Как провести авто по страховке
КАСКО, как зарабатывают?
Многие путают, автоподставы, с отбиванием по КАСКО, это абсолютно разные вещи. И про это, как всегда есть свои истории)
Купил парень Лансер Х, застраховал по КАСКО, год прошел, а ничего не случилось, что делать подумал он? Думает, разобью лобовое, выплатят много, а поставлю дешевое стекло, и всё. Разница в карман. Получал он по КАСКО — деньгами, а не ремонтом естественно. Берется простой Челябинский кирпич, и кидается в лобовое, НО, не рассчитал силу, и кирпич пробил лобовое, попал на торпеду, поцарапал её, задел руль, поцарапал его, упал ниже на бороду, поцарапал её, и до кучи задел рычаг АКПП, поцарапал и его! Все посчитали под замену, а именно, торпеду, руль, бороду, рычаг АКПП, лобовое стекло. Сумма на ремонт Лансера 6ти значная… по факту меняется только лобовое и то на Китай. Страхует заново, снова бьет лоб, только лоб в этот раз) опять выплачивают, снова ставят Китай. На осмотре машины, перед следующим страхованием, фоткают что лоб не оригинал, и теперь на этом всё…
Вторая история. Покупается Лачетти, страхуется в КАСКО, после чего едем на подъемник, берем молоток-кувалду, и погнали, по бензобаку, по подрамнику и тд, а также, проводим острым предметом по днищу. После едем на трассу, слетаем с нее в кювет (на самом деле просто съезжаем) вызываем копов, мол подрезали улетел… по днищу отбиваем 6ти значную сумму, ведь бак стоит дорого, и замена не копейки, подрамник не дешев, да еще и замена не простая, и тд…
Еще история. Шеркается самой мелкой шкуркой бочина, шкурка после шпакли, вся в пыли, на черной машине, кажется, что бочина в хлам…так же, делается пара вмятин на кузове, тупо пальцем, замятие делают типа под замену, но при этом они легко без покраски делаются, если не по ребрам мять. После этого, получаете деньги за двери, за их покраску и тд, а по факту без покраски выправляем вмятину, полируем царапины по лаку, и на этом все!
Покупаем, мертвенький бампер на авто, перекрашиваем его, и бьем… получаем, как за новый оригинал, а свой родной через неделю ставим на авто, и показываем, что он окрашен и поменян. С кузовным железом, фонарями и тд, всё тоже самое! Посмотрите сколько битых фонарей продают?) кто их покупает?) теперь понятно — кто?)
ПРОШУ ЗАМЕТИТЬ, МАШИНЫ ОСТАЛИСЬ НЕ БИТЫМИ НЕ КРАШЕНЫМИ, И В ЦЕНЕ НЕ ПОТЕРЯЛИ, И ПРИ ПРОДАЖЕ ЛЕГКО СКИНУТЬ ЕЁ! ПО КАСКО ОТБИВАЮТ ТАК, ЧТОБ И МАШИНА ЦЕЛАЯ, И ДЕНЬГИ В КАРМАНЕ! Не все конечно, кто-то и в узел их заворачивает, но умные делают так…
Как, на бумаге всё легко и просто, не правда ли?) вот Вам еще история. Начальник на работе кидал ключи на стол, и говорил, — кто хочет, прокатится на моей машине, и заодно помыть, на помыть денег дам, самому ехать в лом. Машина новая, застраховано всё. Доброволец, тут же появляется! Садится, этот Тимуровец за руль, и жогать ей. Но, не тут-то было, не рассчитал скорость, залетел под Газель… морда в хлам… фары, капот, решетка, бампер и тд. Что, делать первый вопрос? Выход есть всегда, водителю газели передается 5000 рублей, и газелист доволен. Что делать дальше? От начальника, мало того, что прилетит, как отдать битую машину? Но, гениальное решение найдено, едут к магазину Тракторозаводский (Челябинцы поймут), паркуется. Звонит в полицию, и рассказывает, зашел в магазин, машина целая была, вышел из магазина, а морды нет… ну полицаи не тупые, смотрят камера есть, думают, щас узнают, кто его стукнул… смотрят видео, а там, подъезжает машина разбитая, паркуется, через 15 минут, оттуда выходит этот парень и вызывает полицию))) ему говорят, самый умный что ли? Это уже мошенничество и уголовка! И парень, тут же едет домой за баблом, чтобы откупится теперь от копов) деньги отданы и газелисту и полиции, а машина разбита, что было дальше история умалчивает)
Надо еще историю? Читайте) купил парень астру в прошлой будке, новую, в кредит, естественно в КАСКО её сразу, покупает торпеду со взорванными подушками, едет, в столб… расправляет подушки, и вызывает полицию… приезжают копы, это его не первое ДТП по каско, и говорят, что-то порохом не воняет, когда подушки стреляют, это дает запах… нае6*ть пытаешься? Это уголовка… он отдал им столько денег, сколько нужно… и машина разбита, и денег нет и еще с копами расчитался!
