Как сделать намерение на пост в месяц зуль хиджа
Как сделать намерение на пост в месяц зуль хиджа
Пост в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа | Видео
Благословенный месяц Зуль-Хиджа является одним из самых высокочтимых месяцев для мусульман. Также этот месяц является одним из четырёх запретных месяцев, в течение которых Всевышний Аллах запретил войны. Особенно ценными в этом месяце являются первые десять дней.
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Наидостойнейшими днями этого мира являются первые десять дней месяца Зуль-Хиджа». (Аль-Баззар)
Хафиз Ибн Хаджар Аль-Аскаляни в книге «Фатх Аль-Бари» в комментарии к этому хадису сказал:
«Очевидно, что причина предпочтения первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа заключается в объединении самых значимых обрядов поклонения в эти дни. Этими поклонениями являются: намаз (праздничный намаз), пост, садакъа (жертвоприношение), хадж, чего не встретишь в другие дни».
Поэтому благие деяния, совершенные в первые десять дней этого месяца, имеют особую ценность, и за эти деяния человек получает большое вознаграждение.
Учёные считают желательным соблюдать пост первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, ибо от Хафсы (да будет доволен ею Аллах) передаётся:
أربع لم يكن يدعهن رسول الله صلى الله عليه وسلم، عاشوراء، والعشر، وثلاثة أيام من كل شهر، والركعتين قبل الغداة
«Четыре деяния не оставлял Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – пост в день Ашура, пост в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, пост три дня в каждый месяц и двухракаатный суннат-намаз перед утренним намазом». (Имам Ахмад, Ан-Насаи)
Слова Хафсы (да будет доволен ею Аллах) «десять дней…» подразумевают первые девять дней месяца Зуль-Хиджа, ибо держать пост в десятый день, то есть в Курбан Байрам и последующие три дня является запретным.
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
ما من أيام أحب إلى الله أن يتعبد له فيها من عشر ذي الحجة، يعدل صيام كل يوم منها بصيام سنة وقيام كل ليلة منها بقيام ليلة القدر
«Самыми любимыми для Всевышнего Аллаха днями для совершения благих деяний перед Аллахом являются десять дней (имеются в виду первые десять дней месяца Зуль-Хиджа). Вознаграждение за соблюдение поста в каждый из этих дней приравнивается к награде за соблюдение поста за целый год, а оживление поклонениями каждой из этих ночей приравнивается к оживлению ночи предопределения (Лайлатуль Кадр)». (Тирмизи, Ибн Маджа)
Исходя из этого хадиса, некоторые учёные посчитали, что вознаграждение за благие деяния в эти дни превосходит даже награду ночи предопределения (Лайлатуль Кадр)
В эти десять дней также входит и девятый день месяца Зуль-Хиджа – день Арафа, и соблюдение поста в этот день является самым предпочтительным из всех этих дней.
Вознаграждение за пост в день Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет, то есть тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет – предыдущего и последующего.
От Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
صِيامُ يومِ عَرَفَةَ ، إِنِّي أحْتَسِبُ على اللهِ أنْ يُكَفِّرَ السنَةَ التي قَبلَهُ ، و السنَةَ التي بَعدَهُ ، و صِيامُ يومِ عاشُوراءَ ، إِنِّي أحْتَسِبُ على اللهِ أنْ يُكَفِّرَ السنَةَ التِي قَبْلَهُ
«Я надеюсь, что Аллах по причине поста в день Арафа простит (постящемуся) грехи прошлого года и года наступающего. И по причине поста в день Ашура простит (постящемуся) грехи прошлого года». (Муслим)
Однако тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, для того чтобы иметь силу при мольбе и поклонении на горе Арафат. Совершающим хадж предписано разговляться в этот день, согласно хадису, в котором ‘Икрима (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды он зашел к Абу Хурайре (да будет доволен им Аллах) и спросил его о посте в день Арафа для людей, совершающих хадж, и он ответил:
نَهَى رسولُ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عليهِ وسلَّمَ عن صَومِ يومِ عرفةَ بعرفاتٍ
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал соблюдать пост в день ‘Арафа тем, кто находится на Арафате (то есть паломникам, совершающим хадж)». (Имам Ахмад, Бухари, Абу Дауд)
Из вышеприведенного нам стало известно о высокой награде, которую получает человек за соблюдение поста и другие благие деяния, совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. Поэтому всем нам следует не упускать возможности заслужить прощение Аллаха и усердствовать в поклонении в эти благословенные дни.
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Зуль-хиджа. День ‘Арафа
«Поистине, число месяцев у Аллаха (Бога, Господа) — двенадцать, в Его Книге (Законе) [в этом мироздании Он сделал их именно двенадцать]. И это с того дня, как сотворил Он небеса и землю. Из них — четыре запретных (священных)» (см. Св. Коран, 9:36).
В Исламе есть четыре священных месяца по лунному календарю — Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, Мухаррам и Раджаб. Двенадцатый месяц календаря — Зуль-хиджа. В этом месяце особо значимы для верующего первые десять дней (десять ночей) и среди них 9-й день — день ‘Арафа, за которым следует праздник жертвоприношения — ‘Идуль-адха, или Курбан-байрам. В первые десять дней Зуль-хиджа мусульмане со всего мира устремляются к Священной Каабе, чтобы совершить хадж (паломничество). В Коране сказано:
«Все эти [ритуалы хаджа] для того, чтобы (1) получили они [люди, совершающие паломничество] с этого пользу [как мирскую, ведя параллельно торговые дела, знакомясь с новыми людьми, так и вечную, совершая пред Господом соответствующие ритуалы на этой святой земле], (2) чтобы упоминали Аллаха (Бога, Господа) в известные дни [под этими днями подразумеваются либо десять дней месяца Зуль-хиджа, либо день ‘Арафа, либо четыре праздничных дня Курбан-байрама], (3) [поблагодарили Его и] за то, что дал им жертвенных животных (упоминали Его имя при заклании их), мясом которых они сами питаются и в обязательном порядке угощают нищих» (Св. Коран, 22:28).
Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: за ночь до праздника Курбан-байрам (то есть в ночь с 9-го на 10-е месяца Зуль-хиджа) и десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа). «Клянусь рассветом (зарею)! Клянусь [первыми] десятью ночами [месяца Зуль-хиджа] [1]!» (Св. Коран, 89:1, 2), — говорит Господь миров в Коране, подчеркивая особенность этих ночей.
Дополнительный пост в Зуль-хиджа
В мусульманской традиции практикуются дополнительные дни поста, например пост в день ‘Арафа (9-й день месяца Зуль-хиджа) [2]. Можно поститься и все первые девять [3] дней месяца Зуль-хиджа [4], но соблюдение поста в эти дни возможно в качестве дополнительной формы поклонения Творцу (как одно из дополнительных добрых дел), канонической необходимости в этом нет [5]. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша сказала: «Я никогда не видела, чтобы пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) постился первые дни (первые десять дней) [6] месяца Зуль-хиджа [перед Курбан-байрамом]» [7].
«Самые любимые Богом благодеяния. »
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Самые любимые Богом благодеяния — это те, что совершаются людьми в первые десять дней месяца Зуль-хиджа». У Него спросили: «[Они более любимы Богом и вознаграждаемы, чем] даже когда человек самоотверженно усердствует на Божьем пути (рискует собственной жизнью во благо и процветание других) [например, защищая свою Родину от иноземных вероломных захватчиков]?!» Он (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Да, более любимо, чем это. За исключением случая, когда человек выходит на Божьем пути [например, защищать Родину или приобретать знания на чужбине либо помогать тем, кто нуждается в его профессиональной помощи где-то далеко от родных земель] и в итоге отдает всего себя, а также тратит все свое богатство на благо и процветание других, все без остатка» [8].
