Как проверить работает ли вентилятор на авто
Как проверить систему охлаждения
Проверить систему охлаждения можно различными методами, и их выбор зависит от того, по какой причине она стала хуже работать. Так, при появлении белого дыма из выхлопной нужно искать утечку антифриза, при завоздушивании системы необходимо проверить циркуляцию охлаждающей жидкости и ее герметичность. Еще имеет смысл осмотреть места возможной физической утечки антифриза, проверить крышку радиатора и расширительного бачка, а также правильную работу датчика охлаждающей жидкости.
Зачастую после проверки системы охлаждения двигателя автовладельцы проводят ее промывку при помощи специальных или подручных средств. В некоторых случаях помогает замена антифриза или тосола, поскольку со временем эти технологические жидкости теряют свои свойства, либо они были изначально неправильно подобраны, например, прошлым автовладельцем.
Признаки неисправности системы охлаждения
Существует ряд типовых признаков, которые явно указывают на то, что система охлаждения частично или полностью вышла из строя и нуждается в диагностике. Среди них:
Появление хотя бы одного из перечисленных выше признаков указывает на то, что автолюбителю рекомендуется выполнить диагностику охлаждающей системы двигателя.
Причины неисправности системы охлаждения
При появлении первых же признаков неисправности необходимо искать ее причину и, соответственно, проводить ремонтные работы.
Причинами поломки охлаждающей системы могут быть:
Каждая из перечисленных причин диагностируется по-своему, в соответствии с ее неисправными элементами.
Как проверить систему охлаждения двигателя
Проверка системы охлаждения двигателя автомобиля требует осмотра семи ее компонентов. Главной задачей при этом является выяснить есть ли газы в системе, проверить герметичность и определить места утечки, определить давление в системе исправность циркуляции охлаждающей жидкости, а также определить температуру срабатывания вентиляторов и термостата.
Таким образом, необходима диагностика следующих компонентов системы охлаждения:
Далее вкратце приведем информацию о том, каким образом следует выполнить диагностику перечисленных выше элементов и механизмов.
Как проверить газы в системе охлаждения
Соответствующая проверка заключается в определении наличия влаги в выхлопных газах и их присутствие в системе охлаждения.
Белые выхлопные газы
Зачастую о неудовлетворительном техническом состоянии системы охлаждения и двигателя в целом сигнализируют выхлопные газы белого цвета. Они образуются в результате того, что антифриз (охлаждающая жидкость) попадает из системы охлаждения непосредственно в камеру сгорания, где разбавляется в топливовоздушной смеси и сгорает вместе с ней. Как правило, это происходит по причине пробитой прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ).
Белый дым из выхлопной трубы
Основные причины почему идет белый дым из выхлопной дизеля или бензинового авто: влага, охлаждающая жидкость в цилиндрах, вода в топливе и нарушение системы впрыска
Подробнее
Определить, что белый дым — это результат попадания антифриза в двигатель достаточно просто. Для этого следует извлечь масляный щуп из его посадочного места в блоке цилиндров и проверить масло. Причем как его уровень, так и состояние. Обычно при пробитой прокладке ГБЦ масло также будет «уходить», соответственно, его уровень будет быстро снижаться. Второе, на что нужно обратить внимание, — это его состояние. Если антифриз попадает в масляную среду, то моторное масло приобретает белый оттенок и становится похожим на сметану или сливки (зависит от количества и продолжительности смешивания этих двух технологических жидкостей).
Еще один метод, как проверить выхлопные газы на наличие в них испаренной охлаждающей жидкости — поднести к выхлопной трубе белую чистую салфетку. Если в выхлопных газах будет иметь место влага — значит, она попала в цилиндры либо из топлива либо из охлаждающей системы (обычно это происходит в случае использования в качестве антифриза воды). Если же на салфетке остаются пятна с голубоватым или желтым оттенком — это следы «улетающего» антифриза. Обычно эти пятна имеют кисловатый запах. Соответственно, нужно выполнять дополнительную диагностику.
