Как самому сделать проводку на авто
Вся электропроводка своими руками (не сложно, но долго)
Начну с того, что как и у всех б/у машин проводка вся в изоленте и кое-как положена по кузову. Поэтому было принято решение купить всю проводку с нуля (на такую машину не грех). Поискав по интернету, магазинам и рынкам я передумал, и начал всё делать сам. Купил клещи, мамки, папки и кучу цветных проводов приступил. Сначала собрал жгут из 6 проводов и пустил его на подключение задка. Кстати он сейчас выглядит вот так
1. Красный СТОП
2. Жёлтый ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ
3. Жёлтый ПРАВЫЙ ПОВОРОТ
4. Зелёный ГАБАРИТ
5. Белый ЗАДНИЙ ХОД
6. Чёрный МИНУС
Добавление черного провода в жгут дублирует массу на фонари и окисление её на кузове автомобиля. К тому же подключение массы в одном месте ограничивает зачистку кузова от краски и соответственно защищает от коррозии в это месте. Всё это одевается в термоусадку и прогревается. Результат готовый кабель. В процессе протяжки его по салону добавляется СИНИЙ от датчика бака и ЖЕЛТЫЙ от контрольки бака, затем провода подсветки салона на стойках и т.д. Комплект основных предохранителей вывел за пределы кабины (под капот)
Провода прятал под ковролином в таких местах, где вероятность раздавить ногами или ещё как сводится к нулю.
Очень сильно в работе помогла книжица *Электрооборудование автомобиля ВАЗ-2106*. В ней всё описано так просто, что и ребёнок разберётся. Ссылка на книгу в формате PDF ru.files.fm/u/spcwqzhj
Это собственно как комикс в картинках. Есть и другие книги по ремонту автомобиля ВАЗ 2106, но это если кому интересно выложу для закачки.
По этому учебнику была создана проводка системы пуска двигателя
В подключении генератора помогла схема
О зажигании напишу чуть позже, там тоже свои ньюансы.
В свою очередь хотелось защитить стартер от повторного включения и при случайном повороте ключа при работающем двигателе. Воспользовался этой схемой
Была такая же с диодом, но у меня она не сработала. Стартер не запускался.
ВЫВОД. Проводка получилась классная, но времени и денег потрачено достаточно. Денег не считал, потому, что постоянно закупал мамки и папки (где то не правильно обжимал, где то не то), но в основном результат более аккуратнее вышло чем завод. Всё на фишках и подписано. Схемы проводки рисовал и сохранял самостоятельно.
Сделать новую моторную проводка с нуля? Возможно!
Но не все просто :)В этом блоге многое будет посвящено такой слабо обсуждаемой теме, как автомобильная проводка(ее спортивный, кастомный вариант). В русскоязычном интернете много информации и обсуждения о практически всех аспектах доработки кузова/шасси/двигателя, но крайне мало сказано о такой важной составляющей, как электрика. А ведь именно проблемы с электрикой могут иметь пренеприятнейшие последствия, от невозможности нормально пользоваться всем напичканным в автомобиль железом, до совсем фатальных превращений любимого авто в нехилый мангал 4х2 метра 🙂 Последняя угроза более чем реальна, кстати. К сожалению, некоторые мои знакомые проверили ее реальность на собственном опыте.
Так вот, в далеком 2009м году, когда я на этой машине участвовал в тогдашних единственных серьезных в России соревнованиях «Формула Дрифт», достали меня плавающие проблемы с моторной проводкой. Достали до того, что, по-моему, я не смог проехать ни одного парного заезда. Мотор просто неожиданно глох и отказывался заводиться. Особенно этой проблеме не нравилась именно парная дисциплина, квалификацию худо-бедно проезжали. Тогда стоял еще «родной» SR20DET около 400 сил, мозг — PowerFC. До конца сезона проблема так и не была выявлена(все очевидные варианты, типа насоса/питания_всего, естественно, были проверены).
Осенью я, наконец, с ней разобрался, но поскольку все равно собирался менять мотор на легенду от тойоты(бедный SR откровенно плохо тянул длинную 3ю передачу), и предстояла адаптация моторной проводки под ниссан, было решено эту проводку максимально упростить. С тем уровнем знаний и опыта(с электротехникой знаком хорошо, схемы читать умел, сигнализацию поставил сам :), ничего путного из этого выйти не могло, т.к. использовался стандартный арсенал всех российских электриков — скрутки, изолента, старые провода и разъемы, надерганные из родной проводки и прочий трэш 🙂 Это все более-менее работает, пока используется в небольших участках(ДОПы подключить, сигнализацию поставить), но в масштабах целого авто ТАК лучше не делать — слишком много потенциально глючных мест появляется.