Я к чему это всё пишу?) не думайте, что Вы, умнее других, идеальные аферы бывают редко, и сейчас везде, камеры, регистратор и тд. Кто этим профессионально занимается, тот знает все тонкости, и у него копы свои приезжают на оформление, и страховщик свой сидит, и оценщик!
Отбив один раз авто, по ходовке, за Вас обязательно, берется служба безопасности, которая при следующем ДТП назначит экспертизу и тд…так как, такое дтп, чтобы умерла ходовка, бывает редко… Разбили авто, который дорогой в оригинальных запчастях, но дешев в покупке? Такие, как, Лансер 9-10, за вами также будет блюсти СБ… и будут смотреть, мошенничество это, или нет, а если систематические дтп, несколько раз в год (на таких авто), то и подавно!
А теперь подумайте, почему тот же Лансер, тяжело найти отличную бу)? А, Ниссан этих годов проще) Многие из Вас, просто не станут бить своё авто, потому что жалко! А многие этим зарабатывают! Но/, ввязываться в такую авантюру без знаний, знакомых и тд, как минимум глупо! Хотя по мелочи, многие делают) типа стекло, или крылышко, ведь собрать можно дешевле.
А, почему сейчас КАСКО ремонтом в 90% случаев, а не деньгами выдают? По тем же причинам, слишком много народу, научилось на этом делать деньги, а доказать, часто, практически невозможно, если всё делать грамотно!
Как я заработал миллион на ОСАГО
Исповедь страхового мошенника
Корреспонденту Банки.ру удалось вызвать на откровенность человека, примерявшего разные роли: пострадавшего в ДТП страхователя, страхового мошенника, автоюриста, владельца СТО. Вот его история.
Глава 1. «Мерседес» и бенц
Ответ на вопрос, как я стал основателем группы страховых мошенников, прост: жизнь заставила. Начинал я свою трудовую биографию милиционером в глубокой провинции. Потом переехал в Москву, стал компьютерщиком, зарабатывал честно, но мало. Со временем снял приличную квартиру в хорошем районе, женился. Лет через семь сумел купить машину — трехлетний Hyundai Accent, который по тем временам стоил 280 тысяч рублей — немыслимые для меня деньги.
Машинку свою я холил и лелеял, парковал под окнами, чтобы не упускать из виду (я работал из дома). И вот однажды возвращаюсь домой после недолгого визита в магазин и вижу мою любимицу с покореженным бампером и как-то странно завалившуюся на сторону. Под дворниками свернутый листочек, разворачиваю, читаю. Оказалось, справка о ДТП. Ну вот, ушел, называется, на пять минут…
Из подъезда выскакивает возбужденный сосед: «Что тут было, что было. » Рассказывает: из двора на Mercedes Gelenvagen лихо выруливает блондинка лет 20 и на полном ходу на абсолютно свободной дороге врезается по касательной в мою мирно припаркованную по всем правилам машинку. Передний бампер слева и переднее левое крыло всмятку. Сила удара, по словам соседа, была такова, что Aссеnt подпрыгнул и насадился правой стороной на бордюр, который у нас довольно высокий. Виновница происшествия притормозила, вышла из машины, ошалела от содеянного и стала вызывать гаишников. Приехал инспектор, осмотрел машину слева, записал очевидные повреждения — передний бампер, правое левое крыло, фару. По правой стороне отметил только покореженную дверь. Оставил бумажку на стекле, уехал.
Я позвонил в страховую, они прислали оценщика, который приехал, обнаружил вдобавок к указанному гаишником помятые колеса и крыло, перекошенную ось — и согласовал эвакуатор (машинка была застрахована по каско).
На следующий день я явился в ГАИ за протоколом. Из повреждений правой стороны там была указана только дверь, о погнутой оси, нагнувшихся в сторону бордюра колесах и правом крыле речи не было. Мои слабые возражения, что машина не на ходу именно из-за этих повреждений, были отметены — не записано, значит, не было.
