Как сделать машину бмв
Экскурсия на завод BMW: как собирают легендарное авто
Роскошь, высокое качество и престиж – это символы автомобилей BMW. Большое количество любителей автомобилей спят и видят себя владельцем машины, выпускаемой на заводах Германии. Любая компания, достигшая успеха и ставшая настоящей легендой, трепетно оберегает свои технологии и новаторские идеи. О компании BMW можно сказать то же самое: руководство концерна за семью печатями хранит свои секреты. Но всё же попасть на завод возможность есть. Своими глазами увидеть, как идёт сборка автомобилей БМВ в Германии может каждый.
Где ещё собирают БМВ?
Основные производственные мощности расположены в Германии и США. Кроме этого, автомобили собирают в других странах: Египте, Тайланде, ЮАР, Индии, Малайзии, России. В основном в этих странах происходит сборка готовых элементов будущего автомобиля. Но не все запчасти производят в Германии. Много комплектующих производят другие предприятия, расположенные в разных уголках земного шара. К примеру, заднюю оптику делают в Италии, а колёсные диски в Швеции. Автомобильную кожу для салонов заказывают в Южной Африке. Как ни странно, но автоматические коробки переключения передач делают в Японии. Всего на баварские заводы осуществляют поставку более 600 фирм и компаний.
Все ключевые заводы расположены на территории Германии. В Берлине выпускают мотоциклы фирмы всех модификаций. BMW 1 серии, купе 2 серии, BMW X1, BMW i3, BMW i8, BMW 2 Series Active Tourer собирают в Лейпциге. Моторы выпускают на околице старинного городка Регенсбурга. Он всего в часе езды от Мюнхена.
Сборка БМВ 3 серии в Германии
Главный производитель находится в Мюнхене на баварской земле. Здесь собирают БМВ 3 серии. При въезде в город туристов встречает огромное здание. Оно возвышается на много этажей вверх. Архитектурный комплекс представляет собой четыре цилиндра, соединённые между собой. Возле небоскрёба Bayerische Motoren Werk AG расположен музей и огромный выставочный зал. Его крышу украшает огромная фирменная эмблема, которая знакома всем автолюбителям. Вход в музей абсолютно бесплатный. Любой желающий может познакомиться с историей автомобилей BMW, прикоснуться к настоящей легенде мирового автопрома.
Общая территория завода в Мюнхене составляет несколько сотен гектаров. Масштабы производства таковы, что и за 2 часа не обойти весь завод. Здесь расположены прессовочный, сварочный, покрасочный, сборочный цеха и небольшой тестовый трек. На заводе построена собственная теплотрасса, подстанция и ресторан. Всего на заводе работает 6700 человек. С их помощью выпускается более 170 тысяч автомобилей БМВ в год.
На территории баварских заводов всё очень строго, передвижение посторонних по территории разрешено только в составе экскурсионных групп под руководством гида. Ездить можно на машине со скоростью до 30 км/ч. Местная полиция имеет право при нарушении установленных правил запретить заезд личного автотранспорта на территорию завода сроком на 2 и более месяцев.
Пресс
Производство BMW начинается в прессовочной цехе. Рабочих тут не увидишь, всё автоматизировано. На входе в станок металл, скрученный в рулон. Через минуту из-под пресса выходит готовая деталь. Для изготовления различных элементов кузова используется металл разной толщины. Все это контролируется с помощью компьютерной системы.
Серийное производство деталей BMW
Сварка
Следующий этап – сварочный цех. Отштампованные детали поступают на сварку. Большое количество роботов работают быстро и слаженно на небольшой территории. Их металлические манипуляторы буквально в паре миллиметров проходят друг от друга. Весь процесс рассчитан по секундам. Буквально на глазах появляется кузов будущего автомобиля. Потом он отправляется дальше. Следующий этап – грунтовка и оцинковка.