Пост в день ‘Арафа
«Пост в день ‘Арафа [в 9-й день месяца Зуль-хиджа] способствует прощению грехов за два года, прошедший и будущий» [9], — сказал пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). То есть воздаяние от Бога за него столь значимо, что может искупить прегрешения двух лет, явится причиной искупления и Божьего прощения. Имам ан-Навави комментировал: «В первую очередь компенсируются малые прегрешения. Если таковых нет, тогда — большие грехи. Если и их нет, тогда человек будет поднят на более высокие уровни (праведности и благочестия пред Богом, а после Судного Дня — на более высокие уровни в Раю)» [10]. Но для совершающих хадж (паломничество) соблюдение поста в день ‘Арафа крайне нежелательно. В хадисе упомянут даже запрет для совершающих хадж: «Пророк запретил соблюдение поста в день ‘Арафа для стоящих на ‘Арафате» [11]. Все же, учитывая ряд аспектов, богословы говорят о нежелательности (макрух) [12]. «Нет дня, сравнимого с днем ‘Арафа по количеству людей, освобождаемых Богом от адского наказания» [13], — как гласит хадис Пророка. Если и есть для кого вероятность за слова, дела или поступки оказаться, пусть даже на некоторое время, в Аду, молитвы и благодеяния, совершаемые человеком в день ‘Арафа, во взаимосвязи со знанием Бога о том, что человек и дальше до конца жизни будет следовать пути веры и благочестия, могут явить Божьей милостью чудесный результат — человек окончательно и бесповоротно будет вычеркнут из списка тех, кто может оказаться в Аду! Милость Творца безгранична, но от нас требуется ежедневная самоотдача и самодисциплина в благом и праведном, на пользу себе, близким и людям вообще.
Во время праздника Курбан-байрам является желательным (сунна) возвеличивать и восхвалять Всевышнего на протяжении всех четырех праздничных дней после каждой обязательной молитвы, особенно если верующие совершают очередную обязательную молитву сообща. Первым намазом, после которого произносятся такбиры, является утренняя молитва (Фаджр) девятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть день ‘Арафа, и так до двадцать третьей молитвы, то есть послеполуденной (‘Аср) молитвы четвертого праздничного дня. Возвеличивание Господа перед праздничной молитвой (по дороге в мечеть или в ожидании молитвы уже в мечети) желательно как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам. Наиболее распространенной является следующая форма восхваления: Транслитерация: «Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».
Перевод: «Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление»[14]. В Коране говорится:
«Упоминайте Аллаха (Бога, Господа) в определенные (установленные) дни [в дни праздника Курбан-байрам: 10, 11, 12 и 13 числа месяца Зуль-хиджа [15]. Уделите данному деянию (восхвалению Творца после обязательных молитв-намазов, да и не только) особое внимание]» (см. Св. Коран, 2:203) [16].
Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала заклания. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы» [17]. Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух). Но, если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Канонически, нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости [18].
Пост в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа
Благословенный месяц Зуль-Хиджа является одним из самых высокочтимых месяцев для мусульман. Также этот месяц является одним из четырёх запретных месяцев, в течение которых Всевышний Аллах запретил войны. Особенно ценными в этом месяце являются первые десять дней.
От Джабира (радыяллаху ‘анху) передаётся, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллам) сказал:
«Наидостойнейшими днями этого мира являются первые десять дней месяца Зуль-Хиджа». (Аль-Баззар)
Хафиз Ибн Хаджар Аль-Аскаляни в книге «Фатх Аль-Бари» в комментарии к этому хадису сказал:
«Очевидно, что причина предпочтения первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа заключается в объединении самых значимых обрядов поклонения в эти дни. Этими полонениями являются: намаз (праздничный намаз), пост, садакъа (жертвоприношение), хадж, чего не встретишь в другие дни».
Поэтому благие деяния, совершенные в первые десять дней этого месяца, имеют особую ценность, и за эти деяния человек получает большое вознаграждение.
Учёные считают желательным соблюдать пост первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, ибо от Хафсы (радыяллаху ‘анха) передаётся:
أربع لم يكن يدعهن رسول الله صلى الله عليه وسلم، عاشوراء، والعشر، وثلاثة أيام من كل شهر، والركعتين قبل الغداة
«Четыре деяния не оставлял Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам) – пост в день Ашура, пост в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, пост три дня в каждый месяц и двухракаатный суннат-намаз перед утренним намазом». (Имам Ахмад, Ан-Насаи)
Слова Хафсы (радыяллаху ‘анха) «десять дней…» подразумевают первые девять дней месяца Зуль-Хиджа, ибо держать пост в десятый день, то есть в Курбан Байрам и последующие три дня является запретным.
Также от Абу Хурайры (радыяллаху ‘анху) передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам) сказал:
ما من أيام أحب إلى الله أن يتعبد له فيها من عشر ذي الحجة، يعدل صيام كل يوم منها بصيام سنة وقيام كل ليلة منها بقيام ليلة القدر
«Самыми любимыми для Всевышнего Аллаха днями для совершения благих деяний перед Аллахом являются десять дней (имеются в виду первые десять дней месяца Зуль-Хиджа). Вознаграждение за соблюдение поста в каждый из этих дней приравнивается к награде за соблюдение поста за целый год, а оживление поклонениями каждой из этих ночей приравнивается к оживлению ночи предопределения (Ляйлятуль Кадр)». (Тирмизи, Ибн Маджа)
Исходя из этого хадиса, некоторые учёные посчитали, что вознаграждение за благие деяния в эти дни превосходит даже награду ночи предопределения (Ляйлятуль Кадр)
В эти десять дней также входит и девятый день месяца Зуль-Хиджа – день Арафа, и соблюдение поста в этот день является самым предпочтительным из всех этих дней.
Вознаграждение за пост в день Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет, то есть тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет – предыдущего и последующего.
От Абу Къатады (радыяллаху ‘анху) передаётся, что Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам) сказал:
صِيامُ يومِ عَرَفَةَ ، إِنِّي أحْتَسِبُ على اللهِ أنْ يُكَفِّرَ السنَةَ التي قَبلَهُ ، و السنَةَ التي بَعدَهُ ، و صِيامُ يومِ عاشُوراءَ ، إِنِّي أحْتَسِبُ على اللهِ أنْ يُكَفِّرَ السنَةَ التِي قَبْلَهُ
«Я надеюсь, что Аллах по причине поста в день Арафа простит (постящемуся) грехи прошлого года и года наступающего. И по причине поста в день Ашура простит (постящемуся) грехи прошлого года». (Муслим)
Однако тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, для того чтобы иметь силу при мольбе и поклонении на горе Арафат. Совершающим хадж предписано разговляться в этот день, согласно хадису, в котором ‘Икрима (радыяллаху ‘анху) рассказывал, что однажды он зашел к Абу Хурайре (радыяллаху ‘анху) и спросил его о посте в день Арафа для людей, совершающих хадж, и он ответил:
نَهَى رسولُ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عليهِ وسلَّمَ عن صَومِ يومِ عرفةَ بعرفاتٍ
«Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам) запрещал соблюдать пост в день ‘Арафа тем, кто находится на Арафате (то есть паломникам, совершающим хадж)». (Имам Ахмад, Бухари, Абу Дауд)
Из вышеприведенного нам стало известно о высокой награде, которую получает человек за соблюдение поста и другие благие деяния, совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. Поэтому всем нам следует не упускать возможности заслужить прощение Аллаха и усердствовать в поклонении в эти благословенные дни.
Зуль-хиджа — последний, 12 месяц мусульманского лунного календаря, который в 2022 году начинается после захода солнца 29 июня на 30 июня, Особенно важно держать пост в день Арафа, который наступает 9-го числа месяца Зуль-Хиджа (8 июля, пятница). После месяца Зуль-хиджа наступит новый месяц — Мухаррам, который станет началом 1444 года по календарю хиджры.
