Как проверить работу стартера на машине
Проверяем стартер: не снимая с авто за 5 минут
Автомобильный стартер предназначается для запуска двигателя транспортного средства. Этот агрегат в процессе эксплуатации подвергается большим нагрузкам, поэтому его эксплуатационный ресурс гораздо меньше, чем у двигателя. Устройство может выйти из строя в любой момент. Особенно такие риски возрастают в холодное время, когда запустить мотор гораздо сложнее.
Чтобы из водителя не превратиться в одинокого пешехода на пустынной дороге, важно уметь контролировать работоспособность стартера. Своевременная диагностика повышает уверенность водителя в своем автомобиле.
Главные симптомы неисправности стартера
Схема работы стартера является довольно простой. После поворота ключа зажигания втягивающее реле начинает цепляться за шестерни вала стартера. В результате этого происходит замыкание контактов и возникает искра, запускающая коленчатый вал. После его прокручивания мотор начинает работать. В процессе эксплуатации автомобиля этот агрегат изнашивается, утрачивает свою работоспособность.
К этому приводят следующие ситуации:
Если на фоне работающего мотора стартер не выключается, то нужно немедленно отключить зажигание. После этого требуется открыть капот, отключить провод, который идет к реле. Здесь неполадка может быть связана просто с неправильным положением агрегата. Для исправления ситуации достаточно просто подтянуть болты крепления к корпусу двигателя.
О неисправности стартера может свидетельствовать «провалы» напряжения. Это проявляется в том, что при запуске мотора авто лампочки бортовой сети тускнеют, напряжение падает до 9,5-10 Вольт.
Скорее всего, причиной такого явления является выработка втулок. Из-за этого якорь при вращении начинает касаться статора. Все это может привести к перегреву рабочих поверхностей, разрушению деталей. Кроме того, заедания может вызывать внутренний редуктор, который нужно просто смазать.
Простая проверка на машине
Изначально важно найти сам агрегат среди элементов моторного отсека. В большинстве случаев к корпусу стартера можно без проблем добраться сверху, открыв капот. Перед процедурой нужно проверить состояние аккумуляторной батареи.
Напряжение полностью заряженного аккумулятора, который не находится под нагрузкой, составляет 12,6-12,9 Вольт. После этого можно перейти непосредственно к проверке стартера. Для этого понадобится вольтметр, длинная отвертка с прорезиненной ручкой.
Это можно сделать двумя способами.
Способ №1
Здесь нам понадобится вольтметр и помощник.
Проверку нужно проводить в следующем порядке:
Способ №2
Для проверки другим способом понадобится длинная отвертка.
Здесь нужно действовать по следующему алгоритму:
Описанные выше методы позволяют без особых проблем провести диагностику стартера, не демонтируя его с автомобиля. Периодический контроль агрегата позволяет предотвратить возникновение неприятных ситуаций прямо на дороге при самых неблагоприятных обстоятельствах. Следует помнить, что если из строя вышло сразу несколько деталей, то лучше приобрести полностью новое устройство.
Как проверить стартер
Стартер отвечает за запуск двигателя автомобиля и если он отказывается работать, то завести авто становится достаточно нелегко. Как правило, он выходит из строя не моментально, а постепенно, и, обращая внимание на его поведение, по признакам можно вычислить неисправность. Если же этого не удалось сделать, то придется проверить стартер, как подручными средствами, так и воспользовавшись мультиметром. Быструю проверку втягивающего реле или мотора стартера можно сделать, не снимая с автомобиля или вынув его из под капота. Для такого теста нужен будет лишь заряженный аккумулятор и пара силовых проводов. А чтобы проверить якорь, щетки или обмотку стартера, придется разбирать и прозванивать мультитестером.
Как проверить стартер аккумулятором
Диагностику запуска двигателя начнем с первого вопроса, которым задаются многие автовладельцы — как проверить стартер на аккумуляторе? И что нам покажет такая проверка?Такая манипуляция позволяет определить правильность функционирования стартера, поскольку, когда он стоит на двигателе, кроме щелчков (если они конечно слышатся) о работе устройства мало что можно сказать. Поэтому, замыкая клеммы с выводами на втягивающем и корпусе стартера, можно определить наличие неисправности во втягивающем реле или непосредственно самом стартере, увидев, срабатывает ли реле и крутит ли моторчик стартера.
