Как проверить вискомуфту авто
Новая методика диагностирования неисправности вискомуфты.
Многие авто оснащены таким устройством как вентилятор охлаждения радиатора двигателя на базе вязкостной муфты. Так как момент передается через силиконовую жидкость то скорость выходного вала отстает от входного.
Чтобы скорость выходного вала повысилась нужно два фактора.
(1) Добавить оборотов двигателя, жидкость из-за интенсивного смешивания становится более вязкой и передает больше момента.
(2) Радиатор двигателя должен потоком горячего воздуха нагреть ребра муфты и таким образом биметаллическая пластина внутри открывает канал подачи жидкости для более высокого сцепления.
Достоинства вискомуфты.
Это устройство полностью механическое, поэтому не подвержено проблемам электрики и в целом является довольно надежным узлом машины.
Недостатки вискомуфты.
Ее нельзя выключить при преодолении брода или в сильные морозы. Трудно диагностировать поломку, лопасти вроде бы всегда вращаются, но не обеспечивают должного охлаждения.
Типичная кустарная диагностика вискомуфты является довольно ущербной, это попытка определить передачу момента на глаз сложенной газеткой.
Предлагаю новую методику определять рабочесть муфты, это измерять обороты лопастей вентилятора с помощью лазерного тахометра. И в дальнейшем по отношению этих оборотов к оборотам двигателя более точно определять текущее состояние.
Также эта методика также поможет в диагностике проскальзывания ремней и шкивов.
Референсный показатель — вентилятор должен давать 85% скорости от скорости подающего шкива при полностью прогретом двигателе.
Предварительные тесты вискомуфты на двигателе 4M40 (предположительно рабочая или полурабочая).
обороты двигателя по тахометру холостые
обороты шкива коленвала 802
обороты ремня 385 (48% от шкива)
обороты генератора 1716 (214% от шкива)
обороты помпы 893 (111% от шкива)
893/802=
начальные обороты крыльчатки 250-570 (28%-64% от помпы/входного вала муфты)
обороты крыльчатки после прогрева 500 (56% от помпы/входного вала муфты)
тахометр 1000
шкив 990
генератор 2164 (219%)
помпа 1190 (120%)
крыльчатка 546 (55%)
тахометр 1500
шкив 1493
помпа 1671 (112%)
крыльчатка 603 (40%)
тахометр 2000
шкив 1868
помпа 2084 (140%)
крыльчатка 516 (28%)
Как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения
Вязкостная муфта является механическим устройством, передающим вращающий момент с использованием особой вязкой жидкости. Зная, как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения, вполне можно самостоятельно определить причину её некорректного функционирования, после чего решить вопрос о целесообразности проведения и объёме ремонтных работ.
Вискомуфта вентилятора охлаждения: где находится и как работает
Изменение скорости вращения вентилятора производится плавно, бесступенчато, мгновенного включения и выключения вентилятора с вискомуфтой никогда не происходит
В полноприводной трансмиссии легковых транспортных средств с продольным положением двигателя стандартной вязкостной муфтой выполняются функции эрзац-дифференциала или специального блокировочного элемента, дополняющего обычный дифференциал. Тем не менее, с конструктивной точки зрения устройство представлено множеством круглых ведущих и ведомых пластинчатых элементов с выступами и отверстиями, которые располагаются внутри полностью водонепроницаемого корпуса, наполненного дилатантной жидкостью.
Скорость вращения вентилятора зависит от нагрева двигателя: чем сильнее нагрета вискомуфта, тем больше открывается впускной канал, и тем больше жидкости поступает в рабочую камеру.
При отсутствии или незначительном объёме автомобильного масла внутри рабочей камеры наблюдается свободное вращение приводного диска. Только в процессе постепенного прогрева двигателя и повышения температурного режима тосола происходит нагрев биметаллической пластины и её расширение, что вызывает раскрытие впускной клапанной системы, проникновение рабочей жидкости внутрь камеры и увеличение скорости вращательных движений вентилирующей крыльчатки. При уменьшении сцепляющего коэффициента заметно увеличивается разница в частоте вращения корпуса и приводного вала вискомуфты, что замедляет работу вентиляторной крыльчатки.
