Как рассчитать окупаемость газового оборудования на авто
ГБО. Расчет окупаемости.
Пролог.
Цель данного поста — попытка разобраться в сроках окупаемости ГБО 4-го поколения. Если у вас есть свое мнение, которое вы можете обосновать, или привести собственные примеры расчетов, то прошу в комментарии. С другими помыслами, криками души, и идеей что я самый умный и наипал систему просьба проходить мимо, иначе возможность оставлять комментарии будет отключена.
Сам того не ожидая мой предыдущий пост о ГБО вызвал и довольно большой резонанс, причем именно резонанс, а не обсуждение, критику и т.д. Спустя 5 минут после создание поста я увидел коменты из разряда: а у меня все норм, езжу и экономлю, окупилось за месяц и т.д. Это означает, что люди не посмотрели видео полностью, не вникли в суть того, что происходит с двигателем, когда он работает на газу, собственно не разобрались в вопросе. Некоторые высказали мнение, что Евгений Травников теоретик, и ему доверять не стоит. Покопавшись в интернете я нашел аналогичные материалы.
Какие выводы я сделал из вышеописанных материалов и других:
1. Двигатели, спроектированные для бензина с октановым числом 92-95 при работе на газе находятся не штатном режим, так как их степень сжатия не превышает 11 единиц, а смесь газов проgан-бутан «имеет октановое число» в районе 103.
2. Для двигателей, имеющих малую степень сжатия — 8-9 работа на газу смертельна, так как газ не догорает к началу фазы выпуска и раскаленные газы, имею температуру существенно большую проектной, довольно быстро убивают клапана и седла выпускного тракта.
3. Двигатель с относительно высокой степень сжатия — 10-11 единиц, может довольно безболезненно работать на газу, однако рекомендуется поставить вариатор зажигания, что бы как можно больше разгрузить выпускную систему.
4. После установки ГБО любых поколений кроме 6-го невозможно избавиться от бензина — либо нужно греть редуктор, либо бензиновые форсунки довольно быстро выйдут из строя из-за простоя.
5. На высоких оборотах, где то в районе 3500 и выше, ГБО программируют таким образом, что бы машина переходила на бензин, так как газ не успевает полностью сгорать и см. пункт 2.
А теперь на основании этих пунктов я попробую рассчитать срок окупаемости ГБО, а также экономbю при езде на газу.
Имеем следующие входные данные:
Цена литра 95 бензина — 35 рублей.
Цена смеси пропан-бутан — 16.5 рублей.
Средний расход топлива на бензине 14 литров.
Средний расход на гаже приблизительно 16 литров.
Годовой пробег 20 000 км, из них 10 000 км, это городской пробег, а вторые 10 000км, это трасса.
Для прогрева двигателя на каждые 100км расход бензина будет взят 1л.
Начнем расчет:
Стоимость установки ГБО 4-го поколения с вариатором зажигания я взял 35 000р.
Внесение изменений в ПТС — 5 000р.
10 000км в городе:
10 000км/100км*35р/л=3500 рублей (необходимо для прогрева ГБО)
10 000км/100км*16*16.5=26 400 рублей (тратим на газ)
замена фильтров 400 рублей
10к по трассе:
Здесь я полагаю, что по трассе 30% времени я буду ездить на бензине (см. пункт5) и 70% времени на газу.
10 000*0.3/100км*14л*35рл=14 700р
10 000*0.7/100км*16л*16.5рл=18 480р
фильтра 400р
Итог стоимости пробега на газу за 20 000км: 35 000 + 5 000 + 3 500 + 26 400 + 400 + 14 700 + 18 480 + 400 = 103 480 рублей.
Стоимость пробега на бензине за 20 000км: 20 000/100*14*35=98 000
Получаем, что в среднем за год мы окупаем ГБО, при условии, что не возникнет дополнительных проблем с ним, которые конечно же повлияют на срок его окупаемости.
Теперь я рассчитаю стоимость пробега на газу и бензине за два года:
газ:
35 000 + 5 000 + (3 500 + 26 400 + 400 + 14 700 + 18 480 + 400)*2= 167 760
бензин:
40 000/100*14*35 = 196000
Итого за два года ГБО полностью окупается и теоретически должно привести к экономии в 28240.
Посчитаем экономию в месяц за два года:
28 240р/24=1176р/м
1200 это даже не бутылка хорошего мискаля в ашане.