Проверка выхлопных газов в системе охлаждения
При пробитой прокладке ГБЦ часто возникает ситуация, когда в систему охлаждения попадают выхлопные газы. Признаки могут быть самыми разными, однако они совпадают с теми, которые возникают при завоздушивании системы. Например:
Чтобы определить, есть ли газы в системе охлаждения двигателя можно воспользоваться тем же методом, что и при проверке целостности прокладки ГБЦ — воспользоваться презервативом или воздушным шариком. Проверка производится по следующему алгоритму:
Использовать машину с завоздушенной (загазованной) системой охлаждения не рекомендуется, по крайней мере, в долгосрочной перспективе, поскольку это чревато значительным перегревом двигателя и частичным или полным выходом его из строя.
Как проверить утечку
Еще одна распространенная проблема с системой охлаждения двигателя автомобиля — это ее разгерметизация. Из-за чего возникает утечка жидкости либо завоздушенность (хотя она может возникнуть и по другим причинам). Разгерметизация может произойти в самых разных местах, но чаще всего на местах соединения патрубков.
Почему уходит антифриз
Почему постоянно снижается уровень антифриза в системе? Как найти причину и устранить неполадки. Об этом и другом читайте в данном материале
Подробнее
Проверка герметичности системы охлаждения
Охлаждающая жидкость уходит именно из-за разгерметизации системы. Так, чтобы проверить герметичность, необходимо выполнить ревизию следующих ее элементов:
Присутствие течей определяется визуальным методом, по наличию мокрых мест или использовав проверку ультрафиолетом. В продаже имеется специальный флуоресцентный состав, который можно добавить в антифриз перед заливанием его в систему. Также у многих современных антифризов подобные присадки изначально входят в их состав с завода. Использование флуоресцентных присадок даст дополнительное удобство в диагностике, поскольку при утечке охлаждающей жидкости для локализации места повреждения достаточно будет воспользоваться ультрафиолетовой лампой, чем позволит значительно сократить время и усилия автовладельца или мастера по локализации места утечки.
Давление в системе
В системе охлаждения всегда должно быть избыточное давление. Это нужно для того, чтобы поднять температуру кипения охлаждающей жидкости, поскольку из законов физики известно, что температура кипения поднимается по мере того, как поднимается ее давление. У большинства современных автомобилей температура антифриза при нормальной рабочей температуре двигателя составляет порядка +80°С…+90°С. Соответственно, если произойдет разгерметизация, то давление упадет, а с ним снизится и температура кипения охлаждающей жидкости. К слову, температура кипения старого антифриза ниже, чем только что залитого, поэтому охлаждающую жидкость нужно менять по регламенту.
Однако существует и обратная проблема, когда давление в охлаждающей системе значительно увеличивается. Обычно такая ситуация происходит по причине того, что неисправен воздушный клапан в крышке радиатора или расширительного бачка (на разных машинах этот клапан может быть установлен на одной или другой крышке). Как его проверить и для чего он нужен — читайте в следующем разделе.
Избыточное давление опасно тем, что в таких условиях может закипеть даже новый антифриз, рассчитанный на температуру кипения около +130°С со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, если в автомобиле наблюдается подобная ситуация, то рекомендуется попросту заменить крышку радиатора на новую. В крайнем случае можно попробовать почистить и отремонтировать старую, но это не лучшая затея.
Крышка радиатора
Как указывалось выше, давление в системе охлаждения непостоянно, и растет по мере нагревания жидкости. Доливание антифриза выполняется через крышку радиатора либо через крышку расширительного бачка. Крышка же радиатора имеет в своей конструкции два клапана — перепускной (другое название — паровой) и атмосферный (впускной). Перепускной клапан нужен для плавного контроля давления внутри системы. Он используется для стравливания избыточного давления и поддержания значения давления на заданном уровне. Используется в процессе работы двигателя. Задача атмосферного клапана противоположная, и заключается в обеспечении постепенного допуска воздуха в систему через крышку в процессе остывания охлаждающей жидкости в системе. Обычно минимальное значение находится в районе 50 кПа (на старых советских машинах), а максимальное — около 130 кПа (на современных иномарках).