Покраска
Работу роботов в покрасочном цеху можно назвать чудом инженерной мысли. Подготовленный кузов красят десяток манипуляторов, они сами открывают двери, капот и крышку багажника. Самое удивительное: робот подал очередной кузов на покраску, машина красится в зелёный цвет, следующий корпус может быть покрашен в совсем другой цвет, к примеру, в красный или белый. Все это без остановок и всяких промывок краскопультов.
Температура воздуха в цеху примерно 90–100 градусов Цельсия. В покраске используется свойство частиц, имеющие заряды разных полюсов. Из курса школьной физики известно, то они притягиваются. Кузов машины имеет «-», а краска – «+». В этом случае лакокрасочное покрытие ложится идеально ровно. Затем кузов отправляется в печь, чтобы краска и лак окончательно высохли. Под конвейером течёт разноцветная река. Это технологическая вода, с помощью неё собирают частицы краски, которые не попали на кузов. Потом она очищается и снова возвращается в покрасочный цех для повторного использования.
Сборка
В сборочном цехе 90% операций выполняются человеческими руками. Здесь всего 10 роботов для сборки. Их используют для установки тяжёлых элементов и агрегатов. По очереди устанавливаются:
Работают в этом цеху только высококвалифицированные кадры. Чтобы не запутаться в таком огромном количестве деталей, людям помогают компьютеры. На каждую модель составлены карты комплектации, система поставки отработана с немецкой точностью: одна ошибка, и весь процесс может остановиться.
Руководство поощряет обучение персонала. Работает девиз: «Хочешь получать больше – учись». Многие рабочие могут выполнять различные операции. Их периодически ставят на разные участки сборки во время одной смены. Это намного повышает производительность.
Для сравнения, сборка итальянского автомобиля Фиат занимает 22 часа, а вот авто марки Rolls-Royce переходит от цеха к цеху на протяжении 2 недель.
Финальная сборка и тест
На последнем этапе проходит установка опционного оборудования, проверка работоспособности и тест всех систем и приборов готового автомобиля. На изготовление одной машины марки БМВ уходит 32 часа. В бак заливают 22 литра бензина или дизеля, и машина отправляется на специальной платформе на склад. Но там она долго не задерживается и отправляется прямиком к заказчику. Стоянка готовых автомобилей вмещает только 3000 автомашин. Примерное время от заказа до получения новенького БМВ составляет 40–50 дней.
Все технологические линии постоянно модифицируются. Обслуживание конвейеров, роботов и манипуляторов проходит параллельно производству. Завод раз в год закрывается на профилактику, которая длится 3 недели. Средняя зарплата работника завода составляет 2,5 тысячи евро. Кроме этого, руководство концерна поощряет за новые идеи и изобретения и не скупится платить за это премии.
Как побывать на заводе БМВ?
Записаться для экскурсии на завод баварского гиганта может каждый желающий. Для этого достаточно забронировать место в группе через официальный сайт BMW. 2,5-часовая экскурсия стоит 8 евро с одного туриста. Вас проведут от самого начала до финишного этапа. Посещение заводских цехов вызывает восторг и восхищение от силы инженерной мысли. Если у вас нет возможности лично приехать в Германию, то можно посмотреть виртуальную 15-минутную экскурсию на сайте BMW.
Как создаются новые BMW: от концепта до прототипа
Любой автомобиль баварского бренда — символ скорости, мощности, роскоши и комфорта. Владелец современного BMW в глазах окружающих выглядит успешным и состоятельным человеком, и это одна из основных причин популярности германских моделей. Статья посвящена процессу создания «баварцев»: от разработки концепта до запуска прототипа. Также коснемся вопроса о том, где в России собирают новые BMW.
Начало: разработка концепта
Главный дизайнер BMW Адриан ван Хойдонк однажды сказал журналистам, что при постановке задачи на разработку концепта он предъявляет подчиненным лишь общие требования. Это делается умышленно: специалисты, фантазия которых не ограничена строгими рамками, нередко предлагают очень интересные решения. Не должны изменяться лишь основные черты фирменного стиля, такие как двойные круглые передние фары и решетка радиатора в виде двух ноздрей.
