Как работает коробка робот на автомобиле тойота королла
Алгоритм работы робототизированной коробки передач
За последнее время на Drive появилось множество дискуссий по поводу работы роботизированной коробки передач ММТ на Toyota Corolla, Auris, Yaris. Некоторые горе специалисты, не знакомые с принципами или алгоритмами работы коробки и прежде всего его сцепления, дают советы по переключению рычага селектора КПП основываясь только на своих домыслах или кратеньком опыте (покатушках) на роботе с не модернизированным сцеплением. Под машинами с не модернизированным сцеплением я имею ввиду те Короллы и Аурисы, которые по какой-либо причине не попали под сервисную компанию по замене актуаторов, контроллеров ММТ и возможно самого сцепления. Сам я попал на такую кампанию немного случайно: приехал в 2008 или 2009 году на очередное ТО к официалам и на вопрос приемщика о имеющихся жалобах на работу машины сказал, есть некоторые проблемы с троганием с места. А было вот что:
1. стало практически невозможно ползти в пробках в потоке так как при отпускании педали тормоза машина сама не начинала движение (отсутствовала помощь при старте),
2. При нажатии педали акселератора, педаль уходила вниз, а машина стояла и затем происходил резкий рывок вперед, да так, что можно было реально въехать в зад впереди идущей машине.
При ТО мне тогда провели регулировку сцепления и сообщили о том, что моя Тоетка попадает под кампанию гарантийной замены. Через неделю мне перезвонили и предложили подъехать к ОД. При ремонте по гарантии мне заменили корзину сцепления в сборе в связи с износом(по причине неправильной работы актуатора), актуатор и контроллер ММТ. Сумма по Акту оказания гарантийных услуг была проставлена около 97 т.руб., но как вы понимаете, мне это стоило только 100 руб за технологическую мойку. Поведение машины до и после гарантийной замены поменялось кардинально — будто в новую машину сел. Однако вернемся к нашей теме.
Итак руководство пользователя гласит следующее:
Рычаг КПП необходимо переводить в нейтраль только при продолжительной остановке. Чем это обусловлено? Да элементарными требованиями безопасности водителя — если у вас при нажатой педали тормоза «затечет» нога или нечаянно соскочит с педали тормоза, то есть реальная возможность приехать кому либо в зад. Согласитесь это очень неприятный момент. А в остальных непродолжительных остановках жмите на тормоз, но постоянно до конца жмите на тормоз. Многие здесь говорят о том, что в таком режиме греется сцепление, но это полная ерунда. Греться сцепление может в том случае если неисправен актуатор или контроллер коробки, то есть не происходит разжатия сцепления при нажатии на педаль тормоза. Даже неоднократно за время эксплуатации автомобиля сам сталкивался с тем, что не выключив передачу в нейтраль ставил машину на ручник и с работающим двигателем и коробкой в положении Е выходил из машины разгрузить багажник или еще для каких дел до 5-10 минут. С фактом мигающей или загорающейся шестеренки при нагреве сцепления не сталкивался ни разу.
Коробка робот на автомобиль Тойота Королла
Коробка-робот, или роботизированная КПП Тойота Королла есть не что иное, как механическая КПП с автоматизированными функциями включения муфты сцепления и переключения передач. Водитель при езде с роботизированной коробкой передач создаёт лишь входные сигналы для движения с желаемой скоростью, а коробкой передач управляет электронная алгоритмическая система.
Робот-КПП удачно соединяет в себе функции автоматической КПП, которая характеризуется комфортом езды и экономичность по расходу топлива механической коробки. Автопроизводители ведущих мировых фирм массово устанавливают на свои автомобили роботизированные КПП. И это делается на всём спектре моделей, а не только в премиум-классе.
Устройство коробки-робота Тойота Королла
Конструкции КПП-робота на разных моделях Тойота не одинаково, одинаков лишь принцип – в её устройстве заложены механическая коробка с системой управления передачами и муфтой сцепления. Сцепление в КПП Тойоты Королла фрикционного вида. Важным нововведением здесь является устройство двойного сцепления, благодаря которому крутящий момент передаётся непрерывным путём, разрыв мощности в этой схеме исключён.