В крайнем случае подход «а я сам у папы электрик» приводит уж к совсем плачевным результатам. Я даже собрал небольшую коллекцию из того, что мне попадалось:
Как навести порядок в электропроводке
Добрый день, коллеги!
Штатная заводская электропроводка автомобиля выполнена аккуратно и по науке, к ней можно найти электрические и монтажные схемы. Поэтому в заводской проводке ориентироваться относительно просто, чего не скажешь о нештатной проводке.
Наверное, многим, кто имел дело с нештатной проводкой, оставшейся от предыдущих хозяев или автоэлектриков, приходилось разбираться в ней методами «научного тыка», напоминающими увлекательнейшие игры «обезвредь бомбу» или «как не спалить автомобиль за 10 минут». Да что там говорить, через год-два и сам забываешь, чего там в прошлый раз напаял и напрокладывал. А такой нештатной проводки может накопиться довольно много. Это и охранные системы, парктроник, маршрутный компьютер, газобаллонное оборудование, видеорегистратор, радар-детектор, дневные ходовые огни, стабилизаторы для светодиодных ламп, прицеп, дополнительные розетки и т.д.
Надо сказать, что автомобилисты не одиноки в этом вопросе. Эта проблема давно известна и электрикам, и компьютерщикам, и специалистам по телекоммуникациям (фото 4, 5):
Так как и ваш покорный слуга не избежал сей участи разбираться в чужих (и своих) хитросплетениях проводов, поделюсь личным опытом, как навести мало-мальский порядок в чужой нештатной проводке, либо как организовать свою проводку при различных доработках автомобильной электрики.
Выделим основные принципы организации проводки:
Принцип 1. Цветовая дифференциация проводов
Используйте провода определенных цветов для проводки различного назначения. Например, провода теплых оттенков (красный, желтый, оранжевый, коричневый) — для плюсовых проводов питания, а холодных и серых оттенков (синий, черный, серый) — для минусовых проводов. Провода других цветов (белый, зеленый, розовый), а также смешанных цветов (с полоской) — для сигнальных и вспомогательных проводов (датчики, катушки реле и т.д.):
При этом желательно использовать провод одного цвета по всей длине цепи, а не составлять из нескольких кусков разного цвета, это затруднит последующий поиск начала и конца цепи.
Принцип 2. Правильная ориентация разъемов
Старое как мир правило — со стороны источника питания ставится разъем «мама», со стороны потребителя — разъем «папа». Это правило написано кровью, так как во многих разъемах «папа» контакты открытые и их легко коснуться рукой или устроить короткое замыкание. Представьте ситуацию, если в доме поменять местами электрические вилки («папа») и розетки («мама»). Разъемы датчиков могут быть любыми, в зависимости от того, подается ли на датчик внешнее питание.
Принцип 3. Не ставьте рядом одинаковые разъемы
Когда в жгуте проводки рядом находятся несколько одинаковых разъемов, их легко перепутать и подключить не к тем электрическим цепям. Поэтому соседние разъемы желательно ставить разной конфигурации или хотя бы разных цветов. Промышленность предлагает большое количество различных разъемов (фото 8, 9):
Принцип 4. Маркируйте нештатную проводку
В нештатных проводах гораздо легче ориентироваться, если провода каким-либо образом промаркированы или подписаны. В продаже предлагаются различные кабельные маркеры, например, навесные бирки, клейкие ярлычки, цветные колечки и др. (фото 10, 11):
Лично я пользуюсь самодельными ярлычками. Одно время использовал ярлычки из изоленты и подписывал их маркером. Также, маркером иногда подписывал разъемы. Это простой и быстрый способ маркировки, но результат выглядит довольно «колхозно» (фото 12-14):
Позже я перешел к более культурному способу маркировки в виде самодельных печатных ярлычков. Сначала на компьютере формирую список ярлычков, распечатываю, ламинирую скотчем, нарезаю отдельные ярлычки. На обратную сторону ярлычка наношу клей и обертываю ярлычок вокруг провода. Также наклеиваю поясняющие надписи на электронные блоки (фото 15-17):
На фото 18-19 примеры такой маркировки в моей машине:
Принцип 5. Собирайте проводку в жгуты, а жгуты закрепляйте
Чтобы по машине не валялись косы и клубки проводов, собирайте проводку в жгуты. В продаже есть специально предназначенные для этого гофрированные трубки разного диаметра, под жгуты с различным количеством проводов. Чтобы жгуты не висели и не стучали на ходу, закрепляйте их к элементам кузова, каркаса панелей и т.д. (фото 20):
Принцип 6. Выбирайте достаточное сечение проводов, в зависимости от тока нагрузки.