Как провести месяц Зуль-хиджа
Милость Аллаха безгранична и Аллах по Своей милости предопределил такие периоды времени, когда прощаются все грехи и когда каждое благое дело мусульманина вознаграждается в разы больше, чем совершенное в любое другое время. Эти дни более любимы Аллахом, чем любые другие. Когда Он дает нам шанс стать еще ближе к Аллаху, снискать Его прощение и избавиться от своих недостатков. Дни эти настолько велики, что Аллах лично клянется ими в Коране:
«Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами!». (сура аль-Фаджр, аят 1-2)
Ибн Касир сказал со слов Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Десять дней – это дни праздника жертвоприношения. Нечетный – это день стояния на Арафате, а четный – это день жертвоприношения».
Только представьте, насколько удивительны эти дни! Но что же выделяет их из всех прочих? Ибн Хаджар написал в «Фатх аль-Бари»: «Самая очевидная причина того, что десять дней месяца Зуль-хиджа были отмечены особенно, это то, что в эти десять дней объединяются самые значимые виды поклонения: молитва, пост, саадака и хадж. Ни в какие другие периоды эти великие дела не сочетаются».
Существует пять простых благодеяний, которые помогут увеличить нашу награду в эти благословенные дни месяца Зуль-хиджа:
Молитва ад-Духа
Молитва ад-Духа имеет огромную ценность в Исламе. Время этой дополнительной молитвы начинается через 15-20 минут после восхода солнца и заканчивается за 25-30 минут до намаза Зухр. Состоит из 2, 4, 8 или 12 ракаатов.
Молитва ад-Духа заменяет ежедневную обязательную милостыню за кости и суставы. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Каждый из вас должен выплачивать милостыню за свои кости и суставы. Каждый тасбих (Субхан-Аллах), каждый тахмид (альхамдулиллях), каждый тахлиль (Ля иляха илляллах), каждый такбир (Аллаху Акбар) является милостыней. Побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого является милостыней. А молитва Духа заменяет всё это». (Муслим)
Постройте для себя дворец в Раю
«Кто совершит 12 ракаатов суннат-намаза в день (не считая обязательного фард-намаза), тому будет построен дом в Раю». (Муслим)
Эти двенадцать ракаатов были перечислены в другом повествовании: два ракаата до фаджр намаза, четыре ракаата до зухр намаза и два ракаата после зухра, два ракаата после магриба и два ракаата после иша намаза.(Тирмизи)
Пост на протяжении первых девяти дней месяца Зуль-хиджа, особенно в день Арафат
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Пост в день Арафата искупает грехи двух лет, прошлого и следующего года, а пост в день Ашура искупает грехи прошлого года». (Муслим)
Кроме того, сунной является пост все первые 9 дней месяца Зуль-хиджа, вплоть до праздника жертвоприношения (Курбан байрам). «Посланник Аллаха постился 9 дней месяца Зуль-хиджа, в день Ашура и три дня каждый месяц». (Абу Дауд)
Раздавайте милостыню
Нам хорошо известны достоинства благотворительности. Важно сделать это благое деяние нашей постоянно практикой, даже если милостыня будет казаться нам незначительной.
«Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его». (сура аль-Зальзаля, аят 7)
Существует много различных форм благотворительности. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «За каждый сустав в теле человека, каждый день необходимо давать садака. Справедливо рассудить тяжбу двух людей – это садака. Помочь человеку сесть верхом на верховое животное, или помочь погрузить груз на него – это садака. Каждый шаг, сделанный на пути к мечети, для совершения намаза – это садака. Убрать с дороги то, что может причинить неудобство, проезжающим по ней, так же является садака». (Бухари и Муслим)
Кормить постящихся — благотворительность. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тому, кто накормит постящегося в месяце Рамадан, это будет прощением грехов, спасением его души от ада, и получит он вознаграждение, равное постящемуся, без умаления награды постящегося. Всевышний вознаграждает накормившего постящегося разбавленным молоком, одним фиником или же одним глотком воды. Того же, кто досыта накормит постящегося, Всевышний напоит из моего родника, и тот после этого никогда не почувствует жажды вплоть до того, как войдёт в Рай». (Бухари и ибн Маджа)
Помните, что улыбка – это садака! Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Твоя улыбка в лицо твоему брату является милостыней (садака)». Наилучшей формой милостыни в дни хаджа, а в особенности в праздник жертвоприношения (Курбан-байрам) является курбан и раздача мяса нуждающимся.
Помощь людям в их проблемах
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах помогает рабу Своему, пока тот помогает брату по вере». (Муслим) В другом хадисе о важности помощи людям сказано следующее:
«Кто бы ни оказал помощь мусульманину, на которого обрушилось несчастье в этом мире, Аллах отводит от него несчастье на том свете». (Муслим)
В обязанности мусульманина перед другими людьми входит исполнение их нужд. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Хождение для исполнения нужд брата по вере лучше для каждого из вас, чем совершение итикафа в моей мечети, то есть пребывание в ней в поклонении в течение двух лет». (Хаким)
А за итикаф, то есть за пребывание в поклонении в мечети Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) предусмотрено неописуемо большое вознаграждение.
Пусть Аллах примет все наши добрые дела в благословенные десять дней месяца Зуль-хиджа, сделает их тяжелыми на весах, простит наши грехи, и пусть Он наградит нас Раем. Амин!
Как провести 10 дней месяца Зуль-Хиджа
Всевышний одаривает своих любимых рабов особыми днями, дабы они могли увеличить свои благие деяния. Рабы Всевышнего стараются преуспеть в служении и в том, что приближает их к Господу в эти дни. Счастлив тот, кто воспользовался этим особым временем, не позволив ему пройти напрасно. 10 дней месяца Зуль-Хиджи относятся к особым дням. Пророк (мир ему и благословение) засвидетельствовал, что это лучшие дни на этом свете, побудив совершать благое в эти дни. Всевышний поклялся этими десятью днями, и этого достаточно, чтобы понять величие этих дней.
Выше упомянутое призывает нас проявить усердие в благодеяниях, чтобы достойно встретить и запастись добрыми делами для Вечной жизни. Рассмотрим достоинство этих дней и что лучше совершать в это время. Да поможет нам Всевышний извлечь максимальную пользу, чтобы достичь Его довольства.
С чем же необходимо встретить эти дни?
1. Искреннее покаяние.
Верующему надлежит искренне раскаяться и твёрдо вознамериться вернуться ко Всевышнему. В покаянии – спасение верующего в этом мире и в Вечном. Всевышний говорит (смысл):
«Обратитесь, все верующие, к Аллаху с мольбой о прощении, – быть может, вы будете счастливы» (Коран, 24:31).
2. Твёрдо решить не упустить эти дни напрасно.
Мусульманин стремится украсить эти дни праведными поступками и словами. Кто вознамерится, тому поможет Всевышний и облегчит пути к благодетели. Аллах правдив в обещаниях с теми, кто проявляют искренность к Нему. Всевышний сказал (смысл):
«А тех, которые усердствовали ради Нас, Мы поведём по Нашим путям» (Коран, 29:69).
3. Отдаление от грехов.
Богослужение приближает ко Всевышнему, грехи отдаляют, лишают милости. Если желаете прощения грехов и освобождения от огня Ада, отдалитесь от совершения грехов в дни Зуль-Хиджи и в остальные. Тот, кто знает, чего он хочет, будет применять все силы для достижения цели.
Достоинство десяти дней Зуль-Хиджи
1. Всевышний поклялся ими.
Если Всевышний клянётся чем-либо, это придаёт величие этому, так как Великий клянётся лишь великим. Всевышний сказал (смысл):
«Клянусь зарёю, клянусь десятью ночами!» (Коран, 89:1–2).
Десять ночей – это десять дней Зуль-Хиджи, как свидетельствуют большинство учёных-толкователей Корана. Ибн Касир в своём толковании подтвердил достоверность этого.
2. Это дни, установленные для поминания Всевышнего.
«Поминают имя Аллаха в установленные дни…» (Коран, 22:28).
Большинство учёных, среди них Ибн Умар и ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах), сказали, что установленные дни – это десять дней Зуль-Хиджи.
3. Пророк (мир ему и благословение) засвидетельствовал, что это лучшие дни на этом свете.
