Как проверить работу генератора на автомобиле без приборов
Как проверить генератор, не снимая его с машины?
Если аккумулятор неожиданно «умер», причина может быть и в самой батарее. Но ее замене все равно должна предшествовать проверка зарядки. Этого правила, к слову, придерживаются и некоторые продавцы АКБ. И они правы: если причиной выхода из строя прежней батареи был хронический недозаряд или утечка тока, недолго прослужит и новая.
Как мы уже рассказывали, дедовский метод проверки исправности генератора сбрасыванием клеммы с аккумулятора при заведенном двигателе или чирканьем провода от выводной клеммы генератора по «массе» для современных генераторов чреват выходом из строя диодного моста или регулятора напряжения. Лучше все же прибегнуть к инструментальным замерам.
А если напряжение ниже? Искать причину недостаточной или вовсе отсутствующей зарядки в неисправности генератора вроде логично, но проблема может быть вызвана и другими причинами:
— ослаблением натяжения приводного ремня генератора;
— выходом из строя обгонной муфты шкива генератора (если она есть);
— плохими контактами или проблемами с проводкой от генератора к аккумулятору.
Кроме того, следует замерить напряжение на выходах самого генератора (на массу и силовой провод). Если генератор выдает требуемое напряжение, но оно теряется по пути к аккумулятору, причина наверняка кроется в проводке или контактах, если мы исключаем сам аккумулятор. Если же недостаточную зарядку дает сам генератор, в этом случае именно он подлежит ремонту.
Как выполняется проверка генератора на автомобиле? (видео и фото инструкция)
Добрый день. В сегодняшней записи, я расскажу вам, как выполняется проверка генератора на автомобиле, без снятия. Ознакомившись со статьей, вы без труда сможете проверить механическую и электрическую части генератора. Традиционно нашего сайта, статья содержит множество фото и видеоматериалов.
Немного теории.
Для того чтобы проверить генератор, не надо глубоко понимать принцип его работы, достаточно знать — генератор вырабатывает электрический ток при работающем двигателе благодаря вращению намагниченного якоря.
Соответственно, проверка генератора на автомобиле, разделяется на две последовательных проверки — проверку электрической части, и проверку механической части.
Проверка электрической части.
Самый простой способ проверить генератор на автомобиле.
На самом деле всё очень просто — для того чтобы проверить электрическую часть генератора, достаточно скинуть любую клемму аккумулятора, когда автомобиль работает на холостом ходу. Если вы снимаете плюсовую клемму, не допускайте, чтобы она коснулась корпуса автомобиля.
Если при снятии клеммы двигатель автомобиля не заглох, можете считать электрическую часть генератора исправной.
Главный плюс этого места в том, что для проверки не требуется каких-либо знаний и специальных приборов.
Вот небольшое видео про то, как это делается:
Ни в коем случае нельзя увеличивать обороты двигателя ( газовать) при такой проверке.
Дело в том, что на большинстве автомобилей, встроенный генератор регулятор напряжения, не сможет поддерживать правильное напряжение в бортовой сети автомобиля, из-за этого могут случиться проблемы с электронными компонентами.
Как проверить электрическую часть генератора мультиметром?
Для проверки исправности генератора посредством мультиметра необходимо подсоединить его клеммы к аккумулятору при заглушенном двигателе. Делается это примерно вот так:
После этого, необходимо запустить двигатель и наблюдать за напряжением.
Если аккумуляторная батарея полностью заряжена, то перед запуском двигателя напряжение на ней будет в интервале 12.3-12.7 вольта.
В момент запуска двигателя, когда крутится стартер, напряжение снизится до 8-9 Вольт.
Через 3 минуты, на клеммах аккумулятора напряжение должно быть порядка 13,4-14,2 В. На холостом ходу!
Во время перегазовок, или при увеличении оборотов двигателя выше 3000, Напряжение на генераторе не должно быть выше 14,6-14,7 Вольт.
При включении потребителей, таких как фары, кондиционер, обогрев стекла, напряжение на аккумуляторе не должно опускаться ниже 13 вольт при работающем двигателе.