То, что сечение провода должно соответствовать максимальной силе тока нагрузки, это очевидно, иначе можно устроить пожар. Я немного о другом. Никаких гофрированных трубок не хватит, если выполнять всю проводку проводами одинаково большого сечения. Нет смысла использовать толстые силовые провода для слаботочных сигналов от датчиков или для питания светодиодных лампочек. Поэтому, при выборе проводов для своих проектов, используйте принцип разумной достаточности. Тогда проводка будет выглядеть более осмысленной и изящной.
Принцип 7. Документируйте сделанные изменения
Очень полезно сохранить для последующего использования электрическую и монтажную схему ваших доработок, назначение и цвета проводов и разъемов. Не поленитесь, нарисуйте, запишите, потом скажете себе спасибо. По записям и ярлычкам на проводах намного легче вспоминать, что ты сделал несколько лет назад.
На этом все, пишите комментарии о вашем опыте наведения порядка в проводке.
1. Электропроводка. Что надо для ремонта электропроводки?
Представляю вашему вниманию первую статью из серии — электропроводка автомобиля.
Первые статьи будет универсальные для разных автомобилей, а дальше будет углубление в электропроводку для Taunus.
Эта статья полезна для тех, кто хочет знать больше про электропроводку автомобиля.
Одна из самых страшных систем в автомобиле, это электрооборудование и провода.
Лишь кинув взгляд на провода, в голову приходит мысль, что 300 бешеных шайтанов ее собирали.
Проводов очень много и они все такие разные.
Так вот, это только на первый взгляд.
Если покопаться, то оказывается они не такие и страшная.
А проведя с ними пару дней, она становиться как «родные», и вы начинаете писать про нех статьи.
Что надо для ремонта электропроводки?
1. Тканевая изолента: термостойкая, водонепроницаемая
2. Простоя изолента
3. Разъем: «папа»
4. Разъем: «мама»
5. Тестер, мультиметр.
6. Масло WD — 40
7. Зажигалка
8. Канифоль
9. Припой
10. Паяльник
11. Термокембрик — термоусадочная трубка.
12. Схема электропроводки.
так же:
14. Ручка
15. Скотч
16. Бумажки
Как это все использовать?
5. Тестер, мультиметр.
Очень крутая вещь, активно используется в проверке проводов.
Пойдите на базар и купите самый дешевый, китайский мультиметр, его вам хватит на долго.
С помощью его можно проверят уровень зарядки аккумулятора, работоспособность реле генератора, вольтаж, сопротивление в проводах.
Универсальный, удобный, легкий в использовании прибор.
(как его использовать, будет отдельная статья)
12. Схема электропроводки
Для того, что-бы знать какой проводок, куда присоединять.
13. Контролька
Берем лампочку на 12 вольт (одно-контурную). Присоединяем два провода.
Один кидаем на корпус автомобиля.
На край второго присоединяем иголку и можем тыкать в провода, если лампочка загорается, то в проводе течет ток.
Аккумулятор в этот момент должен быть подключенным.
Удобно искать пропавший контакт, или обрыв в проводе.
14-15-16. Ручка. Скотч. Бумажки
Надо что-бы помечать провода и приборы в процессе работы с проводкой.
Когда разбираешься с огромное количеством проводов, то уже через 20 минут перестаешь различать, где какой, а если помечать, то найти нужный разъем-проводок очень просто.
17. Стальные нервы
Занятие это медленное, так что упорство надо иметь!
Вот пожалуй и весь необходимый набор для работы с проводкой.
Паяйте, крутите, проводите.
Да пребудет с Вами Сила.
Спасибо за внимание.
Любые вопросы по проводке пишите здесь.
Попробую ответить на все.
Схемы спортивных и утилитарных проводок
Соберу в одном месте все версии схем электропроводки Labi.
