Как работает телефон в старых авто
Алтай — радиотелефон в авто для советской элиты!
Друзья, сегодня решил рассказать об уникальном приборе и системе — Алтай (система связи).
Рассказать хочу потому, что у самого есть такой прибор, в отличном состоянии, но об этом позже.
Немного истории.
«Алта́й» — советская система полностью автоматической мобильной связи. В 1963 году в Москве была запущена опытная зона системы «Алтай».
Первоначально в системе использовался частотный диапазон 150 МГц, позднее, в 1970-х гг., когда «Алтай» был установлен и успешно работал в 114 городах СССР, были выделены новые радиоканалы (22 «ствола» по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц — что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслуживать больше абонентов.
Работа над дуплексной системой автоматической мобильной связи началась в 1958 году в Воронежском НИИ связи (ВНИИС). Были созданы абонентские станции и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ). Также принимали участие предприятия Ленинграда, Белоруссии и Молдавии.
В Воронеже эта система действовала до конца 2011 года и была закрыта по экономическим соображениям. Абонентам, которых оставалось меньше 50, были розданы абонентские станции с более прогрессивной транкинговой системой «КаРаТ» (протокол MPT 1327), работавшие совместно с «Алтаем» на тех же частотах и на одном коммутаторе. Нумерация бывших абонентов «Алтая» не поменялась. «КаРаТ», как и бывший «Алтай», в Воронеже имеет нумерацию +7 (473) 251-8ХХХ. Вместо одной базовой станции «Алтая», располагавшейся на телевышке в центре города на высоте около 100 м, сейчас только на территории города Воронежа действует 4 базовых станции с автоматическим выбором и более десятка по области с возможностью автоматического роуминга внутри области.
Система также работает в Новосибирске, нумерация +7 (383) 349-8XXX.
Санкт-Петербург и Ленинградская область: В Ленинграде система «Алтай» была запущена в 1972 году, первой была создана система фиксированной связи. В 1974—1975 году была построена АТС на улице Комиссара Смирнова, в 1977—1978 году рядом с ней построена вышка связи.
Позже охват системы был увеличен за счёт строительства антенн в городах Выборг, Луга, Кингисепп, Кириши и Сосновый Бор. В городе доступны два вида связи — транкинг и телефония. Радиостанциям присвоены городские семизначные телефонные номера, у абонентов есть возможность говорить и слушать одновременно, обеспечен сервис входящей междугородной связи. Абонентам оказываются услуги транкинговой связи: двусторонняя связь с диспетчерским пультом, соединение абонентов «Алтая» по радиоканалу.
С марта 2011 года оборудование системы «Алтай» было частично разобрано и утилизировано. Летом система перестала работать, а в начале октября с башни связи были сняты антенны.
Кстати говоря, сейчас в музее связи им. А.С.Попова хранятся такие приборы, как совсем первые, так и более современные.
ссылка на музей
И еще, тут на драйве, у одного участника есть такой же прибор, он вроде бы планировал установить его в салон своей Волги, у меня не Волга, поэтому устанавливать нет смысла, да и хранится такой прибор в моей коллекции
ссылка на страницу
Теперь, что-то вроде авторских комментариев.
Данные приборы широко были распространены в волгах и прочих солидных авто руководителей СССР, это мог быть директор завода, а мог и высокий чиновник, военный.
Такие системы устанавливались практически на тоже место, где и в иномарках ставили переносные мобильные телефоны, правда наши были и раньше, и больше в размерах, кхм!
Естественно такие «Алтаи» были не доступны простым гражданам, и я, когда только начинал изучать все это, интересовался у всего старшего поколения, далеко не только простых рабочих в то время, и мало кто знал про такие приборы.
Приведу несколько фотографий своего прибора Алтай пс3-с, а так же разные фото с простор интернета в тему! Так же, есть у меня старый журнал «Радио» выпуск за 7 июля 1968 года, так как раз описывали эту новинку!