Как проверить крышку радиатора
При неисправности крышки радиатора охлаждения двигателя может не только подтекать антифриз, но и вся система охлаждения работать неправильно. Чтобы быстро проверить крышку на давление вам нужно.
Подробнее
Проверка системы охлаждения подразумевает, в том числе, и ревизию крышки радиатора, и входящих в ее конструкцию упомянутых клапанов. Кроме них необходимо проверить ее общее состояние (износ резьбы, поверхности, наличие трещин, наличие коррозии). Также нужно проверить пружину крышки и ее уплотнительного соединения. В случае, если крышка будет неправильно работать, то при нагревании антифриза патрубки и даже радиатор будут вздуваться, а при охлаждении — сжиматься. В любом случае подобная деформация негативно скажется как на состоянии непосредственно радиатора, так и на работе системы в целом.
Проверка вентилятора системы охлаждения
Перед выполнением проверки вентилятора системы охлаждения необходимо учитывать, что существует три разновидности его привода — механическая, гидромеханическая и электрическая. Механический привод использовался в старых карбюраторных автомобилях и приводился в движение натяжным ремнем, соединенным с коленчатым валом.
Гидромеханический привод подразумевает использование гидропривода, то есть, гидравлической системы, что встречается достаточно редко. Вентилятор приводится в движение при помощи вискомуфты. Она передает крутящий момент от коленчатого вала на непосредственно вентилятор. Вязкостная муфта корректирует скорость вращения вентилятора посредством попадания в масло заполняющей жидкости — силикона. Гидравлическая же муфта регулирует скорость вращения вентилятора за счет количества жидкости в ней.
Наиболее часто встречающийся привод вентилятора охлаждения — электрический. Управление происходит непосредственно ЭБУ на основании информации от нескольких датчиков, в том числе, от датчика температуры охлаждающей жидкости.
Перечисленная выше информация необходима для того, чтобы понимать, что проверять в конкретном случае. Так, в самом простом механическом приводе можно проверить натяжение ремня, целостность подшипников вентилятора, его крыльчатки, ее чистоту.
У вентиляторов, управляемых вязкостной или гидравлической муфтой, необходимо также проверять подшипники вращения, состояние крыльчатки. Однако самое главное — работу муфт. Самостоятельно это лучше не делать, а обратиться за помощью в автосервис, поскольку для проверки и демонтажа необходимо дополнительное оборудование.
Диагностика самого распространенного электрического привода вентилятора предполагает проверку следующих узлов:
Для этого нужно воспользоваться обычным электронным мультиметром, включенным в режим измерения постоянного напряжения.
Как проверить циркуляцию охлаждающей жидкости
За циркуляцию отвечает помпа и термостат. Поэтому если ее производительность нарушено, то и давление в системе охлаждения изменится. Так что обязательным пунктом проверки является проверка неисправностей помпы и проверка термостата. Кроме того циркуляция нарушается если забит продуктами распада антифриза радиатор, поэтому он также подлежит обязательной проверке.
Термостат
Термостат позволяет двигателю быстрее прогреться и дать охлаждающей жидкости выйти на рабочую температуру в холодное время года, и не дать мотору перегреваться в теплый сезон. Проверить этот его достаточно просто, даже не демонтируя его с машины. Однако перед этим термостат нужно найти. Как правило, термостат расположен за радиатором, и соединен с ним толстым патрубком, на который и следует ориентироваться. Выполняется проверка по следующему алгоритму:
Если в процессе проверки термостат не открывается либо он открыт с самого начала — необходимо выполнить его дополнительную диагностику уже после его демонтажа. Делают это в кастрюле с горячей водой и термометром.
Термостат может полностью выйти из строя (что бывает не так часто), либо просто его заклинило из-за мусора. В этом случае его можно просто почистить и установить на место, но лучше его поменять на новый.
