Как рассчитать какую машину можешь себе позволить
Какая машина тебе по карману?
Автомобиль не должен стоить больше, чем ты зарабатываешь за полгода…
Или за год.
Или за три месяца.
За свою жизнь я слышал такие фразы тысячи раз. И каждый раз удивлялся. Причем сразу по двум причинам.
Во-первых, почему мы считаем доходы и не принимаем во внимание расходы? Люди могут одинаково зарабатывать, но при этом совершенно по-разному тратить. Допустим, в сервисе работают два мастера – опытный Иван Петрович и молодой Саша.
Иван Петрович зарабатывает в месяц примерно сто двадцать тысяч рублей. К сожалению, в свои сорок пять он уже довольно серьезно болен – проблемы с обменом веществ, которые требуют дорогостоящих лекарств. На них уходит в среднем тридцать тысяч в месяц. У Ивана Петровича есть старики-родители с нищенской пенсией, которым он помогает, отдавая еще двадцать тысяч. Есть двое детей – сын-десятиклассник и дочь-семиклассница. Жена у него работает, но ее зарплаты хватает только ей самой на шпильки. Квартплата, продукты, одежда для всей семьи, карманные деньги отпрыскам… Вот и получается, что со своих 120 тысяч Иван Петрович может отложить в лучшем случае червонец.
У Саши зарплата гораздо ниже – около полтинника. Но живет он с родителями, семьи нет, на «коммуналку» тратиться не надо. На еду он отдает матери десятку в месяц. На одежду, всякие бытовые мелочи и проезд до работы уходит еще десятка. Пятерка улетает на посиделки с друзьями… Почти половина зарплаты остается у Саши на руках.
И вот выходит так, что зарплата у Ивана Петровича в два с половиной раза больше, чем у Саши – а денег остается в два с половиной раза меньше. Кто из них может позволить себе более дорогую машину?
Но тут мы подходим ко второму моменту. На самом деле, глубоко неважно, сколько стоит автомобиль. Накопить можно хоть на «Феррари», вопрос в том, что будет дальше. Как говорил еще мой инструктор в автошколе, надо брать не ту машину, которую ты сможешь купить, а ту, которую сможешь содержать. Думаю, мне не надо объяснять, что затраты на автомобили, купленные по одной цене, могут отличаться в разы, и что новая бюджетка обойдется владельцу, скорее всего, намного дешевле, чем десятилетний премиум за те же деньги.
Так какую же машину я могу себе позволить? Лично я лично для себя выработал следующий критерий: машина должна быть такой, чтобы я мог без проблем отремонтировать ее в случае любой, даже самой серьезной поломки (кузовню в расчет не берем – на это есть страховые). Меня искренне изумляет ситуация, когда на сервис приезжает человек на машине за 600 тысяч, ему называют 10 тысяч за ремонт и он грустно уезжает – потому что у него нет таких денег. Я так не смогу; я вообще не готов ставить машину под забор из-за поломки.
Но это, опять же, мои взгляды. Что делать Вам – решайте сами.
Комментарии 24
Будучи согласным с сутью, глухо поворчал. Всегда недоумеваю, когда для опровержения (уточнения, разъяснения) одного штампа, пользуются другим штампом.
В данном случае стало интересно, что с человеком случилось, что он тратит на лекарства 30 тысяч и при этом способен работать, а не имеет первую группу инвалидности.
Не менее интересна хрестоматийная старушка-мать, который двух пенсий не хватает на что? На устрицы? На луивиттон? На создание инфоповода «в городе Н мошенники лишили старушку последних накоплений — под видом сатнехников-хирургов обманом выманили у нее гробовые — 2 миллиона 600 тысяч рулей.»
«изумляет ситуация, когда на сервис приезжает человек на машине за 600 тысяч, ему называют 10 тысяч за ремонт и он грустно уезжает»
а что тут изумительного? машина за 600 тыс это лада веста. нормальная ситуация посчитать, что ремонт в 10 тыс слишком дорог для этой модели. И поискать подешевле, в гаражах.
А за сколько должно быть авто, чтобы не удивляться грусти в глазах владельца от суммы 10 тыс? дешевле 400 тыс машин-то и нету.