Как проверить вискомуфту (на примере «УАЗ Патриот»)
Система двигательного охлаждения автомобиля «УАЗ Патриот» оснащается стандартной вязкостной муфтой с вентилятором. Это устройство осуществляет надёжную защиту от перегрева посредством включения при выходе температуры двигателя за пределы установленных рабочих показателей. Вязкостная муфта не имеет жёсткого соединения с коленвалом, а запуск холодного мотора вызывает её вращение на малой скорости.
Применение вискомуфты снижает к минимуму роль жалюзи перед радиатором охлаждения, хотя в УАЗах с постоянным приводом вентилятора водителю постоянно приходится управлять жалюзи
Самостоятельно диагностировать в штатном режиме поломку вязкостной муфты очень непросто, но существует несколько способов, позволяющих легко убедиться в работоспособности такого устройства. Чтобы проверить вискомуфту вентилятора охлаждения «УАЗ Патриот», следует присмотреться к состоянию оборотов механизма в условиях включённого холодного и разогретого двигателя.
При холодном движке не могут проявляться посторонние шумы, а оборотистость сохраняется на оптимальных показателях. На разогретом моторе возможно возникновение сбоёв в оборотах или появление нехарактерных звуков.
Чаще всего подобные проблемы вызывает несвоевременная смена масла или поломка подшипников.
К числу основных причин некорректной работы устройства можно отнести и протекание силиконовой жидкости или избыточное уплотнение сальников.
Исправление неполадок своими руками
Стандартная разборка вязкостной муфты предполагает извлечение устройства, демонтаж крыльчатки, выкручивание пары крепёжных шпилек, слив рабочей жидкости, тщательную промывку внутренней части бензином и просушивание. После заливки нового силиконового масла ПМС-10000 устройство монтируется обратно.
Чтобы устранить неполадки в работе вискомуфты или выполнить её замену, необходимо сначала снять устройство:
Чтобы ключ подошёл, его концы можно обточить болгаркой
Прижать ремень нужно между шкивом виски и шкивом ГУРа
Ключ вставить сверху между двумя лопастями
Если причиной некорректной работы вискомуфты является утечка из основания силиконовой жидкости, то выполняются следующие действия:
При наличии несвойственных разнообразных шумов в радиаторе охлаждения потребуется выполнить замену подшипника. С этой целью необходимо слить масло и разобрать узел при помощи специального съёмника. После установки нового подшипника устройство монтируется в обратном порядке, после чего заливается новая силиконовая жидкость.
Специальное автомобильное устройство — вязкостная муфта, вращающая при помощи жидкости охлаждающий вентилятор, достаточно часто выходит из строя. Самостоятельно удаётся устранить только самые простые поломки, поэтому в наиболее сложных случаях необходимо обращаться в сервисный центр к автомеханикам, специализирующимся на работе с такими видами устройств.
Что такое вискомуфта вентилятора: как работает, неисправности и ремонт
Вязкостная муфта вентилятора охлаждения (вискомуфта вентилятора) – устройство для передачи крутящего момента, при этом жесткой связи между ведущими и ведомыми элементами нет. Благодаря такой особенности:
В целом, муфта вязкостная (муфта вентилятора) представляет собой достаточно надежный элемент с большим сроком службы. Однако в ряде случаев необходима проверка эффективности работы, а также замена или ремонт муфты. Подробнее читайте в нашей статье.
Вязкостная муфта: устройство и принцип работы
Вискомуфта вентилятора (гидромуфта) является достаточно простым устройством и включает в себя следующие основные элементы:
Где используются вискомуфты в автомобиле
Как правило, вязкостные муфты в авто используются только в двух случаях:
Первый вариант отличается простым устройством. На штоке закрепляется муфта с вентилятором, который приводится через ремень от двигателя. При этом вискомуфты в этом случае более надежны, чем электрические вентиляторы, однако менее эффективны в плане производительности.
Что касается подключения полного привода, подавляющее большинство кроссоверов имеют вязкостные муфты для автоматического подключения полного привода. При этом такие муфты сегодня постепенно вытесняются другим типом в виде электронных исполнительных устройств.