Проверка крутит ли стартер
Для проверки стартёра на способность выдвигать шестерню и крутить (так он должен работать, когда установлен на автомобиле), можно прибегнуть к помощи аккумулятора. Для теста нужно надежно зафиксировать деталь, клемму «-» подсоединить на корпус, а «+» – к верхней клемме реле и контакта его включения. При исправной работе должен произойти вынос бендикса и прокручивание мотором шестерни.
Как проверить отдельно каждый из узлов устройства запуска двигателя рассмотрим наглядно и более подробно.
Как проверить втягивающее реле
Чтобы проверить втягивающее реле стартера, нужно подключить к нему плюсовую клемму АКБ, а минусовую — на корпус устройства. При исправно работающем реле будет выдвигаться шестерня бендикса с характерным щелчком.
Шестерня может не выдвигаться по причине:
*подгоревших контактов втягивающего;
*заклинившего якоря;
*перегорания обмотки стартера или реле.
Как проверить щетки стартера
Щетки можно проверить несколькими способами, самый простой из них — проверка 12 вольтовой лампочкой. Для этого подсоедините один вывод лампочки на щеткодержатель, а другой — на корпус, если она загорится, то щетки нуждаются в замене, поскольку имеют пробои в защите.
Второй способ проверки щеток, мультиметром, можно осуществить на разобранном стартере. Задача будет заключаться в проверке замыкания на массу (не должны замыкать). Для проверки омметром измеряется сопротивление между основной пластиной и щеткодержателем — сопротивление должно стремиться к бесконечности. Также при демонтаже щеточного узла обязательно проводим визуальный осмотр щеток, коллектора, втулок, обмотки и якоря. Ведь при выработке втулок может осуществляться просадка тока при запуске и не стабильное срабатывание моторчика, а поврежденный или подгоревший коллектор будет попросту «съедать» щетки. Разбитые втулки, кроме того что способствуют перекосу якоря и неравномерному износу щеток, увеличивают риск возникновения межвиткового замыкания обмотки.
Как проверить бендикс
Работа бендикса стартера проверяется также достаточно просто. Нужно зажать корпус обгонной муфты в тиски (через мягкую прокладку, чтобы не повредить) и пробовать прокручивать его туда-сюда, он не должен вращаться в обе стороны. Проворачивается — неисправность заключается в обгонной муфте, поскольку при попытке проворачивания в другую сторону, должен стопорится. Также бендикс может не входит в зацепление, и стартер будет прокручиваться вхолостую, если он попросту залег или съелись зубья. Повреждение шестерни определяется визуальным осмотром, а вот залегание можно определить лишь полностью все разобрав, и почистив редуктор от грязи, засохшей смазки внутри механизма.
Как проверить обмотку стартера
Обмотку статора стартера можно проверять как дефектоскопом, так и лампочкой 220 В. Принцип такой проверки будет схожим с проверкой щеток. Лампочку до 100 Вт подключаем последовательно между обмоткой и корпусом статора. Один провод крепим на корпус, второй к выводу обмотки (с начала к одному, затем к другому) – загорается, значит есть пробой. Нет такой контрольки — берем омметр и замеряем сопротивление — должно быть около 10 кОм.
Обмотка ротора стартера проверяется точно таким же образом – включаем в сеть 220В контрольку и одним выводом прикладываем к пластине коллектора, а другим на сердечник – загорается, требуется перемотка обмотки или полностью замена ротора.
Как проверить якорь стартера
Чтобы проверить якорь стартера, нужно подать напряжение 12V с аккумулятора напрямую на стартер, в обход реле. Если он крутит, то с ним все в порядке, если нет, значит, либо проблемы с ним, либо со щетками. Молчит, не крутится — нужно прибегнуть к разборке для дальнейшей визуальной диагностики и проверке мультиметром (в режиме омметр).
Основные проблемы с якорем:
*пробой обмотки на корпус (проверяется мультиметром);
*распайка коллекторных выводов (можно увидеть при детальном осмотре);
*межвитковое замыкание обмотки (проверяется только специальным прибором ППЯ).
Очень часто замыкание обмотки можно определить при детальном визуальном осмотре:
*стружка и другие токопроводящие частицы между ламелями коллектора;
*выгоревшие ламели в следствии контакта между шинкой обмотки и петушком.
Также очень часто неравномерный износ коллектора приводит к износу щеток и отказу стартера. Например: выступание изоляции в зазоре между ламелями, из-за смещения коллектора относительно оси вала.
Глубина между проточками коллектора якоря должна быть не менее 0,5 мм.