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Из всех дней этого мира самые лучшие 10 дней ». Спросили его: «А нет ли равных тем (т. е. людям, занятым служением Богу в эти дни)?» Он ответил: «Нет равных им на пути Аллаха, кроме человека, которого убили на пути Аллаха (т. е. шахида)» (передал аль-Баззар, Ибн Хиббан).
4. Среди этих дней и день Арафа.
День Арафа самый – великий день большого паломничества, день прощения грехов, освобождения от ада. Было бы достаточно одного дня Арафа, чтобы эти десять дней Зуль-Хиджи считались великими.
5. В эти дни совершают жертвоприношение.
Как говорят учёные, день жертвоприношения – лучший из дней Сунны. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшие дни перед Всевышним Аллахом – это день жертвоприношения «Явм-Нахри» и последующий за ним день «Явм-уль-Карри». (Передали Абу Дауд и ан-Насаи.) «Явм-уль-Карри» – это день, когда паломники останавливаются в долине Мина после обхода Каабы и закалывания жертвенного животного.
6. В эти дни совершаются самые важные виды поклонения.
Аль-Хафиз ибн Хаджар в книге «аль-Фатх» пишет: «По всей видимости, причиной отличительности месяца Зуль-Хиджа стало то, что в нём сливаются воедино самые значимые обряды поклонения: намаз, пост, милостыня и хадж, чего не встретишь в другие дни».
Достоинство деяний в 10 дней Зуль-Хиджи
Эти два хадиса, как и прочие, подчёркивают достоинство деяний, совершённых в эти дни. Становится ясным, что совершающий благодеяния в эти дни лучше, чем вернувшийся с джихада.
Желательные деяния в 10 дней Зуль-Хиджи
Эти дни являются милостью Всевышнего и даром для рабов, шансом для приобретения вознаграждения, которое невозможно приобрести в остальные дни. Необходимо приложить максимум усилий для увеличения поклонения в них. Праведные предшественники возвеличивали три десятка: последние десять дней Рамазана, первые десять дней Зуль-Хиджи и первые десять дней месяца Мухаррам.
Чему следует уделить внимание?
1. Исполнение обрядов хаджа и умры.
Это самое лучшее, что можно совершить в эти дни. Тот, кому Всевышний позволил посетить Его дом и совершить умру, воздаянием будет Рай. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Умра стирает грехи, собравшиеся после совершения предшествующей ей умры, а за правильно выполненный хадж непременно воздаётся только раем» (аль-Бухари, Муслим).
Принятый хадж – хадж, лишённый показухи, грехов, сквернословия, желания заслужить авторитет, наполнен великими благами и вознаграждением.
2. Пост.
Пост – один из самых лучших поступков в эти дни. Всевышний связал пост с Собой, сказав: «Все деяния сына Адама – для него самого, кроме поста. Он соблюдает его для Меня, и Я буду вознаграждать за него» (аль-Бухари, Муслим).
Пророк (мир ему и благословение) обособил день Арафа соблюдением поста и объяснил значимость поста в этот день. Он сказал: «Пост в день Арафа, соблюдённый ради Аллаха, Всевышний сделает искуплением за предыдущий год и за следующий» (Муслим).
Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, написал в своих книгах, что пост десяти дней месяца Зуль-Хиджа является весьма рекомендуемым делом и сказал: «Пост в эти дни крайне желателен».
3. Намаз.
Намаз – самый великий поступок. В эти дни обязательно старайтесь совершать своевременные коллективные намазы. Мусульманин увеличит в эти и совершение желательных намазов, которые приближают ко Всевышнему. В священном хадисе говорится: «Мой раб не перестаёт приближаться ко Мне, совершая желательные поступки, пока Я не полюблю его» (аль-Бухари).
4. Больше произносить слова такбира, тахлиля и тахмида.
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем совершённые в десять дней месяца Зуль-Хиджа. Больше произносите в эти дни слова такбира, тахлиля и тахмида» (Ахмад).
Передаёт аль-Бухари, что Ибн Умар и Абу Хурайра, да будет доволен Аллах ими обоими, выходили на рынок в десять дней Зуль-Хиджа с возгласами «Аллаху Акбар», и люди повторяли за ними. Все эти дни Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) возглашал такбиры в местности Мина после намаза, перед сном, в своей палатке, во время совещания и ходьбы.
5. Милостыня.
Это то, что так же следует больше делать в эти дни. Всевышний побуждает к раздаче милостыни (смысл):
«О те, которые уверовали! Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, прежде, чем придёт день, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются беззаконниками» (Коран, 2:254).
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Милостыня не убавляет имущество» (Муслим).
В целом рекомендуется совершать благие деяния, такие как чтение Корана, обучение Корану, истигфар (покояние), оказание добра родителям, поддержание родственных уз, угощение гостей, примирение людей, содействие в благом и удержание от запретного, сохранение языка и половых органов от скверны, доброе отношение к соседям, обеспечение семьи, помощь братьям по вере, частое чтение салавата, забота о сиротах, мольба за всех мусульман.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
О том, как правильно делать намерение для соблюдения поста (ФОТО) (ВИДЕО)
Каждую ночь перед постом нужно произносить намерение (нийят). По достоверному слову, намерение, произнесённое в начале ночи, тоже является достаточным. Есть алимы, которые говорят, что недостаточным является намерение, произнесённое в первой половине ночи, и необходимо произнести его во второй половине, объясняя это тем, что вторая часть ночи ближе непосредственно к посту. Если после произнесения намерения ночью ещё до рассвета совершить действия, нарушающие пост (приём пищи, близость с женой), это не повредит посту.
Если кто-то после произнесения намерения уснул, то намерение обновлять не нужно, но желательно. Впадение в неверие (куфр), (муртадство) портит намерение. Если человек, впавший в куфр, покается до рассвета, ему необходимо намерение обновить. Намерение, произнесённое ночью, во время близости с женой, тоже достаточно для поста.
1. Если намерение произнесено после рассвета, пост не засчитывается. В хадисе сказано: «Пост не совершившего намерение ночью, до рассвета, не будет приниматься».
2. Пост человека, совершившего намерение, сомневаясь, наступил рассвет или нет, не засчитывается, так как в его намерении было сомнение. А если он уже после намерения засомневается, был рассвет или нет, то его пост будет считаться, так как в основе его сомнения – наступление рассвета.
3. Если после наступления рассвета человек засомневается в том, что он произнёс намерение до рассвета, то пост этого человека не засчитывается, так как в основе сомнения – не произнесение намерения вовремя. Но если он вспомнит о том, что произнёс намерение ночью или до наступления рассвета, пост его будет считаться соблюдённым.
4. Если после разговения (т. е. вечером) человек засомневается в прочтении намерения к посту на прошедший день, то посту это не повредит, даже если он и не вспомнит, произнёс ли он намерение.
5. Если в тридцатую ночь шабана человек произнёс намерение соблюдать пост завтра в случае, если этот день окажется первым днём Рамадана, то этот пост не будет считаться. Если же ему скажут те, кому он доверяет, будь то женщина, нечестивец или ребёнок, что завтра начинается месяц Рамадан, и он будет соблюдать пост, то его пост засчитывается, если это действительно окажется первый день месяца Рамадан, а если окажется, что это последний день месяца шабан, то не считается.
6. Пост человека, который прочитал намерение, если завтра наступит месяц Рамадан, соблюдать обязательный пост, а если это окажется последний день шабана, то соблюдать желательный пост, принимается только как желательный (суннат) в последний день шабана (если он имел привычку поститься в последний день каждого месяца), потому что в основе намерения – остаток шабана. Если этот день окажется первым днём месяца Рамадан, пост его не будет считаться.
7. Если человек в тридцатую ночь Рамадана прочитал намерение поститься завтра и это действительно оказался последний день Рамадана, пост его будет считаться, так как в основе намерения – остаток Рамадана.