Я наблюдал это на примере Гранд Витары
гранта, гранд)… Сузуки гранд Витара от миллиона начинается, вроде бы. или речь о примерной текущей стоимости приехавшего авто?
Естественно, речь о стоимости на данный момент, а не о том, за сколько ее когда-то давно купили новой.
Я порой думаю и Волгу с драйва убрать. А потом понимаю, что так веселее😁 Я столько нового о себе узнаю, по марке автомобиля 👍
Оставлю здесь свое очень важное /ни кому не нужное мнение.
Правильные вещи пишите, разделяю Ваши взгляды относительно личного транспорта. При этом, я придерживаюсь принципов, не переплачивать за «свистелки». Это касаемо только меня и моего отношения к вещам. В семье такое отношение разделяется не во всем (7 летний телефон и 15 летняя машина только у меня).
Но из поста в пост реально создается впечатление, что Вы как бы оправдываетесь перед читателями. При этом в Вашем гараже указаны автомобили, которые призваны перевести Вас в ранг «могу позволить, но не хочу». Зная наш народ, могу Вас понять. Но в то же время, Вы так же причисляете себя к разряду людей, с машинами для «статуса/имиджа /понтов». Получается, высмеивая их, Вы высмеиваете и себя?
Пы. Сы. : Все мои машины стоили на момент покупки, одну мою месячную зп.
Это, к сожалению, распространенная вещь у нас в стране — воспринимать любой диалог как признак слабости. Если человек считает нужным что-то объяснять или рассказывать — он обязательно «оправдывается».
В моем гараже не было машин для «понтов», за исключением разве что «Теаны», и то в данном случае вопрос спорный.
На самом деле фраза, что машина должна стоить не больше твоего годового дохода — принадлежит кому-то из известных людей. Честно говоря подзабыл кому, но дело то не в этом. Речь шла про новый автомобиль! Это очень даже важный момент. Понятно что и здесь есть нюансы, но смысл в том, что отсюда вычисляются примерные расходы на содержание автомобиля. И конечно это несколько упрощенная ситуация. Строго говоря, это правило могло быть корректно для одинокого человека. А иначе нужно уже считать доход в пересчете на члена семьи. Т.е человек с ЗП 100 тыс, по этой логике может позволить себе машину ценой 1.2 млн за новую. Но если он женат, жена домохозяйка и у него есть ребенок иждивенец, то его месячный доход условно 33 тысячи и машина получается уже должна быть не дороже 400 тыс за новую! А вот с б/у уже могут быть нюансы. Даже тот автомобиль который новый стоил этих самых денег, будучи старым может быть уже не так уж по карману, ибо надежность уже не та. Но и тут правило более менее работает, просто потому что запчасти стоят все-таки соразмерно начальной стоимости автомобиля, но менять таки приходится чаще. А вот покупка за те же 400 тыс ведра премиум класса 20 летней давности, цена которого в нового допустим 2.4 ляма явно не по карману, т.к. содержание будет дороже, о чем вы и пишете.
И я так отмечу, данное правило довольно таки корректное. По факту, когда мы покупаем б/у автомобиль » по карману», на самом деле мы как правило покупаем дороже озвученного правила. Это потому (в нормальном случае, вариант, когда покупают в кредит машину, которая заведомо дорогая, не рассматриваем), что очень часто для нашей страны машины соответствующей нашей годовой ЗП или просто нет, или это скажем так спорный вариант, или, что даже чаще, она нас чем-то не устраивает (размером, комфортом, крутостью, подставьте сами то что нужно). И мы идем на повышенный по цене автомобиль, просчитав (в лучшем случае), что эту машину мы потянем.
Собственно как пример, у меня сейчас подобная в некотором смысле ситуация. Машина б/у, новой стоила ну в принципе примерно сопоставимо с годовой ЗП. Я ее тяну и даже больше, тяну и вторую. Но, если пересчитать ЗП на члена семьи — ситуация уже не такая радужная. И собственно хотя мне и по карману машина и я понимаю, что сознательно пошел пусть несколько в ущерб комфорту в жизни в пользу более удобного для моих задач и для семьи автомобиля, но если бы я брал машину которая новой стоит соответственно моему годовому доходу, как члена семьи, было бы сильно легче финансово ее содержать.
Так что правило то, изначально, довольно логичное, вот только нашими людьми искажено.