С актом экспертизы и протоколом я приехал в страховую, сотрудники которой впали в ступор при сравнении этих документов. Они стали требовать от меня повторного визита в полицию, чтобы инспектор, прозевавший добрую половину повреждений, все-таки их вписал в документ. Услышав, что я там уже был и был послан по известному адресу, быстро нашли выход: предложили мне организовать все без визита к гаишникам за какие-нибудь 4 000 рублей. Я сразу согласился: 4 000 против стоимости ремонта правой половины машины показались мизерной цифрой. Именно в этот момент я и задумался, что не тем занимаюсь в жизни. Вместо того, чтобы корпеть днями и ночами за компьютером, можно завести связи в страховых компаниях и в ГИБДД. И зарабатывать легче и больше…
Судьба ОСАГО как свободного рынка напрямую зависит от того, удастся ли страховщикам побороть набирающее обороты мошенничество и восстановить репутацию в глазах клиентов. Для победы в этой войне нужны союзники — правоохранительные органы, которые пока не везде полноценно противодействуют мошенникам.
Мой бедный автомобиль вернулся ко мне из ремонта спустя четыре месяца, стоимость ремонта оказалась соизмеримой с его первоначальной ценой — 245 тысяч рублей, так как все время обнаруживались новые скрытые повреждения. Страховая долго колебалась, отдавать в ремонт или признать «тоталь», то есть полное конструктивное уничтожение машины. Но все же решила ремонтировать.
Глава 2. Как я стал «автоподставщиком»
Пока я ждал машину из сервиса, в моей голове созрел план. И я потихоньку приступил к его реализации. Нашел точно такую же модель (благо «Акцентов» на рынке — как грязи), списанную по «тоталю» (уничтоженную по документам машину владелец часто может оставить себе), купил ее за копейки. Договорился с владельцем одной слегка побитой старенькой иномарки с «правильными повреждениями», которую хозяину было уже не жалко, об инсценировке ДТП.
Когда пришла из СТО (станция техобслуживания) моя машинка, я застраховал ее по новой в другой страховой компании (на тот момент страховщики не обменивались информацией о страховых случаях) по полной программе. В старую страховую, где как раз закончился срок действия договора, даже не пошел — понятно, они меня развернули бы или выкатили бы двойной тариф, помня мой страховой случай с почти полным «тоталем». И спустя месяц «стукнулся» со своим новым партнером по криминальному бизнесу. При заключении договора страхования мы, естественно, предоставили для осмотра мою отремонтированную красавицу, а после «дорожно-транспортного происшествия» показали ее же, но с замененными деталями, которые взяли со второго «Акцента», убитого в ноль.
Получив денежное возмещение от страховщика, я вернул на место нужную деталь моей любимой машинки и через пару месяцев снова застраховал ее — уже в третьей страховой компании. И все пошло по кругу: «столкновение» с заменой деталей, выплата, новая страховка. Естественно, мы меняли страховые компании и автомобили, которые сталкивались, стараясь вовлекать в процесс незнакомых друг с другом людей, хотя тогда еще трудно было бы нас выследить. В итоге поставили бизнес на широкую ногу — у нас всегда было 5—7 автомобилей, вовлеченных в мнимые ДТП.
Новый виток роста нашего криминального бизнеса начался, когда лимит по ОСАГО увеличили до 400 тысяч рублей. У моего партнера было ОСАГО, у меня было ОСАГО, повреждения укладывались в лимит, поэтому я как пострадавший пошел в его страховую (благодаря ПВУ) и заявил убыток. Приоритета натурального возмещения тогда еще не было, так что я потребовал деньги, которые вскоре и получил. Естественно, оценщик и сотрудник страховой были уже «нашими людьми». Ну да, пришлось поделиться и с гаишником, выписывавшим справку. Но мы с партнером в итоге все равно оказались в хорошем плюсе.
Маржа в бизнесе на ОСАГО оказалась не хуже, чем в каско, — цена полиса меньше, выплаты соизмеримы. Введение натурального возмещения не сильно ограничило наш бизнес: мы не брезговали брать ремонтом битых деталей, которые потом продавали на вторичном рынке разным СТО. Схема получалась чуть сложнее, но не менее выгодной.
Страховщики называют «черных автоюристов» главной причиной кризиса в ОСАГО. МВД утверждает, что масштаб бедствия сильно преувеличен. Банки.ру попросил страховщиков мотивированно пояснить, в чем они видят проблему.
