Как расточить посадочное отверстие на диске авто своими руками
Как я искал Расточку ЦО на Литых Дисках и как мне ее сделали
Всем доброго суток.
Некоторое время назад искал человека кто растачивал диски, но как показала практика многие точат но теряют потом данные.
В итоге мне пришлось прокладывать свою тропу.
Сначала обратился:
1. В «Механику» — их комментарии что диски некоторые разваливаются напрочь отбил желание думать о них как о каких либо специалистах. — Цена 1300р ( и не факт что сделают)
2 Обратился в РЛД — сказали просто сухим голосом привозите и все и озвучили цену 1600р. Хотя на сайте 1000р.
Понял, что искать фирмы это трата времени и денег. Нужно искать Токаря на прямую. Был один знакомый и его отец работает на заводе но далеко и все это надо согласовывать.
В итоге подумал часик другой и вспомнил что услуги Токаря и др видел на «Авито»
Нашел в разделе «Услуги и предложения.» Отсеял лишнее и нашел ближайшие места к своему дому. Обзвонил и нашел по 900р за диск. Сказали не проблема сделаем в течении одного часа при вашем присутствии. Обрадовался.
Договорился на вечер выходного дня. Днем просили не приезжать токарь спит))
Приехал по адресу охраннику 100р и заезжаем на территорию все время прямо (300м) и упираемся токарный цех.
Встречает токарь и помогает отнести диски.
Кстати когда вез свои диски прихватил оригинальный диск как образец, чтоб токарь не только на моих словах знал но и по факту к чему мы должны придти.
И вот началась работа первые 5-8 минут ставили диск и он крутиться криво. Первый раз когда видел что диск крутиться криво Очково было)) подумал диски кривые купил.
Ставили лицевой стороной к зажимам несколько раз и все равно криво, не получалось потому что рисунок выступал. Предложил ему задней частью зафиксировать диск, отказался сняли уши со станка и токарь пошел искать другие фиксаторы.
Поставили другие крепления и все равно диск пляшет.
В итоге диск поставили задней стороной к станку и вырезать пришлось изнутри. Первые несколько срезов подгоняли под точный размер. Как только первый диск был готов — остальные успевали только ставить на станок.
По итогам приехал в 19:27м и в 20:10м уже рассчитывался с токарем. Всего каких-то 40 минут.
На первый диск убили минут 20 с фиксацией и несколько проходов чтоб точно снять сколько нужно.
После этого оч все быстро прошло.
Токарный станок диски диаметром 21 точно возьмет.
А теперь самое главное.
м.Щелковская ул.Иркутская д3 (въезд в синие ворота)
Когда токарь точил диски, сказа что метал у дисков немецкий т.к. я не знаю кто производитель я усомнился и спросил почему так решил — и услышал небольшую лекцию. Кратце суть что у немецких дисков именно так образуется стружка, состав и фактура.
Вечером взвесил диск. Не удобно фотографировать было. Но что вышло, то вышло.
Расточка ЦО диска
Приобрел новую летнюю резину, но т.к. резина знатная, ставить ее на старые, китайские диски не хотел, к тому же они уже и потеряли свою идеальную геометрию. Пообщавшись с продаванами, все, как один утверждали, что покупка новых дисков — это максимум на 2 года, потом снова замена. Они все китайские и гнутся довольно легко. Если покупать, то только литье. Но бюджет ограничен, т.к. сама резина не из дешевых.
Итак заморочился поиском оригинальных (не обязательно VOLVO). Довольно редкие размеры усложнили поиски, родных в нашем городе нет в принципе (только на Volvo-сервисе, но там они золотые), а наиболее близким оказался вариант Nissan (модель не подскажу), с одной разницей — диаметр центрального отверстия меньше на 1 мм.
16К20 (токарный станок) не зажимает, искать в городе 16К25, еще более заморочено, чем найти родные диски. Взял на свой страх и риск (еще не придумал как растачивать), и повез на прокатку. Два были в идеале, а другие два незначительные отклонения. Но зато потом мне шиномонтажник заявил, что металл на дисках реально японский, жесткость на уровне. Кстати, на дисках должна быть выдавленная надпись Nissan, именно такие искал.
Итак, к отверстию. Разница в диаметре 1 мм, соответственно снять надо по 0,5 мм с каждой стороны, совсем не много. Поехал в строительный магазин и за 140 рублей приобрел лепестковый наждачный круг (кажется так называется)
Дальше следующая проблема, круг довольно жесткий, диаметр 80 мм, а диаметр ЦО 67,1 мм, вставить проблема. На помощь пришел банальный винтовой хомут
Расточка центрального отверстия (ЦО) дисков Eclair
Все Вы уже, конечно, знаете что все центра 5х112 трехсоставных дисков Eclair имели центральное отверстие равное 57,1мм.