Громоздкие «мобильные»: как работали телефоны в автомобилях во времена СССР
Мобильная связь настолько прочно вошла в нашу жизнь, что порой кажется — она существовала всегда. Молодому поколению трудно представить, что когда-то телефоны были стационарными, без дисплеев, с дисковым номеронабирателем и огромной трубкой. А старшее поколение удивляется: как мы жили без мобильной связи, а многие и вообще без телефонов? Однако есть люди, которые даже в советское время пользовались мобильной связью.
СССР первым запустил сеть мобильной связи
Как бы удивительно это не звучало, но именно СССР стал «пионером» по внедрению мобильных телефонов. Конечно, назвать тогдашние телефоны «мобильными» у нынешнего поколения язык бы не повернулся. Но по тем временам это был действительно мобильный комплект: сам аппарат, пара аккумуляторов и приличного размера чемоданчик для переноса оборудования.
Разработка системы автоматической мобильной связи началась в 1958 году. До этого использовались системы, аналогичные военным радиостанциям. Но в таких системах нельзя было одновременно говорить и слушать собеседника: общение происходило поочередно, по принципу рации. К тому же, нельзя было самостоятельно вызвать собеседника, и приходилось пользоваться услугами коммутатора.
Эти неудобства подтолкнули к созданию полностью автоматической системы. Назвали ее Алтай, и уже в конце 50-х годов в Воронеже были установлены первые базовые станции. Над созданием системы работали специалисты со всего Советского Союза: например, антенные системы разрабатывали телевизионщики из московского Государственного Специализированного Проектного Института.
Телефон в автомобиле — не роскошь, а средство связи
Поскольку носить с собой чемодан с устройством связи было неудобно, систему планировали устанавливать в автомобилях — там имеется своя бортовая сеть для питания устройства. Это решение было с восторгом принято номенклатурными и руководящими работниками. Ведь теперь можно было оставаться на связи даже в поездках — а их у данных категорий было немало. Установка базовых станций позволяла принимать сигнал в радиусе десятка километров, а позднее, когда произошла модернизация системы и были выделены новые частоты — еще на более дальние расстояния.
Аппарат системы Алтай выглядел как обычная телефонная трубка. Некоторые модели оснащались даже дисковым номеронабирателем, но он оказался неудобным для пользования в автомобиле, и его заменили на кнопочный. Надо ли говорить, какой эффект на окружающих производил телефон в автомобиле, когда у многих его не было даже в собственной квартире!
Всесоюзное покрытие мобильной сетью
В 70-х годах система Алтай продолжала развиваться. Если поначалу «телефонизацией» были охвачены лишь крупные города — Москва, Ленинград, Киев, Ростов, Ташкент, то к середине 70-х мобильная связь покрывала 114 городов по всему СССР. В этом показателе нам проигрывала даже Америка, в которой тестовый запуск состоялся на год позже, а коммерческое распространение мобильной связи началось лишь в 1969 году. При этом, в СССР к тому времени мобильной связью системы Алтай пользовались в 30 городах.
Стоит признать, что в США телефон в автомобиль мог поставить любой желающий, выстояв очередь и заплатив «кругленькую» сумму (2-4 тыс. долларов), плюс весьма дорогие расценки на звонки: 0,7 — 1,2 долл. за минуту. В СССР мобильным телефоном могли пользоваться лишь руководители высшего эшелона, научные и номенклатурные работники.
Накануне Олимпиады 1980 года произошла очередная модернизация системы — базовые станции Москвы «переехали» на Останкинскую телебашню, благодаря чему увеличилась дальность покрытия сети. Во время трансляции Олимпийских игр именно система Алтай помогала журналистам вести прямые эфиры с соревнований. Тогда многие разработчики системы получили Государственные премии — наравне со спортивными, престиж страны был поддержан и научными достижениями.
С появлением сотовой связи система Алтай постепенно стала терять свои позиции. Именно сотовая связь благодаря более новым технологиям оказалась более практичной, компактной и дешевой. Поэтому сейчас, когда у каждого в кармане имеется мобильный телефон, система Алтай кажется анахронизмом, но для своего времени это был огромный технический прорыв.
Мобильная связь в СССР. Часть 1.
Сразу хочу сказать: автор текста не я((. Сейчас заканчивается работа над статьей об Алтае и о телефонах для этой системы.