Создание эскиза
Это первая стадия работы над концептом BMW. Отправная точка — видение образа будущего автомобиля дизайнером. Создавая эскиз, специалист пользуется только белым листом бумаги и карандашом, выражая свои идеи в форме рисунка. О том, возможно ли реализовать замысел на практике, пока речи не идет, основная задача — отразить характер будущей модели, чтобы ориентироваться на него в ходе дальнейшей работы над дизайном.
Рисование лентой
На этой стадии видение дизайнера впервые пересекается с реальностью, когда специалист переносит готовый эскиз в пакетный план с помощью гибкой клейкой ленты. Получается своеобразная карта BMW Concept в натуральную величину. При ее создании приходится учитывать и технические нюансы. Готовый рисунок должен наглядно, до мелочей отображать силуэт будущего автомобиля.
Глиняные модели
Все эскизы и ленточные изображения предоставляются на утверждение главному дизайнеру. Когда наиболее удачный рисунок получил одобрение, на его основе изготавливают полноразмерную модель. Эта работа выполняется вручную, основные требования к ней:
В качестве материала для моделирования используется промышленный пластилин, который дизайнеры называют глиной. Готовая модель должна давать полное представление о том, как будет выглядеть новый БМВ.
3D-моделирование
Пластилиновая модель, выполненная вручную, точно воспроизводит поверхности и линии концепта БМВ. Однако в процессе проработки технической стороны в любом случае придется вносить изменения. Для этого модель переводят в цифровой вид. На этом этапе дизайнеры работают совместно с техническими специалистами, стараясь достичь оптимального сочетания формы и функциональности.
Сборка прототипа
При изготовлении прототипа будущего автомобиля за основу берут утвержденную шеф-дизайнером и главой компании цифровую модель. Сборка выполняется на специальном предприятии, расположенном в исследовательском центре BMW (Мюнхен, Германия). С конвейера сходят готовые прототипы будущих моделей, которые в дальнейшем запускаются в серийное производство. Производственный процесс максимально автоматизирован, но отдельные операции работники компании выполняют вручную.
Разработка предварительной модели BMW происходит в следующих целях:
Прототипы практически на 100 % выполняются из алюминия, что полностью оправдано, поскольку их не ждут испытания на прочность, а в серийное производство будут запущены модели из основных материалов. По готовности модель оклеивают специальной пленкой, чтобы видны были только очертания автомобиля, и снимают пленку лишь перед началом презентации.
Финальная доводка
Заключительный этап — финальная доводка модели по результатам испытаний на трассе «Северная петля» в Нюрбургринге. Тестировщики совершают несколько заездов, чтобы оценить поведение автомобиля на дороге, его скоростные и динамические характеристики. После устранения выявленных недостатков новый BMW запускается в серийное производство.
Дешевле нового «бюджетника», но гораздо быстрее! Как сделать из старой BMW по-настоящему «злой» автомобиль
Фото автора и команды URacing
Фото автора и команды URacing
Выкручиваю вторую передачу почти до отсечки, оттормаживаюсь и ныряю в поворот. Вау, эта старая BMW ведет себя почти как кольцевая машина – она точно следует за рулем и почти не кренится, а шины обеспечивают космический «держак»!
Владеет этой «злой» BMW Юрий Бычек, организатор трек-дней URacing, о которых Автобизнес рассказывал пару недель назад. Раньше у него была Mazda RX8, на которой парень выиграл множество соревнований, в том числе Кубок Беларуси по Time-Attack. Теперь вместо одной «японки» у него сразу две машины – подготовленные BMW E36 и Porsche Boxster. В общем, новый вызов, как принято говорить.
Как сделать из старой BMW машину, на которой не стыдно показаться на трек-днях, и при этом можно спокойно использовать на «повседнев»? Успешным результатом погони за двумя зайцами поделится сам Юра.