Как проверить мультиметром
Зачастую в обычного автовладельца нет возможности произвести проверку контрольной лампочкой либо дефектоскопа, поэтому самыми доступными методами проверки стартера являются проверка на аккумуляторе и мультиметром. Щетки и обмотки стартера будем проверять на замыкание, в режимах мегомметра или прозвонки, а обмотки реле на небольшое сопротивление.
Итак, как проверить стартер мультиметром — нужно лишь разобрать его и замерять сопротивление, между:
*щетками и пластиной;
*обмоткой и корпусом;
*пластинами коллектора и сердечником якоря;
*корпусом стартера и обмоткой статора;
*контактом выключения зажигания и постоянным плюсом, он же болт шунта подключения обмоток возбуждения электродвигателя стартера (проверяется состояние втягивающей обмотки реле). При исправности должно быть 1-1,5 Ом;
*выводом подключения зажигания и корпусом тягового реле (проверяется удерживающая обмотка втягивающего реле). Должно быть 2-2,5 Ом.
++Проводимость между корпусом и обмоткой, валом ротора и коммутатором, контактом зажигания и плюсовым контактом реле, между двумя обмотками должна отсутствовать.
Стоит отметить, что сопротивление обмоток якоря мизерное и обычным мультиметром его не определить, поэтому можно лишь прозвонить обмотки на отсутствие обрыва (каждая ламель коллектора должна звониться со всеми остальными) или проверить падения напряжения (на всех должно быть одинаковым) на соседних ламелях при подаче на них постоянного тока (около 1А).
Вся информация взята с этой статьи.
Как проверить стартер не снимая с машины
С помощью стартера осуществляется пуск двигателя транспортного средства. Срок эксплуатации стартера в два раза ниже, чем у двигателя и составляет около 5–6 лет. К сожалению стартер очень часто ломается в самое неподходящий момент, и вместо звука зажигания слышится полнейшая тишина. Чтобы избежать подобных ситуаций необходимо уметь проверять стартер до того, как он выйдет из строя, и устранять возникающие неполадки в деталях. Своевременная диагностика и профилактика актуальна как для машин с пробегом, так и для новых авто, не бывших в употреблении.
Принцип работы стартера
Работа этого механизма очень простая. После того как владелец авто проворачивает ключ замка зажигания, автоматически втягивающее реле начинает зацепляться за шестерни, расположенные на вале стартера. При этом случается замыкание контактов и возникает искра, благодаря которой коленчатый вал начинает функционировать и включается мотор.
Главные причины неисправной работы стартера
К основным неисправностям стартера относятся:
Во время подключения стартера не действует тяговое реле, вращающее якорь.
При работе механизма тяговое реле функционирует, но бездействует якорь или уровень его вращения недостаточно интенсивный.
В работе стартера якорь совершает обороты, но не прокручивается коленчатый вал.
Стартер не прекращает работать после включения двигателя.
Когда двигатель работает, а сам стартер не отключается нужно быстро отключить зажигание, после открыть капот машины и отключить провод, идущий к реле. Причиной неполадки в данной ситуации является неправильное положение стартера, а это, легко исправить подтянув болты, которые крепят его к корпусу двигателя.
Проверка стартера
Доступ к стартеру несколько ограничен, поэтому для его проверки не снимая с машины понадобится длинную отвертка с прорезиненной ручкой и вольтметр.
Далее необходимо внимательно рассмотреть стартер, как к большому болту присоединен толстый провод в оплетке, идущий от аккумуляторной батареи – это положительно заряженная клемма втягивающего реле. К ней следует прикрепить красный провод вольтметра, а к массе автомобиля – черный провод. Попросите, чтобы кто-либо повернул ключ зажигания, и посмотрите на стрелку шкалы, она должна показывать 12В, а стартер характерно стучать. Если же стрелка не доходит до этого показателя, выходит проблема в АКБ или самом замке зажигания.
Как проверить стартер не снимая с машины
Для выполнения проверки стартера понадобится:
Отсоедините провод, присоединенный к втягивающему реле, который проходит от выключателя зажигания.
Закоротите положительно заряженную клемму реле с болтом, используя при этом металлическую часть отвертки.
От аккумулятора напрямую к реле пройдет ток, и автомобиль заведется.
Если выполнив эти действия, все получилось, значит, у вас неисправный замок и его следует заменить или же изработалось втягивающее реле.
Когда проведенные действия с отверткой не смогли дать никаких результатов либо не получилось дотянуться до необходимых клемм, тогда понадобится снять стартер с автомобиля.