Порядок, условия и место совершения намерения
Место намерения – сердце. Произнесение намерения словами не является условием, это желательное действие (сунна). Совместное произнесение помогает укрепить намерение в сердце. Необходимо самому себе напомнить суть намерения – желание на целый день отказаться от действий, нарушающих пост. Произнесение слов намерения без понимания смысла намерением не считается.
При намерении соблюдать обязательный пост необходимо указать, какой именно пост соблюдаешь – пост месяца Рамадан, каффарат или обещанный.
Существуют разногласия по поводу того, следует ли говорить слово «обязательный» (фарз). По достоверным источникам, его можно не произносить. Достаточно будет, если скажем «…соблюдать пост Рамадана», не подчёркивая, что это обязательный пост. Но недостаточно сказать «…соблюдать пост завтра», не уточняя, что это пост месяца Рамадан.
Произнесение намерения
Желательно произнести намерение словесно и подтвердить сердцем: «Я намереваюсь соблюдать завтра пост месяца Рамадан ради Аллаха». С таким вариантом текста намерения согласились все алимы.
Если кто-то намеревается возместить пропущенный пост двух месяцев Рамадана и в намерении он скажет «…возмещающий пост Рамадана», этого будет достаточно. Нет необходимости указывать, какого именно Рамадана пост возмещаешь.
Также, соблюдающий пост различных каффаратов может сказать «…соблюдать пост каффарата», не указывая конкретно, какого именно каффарата.
Если забыл прочитать намерение ночью
Если кто-либо до наступления рассвета забыл произнести намерение, то пост в этот день не будет считаться. Но из уважения к Рамадану в этот день он не должен делать что-либо, нарушающее пост. Для желательного поста достаточно произнести намерение до обеда дня поста, так как для него не является условием произнесение намерения ночью.
Также при намерении можно не называть месяц и день для суннат-поста (Шавваль, Ашура, Арафа, белые дни и т.д.). Достаточно сказать «поститься завтра», но лучше называть эти дни. Вместе с тем, если в эти дни произнести намерение соблюдать пост (возмещающий или другиесуннат- посты), то можно получить воздаяние как за оба поста.
Понравилась статья?
Будем благодарны за репост!
ISLAMDAG.RU
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
О том, как правильно делать намерение для соблюдения поста
Как делать намерение на пост в Рамадан? В какое именно время следует его делать? Можно ли сделать намерение сразу на месяц или нужно обновлять его ежедневно? Действителен ли пост без намерения? Читайте ответы на эти и другие вопросы в нашем материале.
Каждую ночь перед постом нужно произносить намерение (нийят). По достоверному слову, намерение, произнесённое в начале ночи, тоже является достаточным. Есть алимы, которые говорят, что недостаточным является намерение, произнесённое в первой половине ночи, и необходимо произнести его во второй половине, объясняя это тем, что вторая часть ночи ближе непосредственно к посту. Если после произнесения намерения ночью ещё до рассвета совершить действия, нарушающие пост (приём пищи, близость с женой), это не повредит посту. Если кто-то после произнесения намерения уснул, то намерение обновлять не нужно, но желательно. Впадение в неверие (куфр), (муртадство) портит намерение. Если человек, впавший в куфр, покается до рассвета, ему необходимо намерение обновить. Намерение, произнесённое ночью, во время близости с женой, тоже достаточно для поста.
1. Если намерение произнесено после рассвета, пост не засчитывается.В хадисе сказано: «Пост не совершившего намерение ночью, до рассвета, не будет приниматься».
2. Пост человека, совершившего намерение, сомневаясь, наступил рассвет или нет, не засчитывается, так как в его намерении было сомнение. А если он уже после намерения засомневается, был рассвет или нет, то его пост будет считаться, так как в основе его сомнения – наступление рассвета.
3. Если после наступления рассвета человек засомневается в том, что он произнёс намерение до рассвета, то пост этого человека не засчитывается, так как в основе сомнения – не произнесение намерения вовремя. Но если он вспомнит о том, что произнёс намерение ночью или до наступления рассвета, пост его будет считаться соблюдённым.
4. Если после разговения (т. е. вечером) человек засомневается в прочтении намерения к посту на прошедший день, то посту это не повредит, даже если он и не вспомнит, произнёс ли он намерение.
5. Если в тридцатую ночь шабана человек произнёс намерение соблюдать пост завтра в случае, если этот день окажется первым днём Рамадана, то этот пост не будет считаться. Если же ему скажут те, кому он доверяет, будь то женщина, нечестивец или ребёнок, что завтра начинается месяц Рамадан, и он будет соблюдать пост, то его пост засчитывается, если это действительно окажется первый день месяца Рамадан, а если окажется, что это последний день месяца шабан, то не считается.
6. Пост человека, который прочитал намерение, если завтра наступит месяц Рамадан, соблюдать обязательный пост, а если это окажется последний день шабана, то соблюдать желательный пост, принимается только как желательный (суннат) в последний день шабана (если онимел привычку поститься в последний день каждого месяца), потому что в основе намерения – остаток шабана. Если этот день окажется первым днём месяца Рамадан, пост его не будет считаться.
7. Если человек в тридцатую ночь Рамадана прочитал намерение поститься завтра и это действительно оказался последний день Рамадана, пост его будет считаться, так как в основе намерения – остаток Рамадана.
Порядок, условия и место совершения намерения
Место намерения – сердце. Произнесение намерения словами не является условием, это желательное действие (сунна). Совместное произнесение помогает укрепить намерение в сердце. Необходимо самому себе напомнить суть намерения – желание на целый день отказаться от действий, нарушающих пост. Произнесение слов намерения без понимания смысла намерением не считается.
При намерении соблюдать обязательный пост необходимо указать, какой именно пост соблюдаешь – пост месяца Рамадан, каффарат или обещанный.
Существуют разногласия по поводу того, следует ли говорить слово «обязательный» (фарз). По достоверным источникам, его можно не произносить. Достаточно будет, если скажем «…соблюдать пост Рамадана», не подчёркивая, что это обязательный пост. Но недостаточно сказать «…соблюдать пост завтра», не уточняя, что это пост месяца Рамадан.
Произнесение намерения
Необходимо произнести намерение словесно и подтвердить сердцем: «Я намереваюсь соблюдать завтра пост месяца Рамадан ради Аллаха». С таким вариантом текста намерения согласились все алимы.
Если кто-то намеревается возместить пропущенный пост двух месяцев Рамадана и в намерении он скажет «…возмещающий пост Рамадана», этого будет достаточно. Нет необходимости указывать, какого именно Рамадана пост возмещаешь.
Также, соблюдающий пост различных каффаратов может сказать «…соблюдать пост каффарата», не указывая конкретно, какого именно каффарата.
Если забыл прочитать намерение ночью
Если кто-либо до наступления рассвета забыл произнести намерение, то пост в этот день не будет считаться. Но из уважения к Рамадану в этот день он не должен делать что-либо, нарушающее пост. Для желательного поста достаточно произнести намерение до обеда дня поста, так как для него не является условием произнесение намерения ночью.
Также при намерении можно не называть месяц и день для суннат-поста (Шавваль, Ашура, Арафа, белые дни и т.д.). Достаточно сказать «поститься завтра», но лучше называть эти дни. Вместе с тем, если в эти дни произнести намерение соблюдать пост (возмещающий или другие суннат- посты), то можно получить воздаяние как за оба поста.
Лица, пропустившие пост в месяц Рамадан
В категорию лиц, пропустивших пост, входят пять человек:
1. Это те, которым не нужно выплачивать каффарат – фидья, они лишь возмещают пост.В эту категорию входят шестеро, которые должны соблюдать имсак: потерявший сознание; опьяневший по своей вине; сошедший с ума; пропустивший пост в пути (путник); больной или тот, кто от голода, жажды, тяжёлой работы или имея грудного ребёнка, или беременна и, боясь трудностей, которые могут их постигнуть при посте, не постились, а также и женщина в период месячных и послеродовых выделений. Эта вся категория обязана лишь возместить пропущенный пост. Все четыре имама согласились с тем, что, если находящийся в пути человек по своему желанию прервёт пост, поев или выпив воду, то этот день он должен возместить и в остальное время дня соблюдать имсак. Более того, имамы Абу Ханифа и Малик говорят, что он должен выплатить каффарат.