Если все эти требования выполняются, электрическую часть генератора можно считать исправной.
Вот небольшое видео про то как появляется генератора мультиметром:
Проверка механической части.
Как проверить состояние подшипников генератора?
Для прослушивания подшипников потребуется пруток или рейка. Методика проверки следующая — в генератор упирают металлический пруток, другой конец подносят к уху и при запущенном двигателе слушают. Делается это примерно вот так:
Если вы не слышите никаких посторонних шумов, скорее всего подшипники генератора в порядке и в них даже нет люфта.
Для верности, можно скинуть ремень и поболтать якорь.
Как проверить обгонную муфту?
На всех автомобилях оборудованных автоматическим натяжителем ремня, в обязательном порядке, используется обгонная муфта. Дело в том, что при резком снижении оборотов двигателя, генератор, по инерции, может протянуть ремень, ослабить натяжитель и ремень соскочит.
Принцип работы обгонной муфты очень похож на бендикс стартера — передача крутящего момента возможна только от ремня к якорю!
Проверяется обгонная муфта очень просто — при изменении оборотов двигателя, особенно при его замедлении обгонная муфта не должна издавать шума.
При заглушенном двигателе, при помощи отвертки, необходимо покрутить якорь генератора через вентиляционное отверстие, если обгонная муфта исправна, якорь будет вращаться только в одну сторону.
Вот небольшое видео про то, как проверяется обгонная муфта:
Если вам интересно почитать подробнее про обгонную муфту, у нас на сайте есть отдельная статья.
Как проверить состояние щеток генератора?
Щеточный узел важный элемент генератора — через щетки подается ток для подмагничивания якоря, и именно благодаря периодической подаче тока на обмотку якоря, реле регулятора напряжения поддерживает уровень напряжения в бортовой сети.
Проблема в том, что никакой диагностикой посмотреть состояние щеток невозможно!
Если вы однажды не хотите увидеть вот так лампу на панели:
Хотя бы раз в год снимайте щеточный узел и осматривайте состояние щеток, благо у большинства генераторов сделать это несложно. Если вы видите что щетки износились, замените их на новые….
Но, как правило, большинство автомобилистов, предпочитают ездить до того момента когда загорится лампа неисправности, а потом меняют узел в сборе так как на аккумуляторе можно доехать до сервиса.
Заключение.
На этом у меня сегодня всё. Я надеюсь, что статья про то, как осуществляется проверка генератора на автомобиле, была вам полезна и полностью ответила на все ваши вопросы.
Если вы хотите дополнить статью или если у вас остались вопросы пишите комментарии.
Как проверить работу генератора на машине двумя способами: с мультиметром и без него
Почему старая батарея вмиг разрядилась, а новая прослужила от силы неделю? Брак? Извольте проверить головное устройство бортсети – генератор, а затем решите, предъявлять продавцу претензии или лучше промолчать. Как это сделать в полевых условиях без единого прибора, и как основательно подойти к диагностике в домашней обстановке, имея на руках мультиметр – рассказывает редакция Autobann.su.
Что к чему
Генератор, или в народной транскрипции «гена», тянет на себе все бортовое электрооборудование, питая его электрическим током. Конструктивно – это обычный электродвигатель, работающий наоборот. Вал здесь вращает не возбуждающаяся в обмотке статора ЭДС, а клиноременная передача, связанная с коленвалом. В итоге статор выдает ток. Чтобы напряжение на выходе было малозависимым от оборотов двигателя, в цепь встроен реле-регулятор напряжения.
Необходимо признать, что с годами этот узел становится весьма проблемным. Первым «сдает» реле-регулятор. Впрочем, может заклинить и подшипники, на которых вращается вал со шкивом ременной передачи. С пробегом изнашиваются щетки электрической машины, а в финале – замыкает обмотка статора.
Когда что может произойти – неизвестно. Но, издавна изучены признаки, позволяющие заметить выход из строя генератора, не дожидаясь просадки аккумулятора «в ноль».