P.S. Кстати с б/у можно руководствоваться примерно этим правилом, машина которая новой стоила примерно как ваш годовой доход, скорее всего действительно будет вам по карману, с оговоркой, что для приведения ее в такой более менее рабочий вариант придется вложить в нее от 20 до 100% стоимости покупки ( в зависимости от возраста и состояния). На самом деле может и больше конечно, но рассматриваем адекватные варианты. То бишь смотрите на цену машины примерно среднюю по рынку подходящего вам года, накидывайте сверху процентов 30 — получите приблизительно ее цену после приведения ее в порядок.
У меня машина стоит, как полторы зарплаты:):) Хе-хе, менять надо, получается:)
Ну а если серьёзно, то я люблю говорить иначе: обувь и машина должны быть по размеру.
По-прежнему придерживаюсь правила трёх зарплат. И возможности обслуживать машину у официального дилера с оригинальными расходники и качественным маслом (нет, я не про масло у дилера).
А как оценить предельную стоимость машины, которую я могу себе позволить?
В общем, посчитав потенциальное увеличение расходов, я охладел к идее замены машины (+476, 391к). С другой стороны, в комментариях было несколько тезисов, что машина, мол, должна стоить например не больше, чем 3 месячных дохода. Или 6 месячных доходов. Это конечно всё условно, но я задался вопросом — а какова же на самом деле предельная целесообразная стоимость машины, которую я могу себе позволить.
*расчет не является правильным или неправильным*я просто пытаюсь зацепиться за цифры и хоть какую-то логику, чтобы понять сколько должен стоить автомобиль*
I. Вот допустим, я рантье. Активный доход = 0. Сбережения = X. Среднегодовая доходность инвестиций после налогов = 10%.
При X=10млн рублей получаем годовой доход 1 млн руб или 83 тыр в месяц.
Месячная минимальная операционная расходность авто составляет не менее 15 тыс руб.
Остается дохода 68 тыр. в мес.
Если считать по формуле цена машины X 6 мес дохода, то получится 408 тыс. рублей.
Если из дохода 68 тыр допустим выделить 8 тыр на амортизацию машины, то за год амортизация составит
100 тыр.
При сроке амортизации 10 лет, можно позволить себе машину стоимостью 1 млн руб.
В этих условиях само наличие авто стоимостью 1 млн руб снижает доход домохозяйства на с 83 до 60 тыр. То есть на 28%.
Является ли это разумным? Думаю, что нет.
Значит чтобы ответить на базовый вопрос, мы должны определиться еще с тем, какая доля месячных расходов на авто допустима?
II. Смоделируем еще одну ситуацию.
X=10 млн руб, но активный доход = 100 тыр в месяц.
Допустим, мы определились с тем, что не желаем тратить на авто более 10% месячных доходов.
Совокупный доход=инвестиции+активный доход = 100+83=183 тыр в месяц.
расходы на авто = 18 тыр в месяц.
15 тыр = бензин+мин.обслуживание
=>на амортизацию остается 3,3 тыр в мес, 39,6 в год или стоимость авто 400 тыс рублей. Вот это я считаю вполне разумно!
Ну то есть примерно вот это получим:
III. Далее пойдем от обратного.
Допустим я взял вот такой Кадик 2013 года за 1,58 млн руб на авто.ру:
Сколько я должен зарабатывать?
Сложив налог+бензин+амортизацию+примерно ТО, получаем около 0,5 млн руб в год.
То бишь, чтобы тачка не выходила за 10% доходов, надо зарабатывать не меньше 5 лямов в год.
То бишь, если я раньте и имею доходность 10% и хочу выдержать соотношение 1/10 в расходах на авто, то мне надо иметь капитал 50 лямов чтобы позволить такое.
Предлагайте ваши способы расчетов пожалуйста!
Сколько зарплат должен стоить автомобиль?
Пока коронавирус блуждает по планете, большинство людей (я на это надеюсь) сидят дома. И хотя экономика должна работать, пока половина людей противится мерам профилактики, вопрос снятия мер самоизоляции — до сих пор размытая даль. В последнее время я часто вижу информацию о том, что автомобильные концерны терпят миллиардные убытки из-за отсутствия продаж. Возможно, автомобили после пандемии ринутся покупать немногие, но давайте разберемся, а сколько вообще должен стоить новый автомобиль с точки зрения экономики, и что можно позволить себе в новой реальности.