По мазхабу имама Ахмада каффарат на такого не налагают, по наиболее достоверному слову имама аш-Шафии – тоже не налагают. Также имамы согласились с тем, что пропущенный по своему желанию один пост нужно возместить одним постом. Рабиа сказал, что нужно возмещать двенадцать дней, Ибну Мусай сказал, что по каждому дню возмещается по месяцу, Нахаи говорит, что тысяча дней нужно возместить, а Ибну Масуд сказал, что, всю жизнь возмещая, не восполнить пропущенный в месяц Рамадан пост;
2. Те, которые выплачивают лишь фидья, т. е. не должны возмещать посты. Это неспособные поститься старики; безнадёжно больной (это определяется заключением одного или двух богобоязненных врачей).Неспособность поститься определяют по сильной непривычной трудности, которая настигнет человека с постом или болезнью, которая позволяет совершить таяммум. Неспособными же они должны быть во все времена. К примеру, если эти оба человека (старик и больной) могут поститься в холодное время года или в короткие дни, то они в это время должны возмещать посты;
3. Те, которые должны и пост возмещать, и фидья выплачивать. Это женщины, имеющие грудного ребёнка, или беременная, пропустившие пост из беспокойства за жизнь ребёнка. Беспокойством за жизнь ребёнка считается тогда, когда велик риск к выкидышу или молоко в груди может кончится, вследствие чего ребёнок может умереть или сильно ослабеть. Женщины, которые из страха за себя или за себя и за ребёнка пропустили пост, не должны выплачивать фидья, а должны лишь возместить его. От количества детей фидья не увеличивается. Беременным и кормящим женщинам можно пропустить пост, если нет риска от приведённых выше причин, но если риск усилился, она обязана прервать пост, если нет другой, кроме не непостящейся женщины, способной накормить ребёнка или которой пост не вредит. Женщина может вместе с кормлением ребёнка прервать пост, передать ребёнка на кормление другой, а самой поститься, не накормив ребёнка. Также разрешается прервать посты женщине, которая бесплатно кормит чужого ребёнка, и той, которая за плату кормит. В книге «Рахматулуммат» написано, что все четыре имама согласились о дозволенности пропустить пост женщине, боящейся за своего ребёнка. Но если они будут поститься, их пост будет действительным. Женщина, которая пропустила пост из страха за здоровье ребёнка, должна выплатить мудд.
Ибрагим Нажмутдинов
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Фото: vectorstock.com, freepik.com
5 шагов к Рамадану
Когда начало Рамадана?
Как правильно провести первые 10 дней месяца зуль-хиджа
В календаре Хиджра 12 месяцев, 4 из которых запретные. Так повелел Аллах при сотворении мира. К ним относится месяц зуль-хиджа, священный и благодатный для всех мусульман. Особенно значимы первые 10 дней, позволяющие увеличить благие деяния и заслужить отпущение грехов, допущенных по незнанию или другим причинам. Используйте предоставленное время с максимальной выгодой для себя и Всевышнего.
О важности десяти дней и ночей
Зуль-хиджа переводится с арабского, как месяц хаджа. Именно в это время паломники со всего мира отправляются в Мекку – главную святыню мусульман. На начало месяца выпадает два важных события – день Арафа и Курбан-байрам.
Значимость первых 10 дней подчеркнул в Коране сам Аллах, поклявшись ими. Время считается более благодатным, чем последние 10 суток Рамадана, за исключением ночи предопределения. Поклонение Аллаху в эти дни важнее джихада. Преуспевшие в служении приближаются к Богу.
Самые значимые особенности
Пророк Мухаммед назвал эти дни лучшими на свете. Он побудил совершать благие деяния во имя Аллаха и подтвердил, что значимость их увеличивается многократно:
Желательно соблюдать пост с 1 по 8 зуль-хиджа. На 9 число выпадает день Арафа. Это время обязательного строгого поста, который искупает грехи прошедшего и будущего года.
За ним следует Курбан-байрам – заклание жертвенных животных. В 10 день зуль-хиджа не разрешается поститься никому. Мясо необходимо раздать нуждающимся, остаток употребить в пищу, приготовив обильное угощение для родных и близких.
С чем встретить благословенное время
Аллах ценит праведные дела, но более всего любит их в эти благословенные дни. То, что творится без души, механически не принесет радости Всевышнему. К благим деяниям необходимо подготовиться внутренне. Три отправные точки послужат ориентиром.
Для достижения этих целей необходимо приложить те усилия, на которые человек способен в данный момент. Что именно предпринять – зависит от ситуации.
Обязательные и желательные действия
В первые дни зуль-хиджа Всевышний дает своим рабам шанс обрести вознаграждение недоступное в другое время. Взамен требуется четкое следование правилам и соблюдение законов Шариата.
При имеющейся возможности желательно совершить хадж или умру. Паломничество считается священной обязанностью каждого мусульманина. Умра избавляет от накопившихся грехов, за хадж без показухи и стремления выделиться воздается раем.
Пост – лучшее подтверждение любви к Аллаху. Всевышний считал, что все деяния человек совершает ради себя и лишь это – для него. Особенно важен пост в день Арафа – дает искупление от грехов за два года.
Коллективные намазы рекомендуется в эти дни совершать своевременно, а также увеличить число желательных. Также необходимо частое произнесение такбира, тахмида, тахлиля, всяческое многократное возвеличивание Всевышнего.
Пророк сказал, что милостыня не убавляет имущества. Щедрость подаяний в дни зуль-хиджа не должна быть целью. Важно, как человек жертвует – от души делится куском хлеба или небрежно бросает нищему монету из тугого кошелька.
В целом к благим деяниям относятся чтение и толкование Корана, проявление уважения к родителям и старшим по возрасту, примирение в ссорах, укрепление родственных связей, воздержание от сквернословия и дурных мыслей, помощь и молитвы.
Десять практических шагов
Совершая хадж или умру, вы просто следуете заведенному порядку, выполняя обряды в строгой последовательности. Если паломничество по каким-либо причинам откладывается, можно провести 10 дней зуль-хиджа в обычной обстановке, изменив привычный ход событий.
Всего 10 конкретных шагов позволят приблизиться к Аллаху и в полной мере ощутить благодать первых 10 дней месяца зуль-хиджа.
Совершить Курбан – желательное действие. Для семьи достаточно одного животного. Перед этим следует воздержаться от стрижки волос и ногтей с начала месяца зуль-хиджа.
И пусть великий Аллах позволит каждому ощутить и использовать ценность благословенных дней!
Соблюдение поста согласно мазхабу имама Абу Ханифы (ВИДЕО)
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит: « О верующие, обязательным является для вас пост, так как был обязательным тем, которые были до вас, чтобы вы были богобоязненными ». В другом аяте Всевышний Аллах говорит: « Месяц Рамазан – это месяц, в котором был ниспослан Коран – наставление для людей, явное знамение и различение между истиной и невежеством; кто из вас доживёт до этого месяца, тот пусть держит пост » (2:185).
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за доброе дело будет десятикратным, но оно может возрасти и до семисот раз».
Всевышний Аллах сказал в хадисе Аль-Кудси:
«…Поистине пост совершается ради Меня, и Я воздам за него. Постящийся отказывается от еды, питья, удовлетворения своих желаний ради Меня. Постившийся имеет две радости: одну при разговении, другую при встрече со Всевышним». В другом хадисе говорится: «Аромат, исходящий изо рта постящегося, для Всевышнего лучше запаха миска» (Муслим, Бухари). Передают от сына Аббаса, что он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: “Если бы моя умма знала, что заключает в себе месяц Рамазан, то они бы желали, чтобы весь год был Рамазаном”».
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто радуется приходу месяца Рамазан, Аллах делает запретным его тело для Ада».