Обычно при конструировании коробки-робота используются уже существующие для этой модели Тойота Королла КПП. Заменяются лишь узлы управления. Роботизированная коробка переключения передач имеет электрический привод с сервомеханизмом, в который входит электродвигатель механической передачей. Для электрического привода характерна низкая скорость действия управляющего механизма (0,3 – 0,5 секунды), поэтому и устанавливаются такие блоки на бюджетные модели. Спортивные же роботизированные коробки имеют гидравлический привод, у которого скорость переключения очень высокая – 0,05 секунды.
Управление коробкой-роботом
Электронная систему управления коробкой-роботом основана на датчиках и исполнительных механизмах. Датчики на входе контролируют:
Вся собранная информация передаётся в управляющий блок, где на основе показаний датчиков создаются управляющие сигналы для работы механизмов исполнения. Всем этим руководит специальная программа. Система АВS и система управления двигателем также связаны с электронным блоком. Для правильной работы зимой необходим предварительный прогрев КПП.
Принцип работы коробки-робота
Есть два режима работы роботизированной коробки Тойота Королла:
При работе в автоматическом варианте алгоритм управления коробкой реализуется электронным блоком на основе сигналов входных датчиков. Это происходит с помощью механизма исполнения. А вот в полуавтоматическом режиме коробка-робот позволяет делать переключение с низшей передачи на высшую рычагом селектора передач и переключателей, расположенных под рулём.
По этой причине часто в различной литературе роботизированную коробку иначе называют секвентальной КПП (последовательной).
Робот или автомат?
При покупке автомобиля главным фактором является его КПП. А именно – автомат, вариатор или робот. И здесь покупателя начинают одолевать сомнения – что же лучше? Ведь роботы и вариаторы начали появляться сравнительно не очень давно, вслед за автоматами. И, хотя главные характеристики этих устройств уже известны, автолюбители опасаются всяких неожиданностей.
Самое распространённое мнение – это то, что гораздо лучше коробка – автомат. И это мнение насчёт автомата самое распространённое.
Попробуем разобраться в недостатках и преимуществах этих видов трансмиссий.
Достоинства роботизированных коробок переключения передач перед автоматом:
Недостатки роботизированных коробок:
Возможные проблемы с КПП-роботом Тoyota Сorolla
Автомобили Тойота Королла могут оснащаться КПП – роботом типа MULTI-MODE. Чаще всего при ремонте владельцы таких моделей жалуются на то, что прямо на ходу включается нейтраль, и при этом начинает сигнализировать индикатор неисправности. И пока не выключишь зажигание и не запустишь двигатель снова, машина не движется ни взад, ни вперед. Жалеют о том, что на машине стоит не автомат. Необходимость в ремонте возникает обычно вследствие износа выжимного подшипника сцепления. При ремонте достаточно поменять комплект сцепления, и всё снова становится работоспособным.
Другая неисправность и причина ремонта – автомобиль Тoyota Сorolla при трогании с места движется рывками. Чаще всего это связано с выходом из строя исполнительного механизма сцепления. Для ремонта достаточно штатного комплекта для ремонта актуатора.
В качестве профилактики выхода из строя коробок-роботов на страницах литературы советуется зимой перед началом движения выполнить прогрев масло в коробке, оставив машину работать на холостом ходу некоторое время. Привычка делать прогрев коробки перед движением помогает продлить срок её службы, избежать ремонта.
Прогрев робота зимой возможен на стоянке, ведь на нейтральной передаче входной вал вращается, в коробка постепенно идёт прогрев масла. Но ещё быстрее идёт прогрев её (догрев) уже при движении. Просто первые сотни метров ехать без ускорений. Прогрев происходит очень быстро даже зимой в сильные морозы.
Работы по ремонту, связанные с электрической частью коробки-робота Тойота Королла, прежде всего начинаются с тестирование её с помощью специального оборудования для диагностики Тойота Techstream. Оно замечательно работает с коробками Тойота Королла.
Роботизированная трансмиссия от компании Toyota: что она из себя представляет и почему не получилось
Компания Тойота в 2005 году решила установить собственные роботизированные коробки передач на два автомобиля – Тойота Королла Е150 и Аурис Е150. В 2007 году на Ярис была установлена 5-ступенчатая ММТ серии С5 вместе с компактным 1.4-литровым дизельным мотором. Однако ни один из этих роботов так и не смог прижиться. Маркетинговое название тойотовских роботов – Multimode и Freetronic. Робот создан на основе обычной механической коробки передач, дополненный электроприводом.