От малого к большему. Давайте посчитаем
Поскольку я люблю сравнивать цифры и анализировать данные, то этим мы с вами сегодня и займёмся. Мне не дают покоя 2 статьи, поэтому с них я, пожалуй и начну. Как утверждает автоэксперт Дмитрий Попов:
Я предполагаю, что седан B-класса должен стоить 20-25 зарплат. По моему мнению, автомобиль нужно приобретать в кредит без первого взноса, чтобы потом расплачиваться с этим кредитом приблизительно за три года. Все финансисты и экономисты говорят, что кредитная стратегия разумна, когда она составляет не больше трети от всех доходов человека.
А вот мнение руководителя Федерации автовладельцев РФ Сергея Канаева:
Мировая практика говорит, что это примерно 2-3 года. Машину меняют раз в три года. По этой причине гарантийные сроки автодилеров совпадают, и все это понимают. Три года, машину сменили. Это если по миру, но у нас несколько иная ситуация.
Брать ли автомобиль в кредит?
В целом, эти 2 мнения дополняют друг друга. Единственное — Канаев против кредитов и говорит, что необходимую сумму на авто нужно просто откладывать с зарплаты: по 20 000 — 30 000 рублей, чтобы купить новый китайский паркетник или простую иномарку.
Паркетники – это современные внедорожные автомобили для езды по городу, набирающие популярность.
Вроде бы складно, но я немного не понял, на кого рассчитаны их схемы. На средний класс? На мой взгляд, тот средний класс, который представляет себе 90% людей, с действительностью не совпадает.
Повышать доходы, или здесь сокрыто нечто иное?
Во всём этом меня смущает несколько моментов, о которых я бы и хотел поговорить далее. Западные эксперты действительно вывели несколько экономических тенденций по покупке автомобиля. Самые часто узнаваемые: правило 20/4/10 и правило 10 лет. Что они означают: первый взнос должен быть равен 20%, выплачивается такой кредит максимум 4 года и уходить на транспортные издержки должно максимум 10% общего дохода. Транспортные издержки здесь — это выплаты по кредиту, бензин и страховку.
А вот издержек на бензин, чтобы добраться до нашего канала в Google News нет. Достаточно перейти по ссылке.
Минимальная стоимость новой Лада Веста колеблется в районе 600-650 тысяч рублей. И вот я считаю по международной норме: внеся 120 тысяч первоначального взноса, я 480 000 беру в кредит, допустим под 9% на 3 года. Если даже не учитывать проценты, получится ежемесячно по 13000 рублей.
Попов утверждал, что 20-25 зарплат — это 600000 рублей. То есть ЗП равна 30 000. Канаев говорил, что нужно откладывать 20-30 тысяч, чтобы за 3 года накопить сумму, эквивалентную новому китайскому паркетнику. Получается, вывода два: либо нужно зарабатывать минимум 130 000, чтобы все могли себе позволить новую Весту, либо нужно не кушать 20-25 месяцев, чтобы купить новый автомобиль и вписаться в рамки 3 лет.
Скорее всего, Попов не подразумевал именно 3 года, когда говорил про кредит, но если речь идёт про 10 и более лет, то стоит ли игра свеч? Не знаю, как насчёт 10 лет платить за машину, а вот почитать классные новости на нашем канале Яндекс.Дзен — всегда того стоит.
Как выгодно купить машину?
Я не могу назвать среди своих знакомых толпу людей, которые могут откладывать по 30 000 рублей после всех расходов. А те, кто всего зарабатывают 24-30 тысяч рублей в месяц, предпочитают не новую Ладу Весту, а старый ВАЗ-2107 в качестве гаражной игрушки и машины на каждый день. В общем, непонятное какое-то утверждение выходит. Добавить сюда снобизм, который встречается достаточно часто, и я вообще не понимаю, кто покупает новую Весту. Я не такой уж хейтер АвтоВАЗа, но мне как-то за 600 000 рублей по душе старый «японец». На беспилотный автомобиль не хватит.