Всевышний Аллах обратился к Мусе и сказал: «Я даровал общине Мухаммада (мир ему и благословение) два сияния (нура), чтобы им не навредили два мрака». Спросил Муса: «Что это за сияния, о Аллах?» Всевышний Аллах сказал: «Рамазан и Коран». Спросил Муса: «Что это за два мрака?» Всевышний Аллах сказал: «Мрак могилы и мрак Судного дня». Передают от Анаса, сына Малика, слова Пророка (мир ему и благословение): «Кто в месяц Рамазан идёт на собрания, на которых он получает знания, то Аллах записывает ему за каждый шаг поклонение целого года, и он будет вместе со мной под Аршем, и кто будет постоянен в совершении намазов джамаатом в месяце Рамазан, Аллах дарует ему за каждый ракаат город, полный дарами Аллаха, и кто будет хорошо относиться к родителям в месяце Рамазан, тот получит милость Аллаха, и я поручусь за него в Раю, и женщина, которая ищет довольства мужа в месяц Рамазан, получит воздаяние Марьям и Асият, и кто решит проблему брата-мусульманина в месяц Рамазан, Аллах в Судный день решит 1000 его нужд».
Пост месяца Рамазан обязателен для следующих категорий людей:
1. Совершеннолетние (ребёнку пост необязателен).
2. Мусульмане (кафиру пост необязателен).
3. Разумные (сумасшедшему пост необязателен).
Намерение
Намерение – это знание и уточнение того, какой пост человек собирается держать; его желательно проговорить. Если мусульманин делает намерение ночью, то нужно сказать: «Я намерился держать пост-фарз месяца Рамазан завтра ради Аллаха», а если совершает намерение днём, то пусть скажет: «Я намерился держать пост-фарз месяца Рамазан сегодня ради Аллаха».
Время, в котором делают намерения для поста
Пост засчитывается только с намерением. Место намерения – сердце.
Разрешается делать намерение с ночи до полудня в следующих постах:
1. Месяц Рамазан. Для поста месяца Рамазан достаточно сделать простое намерение, не определяя – фарз это, ваджиб или сунна, не определяя месяц Рамазан. Если сделал намерение для соблюдения поста-сунны, оно засчитывается и для фарз-уразы.
2. Пост-назру (обет). Для поста обета делается простое намерение или намерение на пост-сунну.
3. Желательный пост. Достаточно сделать простое намерение или намерение на пост-сунну. Пророк (мир ему и благословение) приходил во время зуха (перед обедом) и спрашивал: есть ли что поесть? Когда отвечали, что нет, он говорил, что в таком случае он постится (Муслим).
В следующих постах определять намерение и делать намерение ночью является условием:
1. При возмещении постов Рамазана.
2. При возмещении желательных постов, которые были нарушены.
3. Посты-каффараты (искупления), то есть каффарат клятвы, убийства человека, посты, которые соблюдаются при вступлении в хадж способом «таматту» или «киран».
4. Назру (обет), не связанный с определённым временем.
Начало месяца Рамазан устанавливается одним из двух способов:
1. Если виден месяц (луна) Рамазана.
2. Если прошло тридцать дней месяца Шабан, даже если не видно молодой луны.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поститесь, видя луну, разговляйтесь, видя луну, если не сможете увидеть луну, то восполните месяц Шабан тридцатью днями» (передал Бухари).
Желательные действия во время поста:
1. Вставать перед началом утреннего намаза, чтобы поесть.
2. Прекратить принятие пищи, когда до утреннего азана останется примерно 10 минут.
3. Разговляться сразу, как только наступит время вечернего намаза.
4. Искупаться от осквернения до рассвета.
5. Воздерживать язык от обмана, сплетни, поклёпа и нецензурных слов.
6. Ценить время месяца Рамазан, побольше читать Коран, зикр, салаваты.
7. Не злиться из-за мелочей.
8. Воздерживать свой нафс от страстей.
Обстоятельства, при которых можно прекратить пост:
1. Болезнь, если пост вредит больному.
Пожилые люди, которые не имеют сил держать уразу, могут не возмещать пропущенные посты, но им необходимо (ваджиб) давать фидья (штраф, обязующий накормить бедного человека двумя порциями пищи за каждый день пропущенного поста). Если захочет, он может дать каждому мискину (бедняку) полсаха пшеницы или муки (сах – мера, равная 3 кг 60 г) или один сах ячменя или фиников, или же может оценить полсаха пшеницы и дать деньгами.
2. Сафар (путешествие) на расстояние, при котором укорачивают намаз.
3. Сильный голод и жажда, при которых человек думает, что если не поест или не попьёт, то может умереть.
4. Беременность, при которой пост вредит женщине или ребёнку.
5. Кормление грудью, если пост вредит женщине или ребёнку.
6. Менструация и послеродовое очищение.
7. Можно прекратить пост-сунну без причин на это, но будет необходимо (ваджиб) возместить его в другой день.
8. Сражение с врагом.
Тому, у кого есть пропущенные посты, желательно как можно быстрее возместить их, но откладывать возмещение разрешается. Разрешается возмещать пропущенные посты подряд и раздельно. Если пост не восполнен до наступления следующего Рамазана, то нужно держать пост месяца Рамазан, а после возмещать пропущенный.
Действия, из-за которых нужно возмещать пост месяца Рамазан без каффарата (штрафа):
1. Если нарушил пост по шариатским причинам: например, сафар, болезнь, менструация, послеродовые выделения, сумасшествие.
2. Если по шариатской причине съел то, что обычно не едят: например, лекарства, муку, тесто, соль, бумагу, грязь.
3. Если проглотил камешки, железо, золото, серебро, свинец.
4. Если заставили есть и пить.
5. Поел, ошибочно думая, что ещё есть время до утреннего азана, или вечером подумал, что наступило время вечернего азана.
6. Если чрезмерно полоскал рот и нос, и вода прошла во внутренности.
7. Преднамеренно вызвал рвоту и вырвал полным ртом.
8. Случайное проглатывание снега или дождя.
9. Преднамеренное вдыхание дыма.
10. Проглатывание того, что осталось между зубами, в размере горошины.
11. Если поел, забыв о том, что держит пост, а вспомнив, продолжил употребление пищи, думая, что его пост был нарушен.
12. Если нарушил пост из-за того, что не сделал намерение ночью.
13. Вышел в путешествие с середины дня, а после поел.
14. Если целый день воздерживался от еды и питья, не делая при этом намерения на пост.
15. Если капнул масло или воду в уши.
16. Если ввёл лекарство в нос.
17. Если лечил рану в животе или на голове и лекарство дошло до желудка или ноздрей.
Тому, кто нарушил пост из-за вышеперечисленных причин, нужно воздержаться оставшийся день, проявляя этим уважение к месяцу Рамазан.
Действия, из-за которых нужно возмещать пост с каффаратом:
1. Сознательное употребление пищи или воды.
2. Принятие лекарства без шариатских причин.
3. Сознательный половой акт.
4. Сознательное проглатывание дождя, попавшего в рот.
5. Проглатывание зерна, даже если прожевал его.
6. Проглатывание семечка кунжута.
7. Употребление соли.
9. Употребление глины, если это стало обычаем, но если человек не привык есть глину, то каффарат не требуется.
Разъяснение каффарата
Каффарат имеет три ступени:
1.Освобождение раба, будь он верующим или нет. Так как сегодня рабов нет, то этот способ искупления невозможен.
2. Пост два месяца подряд, но так, чтобы не выпал на праздничные дни или дни ташрика. Если не в силах держать два месяца поста, то нужно переходить к третьей ступени.
3. Кормление шестидесяти мискинов (бедных людей) примерно такой же пищей, которую человек сам обычно употребляет.
Соблюдение порядка является ваджибом.
Необходимо, чтобы среди людей, которых человек обязуется кормить, не было его родственников и близких, например отца, матери, жены, детей.
Можно дать каждому мискину полсаха пшеницы или муки или один сах ячменя и фиников.