Радиатор
Проверка радиатора заключается в выяснении, имеется ли в его корпусе течь либо пробка и эффективно ли он охлаждает антифриз. Соответственно, для проверки нужно внимательно осмотреть корпус радиатора (когда он холодный), а также места его соединений с соответствующими патрубками. При наличии микротрещин охлаждающая жидкость будет просачиваться через них, поскольку антифриз очень текуч. Например, можно найти его капли на асфальте (или другой поверхности) после длительной стоянки автомобиля.
Эффективность работы радиатора можно проверить и по тому, что если все остальные элементы системы охлаждения работают в штатном режиме, то, скорее всего, радиатор попросту забит изнутри и не в состоянии в должной мере выполнять свои функции. В этом случае можно выполнить чистку либо всей системы охлаждения целиком (в любом случае она не повредит), либо демонтировать радиатор (если есть такая возможность) и почистить его отдельно снаружи и изнутри.
Проверка датчика температуры ОЖ
Во всех современных автомобилях, двигатели которых управляются электронным блоком (ЭБУ), имеется датчик температуры охлаждающей жидкости. Он необходим для того, чтобы передавать соответствующую информацию на ЭБУ, который в свою очередь корректирует другие, связанные с работой, сигналы.
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Проверка датчика температуры ОЖ двигателя автомобиля производится с помощью мультиметра. В зависимости от способа будут требоваться еще и дополнительные ресурсы, но наличие табличных и номинальных данных по сопротивлению обязательно
Подробнее
Датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращенно ДТОЖ) — это термистор, то есть, резистор, который изменяет свое внутреннее электрическое сопротивление в зависимости от того, как меняется температура его чувствительного элемента. Последний помещен в магистраль охлаждающей жидкости для выполнения соответствующих функций. Проверка датчика выполняется с помощью электронного мультиметра, переключенного в режим омметра, то есть, в режим измерения электрического сопротивления.
Состояние охлаждающей жидкости
В первую очередь необходимо помнить, что каждый автопроизводитель рекомендует для выпускаемых им машин определенный тип антифризов. Причем некоторые из них можно смешивать между собой, а некоторые категорически нельзя! Соответственно, нужно пользоваться антифризом рекомендуемого класса. Кроме этого, существует список регламентных работ, в состав которых входит и периодическая замена охлаждающей жидкости. В среднем рекомендуется это делать раз в два года.
При проверке охлаждающей системы необходимо обращать внимание на уровень и состояние антифриза. Уровень можно контролировать по соответствующим отметкам MIN и MAX на стенках расширительного бачка. Причем одинаково вредно, когда жидкости очень мало и когда ее с избытком. Однако обычно она постепенно улетучивается, поэтому периодически тосол или антифриз необходимо подливать.
Также при контроле охлаждающей жидкости важно обращать внимание на ее состояние. В частности, она должна быть максимально чистой и прозрачной. Если в антифризе будет много примесей и/или мусора, то он потеряет часть своих эксплуатационных характеристик, в частности, у него снизится температура кипения со всеми вытекающими последствиями. Обращать внимание нужно еще и на наличие масляной пленки на поверхности жидкости в расширительном бачке. Если она имеет место быть, то жидкость следует заменить, и дополнительно диагностировать систему на предмет локализации места, откуда масло просачивается в антифриз.
Последняя проверка в данном ключе — это запах. Обычно новый антифриз имеет сладковатый запах. Если же вместо этого охлаждающая жидкость отдает гарью и имеет горелый запах, то это означает, что она частично вышла из строя и ее лучше заменить.
Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя
Как правило, проблемы системы охлаждения связаны с несвоевременным или некачественным обслуживанием ее отдельных элементов или использованием неподходящего антифриза. Соответственно, для того, чтобы охлаждающая система работала исправно и выполняла свои функции в долгосрочной перспективе, необходимо периодически выполнять ее обслуживание и диагностику. В список этих процедур входит:
Помните, что профилактические меры всегда менее трудоемки и требуют меньшего времени для выполнения. Кроме этого, исправная система охлаждения увеличивает общий ресурс двигателя автомобиля.