Не снимая, без приборов, прямо в движении или как мгновенно проверить работу генератора на автомобиле
Первое, что должно насторожить, это моргающая или просто подсвеченная лампа аккумулятора на панели приборов. Такой индикатор имеется в списке оборудования любой машины. Его же вы регулярно наблюдаете наряду с масленкой, когда ключ находится в позиции «зажигание».
Цепь, в которой находится контрольная лампа заряда АКБ, завязана на генератор. Когда напряжения на его выходе нет, она загорается. Такого повода более чем достаточно для того, чтобы остановиться и как минимум посмотреть, на месте ли ремень. Если он порвался, а машина с ГУРом, то в придачу еще и руль будет вращаться заметно тяжелее.
Смеем предупредить, что в силу проблем с проводкой, сработать контрольная индикация может не всегда. С таким же успехом встречается и ложное срабатывание или подсвечивание в пол-накала. Поэтому, всегда держите в уме дублирующий вариант: при отключении генератора панель приборов светится заметно тусклее, как и свет фар.
На дому: проверка работы генератора автомобиля мультиметром
Подозревая неладное с генератором, мы рекомендуем замерить напряжение нормально разомкнутой цепи. Под занавес зимы мы рассказывали, сколько вольт должно быть в заряженном аккумуляторе без нагрузки. Сравните показания вашего вольтметра с таблицами, и оцените степень разряженности АКБ.
Если разность потенциалов менее 12,5 В при +20°C, то диагностику генератора лучше отложить до момента, когда аккумулятор основательно подзарядится от внешнего зарядника. При проблемах с «геной» вялую батарею можно разрядить до отказа, на что источник питания «спасибо» не скажет, и даже может бесповоротно обидеться.
Почетный член редакции Autostadt.su Николай М., автоэлектрик со стажем, не терпит лукавого подхода, а потому вместо одного-двух замеров рекомендует делать целых четыре:
Почему генератор не обеспечивает бортовую сеть нормальным напряжением
Задавайтесь таким вопросом с осторожностью. Дело в том, «гена» может быть в порядке, хотя замеренный вольтаж будет говорить об обратном. На такой случай у нас есть универсальный рецепт:
Не затягивайте с обследованием генератора. Перезаряд, как и недозаряд, выводит из строя аккумулятор автомобиля в считанные дни. И возьмите за правило проводить диагностику электрооборудования перед установкой только что купленного источника питания.
Как проверить автомобильный генератор своими руками
Устройство автомобильного генератора ссылка 1
Обозначения клемм генератора, схемы ссылка 2
Как проверить ДМРВ своими руками ссылка3
О том как проверить автомобильный генератор своими руками
Генератор играет в автомобиле очень важную роль, для двигателя он — вроде мини электростанции, которая снабжает всю бортовую сеть автомобиля, включая аккумулятор (АКБ). Неисправность генератора приведет к неминуемой полной разрядке АКБ, после чего двигатель вашего автомобиле просто перестанет работать, равно как и вся бортовая сеть. В итоге вам придется «прикуривать» свой автомобиль или искать новый источник энергии. Очень важно вовремя обнаружить неисправность генератора, для того чтобы не допустить вышеописанного сценария. Для того чтобы произвести диагностику генератора нужно обладать определенными навыками и инструментом. В этой статье я расскажу вас о том, как проверить генератор в домашних условиях при помощи мультиметра.
Для начала о мерах предосторожности и правилах безопасности во время проверки
Нужно быть предельно осторожным и понимать то, что делаешь, для того чтобы нечаянно не повредить генератор или его детали (реле регулятор, диоды выпрямительного моста).
Проверять работоспособность генератора путем проверки его «на искру», то есть методом короткого замыкания.
Соединять клемму «30» (иногда обозначаться как «В+») с клеммой 67 («D+») или «массой».
Допускать работу генератора при выключенных потребителях, например при отключении его от аккумуляторной батареи.
Проверять вентили генератора напряжением выше 12 В.