Так или иначе, даже с учетом недостатков, вискомуфты простые в плане конструкции, дешевые в производстве, прочные и надежные. Средний срок службы составляет не менее 5 лет, при этом на практике встречаются 10-15 летние авто с пробегами по 200-300 тыс. км, на которых вязкостные муфты находятся в исправном рабочем состоянии. Например, система охлаждения на старых моделях BMW, где вентилятор охлаждения имеет подобное устройство.
Как проверить вискомуфту
Проверка вискомуфты радиатора охлаждения не является сложной процедурой. Для быстрой диагностики, вращение вентилятора нужно проверить на холодном, а также на горячем двигателе.
Если выполнить перегазовку, на горячую вентилятор вращается намного быстрее. При этом на холодном двигателе частота вращения не увеличивается.
Более тщательная проверка выполняется следующим образом:
Ремонт вискомуфты
В том случае, если двигатель начал перегреваться, при этом проблема связана с вязкостной муфтой, можно попробовать ее отремонтировать. То же самое касается и муфты подключения привода. Официально муфта не ремонтируется, замена силиконовой жидкости не производится, подшипник не меняется и т.д.
Однако на практике вполне возможно осуществить долив такой жидкости или заменить подшипник, что нередко позволяет вернуть работоспособность устройству. Сначала нужно купить подходящее масло для вискомуфты (можно оригинал или аналог) или жидкость для ремонта вискомуфт универсального типа.
При этом важно понимать, что во время выполнения различных операций необходимо быть предельно аккуратным. Например, даже незначительная деформация диска муфты приведет к полному выходу устройства из строя. Также нельзя допускать попадания пыли или грязи внутрь устройства, запрещается удалять специальную смазку и т.д.
Подбор и замена муфты
Что касается замены, необходимо снять старое устройство и поставить новое на его место, после чего проверить работоспособность. На практике, больше сложностей возникает не с самой заменой, а с подбором запчасти.
Разобравшись с тем, какая деталь нужна, также следует обращать внимание на производителя. С учетом того, что вискомуфты выпускают всего несколько компаний, оптимально выбирать из ведущих производителей: Hella, Mobis, Beru, Meyle, Febi. Как правило, эти же производители выпускают и другие детали (радиаторы охлаждения, термостаты, узлы подвески и т.д.).
Что такое ПМС? Или ремонт вискомуфты своими руками =)
Лазил я тут как-то под капотом, проводил осмотр дизельных владений. И как-то случайно задел рукой крыльчатку вискомуфты. Мой интерес вызвало то что она туго вращается, прям с усилием. Т.е. вискомуфта была заблокирована. При этом двигатель тёплый, было прохладно. Подозрительно. Я этот момент засёк, а дальше наблюдал за ней на разных режимах.
Насколько мне известно, исправная вискомуфта находится в заблокированном состоянии первые секунды/минуты после запуска холодного двигателя. Поэтому звук от неё как от самолёта. Затем она разблокируется и лопасти вращаются свободно. Их можно легко остановить например газетой, до момента полного нагрева двигателя. В общем принцип работы вязкостной муфты хорошо известен, поэтому в подробности физики процесса я вдаваться не буду…
У меня же она была заблокирована на всех режимах и всегда. Что на холодную, что на горячую. И просто на тёплом двигателе, без нагрузок. Она одинаково молотила постоянно. Причём она была не заклинившая, как это иногда бывает при поломке вискомуфт. Нет, просто лопасти туго вращались. Кстати люди пишут что при таком раскладе прилично возрастает расход топлива… Сопротивление муфта даёт приличное…
В общем дело ясное что дело тёмное. Однозначно виска неисправна. Хорошая новость в том что она разборная и ремонтопригодная.
Но первым дело нужно проверить работу биметаллической спиральки. Снимаю виску, а спиралька вся плотно заросла грязью! Возможно в этом и причина! Промываю, вычищаю спираль. Мою весь корпус виски, все рёбра. После этого проверяю саму ось — она легко вращается без заеданий. Ну и напоследок проверяю работу самой спиральки, аккуратно нагрев её. Всё работает и крутится. Ставлю на место. Но чуда не произошло. Муфта заблокирована также на всех режимах. Значит будем вскрывать…
А ремонт муфты, в общем-то, заключается в замене специальной жидкости внутри корпуса. А для этого эту жидкость надо найти!