Это первая серийная версия:
Условно она была предназначена для построения трофийных машин.
А вот это версия С2.6 для кроссовых машин:
Следующие версии относятся к поколению «проводка на 5».
Суть в том, что есть такая математическая теорема, согласно которой для раскраски любой географической карты достаточно 5 цветов. Главное — математически правильно начать. Начнёшь не так — не выйдет. Я применил эту теорему к проводке.
Не с пустого места возникло это желание. Дело в том, что в процессе сборки жгутов новой проводки прямо на машинах мне постоянно не хватало цветов. Надо было найти самое рациональное их распределение.
Оно получилось. Всё уложилось в 5 цветов (плюс два постоянных: красный — плюс, чёрный — масса). Через много-много итераций, о чём мне сегодня расказывать скучно. Вот результат:
Оно работает. Любой жгут можно собрать на земле, даже не видя машину. На машине можно взять любой провод и по этой табличке понять, куда он идёт.
Я наблюдал, как коллеги собирали машину по схеме версии 4.3 — таблицей они пользовались намного чаще, чем собственно схемой.
Ну и главное — более не нужна маркировка. Если вы смотрели на мои первые внедрения — я маркировал провода сперва цифрами+буквами, потом разбил жгуты на цифровые блоки… Это серьёзная трата времени.
Теперь достаточно пометить жгут цветной термоусадочной трубкой. Ну или цветной изолентой.
И вот первая схема «проводки на 5», версия 4.3:
По пути схема серьёзно упростилась. В конце расскажу о природе этого явления.
Удовлетворение новой схемой не было долгим… В работу пришёл корч, хозяин которого сформулировал задачу так: сделать за сутки, ничего лишнего не надо.
В его спортивной дисциплине нужен был минимум электроприборов. Казалось бы, чего такого: Берём последнюю версию проводки и отрезаем лишнее…
Но попробуйте это сделать на бумаге — схема получается откровенно глупой. Второй блок предохранителей оказывается ненужным.
Ну и родилась версия «Zero» — самое большое оскорбление, что я нанёс любителям «всё разгрузить реле и предохранителей на каждую линию». Вот она:
Машина, кстати, сразу поехала на подиум, заказчику предложили за неё хорошую цену и он не устоял — продал.
Далее была череда «Zero» и тут хороший человек попросил обновить проводку буханки в Лесхозе. А я уже разгорячён корчами, возиться с заводскими жгутами неохота… Ну и, дурак, взял и ляпнул, что адаптирую под него спортивную версию.
Получилась версия проводки «Лесхоз»:
Буханка — это не моя машина. Не моя и всё. Но вот после рождения этой версии владельцы буханок взяли меня в плен. Только на следующей неделе будет делать две таких.
Проводка настолько логично легла на машину (без каких либо прибамбасов — бород, панелей), что возникает ощущение её природного, естественного происхождения.
Вот так оно и должно было быть 40 лет назад. Эх, мне бы машину времени.
Правда теперь надо нарисовать несколько схем адаптеров для разного вида подрулевых выключателей.
Начинал я как все — с 26-ти предохранителей к потребителям, кучи реле и селективности предохранителей. Это такое веяние рынка. Проводка Хантера — его вполне отражает.
По пути встречал массу самодельных проводок. Прошу никого не обижаться, но 5/6 всех внедрений разбивает форумные аргументы в пух и прах. Это очень сложные и крайне вредные решения. Неповторяемые и неремонтопригодные. Я даже собрал коллекцию таких историй. Собрал, и как бы это не было обидно, продолжаю её пополнять новыми чудесами.
И, наоборот, возясь с проводкой постоянно, волей-не-волей понимаешь суть заводских решений. Недотянули заводчане УАЗа — это да, колхозили откровенно — тоже да, но изначально направление было задано верно.
Про остальной автопром и говорить нечего — в таком темпе «развития» автоэлектрики скоро станут ключевым специалистами на автосервисах. Однако это тема отдельного повествования.
И о завтрашнем дне.
Если кто думает, что версию «Zero» уже нельзя упростить — он ошибается. Недавно мне попалась раллийная машина, на которой эта версия не оказалась оптимальной. Вот так вот она была устроена, что проводов в ней оказалось много (относительно, понятно). И общие длинны вышли большими.
Я по этому поводу серьёзно переживаю. Переживаю и одновременно радуюсь — должно с этого выйти новое решение. Есть намётки… И математика мне вновь поможет.