Агрегат способен работать как в автоматическом, так и в ручном режиме. Казалось бы, Тойота славится надежностью и колоссальным ресурсом всего того, что изготовит. Однако в случае с трансмиссией получилась ровно обратная история. Разработка Toyota получила шквал критики от простых автомобилистов, которые решились на покупку Королла и Аурис вместе с роботизированной трансмиссией. В чем основные недостатки этих РКПП?
История развития Multimode и Freetronic
В 2005 году автомобилистам был предложен новый автомобиль Тойота Королла вместе с роботом. Первые экземпляры Freetronic оказались крайне ненадежными, в чем лично убедились российские и европейские водители. Коробка постоянно выбивала ложные коды ошибок, постоянно досаждали различные датчики – давления, быстро выходил из строя золотниковый клапан, гидроаккумулятор. Если выходит из строя последний, перестает исправно работать электрический насос, начинает протекать техническая жидкость через уплотнители – скорый выход из строя коробки передач.
После появляется робот Multimode. Если ранее для отдельных моделей производитель задействовал автоматизированное сцепление TFT, то с выходом Multimode от этой затеи решили отказаться. В результате удалось увеличить ресурс трансмиссии и сократить количество возможных проблем. Эту коробку также нельзя назвать надежной: регулярно выходили из строя силовые приводы, быстро изнашивались диски сцепления, возникали проблемы и с блоком управления. В пробке при высокой температуре окружающей среды перегревается сцепление, что приводило к поломке РКПП. Эту проблему удалось решить за счет установки особого механизма, блокирующего робот в нейтральной передаче, что позволяло трансмиссии немного остудиться.
Конструкция робота от Toyota
В плане конструкции Multimode является механической коробкой, которую оснастили электроприводами, работающими от электродвигателя. Система включает в себя следующие составные части и механизмы:
Робот Multimode имеет режим автоматического переключения E и режим ручного переключения M. Рабочее положение привода определяют сдвоенные бесконтактные датчики хода. Они установлены на каждом приводе. Каждый из приводов работает в соответствии с сигналами из TCM. TCM принимает данные от ECM и датчиков и управляет двигателем и трансмиссией Multimode.
В роботе FREETRONIC установлен насос радиально-поршневого типа с системой электроприводов. С его помощью поддерживается рабочее давление в мембранном гидроаккумуляторе. Если датчик зафиксировал падение давления, он активизирует насос. Потоки жидкости перераспределяются золотниковым клапаном с электромагнитом.
Типичные неисправности коробки передач
Почему трансмиссия производства Toyota получила славу ненадежного агрегата? С наибольшими трудностями пришлось столкнуться владельцам Тойота Королла, в частности 2007-2008 годов производства. Подавляющее большинство жаловались на то, что робот не включал передачи. В сервисных центрах коробку можно было отремонтировать, но для этого нужно было найти настоящих профессионалов, поскольку диагностировать причину неисправности РКПП не так просто.
Причины на это были следующие:
Владельцы Тойота Аурис не меньше водителей Королла обсуждают недостатки и проблемы робота. Практически все сошлись во мнении, что Multimode – коробка, выпущенная «на скорую руку». Один из главных недостатков – при торможении трансмиссия не переключает передачу. Автомобиль замедляет ход, но Multimode на это никак не реагирует. Происходило и так, что автомобиль не тянет, но коробка упорно держит «высшую». В некоторых случаях робот вообще не реагировал на изменения скорости, пока машина чуть не останавливалась полностью. Естественно, что с такими проблемами невозможно комфортно ездить в условиях города. Обычно меняли блок управления, иногда по несколько раз, но проблему это не решало. В 2009 году Тойота провела отзывную компанию для смены БУ, в сервисном центре такая услуга обходится примерно в 80-90 тысяч рублей.