В моем случае при вылетах 22 (перед) и 25 (зад) использование адаптеров под ЦО категорически запрещалось. Диски при этом торчали б сильнее моих летних.
Было принято решение расточить ЦО до необходимых мне 66,6мм, обратившись соседям, имеющим необходимый для этого парк оборудования в количестве станков более 20шт.
Открою детали этой процедуры, т.к. сам наблюдал впервые.
Пациент (диск в сборе) размещен на столе вертикального координатно-расточного станка:
Ну просто операционная какая-то:)
В пазах рабочего стола установлены крепежные болты, на которые одета ступица диска для его надежной фиксации:
Первым дело для грубой центровки устанавливается конус:
Опускается в цо диска:
Для размещения диска по центру стола:
Диск фиксируется гайками:
Затем конус заменяется на индикатор- микрометр, лапка которого скользит по стенкам цо, показывая биениями о необходимости подвинуть стол в ту или иную сторону:
Видео демонстрирует Вам эту процедуру:
Начинается проточка цо:
И зажат на отметке 66,6мм:
Для первичной подгонки используется калибр 65мм:
В процессе расточки:
Финальный этап расточки на 10мм глубиной:
Ну и готовый результат:
Теперь и Вы и я в курсе, как растачивается центральное отверстие до необходимого размера.
Что делать, если DIA дисков не подходит на ступицу машины
Многим автовладельцам знакомо чувство досады, когда увиденные на витрине и очень понравившиеся диски на машину не подходят. А ещё обиднее, когда все их параметры такие, как нужно, кроме одного, и чаще всего в такой ситуации оказывается неподходящим диаметр ступичного отверстия. Всегда ли можно нивелировать этот вопрос, и что делать, если DIA оказался не по размеру?
1. Каким должно быть центральное отверстие
Прежде чем искать пути обхода, позволяющие посадить неродной диск на ступицу своего автомобиля, уточним, что именно означает аббревиатура DIA. Это сокращение от слова «Hub Diameter», что дословно переводится как «посадочный диаметр». Так называется размер центрального отверстия в диске, соответствующий по диаметру посадочному пояску на ступице.
2. Если ЦО больше, чем надо
Увеличение центрального отверстия на дисках вполне допустимо, но с одним условием – если вы нашли адаптер нужного размера. Что это такое? Это вкладыш – центровочное кольцо из металла или пластика, внешний диаметр которого соответствует отверстию на диске, а внутренний ступичному диаметру. Поэтому на кольцах всегда указывается два размера, что мы и видим на фото.
Центровочные колечки
Иногда разница между этими окружностями составляет всего 1 мм, и у владельца машины возникает желание одеть эти диски и ездить так. Чем это чревато?
• При неплотном прилегании диска к ступице, колесо вынужденно центрируется крепёжными элементами – болтами или шпильками. Им приходится принимать на себя все ударные нагрузки, в результате чего они деформируются или попросту ломаются.
• При неравномерном креплении колеса диск смещается со своей оси, появляется радиальное биение, устранить которое на балансировочном станке невозможно. При этом на определённой скорости может бить руль, возникает неприятная вибрация кузова, что может способствовать самопроизвольному откручиванию колёс.
• Но даже если этого не случилось, то машине обеспечен ускоренный износ рулевой рейки, амортизаторов, шаровых опор и всех резинок на подвеске. И это не говоря уже о преждевременном и неравномерном истирании протектора на шинах, которые и так являются довольно дорогостоящим удовольствием для каждого водителя.
• Чтобы избежать такого внушительного количества проблем, стоит поискать или диски с правильным ступичным отверстием, или адаптеры, цена которым максимум 150 руб. за штуку (если алюминиевые) и 50 руб., если пластиковые. Тем более что нормальные магазины, торгующие дисками, чаще всего имеют в продаже и ассортимент центровочных колец.
• Кроме того, многие производители целенаправленно выпускают универсальные диски, с двойной сверловкой, которые можно ставить на разные автомобили. При этом центральное отверстие имеет больший из возможных диаметров, а переход на меньший предусматривается именно за счёт ступичных адаптеров.