Теперь рассчитаю стоимость пробега на бензине и газу за 5 лет, что является в среднем срок эксплуатации авто одним владельцем :
газ:
35 000 + 5 000 + (3 500 + 26 400 + 400 + 14 700 + 18 480 + 400)*5=359400р
бензин:
100 000/100*14*35=490000
Посчитаем экономию в месяц за 5 лет:
(490 000 — 359 400)/60=2 177р/м.
Это уже бутылка мискаля
А теперь самое интересное: я привел расчеты, при условии того, что ГБО не ломается, не нужна будет его донастройка и т.д. Вариант можно сделать самому я не рассматриваю в силу экономических причин. Так же не посчитал здесь стоимость осмотра баллона, которая где-то в районе 1 000р с процедурой снять/поставить. Так же следует учесть, что в правительстве давно ходит идея стимулировать переход совладельцев на газовое топливо при помощи различных стимулов, на пример с помощью отмены дорожного налоги и т.д. Думаю, что после введение таких стимулов газ подорожает и соотношение цен газ-бензин ухудшится.
Считаю тут есть над чем подумать. Лично я пока останусь на бензине.
Окупаемость ГБО (принцип расчета).
Тут в параллельных темах у камрадов возникли споры по поводу окупаемости ГБО. Многие либо не понимают как посчитать, либо неправильно считают. Привожу расчеты для примерного понимания окупаемости ГБО. Это не конкретный расчет, а принцип! Подставив свои значения Вы сможете понять окупаемость Вашей машины с Вашим расходом и манерой езды!
1 — Сначала данные, которые возьму усредненно для расчетов:
— бензин 42 р/л.
— газ 24 р/л.
— установка ГБО со всеми экспертизами, оформлениями и пошлинами 35000 рублей (за основу взял свою стоимость 34300 рублей за все!)
— расход бензина 15/100 (л/км)
— расход газа 18/100 (л/км)
— пробег для расчетов 10000км (для упрощения)
10000 / 100 х 15 = 1500 л.
1500 х 42 = 63000 р.
то есть на 10 000 км при расходе 15 литров бензина мы потратим 1500 литров, что составит 63000 рублей
10000 / 100 х 18 = 1800 л.
1800 х 24 = 43200 р.
то есть на 10 000 км при расходе 18 литров газа мы потратим 1900 литров, что составит 43200 рублей
2 — разница в стоимости на 10000 км пробега составляет:
63000 — 43200 = 19800 рублей.
То есть при пробеге 10000 км на газу мы экономим 19800 рублей или у нас получается экономия 1р 98 коп. на километр.
Соответственно если у нас на 1 километр пробега экономия 1,98р., то
35000/1,98 = 17676 км.
То есть для того, что бы у нас экономия составила 35000 рублей, нам на газу нужно проехать 17676 км.
Повторюсь — это не конкретный расчет, а принцип приблизительного расчета для понимания окупаемости установки ГБО.
Подставив свои цифры Вы получите пробег окупаемости ГБО на своей машине с Вашим расходом и с Вашей манерой езды!
Детальный расчет экономической эффективности для автомобиля такси
Ознакомьтесь с самыми свежими скидками и спецпредложениями
Мы рекомендуем к установке на большинство автомобилей
Безопасно ли ГБО, некоторые работы, промо ролики
Установка газобаллонного оборудования на личные транспортные средства уже давно стала обыденностью. Вслед за частными автовладельцами начали активно переводить свои автомобили на газ и водители такси.
Многие до сих пор задаются вопросом, выгодно ли это, ведь хочется, вложив средства в переоборудование авто, получить экономический эффект. Это позволит снизить цены на проезд и выиграть в конкурентной борьбе.
Точное определение экономической выгоды при установке ГБО для автомобиля такси помогут сделать некоторые расчеты.
Расчеты для легкового автомобиля с 4-х цилиндровым двигателем
Для проведения расчета берем следующие исходные данные:
За основу берем расход жидкого топлива в смешанном цикле 7 литров на 100 км.
Поскольку расход пропана на 10% выше, чем бензина, то с учетом коэффициента 1,1 получаем расход газа пропан на 100 км 7,7 литра.
В расчете учитываем стоимость установки ГБО: 27 000 руб. (актуальные цены у менеджеров компании)
Стоимость газа пропан составляет 23 рубля, а бензина 45 рублей.
Используя имеющиеся цифры можно приступить к расчету:
Расходы на бензин для 100 км пути составят: 45 руб./литр * 7 л = 315 руб.
Расходы на газ пропан для 100 км пути составят: 23 руб./литр * 7,7 л = 177 руб.