Была ли в СССР мобильная связь?
Такой вопрос может показаться странным для многих, особенно из поколения, для которого мобильная связь прочно ассоциируется с пластмассовой коробочкой с большим цветным экраном, кучей кнопок и такими модными словечками, как GPRS, WAP, 3G. Откуда в Проклятом Совке (с) могла взяться мобильная связь?
Ну, во-первых, а что вообще такое мобильная связь? Какое определение этого термина?
Мобильная связь – это радиосвязь между абонентами, местоположение одного или нескольких из которых меняется.
Мобильная связь бывает сотовой, транкинговой, спутниковой плюс системы персонального радиовызова и зоновые СМРС (фиксированный канал через ретранслятор).
Другими словами, сотовая связь (хотя этот термин, наверное, тоже знаком отнюдь не всем пользователям этого самого вида связи) это всего лишь разновидность более широкого понятия – мобильная связь. Тем более, что появилась она гораздо позже, чем первые системы мобильной радиосвязи вообще.
В мире первые системы мобильной связи появились еще после Первой мировой. Так в 1921 году в США начали использоваться первые радиофицированные полицейские автомобили. Но мобильная связь того времени практически полностью использовалась в узкоспецифических формах, прежде всего военных, полицейских и всякого рода специализированных служб. Выходов на телефонные сети общего пользования они не имели, автоматическими не были поэтому этот период можно пропустить.
Первые системы мобильной связи для рядового потребителя начали появляться после Второй мировой войны. Однако это были тоже довольно-таки ограниченные по возможностям системы. Связь была односторонней (симплексной), то-есть по образу военных радиостанций – нажал тангенту – говоришь, отпустил – слушаешь. Да и выбор свободного радиоканала с последующим подключением к наземной телефонной сети был полностью ручным. Наличие диспетчерской с телефонными барышнями и ручным коммутатором было непременным атрибутом таких систем.
Те, кто помнит французский фильм 60-х годов «Разиня» могут вспомнить эпизод, когда герой Луи де Фюнеса говорил по такому вот «мобильному телефону» из своей машины. «Алло, барышня, дайте Смольный!».
Отсюда следует простой вывод. Процесс звонка с мобильного телефона должен быть неотличим от звонка с телефона обычного. Именно это и будет критерием мобильной сети связи широкого использования.
Так вот, первая в мире система полностью автоматической мобильной связи была создана и запущена в эксплуатацию в Советском Союзе. И в течении нескольких лет СССР был мировым лидером в области мобильной связи.
«Алтай». Первая в мире.
Работа над системой автоматической мобильной связи, названной «Алтай», началась в 1958 году. В городе Воронеж в Воронежском НИИ связи (ВНИИС) были созданы абонентские станции (проще говоря, собственно телефоны) и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ), там же, где рождалось советское телевидение. Над другими составляющими «Алтая» работали ленинградцы, а позднее присоединились предприятия из Белоруссии и Молдавии. Специалисты из разных частей Советского Союза объединили усилия, чтобы создать абсолютно уникальный на тот момент продукт — автоматическую мобильную связь.
«Алтай» должен был стать полноценным телефоном, устанавливаемым в автомобиле. По нему просто можно было говорить, как по обычному телефону (т.е. звук проходил в обе стороны одновременно, т.н. дуплексный режим). Чтобы позвонить на другой «Алтай» или на обычный телефон, достаточно было просто набрать номер — как на настольном телефонном аппарате, без всяких переключений каналов или разговоров с диспетчером.
Реализовать эту возможность при тогдашнем техническом уровне было непросто. Цифровой связи, разумеется, еще не было; голос передавался в эфире обычным образом. Но, кроме голоса, нужно было передавать специальные сигналы, с помощью которых система могла сама найти свободный радиоканал, установить связь, передать набираемый телефонный номер и т.д.
Это сейчас нам кажется естественным просто набрать номер на кнопках мобильника. А в 1963 году, когда в Москве была запущена опытная зона системы «Алтай», настоящий телефон в машине производил неизгладимое впечатление. Разработчики постарались сделать его как можно более похожим на привычные аппараты: у «Алтая» была трубка, а в некоторых моделях — даже диск для набора номера. Впрочем, от диска вскоре отказались и заменили его кнопками, поскольку крутить диск в автомобиле оказалось неудобно.