Проверять исправность генератора при помощи вольтметра или амперметра.
Во время сварочных работ на кузове автомобиля необходимо отключать провода от генератора и АКБ.
Во время замены проводки в системе генератора провода должны иметь такое же сечение и длину как и «родные» провода.
Перед тем как проверить генератор убедитесь в правильном натяжении ремня генератора, а также исправности всех соединений и клемм. Нормальной считается натяжка ремня, при которой нажимая большим пальцем на середину ремня, он прогнется не больше чем на 10-15 мм.
Проверка генератора автомобиля своими руками
Чтобы проверить регулятор напряжения вам потребуется вольтметр со шкалой от 0 до 15 В. Прежде чем приступать к проверке дайте мотору поработать на средних оборотах при включенных фарах примерно 15 минут. Проверьте напряжение между «массой» генератора и выводами «30» («В+»), на вольтметре у вас должно быть нормальное для вашего автомобиля напряжение (для владельцев «девятки» например, нормальным считается напряжение — 13,5 – 14,6 В). Если напряжение выше или ниже установленного производителем — скорее всего придется заменить регулятор. Не лишним будет также проверить регулируемое напряжение, для этого подключите вольтметр непосредственно к клеммам АКБ. Правда, результаты такой проверки нельзя считать на 100% правильными, потому что есть вероятность проблем с проводкой. Если вы уверены в исправности проводки, тогда результатам можно доверять. Мотор должен работать на высоких оборотах, которые приближены к максимальным, фары и другие потребители электроэнергии автомобиля должны быть включенными. Размер напряжения должен совпадать с параметрами вашего автомобиля.
Проверка диодного моста относится к комплексу проверок генератора. Для того чтобы проверить диодный мост подключите вольтметр или мультиметр к зажиму «30» («В+») генератора, а также к «массе», и включите прибор в режим измерения переменного тока. Переменный ток на диодном мосту не должен превышать 0,5 В, если у вас вышло больше — скорее всего диоды неисправны.
Проверка пробивания на «массу» не будет лишней в случае если «гена компостирует мозги». Для этого необходимо отключить аккумуляторную батарею и провод генератора, который идет к клемме «30» («В+»). После этого подключите прибор между клеммой «30» («В+») и отключенным проводом генератора. Смотрим на показания — если на приборе ток разряда превышает 0,5 мА, скорее всего есть пробой диодов или изоляции обмоток генератора.
Сила тока отдачи генератора проверяется при помощи специального зонда («примочка» дополнение к мультиметру в виде зажима или клещей), которым провод охватывают, измеряя тем самым силу тока, идущего по проводу.
Для проверки тока отдачи нужно зондом обхватить провод, который идет к зажиму «30» («В+»).
Заведите двигатель – во время проведения измерения он должен работать на высоких оборотах.
Включайте по очереди электропотребители и считывайте показания прибора отдельно для каждого потребителя.
В конце измерений вам необходимо подсчитать сумму показаний. Далее, включите все потребители (которые вы включали поочередно) одновременно и произведите замер показаний мультиметра. Величина не должна быть меньше суммы показаний отдельно измеренных показателей, допустимое расхождение — 5 А.
Проверка тока возбуждения генератора выполняется посредством запуска двигателя и последующей его работы на высоких оборотах. После чего измерительный зонд помещается вокруг провода, ведущего к клемме 67 («D+»). Исправный генератор должен показать величину тока возбуждения — равную 3-7 А.
Чтобы проверить обмотки возбуждения потребуется снятие регулятора напряжения, а также щеткодержателя. Если будет необходимость произведите зачистку контактных колец и проверьте обмотку на предмет отсутствия обрывов и замыканий на «массу». Проверять необходимо омметром, его щупы прикладываются к контактным кольцам, после чего снимаются показания. Сопротивление должно быть в пределах от 5 до 10 Ом. После подключите один электрод прибора к любому из контактных колец, а другой к статору генератора. На дисплее должна показываться бесконечно высокое сопротивление, в противном случае — обмотка возбуждения где-то замыкает на «массу».