Итого, при установке ГБО пропан экономия на каждые 100 км составит:
Остается рассчитать окупаемость затрат на установку ГБО:
(27 000 руб. / 138 руб.) * 100 км = 19 565 км. Именно такой пробег позволит выйти на окупаемость затрат при установке ГБО.
Если учесть, что при работе на автомобиле режиме такси ежедневный пробег составляет минимум 300 км, то 19 565 км / 300 дней = 65 дней.
Итого получается, что для легкового автомобиля такси выйти на окупаемость расходов для ГБО пропан можно за 2 месяца.
Калькулятор окупаемости ГБО
Данный калькулятор окупаемости ГБО позволяет рассчитать экономический эффект от установки на автомобиль газобаллонного оборудования. В результате расчетов вы узнаете примерный срок окупаемости ГБО (в месяцах и километрах), стоимость пробега 100 км на бензине и на газе, а также сумму возможной экономии за год при переходе на газомоторное топливо.
Больше информации об автомобильном ГБО можно найти по следующим ссылкам:
Средний расход топлива на вашем автомобиле и его количество на расстояние поездки поможет быстро рассчитать наш калькулятор расхода топлива.
Примеры расчета окупаемости ГБО 4-го поколения
Ниже приведены примерные сроки окупаемости ГБО 4-го поколения для 10 популярных марок автомобилей. Пример рассчитан исходя из того, что до установки газобаллонного оборудования каждое авто проезжало за год 20 000 км. на 95-м бензине.
Автомобиль | Средний расход топлива, л/100 км | Стоимость ГБО, руб. | Окупаемость ГБО по калькулятору, мес. |
Лада Ларгус (1.6 л, 84 л.с.) | 8 | 25 000 | 9 |
Лада Веста (1.6 л, 106 л.с.) | 7 | 25 000 | 11 |
Лада ВАЗ-2110 (1.6 л, 81 л.с.) | 8 | 25 000 | 9 |
Нива ВАЗ-21213 (1.7 л, карбюратор) | 13 | 25 000 | 6 |
NISSAN X-TRAIL 2.0 CVT (Ниссан Х-Трейл) | 9 | 25 000 | 8 |
MITSUBISHI PAJERO V6 (Митсубиси Паджеро) | 13 | 35 000 | 8 |
FORD EXPLORER v8 (Форд Эксплорер) | 17 | 40 000 | 7 |
УАЗ 3163 PATRIOT 2.7 MT (УАЗ Патриот) | 14 | 25 000 | 5 |
УАЗ 315195 HUNTER 2.7 MT (УАЗ Хантер) | 13 | 25 000 | 6 |
Газель Бизнес (дв. УМЗ 4216) | 18 | 25 000 | 4 |
Все результаты расчетов были получены при помощи нашего калькулятора окупаемости ГБО. Цены на оборудование и данные по расходу топлива – ориентировочные (взяты из открытых источников). Более точные расчеты вы можете провести самостоятельно, воспользовавшись калькулятором в начале этой страницы.
Реальный расчет окупаемости установки ГБО
И так, по техническим данным всех систем ГБО устанавливаемых на легковые автомобили сказано следующее:
1. Системы ГБО 4 и 5 поколения (именно такие и устанавливают на автомобили сейчас) имеют разницу в расходе между бензином и газом на 10-20% больше по отношению к первому. Что считается абсолютно нормально в работе системы.
2. Утечка газа из системы равна нулю, при условии установки ГБО на сертифицированной станции.
Теперь перейдем непосредственно к математической части решения задачи. Предлагаю выполнить серию разных расчетов для того, чтобы на 100% убедиться в верности расчетов окупаемости системы.
Расчет №1
Этот расчет будет самым простым с данными удобными для понимания хода расчета.
В этом расчете мы рассчитаем уже окупаемость на реальных цифрах на текущий момент времени, применительно к моей машине и моему комплекту ГБО.
Вводные данные по состоянию на 02.01.2014 р. (беру с okko.ua/uk/network-of-filling-stations):
1. Стоимость 1 литра бензина равна 11.19 гривнам.
2. Стоимость 1 литра сжиженного газа равна 6.57 гривнам.
3. Разница между потреблением бензина и сжиженного газа равна на 20% больше по отношению к первому.
4. Автомобиль потребляет на 100 км 8,25 литров бензина в смешаном режиме (когда-то замерял по заправкам за 60 000 км пробега в смешанном режиме 80% город, 20% трасса).
5. Стоимость моего ГБО BRC SEQUENT MY 24.11 с установкой 7800 грн. — ссылка на комплект ГБО
Вводные данные имеем, перейдем к расчетам.