Toyota под своим артикулом предлагает такую:
Но её хрен дождёшься, да и ценник не скромный…
Но есть отечественный аналог. Жидкость под страшным названием ПМС! =))
Или ещё её называют силиконовое масло. На самом деле это аббревиатура — полиметилсилоксановая жидкость. Простыми словами это специальное масло рассчитанное на определённые условия работы и достаточно много где применяется, в т.ч. и в вискомуфтах автомобилей.
Жидкости эти бывают разной вязкости: ПМС-200, ПМС-300, ПМС-1000 и т.д. Наиболее популярная вязкость при ремонте вискомуфт — ПМС-10000. Именно её все и пытаются найти при самостоятельном ремонте. Хотя я где-то натыкался на информацию что ПМС-60000 более предпочтительна именно для муфт охлаждения.
Вообще эту жидкость можно найти в магазинах радиодеталей или заказать в интернете.
На моё удивление ПМС-60000 оказался в наличии в магазине под боком!
100мл хватит за глаза.
Ну а дальше дело техники и ничего сложного. Снова снимаю муфту.
Откручиваю 8 болтов крепления по кругу. С болтами нужно быть осторожнее — они под «крестовую» отвёртку и скорее всего за все 20 лет до меня её никто не вскрывал.
И муфта разбирается пополам.
Внутри старая смазка жёлтого цвета. Консистенции мёда. По цвету может показаться что она будто подгоревшая, но если приглядеться в эти бутыльки, то можно увидеть что оригинальное новое масло такого же цвета:
Масло достаточно густое. Сначала сливаю старое, сколько получается. Для ускорения можно немного нагреть половинки корпуса муфты. А затем просто промываю. Я промывал бензином и очистителем карбюратора. Неохотно, но старая смазка потихоньку вымывалась.
Теперь всё готово к заправке новым маслом. И тут встаёт главный вопрос — а сколько лить? В сети нет однозначного ответа. Для каждого типа муфт, полагаю, своё строго определённое количество. Даже на схожих машинах эти муфты бывают разных разновидностей и конструкций.
Из опыта тех кто менял масло чаще всего фигурирует количество 45-50мл. Но кто-то лил и 100 и даже больше! Думаю тут только пробовать. И при необходимости добавлять или убавлять количество…
Не знаю почему, но я решил залить 47мл =))
Масло прям густущее! Хоть и тёплое. В шприц я его так и не смог набрать — он просто не мог втянуть его в себя! Поэтому в шприц я заливал прямо из бутылька.
Отмеряю нужное количество и закачиваю в камеру муфты, проворачивая корпус, чтобы масло попало в каналы.
Вот, собственно, и всё. Аккуратно ставлю уплотнительное кольцо на место и без всякого герметика собираю муфту.
Вот теперь можно ставить на место.
Первые испытания показали что на холодную, при запуске двигателя, муфта заблокирована буквально с минуту-другую, затем разблокируется и её можно остановить даже рукой. Признак исправной работы.
Теперь надо ехать в горы!)) Проверять на всех режимах. Но думаю всё будет ок!
Принцип работы вискомуфты вентилятора радиатора и полного привода
Автоматическое включение полного привода кроссовера обеспечивает вискомуфта —востребованный сегодня агрегат. Изобрели его в начале 20 века в Америке, но впервые применили только в 1964 году. Сейчас едва ли не каждый второй автолюбитель пользуется вязкостной муфтой.
Где стоит вискомуфта и за что отвечает?
Деталь является частью трансмиссии. Предназначение — передача и стабилизация крутящего момента. Выполнение этих функций происходит за счет вязкой жидкости. Она размещена в разрезе вала привода. В трансмиссиях одна ось связана с мотором, вторая с межколесным дифференциалом — она-то и проходит через вискомуфту. На нее приходится до 10% силы тяги. Устройство заключено в металлический корпус, в котором множество дисков с перфорацией. Они составлены так, что перемещение ведущих и ведомых дисков происходит на небольшом расстоянии друг от друга. Закрытый корпус заполнен силиконовой жидкостью. Она имеет вязкую структуру, но способна разжижаться при интенсивном перемешивании.