Как проверить генератор на машине без снятия?
Добрый день. В сегодняшней статье я расскажу, как проверить генератор на машине без снятия. Традиционно для нашего сайта статья содержит множество фото и видео материалов.
Как работает генератор и зачем он нужен?
В современных автомобилях множество потребителей электроэнергии — от автомагнитолы до обогрева заднего стекла. Для работы всех этих потребителей необходима электрическая энергия. Основным ее поставщиком является генератор. Когда он не может покрыть все потребности, например в пробке, расходуется энергия, запасенная в аккумуляторе. После того как появляются условия, генератор восполняет заряд аккумулятора.
При малейших неисправностях генератора, возможны проблемы с восполнением заряда аккумулятора и как следствие проблемы с запуском двигателя.
Наглядно принцип работы генератора можно посмотреть на этом видео:
Как проверить электрическую часть генератора?
Схема проверки следующая:
Включаем мультиметр в режим измерения напряжения до 20 вольт постоянного тока.
Закрепляем его щупы на колесах генератора, при полностью заряженной батарее прибор покажет 12.5-12.9 вольта.
Запускаем двигатель, и даём ему поработать на повышенных оборотах 4-5 минут.
Если генератор исправен, напряжение поднимется до 14.5-14,7 Вольт.
Постепенно включаем потребители (фары, салонный отопитель, обогрев стекла, музыку, подогрева сидений) и контролируем напряжение. Даже на холостом ходу оно не должно быть ниже 13.5 вольт.
Если все так — ваш генератор исправен.
Вот видео проверки генератора мультиметром:
Если у вас нет мультиметра то, генератор можно проверить и без него, но точность такой проверки не высока.
Делается это следующим образом:
Если двигатель не заглох, генератор можно считать исправным. «Газовать» при снятой клемме недопустимо!
Вот пример видео со снятием аккумулятора с автомобиля с работающим двигателем:
Важные примечания.
Многие автомобили оборудованы вольтметром, но его показаниям можно доверять очень условно, так как точность его показаний не велика и не редко отличается на 0.5-1 вольта в любую сторону.
Проверка генератора методом снятия клеммы не всегда приемлема — не везде к аккумулятору есть хороший доступ, а на сложных автомобилях, такая проверка чревата появлением ошибок и зажиганием контрольной лампы проверьте двигатель.
Договорились — безопаснее проверять электрическую часть генератора мультиметром, измеряя напряжение на аккумуляторе. В крайнем случае, допустимо проверить генератор скинув минусовую клемму.
Как проверить обгонную муфту не снимая ремня генератора?
Про назначение и проверку исправности обгонной муфты у нас на сайте есть отдельная статья, поэтому кратко.
При работе двигателя обгонная муфта не должна скрипеть и шуметь.
На заглушенном двигателе, при помощи тонкой отвёртки, проворачиваем якорь генератора.
В идеале, он должен прокручиваться в одну сторону и сторониться в другую. Вот вам наглядное видео:
Если обгонная муфта заклинит, ремень генератора, при крайнем износе, может просто соскочить.
Как проверить подшипники генератора?
По-хорошему, для проверки подшипников, необходимо снять ремень генератора. Только так можно полностью проверить люфты и шум подшипников.
Есть дедовский метод прослушивания подшипников.
Вам понадобится металлической пруток достаточной длинны.
На запущенном двигателе упираем пруток в генератор, а второй конец подносим к уху (ВНИМАНИЕ нельзя засовывать пруток в ухо, вы и так все отчетливо услышите).
Делается это вот так:
Заключение.
Я надеюсь, что прочитав эту статью, вы поняли, как проверить генератор на машине без снятия.
— запустили двигатель, скинули минусовую клемму, двигатель не заглох – ОК
— послушали что не шумят подшипники – ОК
— если генератор оборудован обгонной муфтой, проверили её – ОК
Если все эти пункты выполняются генератор можно считать исправным.
На этом у меня сегодня все. Если у вас остались вопросы или вы хотите дополнить статью, пишите комментарии.