«Первый критерий – машина не должна быть ржавой»
– Я хотел приобрести бюджетный автомобиль для любительских соревнований и для того, чтобы при этом она оставалась максимально приближена к гражданской повседневной машине. Я не избалован суперкомфортом, но некоторые вещи для каждодневной эксплуатации мне необходимы. Так что это не чистый «корч», у меня в нем даже детское сиденье бывает.
Выбирал из заднеприводных машин – это мое личное предпочтение. Не говорю, что передний привод – это плохо. Просто из опыта осознал, что люблю задний или полный привод. Лучше всего под мои запросы подходила BMW E36. Е30 уже старые, запчастей на них нет. В продаже либо супергоночные «корчи» с неродными двигателями, либо музейные экспонаты, либо что-то среднее, но в очень плохом состоянии. Е46? На нее нет готовых решений. Например, по блокировке дифференциала и прочему.
Но даже Е36 пришлось поискать. Посмотрел порядка 10 автомобилей, больше всего присматривался к Compact. Почему? Они выпускались до 2000 года, моя машина 1999-го. Следовательно, эти автомобили можно найти в хорошем состоянии. Плюс непопулярность этого кузова среди молодых «уличных гонщиков» дополнительно увеличивает шансы на встречу с хорошим вариантом.
Compact на 100-200 кг легче седанов и купе в том числе из-за задней подвески и короткой задней части. Помимо этого, у «компактов» самый жесткий кузов в линейке. Общий вес автомобиля – 1190 кг, при этом есть дополнительная шумоизоляция, акустика Harman/Kardon, а это 10 тяжелых динамиков, работающие кондиционер и круиз-контроль, подогревы сидений, парктроники, ASC и ABS, гидроручник. Все, что сделано для облегчения, – по сути, только выхлоп.
Из-за меньшего веса Compact позволяет выбрать менее мощный двигатель для увлекательного вождения и спорта. Мой выбор – четырехцилиндровый мотор 1.9 M44B19, который также ставился в BMW Z3. Он заканчивается ровно на «стаканах», этим и обусловлен выбор данного двигателя. Реальная развесовка близка к 50 на 50.
Если бы этот мотор стоял в купе или седане Е36, то его откровенно не хватало бы. Пришлось бы ставить рядную «шестерку», которая больше в размерах и стоит в базе автомобиля не так оптимально. Вдобавок ее дороже обслуживать. Compact с четырехцилиндровым мотором как «хачироку», Toyota AE86, только по-немецки: такая же юркая, оборотистая и легкая.
В итоге купил эту машину в 2018 году примерно за 3.000 долларов у девушки, которая просто ездила на ней на работу. Это недешево, но было, за что платить: «живой» кузов, «живой» двигатель и подтвержденный оригинальный пробег 200.000 километров. Даже какая-то сервисная история к машине прилагалась.
Первый критерий при выборе старой BMW – машина не должна быть ржавой. Мой экземпляр в отличном состоянии по днищу, я за этим слежу. Проблемные места обработаны. Некоторые элементы кузова до сих пор в родной краске.
«На настройку ЭБУ с опытным специалистом пришлось потратить порядка 10 часов»
Изначально Е36 была в полностью стоковом состоянии и «дремучая», опции в ней не работали просто от старости. Пришлось менять датчики, блоки электроники, благо, на разборках этого навалом. При этом все запчасти стоят дешево, работа тоже довольно простая, но ее очень много! Старая электроника сперва постоянно сыпалась, путь к ее возрождению был очень долгим.
Потом потребовалась ревизия тормозов – поставили большие от купе Е46 328. Диски Rotinger тут 300 миллиметров, максимальный размер для использования «боевых» зимних 15-х колес, колодки – Ferodo DS2500. Задние тормоза тоже поменяли. Поставили армированные тормозные шланги, залили спортивную жидкость. Гидроручник – для выездов летом и зимой на любительский дрифт.