Глава 3. Автоюризм рулит
А потом я встретился с бывшим однокашником, и мне открылись новые перспективы. Надо сказать, что я сам недоучившийся юрист — за плечами три курса юрфака провинциального вуза. Не бог весть какого, но все же представление о профессии имею, так что суть рассказов сокурсника, который подвизался на ниве автоюризма, уловил быстро. После пятого шота текилы он начал посвящать меня в основы профессии. Оказалось, на каждом сымитированном нами ДТП можно заработать чуть ли не вдвое больше — за счет использования лазеек в законе. Так, вынудив страховщика затягивать сроки ремонта или выплаты (а фактически просто не давая им возможности сделать все в срок), можно на штрафах, пенях и оплате экспертизы по завышенной цене получить еще как минимум 50% от суммы выплат, а с компенсацией расходов на экспертизу — и все 100%.
Например, высылаешь по почте вместо документов пустые листы или просто неполный комплект документов. Получив и зарегистрировав такое письмо, страховщик уже «попал» на штраф — дата получения письма фиксируется, а что начать работать с документами нет никакой возможности — поди докажи. Подобных нюансов оказалось множество, я не стал вникать, решив оставить эту часть работы приятелю.
Допив бутылку, мы договорились объединить усилия: наши ДТП — его юридические услуги. Все наши «участники ДТП» радостно подписывали договор цессии, то есть передавали моему другу-юристу права на получение возмещения. Он щедро делился с нами заработанным на судебных выплатах. Дело шло, бизнес расширялся.
Так продолжалось до тех пор, пока наши «агенты» в страховых компаниях не забили тревогу — Российский союз автостраховщиков вместе с ЦБ активизировал борьбу с деятелями типа нас. Начали проводить разъяснительную работу с региональными властями, чтобы те в свою очередь заставили правоохранителей внимательнее расследовать дела о мошенничестве. Видимо, взяли под контроль и суды, которые раньше выносили по десятку решений в минуту (большинство — в пользу юристов, перекупивших права требования у незадачливых автовладельцев). Теперь судебные заседания начали проходить в реальности, а не только на бумаге. И юристы страховых компаний стали гораздо более зубастые — друг мой стал жаловаться на то, что они уже не такие, как раньше, мягкотелые увальни, соглашавшиеся платить, лишь бы не попасть на очередные штрафы.
Но главное — автостраховщики договорились создавать единую базу данных по ДТП (Бюро страховых историй), а в ней, увы, сразу видно, что одна и та же наша машина попадает в ДТП с регулярностью раз в две-три недели. И что пострадавшие и виновники то и дело меняются местами. При желании можно проследить и дружеско-родственные связи владельцев бьющихся авто — и «правилом шести рукопожатий» тут не отговоришься. А желание искать эти ниточки и связывать их воедино у страховщиков, как оказалось, появилось. Видимо, убытки по ОСАГО стали запредельными.
Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.
Глава 4. Как я стал «каскодером»
Тогда я понял: нужно соскакивать. И постепенно стал искать пути отступления. Денег мы заработали не один миллион, я стал потихоньку выводить их из бизнеса, а заодно искать иное приложение усилий и капитала. И тут меня осенило, что можно использовать уже имеющиеся навыки и ресурсы для нового вида деятельности — абсолютно легальной. Отремонтированные по натуральному возмещению в ОСАГО детали мы продаем сторонним СТО, они их используют при ремонте по каско вместо новых — разумеется, с согласия клиента. Менять детали наши мастера научились в совершенстве — быстро и красиво, значит, научатся и восстанавливать. Так почему бы не открыть собственное СТО?! Придумано — сделано. Светить этот бизнес перед большинством партнеров я не стал, захотелось работать одному, да и не очень я доверял бывшим подельникам.
Со своими старыми знакомцами в страховых договорился, что они будут посылать ремонтировать на мою СТО «натуральщиков» по ОСАГО и клиентов по каско — естественно, за определенную мзду. Прикормленным оценщикам также нашлось дело: они выдавали в экспертизах ровно ту сумму, которую было нужно. Скажем, себестоимость ремонтных работ и запчастей составляла 50 тысяч, они писали 100 тысяч и т. п.