Не работает вентилятор охлаждения: причины, диагностика и ремонт
Независимо от конструкции ДВС, этот важный элемент автомобиля нуждается в тщательном охлаждении, чтобы избежать перегрева и вследствие чего поломки подвижных конструкций. ДВС современного типа оснащены ОЖ (охлаждающей жидкостью), циркулирующей посредством водяного насоса. Чтобы она не закипала применяется специальный радиатор, состоящий из нескольких тонких трубочек и ламелей.
В процессе перемещения воздух попадает на металлическую поверхность и проходит между ламелями, что помогает охладить металл. В результате температура жидкости постепенно снижается. Чтобы не допустить возникновения критической ситуации, важно оперативно определить локализацию поломки и узнать, по каким причинам не работает вентилятор охлаждения.
Общее представление о вентиляторе охлаждения
Конструкция представлена в виде обыкновенного электрического двигателя, который питается 12В от бортовой сети. Вал имеет специальную крыльчатку, посредством которой формируется воздушный поток, направляющийся к поверхности радиатора. Вентилятор крепится к передней части станины, а с обратной стороны прикрывается радиаторной решеткой.
Как активизируется устройство
Активация работы охлаждающего вентилятора может осуществляться несколькими способами. Все зависит от марки и конфигурации транспортного средства. Если машина имеет карбюраторный двигатель, то температура жидкости должна достичь диапазона 105-107 градусов. Тогда автоматически включается датчик, отправляющий сигнал на реле. Оно в свою очередь подает питание на электрический мотор, замыкает цепь.
Машины, оснащенные инжектором, имеют несколько другую систему охлаждения и работу вентилятора. Все процессы запускает электронный блок управления. Первоначально информация с датчика обрабатывается контроллером, а потом передается на реле.
Причины возникновения неисправности
Когда температура жидкости повышается до критического уровня, это означает, что не срабатывает вентилятор охлаждения. Главная цель – это как можно быстрее определить локализацию неисправности и ликвидировать ее. Существует ряд самых распространенных причин, почему не включается вентилятор охлаждения:
электрический двигатель вентилятора перестал работать;
нарушение целостности проводки, которая обеспечивает беспрерывное питание электромотора и подключения датчика включения;
контакт датчика и электродвигателя перестал быть надежным;
предохранитель перегорел;
реле вентилятора оказалось неисправным;
сломался датчик;
предохранитель клапана расширительного бачка работает с перебоями.
Определить неисправность в каждом случае возможно самостоятельно. Разберем каждый пункт более подробно.
Если сломался электродвигатель вентилятора
Если не работает вентилятор охлаждения, то в первую очередь важно проверить, в каком состоянии находится электропривод. Для этого потребуется взять 2 провода, сделать подключение к вентилятору и организовать питание от АКБ напрямую. Если запуск прошел успешно, значит, элемент исправен и нужно проводить диагностику дальше.
Также стоит обратить внимание на разъемы и контакты в электродвигателе. Иногда неисправность появляется из-за скопления грязи и пыли, а также окисления металлических элементов.
Если после подключения к АКБ ничего не произошло, значит, проблема в электроприводе. Поломка случается по нескольким причинам:
щетки износились;
коллектор разрушился;
обмотка ротора замкнулась.
В первом варианте достаточно поставить новые щетки. Во втором и третьем случае ситуацию исправить невозможно. Нужен новый вентилятор.
Проверка проводки
Не менее распространенная причина, по которой вентилятор охлаждения перестает работать. Может произойти разрыв провода или замыкание. Для проверки достаточно использовать обыкновенный тестер, предварительно активировать режим детектора. Сделать прозвон проводки, которая соединяет контроллер с предохранителем, реле и электродвигателем.