Партийные и хозяйственные руководители пришли в восторг от новой системы. Автомобильные телефоны вскоре появились в «ЗИЛах» и «Чайках» верхних эшелонов советского руководства. За ними последовали и «Волги» директоров важнейших предприятий.
«Алтай» конечно не был полноценной сотовой системой. Первоначально один город вместе с пригородами обслуживался всего лишь одной базовой станцией с шестнадцатью радиоканалами. Но для небольшого количества высших начальников, которым была доступна мобильная связь, этого первое время хватало.
В системе использовался частотный диапазон 150 МГц — это частоты того же порядка, что и метровый диапазон телевидения. Поэтому антенна, установленная на высокой башне, позволяла обеспечить связь на расстоянии до десятков километров.
Аналогичная система в США, IMTS (Improved Mobile Telephone Service), была запущена в опытной зоне на год позже. А коммерческий ее запуск состоялся лишь в 1969 году. Между тем в СССР к 1970 году «Алтай» был установлен и успешно работал уже примерно в 30 городах!
Кстати, насчет системы IMTS. В описании этой системы есть один очень интересный абзац.
In the 70s and the early 80s, before the introduction of cellular phones, there were «waiting lists» of up to 3 years for those wishing to have mobile telephone service. These potential subscribers were literally waiting for other subscribers to disconnect their subscription in order to obtain a mobile telephone number and mobile phone service.
В 70-х и начале 80-х годов до начала использования сотовой связи существовали «списки ожидания», до 3-х лет, для желающих иметь мобильную связь. Потенциальные абоненты были вынуждены ждать, пока действующие абоненты отключатся от сети, что бы получить телефонный номер и услуги сети мобильной связи.
Очереди! Списки! Номерки! Вот он, Проклятый Совок (с)!
Конечно, такие жесткие ограничения были вызваны ограниченным количеством радиоканалов. Но я специально обращаю на это внимание, что бы читатели поняли, что подобные системы не могли быть массовыми чисто по техническим причинам, а не из-за чьего-то злого умысла.
По этой причине телефоны этой системы были очень дорогими (от 2 до 4 тысяч долларов) и минута разговора стоила от 70 центов до 1.2 доллара. Часто телефоны брались в аренду у компании, а не покупались.
И кстати, система эта до сих пор эксплуатируется в Канаде и США.
Теперь в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Ростове, Киеве, Воронеже и многих других городах (и областях) СССР партийные и хозяйственные руководители могли спокойно говорить по телефону из машины. Наша страна, как это ни странно слышать теперь, уверенно лидировала в области мобильной связи.
В 1970-е годы система «Алтай» активно развивалась. Были выделены новые радиоканалы (22 «ствола» по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц — т.е. на чуть более длинных волнах, чем дециметровое телевидение, что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслужив
Как выглядел в автомобиле телефон в 1988 году
Как выглядела система громкой связи в автомобиле в конце 1980-х годов.
Сегодня Bluetooth-оборудованием для телефонных разговоров по громкой связи в современных автомобилях, никого не удивишь. Совершать в наши дни звонки по телефону, находясь за рулем машины очень и очень просто. Но в 1988 году все было немного по-другому.
Смотрите также: Как подключить телефон по Bluetooth к автомобилю
Вот пример как компания Ниссан оснащала свои автомобили мобильной связью. Например, телефон встраивался в Nissan Cedric, Gloria или Cima.
Телефон в автомобилях Ниссан от компании NEC (конец 1980-х годов)
Но это небезопасно. Ведь все мы знаем, что телефон сильно отвлекает водителя во время движения. Но в конце 80-х годов компания Ниссан также оснащала свои автомобили системой громкой связи, которой можно было управлять кнопками, расположенными на рулевом колесе. Вот пример как это выглядело на Nissan Gloria Brougham.