Примечание: В основном такие варианты предлагаются для легковых машин, с размером ступицы, не превышающей 73 мм. Такого не бывает, чтобы можно было снять диски с большого джипа и одеть их на маленький седан.
3. Если отверстие на диске меньше ступицы
Глупо, конечно, покупать для автомобиля заведомо неподходящие колёса. Зачем протачивать диски, если без проблем можно найти родной размер? Но иногда приходится.
Ситуации ведь бывают разные. Например, модель машины довольно редкая, и диски с нужными параметрами просто не найти в магазинах. Или допустим, человек не может позволить себе купить новый комплект, а на рынке есть подходящий вариант, но только немного не помещается на ступицу вашей машины.
На заметку: Чтобы определить точную разницу, нужно воспользоваться штангенциркулем, и замерить диаметр ступицы и диаметр отверстия на диске, как показано на фото.
Перед тем, как выбрать бу диски, замерьте ступичное отверстие
4. Самостоятельная расточка стальных дисков
В таком случае, автовладельцы часто обращаются к токарям с просьбой о расточке, или ищут ответ на вопрос: как самому проточить ЦО литого диска. Конечно, это работа не для гаража, потому что необходимо снять слой металла, и сделать это надо точно. Снимете лишнее – испортите диски.
Максимум, что можно сделать в домашних условиях – это убрать 1-2 мм, если диски железные. Для этого можно использовать дрель с лепестковым кругом, подогнанным по диаметру к отверстию диска.
Фиксация лепесткового круга
Проточка ЦО на железном диске
Примерка колеса
Но это штамповка. А можно ли проточить литые диски изнутри? На этот вопрос ответим далее.
5. Проточка литого диска
Вообще, делать это нежелательно, так как прочность диска в точке его крепления к ступице при механическом воздействии ослабевает. Он может при движении попросту треснуть. Если и точить, то совсем немного, и делать это лучше в нормально оборудованной мастерской.
• При этом диск укладывается на стол координатно-расточного станка. В его пазах имеются шпильки и надета ступица, чтобы можно было качественно зафиксировать диск.
Фиксация диска перед расточкой
• Для грубой центровки устанавливается конус, который опускается в ЦО диска, после чего на шпильки наворачиваются гайки.
Грубая центровка конусом
• Затем конус снимают и ставят на его место микрометр, с помощью которого определяется более точное положение диска на столе. То есть, осуществляется полноценная центровка.
• Далее устанавливается резец и начинается проточка диска. Подготавливается нутромер и фиксируется на том размере, до которого нужно расширить отверстие.
Приблизительная расточка
• Первичная подгонка осуществляется приблизительно, точное значение достигается уже в финале.
Определение нутромером точного параметра отверстия
• Готовые, расточенные диски останется только примерить.
Готовое отверстие после финальной расточки
Работа по расточке отверстий у четырёх дисков обойдётся порядка 3000-3500 руб. Если эту сумму, вкупе со стоимостью б/у дисков (и уж тем более новых), вы сочтёте вполне приемлемой – дело ваше. Но за их состоянием придётся регулярно следить, ведь маленькая трещина вокруг ЦО может вырасти в большую проблему.
5. Ступичные отверстия и разболтовки у автомобилей от разных производителей
При покупке дисков в магазине проблем с выяснением их размерности не возникает. Все параметры указаны на ценнике, а если нет – так можно прочитать на упаковочной коробке. Если же родного размера в продаже не оказалось, консультант всегда подскажет, от какого авто подходят колесные диски на вашу машину.
В основном, подобная информация может понадобиться автовладельцу, если он приобретает колёса с рук. О том, как выбрать литые диски бу, будет рассказано далее.
6. Модели и размеры. Таблица параметров.
Так как при подборе дисков нужно ориентироваться не только по DIA и радиусу, но и по разболтовке и вылету, приведём таблицу с основными параметрами дисков наиболее популярных автомобилей. В ней будет видно, от каких авто подходят диски на тот или иной автомобиль.
Бренд автомобиля
Модель
ET (от и до)
Хоть в таблице перечислены далеко не все марки и модели машин, надеемся, что эта информация поможет сориентироваться в параметрах. Но перед тем, как выбрать диски на авто, необходимо точно замерить на них ступичное отверстие.
Ширина, диаметр и вылет указаны на диске
Вылет (ЕТ) можно прочитать на обороте диска – где именно, на фото показано стрелкой. Что касается PCD, то его придётся высчитывать по формуле, в зависимости от количества отверстий. Более подробно об этом вы можете прочитать на нашем сайте о том, какие бывают разболтовки колес