Естественно, делали и подвеску. Поставили польские койловеры MaxSpeed. Одна из проблем с тюнингом Е36 в том, что на нее не существует хорошей подвески за небольшие деньги. Можно купить KW V3 за 2500 долларов, а можно подобные койловеры за 350-400 долларов. Мы их «отребилдили» и доработали, выставили правильные преднатяг и развесовку. Уже дважды их разбирали. Со второго раза удалось найти оптимальные компоненты. Также заменили в них масло и все сальники. Поменяли верхние опоры задних амортизаторов на резиновые и нашли оптимальные ШС для передних. После наших доработок подвеска используется более года и отлично работает. В планах зимой попробовать кастомные, более жесткие пружины для летнего периода.
После установки койловеров машина начала агрессивно отзываться на руль, но гражданские углы установки колес не давали показать нужный результат. Для регулировки развала на передней оси использовали верхние развальные чашки. Сзади развал настраивается благодаря специальным вварным пластинам, они крепятся к соединению задней балки и рычага.
Все жалуются на Compact из-за простой подвески сзади, но такая же была на М3 Е30 и у родстера Z3, что не мешало этим машинам прекрасно управляться и занимать первые места в престижных гонках. У подвески легкий вес, и ее несложно правильно настроить. Стоят распорки Swagier вкруг – перед, зад, низ. Толстые стабилизаторы от М-подвески, как и сайлент-блоки передних рычагов, жесткие со смещенным центром.
Колеса BBS RK 16х8J ET15 с резиной Federal RS Pro. Они очень легкие и оптимально подходят под эту машину по вылету и размеру.
Следом обслужили двигатель: поменяли все текущие прокладки и прочее, сделали профилактический ребилд. Поставили сцепление Sachs Stage 1, облегченный и отбалансированный маховик от старого мотора М20 – вместо заводских 14 кг получили 5,5. Машина стала очень бодро отзываться на «газ». Ржавый глушитель выкинули – теперь здесь полностью переработанный из нержавейки с равнодлинным коллектором и оконечной частью Eisenmann. Впуск доработан с помощью большого короба от Z3 и фильтра K&N. Зажигание собрано на компонентах Denso.
После всех доработок по мотору машина приехала на стенд. На настройку с опытным специалистом пришлось потратить порядка 10 часов. Все делалось через компьютер, поскольку здесь современная система управления двигателем Bosch. Благодаря настройке отсечку удалось поднять на 700 оборотов – теперь она выставлена на 7100. С помощью заводских разрезных шестерней оптимально выставили распредвалы.
В итоге – 160 л.с. и 200 Нм. На дороге «приход» очень ощутимый, поскольку весь график поднялся вверх, машина поехала лучше на всех оборотах. Плюс реализована система изменяемой геометрии впуска DISA – после 3500 оборотов открывается короткий впускной тракт, машина на низах дает момент благодаря «длинному» впуску, а на верхах – мощность. В среднем до 100 км/ч она разгоняется за 8 секунд. «Взбодрение» двигателя потянуло примерно на 700-900 долларов.
КПП с короткоходной кулисой здесь от BMW Z3, от нее же дисковая блокировка дифференциала. К сожалению, блокировка уже старая и в 90% случаев после покупки сразу требует обслуживания для правильной работы. При переборке решили не использовать заводские запчасти, а купить сербский кит Racing Diffs на четыре диска вместо двух заводских. Он стал в родной корпус и увеличил степень блокировки примерно вдвое, до 50%.
Последнее, как вишенка на торте, – короткая рейка от BMW Z3 с жестким карданчиком от Е34. Крайне «фетишная» и очень редкая деталь. Цена – примерно 500 долларов. Они уже давно все раскуплены. Зато вместо 3,5 оборота – 2,6. Не могу сказать, что это «маст хэв» для любой Е36 из-за большой цены. Но если есть возможность купить и поставить такую – она того стоит, особенно при использовании в Time-Аttack или кольцевых гонках.