Рулевое колесо Nissan Gloria Brougham с кнопками громкой связи для разговоров по телефону
В те годы цифровые технологии только развивались, и автопроизводители испытывали сложности с расположением кнопок на руле. Например, в Nissan Gloria Brougham кнопки были встроены на центральную часть рулевого колеса, которая при вращении руля оставалась на месте, когда как внешний диаметр рулевого колеса свободно вращался вокруг панели с кнопками.
К сожалению, в сети мало информации об этой революционной для того времени технологии. Известно только одно, что панель управления громкой связи расположенной на рулевом колесе работала только с мобильными телефонами NEC (на фото выше) встраиваемые в автомобиль.
Так выглядел Nissan Cima в те годы
Компания Ниссан начала оснащать автомобили встроенными автомобильными телефонами с середины 80-х годов. В первую очередь телефоном оснащались модели Cedric / Gloria / Cima.
Примерно в то же время другие автомобильные компании также начали оснащать некоторые свои модели автомобильными телефонами. Так, например компания Форд оснастила некоторые модели автомобильными телефонами Моторола.
Единственный минус первых автомобильных мобильных телефонов это их громоздкий размер. Теперь же когда в наши дни мобильные телефоны стали не такие громоздкие, как были в 80-х годах, отпала необходимость в их встраивании в автомобиль на заводе.
По сути, современный автомобиль теперь не нуждается во встроенном телефоне. Ведь у каждого из нас есть небольшой сотовый телефон, который мы везде носим с собой, который может автоматически подключаться к громкой связи нашего автомобиля.
GSM автозапуск из старого мобильника.
. Принцип такой: звоните на телефон который в машине, после 1го гудка сбрасываете, телефон дает через реле короткий сигнал на реле ЗТПФ, реле подает постоянное напряжение на 5ти (можно 4х) контактное евро реле зажигания, с него питание подаеться на само зажигание (включается лампа низкого давления масла) и на реле блокировки стартера, к которому присоединен провод от лампы( видно на схеме), если лампа горит- реле БС разрешает стартеру вращать маховик, до тех пор, пока либо он не накачает масла (примерно 10 секунд) либо двигатель не заведется и не поднимет давление сам, тогда произойдет выключение лампы давления масла и реле БС выключит стартер.
как показывает практика ручного пуска- если двигатель не завелся до погашения контрольной лампы, то лампа не загорится еще примерно 15 секунд, что в случае моей схемы, не даст стартеру работать в режиме маслозакачиющего насоса. Еще от реле стартера сделана отводка на реле отзвона, он потребуеться, если машина находиться, вне поля вашего зрения и не видно завелась она или нет. к контактам кнопки «2» телефона припаяны 2 провода которые замыкаються меж собой в реле отзвона. На кнопку 2 запрграммирован вызов телефона хозяина машины, если хотите узнать завелась она или нет, поднимите трубку и автомобильный телефон вам обо всем расскажет.
думаю еще воткнуть несколько диодов, чтобы защитить реле ЗПТФ (одну уже спалил- пробуя схему в работе зарядным устройством) от скачка напряжения при размыкании обмотки 5тиконтактных реле, и чтобы не спалить по той-же причине контрольную лампу и датчик давления масла.
В заключении добавлю, схема далеко не нова, и слизана с многих перекопанных мной сайтов. в первую очередь D2 конечно.
Все! Получилось! Вчера поставил это на свою машину, ощущеня не передать) доволен как слон!)) звонишь на телефон, после первого гудка сбрасываешь, машина кхххх- дыр дыр дыр дыр )
Всем спасибо за подсказки и советы.
20.11.2016 в связи с постоянными вопросами, добавлю, на телефоне стоит отсечка левых номеров и смс. Ни оператор симкарты, ни ошибшийся номером, ни кто иной, кроме меня не сможет дозвонится на этот телефон. И еще, данная схема применима для скорее «деревянных» двигателей т.е. не стоит мастырить ее на какой нибудь фольцваген амарок, мерседес с класс или на другие подобные автомобили, лучше купите сигнализацию с авто запуском.🙈 А сейчас схема вобще, упрощена до одной релюшки и просто замыкает 2 контакта на запуск бинара 5б.