Безупречность системы можно поставить под сомнение, так как никакого регулирования смыкания дисков не происходит. Процесс пущен на самотек и находится в зависимости от степени загустения жидкости.
У системы есть и другие минусы:
Как работает вискомуфта?
Принцип работы вискомуфты основан на смене степени густоты жидкости, которой заполнен корпус. Чем интенсивнее она перемешивается, тем гуще становится. Когда машина идёт равномерно, основные и ведомые диски движутся с одинаковой скоростью, перемешивания жидкости между ними не происходит. Когда валы (основной и ведомый) начинают вращаться с различной скоростью, диски также вращаются неравномерно. Вращение ведущих дисков в этом случае идентично вращению основного вала. Вязкость наполнителя повышается, что способствует передаче вращающего момента от одного вала к другому.
Если разница в оборотах дисков будет повышаться, увеличится и вязкость наполнителя. Это приведет к блокировке вязкостной муфты. Если деталь стоит в полном приводе, ее наличие способствует подключению заднего моста, когда в этом есть необходимость. При несоответствии угловой скорости оборотов колес на разных мостах механизм срабатывает и начинается распределение момента между мостами. Так и происходит автоматическая блокировка межосевого дифференциала.
Полный привод нужен для езды по некачественному дорожному покрытию, во время гололеда или в городе, но для полного бездорожья он не подходит. Это связано с запаздыванием начала работы механизма при смене сцепления шин с дорогой, что в конечном итоге может привести к выходу из строя механизма. Муфта может быть очень полезна для разгрузки колес при поворотах.
Вязкостная муфта также применяется и в вентиляторе радиатора. Она запускает вентилятор, когда ОЖ поступает в радиатор под давлением, обеспечиваемым термостатом. Конструкция такой муфты дополнена емкостью для рабочей жидкости и клапаном.
Типичные неисправности вискомуфты
Механизм может прослужить долго — до 500 000 км пробега. По истечении этого срока его приходится менять из-за износа. Выполненные из биметалла пластины могут разрушиться.
Подшипники тоже часто выходят из строя. Когда это происходит, в области механизма слышится характерный шум. Для снятия подшипника используют специальный съемник. Съёмники бывают универсальными и «заточенными» под определенный автомобиль. После смены подшипника стоит сменить силиконовую жидкость.
Как проверить вискомуфту?
Чтобы выполнить проверку устройства, установите автомобиль на ровную площадку. Двигатель предварительно прогрейте. Руль поверните до упора в любую из сторон, тормоз отпустите.
Вискомуфта исправна, если автомобиль медленно движется без нажатия на педаль газа.
Неисправна, если машина не трогается с места без нажатия на педаль газа.
Есть радикальный способ проверки. Узел придется снять. Его кладут в емкость с кипятком. Затем нужно пробовать его крутить. Свободного вращения происходить не должно — оно будет свидетельствовать о поломке.
Проверку по косвенным признакам производят так:
Эти признаки свидетельствуют об исправности вязкостной муфты.
Как отремонтировать вискомуфту
При утечке жидкости вследствие разгерметизации корпуса муфту вентилятора можно попробовать отремонтировать.
Прежде всего снимите узел. Под пружинной пластинкой устройства есть отверстие для залива жидкости. Вытащите штифт и при помощи шприца долейте жидкость. В момент залива узел расположите горизонтально. Отверстие для залива должно быть сверху. Шприц вставляем в отверстие без иглы. Выдавливаем жидкость постепенно. Для заполнения всего пространства корпуса нужно подождать. Во время ожидания шприц вынимать из отверстия не следует. После процедуры штифт ставим на свое место, излишки рабочей жидкости удаляем.
Если из отсека с вентилятором слышен шум, стоит заменить подшипники. Для этого узел демонтируют, разбирают, сливают всю жидкость.
Лучше поменять?
Устройство вискомуфты полного привода делает ее ремонт невозможным — можно только заменить. Сделать это просто. Придется открутить всего несколько болтов крепления. Вместе с муфтой рекомендуется поменять и приводной ремень вентилятора охлаждения.
Если вы не уверены, что обладаете достаточными навыками для самостоятельного ремонта, обратитесь за помощью в автосервис. Мастера поменяют вязкостную муфту в соответствии с рекомендациями производителя.