«При работе с Е36 главное – это не увлекаться»
«Внешка»? Установили опциональный спойлер М-clubsport на багажник, козырек на заднее стекло AC Schnitzer. Зеркала, «губа» переднего бампера и накладки на пороги – от М3. Все остальное – заводской М-пакет.
Важный момент: у многих Е36 в Беларуси через М-бампер виднеется асфальт. По заводу должен стоять защитный кожух, он управляет потоком воздуха, забирает его из-под низа для охлаждения двигателя. В моем авто его тоже не было, как и оригинальных заборов воздуха на тормоза, – все было докуплено и установлено уже в процессе доработок.
Дополнительно была установлена темная оптика вкруг Hella Black и черные «ноздри».
Сиденья здесь Sportsitze, с подогревом. Эти кресла были по заводу в моем авто. Также к оригинальной акустике Harman/Kardon была докуплена оригинальная магнитола Becker BMW. Приборная панель установлена с E36 323ti – крайне редкий «ништяк», за которым охотятся многие ценители данного кузова.
Я не считал точную сумму всех доработок автомобиля, но, думаю, только на детали была потрачена внушительная сумма. Но сделать классическую BMW, которую можно использовать в спорте, да еще и дешево, невозможно. Есть вариант поискать готовый автомобиль для спорта за 5000-7000, но, к сожалению, чаще всего получается так, что многое в «готовом» автомобиле приходится переделывать. Особенно, если вы хотите участвовать в гонках.
Поэтому я искал максимально нетронутую машину. Ее не успели поковырять, везде оригинальные провода без скруток. А уже после покупки я знал, как сделать правильно, пусть для этого понадобились серьезный подход и некоторая сумма денег.
Я не считаю, что она дорогая. Примерно 7000 долларов, в которые я ее оцениваю, – подъемные деньги для автоэнтузиаста. Я регулярно ее обслуживаю и готовлю к мероприятиям. Масло меняю раз в 2500-3000 километров из-за большого гоночного пробега.
Автомобиль сдается в аренду у нас на трек-днях Uracing. Машина в течение сезона практически не изменяется, не висит неделями на подъемнике и может поставить отличное время круга. Вдобавок мы ведем отдельную таблицу участников, которые «рубятся» за лучшее время на круге на этом автомобиле. Приз – сертификат на покупку тормозных дисков Rotinger. В этой таблице уже порядка 35 пилотов. Участники едут на схожей резине для уравнивания шансов в таблице.
Также мою машину в аренду берут люди, у которых нет своего спортивного автомобиля или он находится в доработке или постройке. Цена за аренду – 300-350 рублей, но при этом в машине бодрый двигатель и максимальная (в разумных пределах) доработка для Time-Аttack, спортивная резина. На ней действительно интересно гоняться.
P.S. Ближе к концу нашей беседы Юра не смог устоять, чтобы не поделиться мнением о некоторых фанатах модели. Получился колоритный спич, который невозможно оставить за пределами этого текста:
– Е36 – это один из любимых кузовов BMW у народа. В каждом дворе тебе расскажут, какая это классная машина, что у тебя поворотники Hella Black. А если в ответ уточнить, что в автомобиле рейка от Z3 и штатный Harman/Kardon, то парни просто будут в восторге.
Среди владельцев старых BMW периодически встречаются уникальные ребята. Вот пример: у владельца BMW ржавые пороги, а он покупает в салон подстаканник за 100 долларов. При этом один порог стоит примерно 80 долларов. Доложив еще 60 можно купить второй и восстановить кузов, но нет, подстаканник за сотку – это святое. Подстаканник взят как пример, вместо него может быть любая другая «фетишная» запчасть для старой BMW.
При этом если сильно увлечься E36, можно потратить очень круглую сумму. Встречаются экземпляры, в которые вложены десятки тысяч долларов, при этом автомобиль не из М-линейки. В итоге машина по стоимости легко может обогнать современные BMW или очень хороших представителей современных японских спортивных автомобилей.