Другой проблемный механизм – сцепление. Нередко не «доживал» даже до 50 тысяч километров пробега. Дорогостоящие механические актуаторы, как уже было сказано, тоже не отличались надежностью. В отдельных случаях автовладельцам удавалось выработать ресурс РКПП 100-150 тыс. км, что уже можно было считать хорошим показателем. Частые проблемы трансмиссии, постоянные поломки и дороговизна ремонта – только часть причин, почему спрос на автомобили с роботом производства Тойота стал стремительно падать. При этом к самим авто претензий было немного, но только от одного слова «робот» потенциальные покупатели, наслышанные о проблемах коробки передач, приходили в ужас.
Ремонт робота в сервисном центре
Не только отсутствие скоростей, но еще постоянные переходы робота в нейтральную передачу досаждали и доставляли владельцам Тойота головную боль. В мастерских при таком симптоме поломки обычно меняли выжимной подшипник, а иногда и сцепление в сборе – это зачастую решало проблему. Рывки в начале движения авто – наверняка вышел из строя исполнительный механизм сцепления. В центрах, как правило, обходились сменой актуатора.
Другие поломки и способы решения:
Избежать многих неприятностей можно, придерживаясь элементарных правил эксплуатации автомобиля с роботизированной коробкой передач. Специалисты рекомендуют не двигаться слишком медленно в гору, переключаться на ручной режим и на «пониженную» передачу, прогревать РКПП зимой перед началом движения, а также своевременно менять масло с фильтрами. Но даже при условии соблюдения всех рекомендаций Multimode не способен отходить свыше 150-180 тыс. км. Все эти недостатки привели к тому, что робот стали замещать гидроавтоматом, а после и вариатором.
Селектор переключения роботизированной трансмиссии Toyota
Робот Тойоты Короллы — плохое соседство
И снова Здравствуйте.
Роботизированные кпп у Тойоты и Лексус считаются самыми надежными, по сравнению с остальными автопроизводителями (прочитал в одной из статей). С 2011 года по лето 2018 года ездил и бед не знал. Ни каких проблем не было. Я даже не знал что робот может вот так подвести. Ездил и ездил. Но прошлым летом загорелась шестеренка. Я разобрался с этой проблемой практически самостоятельно. С подсказками от товарищей из сети, ну и плюс чтиво. Разобрался, начитался, и починил. Ездил и все было прекрасно. Но вот снова эта шестеренка загорелась. СНОВА! Где уж тут надежность то? Года не прошло она загорелась. Почему нет ей года? Да потому что зиму машина стояла. Я на ней не ездил. В этот раз P0810 — ошибка управления положением сцепления.
В общем как все было:
Подрядились мы с друзьями потолки тянуть. Договорились встретиться прямо у дверей клиента. Выехали с утра, в самый разгар утреннего часа пик. И вот «первый раз» возник когда я выехал на кольцевую дорогу и встал прямо по среди нее. В то время когда вокруг столько нервных дядек и тётек на больших и маленьких машинках. Ска… И каждый раз, когда загорается эта шестеренка, то лицо перекашивается не только у меня. Я думаю у каждого, кто юзает этого робота, при загорании шестеренки лицо становится таким же. Глазки округляются, мол, как так, что случилось, было же все хорошо? Пропадает какое либо настроение. Становишься злым, и ругаешь всех на этот свете. Этих гребаных японцев которые впихали эту кпп в машину, не доработав ее до идеала. Ругаешь Тойота сервис официального дилера, потому что за ремонт они сдерут с тебя кучу денег, и за то что они не ремонтируют а тупо меняют механизм (я про актуатор). Ругаешь самого себя, за то что купил этот кусок гов.