И вскоре дело пошло. Один сервис уже не справлялся, пришлось открывать второй, потом — третий, четвертый (чтобы «мои» страховщики могли посылать к нам клиентов из близлежащих городов, а то требование 50-километровой доступности сервиса от места ДТП в новой версии закона об ОСАГО создавало определенные трудности). От «автоподстав» мы отказались совсем, легальный бизнес стал приносить больше. Да и годы берут свое — хочется спать спокойно, честно заплатив налоги. А потом и в легальном бизнесе, как оказалось, есть немало возможностей для знающего человека…
Например, можно помогать страховой зарабатывать на исках к виновникам ДТП — страховщики повадились требовать с них разницу между «реальной» стоимостью ремонта по каско и суммой, выплаченной их страховой по ОСАГО. А что? Верховный суд разрешил же. Вон даже известного артиста заставляют заплатить ФСО чуть ли не миллион рублей вдогонку к уже возмещенному ущербу. Впрочем, это уже совсем другая история.
Как на самом деле должны работать правила ОСАГО. Объясняет Верховный суд
Европротокол, ремонт без износа и автоюристы
Закон об ОСАГО и так был сложным, а стал еще менее понятным для обычных людей. Например, как быть владельцам старых полисов, машин на гарантии и тем, у кого ремонт дороже максимальной выплаты?
Почему это важно
Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.
Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.
Какие правила возмещения на вас распространяются
Главное изменение в законе — о порядке возмещения: должна ли страховая выплачивать компенсацию деньгами или отправит на ремонт. Раньше можно было выбрать. По новым правилам только ремонт.
Ущерб возмещают по тем правилам, которые действовали на момент оформления полиса причинителя вреда. Если виновник купил полис до 28 апреля 2017 года, можно выбрать ремонт или деньги. Если его полис оформлен позже — в приоритете ремонт. Это касается и прямого возмещения.
Если ДТП массовое
С 26 сентября 2017 года при массовых ДТП можно получить прямое возмещение, даже если полис купили раньше. В законе так и написали, что это работает для всех ДТП с этой даты.
Массовое ДТП → прямое возмещение.
Если полиса нет в общей базе
Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.
Если автовладелец захотел сэкономить и купил подделку на сомнительном сайте, договор ОСАГО не признают заключенным и ущерб пострадавшему за счет страховой не возместят. Деньги придется требовать напрямую с виновника через суд.
Если в полисе ошибки
При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.
Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.
До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.
После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.
Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.
Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.
Если вам отказывают в возмещении из-за ошибки в полисе виновника, требуйте положенное по закону — он на вашей стороне.
Менять данные в полисе нельзя, только покупать новый полис
Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.
Если меняется владелец или автомобиль, нужно покупать новый полис.
Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.
Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.
Какие лимиты у европротокола и можно ли получить больше
Не стоит ремонтировать машину до осмотра страховщиком, даже если оформлен европротокол. Верховный суд пояснил, что страховая может отказать выплате и будет права.
Если машина в аренде, продается или покупается
Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.
Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.
Когда работает прямое возмещение ущерба
Прямое возмещение — это когда обращаются не в страховую виновника, а в свою. То есть виноват другой водитель, у него полис в какой-то там страховой компании. Тогда вы идете за выплатой в свою страховую, которую сами выбрали и с которой хотите иметь дело. Ваша страховая возместит вам ущерб, а ей потом все возместит страховая виновника.
За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.
Если пострадавший обратился в свою страховую за прямым возмещением, а потом узнал о вреде здоровью, можно обратиться за компенсацией вреда здоровью в страховую виновника.
За что положено возмещение
Компенсация за утрату товарной стоимости
В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.
Как считают компенсацию
Полная гибель
При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.
Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.
Если виновника ДТП нет в полисе
А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.
Можно ли получить деньги, если у вас возмещение ремонтом
Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.
Кто отвечает за качество ремонта
Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.
Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.
Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.
Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.
Если пропущен срок обращения за ремонтом
Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.
Если машина на гарантии
Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.
Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.
Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.
Если страховая не работает с нужным автосервисом
Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.
Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.
Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.
Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.
Доплата за ремонт
Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.
Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.
Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление. Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.
Когда можно продавать права на возмещение автоюристам
Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.
Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.
Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.
Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать. В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.
Что еще можно получить от страховой
Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.
Дополнительные компенсации могут быть такими:
Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.
Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.
Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.
Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.
Как проходят осмотр и экспертиза
После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.
Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.
Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.
Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.
Если машину нельзя доставить на осмотр
Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.
Если она отказывается или не может, вот тогда автовладелец имеет право провести свою экспертизу — ее результаты будут иметь силу. Но схитрить не получится: если выяснится, что машину все-таки можно было предоставить на осмотр страховщику, данные экспертизы не признают.
Как общаться со страховой
После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.
Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.
Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.
Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.