРХ
Перемещение активного абзаца или выделенных абзацев на один абзац вверх.
COMMAND+OPTION CTRL+ALT +СТРЕЛКА ВНИЗ
Перемещение активного абзаца или выделенных абзацев на один абзац вниз.
Перемещение заголовка в формате «Заголовок Х» (Х = 1-9) вниз на один уровень в структуре.
Перемещение заголовка в формате «Заголовок Х» (Х = 2-10) вверх на один уровень в структуре.
В начале заголовка: вставка позиции табуляции. В зависимости от используемого диспетчера окон вместо этого можно применять клавиши OPTION ALT +TAB.
Чтобы изменить уровень заголовка с клавиатуры, сначала поместите курсор перед заголовком.
Сочетания клавиш для таблиц в LibreOffice Writer
Если активная ячейка пуста, выделяется вся таблица. Если нет, то выделяется содержимое активной ячейки. При повторном нажатии выделяется вся таблица.
Если активная ячейка пуста, осуществляется переход в начало таблицы. Если нет, то при первом нажатии осуществляется переход в начало активной ячейки, при втором — в начало текущей таблицы, при третьем — в начало документа.
Если активная ячейка пуста, осуществляется переход к концу таблицы. Если нет, то при первом нажатии осуществляется переход в конец активной ячейки, при втором — в конец текущей таблицы, при третьем — в конец документа.
Вставка позиции табуляции (только в таблицах). В зависимости от используемого диспетчера окон вместо этого можно применять клавиши OPTION ALT +TAB.
OPTION ALT +клавиши со стрелками
Увеличение/уменьшение размера столбца/строки с правого/нижнего края ячейки
OPTION ALT +SHIFT+клавиши со стрелками
Увеличение/уменьшение размера столбца/строки с левого/верхнего края ячейки
OPTION+COMMAND ALT+CTRL +клавиши со стрелками
OPTION+COMMAND CTRL+ALT +SHIFT+клавиши со стрелками
COMMAND СTRL +SHIFT+T
Удаление защиты ячеек во всех выделенных таблицах. Если не выделена ни одна таблица, защита ячеек снимается во всех таблицах документа.
SHIFT+ COMMAND СTRL +DEL
Если выделена не вся ячейка, то удаляется текст от курсора до конца текущего предложения. Если курсор установлен на конце ячейки, и выделена не вся ячейка, удаляется содержимое следующей ячейки.
Если не выбрана целая ячейка и курсор находится в конце таблицы, абзац, следующий за таблицей, будет удален, если только он не является последним абзацем в документе.
При выборе одной или нескольких ячеек удаляются целые строки, содержащие эти ячейки. При полном или частичном выборе всех строк удаляется вся таблица.
Сочетания клавиш для перемещения и изменения размера врезок, графических и других объектов
Если курсор находится внутри врезки, а текст не выделен, клавиша ESC выделяет врезку.
Если врезка выделена, клавиша ESC убирает курсор из врезки.
F2 или ВВОД или любая клавиша, вызывающая появление символа на экране
Если врезка выделена, то курсор помещается в конец текста во врезке. Если нажимаетcя любая клавиша, вызывающая появление символа на экране, а документ находится в режиме редактирования, символ будет добавлен к тексту.
OPTION ALT +клавиши со стрелками
OPTION+COMMAND ALT+CTRL +клавиши со стрелками
Изменение размера путём перемещения правого нижнего угла.
OPTION+COMMAND ALT+CTRL +SHIFT+клавиши со стрелками
Изменение размера путём перемещения левого верхнего угла.
Выделение привязки объекта (в режиме изменения геометрии).
Источники информации:
- http://timeweb.com/ru/community/articles/kak-polzovatsya-libreoffice
- http://losst.ru/kak-sdelat-oglavlenie-v-libreoffice
- http://libreoffice.su/writer/oglavlenie-libreoffice-writer.html
- http://zakon.ru/blog/2014/10/17/sozdayom_oglavlenie_dokumenta_v_libreoffice
- http://infourok.ru/prakticheskaya_rabota_sozdanie_oglavleniya_sredstvami_libreoffice-158071.htm
- http://losst.ru/kak-polzovatsya-libreoffice
- http://openoffice-pc.ru/kak-sdelat-soderzhanie.html
- http://help.libreoffice.org/6.4/ru/text/swriter/guide/pagenumbers.html?&DbPAR=WRITER&System=WIN
- http://help.libreoffice.org/6.3/ru/text/swriter/04/01020000.html