а, не прочитав отзывы о машине, о том какие могут быть проблемы в будущем, какие у нее слабые места. В общем просто сидишь не зная что делать. А что тут делать? Либо звать друзей (благо брат был где то по близости) что бы оттащили хотя бы с кольца на менее загруженную дорогу. Либо звать эвакуатор. В моем случае еще и проблема в том что я живу далеко за городом. И весь этот путь тащить меня на буксире, скажем, то еще удовольствие. Это вам не в соседний микрорайон утащить. Ну да ладно. Звоню брату, говорю мол, я встал на кольце. Оттащил он меня на тросе в сторону. И вот какая удивительная вещь. Пока тащил, шестеренка пропала. Перестала гореть. ЧТО? КАК? Да да, отцепляем трос, и о чудо, машина самостоятельно может ехать. Ска… Что тебе не так? Что тебе надо было? Ладно, поехали мы работать, и вечером, до дома я добрался нормально. Без проблем. Но осадок остался. Это был первый раз. Второй случился через день. Шестеренка загорелась прямо на парковке у входа в строительный магазин. Пока брат ходил шопился, я пытался разобраться в чем дело (ну почему на сайте нельзя маты писать, без них ведь ни как). Методом «скрепка» выявил ошибку P0810 — ошибка управления положением сцепления. И пока туда-сюда, опа а шестеренка пропала сама собой. И машина снова самостоятельно поехала. И снова спокойно доехал до дверей клиента у которого мы потолки тянули, а вечером спокойно доехал до дома, но с переживаниями что машина вот-вот сейчас возьмет и встанет где нибудь. А уже ночь. И хрен кто меня потащит на буксире до дома. Доехал, все норм. Позже, неделю ездил без проблем, но со страхом. Записался в сервис на диагностику. Диагностика ни чего не показала. Проверили на сканером на ошибки (кроме P0810 больше ошибок нет). Проверили сцепление, говорят оно еще не изношено что бы его менять (ибо даже помнят что я у них прошлым летом менял). Катались они по территории сервиса, но ни чего, ни шестеренки ни чего. Звонят спрашивают мол как сделать что бы шестеренка выпала? А ни как. Она когда как, сама собой, случайным образом выпадает, когда ей вздумается. Сегодня нету, а завтра есть. По ее собственному желанию. Ну в общем, уехал я ни с чем. Тут, у меня командировка на вахту намечается, нужно медосмотр проходить очередной, с коллегой договорились что утром в поликлинике встретимся. И вот утро, я еду. По трассе пролетел нормально. Но вот на въезде в город, где скорость движа упала, не значительно, но упала, снова выскакивает шестеренка. ЧТОБ ТЕБЯ! Утренний час пик. Благо успел на обочину ходом откатиться. Минут пять постоял, и снова поехал. Ни чего не делал. Далее метров через 800 снова встал. Та же беда. Снова минуты три-четыре стоял, ни чего не делал, а она взяла и поехала. Потом снова через несколько сот метров встал. Потом еще раз на светофоре. Ну думаю ппц. Звоню другу, говорю все отменяется, я на разворот и домой. Не знаю как, но домой. Ушел на разворот, и еще пару раз шестеренка. Из моих уст летят одни маты с различными проклинаниями всех и вся. Особенно ругаю матом японческих инженеров. И вот я снова на ходу, еду, выхожу на объездную микрорайона, а далее на трассу и за город до дома. Без проблем. ПОЧЕМУ? ПОЧЕМУ ТАК? Мое терпение лопается. По приезду домой снимаю актуатор для дефектовки. И как вы думаете, что я там вижу? Правильно. Ни чего. В который раз убеждаюсь что внутри актуатора ломаться не чему. Простой механизм. Единственное что может сломаться это датчик, или электромотор. Но ни там ни там дефектов нет. Все в хорошем состоянии.
Роботизированная трансмиссия от компании Toyota: что она из себя представляет и почему не получилось
Компания Тойота в 2005 году решила установить собственные роботизированные коробки передач на два автомобиля – Тойота Королла Е150 и Аурис Е150. В 2007 году на Ярис была установлена 5-ступенчатая ММТ серии С5 вместе с компактным 1.4-литровым дизельным мотором. Однако ни один из этих роботов так и не смог прижиться. Маркетинговое название тойотовских роботов – Multimode и Freetronic. Робот создан на основе обычной механической коробки передач, дополненный электроприводом.
Агрегат способен работать как в автоматическом, так и в ручном режиме. Казалось бы, Тойота славится надежностью и колоссальным ресурсом всего того, что изготовит. Однако в случае с трансмиссией получилась ровно обратная история. Разработка Toyota получила шквал критики от простых автомобилистов, которые решились на покупку Королла и Аурис вместе с роботизированной трансмиссией. В чем основные недостатки этих РКПП?