Если же вы зарабатываете всего 30 тысяч в месяц, то получается так: ваши максимальные траты на транспортные издержки — 3 000 рублей. Отсюда за 4 года без учета процентов вам надо будет вернуть 144 000 рублей. При условии, что 144 000 — это 80% от стоимости автомобиля, то реальная стоимость автомобиля будет около 180 000 рублей. Это не Веста, а скорее ВАЗ-2114 в хорошем состоянии. В данном случае машина не будет тяжкой ношей. В противном случае, либо больше зарабатывайте, либо растягивайте покупку на долгие годы, но не забывайте, что в таком случае вы сталкиваетесь с риском дополнительных трат, если машина будет полностью разбита или рассохнется с течением времени.
Кстати, раз уж заговорили про время, то сразу расскажу про правило 10 лет, которое упоминал ранее. В двух словах: если вам хочется извлечь максимальную выгоду из автомобиля, то при покупке новой машины она должна вам служить минимум 10 лет.
Я не преследовал цель снизить продажи того или иного автомобиля, а показал свои расчёты с учётом российской действительности. А дальше выбирать уже вам. ЗП свою вы знаете, формула у вас есть. Что для вас важнее: сиюминутная роскошь, за которую вы заплатите своим временем, или жизнь по финансам?
Новости, статьи и анонсы публикаций
Свободное общение и обсуждение материалов
Самую большую активность в исследовании Марса в настоящий момент проявляет американское космическое агентство NASA, однако ситуацию хотят изменить Европейско…
Вслед за автомобилями с автопилотом на дороги выходят самоуправляемые маршрутки. Первенцем новой концепции стал микроавтобус «Olli», созданный компанией Loca…
Этот проект называли то игрушкой Медведева, то многообещающим началом пути к «слезанию с нефтяной иглы», то русской Кремниевой долиной, то потемкинской дерев…
Сколько должен стоить автомобиль
Для начала давай определимся, как понять какой автомобиль тебе по карману. Тут всё довольно просто. В Европе набрала популярность идея, что стоимость нового автомобиля не должна превышать твоего дохода за 6 месяцев. Но здесь тебе не Европа, и среди наших сограждан такая идея особо не приживается. Ведь средняя зарплата в России ниже в 3-5 раз, чем в Европе, и составляет порядка 33 000 рублей в месяц. Таким образом, получается, что стоимость автомобиля среднего россиянина не должна превышать 198 000 рублей. И что важно, ориентироваться нужно на стоимость нового авто, даже если ты берёшь подержаную тачку. Ведь расходы на обслуживание автомобиля будут напрямую зависеть именно от цены новой машины. А какой новый автомобиль стоит 198 000 рублей?! Таких автомобилей нет, цены на новые авто начинаются от 300 000 рублей. Получается, что среднему россиянину не по карману даже самый дешёвый автомобиль, если судить по распространённой в Европе системе оценки. Именно поэтому россияне более склонны считать, что автомобиль вполне по карману, если не превышает годового дохода гражданина. Хотя многие всё равно берут себе более дорогие автомобили, которые впоследствии ощутимо подъедают бюджет.
Что думаю об этом я? Я считаю, что всё зависит от того, насколько человеку нужен автомобиль. Если это рабочая лошадка, то за него можно отдать и сумму годового дохода. А если авто приобретается как игрушка – «чисто покататься», то стоимость нового авто в таком случае может не превышать дохода за 2 месяца.
Если обдумать тему поглубже, то можно сделать вывод, что европейский подход (когда авто стоит не более полугодового дохода) лучше применять в случае, если твоя зарплата дотягивает до европейской (то есть, примерно от 130 000 рублей в месяц). Если меньше – то автомобиль стоит брать только если он тебе необходим, причём стоимость новой машины (даже если берёшь подержаную) не должна превышать 800 000 рублей, и твоего годового дохода. То есть, зарабатывая 50 000 рублей в месяц, максимум, что ты можешь себе позволить – это Volkswagen Polo, но если необходимости нет, лучше вообще отказаться от покупки авто, или выбрать более бюджетный вариант (Ravon Matiz, Ravon Nexia, Lada Granta и т.д.).
Подытожу. Чем меньше доход, тем сложнее выделять деньги из бюджета на приобретение и содержание автомобиля. Именно поэтому задумываться о покупке авто рекомендуется при доходе от 130 000 рублей в месяц. Если автомобиль приобретается на семью, то можно учитывать совокупный доход.