Проверка предохранителя и реле вентилятора
Для начала нужно сделать проверку предохранителя вентилятора. Как правило, он располагается в блоке монтажа под капотом. Чаще всего маркируется обозначением F7. Проверку сделать при помощи тестера. Если все в порядке, нужно найти реле включения. Чтобы найти необходимое реле, рекомендуется использовать руководство автомобиля. Под капотом должно располагаться 3 реле.
В кустарных условиях определить работоспособность практически невозможно, поэтому легче всего воткнуть реле в соседнее гнездо.
Тест датчика включения
Еще одной популярной причиной, из-за которой не работает вентилятор, выступает неисправность датчика. Точно определить, что сломался датчик, возможно только в автомобилях с инжекторами. Если отключить питание, то электронная система воспримет это как неисправность и сделает запуск вентилятора в аварийном режиме.
Когда выходит из строя датчик включения вентилятора, то следует быть осторожным. Проверку нужно проводить следующим образом: прогреть машину до тех пор, пока температура жидкости не достигнет 100 градусов. Далее заглушить двигатель, открыть капот и отключить датчик, отсоединяя разъем. Далее запустить двигатель. Если вентилятор начнет работать, значит, проблема в неисправности датчика.
Важно обратить внимание, что в машинах с карбюраторными двигателями, сделать проверку подобным образом невозможно. В данном случае можно сделать только замену нового датчика и прогреть двигатель до рабочей температуры.
Смена предохранительного клапана
Еще одна не менее распространенная проблема, которая может привести к перебоям работы вентилятора. Если ранее были выполнены вышеперечисленные проверки и все элементы в порядке, то нужно проконтролировать предохранительный клапан расширительного бачка.
Главная функция клапана – это поддержание рабочего давления выше атмосферного показателя. Таким образом, вода, присутствующая в составе жидкости, не закипает при достижении температуры в 100 градусов. Если клапан перестает работать, то давление становится таким же, как и атмосферное, а жидкость начнет закипать при достижении определенной температуры.
Датчик сработает только при 105-107 градусах. Жидкость начнет закипать, а вентилятор не сработает. В кустарных условиях проверить работу данного элемента невозможно. Но реально купить новую деталь и сделать замену.
Если потребуется замена датчика, важно покупать такую же модель с идентичными характеристиками. В противном случае система охлаждения начнет срабатывать слишком рано или поздно. Замену можно сделать самостоятельно, используя следующий порядок:
отключить клемму с АКБ;
освободить радиатор от жидкости;
отсоединить два провода, которые подключены к датчику. Использовать ключ в 30 мм;
нанести на новый датчик герметик и установить на соответствующее место;
не нужно затягивать датчик слишком сильно;
залить ОЖ, завести двигатель и ждать пока температура поднимется.
Если все действия сделаны правильно, то процедура не отнимает много времени. В среднем замена нового датчика отнимает не более 30 минут. Можно обратиться в специализированный центр, но простая процедура может обойтись недешево.
Несколько полезных советов
Ряд эффективных советов поможет сократить риск возникновения неисправности вентилятора, а если это произошло, то минимизировать потери:
периодически нужно контролировать работу отдельных элементов системы охлаждения. Обязательно проверять температуру охлаждающей жидкости. Показатель отображается на панели приборов. Можно прислушиваться к характерному звуку;
контролировать уровень охлаждающей жидкости, своевременно производить замену;
как минимум один раз в год требуется промывать крышку в расширительном бачке. Достаточно использовать обыкновенную воду. Легкая процедура поможет продлить эксплуатацию предохранительного клапана;
если обнаружен хотя бы небольшой сбой в системе охлаждения, нужно прекратить эксплуатацию автомобиля как можно быстрее и начать исправлять ситуацию в зависимости от локализации поломки.
Нередко происходит ситуация, когда вентилятор перестает работать конкретно из-за выхода из строя какого-то механизма. Например: реле, электропривода или датчика. Тогда нужно отключить инжектор или подключить электропривод к бортовой сети. Это поможет добраться до ближайшего сервиса без возникновения перегрева двигателя.