Как управлять роботизированной коробкой передач
На современных автомобилях используется несколько видов коробок передач – механическая, автоматическая, вариаторная. Механическая коробка отличается своей надежностью, но требует от водителя навыков управления. Автоматическая же значительно проще в управлении, но более «капризна» в техническом плане. Недавно же конструкторы выпустили еще один тип КПП – роботизированная. В ней они постарались соединить воедино надежность «механики» с удобством «автомата». И это у них получилось – все больше автопроизводителей комплектуют свои авто роботизированной коробкой передач.
Итоги
Роботизированная коробка передач – это своего рода синтез автоматической и механической КПП. От механики система получила практичность и надежность, от автомата – комфорт при управлении. Такая система в целом отличается надежностью и высокотехнологичностью. Но и у нее бывают сбои. В основном они связаны с износом деталей, например, когда произвольно РКПП скидывает на нейтраль. Или же из-за сломанного актуатора не запускается та или иная передача.
Чтобы на Тойоте Королле робот функционировал бесперебойно, необходимо регулярно проводить техническое обслуживание, в ходе которого роботизированная коробка передач на Тойота Королла будет подвержена тщательной диагностике. Также необходимо соблюдать правила использования коробки робот для Тойота Королла. Если следовать вышеуказанным рекомендациям и советам, то можно избежать серьезных поломок в Тойота Королла робота.
Устройство коробки-робота Тойота Королла
Конструкции КПП-робота на разных моделях Тойота не одинаково, одинаков лишь принцип – в её устройстве заложены механическая коробка с системой управления передачами и муфтой сцепления. Сцепление в КПП Тойоты Королла фрикционного вида. Важным нововведением здесь является устройство двойного сцепления, благодаря которому крутящий момент передаётся непрерывным путём, разрыв мощности в этой схеме исключён.
Обычно при конструировании коробки-робота используются уже существующие для этой модели Тойота Королла КПП. Заменяются лишь узлы управления. Роботизированная коробка переключения передач имеет электрический привод с сервомеханизмом, в который входит электродвигатель механической передачей. Для электрического привода характерна низкая скорость действия управляющего механизма (0,3 – 0,5 секунды), поэтому и устанавливаются такие блоки на бюджетные модели. Спортивные же роботизированные коробки имеют гидравлический привод, у которого скорость переключения очень высокая – 0,05 секунды.
История развития Multimode и Freetronic
В 2005 году автомобилистам был предложен новый автомобиль Тойота Королла вместе с роботом. Первые экземпляры Freetronic оказались крайне ненадежными, в чем лично убедились российские и европейские водители. Коробка постоянно выбивала ложные коды ошибок, постоянно досаждали различные датчики – давления, быстро выходил из строя золотниковый клапан, гидроаккумулятор. Если выходит из строя последний, перестает исправно работать электрический насос, начинает протекать техническая жидкость через уплотнители – скорый выход из строя коробки передач.
После появляется робот Multimode. Если ранее для отдельных моделей производитель задействовал автоматизированное сцепление TFT, то с выходом Multimode от этой затеи решили отказаться. В результате удалось увеличить ресурс трансмиссии и сократить количество возможных проблем. Эту коробку также нельзя назвать надежной: регулярно выходили из строя силовые приводы, быстро изнашивались диски сцепления, возникали проблемы и с блоком управления. В пробке при высокой температуре окружающей среды перегревается сцепление, что приводило к поломке РКПП. Эту проблему удалось решить за счет установки особого механизма, блокирующего робот в нейтральной передаче, что позволяло трансмиссии немного остудиться.
Особенности роботизированной трансмиссии
Классический автомат является гидромеханической системой, а РКПП по своей сути — это механика, оборудованная исполнительными механизмами и компьютером, управляющим ими.
Салон «Тойоты Королла»
Автоматическая коробка комфортна, но отличается от надежной, проверенной в работе механической большей сложностью, стоимостью, повышенным расходом топлива, худшей динамикой и дороговизной в ремонте. Побороть эти недостатки призваны роботизированные КПП. И многие вполне справляются с этой задачей. Более того, на них есть режим ручного переключения передач.
Существенным недостатком РКПП для автомобилей, оснащенных актуатором с электродвигателем, является низкая скорость переключения передач. В целях борьбы с этим недостатком применяются коробки с двумя сцеплениями. На более дорогих машинах используются гидроприводы исполнительного механизма. Коробка робот на Toyota Corolla 2008 года имеет одно сцепление, оснащенное актуатором.с электродвигателем.