Какой автомобиль мне по карману сегодня
Сегодня мой совокупный доход (без учёта дохода по инвестиционному портфелю, так как он находится в стадии роста, и прибыль реинвестируется) равняется примерно 70 000 рублей в месяц.
Это меньше 130 000 рублей в месяц, поэтому с таким доходом автомобиль покупать не считаю целесообразным. Но если смотреть по европейской формуле, то выбирать следует из автомобилей категории до 70 000 * 6 = 420 000 рублей. То есть, сегодня мне по карману авто уровня Lada Kalina.
Сколько мне нужно зарабатывать, чтобы купить Audi
Из вышесказанного следует, что на покупку автомобиля стоимостью от 800 000 рублей за новую машину следует тратить не более полугодового дохода.
Из автомобилей Audi, которые мне по нраву, самая доступная модель – это A4. Стоимость нового автомобиля начинается от 2 125 000 рублей. Для того, чтобы легко позволить себе такой автомобиль, мне нужно зарабатывать от 2 125 000 / 6 = 354 167 рублей в месяц.
Когда я смогу выйти на такой доход
Теперь осталось прикинуть, когда я смогу выйти на такой доход. Для этого нужно вернуться к свежей версии моего финансового плана, подставить актуальные значения и рассчитать приблизительные сроки выхода на заданный доход.
Дано:
Добавления в портфель после достижения финансовой независимости: 50% от «доходы минус плата за жильё»
Предполагаемый доход от инвестиций: 1.5% в месяц
Инфляция: 7%
Повышение интернет-заработка: на 80% в год
Доход, необходимый для покупки Audi A4: 354 167 рублей в месяц
Повышение зарплаты, квартплаты и стоимости Audi на размер инфляции (а соответственно и дохода, необходимого для её покупки) и интернет заработков на планируемую величину, для удобства расчётов будем «производить» раз в год, в мае (так как расчёт провожу в мае).
В обновлённом долгосрочном финансовом плане достижение финансовой независимости запланировано на 2020 год, но давай рассмотрим чуть более пессимистичный сценарий, в котором финансовая независимость будет достигнута года через два. Допустим, в мае 2021 года.
Исходные цифры на момент достижения финансовой независимости возьмём из обновлённого долгосрочного финансового плана.
И ещё 2 небольших пояснения:
1. Через 2 года доход, необходимый для покупки Audi A4, увеличится на размер инфляции и составит 405 486 рублей.
2. Пока я буду достигать обозначенного дохода, Audi A4 сменит дизайн, или её вообще перестанут выпускать. Поэтому под Audi A4 в данном случае понимается любая машина аналогичного класса.
Ну, вроде концепцию обозначил. Теперь перейдём к таблице, наконец 🙂 Помесячно не буду здесь публиковать (хотя у меня расчёт в Excel помесячный), а то слишком большая таблица получается. По годам сделаю. Цифры округлены.
Год | Пассивный доход в месяц (руб) | Объём портфеля к маю следующего года (руб) | Доход в месяц, необходимый для Audi A4 (руб) |
2021 | 91 000 | 2 800 000 | 410 000 |
2022 | 150 000 | 3 600 000 | 430 000 |
2023 | 240 000 | 5 000 000 | 460 000 |
2024 | 410 000 | 7 400 000 | 500 000 |
2025 | 720 000 | 12 000 000 | 530 000 |
При заданных цифрах получается, что машину класса Audi A4 я смогу себе позволить лет через 6 🙂 Учитывая, что к тому моменту я буду финансово независим уже года 4, получается вполне неплохо. Но всё будет зависеть, конечно, в первую очередь от интернет-заработков, которые согласно расчёту к тому времени должны составлять порядка 610 000 рублей в месяц. Поэтому понятие «финансовая независимость» тут весьма условное, означающее именно «не работать на дядю». А работать, конечно, всё равно придётся. Пока не представляю, как вырасти до таких высот, но, авось, вселенная подкинет идей 🙂 Время ещё есть ведь 🙂
Заключение
Такие вот наполеоновские планы, друг. Автомобиль должен быть по карману, даже если это автомобиль мечты. А для того, чтобы он был по карману — нужно учиться зарабатывать.