Разрешается оценить полсаха пшеницы и отдать садака деньгами каждому мискину.
Использованная литература: Мавлана Шайх Шафикурахман Надави, «Фикхул Муяссар»; Усман, «Дуррату Насихин».
Как встретить благословенный месяц Рамадан?
Намаз-таравих в месяц Рамадан
Удивительный феномен месяца Рамадан
Достоинства месяца Зуль хиджа
Само слово «Зуль-хиджа» взято из слова «хадж». А какие же достоинства имеет месяца Зуль хиджа?
Во первых, это один из 4-ех запретных месяцев в Исламе. Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, число месяцев у Аллаха — 12. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. 4 месяца из них — харам (запретные)». (Ат-Тауба: 36).
А во-вторых, первые десять дней этого месяца считаются одними из лучших на этом свете. Почему? Читайте статью…
Первые 10 дней Зуль хиджа в Коране
Чтобы указать на величие этих дней, Всевышний Аллах привел их в Священном Коране и поклялся этими днями:
«Клянусь зарёю и десятью ночами!» (Аль Фаджр:1–2).
10 ночей – это и есть первые 10 дней Зуль хиджа. Об этом свидетельствует большая часть учёных-толкователей Корана.
Эти дни, установлены для поминания Господа, в Коране сказано:
«Поминают имя Аллаха в установленные дни…» (Аль-Хадж: 28).
Эти дни по мнению большинства учёных – первые 10 дней Зуль хиджа.
10 дней Зуль хиджа хадисы
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) в своих изречениях (хадисах) подтвердил, что первые 10 дней Зуль-хиджы одни из лучших на этом свете.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил:
«В какие бы дни ни совершались благие дела, больше всего Аллах любит (совершение их) в эти дни», — имея в виду первые 10 дней месяца Зуль хиджа». Привел Аль-Бухари.
Также, от Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Из всех дней этого мира самые лучшие — десять дней месяца Зуль-Хиджа». Спросили у него: «А нет ли равных тем (т. е. людям, занятым служением Богу в эти дни)?» Он ответил: «Нет равных им на пути Аллаха, кроме шахидов (людей, которых убили на пути Аллаха)» (передано от аль-Баззара, Ибн Хиббан).
Все мы знаем, что День Арафа самый великий день для хаджиев (паломников), ведь в этот день прощаются грехи и освобождаются от мук ада.
Чтобы считать великими 10 дней Зульхиджи, хватает лишь одного дня Арафа, который приходится как раз в первые десять дней этого священного месяца. Передаётся со слов Абу Катады (да будет доволен им Аллах), что (как то раз) пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) спросили об ураза (соблюдении поста) в день Арафа, и он так сказал:
«Пост (ураза) в этот день будет служить искуплением грехов прошедшего и предстоящего года». (Муслим).
Тем самым, за всего один день поста в день Арафа, Всевышний прощает нам грехи за два года. Поэтому нельзя упустить такой шанс, нужно стараться заслужить прощения Аллаха и проявить усердие в поклонении в эти священные дни.
Всем нам известно, что на десятый день месяца Зуль-хиджа приходится праздник Курбан байрам и в этот день мусульмане совершают обряд жертвоприношения. По мнению учёных, день жертвоприношения – это один из самых лучших дней из Сунны. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил:
«Лучшие дни перед Всевышним Аллахом – это день жертвоприношения «Явм-Нахри» и последующий за ним день «Явм-уль-Карри». (Абу Дауд и ан-Насаи.) «Явм-уль-Карри» – это день, когда паломники останавливаются в долине Мина после обхода Каабы и закалывания жертвенного животного. В эти дни совершаются самые важные виды поклонения.
Аль-Хафиз ибн Хаджар в книге «аль-Фатх» по этому поводу пишет так: «Вероятно, причиной величия десяти дней месяца Зуль-Хиджа стало то, что в нее входят самые важные обряды ибада (поклонения): намаз, ураза (пост), милостыня и совершения хаджа (паломничество), что не встречается в другое время года».
Как провести месяц Зуль хиджа
Первые 10 дней Зуль хиджа являются милостью Аллаха и Его подарком для верующих. Это шанс для получения сауаб (вознаграждения), который нельзя получить в другие дни. Поэтому следует приложить все усилия для увеличения поклонения в них.
Совершение хаджа или умры
В этот месяц Аллахом предписан выполнение одного из 5 столпов ислама – совершение хаджа, тем кто в состоянии это сделать. Это самый первый и самый лучший ибадат, который можно совершить в эти дни. Тот, кому Всевышний позволил посетить Его дом и совершить умру, воздаянием будет Рай. Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил:
«Умра стирает грехи, собравшиеся после совершения предшествующей ей умры, а за правильно выполненный (принятый) хадж непременно воздаётся только раем» (аль-Бухари, Муслим).
Принятый хадж – это такой хадж, в которой нет показухи, грехов, сквернословия, желания заслужить авторитет. Правильно выполненный хадж наполнен великими благами и вознаграждением.
Держать пост (ураза) в месяц Зуль хиджа
Пост – один из самых лучших поступков в эти дни. Всевышний связал пост с Собой, сказав:
«Все деяния сына Адама – для него самого, кроме поста. Он соблюдает его для Меня, и Я буду вознаграждать за него» (аль-Бухари, Муслим).
Поэтому желательно соблюдать пост в первые девять дней месяца зуль-хиджа. Нельзя поститься в десятый день, поскольку это праздничный день — Курбан айт. Держать пост в этот день запрещено.
Самый лучший день для поста – это день перед Курбаном, в день Арафа.
«Пост в день Арафа, соблюдённый ради Аллаха, Всевышний сделает искуплением за предыдущий год и за следующий» (Муслим).
Произнесение слов такбира, тахлиля и тахмида
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем совершённые в десять дней месяца Зуль-Хиджа. Больше произносите в эти дни слова такбира «Аллаху Акбар», тахлиля «Ля иляха илля Ллах» и тахмида «АльхамдулиЛлях»» (Ахмад).
Передаёт аль-Бухари, что Ибн Умар и Абу Хурайра, да будет доволен Аллах ими обоими, выходили на рынок в десять дней Зуль-Хиджа с возгласами «Аллаху Акбар», и люди повторяли за ними. Все эти дни Ибн Умар (р.а.) возглашал такбиры в местности Мина после намаза, перед сном, в своей палатке, во время совещания и ходьбы.
То есть желательно использовать свой язык только для благого: зикр, призыв к добру, запрет греховного, для примирения между людьми и общения с людьми в хорошей манере. Что еще более важно, необходимо удерживать язык от всего недопустимого: сплетни, ложь, ругань и оскорбление других. Сохранение языка является обязанностью во все дни, но ответственность увеличивается в эти благословенные дни. Также Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) призывал много читать следующие слова в эти десять дней:
سبحان الله والحمد لله ولا إله إلا الله والله أكبر
«СубханАллахи валь хамду лиЛляхи ва ля иляха илля Ллаху ваЛлаху акбар»
Жертвоприношение в Курбан байрам
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Самое лучшее пред Всевышним деяние в дни праздника жертвоприношения — это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День. И будет кровь его возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны».
Совершение благих дел
В эти дни нужно побольше совершить благих дел, таких как:
Да примет Аллах Всевышний наши поклонения! Аминь!
Источники информации:
- http://umma.ru/zul-hidzha-den-arafa/
- http://quran-sunna.ru/post-v-pervye-desyat-dnej-mesyaca-zul-xidzha/
- http://quran-sunna.ru/kak-provesti-mesyac-zul-xidzha/
- http://islam.ru/content/veroeshenie/43764
- http://islamdag.ru/verouchenie/42939
- http://islam.ru/content/veroeshenie/43449
- http://www.ummatour.ru/articles/kak-pravilno-provesti-pervye-10-dney-mesyaca-zul-hidzha
- http://islam.ru/content/veroeshenie/43709
- http://sunna.su/dostoinstva-mesyatsa-zul-hidzha/