Первоначально узнаем, на сколько больше надо будет потратить автомобилю газа, для прохождения такого же отрезка пути на бензине. Из поставленной задачи мы видим, что для прохождения 100 километров автомобилю понадобиться 8,25 литров бензина, а так же мы знаем, что сжиженного газа для прохождения этого же расстояния, но на газу автомобилю понадобиться на 20% больше топлива. Из чего следует:
8,25 литров + 20% = 9,9 литров сжиженного газа. (1)
Из чего следует, что для прохождения тех же 100 километров автомобилю понадобиться сжиженного газа 9,9 литров. Далее рассчитываем разницу затраченную приобретение бензина и сжиженного газа:
1. Затраты на приобретения топлива на 100 км.
8,25 литров бензина * 11.19 грн. за литр = 92,32 грн. (2)
9,9 литров сжиженного газа * 6.57 грн. за литр = 65,04 грн. (3)
2. Разница затраченных денег на топливо на 100 км.
92,32 грн. (бензин) – 65,04 грн. (сжиженный газ) = 27,28 грн. (экономия) (4)
И так мы получили цифры на сухом математическом языке, которые говорят сами за себя. Закончим расчет окупаемости ГБО к пробегу автомобиля. Экономия на 1 километре составляет:
27,28 грн. / 100 км = 0,2728 грн./км.= 27 коп/км. (5)
Считаем экономию на 1000 километрах пройденных на газу.
1000 км * 0,27 грн. = 270 грн. (6)
Рассчитываем километраж, который необходимо проехать для того чтобы окупить установку системы ГБО, стоимость ГБО — 7800 грн.
7800 грн. / 0,27 грн. = 28 888,88 километров (7)
И так по нашим вводным данным окупаемость моей системы ГБО составила каких то 28 888,88 километров.
Расчеты все равно не показывают до конца полную картину окупаемости системы ГБО на автомобиле по той причине, что в расчетах не учтено следующее:
— стоимость технического осмотра и замена расходных материалов газового оборудования каждые 15 тыс. км.;
— инфляция стоимости топлива, но этот показатель можно опустить, так как зависимость стоимости газа от бензина в основном всегда сохраняется неизменной, и если она и изменяется, то на небольшой период времени.
И так расчет №2 должен нас приблизить максимально близко к реальной цифре пробега автомобиля до окупаемости установки системы ГБО.
Расчет №2
Вводные данные:
— Стоимость гарантийного газового ТО каждые 15 тыс. в среднем составляет 400 грн. (увы, но 3 года или 100 000 км официальной гарантии).
— Стоимость плановых ТО каждые 10 — 15 тыс. не считаем, так их мы бы делали и без установки ГБО.
Собственно сам расчет:
Затраты на ТО составят в совокупности 2 ТО для ГБО (каждые 15 000 км), так как пробег окупаемости составляет 28 888,88 километра, как видно из формулы 7.
К затратам на установку ГБО: 7800 грн., добавляем суммарные затраты на прохождение 2 ТО для ГБО за 28 888,88 км пробега :
7 800 грн. + 2 раза * 400 грн. = 8 600 грн. (8)
Зная среднюю стоимость экономии на 1 километре, рассчитанную в формуле 5, рассчитываем окупаемость системы по формуле 7:
8 600 грн. / 0,2728 грн. = 31 524,93 километров (9)
Добавляем к полученному результату, который показывает чистую езду только на газу, 20% на затраты по бензину (помните вначале):
37 023,46 км + 20% = 37 829,91 километров (10)
ВЫВОДЫ:
Произведя все расчеты видно, что окупаемость установки системы ГБО на мой автомобиль с 4 цилиндровым двигателем составит 37 829,91 километров (в идеале), что в свою очередь при среднем годовом пробеге в 20 000 км, составит немного меньше 2 лет.
В среднем в день на автомобиле проезжаю в районе 100 километров, из чего следует, что в месяц пробег составит 3 тысячи километров, что вполне нормально и реально в нынешнее время. Получаем такие цифры:
1 месяц = 3 000 километров (11)
Для того чтобы посчитать время окупаемости берем данные из формулы 10 и делим их на данные в километрах из формулы 11 и получим время окупаемости системы ГБО в месяцах.
37 829,91 километров / 3000 километров = 12,61 месяц (12)
Округлив полученные данные в формуле 12 в большую сторону, получим, что окупаемость установки системы ГБО для 4 цилиндрового двигателя составит 13 месяцев, при условии, что пробег в месяц составит 3000 км.